МКОУ Житниковская СОШ Каргапольский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.                Общие сведения о школе

 

1.1.Полное название школы

 

Муниципальное казенное общеообразовательное учреждение» Житниковская средняя общеообразовательная школа»
1.2.Ф.И.О. директора школы

 

Головатюк Наталья Викторовна
1.3.Почтовый адрес

 

641955 Курганская область, Каргапольский район, село Житниковское, улица Советская, дом 39 б
1.4.Телефон

 

83525627218
1.5.Сайт

 

shkolazhitnikovskaya-r45.gosweb.gosuslugi.ru 
1.6.Электронный адрес

 

shkola45@bk.ru
1.7. Количество учащихся, классов по ступеням образования I    – 26

II  – 44

III – 62

IV – 0

1.8.Количество педагогов, их образование и квалификация

 

Общая численность педагогических работников МКОУ «Житниковская  СОШ» – 19 человек основных педагогических работников, из них имеют:

– высшее педагогическое образование -14 человек, что составляет 74 %;

– среднее специальное педагогическое образование-3 человека, 16%;

– среднее непедагогическое образование – 2 педагога, 10%;

– высшую квалификационную категорию -2 педагога, 10%;

– первую квалификационную категорию – 3 человека, 16%;

– соответствие занимаемой должности – 6 человек, 32%;

– не имеет категории 8 человек, 42 %.

 Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе и обучающихся с ОВЗ, обеспечивают педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Классное руководство в 1–9-х классах осуществляют 9 классных руководителей.

 

1.9.Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

 2023 -2024 учебном году 9 классов комплектов.

Из них 1-4 классов – 4;                                                                         5-9 классов – 5;                                                                                   Всего учащихся: 106 человек.                                                       Начальное общее образование – УМК “Школа России” Основное общее образование – общеобразовательные классы

1.10.Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

        Школа – типовое трехэтажное  панельное здание с примыкающими  к ней зданиями спортивного зала и столовой, построенные  из кирпича.

Школа расположена  в центре села, между улицами Советская и Победы. По улице Советской проходит автотранспортная дорога связывающая  ближайшие населенные пункты. Рядом  со школой  находится  детский сад, через дорогу, по главной магистрали, находится  Храм  Михаила Архангела, по улице Победы жилые дома.

        На перекрёстке установлен знак  «Осторожно дети», есть пешеходный переход, «лежачие полицейские», ограничители скорости, на школьном перекрёстке имеется ограждённый. тротуар. Предприятий реализующих вино-водочную продукцию, объектов социального и культурно-массового назначения   нет.

 

2. История школы: основные вехи

 

2.1.Дата основания школы

 

1882 
2.2.Обстоятельства создания школы

 

История Житниковской средней общеобразовательной школы началась в 1882 году, когда  священником Петром Матвеевичем Коровиным в селе была открыта первая школа. С этой целью была арендована часть дома крестьянина Чеснокова Александра Астафьевича. В школе училось около 2-х десятков мальчиков, девочек в школу не брали.

В 1885 году Иван Николаевич Мышкин, сын чиновника, окончивший гимназию и направленный в село священником, продолжил обучение детей грамоте.

С 1889 по 1895 годы детей учил священник Коптярёв Михаил Николаевич.

В 1902 году Евгений Васильевич Ландышев построил небольшое здание для церковно-приходской школы. Кроме священника в школе стали работать две учительницы, началось преподавание разных школьных предметов. Школа была на 50 мест.

2.3.Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

В  коне 30-х годов директором был Пепеляев Василий Георгиевич.

С 1933 года Житниковская начальная школа была преобразована в семилетнюю и уже располагалась в трёх зданиях. В ней стали обучаться дети нашего села и близлежащих деревень: Жикина, Тукманное, Шабуры и Иткуля.

С 1941 -1955 годы во главе школы были следующие директора:

Данилов Алексей Николаевич с 1941-1943 год;

Быкова Нина Степановна с 1943-1944год;

Мякишева Наталья Ивановна с 1944-1945г;

Волков Федор Павлович с 1946-1947г;

Павлыгина Прасковья Андреевна 1947;

Вершинин Александр Васильевич с 1948-1951г;

Михайлова Нина Михайловна с 1951-1952г.;

Бочкарева Мария Андреевна с1952-1953г;

Гребенщиков Иван Федорович с1953-1955г.

С 1955 – 1973 годы возглавляла школу Пантелеева Агния Алексеевна. В 1960 году школа преобразована в 8-летнию.

С 1973 по 1983 годы школой руководила Каргаполова Лидия Афанасьевна. В 1975 – 1976 учебном году в школе обучалось 345 человек, с 1976 – 1980 гг .– 460-480 учащихся.

По инициативе Лидии Афанасьевны было построено новое светлое трёхэтажное здание школы с актовым залом, столовой, библиотекой, ленинской комнатой, спортзалом, учебными классами.

Интересно, что новое здание  Житниковской средней школы вступило в строй в 1982 году, спустя ровно 100 лет со времени начала обучения детей в селе грамоте.

С 1983-1985 годы директором школы работала Соснина Галина Александровна.

В 1986 году школа преобразована в среднюю школу (Решение Каргапольского районного Совета народных депутатов 20.06.1986 г №149 «О регистрации Житниковской восьмилетней школы в среднюю»).

Руководил школой с 1985 -2000 годы Михаил Александрович Старунов – «Отличник народного просвещения», выпускник Житниковской школы.

С 2000-2007 годы школой руководила Павлова Валентина Михайловна, «Отличник Народного просвещения».

С 2007 года школой руководит Наталья Викторовна Головатюк.

 

2.4.Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

В 1882 году, когда  священником Петром Матвеевичем Коровиным в селе была открыта первая школа.

В 1902 году Евгений Васильевич Ландышев построил небольшое здание для церковно-приходской школы.

В 1919 году открылась начальная школа с 1 по 4 классы.

С 1933 года Житниковская начальная школа была преобразована в семилетнюю и уже располагалась в трёх зданиях.

С 1941 года в школе обучаются воспитанники Житниковского детского дома.

В 1982 году простроено новое здание  Житниковской школы.

В 1986 году школа преобразована в среднюю школу.

2.5.Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

С 1882 года  обучал детей священник Петр Матвеевич Коровин.

В 1885 году Иван Николаевич Мышкин, сын чиновника, окончивший гимназию и направленный в село священником, продолжил обучение детей грамоте.

С 1889 по 1895 годы детей учил священник Коптярёв Михаил Николаевич.

С 1919 года обучали детей супруги Поляковы и Котовы.

В  коне 30-х годов директором был Пепеляев Василий Георгиевич.

С 1941 -1955 годы во главе школы были следующие директора:

Данилов Алексей Николаевич с 1941-1943 год;

Быкова Нина Степановна с 1943-1944год;

Мякишева Наталья Ивановна с 1944-1945г;

Волков Федор Павлович с 1946-1947г;

Павлыгина Прасковья Андреевна 1947, завуч Житникова Н.М.;

Вершинин Александр Васильевич с 1948-1951г., завуч Михайлова Н.М.;

Михайлова Нина Михайловна с 1951-1952г.;

Бочкарева Мария Андреевна с1952-1953г., ,завуч Пантелеева А.А.;

Гребенщиков Иван Федорович с1953-1955г. завуч Пантелеева А.А.

С 1955 – 1973 годы возглавляла школу Пантелеева Агния Алексеевна. Агния Алексеевна была членом обкома КПСС, депутатом местного совета, ей было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Многие учителя школы стали «Отличниками народного просвещения». Это учителя: Житникова Нина Мартыновна – учитель истории, учителя математики – Попова Фаина Михайловна, Соснина Галина Александровна, учителя начальных классов Спиридонова Александра Константиновна, Соснина Любовь Михайловна, Каргаполова Лидия Афанасьевна, учитель русского языка Житникова Алла Александровна.

Неоценимый вклад в обучении и воспитании ребят внесли учителя: Банковских Александра Иосифовна, Житников Агап Васильевич, Житников Владимир Федотович, Старцева Мина Владимировна, Мякшин Пётр Иванович, Мякшина Анастасия Ивановна, Вострякова Александра Александровна, Черемины Клавдий Григорьевич и Евдокия Лукьяновна.

С 1973 по 1983 годы школой руководила Каргаполова Лидия Афанасьевна «Отличник народного прсвещения». По инициативе Лидии Афанасьевны было построено новое светлое трёхэтажное здание школы.

С 1983-1985 годы директором школы работала Соснина Галина Александровна.

Руководил школой с 1985 -2000 годы Михаил Александрович Старунов – «Отличник народного просвещения», выпускник Житниковской школы.

С 2000-2007 годы школой руководила Павлова Валентина Михайловна, «Отличник Народного просвещения».

Много лет проработали в школе такие опытные учителя и высококвалифицированные специалисты, как Путинин Юрий Николаевич – «Заслуженный учитель РФ», «Отличник просвещения», учитель математики Соснина Светлана Ивановна, учителя начальных классов Соснина Нина Васильевна – «Отличник просвещения», Герасимова Людмила Емельяновна, Зуева Людмила Антоновна, Соснина Татьяна Алексеевна, учитель информатики Кузьмичева Любовь Борисовна, учитель географии Старунова Татьяна Клавдиевна, учитель химии Рассохина Галина Михайловна, учитель русского языка Ножкова Светлана Геннадьевна, учитель трудового обучения Житников Алексей Александрович, учитель биологии Южакова Ольга Дмитриевна, учитель музыки Ядревский Владимир Фёдорович, учителя иностранного языка Пазуха Светлана Александровна, Соснина Татьяна Ивановна.

С 2007 года школой руководит Наталья Викторовна Головатюк. В настоящее время проработала в школе 30 лет, 15 из них директором школы. Под её руководством в школе действует областная площадка по духовно-нравственному воспитанию в условиях КОЦ. В рамках КОЦ проходят массовые социально-значимые мероприятия: День Победы, Пасха всем селом, День пожилых людей и другие. За последнее время в школе улучшилось материально- техническое обеспечение: имеется компьютерный класс, каждый кабинет оснащён ноутбуками, мультимедийным оборудованием, имеется  три интерактивных доски. Для успешной реализации основных общеобразовательных программ в 2021 году открыт Центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

В настоящее время в МКОУ «Житниковская СОШ» трудятся, как молодые, так и  опытные педагоги: учитель физики Немкина Лидя Александровна, посветившая работе в школе в школе более 40 лет, учитель истории Малахова Людмила Анатольевна, учитель русского языка и литературы Малахова Юлия Владимировна, учителя начальных классов Житникова Светлана Юрьевна, Синкевич Лариса Александровна, Бурцева Наталья Сергеевна, учитель физкультуры и ОБЖ Захлебин Алексей Анатольевич. Не отстают от опытных педагогов и шагают в ногу со временем  будущее нашей школы – молодые учителя: Федулова Алёна Дмитриевна, Тагильцева Ирина Эдуардовна, Осинцева Надежда Александровна, Карандашова Елена Михайловна, Головатюк Анна Сергеевна.

Из 17 работающих педагогов МКОУ «Житниковской СОШ», 15 – её выпускники.

2.6.Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Школа может гордиться и своими выпускниками. Это Соснин Геннадий Степанович, переводчик, знавший более 20 иностранных языков, работавший синхронным переводчиком в ООН; Пантелеев Олег Евгеньевич – многие годы представлял Курганскую область в Совете Федерации; Бурцев Анатолий Семёнович – работавший заместителем начальника Курганского аэропорта; Русинов Владимир Александрович – преподаватель и заведующий кафедрой физики и математики Курганской сельхоз Академии; Леканов Фёдор Иванович – заслуженный работник культуры; Рождественская Надежда Ивановна – поэтесса; Толстоногов Виталий Иванович – генеральный директор Чернобыльской АЭС и другие наши выпускники. Выпускники Житниковской школы живут в разных уголках нашей огромной страны, в ближнем и дальнем зарубежье. За время работы школа выпустила 7 медалистов.
2.7.Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

–  МКОУ «Житниковская СОШ» (дошкольные группы);

– ГБУ  «Житниковский детский дом»;

– Житниковский КДЦ;

– Храм  Архистратига Божия   Михаила;

– Усадьба «Русская изба» с. Тагильское;

            – МО МВД России  «Каргапольский»;

            – ОГИБДД Каргапольского района;

            – КДН и ЗП при Управлении Администрации Каргапольского округа;

            –  ГБУ «КЦСОН по Каргапольскому и Шатровскому округу»;

            –   «Курганский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики»

– ДЮСШ(Каргаполье);

– ДШИ (Чаши).

 

3.Культура школы

 

3.1.Главные педагогические идеи школы

 

Педагогический коллектив МКОУ «Житниковская СОШ» видит своих выпускников-воспитанников как высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, которые не отделяют судьбу Отечества от своих личных судеб, способных взять на себя ответственность за настоящее и будущее своей страны, живут, соблюдая духовно-культурные традиции народов России.

 

3.2.Ценности школьной жизни

 

Семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек.
3.3.Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)  
3.4.Традиции и ритуалы

 

Основные школьные дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие, комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для всей школы:

– Еженедельная линейка с поднятием флага и исполнением гимна РФ.

-Разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости.

-Общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) дела, связанные со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.

-Торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом обучающихся на следующий уровень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность обучающихся.

    Праздник «День Знаний»- это праздник для всех  учащихся  и  их родителей ( законных представителей), учителей, а также  для всех тех людей, которые   связаны с обслуживанием  школьников. Но традиционно больше всего  празднику  радуются те, кто в этот день впервые идет в школу. В этот день проводится торжественная линейка для учащихся с 1 по 11 классы, на неё приглашаются  учителя, родители ( законные представители), гости.  На торжественной линейке звучат поздравления с началом  учебного года, во  время линейки  выполняют обряд, когда выпускник, неся на плечах первоклассницу с колокольчиком, проходит традиционный круг во дворе учебного заведения.             

     Праздник «Последний звонок» – это торжественная линейка, где выпускников поздравляют с окончанием учебного этапа как сотрудники школы во главе с директором, так и родители. Во время линейки  выполняют обряд, когда выпускник, неся на плечах первоклассницу с колокольчиком, проходит традиционный круг во дворе учебного заведения. Также в этот день принято запускать шары.

    Игра «Благодарю» или «Комплимент». Каждому ученику предлагается выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество, и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

       День учителя. Общешкольный праздник, организаторами которого выступают ученики 11-го класса и школьный комитет. Идея – сделать нематериальный подарок учителям. Организаторы выбирают тему для праздника, идеи оформления, распределяют задания, проверяют готовность. Традиционным для нашей школы становится День самоуправления. В завершение дня проводится праздничный  концерт.

    Новогодний праздник. Совет школы выбирает и утверждает тему и форму проведения праздника. Каждый класс готовит свою часть. Принципами проведения праздника песни являются: коллективная подготовка, коллективная реализация и коллективный анализ выступления класса (по мере взросления школьников организаторская роль классного руководителя в этих процессах уменьшается, а роль актива класса – увеличивается); участие каждого члена классного сообщества хотя бы в одной из возможных ролей (авторов сценария, постановщиков, исполнителей, ответственных за костюмы, декорации, музыкальное сопровождение и т. п.).                                                                                                                                                                                     Участие в ключевом школьном деле дает ощущение взаимного доверия и взаимной поддержки во время выступления на сцене; отсутствие соревновательности между классами, реализующее ценность солидарности всех школьников независимо от их принадлежности к тому или иному классу, удовольствие от хорошо сделанного дела. В процессе подготовки учащиеся понимают ценность продуктивного общения, организации, учатся отстаивать свою идею во время мозгового штурма, слушать других.

  Церемония «Признание». Церемония проходит в торжественной обстановке в конце учебного года. На церемонию приглашаются родители учащихся, друзья школы, именитые гости. Награждения проходят по нескольким номинациям. Значком «Знаток» и «Мастер», «Ученик года», «Актив года» награждаются  лучшие ученики, которые активно участвовали в жизни школы, защищали честь школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах по предметам и были активны в жизни школы.                                                                                                                                                                                         Это традиционное общешкольное дело способствует развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, способствует формированию чувства доверия друг к другу, развивает школьную идентичность подростка. Ученик может сам выдвинуть свою кандидатуру в начале учебного года и спланировать свою образовательную траекторию, чтобы добиться успеха. В подсчете голосов участвуют совет родителей и школьный комитет, что способствует формированию атмосферы доверия и уважения.

На уровне классов:

            Проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.

В школе имеется цветник. Обучающиеся выращивают овощи на школьном огороде.

3.5.Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

В 2023 году педагог дополнительного образования Бурцева Н.С. заняла первое место в Муниципальном конкурсе педагогического мастерства, второе место в областном конкурсе в номинации «Лучший педагог дополнительного образования».

В школе реализуется программа духовно –нравственного воспитания для детей младшего школьного возраста «От покрова до Троицы», где обучающиеся знакомятся с православными праздниками и традициями русского народа». Программа реализовывается совместно с настоятелем храма Архистратига Божия Михаила и хозяйкой Усадьбы «Русская изба» с. Тагильское Каргапольского м.о.

Проведена исследовательская работа «Сохраняя прошлое – шагаем в будущее», в которой обучающиеся изучили трагическое событие времён ВОв, произошедшее на территории нашего села (о разбившихся лётчиках, перегонявших самолёты на фронт). Результат –проект получил 1 место в Муниципальной исследовательской конференции, 1 место во Всероссийском конкурсе «Я расскажу вам о войне». Руководитель Житникова С.Ю.

 

3.6.Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

-курс «Разговоры о важном. Целью таких занятий является развитие ценностного отношения школьников к своей родине – России, населяющим её людям, её уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Учащиеся должны хорошо ориентироваться в важнейших аспектах жизни человека в современной России – знание родной истории и понимание сложностей современного мира, технического прогресса и сохранения природы; ориентация в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательное отношение к окружающим и ответственное отношение к собственным поступкам.

-курс «Функциональная грамотность» реализует  общеинтеллектуальное  направление во внеурочной деятельности. Главной задачей обучения  детей по данной программе является достижение оптимального  общего   развития каждого ребёнка.

– Курс «Проектория» Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределение и самореализация. Независимо в какой бы предметной области не выполнялась обучающимися проектно-исследовательская деятельность, она предполагает решение исследовательской, творческой задачи под руководством педагога. Технология реализации проекта подразумевает проведение индивидуального исследования, в ходе которого собранный творческий материал (образовательный продукт) позволяет объяснять научные и жизненные явления. Стиль педагогического управления данными действиями основывается на сотрудничестве обучающихся с педагогом и друг с другом.

курс «В мире профессий» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности. Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий; формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями  и способностями, с учётом потребностей  рынка труда

– «Разговор о правильном питании» Актуальность курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста. Цель курса является формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

– курс «Вероятность и статистика»

В современном цифровом мире вероятность и статистика при обретают всё большую значимость,

как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому

человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая

подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения

образования и для успешной профессиональной карьеры. Каждый человек постоянно принимает

решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях

недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное

и статистическое мышление.

– ШСК «Олимп»                                                                                                                                                                            Работа ШСК строится на организации и проведении физкультурно – спортивных и оздоровительных мероприятий в школе, пропаганде основных идей физической культуры, спорта, здорового образа жизни. Дети, занимающиеся в СШК в составе школьных спортивных команд по различным видам спорта, участвуют в физкультурно – спортивных состязаниях среди школьников. Школьный спортивный клуб средствами физической культуры и спорта оказывает содействие в социализации подростков, состоящих на внутришкольном учёте, участвует в  организации работы пришкольного летнего оздоровительного лагеря. Задача – вовлечение обучающихся в занятия физической культуры и спортом, развитие и популяризация школьного спорта.

Реализация курса осуществляется по следующим направлениям:

– физкультурно-оздоровительное;

– образовательное;

– спортивное;

– военно-патриотическое.

-курс «Полезные привычки и навыки»

Целью курса является создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

 

3.1.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

  Социально – педагогическое направление

кружок «Школьная газета»  направлен на  формирование  активной гражданской позиции, а также на  повышение интереса к учёбе, к школьной жизни, индивидуальному творчеству.

 Естественно – научное направление

– кружок «Интеллектуальный клуб. Биология» направлен на  расширение  знаний по биологии, приобретение умений и навыков  творческой, научно – исследовательской и практической деятельности.

-кружок « Удивительная планета». Особенность программы  заключается в том,  что  достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной форме для обучающихся. Программа предполагает не только изучение теоритического материала, но и развитие практических умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся.

  Художественное направление

– кружок «Художественное слово» направлен  на приобретение опыта  публичного выступления и творческой работы. Обучающиеся учатся  общаться со зрителем,   работе над характером персонажа, мотивами их действий. Обучающиеся формируют собственное мнение о том или ином литературном произведении.

– танцевальный кружок «Танцевальный калейдоскоп» направлен на развитие художественно- творческих способностей, музыкальности и пластической выразительности.

      -рабочая программа  кружка «Чудеса своими руками» относится к художественному направлению.  Рассчитана на младший школьный возраст.  Этот возраст важный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений. Выполняя различные действия: вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги – ребенок развивает мелкие и точные движения рук.  Важно не только научить детей вырезать из бумаги, но использовать их во время праздников, украшать свой дом, дарить друзьям. Дети должны получать радость от творчества, делиться с нею окружающими и использовать полученные знания в жизни. Обязательным требованием культуры труда является соблюдение чистоты рабочего места, удобное расположение инструментов, использование отходов. 

 – театральная студия – актуальность программы состоит в том, что обучение детей театральному искусству является одним из средств воспитания школьника через слово, движения, голос, отношение к окружающему миру, что в результате характеризует действительно культурного человека, человека любящего свое Отечество.

Через работу кружка мы создадим условия для развития и реализации у школьников творческих способностей; творческое воображение, наблюдательность, речевой слух, зрительную память; способность создания и реализации художественного образа.

 

  Спортивно-оздоровительное направление

– курс «Шахматы»(2-11 классы)

-секции «Баскетбол», «Хоккей», «Самбо» (2-11 классы)

-секция «Настольный теннис».

.

Туристско-краеведческое направление

-творческое объединение «Юный патриот». Программа реализует  гражданско- патриотическое  направление, через  различные формы организации, таких, как классные часы, экскурсии в музеи, поисковые исследования, строевую подготовку под музыкальное сопровождение, организацию концертных программ для жителей села и малых населённых пунктов, проведение акций «Обелиск», «Ветеран» и др.

–   творческое объединение  «Имена Победы». Цель программы:  формирование у обучающихся гражданско – патриотического сознания, сохранения памяти о земляках участниках Великой отечественной войны, посредством проектно – исследовательской и социально – значимой деятельности.

        Работа школьного   краеведческого музея  «Память», призвана  способствовать  формированию у обучающихся гражданско – патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению обучающимися практическими навыками поисковой,  исследовательской деятельности.

 

3.2.Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

 
4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Наш населённый пункт возник в 1840 году, когда сюда прибыли переселенцы из Оханского и Кунгурского уездов Пермской губернии. По фамилии одного из первопоселенцев деревню назвали Житниковою. Она относилась к Каргапольскому приходу (в Шадринском уезде Пермской губернии).

Уже в 1862 году поселение выделилось в самостоятельный приход. К нему примкнула деревня Тукманная Мехонского прихода. В начале XX века в Житниковском приходе насчитывалось 3249 человек, из которых 792 были старообрядцами. В самом селе в 1904 году проживало 1317 человек. Они были русскими, бывшими государственными крестьянами. Занимались хлебопашеством.

По данным книги «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» (1902 г.), в 1865 году в Житниковском освятили деревянный храм во имя св. архистратига Божия Михаила. К 1895 году он обветшал. В 1896 году в село прибыл техник, который пришёл к выводу о необходимости «самого капитального» ремонта здания, который по стоимости был бы почти сопоставим со строительством нового храма.

В советское время жители работали в колхозе «Большевик», а затем в Житниковском свиноводческом совхозе.

Напротив церкви стоит памятник участнику Гражданской войны Тимофею Ивановичу Соснину. «Посвящается тебе и твоим соратникам в борьбе за Советскую власть», – сообщается на мемориале. Есть в селе и памятник жертвам Великой Отечественной войны. По данным переписи 2010 года, в численность населения Житниковского была 742 человека.

Село Житниковское стоит на берегу довольно большого озера Иткуль. Его название произошло от тюркских слов «ит» и «куль», означающих «мясное озеро».

Иткуль имеет овальную форму. В него впадет несколько ручьёв, а вытекает река Ик, приток Исети.

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Вне образовательной организации:

            Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами школы дела благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности.

            Открытые дискуссионные площадки – комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные проблемы, проблемы, касающиеся жизни школы, села (города, района), страны.

            Проект «От сердца к сердцу» – участие обучающихся в различных  социальных проектах, благотворительных  акциях:

•          благотворительная акция «Чистая территория» «Сделаем вместе»;

•          благотворительные ярмарки (зимняя и весенняя);

•          благотворительная акция «Подари ребенку книгу».

    Обучающиеся получают опыт дел, направленных на заботу о близких, семье, понимают ценность жизни в семье, поддержки родственников, получают опыт дел, направленных на пользу другим, опыт деятельностного выражения своей позиции, помощи окружающим, заботы о малышах, волонтерский опыт, получают опыт организаторской деятельности и проектного управления. Учатся продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения.

       Проект «Наследники Великой Победы» – проект проходит ежегодно с сентября по май и включает в себя акции, встречи с ветеранами, митинги, благоустройство мемориала, концерт, информационные сообщения на ассамблеях, программу экскурсий по теме Великой Отечественной войны. В проекте принимают участие обучающиеся, родители (законные представители), учителя школы. Основные мероприятия проекта:

•          акция «Подарки для ветеранов»;

•          митинг у памятника;

•          концерт, посвященный Дню Победы;

•          выезд к ветеранам «Невыдуманные рассказы»;

•          «Календарь Победы»;

•          6 февраля -Урок гражданственности. «С Днем рождения, Курганская область»;

•          Уроки  Победы;

•          художественное  чтение наизусть «Поклонимся великим тем годам»;

•          акция «Георгиевская ленточка»;

•          День единых действий (к Дню неизвестного солдата»;

•          экскурсии в музеи по теме Великой Отечественной войны.

            У обучающихся формируется отношение к миру как главному принципу человеческого общежития, к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать, к самим себе как к личностям, отвечающим за свое собственное будущее, осознающим свои гражданские права и обязанности, получают опыт дел, направленных на пользу своему родному краю, опыт изучения, защиты и восстановления исторического наследия страны, будет способствовать формированию российской гражданской идентичности школьников, развитию ценностных отношений подростков к вкладу советского народа в Победу над фашизмом, к исторической памяти о событиях тех трагических лет.

Традиционно обучающиеся принимают участие в общесельских мероприятиях духовно-нравственной направленности:

– Выставка творческих работ  «Рождество пришло к нам в дом»;

– Фестиваль «Пасха всем селом».

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня  
5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Самыми опытными педагогами школы являются:

 Бессменный тренер «Заслуженный учитель России» Юрий Николаевич Путинин. В составе сборной района по баскетболу уже на протяжении десятилетий его воспитанники занимают в областной Спартакиаде школьников по баскетболу призовые места, неоднократно были чемпионами области.

Малахова (Березина) Людмила Анатольевна, воспитанница Житниковского детского дома и ученица нашей школы, после окончания ШГПИ вернулась в село и по сей день работает в школе учителем истории и обществознания. У Людмилы Анатольевны 35 лет непрерывного педагогического стажа.

Лидия Александровна Немкина. Лидия Александровна закончила школу в 1975 году, сразу поступила в Шадринский педагогический институт по специальности учитель физики и математики. Любовь к точным наукам Лидии Александровне привили учителя математики: Безбородова Евдокия Савельевна (учитель математики Чашинской средней школы) и Семёнова Людмила Андреевна (учитель математики Житниковской восьмилетней школы). Людмила Андреевна тоже училась в нашей школе, а её мама Банковских Александра Иосифовна преподавала биологию.

Сразу после окончания педагогического института Лидия Александровна вернулась в родную школу и работает здесь по сей день. За свой многолетний добросовестный труд удостоена Почётной грамотой Министерства образования РФ, Стаж работы в Житниковской школе 43 года.

По стопам своего педагога пошли ученики Лидии Александровны: Малахов Алексей Александрович работал заведующим кафедрой физики ШГПИ, имеет учёную степень кандидата педагогических наук, доцент, в настоящее время преподаёт физику в школе г. Тюмени; Кульбердинова (Исабаева) Светлана Павловна после окончания Курганского педагогического института работает учителем математики Чашинской СОШ; Пазуха Александр Александрович закончил УрГУПС, аспирантуру, кандидат технических наук, помимо основной работы, преподаёт в УрГУПсе на кафедре охраны труда; Пантелеев Иван Игоревич – призёр районных олимпиад по физике, закончил КМИ, сейчас работает инженером на Курганском машиностроительном заводе.

Рахметова Айжаман окончила 9 классов Житниковской школы только на «5». Своё образование всё ещё продолжает. В 2011 году окончила лицей-интернат для одарённых детей с золотой медалью. В 2015 году бакалавриат Уральского федерального университета по специальности «Мировая экономика», в 2017 году с красным дипломом закончила магистратуру университета по специальности «Экономика», в 2019 году магистратуру по экономике института CERGE-El при Карловском университете (Прага), планирует получить в этом институте докторскую степень по экономике.

В 2018 году с медалью закончила Житниковскую школу Другова Елена Владимировна, поступила в КГУ на факультет Государственного муниципального управления, в данное время учится в магистратуре, работает в аппарате Губернатора при Правительстве Курганской области.

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Золотая медалистка 2009 года Шкильная (Житникова) Ксения Алексеевна. Ксения пошла по стопам своёй мамы, Светланы Юрьевны – учителя начальных классов Житниковской СОШ. По окончанию школы поступила в ШГПИ, в настоящее время работает заместителем заведующего по методической работе детского сада в г. Тарко-Сале Тюменской области, обучается на факультете менеджмента в сфере образования в Московской высшей школе социальных и экономических наук.
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Падаруев Егор, выпускник МКОУ «Житниковская СОШ» 2023 года:

– Мой классный руководитель Лидия Александровна замечательный человек, она душой болеет за свою родную школу, гордится своими учениками. Удивительным для меня стал тот факт, что она помнит всех своих учеников, среди которых были и мои родители. За все годы обучения Лидия Александровна всё время с нами, поддерживает нас, помогает в решении особенно трудных как математических, так и жизненных задач. Когда Лидия Александровна объясняет очередное задание, то весь класс заслушивается, ничего не пропускает. Ещё Лидия Александровна обладает чувством юмора и может пошутить в нужный момент, похвалить, когда это требуется, а может и пожурить того, кто ведёт себя не достойно. Лидия Александровна добрая, отзывчивая, замечательный учитель и самый лучший классный руководитель.

 

         

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): Директор школы Головатюк Н.В., заместитель директора Тощова Н.В., руководитель школьного музея Житникова С.Ю.