МКОУ Берёзовская СОШ Куртамышский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе
1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Берёзовская средняя общеобразовательная школа»
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Заикина Лилия Викторовна
1.3.        Почтовый адрес

 

Курганская область, Куртамышский район, село Советское, улица Школьная 1
1.4.        Телефон

 

8 (35249)24247
1.5.        Сайт

 

https://shkolaberezovskayasovetskoe-r45.gosweb.gosuslugi.ru/
1.6.        Электронный адрес

 

Bsh96187@rambler.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

102 учащихся

Начальная ступень: 4 класса

Основная ступень: 5 классов

Средняя ступень: 2 класса

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

Количество педагогов — 18, высшее образование – 11 педагогов, среднее профессиональное – 7 педагогов.
1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Школа имеет государственную аккредитацию и лицензию на право ведения образовательной деятельности на уровне начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования детей и взрослых. На начальном уровне реализуется программа «Школа России», для основного уровня реализуются общеобразовательные программы. Дополнительное образование представлено кружком «Промышленный дизайн», клуб «Патриот».

 

Образовательный процесс организован в одну смену. С 1 по 4 класс — пятидневная учебная неделя,  с 5 по 11 класс – шестидневная учебная неделя. Занятия начинаются с 9 ч. 00 мин. Продолжительность уроков – 40 минут

 

Осуществляется доставка детей школьным автобусом из близлежащих деревень (д.Птичье, с.Березово,д. Новая Калиновка, д. Добровольное)

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Школа двухэтажная, типовая. Имеется спортивный зал, специализированные кабинеты: физики, информатики, ОБЖ, химии, биологии, библиотека, мастерская для мальчиков, кабинет технологии для девочек, столовая, кабинеты «Точка роста».

 

 

2. История школы: основные вехи
2.1.            Дата основания школы 1930 год
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

На территории села Советское школы не было до 1930 года. В 1927 году первый класс занимался в частном домике, затем отвели комнату в училище. Когда построили здание конторы, в нём отвели комнату для школы, затем отвели целое «крыло».

   В 1930году всё здание было передано под школу. Так на центральной усадьбе совхоза появилась начальная школа,  в которой учились дети и взрослые.

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

  Одной из первых  работала в школе Зоя НиколаевнаМаксимова (с 1932 года).

  В 1935 году открыт 5 класс, а через два года открылась семилетняя школа. Директором школы был Игорь ПетровичПопов.

   В годы войны директорами школы были Костин (1941 – 1943 г.), Чистяков А.Я. (1943 – 1949г.), завучем Мария Васильевна Уланова.

В должности директора работали: Игорь Петрович Попов, Мария Васильевна Уланова, Яков Андреевич Чирков, Александр Николаевич  Чистяков, Зинаида Николаевна Петрова, Агриппина Дмитриевна Хвостанцева, Глеб Максимович Большаков, Григорий Лаврентьевич Сёмкин, Геннадий Михайлович Исакин (с 1967 по 1971 год), Алексей Николаевич Скоробогатов.

Больше десяти лет руководила школой Ида Фёдоровна Марчук.

  С 1987 по 2010 год школой руководила опытный педагог Ольга Николаевна Мистюрина.

Последние одиннадцать лет школьный коллектив возглавляет Лилия Викторовна Заикина.

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

1927 год – открытие  первого  класса, который  занимался в частном домике

1930 год – открытие начальной школы

1935 год –  открыт 5 класс

1962 год  – запущено основное здание школы

1990 год – пристрой

  2007 год  –  президентский грант в размере миллиона рублей

  В 2016 год – присвоен   статус Региональной инновационной площадки (пилотной) по теме «Агробизнесобразование Зауралья» в рамках проекта «Профессиональный технопарк «Зауральский навигатор»

  2019 года  – в  рамках федерального проекта «Современная школа», национального проекта «Образование» открытие «Точка роста».

С 2022 года является региональной инновационной площадкой по теме «Агроклассы им. Т.С. Мальцева.

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)   Сменялись учителя, директора, но бессменным завучем в течение 40 лет была Емельянова Валентина Николаевна, «учитель учителей», – так называли её не только в школе, районе, но и в области. Высоко оценен её труд – заслуженный учитель школ РСФСР.

  Прочные знания по химии давала Нелли Евсеевна Исакина, награждённая орденом «Дружбы народов».

 

  Гребенюк Ольга Павловна –  Почётный работник общего образования.

 

  Мистюрина (Сироткина) Ольга Николаевна, родилась 18 июля 1950 года в селе Советское. В 1975 году поступила в 1 класс Берёзовской средней школы, которую окончила в 1967 году, в этот же год поступила на очное отделение Курганского пединститута на факультет «Русский язык и литература», который окончила в 1972 году.

Вся трудовая деятельность связана с Берёзовской средней школой. В 1971 году принята учителем, в 1987 году назначена директором данной школы. В 2010 году ушла с должности директора и осталась в школе работать учителем русского языка и литературы до 2021 г. Награждена государственной наградой «Отличник народного просвещения», Ветеран труда.

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Учителя выпускники нашей школы:

Ольга Николаевна Мистюрина (Сироткина), Андрей Иванович Мичкин, Олег Геннадьевич Кузнецов, Раушан Хайдаровна Жемангулова (Кубекова), Нина Григорьевна Копа (Пономарёва), Наталья Сергеевна Кучина (Мистюрина), Екатерина Сергеевна Пономарева (Трофимова), Татьяна АнатольевнаГорохова (Заикина), Александр Иванович Лысенков, Жибек Сапаргалеевна Бекелекова, Зауреш Таскеновна Насымбаева (Сасыкбаева), Юлия Владимировна Свирская (Печёрина), Ирина Савельевна Белокурова (Сосновских).

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

Со дня основания школы важным партнером был совхоз «Березовский», который всегда оказывал помощь школе.

ПУ-19, в настоящее время «Березовский агропромышленный техникум».

3.        Культура школы
3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

 Воспитание духовности, нравственности и патриотизма у обучающихся в условиях сельской школы.
3.2.            Ценности школьной жизни

 

  Жизнь школы, как и жизнь человека, пронизана духом творческой непредсказуемости. Школа, как и культура, питается талантами. От профессионализма учителя, его компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни.

  Главные ценности школы — обучение, ориентированное на ученика, вера в успех каждого.       

   Процесс обучения в школе сложный и радостный: каждый ученик здесь успешно продвигается собственным путем – в соответствии со своими способностями и возможностями. Мы помогаем каждому найти свой путь к успеху, постоянно поднимать планку личных достижений — научиться преодолевать трудности, повысить самооценку, обрести уверенность в себе. Мы верим в успех каждого.

  Неталантливых детей нет – нужно только помочь им раскрыть свой талант, предложить попробовать себя в разных областях и видах деятельности

3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.) Создание школьных символов в разработке.
3.4.            Традиции и ритуалы

 

Почётный караул

Участие в шествии Бессмертного полка

Школьный кросс

День туризма в сентябре

 Во время проведения линейки 1 сентября вручаются грамоты отличникам школы, одиннадцатиклассники поздравляют первоклассников: дарят им сувениры,  говорят напутственные слова.

  Когда для 11-классников звучит последний звонок  — первоклассники желают выпускникам удачи и дарят сувениры.

Ежегодно 1 сентября, 1 октября,  5 октября проводится акция «Поздравь ветерана педагогического труда».

Ярмарка «Школьный Арбат».

День самоуправления.

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей) Ежегодно в школе проводятся Предметные недели, Декада открытых уроков, где учителя представляют опыт своей работы.
3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Акция «Обелиск»

Проект «Спасибо Вам, Учителя»

Еженедельное торжественное исполнения гимна Российской Федерации с поднятием флага

 Акция «Бессмертный полк»

 Акция «Спасибо за заботу»

Акция «Неделя добрых дел»

Акция «Чистый берег»

Акция «Георгиевская ленточка»

Акция «Сад Победы»

Акция «Клумба выпускника»

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

ЮИД

Волонтёры

ДЮП

Клуб «Патриот»

Спортивный клуб «Юность»

Школьное самоуправление «Лидер»

3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)  Песни о школе, русские народные игры, хороводы, частушки о школе, о труде и т.д.
4.        Школа на земле
4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа   До 1917 года село входило в состав Берёзовской волости Курганского уезда Тобольской губернии.

   По данным на 1926 год совхоз Берёзово (он же бывший хутор Колупаевых) состоял из 52 хозяйств.    В административном отношении входил в состав Берёзовского сельсовета Звериноголовского района Курганского округа Уральской области.

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Школа активно участвует в жизни села. Организует различные акции и мероприятия.

Ученики принимают участие в субботниках, убирают территорию школы и села, ухаживают за обелиском.

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня – ПУ-19, в настоящее время «Березовский агропромышленный техникум»,

– Краеведческий музей с. Советского,

– Советский Дом Культуры,

– Районный краеведческий музей им Н.Д.Томина,

– Куртамышский центр культуры г.Куртамыш- РДК,

– Куртамышская центральная библиотека»- структурное подразделение «МБУК «Куртамышский Центр культуры»;

– ООО «Зауралье»;

– ЦРБ им К.И. Золотавина,

– ФАП с. Советского

5.        История и культура школы в деталях
5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Хвостанцева Агриппина  Дмитриевна

Родилась Агриппина Дмитриевна 5 июля 1921 года в селе Берёзово.

  В 1937 году закончила Прорывинскую школу и поступила учиться в Крутамышский педагогический техникум.

  В 1940 году была направлена заведующей школы фермы № 3 Алабугского совхоза.

  В 1941 году по семейным обстоятельствам была переведена в Берёзовскую среднюю школу.

  В 1943 году ушла добровольцем на фронт. Первое боевое крещение Агриппина Дмитриевна приняла под Вязьмой в составе 1088 зенитного артиллерийского полка 82 дивизии противовоздушной обороны.

  Участвовала в освобождении города Смоленска. В составе своего полка прошла большой боевой путь от Волги до Днепра и Вислы.

  Участвовала в освобождении Польши. 

  В 1945 году была демобилизована из армии и по 1949 год работала учителем начальных классов в Берёзовской средней школе. 35 лет прорабаотала учителем истории (с 1949 года по 1984 год).

  Награждена 12 правительственными наградами: Орденом Трудового Красного Знамени, медалями за успехи на боевом и трудовом фронтах, в 1985 году в связи с 40-летием Победы награждена орденом Отечественной Войны II степени.

  Не стало Агриппины Дмитриевны в 1988 году.

  В школьном музее находится « Парта героя», посвященная Агриппине Дмитриевне.

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Генеалогическое древо династии Козловых – Пономарёвых (со слов Н.Г. Копа (Пономарёва)).

 «Первой ветвью генеалогического древа я считаю свою маму – Пономарёву (Козлову) Екатерину Макаровну. Мама  родилась 25 ноября 1938  года в многодетной семье, в которой воспитывалось 6 детей. Начала свою трудовую деятельность в 1960 году в Берёзовской средней школе учителем русского языка и литературы. До сих пор ученики вспоминают её с теплотой в сердце, как она их приглашала домой на чай и показывала художественные фильмы по изученным произведениям.

Отличник народного просвещения, Ветеран труда. Награждена Почетными грамотами РОНО, Облоно, райисполкома, Представительного собрания Куртамышского района, 2004 год

Автор двух книг стихотворений о любимом крае, о детях, о школе.

Ушла из жизни мама 8 октября 2006 года. Это стало для всех нас  огромной потерей.

Горохова (Козлова) Татьяна Макаровна – сестра

После окончания Петровского педагогического училища стала работать в Птичанской начальной школе. После потери слуха продолжила работать техничкой в школе.

Ветеран труда.

Борисова (Козлова) Нина Фёдоровна – сестра

После окончания Петровского педагогического училища работала в Берёзовской средней школе учителем истории, затем в д. Ново-Никольское учителем начальных классов.

Ветеран труда

Медаль за доблестный труд.

Козлов Василий Фёдорович – брат

В 1956 году закончил Курганский педагогический институт и стал преподавать физику и математику в городе Курган.

За время работы был награжден почетными грамотами Роно, Облоно.

Ветеран труда.

 

Козлова (Следкова) Ефросинья Ивановна – жена брата

В 1957 году закончив Курганский педагогический институт преподавала уроки математики и черчения. После ухода на пенсию продолжала преподавать в областной больнице Красного креста.

Грамоты Облоно, РОНО.

Ветеран труда.

 

Кокшарова (Козлова) Антонина Фёдоровна – сестра

В 1957 году закончила Курганский педагогический институт. Преподавала математику и физику в селе Украинец Звериноголовского района.

Ветеран труда.

Копа (Пономарёва) Нина Григорьевна дочь

После окончания Куртамышского педагогического училища вернулась в родную школу и вот уже 30 лет сердце отдаю детям! 25 лет проработала учителем начальных классов. После окончания Курганского педагогического университета перешла в среднее звено, преподаю уроки технологии и ОБЖ, явлюсь руководителем школьного музея.

Имею грамоты районного и областного уровня, дипломы победителя в профессиональных конкурсах.

Большое внимание в работе с детьми уделяю патриотическому воспитанию, являюсь руководителем клуба «Патриот».

Аганина (Козлова) Людмила Владимировна – племянница

После окончания Куртамышского педагогического училища начала работать в Ново-Никольской начальной школе, последние 13 лет трудится в Камаганской средней школе учителем начальных классов.

Почетная грамота ДОН Кург. области, 2017

Почетная грамота МОУО Куртамыш, 2010

 

Колесова (Горохова) Нина Филимоновна – племянница

После окончания Курганского педагогического училища работала воспитателем в детском саду города Кургана, после замужества продолжила работать в Переваловской школе.

Пенигина (Пономарёва) Светлана Григорьевна – дочь

После окончания Курганского педагогического института в 2007 году преподавала русский язык и литературу в Берёзовской средней школе

 

Дровнева (Пенигина) Екатерина Владимировна – внучка

Получает педагогическое образования в Курганском педагогическом колледже по специальности «учитель начальных классов», окончила 1 курс.

Возможно в нашей трудовой династии нет больших наград и почетных званий, но самое главное признание для педагога – это уважение и память учеников.

  Абсолютно все члены нашей большой трудовой династии закончили родную Березовскую школу в селе Советском Куртамышского округа».

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Из воспоминаний  Татьяны  Кузевановой (Колпащиковой):

“Пройди по тихим школьным этажам…” Мало тех, кто эту строчку не пропел. Странно, но когда я задаю себе вопрос  – хочу ли я в школу, меня охватывает ступор. Нет, не потому что мне не нравилось учиться, не потому что не было друзей.  Боюсь зайти и увидеть всё другим и выместить те детские впечатления. Хочу помнить коридоры  – длинными, лестницы – огромными. Пусть останется в моей памяти таким же большим и значимым.

Прошло более 20 лет, а я с закрытыми глазами прошла бы всё здание. Вот главный вход, лестница наверх, направо – кабинет физики с всегда улыбающимся  Николаем  Леонидовичем Алексеевым, налево – кабинет алгебры и геометрии. И мы, шумные и дружные, ждём Фёдора Андреевича Марчука.  Он всегда подтянутый, в меру строгий, но человечный,разрешал есть мел у доски, отпускал сменить воду в ведре для мытья доски. И мы вдвоём со Светкой Яковлевой несли эту “тяжесть”, исчезая с урока на добрых десять минут. Не потому что не любили Федора Андреевича, просто он позволял немного анархии на уроке. Он всё понимал. И даже сейчас сквозь годы я будто слышу его своеобразный тембр голоса, его строгое и упрямое заклинание: “Что и требовалось доказать!”

А дальше был кабинет английского языка. Он мне казался мягким, хоть и был обыкновенным кабинетом. Наверное, потому что учитель  – Светлана Ивановна Никитина (Омелина) мягко объясняла, так же мягко ходила, будто скользила по воде. Она заплывала в класс, ласково здоровалась и улыбалась глазами.

За английским был кабинет истории. Он почему-то не стал родным, хоть был нашей классной комнатой. Возможно, потому что я (положа руку на сердце) не любила этот предмет. Хотя наш учитель  Станислав Владимирович Батуев  был тот ещё артист! Все помнят, как он умел резко менять интонацию и громкость так, что даже самые замечтавшийся ученик мог вернуться в реальность урока.

Следующий класс я не знала. Но учителя русского языка и литературы  Надежду Фёдоровну Петухову воспринимала как оперную певицу. То ли из-за высокой причёски, то ли из-за высокого голоса.

А вот дальше… Дальше, после актового зала, кабинет, который лично для меня был сердцем школы. Анализируя сейчас, могу сказать, что учителя и классного руководителя  Екатерины МакаровныПономарёвой было “много” в моей жизни. С ней прожито столько моментов, которые и не являлись уроками по форме, но стали уроками по жизни. Мы весело помогали перевозить на санках имущество музея из здания церкви, учились вести экскурсии, много выступали в тех самых синих сарафанах, которые тоже помнят все… Удивительно, но в ней уживалось столько ролей: классический требовательный учитель, креативный шоумен, оформитель, артистка…

Помогая делать уроки своим детям, я вижу её таблицу по частям речи. Именно благодаря этому учителю много прочитано книг. Её классные часы были такими цельными, с глубоким смыслом, с посылом в большую взрослую жизнь. Екатерина Макаровна была для меня не просто учителем, который выпустил нас из 11 класса, это был тот случай, когда “Учитель! перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…”

Часто в своей обычной жизни цитирую учителя химии – Нелли Евсеевну Исакину. Она сказала когда-то: “Я счастливый человек. Даже когда меня не станет, меня будут помнить сотни моих учеников”. Скорее всего, она этого не помнит. Но эту мысль я храню с 16 лет. И, на мой взгляд, это истина учительства.

За кабинетом химии был островок малышни. Это новая часть здания не была бы значимой для меня, если бы там не работала моя мама. Она никогда не была учителем у меня. Иногда я специально выходила на уроке, чтобы постоять у двери класса, чтобы послушать её выразительную речь. Я замирала, и мне казалось, вот она сейчас совсем не мама, а Любовь Николаевна Колпащикова.

Школа большая… И я помню каждый её уголок.

Сейчас, в ответ на вопрос бунтующих подростков о том, надо ли столько предметов изучать в школе, я повторю извечную фразу взрослых: “Вырастешь – узнаешь”. Я выросла… Я знаю, что когда ставишь палатку, колышек вбивать в землю нужно как Александр Тимофеевич Каргаполов  учил. Спустя много лет, сажусь за швейную машину и с благодарностью вспоминаю уроки труда и Зинаиду Федоровну Соболеву  в её эффектных нарядах. И так можно сказать о каждом учителе.

Может я и хочу пройтись по тихим школьным этажам, но только школа – живой организм. Она уже не та. Там уже нет того, кого я любила всем своим детским сердцем. Поэтому пусть будет та же ниша в стене класса литературы с кипой книг для дополнительного чтения, пусть будут таблицы, нарисованные гуашью. Пусть они будут в моей памяти. Пусть эта хрустальная картинка моей школьной жизни не разобьётся от современной реальности.

Учителя! Вы счастливые люди! Мы Вас помним всегда!