МКОУ Еленская СОШ Хвастовичского района

МКОУ Еленская СОШ Хвастовичского района

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Еленская средняя общеобразовательная школа” Хвастовичского района Калужской области
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Косенкова Ирина Александровна
1.3.        Почтовый адрес

 

249373 Калужская область Хвастовичский район п.Еленский ул.Партизанский проспект 49
1.4.        Телефон

 

8 (48453) 93-1-89
1.5.        Сайт

 

https://40415s002.edusite.ru/

 

1.6.        Электронный адрес

 

elenskiyou@yandex.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

1-4  классы – 59

5-9 классы – 64

10-11 классы – 7

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

21 педагог

Высшее образование – 15

Среднее – специальное – 6

Высшая категория – 2

1 категория – 8

Соответствие занимаемой должности – 8

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Режим работы учреждения.

Продолжительность учебной недели     5-дневная учебная неделя: 1-9 классы, 6-дневная 10-11 классы

Количество занятий в день (минимальное и максимальное) для каждой ступени 1 ступень: минимальное – 4 урока, максимальное -5 уроков;

2 ступень:  минимальное -5   уроков, максимальное- 7   уроков;

3 ступень: минимальное –  6    уроков, максимальное –   7 уроков.

Продолжительность уроков (мин.)    45  минут.

В 1 классе ступенчатый режим: 1,2 четверти – 35 минут;  3,4  четверти – 40 минут.

Продолжительность перемен (минимальная, максимальная) минимальная – 10 минут; максимальная -20 минут.

 

Сменность занятий:

Смена Классы ( груп

ы)

Общее количество обучающихся в смене
1 смена 11 130
2 смена нет нет
1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

МКОУ «Еленская средняя школа» Хвастовичского района Калужской области  основана в 1897 году.

Здание школы  построено и сдано в эксплуатацию  в 1983 году. Проектная вместимость 624 человека. Общая площадь 3200 квадратных метров. Школьное здание построено по типовому проекту: имеет центральное отопление, водоснабжение, канализацию.

Школа располагает  материально-технической базой и информационными ресурсами, обеспечивающими  необходимые условия для учебно-воспитательной деятельности:

•         Спортивный зал

•         Актовый зал

•         Столовая

•         Библиотека

•         Кабинеты: химии и биологии, информатики, технологии, физики

•         Комбинированная  мастерская

•         Кабинеты начальной школы – 4

•         Классные комнаты – 11

•         Краеведческий музей

•         Комната боевой славы

 

2. История школы: основные вехи

 

1.1.            Дата основания школы

 

Октябрь 1897 года
1.2.            Обстоятельства создания школы

 

Строительство стекольного завода, основание поселка в 1894 году. Открытие школы 1897 .
1.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

Семен Любимов 1897-1907

Александр Иванович Обновленский 1907-?

Блашко Николай Петрович 30 е годы

Жуковский Петр Иванович

Главинский Михаил Иванович ( 1929-1940)

Кашеев Семен Алексеевич ( 1945-1948)

Клоков Павел Васильевич

Гутерман Наум Семенович ( 1951-58; 1972-74)

Калинкин Александр Андреевич (1958-61)

Зубкова Нина Андреевна (1961-64)

Изотова Маиса Петровна ( 1964-68)

Рогачева Клавдия Павловна ( и.о до 1971 г)

Кишеев Виктор Андреевич ( 1971-72)

Полях Леонтина Григорьевна ( и.о. до 1974)

Куликов Виктор Андреевич ( 1975-78)

Никитина Серафима Ивановна ( и.о. до 1979)

Сенькин Александр Васильевич ( 1979-80)

 Мосина Элеонора Яковлевна ( 1981-87)

Сидачев Иван Васильевич ( 1987-92)

Жигарева Людмила Наумовна ( 1992-96)

Кузнецова Татьяна Алексеевна ( 1996-2008)

Трифонов Александр Алексеевич ( 2008-2010)

Косенкова Ирина Александровна ( 2010-по настоящее время)

 

 

1.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

1897 – 1917 года – действовала церковно-приходская школа.

С 1917 по 1923 школа рабочей молодежи.

С 1823 по 1940 – школа – семилетка.

С 1945 по 1965 – восьмилетняя школа.

С 1966 года средняя образовательная.

 

 

1.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

В школе работает творческий  коллектив педагогов. Учителя постоянно добиваются больших успехов в реализации Программы развития школы для формирования личности выпускников : социально активных, трудолюбивых, воспитанных на национальных традициях.

Математику преподает Воронкова В.В., Зиновкина Н.М.

Физику, информатику преподает Трифонов А.А.

. В школе работают и добиваются хороших  результатов учителя русского языка и литературы Сафронова Т.Ю., Лосева А.Ф.

Предметы химия и биология преподается Седых Ю.А..

Историю – Кузнецова Е.Н..

Обществознание  – Косенкова И.А.

Английский язык – Иванова З.И.

Технологию – Чурин В.А., Воронкова В.В.

Физическую культуру – Чурин В.А., Евраскин И.Ю.

В школе успешно трудятся учителя начальных классов Чурина Н.А., Трифонова Н.И., Рычагова О.Д., Степкина С.Ю. За добросовестный труд  учителя награждены почетными грамотами Министерства образования РФ, Калужской области, Администрации МР «Хвастовичский район».

1.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

За 120 лет школа выпустила не одну сотню выпускников. Из них много медалистов. Выпуски последних лет: 2015 год – 5 медалей;

2016 год – 3 медали.Выпускники нашей школы успешно поступают и обучаются в высших учебных заведениях.

1.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

Районный Дом культуры «Юбилейный»

Центр ухода за престарелыми и инвалидами

Поселковая библиотека

Поселковый Дом культуры

Центр развития творчества детей и юношества

Районная газета «Родной край»

 

2.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

Обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт.

В школе особое внимание уделяется формированию личности обучающихся, а именно:

Ø  повышению уровня культуры личности школьников;

Ø  развитию способности к творческому самовыражению в образовательной, трудовой и досуговой деятельности;

Ø  развитию культуры умственного труда обучающихся, навыков самообразования.

 

3.2.            Ценности школьной жизни

 

– осознание идей гуманизации и гуманитаризации образования, понимаемых как процесс изменения типа образования;

– доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей, гостей и помощников школы;

– стремление к высокой психологической комфортности для всех субъектов педагогического процесса;

– стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и коллектива учителей;

– атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учащихся и учителей;

– безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы;

– стремление к обеспечению социальной и допрофессиональной адаптации выпускника школы.

3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

 Герб школы
3.4.            Традиции и ритуалы

 

  1. Гражданско-патриотическое воспитание
  • День народного единства;

·  День Конституции;

·  День защитника Отечества;

·  День Победы;

·   Акция «Георгиевская ленточка»

·  Акция «Письмо солдату»;

·  Акция «Забота».

 

  1. Нравственное и духовное воспитание
  • День пожилого человека.

·  День учителя;

·   Международный женский день;

· День защиты детей;

 

  1. Воспитание положительного отношения к труду и к творчеству
  • День профориентации;

·  Акция «Чистота и порядок – дело рук наших»;

 

4.Здоровьесберегающее воспитание

  • День здоровья;

·  Всемирный день отказа от табакокурения;

· Всемирный день памяти жертв СПИДа;

·  Акция «Спорт – как альтернатива вредным привычкам!»;

  • «Веселые старты»;·  «Кросс наций»;·  «Лыжня России»;·  «Школьная Спартакиада»;·  «Президентские состязания и игры».·

 

6.Социокультурное и медиакультурное воспитание

  • День народного единства;
  • Акция «Терроризм проблема человечества».

 

7.Культуротворческое и эстетическое воспитание

  • Школьный фестиваль талантов;
  • «Осенины»;

·  Театральный конкурс «Таланты».

 

8. Правовое воспитание и воспитание культуры безопасности

  • Неделя акции «Внимание – дети!»;
  •   Акция «Дорога и дети»;
  •   День защиты детей;
  •   Акция «Мир твоих прав»;
  •   Акция «Мои права – мои обязанности»;

 

9.Формирование коммуникативной культуры

  • Работа на школьном сайте

 

10.Экологическое воспитание

  • День Земли;
  •   «Зеленый щит»;
  •   Акция «Живи родник»;
  •   Конкурс «Знатоки природы»;

 

11.Семейное воспитание

·         «Мама, папа, я – спортивная семья»

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

 
3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Акции:  Всероссийские акции

«День неизвестного солдата» и «День Героев Отечества»;

Всероссийская акция «День Героев Отечества»;  Районная патриотическая акция «Как живешь,

ветеран?»;  Районная акция «Живая память», посвященная Дню памяти жертв геноцида во Второй мировой и ВОВ войне;

Социальная Акция «Обелиск»;

Районная социально-патриотическая акция «Мы верим в тебя, Солдат!»;

Акции «Визит вежливости»,

«Забота», «Милосердие», «Георгиевская ленточка», «Обелиск», Шествие школьников «Бессмертный полк»;

Традиционные акции «Чистота и порядок – дело рук наших», «Дети – детям», «Забота», «Мастера и подмастерья»;  «Спорт как альтернатива пагубным привычкам»;  «Коррупция глазами детей»;  «Я Талантлив!»;  «Пост прав ребенка»;  «Час кода в России»; «Внимание – дети».

Проекты: 1. Школьный музей. 2. Школьная газета 3. Всероссийское движение школьников.

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

В школе активно работают следующие объединения:  Детское общественное объединение «Галактика»; Совет старшеклассников «Новое поколение»;

Волонтерский отряд «Мы и Россия»;

3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

 
4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Освоение мест в районе современного поселка Еленский началось еще в 70-е годы XIX века козельским купцом и промышленником Иваном Алипиевичем Цыплаковым. Он проводит разведку песков и 28 января 1879 года покупает у гвардии поручика Николая Константиновича Глебова недвижимое имение вместе с 828 десятинами земли при деревнях Теребень, Тросне, Глебовские дворики. За эту землю уплачено 18000 рублей.

Кроме покупки  земли  он  строит торговые предприятия. Эти места были идеальны для организации стекольного дела. В округе добывали мел и глину, известняк. Действия правительства, а также огромные залежи кварцевого песка, торфа, и дров для топки печей подтолкнули Цыплаковых к открытию стекольного завода. Строить завод было кому- вокруг в деревнях жили крестьяне, нуждавшиеся в  работе. Немалую роль сыграла отличная репутация дома Цыплаковых. От строительства завода виделась большая общественная польза. Завод позволит удовлетворить в округе всё возрастающую потребность в листовом стекле, а также аптечной и медицинской посуде. Здесь уже пользовалась большой популярностью керосиновая лампа , которая приходила на смену лучинам и свечам. Каждая семья стремилась её приобрести, для чего требовалось много стеклянных изделий – резервуаров, абажуров, ламповых стекол. Тем более, что фабрика или завод появлялась вместе с больницей, школой, фабричной лавкой, библиотекой.

«В начале 1894 года с разрешения калужского губернатора купцом I гильдии Алипием Ивановичем Цыплаковым и его братом Митрофаном  Ивановичем был «выстроен и пущен в ход с соблюдением всех правил строительного устава» стекольный завод. Завод и заводской посёлок Цыплаковы выстроили основательно. Первоначально он находился в лесном массиве в 5 километрах от Тросны и назывался Старая Гута. Здание стекольного завода построили деревянным, крытым дранью, а над печами – железом, длиною в 50 саженей и шириною 15 саженей. На заводе действовала одна стекловаренная печь стоимостью 178000 рублей. Рядом с главным зданием завода находилась бревенчатая постройка 60 саженей длиной и 14саженей шириной. В ней изготовлялись припасы для  ремонта печей. Тут же был дом управляющего. Далее шли дома,  в которых размещалась контора, дом священника, почтовое отделение. На территории завода имелась лавка.

Не прошло и года, как стекольный завод сгорел. Решено его было перенести ближе к посёлку. Всё надо было начинать сначала. Завод под названием «Новая Гута» быстро восстановили, так как действовал гончарный цех. Там выпускались огнеупорные материалы и работал кирпичный завод. Была построена «малышевская» стекловаренная печь, более совершенная. Вырыли пруд. Возвели новые корпуса завода, дома для рабочих, открыли библиотеку, амбулаторию с аптекой, врачебный пункт. В 1895 году на заводе работало 518 человек.

Церковь со звонницей построена в 1897 году землевладельцем Алипием Ивановичем Цыплаковым. Престол освящен в том же году во имя Калужской иконы Божией Матери. Деньги на содержание церкви поступали от правления завода. Церковь была деревянной, 26 метров х 6 метров, на каменном фундаменте, крытая железом и с одной маленькой главкой. Размер иконостаса составлял 5.5 метра в длину и 2,7 метра в высоту. Церковь отапливалась одною изразцовою печью. Отдельно от храма, с западной стороны, на расстоянии 8 саженей была возведена звонница. Нижняя её половина была обшита тёсом, а верхняя — ограждена балясинами и крыта железом. Из еловых досок выстелили пол и потолок звонницы. Церковь была обнесена оградой. При ней имелось два кладбища: одно — при селении завода, и тут же располагалась деревянная часовня, а другое  – при деревне Долина. В Долине также имелась деревянная часовня, построенная в 1901 году из круглого соснового леса. Обе были покрыты деревом. Иногда в них совершали отпевание умерших.

Одноклассная церковно-приходская школа открыта при заводе в 1897 году и содержалась на средства Алипия и Митрофрна Ивановичей Цыплаковых. Размещалась школа в доме владельца завода. Учились в школе 35 мальчиков и 15 девочек (по данным на 1904 год). Заведовал школой священник Семён Любимов, а учительствовал Александр Обновленский. При церкви состоит старостой из мастеров стекольного завода Александр Чибисов. Пожар, который случился 12 января 1913 года, незначительно повредил строение Еленской церкви.

В 1915 году приход  состоял: в селе Еленский Завод  70 дворов, 161 мужчины и 196 женщин. При церкви, в д. Долина 171 двор, 576 мужчин и 622 женщины. Итого в 241 дворе проживало 742 души мужского и 818 женского пола.

 

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества МКОУ «Еленская средняя школа» принимает активное участие в благоустройстве села, акциях, смотрах, концертах.

 

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня  
5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)  
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Педагогический стаж семейной династии учителей Еленской средней школы Божиных -Гутерман – Жигаревых 280 лет. Много это, или мало? С точки зрения течения истории мало, а человеческой жизни много. Не одно десятилетие шли рука об руку вместе, рядом по жизни и в профессии Наум Семенович Гутерман и Лидия Михайловна Божина, не изменили им, а значит и себе  Людмила Наумовна и Николай Алексеевич Жигаревы, и наконец их дети и внуки Вячеслав Николаевич и Юлия Сергеевна  продолжили учительскую династию.

В июне 1951 года в п. Еленский приехала молодая семья учителей с тремя маленькими детьми. Отец Гутерман Наум Семенович, был назначен директором Еленской средней школы, мама, – Божина Лидия Михайловна.- учителем химии и биологии. Старшему сыну Юрию было 10 лет, среднему Володе 3,5 лет, а маленькой Людмиле 2,5 года.

Когда Науму Семеновичу предложили поехать в Хвастовичский район, он согласился сразу. Дело в том, что после окончания Смоленского пединститута, в ноябре 1939 года его направили учителем в Хвастовичскую среднюю школу, где он преподавал  историю. Он работал там до февраля 1940 года, а в феврале его призвали в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии. Хотя проработал Наум Семенович недолго в Хвастовичах, район он узнал хорошо, ему там понравилось. Понравилось и семье. Очень понравилась природа, окружавшая поселок. В самом поселке работало много предприятий: Леспромхоз, лесхоз, стекольный завод. Обрадовались тому, что здесь можно было завести хозяйство. Ведь в то время в г.Людиново, откуда приехала семья, было голодно и трудно прокормить семью.

Но больше всего понравилась новая двухэтажная школа и большое количество детей в семьях рабочих поселка и их большое желание учиться.

Интересная история знакомства Лидии Михайловны и Наума Семеновича. В один день приехали в Смоленск молодой парень и юная девушка. Красивый и молодой парень из многодетной семьи, за плечами которого было уже техническое училище и 4 летний учительский стаж, ехал поступать в педагогический институт. За хорошую работу молодому педагогу дали направление для поступления на учебу.

Юная девушка тоже ехала в Смоленск поступать, только на биофак. Лида хотела стать учителем, как и её бабушка. Говорят, что бывает любовь с первого взгляда, но тут она точно имела место. Свою любовь Наум и Лида  пронесли через годы учебы в институте, через войну и разлуку. В 1946 году они начали совместную жизнь, прожили её счастливо и умерли в один год в 1994 .

Наум Семенович родился в г. Почепе Брянской области 2 января 1914 года. С детства был приучен своими родителями к труду, присматривал за младшими. Всю свою сознательную жизнь занимался педагогической деятельностью: преподавал в г. Людиново, работал учителем истории и11 лет директором Еленской средней школы. Педагогический стаж работы 38 лет, из них 20 лет в Хвастовичском райне. Награжден значком «Отличник просвещения РФ». Принамал активное участие в общественной жизни школы, поселка, района. Работал агитатором, политинформатором в школе и на предприятиях, был председателем Совета ветеранов поселка.

 Божина Лидия Михайловна родилась в г. Людиново 10 июня 1918 года в семье врача. Её бабушка работала в земской школе учителем, внучка любила слушать бабушкины рассказы о работе и тоже мечтала стать учителем. После окончания Смоленского пединститута работала учителем химии и биологии в Барятинской школе. В годы войны приходилось преподавать математику физику, черчение. Сразу после войны преподавала в Людиновском ремесленном училище, а с 1951 года работала учителем химии и биологии Елеской средней школы. Награждена Почетной грамотой министерства просвещения и многими грамотами РОНО и школы, ОблОНО.  Проводила большую работу по химии, руководила предметными кружками. Была делегатом Всесоюзного съезда учителей в г.Донбассе в 1965 году.

В семье трое детей воспитывались в атмосфере любви и уважения родителей друг к другу, родительская забота распределялась равномерно между детьми. В семье часто звучало выражение «Знание – сила»! Родители имели настоящий авторитет, жили школой, жили учительской жизнью. Дети видели это и старались быть похожими на папу и маму. Поэтому и  мечтали  стать учителями.

 

     Старший Юрий, окончил школу с Золотой медалью, поступил в Московский энергетический институт, закончил аспирантуру и преподавал в Смоленском фелиале Московского энергетического института. Сын Владимир после окончания Еленской школы, служил в армии поступил в Смоленский институт физической культуры. После окончания работал учителем Стайковской школы, учителем и военруком Еленской школы, директором Милеевской и Ловатской школ. Дочь Людмила окончила школу с Золотой медалью, поступила в Калужский пед. институт. Закончила его в 1971 году и всю жизнь работала учителем физики.

В 1976 году  Людмила Наумовна Божина стала Жигаревой, вышла замуж за Жигарева Николая Алексеевича. Николай Алексеевич преподавал трудовое воспитание и начальную военную подготовку.

Сыновья Людмилы Наумовны и Николая Алексеевича  Владимир и Вячеслав тоже закончили пед. институт. Младший Вячеслав закончил истфак, работал в родной Еленской школе.

Отдельно много теплых слов хочется сказать в адрес Людмилы Наумовны. Выбрав себе профессию, Людмила Наумовна на всю жизнь осталась ей верной. Посвятив себя педагогической деятельности, всегда чувствовала высокую ответственность за свой выбор. 40 лет она уверенно несла факел знаний подрастающему поколению. Из них всю жизнь проработав в одной школе в Еленской средней. Людмила Наумовна была и организатором внеклассной работы, и директором, и просто учителем физики.

С первых дней учительской работы она убедилась, что улыбка сильнее, чем возмущение и раздражение. Её отличал мягкий, но настойчивый стиль работы. С детьми всегда были прекрасные отношения, полное взаимопонимание и уважение. Она утверждала, что учитель должен, как заботливый садовник, добро растить в сердцах учеников, потому что он — конструктор человеческих душ. Поступая в пед. институт на физико-математический  факультет она знала, что учительская работа очень беспокойная. И это так. Она требует высокой ответственности и организованности, постоянного эмоционального напряжения и бесконечной энергии. Только высоко интеллектуальная личность, обладающая колоссальными знаниями, только человек высокого долга, большой и чуткой души, доброго и терпеливого сердца может справиться с этой трудной задачей. Все эти качества были присущи Людмиле Наумовне, которая была способна зажигать лучи и звезды в каждой детской душе. Её бесценный самоотверженный учительский труд, её неиссякаемый жизненный порыв, огромный внутренний размах всегда будут главным ориентиром лучших человеческих качеств для всех, кто имел счастье у неё учиться.

 

 

 

 

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)  

 

 

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы):

Гусакова Е.В., Косенкова И.А.