МКОУ Иргейская СОШ Нижнеудинский район

Иргейская СОШ Нижнеудинский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Иргейская средняя общеобразовательная школа»
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Суровцева Татьяна Анатольевна
1.3.        Почтовый адрес

 

665138, Иркутская область, Нижнеудинский район, с. Иргей, ул. Школьная, 4
1.4.        Телефон

 

+7(39557) 7-04-82
1.5.        Сайт

 

http://irgschool.ru/
1.6.        Электронный адрес

 

irgei-school@yandex.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

1-4 класс – 30

5-9 класс – 32

10-11 класс – 2

Всего – 64 учащихся

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

В школе стабильный кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем преподавания и способный к творческой, поисковой работе.

15 педагогов

Образование:

11 –высшее – 73%

4 — среднее профессиональное – 27%

Аттестация:

высшая квалификационная категория  — 1 чел.7%

первая квалификационная категория – 9 чел. 60%

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Учебные занятия ежедневно начинаются с общешкольной зарядки в 8 часов 20 минут, начало первого урока – 8 часов 30 минут, каждый понедельник проводится общешкольная линейка после второго урока (продолжительность – 15 минут). Учебные занятия заканчиваются в 14 часов 30 минут, а в понедельник – в 14 часов 45 минут с учетом проведения элективных курсов и динамической паузы между учебными занятиями и элективными курсами. Занятия проводятся согласно утвержденного расписания уроков в одну смену. Групп продленного дня в школе нет.

Продолжительность учебного года: 1 – класс  – 33 учебные недели,  2-4  классы – 34 учебные недели, 5-11 классы – 34 недели с учётом экзаменационного периода в 11 классе.

В 1-4 классах 5-дневная рабочая неделя, в 5 – 11 классах 6-дневная учебная неделя, продолжительность урока  40 минут.

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

МКОУ «Иргейская СОШ» располагается в 2-этажном деревянном здании, где имеется 12 учебных кабинетов, в том числе компьютерный класс (кабинет информатики), комбинированные мастерские, кабинет релаксации, оборудованный по программе «Доступная среда» в 2015 году, библиотека, спортивный зал. В кабинете информатики установлена интерактивная доска, 10 компьютеров, 11 ноутбуков, документ камера, цветной принтер. Кабинет начальных классов оснащен магнитно-маркерной доской и мультимедийным оборудованием по целевой программе в 2012 году. В учебных кабинетах установлены проекторы, плазменные телевизоры. В школе создана локальная сеть, которая соединяет имеющиеся в каждом кабинете компьютеры. Педагоги и обучающиеся имеют информационный доступ к Интернету в каждом учебном кабинете и библиотеке.

В школе имеется теплица под поликарбонатом, участок для выращивания овощей, картофельное поле. На территории школы расположена скважина для подачи воды в здание и на пришкольный участок.

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

1984
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

На территории села работала маленькая малокомплектная начальная школа. Для получения основного и среднего образования учащихся 4-10 классов увозили в интернат Шебертинской СОШ. Со временем численность детского населения увеличилась возникла необходимость в строительстве новой школы.

01.09.1984 г. открылась Иргейская восьмилетняя школа

01.09.1992 года Иргейская основная общеобразовательная школа реструктуризирована в Иргейскую среднюю общеобразовательную школу

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

01.09.1984 г. – директором назначен Гвоздев Василий Филиппович

— с 01.09.1990 года по 01.09.1992 года директором был Савин Александр Алексеевич

— с 01.09.1992 по 03.09.2019г. – директор школы Суровцева Татьяна Ивановна, отличник Народного Просвещения

— 04.09.2019г. – директор школы Суровцева Татьяна Анатольевна, почетный работник общего образования РФ

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

01.09.1984 года открылась Иргейская восьмилетняя школа со слов старожилов.

01.09.1990 года Иргейская восьмилетняя школа переименована в Иргейскую неполную среднюю  школу.

15.08.1991 года Иргейская неполная средняя школа реорганизована в Иргейскую среднюю школу.

01.09.2000 года Иргейская средняя школа переименована в Иргейскую среднюю общеобразовательную школу

10.01.2003 года  в Иргейскую  среднюю общеобразовательную школу  стала входить структурное подразделение Маргинская начальная общеобразовательная школа.

06.02.2003года Иргейская средняя общеобразовательная школа переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение Иргейская средняя общеобразовательная школа.

17.01.2006 года Муниципальное общеобразовательное учреждение Иргейская средняя общеобразовательная школа переименовано в муниципальное общеобразовательное учреждение Иргейская средняя общеобразовательная школа Администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район».

18.10.2011года Муниципальное   общеобразовательное учреждение  Иргейская  средняя общеобразовательная   школа  Администрации муниципального района  муниципального образования  «Нижнеудинский  район»    переименовано  в Муниципальное  казенное  учреждение  «Иргейская средняя общеобразовательная школа»

14.01.2013года  приостановлена образовательная деятельность в Маргинской начальной общеобразовательной школе – структурного подразделения  Муниципального  казенного  учреждения «Иргейская средняя общеобразовательная школа».

04.02.2015 года Муниципальное казенное учреждение «Иргейская средняя общеобразовательная школа» переименовано в Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Иргейская средняя общеобразовательная школа».

27.01.2017 г. отменено право собственности на  Маргинскую начальную общеобразовательнуюшколу – структурного подразделения  Муниципального  казенного  учреждения «Иргейская средняя общеобразовательная школа»

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

«Отличник народного просвещения»  —   1человек

«Почетный работник общего образования»  —   3 человека

Награждены:

Почетной грамотой Минобрнауки России –  5 человек

Почетной грамотой Министерства образования Иркутской области – 7 человек

Благодарностью Министерства образования Иркутской области – 4 человека

Нигматулина Г.А. – учитель математики, победитель муниципальной предметной олимпиады учителей-предметников

Иванова И.В. – учитель немецкого языка, победитель муниципальной предметной олимпиады учителей-предметников

Антипенко В.В., Кумицкая Н.Б., Илларионова М.А. – победители муниципального конкурса «Признание» Лучший классный руководитель.

Гамбалевская О.М. – лауреат муниципального конкурса «Учитель года»

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Андреенко Матвей Викторович, 25.10.1990 г. – окончил Ангарскую техническую академию, продолжает учёбу в аспирантуре. Участник региональной учебно-технической конференции. Является соавтором научных статей в области нефтехимической промышленности, которые отмечены денежными грантами. Работает на ангарском химзаводе машинистом технологических насосов.

Волошин Михаил Григорьевич, 14.07.1983 г. — глава Администрации Иргейского муниципального образования – администрации сельского поселения с.Иргей

Иванова Татьяна Владимировна, 08.11.1986 г. – окончила с отличием Сибирский институт экономики и права, работает юристом в мэрии г.Иркутска

Суровцева Евгения Михайловна, 17.11.1988 г. – воспитатель в детском саду «Тополёк» г.Шелехова, победитель регионального конкурса «Краса дошкольного образования».

Кухта Евгений Сергеевич, 08.12.1990 г. – окончил с отличием Иркутский государственный технический университет, стипендиат НИР (научно-исследовательские работы), вошел в список ТОП «350 лучших студентов ИрГТУ), инженер Иркутской ГЭС

Иванов Владимир Леонидович, 15.02.1990 г. – окончил с отличием Иркутский государственный технический университет, директор СДК с.Иргей

Иванов Андрей Владимирович, 25.01.1991 г. – окончил с отличием Сибирский институт экономики и права, индивидуальный предприниматель

Суровцева Татьяна Анатольевна, 08.11.1973 г. – директор МКОУ «Иргейская СОШ», Почетный работник общего образования РФ

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

На территории Иргейского муниципального образования находятся пять крупных крестьянско-фермерских хозяйств: КФХ Ладзи В.В., КФХ Иванов А.В., КФХ Ворошилова В.Я., КФХ Гореликов М.Г., КФХ Волошин Г.А.. Фельдшерский пункт с.Иргей, муниципальное казенное учреждение культуры с.Иргей, МКУК Иргейская сельская библиотека, готовиться к открытию цех по переработки мяса и производства полуфабрикатов на базе КФХ Ладзи В.В.

Школа поддерживает тесную связь со всеми организациями, находящимися на территории муниципального образования. Устойчивые партнерские отношения сложились со всеми главами КФХ, но особо тесное сотрудничество осуществляется с главой КФХ Ладзи Виталием Владимировичем. Крестьянско-фермерское хозяйство Ладзи В.В. является передовым в муниципальном образовании «Нижнеудинский район», награждено кубком за 1 место Агропромышленного комплекса Иркутской области, лучший предприниматель 2016 года.

Договора о сотрудничестве заключены: с ИП Глава КФХ Ладзи В.В., ИП Глава КФХ Иванов А.В., ИП Глава КФХ Гореликов М.В., ИП Глава КФХ Волошин Г.А.. Для организации и проведения профессиональных проб подписано соглашение с муниципальным кабинетом профориентации по организации профориентационной работы и профессиональных проб г.Нижнеудинска. На базе пришкольного участка МКОУ «Иргейская СОШ» в сотрудничестве с Иркутским клубом садоводов-опытников имени А.К.Томсона в мае 2018г. запускается проектно-исследовательская работа по выращиванию винограда в сибирских условиях.

3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

Миссия школы состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для развития всех детей с учетом различий их склонностей и способностей, в создании условий для получения сельскими школьниками качественного образования, позволяющего успешно жить в быстро меняющемся мире, посредством индивидуализации образовательного процесса и внедрения новых образовательных и здоровьесберегающих технологий.
3.2.            Ценности школьной жизни

 

Особый социальный статус школы определён  положительными факторами:

нравственным (школа – центр сохранения и развития сельских традиций);

культурным (школа – база местных культурных ресурсов);

социальным (школа – сообщество профессионалов);

экономическим (школа – источник будущих кадров для сельского хозяйства).

3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

Детская организация «Дружба» — это добровольное объединение учащихся школы, ориентированное на практическое воплощение в жизнь гуманистических ценностей, нравственных, эстетических, военно-патриотических и т. д.

 

Наши законы

·         Школа — наш дом, мы — хозяева в ней. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от себя.

·         Никогда не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.

·         Главный закон «Всё новое узнай и в школу передай».

·         Будь всегда весёл, бодр, никогда не падай духом.

·         Каждый в ответе за то, что с ним происходит.

Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся просить совета.

·         Игра- это зеркало жизни. Не забывай про своё отражение, смотрись в зеркало чаще.

·         Мы в дружбу верим,  как один и руку дружбы всегда подадим.

3.4.            Традиции и ритуалы

 

Традиционные мероприятия: День знаний, День матери, Новый год, День здоровья, Осенний бал, «Зимний двор», Прощание с начальной школой, Последний звонок, Вахта памяти.
3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

Организация образовательного процесса ведется через интеграцию учебных предметов с агротехнологической и агробизнес-направленностью, где определяющей формой учебной деятельности являются практические и лабораторные занятия, познавательно-поисковая, проектная и исследовательская деятельность учащихся. расширен спектр элективных курсов, занятий внеурочной деятельности агробизнес-направленности: «Твоя профессиональная карьера», «Химические секреты агронома», «Искусство успеха в бизнесе», «Ландшафтный дизайн», «Все начинается с семьи», «Экскурсии в мир аграрных профессий», «Удивительный мир окислительно- восстановительных реакций», «Азбука содержания животных», «Мир лекарственных растений», «Умелые руки», «Физика вокруг нас», «Экономика – первые шаги».

Для успешной подготовки ребенка к жизни в современных социально экономических условиях, правильной ориентацией его в происходящих общественных и экономических процессах возникает значимость в преемственности изучения агробизнеса между всеми уровнями образовательной системы, то есть создание единой образовательной среды по агробизнес-образованию.

На уровне начального общего образования образовательный процесс осуществляется за счет интегрирования учебных модулей агротехнологической и агробизнес-направленности в рабочие программы учебных предметов «Окружающий мир» и «Технология», организации внеурочной деятельности, реализации проекта «Школа юного цветовода». Определяющей формой учебной деятельности является познавательно- поисковая деятельность детей.

На уровне основного общего образования формирование необходимого комплекса знаний, умений, навыков осуществляется в ходе изучения общеобразовательных предметов, практических и лабораторных занятий, проектной деятельности. Становление духовно-нравственных ценностей, мотивации к ведению сельского образа жизни ведется через введение элективных курсов, занятий внеурочной деятельности, дополнительное образование, организацию летних трудовых практик «Школа юного овощевода».

На уровне среднего общего образования формирование необходимого комплекса знаний, умений, навыков к осознанному выбору профессии сельскохозяйственной направленности осуществляется в ходе изучения общеобразовательных предметов, практических и лабораторных занятий, проектно-исследовательской деятельности, социальных практик, профессиональных проб «Школа юного агробизнесмена», дополнительное образование.

Основными методами и формами обучения являются ситуативно-ролевое обучение, деловые игры, проектно-исследовательская деятельность, использование средств сетевой коммуникации. Формирование готовности к труду, исследовательская деятельность осуществляются в ходе практических занятий на пришкольном участке.

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

            Реализация проектов:

На уровне начального общего образования

— «Аптека на грядках»

— «Огород на подоконнике»

— «Мой веселый дворик»

— «Цветы в нашей жизни»

На уровне основного общего образования

— «Выращивание томатов в ведрах»

— «Технология выращивания картофеля»

— «Размножение картофеля различными способами»

— «Выращивание винограда»

— «Воздействие сельского хозяйства на окружающую среду»

— «Ландшафтный дизайн пришкольного участка»

— «История моей деревни»

— «История семьи»

На уровне среднего общего образования

— «Агротуризм»

— «Эко-дизайн»

— «Мое собственное дело»

— «Сельскохозяйственный продуктовый рынок»

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Детская организация «Дружба» — это добровольное объединение учащихся школы, ориентированное на практическое воплощение в жизнь гуманистических ценностей, нравственных, эстетических, военно-патриотических. Цель организации — это воспитание у каждого члена объединения уважения к человеческой личности, охране окружающей среды.

Главный орган ученического актива в школе является Совет учащихся. В состав совета входят командиры секторов. Совет осуществляет контроль над деятельностью работы всех классов, принимает важные решения, касающиеся деятельности детского органа самоуправления.

В состав комиссий входят воспитанники, возглавляющие классные комиссии. Задачами совета глав комиссий являются координированные работы комитетов, осуществление взаимопомощи и взаимосвязи между комиссиями.

«Совет учащихся — один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии обучающихся в управлении делами класса и школы. Настоящий Совет учащихся предполагает, что его органы обладают реальными правами и несут реальную ответственность за свою работу».

3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

В школе традиционно проводятся народные праздники: Масленица, Рождество, Светлый праздник – пасха, Посиделки, Колядки, Праздник русской березки.

Любимые игры: лапта, городки, ручеек.

4.        Школа на земле
4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Село Иргей возникло в 1900 году, входило в состав Катарбейской волости Тулунского уезда Иркутской губернии. Жители села были переселенцами, прибывшими из Гомельской губернии, которым царское правительство выдало ссуду для обзаведение хозяйством. Они распахивали «новь» на просторных местах, корчевали деревья, заводили пашни, покосы.
Когда-то на этом месте жили бурятские племена, об этом свидетельствует много фактов. Например, название села — «Иргей» в переводе с бурятского означает «берега». Такое название дано потому, что место находится на берегах между двух рек — Курзан и Мельница. Из воспоминаний Барковской Веры Трофимовны, одной из первых жительниц Иргея, нам стало известно, что в 1900 году в это место приехал Барановский Вавила Семенович. Узнав, что здесь мужчинам дают землю на обработку, он вернулся и завербовал четыре семьи. Таким образом, первыми жителями Иргея стали Барковский Иван с сыновьями Ефимом, Яковом, Семеном, Боровик Трофим Степанович, Макаров Фома и Смоловский Тимофей. Барановский Вавила Семенович поселился на реке Курзан и построил на свои средства мельницу, это место назвали Мельничным участком.Вскоре, вследствие переписки с родственниками, в Иргей стали приезжать всё новые и новые поселенцы, не страшась ни суровой природы, ни тяжелой работы. А природные условия в те времена действительно были тяжелыми. Ночью по улицам разгуливали медведи и волки, так что, если вовремя не загнать скотину в хлев, можно было ее лишиться. Известен случай, когда волк, разбив окошко стайки, пролез внутрь, перегрыз горло овцы и выволок ее через тоже окошко. Старожилы вспоминают, что здесь были очень большие комары, которые могли насмерть заесть теленка. Лес тоже был полон неожиданностей и сюрпризов, природа дика и первозданна. Собирая ягоды, можно было наткнуться на гнездо какой-нибудь птицы, и под твоими ногами оказывалась пара яиц. Ягода была крупнее, чем сейчас. Лес пугал, но в тоже время кормил и согревал. Шло время, в стране началась сплошная коллективизация. Иргей ответил на это колхозом со звучным названием «Первое мая».

Так продолжалась жизнь деревни до жаркого и палящего мая 1940 года. Особенно жарким выдался день 5 мая. Деревня была почти пуста, только из детского сада доносился шум детворы. И именно тогда, когда некому было помочь, в деревне начался пожар. Один за другим сгорали дома, огонь дошел и до детского сада. Дымом заполнилось все здание, дети в испуге начали прятаться от огня, воспитателям было очень трудно их отыскать. К концу дня возвратившиеся домой люди нашли вместо своих жилищ лишь догорающие бревна. Так дотла сгорела деревня, целыми в ней остались только три дома, чудом уцелевшие. После этой трагедии многие уехали, остальные начали отстраиваться, некоторые купили дома на мельнице.
Постепенно жизнь стала налаживаться. Наступил 1941 год, а с ним и Великая Отечественная война. Мужчины ушли на фронт, и деревня опять замерла. Но, действительно, велика любовь русского человека к своей малой родине. После войны все оставшиеся в живых вернулись в родное село, начали восстанавливать его. Трудно было тогда, в 45-м, трудно и сегодня, но не сдается русский человек, велика его любовь к родине, к родной деревне.

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Одним  из ключевых направлений деятельности МКОУ «Иргейская СОШ» является работа с родителями, основанная на сотрудничестве, совместном планировании и организации образовательного процесса с учетом требований ФГОС. Школа поддерживает тесную связь со всеми организациями, находящимися на территории муниципального образования. Устойчивые партнерские отношения сложились со всеми главами КФХ.

Одним из направлений агробизнес-образования в нашей школе является экологическое воспитание школьников. Человек должен быть хозяином не только в своем доме, но и любить и заботиться о месте, где он живет. Весь коллектив школы, учащиеся принимают участие в уборке территории школы, вокруг школы, у памятника павшим землякам в годы Великой Отечественной войны, помогают убирать территории домов тружеников тыла, пожилых, одиноких людей.

Традиционно участие в концертной программе посвященной труженикам села.

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Договора о сотрудничестве заключены: с ИП Глава КФХ Ладзи В.В., ИП Глава КФХ Иванов А.В., ИП Глава КФХ Гореликов М.В., ИП Глава КФХ Волошин Г.А.. Для организации и проведения профессиональных проб подписано соглашение с муниципальным кабинетом профориентации по организации профориентационной работы и профессиональных проб г.Нижнеудинска. На базе пришкольного участка МКОУ «Иргейская СОШ» в сотрудничестве с Иркутским клубом садоводов-опытников имени А.К.Томсона в мае 2018г. запускается проектно-исследовательская работа по выращиванию винограда в сибирских условиях.
5.        История и культура школы в деталях
5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Юлия Павловна Андреева родилась 10 октября 1937 г. в деревне Виленск Нижнеудинского района в большой многодетной семье.

Ее родители: Ворошилов Павел Егорович и Ворошилова Елизавета Максимовна были неграмотными. Отец вместе со своими сыновьями самостоятельно одолел букварь и изучил все буквы. До пенсионного возраста он работал трактористом, за добросовестный труд имел много грамот, даже иногда получал денежную премию.

Мать была простой крестьянкой, читать научилась в ликбезе (так называлась ликвидация безграмотности).

Несмотря на трудное время, родители уделяли много внимания воспитанию и обучению детей.

С детства Юлия была не равнодушна к красоте родной русской природы. Когда ей было 4 года, она заблудилась в лесу. Был май, она, босая, в одном платьишке, тайком ушла в лес за цветами. А ночью выпал снег, да довольно большой. Хорошо, что ее случайно нашли пастухи, а то бы замерзла.

А еще было чудо: ходила на пруд ловить рыбу, тоже тайком. Наловила полную бутылку головастиков и принесла домой, просила маму нажарить на ужин. Вот смеху-то было! Начальную школу Юля окончила в селе Виленск. А в 5-й класс пешком ходила в Шебертинскую школу, да еще рюкзак (сидор) носила за спиной с едой на целую неделю. О подвозе детей в школу и обратно не было никакой речи: была послевоенная разруха. Жили в очень холодном общежитии. Юлия часто болела. Она всегда любила играть в школу, обожала учителей и мечтала быть учителем.

В 1953 году окончила 7 классов. В том же году поступила в Нижнеудинское педагогическое училище, которое через 3 года было переведено в г. Тулун. В 1957 году окончила Тулунское педагогическое училище с красным дипломом. По окончании учебного заведения получила распределение на работу в исправительную колонию в поселок Водопадный. Воспитанники были крупнее и здоровее учителей. Многие из них совершили страшные преступления, но Юлия Павловна сумела найти к ним подход. Она покорила их своим обаянием, творчеством, любовью к детям, беззаветной преданностью к любимой профессии.

В 1959 году Юлия Павловна вышла замуж и уехала из поселка Водопадный. Потом она работала в Курзанской начальной школе, в Вершинской восьмилетней школе, в Ориковской восьмилетней школе и в Иргейской средней школе.

Ее педагогический стаж составляет более 40 лет. Юлия Павловна любила петь, на деревне ее звали соловушкой. Умела играть на всех струнных музыкальных инструментах, играла на гармошке, немного – на баяне. Умела веселить друзей, гостей, была душой компании. Она была замечательным, талантливым преподавателем. Огромный педагогический талант восхищал окружающих. Прекрасный и добрый человек, Юлия Павловна с большой любовью и заботой относилась к своим ученикам, пользовалась уважением среди родителей, коллег.

За добросовестный труд она имела много поощрений, наград, было присвоено почетное звание  «Заслуженный учитель».

26 августа 2004 года перестало биться ее сердце. Талантливая и трудолюбивая, скромная  и порядочная – такой Юлия Павловна осталась в памяти всех знавших ее.

В Иргейской школе работает много замечательных педагогов. Среди них преподаватель математики Галина Александровна Нигматулина и преподаватель русского языка и литературы Надежда Борисовна Кумицкая. Они пришли в Иргейскую школу почти в одно время. Надежда Кумицкая приехала в Иргей в 1994 году, а годом позже сюда же приехала и Галина
Нигматулина. И вот уже более двадцати лет эти педагоги сеют разумное, доброе вечное в Иргейской школе. Они не только много лет работают вместе, но и столько же лет дружат между собой. Сейчас уже трудно подсчитать, сколько ребятишек выпустили они в большую жизнь за эти годы, но что в иргейской школе сейчас учатся уже дети их первых выпускников — это совершенно точно.
Надежда Борисовна Кумицкая родилась в селе Байроновка соседнего Тайшетского района. Затем их семья переехала в село Худоеланское, где Надежда пошла в школу, а окончила десять классов она в узбекском городе Ангрен. Из этого города она уехала на учебу в Москву, в педагогический институт, туда же и вернулась с дипломом педагога в 1978 году. В Ангрене Надежда Борисовна работала в школе, вышла замуж, родила двух сыновей Олега и Александра. Но пришли другие времена, развалилась некогда единая страна, и в 1994 году Надежда Кумицкая вернулась в Сибирь. И с этого же года она работает учителем русского языка и литературы в Иргейской школе.
Много лет прошло с той поры, год за годом, выпуск за выпуском. Кто-то мог бы сравнить работу учителя с конвейером, что категорически
несопоставимо, ведь эта профессия подразумевает только индивидуальный и творческий подход к каждому ученику. А о том, какой учитель Надежда Кумицкая, могут рассказать не только сотни ее выпускников, но и десятки почетных грамот, благодарностей, побед в различных конкурсах и олимпиадах, а также ее многочисленные публикации по проблемам педагогики.
Не менее ответственно и творчески подходит к своей профессии и учитель математики Галина Нигматулина. Родом Галина Александровна из деревни Новое Село. Окончив школу, она поступила в Тулунское педагогическое училище, позже окончила Иркутский педагогический институт. После учебы ее по распределению направили в далекую Катарму, где Галина Александровна встретила своего мужа Равиля, с которым они прожили в любви и согласии,
воспитали сына Александра и дочь Валентину, дали им высшее образование. В Катарме семья Нигматулиных прожила десять лет. В 1987 году они переехали в город Алзамай, где Галина Александровна проработала учителем 12 лет, а в 1995 их семья переехала в Иргей, где Галина Нигматулина и работает учителем математики.
О наградах и достижениях Галины Александровны Нигматулиной, заслуженных ею на педагогической ниве, можно было бы написать отдельно. В ее активе не один десяток почетных грамот и дипломов, благодарностей и наград, побед в конкурсах и олимпиадах. Среди них Благодарственное письмо министерства образования Иркутской области и звание почетного работника общего образования Российской Федерации. Но главное, конечно, не в этом, главное — ее ученики, кто
сидит за школьной партой сейчас, кто, повзрослев, стали педагогами, врачами, инженерами, и предпринимателями и вообще хорошим людям. И в успехе каждого из них есть ее заслуга, ее знания и опыт, ее творчество, ее частичка души. А это и есть главное в оценке работы любого учителя, его высшее достижение.

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Семья Суровцевых

Семья… Как много в этом слове для каждого из нас! Всё в нашей жизни начинается с семьи. Я считаю, что семья — это главное в жизни человека, и я очень люблю свою семью!

В нашей семье есть одна особенность. Мы оба — педагоги, обладатели гуманной профессии учителя, служили, служим и будем служить детям. Чем мы очень гордимся!

Наша совместная трудовая    деятельность началась в Катарминской восьмилетней школе в 1985 году, куда я, Татьяна Ивановна, была назначена директором школы, а Михаил Михайлович, мой муж, учителем музыки и физической культуры, и с тех пор наша жизнь принадлежит школе. Совместный педагогический стаж составляет почти 70 лет, и все эти годы мы стараемся сеять доброе, мудрое, вести

своих учеников по лесенке знаний к вершинам наук. И недаром говорится, что учительское счастье слагается из ученических побед. Ведь наши выпускники работают в различных отраслях нашей необъятной Родины, но отрадно то, что многие из них выбрали профессию учителя, работают в нашем районе учителями химии и физкультуры, руководителями образовательных организаций. Мы вырастили 3 детей, которые получили высшее образование, а младшая дочь Евгения пошла по стопам родителей, получив профессию педагога, трудится в г. Шелехов, и хочется надеяться и верить, что из шести внуков кто-то выберет благородную профессию учитель. Поэтому профессию учителя мы выбрали не зря

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Знакомство нашей семьи с Антипенко Валентиной Владимировной началось с  1995 г., когда мы привели в детский сад своих младших сыновей 3-х и 2-х лет. На пороге нас встретила высокая, милая, улыбающаяся молоденькая женщина, это была Валентина Владимировна.

Взяв наших сыновей за руки, она уверенной, легкой походкой повела их в новую жизнь. Три счастливых года мои сыновья с радостью бегали в детский сад, ни разу не пропустив его посещения без уважительной причины. Там Валентина Владимировна научила их бережливости, нравственности, развивала их вокальные и актерские способности.

Но вот беда – детский сад в нашем селе закрыли. И Валентину Владимировну берут на работу в школу организатором, библиотекарем. Вот где Валентина Владимировна открыла все свои таланты, под ее чутким руководством на школьных мероприятиях  выступают все, и ученики, и учителя, и даже мы, родители. Сколько мероприятий она провела за эти годы? Много. Очень много!! И мы всегда удивляемся, ни одно мероприятие никогда не повторилось.

Но вот в 2001 году Валентина Владимировна становится классным руководителем старшего сына. Сколько сил и терпеливости надо было иметь Валентине Владимировне, чтобы добиться 100% посещения школы от своих учеников, потому что третья часть класса были дети из неблагополучных семей. Но она своего добилась, как мудрая и ласковая мать, она окружила наших детей такой любовью, что они с радостью бежали как на уроки, так и на внеклассные мероприятия.

И вот результат – все ее ученики – выпускники 2006 года – сдали Единый государственный экзамен. Выпускница Барковская Любовь закончила школу с медалью. Это ученики Валентины Владимировны завоевали больше всех грамот для нашей школы как в спортивных, так и в интеллектуальных соревнованиях. Это её класс занимал первые места в районных олимпиадах. 10 человек из 19 поступили в высшие образовательные учреждения на бюджетной основе. А это большая заслуга Валентины Владимировны.

Сейчас, когда прошло уже пять лет, как для первых выпускников Валентины Владимировны прозвучал последний звонок, наши дети получили образование в других учебных заведениях. Они приходят в школу и в первую очередь бегут к Валентине Владимировне рассказать, как их дела, спросить, как дела у Валентины Владимировны. Двое младших моих сыновей так же окончили уже нашу школу, но всегда с любовью и теплом вспоминают как детский сад, так и школу. Благодаря Валентине Владимировне мои сыновья неоднократно выступали не только в нашей школе, но и в районных мероприятиях на большой сцене.

Валентина Владимировна не только замечательный человек, прекрасный организатор, но и внимательная, ласковая мать, которая воспитала своих сыновей. Более 30 лет Валентина Владимировна отдала воспитанию наших детей.

В заключении хочу сказать большое материнское спасибо за все то доброе и светлое, что все эти годы наша Валентина Владимировна дарила нашим детям.

Солоникова Марина Григорьевна – член районного родительского комитета

Письмо выпускницы

Ужас!!! Ужас!!! Ужас!!! Это же просто кошмар!!! Я сегодня опоздала на работу!!!! Стыдно-то как!!!  Хотя никто даже не придал этому значения,– опоздания с моей стороны бывают крайне редко, да и то, если возникает форс-мажор, – я готова сквозь землю провалиться!…. Интересно, откуда во мне взялась эта никогда «незасыпающая» пунктуальность? Сколько себя помню, я всегда и везде опаздывала. В школе я была главной «опоздуньей», и Людмила Яковлевна (мой классный руководитель) всячески пыталась бороться с моей прогрессирующей непунктуальностью… Если бы она сейчас была свидетелем моего опоздания, я бы точно сгорела от стыда. Стоп! ЛЮДМИЛА ЯКОВЛЕВНА!!!!! Ведь это именно она воспитала во мне ответственность, да и многие другие качества, которые очень помогают мне в жизни. Я часто ловлю себя на мысли о том, что подумала бы Людмила Яковлевна, как она бы оценила мои действия. Сейчас, по прошествии нескольких лет после окончания школы, я осознаю, как много сделали учителя, сколько возможностей открылось передо  мной благодаря их вниманию и заботе. Людмила Яковлевна была нашим главным воспитателем и наставником. Мне запомнился тот момент, когда, став нашим классным руководителем, она впервые вошла в класс. Её твердая походка, уверенный взгляд подсказали мне, что мы попали в надежные руки. С первых дней Людмила Яковлевна провела огромную работу по сплочению коллектива. Как и у многих школьников, в нашем классе случались споры, но с помощью Людмилы Яковлевны мы научились выходить из любых конфликтных ситуаций. Иногда о наших разногласиях и проколах не знали даже родители. Только сейчас я понимаю, какую ОГРОМНУЮ ответственность брала на себя Людмила Яковлевна.  Добрая и отзывчивая, справедливая и требовательная она стала для нас «второй мамой». Её наставления и советы до сих пор придают сил и уверенности в сложной жизненной ситуации. Да, она была строгой и беспощадно указывала нам на наши ошибки и недостатки, давая нам понять, что мы неидеальны и что нет предела совершенству. Именно поэтому мы все к чему-то стремились и старались развивать в себе самые лучшие качества. Скажу без лишней скромности, наш класс был одним из лучших в школе, да и чего тут скромничать, ведь это не наша заслуга, это заслуга Людмилы Яковлевны, которая всегда была хорошим психологом: она всегда чувствовала настроение класса, умела пошутить и в то же время держала все под контролем. Умение выслушать, понять, вести диалог, вместе искать ответы на вопросы, искренне радоваться  и огорчаться  — черты НАСТОЯЩЕГО учителя, каким и является наша Людмила Яковлевна. И именно ей я сейчас благодарна за многие свои достижения. Именно ей сказал бы спасибо любой мой коллега, друг или просто знакомый, которому не пришлось ждать меня лишние десять минут на ветру, жаре или холоде.

Долгалева Галина – выпускница 2004 года

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): __

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА АГРОБИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ «ДУША ЗЕМЛИ РОДНОГО КРАЯ» В МКОУ «ИРГЕЙСКАЯ СОШ»

Суровцева Татьяна Анатольевна,

директор МКОУ «Иргейская СОШ»

Нижнеудинского района Иркутской области

Сайт школы: https://irgschool.ru/

  • октябре 2016 года приказом управления образования школе присвоен статус муниципальной пилотной площадки по реализации модели агробизнес-образования «Душа земли родного края». В апреле 2018 года по результатам конкурсного отбора претендентов в состав областных пилотных площадок, распоряжением министерства образования Иркутской области школе присвоен статус пилотной площадки Министерства образования Иркутской области по реализации проекта «Агробизнес – школа и формирование системы непрерывного агробизнес – образования в Иркутской области».

МКОУ «Иргейская СОШ» расположена в с. Иргей, Нижнеудинского района, Иркутской области, на расстоянии 90 км. от районного центра. На территории Иргейского муниципального образования находятся пять крупных крестьянско- фермерских хозяйств: КФХ Ладзи В.В., КФХ Иванов А.В., КФХ Ворошилова В.Я., КФХ Гореликов М.Г., КФХ Волошин Г.А., фельдшерский пункт с. Иргей, муниципальное казенное учреждение культуры с. Иргей, МКУК Иргейская сельская библиотека. Школа поддерживает тесную связь со всеми организациями, находящимися на территории муниципального образования. Устойчивые партнерские отношения сложились со всеми главами КФХ, но особо тесное сотрудничество осуществляется с главой КФХ Ладзи Виталием Владимировичем. Крестьянско-фермерское хозяйство Ладзи В.В. является передовым в муниципальном образовании «Нижнеудинский район». Для организации и проведения профессиональных проб подписано соглашение с муниципальным кабинетом профориентации по организации профориентационной работы и профессиональных проб г. Нижнеудинска. На базе пришкольного участка МКОУ «Иргейская СОШ» в сотрудничестве с Иркутским клубом садоводов-опытников имени А.К.Томсона организована проектно-исследовательская работа по выращиванию винограда в сибирских условиях.

МКОУ «Иргейская СОШ » располагается в 2-этажном деревянном здании, где имеется 12 учебных кабинетов, в том числе компьютерный класс (кабинет информатики), комбинированные мастерские, кабинет релаксации, оборудованный по программе «Доступная среда», библиотека, спортивный зал. В кабинете информатики установлена интерактивная доска, 10 компьютеров, 11 ноутбуков, документ камера , цветной принтер. Кабинет начальных классов оснащен магнитно-маркерной доской и мультимедийным оборудованием по целевой программе. В учебных кабинетах установлены проекторы, плазменные телевизоры. В школе создана локальная сеть, которая соединяет имеющиеся

  • каждом кабинете компьютеры. Педагоги и обучающиеся имеют информационный доступ к Интернету в каждом учебном кабинете и библиотеке. Информирование родителей обучающихся по вопросам реализации проекта происходит через школьный сайт, информационные стенды и родительские собрания, ежемесячно издается школьная газета «Ветер перемен». В школе имеется теплица под поликарбонатом, участок для выращивания овощей, картофельное поле. На территории школы расположена скважина для подачи воды в здание и на пришкольный участок.
    • МКОУ «Иргейская СОШ» обучается 64 активных, позитивных, любознательных, ответственных, мотивированных на успех учеников. При школе открыта дошкольная группа «Радуга», что позволяет осуществлять преемственность детский сад – школа. Учебный процесс осуществляют 16 педагогов, из них 81% имеют высшее профессиональное образование, 75% учителей имеют высшую и первую квалификационные категории.

Экономическая составляющая трудового воспитания на селе актуализируется в связи с тем, что детям сельской местности часто «ждать помощи» не откуда, пришкольный участок «кормит» учеников в течение всего учебного года. Каждый год выращивается большой урожай картофеля, капусты, свеклы, моркови, лука, огурцов и т.д. Продукция, выращенная на пришкольном участке экологически чистая, так как выращена без использования различных химикатов. Реализация проекта агробизнес-образования помогает улучшить материально-техническую базу образовательной организации, удешевить школьное питание за счет использования 100% собственных овощей, подготовить учащихся к осознанному выбору профессии, к продолжению образования и продуктивной трудовой деятельности в сфере агробизнеса. Кроме того, труд на земле становится для детей частью учебного процесса, частью их жизни.

О влиянии внедрения агробизнес-образования в МКОУ «Иргейская СОШ» на социальную среду села говорят следующие данные: у учащихся диагностируется ценностное отношение к сельскохозяйственному труду как фактору будущего материально-экономического благополучия, большее количество учащихся школы готовы остаться работать на селе и вести приусадебное хозяйство. За последние пять лет 30% выпускников нашей школы вернулись на свою малую Родину занимаются сельскохозяйственным трудом, фермерской деятельностью, работают на полях, возрождают сельское хозяйство.

Наряду с инновациями, агробизнес–школа продолжит развитие интеллектуальной, духовно–нравственной личности школьника, актуализации и проявления её индивидуальных способностей, социализации и самоопределения в выборе дальнейшего образовательного маршрута и профессии.

Современное образование ориентируется на активные и интерактивные методы овладения знаниями, развития творческих способностей, формирование агробизнес-компетенций, на умение применять бизнес-подход в профессиональной и трудовой жизни, адаптироваться к меняющимся условиям трудовой деятельности. Поэтому в своей практике мы стараемся использовать различные технологии агробизнес-образования.

Изучив потребность образовательных ресурсов внесены изменения в учебный план, расширен спектр элективных курсов, занятий внеурочной деятельности агробизнес-направленности: «Твоя профессиональная карьера», «Химические секреты агронома», «Искусство успеха в бизнесе», «Ландшафтный дизайн», «Все начинается с семьи», «Экскурсии в мир аграрных профессий», «Удивительный мир окислительно-восстановительных реакций», «Азбука содержания животных», «Мир лекарственных растений», «Умелые руки», «Физика вокруг нас», «Экономика – первые шаги».

Организация образовательного процесса ведется через интеграцию учебных предметов с агротехнологической и агробизнес-направленностью, где определяющей формой учебной деятельности являются практические и лабораторные занятия, познавательно-поисковая, проектная и исследовательская деятельность учащихся. В ходе проведения интегрированных уроков решаются задачи развития умения обобщать, синтезировать знания из разных учебных дисциплин, обеспечивается преемственность знаний, их формирование на более высоком продуктивном уровне, усиливается мотивация изучения общеобразовательных предметов. При использовании данного подхода мы имеем возможность объединять цели образования и будущую профессиональную деятельность, а так же перейти от воспроизведения знания к его практическому применению.

Для успешной подготовки ребенка к жизни в современных социально-экономических условиях, правильной ориентацией его в происходящих общественных и экономических процессах возникает значимость в преемственности изучения агробизнеса между всеми уровнями образовательной системы, то есть создание единой образовательной среды по агробизнес-образованию.

На уровне начального общего образования образовательный процесс осуществляется за счет интегрирования учебных модулей агротехнологической и агробизнес-направленности в рабочие программы учебных предметов «Окружающий мир» и «Технология», организации внеурочной деятельности, реализации проекта «Школа юного цветовода». Определяющей формой учебной деятельности является познавательно-поисковая деятельность детей.

На уровне основного общего образования формирование необходимого комплекса знаний, умений, навыков осуществляется в ходе изучения общеобразовательных предметов, практических и лабораторных занятий, проектной деятельности. Становление духовно-нравственных ценностей, мотивации к ведению сельского образа жизни ведется через введение элективных курсов, занятий внеурочной деятельности, дополнительное образование, организацию летних трудовых практик «Школа юного овощевода».

На уровне среднего общего образования формирование необходимого комплекса знаний, умений, навыков к осознанному выбору профессии сельскохозяйственной направленности осуществляется в ходе изучения общеобразовательных предметов, практических и лабораторных занятий, проектно-исследовательской деятельности, социальных практик, профессиональных проб «Школа юного агробизнесмена», дополнительное образование.

Основное направление в реализации непрерывного агробизнес-образования на всех уровнях образования проектно-исследовательская деятельность. Учащиеся школы представляют результаты своей работы на школьном, муниципальном и региональном уровнях:

  • На муниципальном фестивале проектов по биологии Позднякова София представила проект по теме: «Роль почвенной среды в проводящей ткани плодово-ягодных культур», награждена дипломом второе место, Филимонова Анна выступила с проектом «Значение механической ткани для злаковых культур», диплом за третье место

– руководитель проектов учитель биологии Андреенко Людмила Яковлевна

  • Учащаяся 10 класса Буевич Вероника представила свой проект на муниципальном экологическом конкурсе «Красная книга Нижнеудинского района глазами детей» награждена дипломом призера – руководитель учитель начальных классов Илларионова Мария Анатольевна
  • Приняли участи в региональном конкурсе школьных проектов «Энергия и среда обитания». Учащаяся 6 класса Позднякова София провела социологическое исследование по энергосбережению на территории села Иргей. Так же была участником отборочного этапа 22 региональной научно-практической конференции школьников «Исследователь природы Восточной Сибири» — руководитель этих проектов Илларионова Мария Анатольевна учитель начальных классов.
  • Учащаяся 8 класса Суровцева Елизавета представила свой бизнес-проект по созданию мини-пекарни «Краюшка хлеба» на областном конкурсе «Начинающий фермер» заняла 3 место, награждена дипломами министерства сельского хозяйства и министерства образования Иркутской области. – руководитель учитель обществознания Иванова Ирина Владимировна
  • В июне 2018года приняли участие в I Региональном чемпионате корпораций «Профессионалы Будущего» по стандартам JuniorSkills в компетенции «Агрономия», где учащаяся 8 класса Черкас Антонина с командой ребят создавала проект автоматизированной системы управления теплицей для выращивания различных видов овощей, награждена дипломом второй степени.

В летний период продолжили работу по реализации долгосрочных проектов: «Ландшафтный дизайн. Школьный двор-территория радости», «Сортоиспытание картофеля», «Аптека на грядках», «Влияние пасынкования на сроки плодоношения и урожайность томатов».

Запустили новый проект «Выращивание винограда в условиях Нижнеудинского района». Занимаясь проектом по выращиванию винограда, мы обучаем ребят, проводить исследования по анализу воды, почвы, практическому выполнению доступных, агротехнологических операций связанных с посадкой, уходом, размножением, винограда в условиях резко-континентального климата, учим составлять бизнес-план. Данный проект развивает творческое отношение учащихся к любому виду деятельности на земле, создает мотивацию для продолжения профессионального агрообразования учащихся.

Для реализации инновационного проекта необходимы квалифицированные педагогические кадры. В школе стабильный кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем преподавания и способный к творческой, поисковой работе. Повышение квалификации педагогов в рамках агробизнес-образования проходит через методические совещания, круглые столы, конференции, вебинары, активное участие в муниципальных, региональных семинарах. В рамках муниципального семинара практикума «Первые шаги в агробизнес, как средство активизации проектно-исследовательской работы» опыт работы школы признан положительным и опубликован в журнале «Педагогический имидж: от идеи к практике. В августе 2018г. на базе школы была организована муниципальная площадка по теме: «Агробизнес-образование:

качество, непрерывность, развитие» в работе которой приняли участие все агрошколы района.

  • октябре 2018г. приняли участи в выставке в рамках Агропромышленной недели
  • г. Иркутске, представили опыт работы по агробизнес-образованию на Байкальском международном салоне образования.

Одним из направлений агробизнес-образования в нашей школе является экологическое воспитание школьников. Человек должен быть хозяином не только в своем доме, но и любить и заботиться о месте, где он живет. Весь коллектив школы, учащиеся принимают участие в уборке территории школы, вокруг школы, у памятника павшим землякам в годы Великой Отечественной войны, помогают убирать территории домов тружеников тыла, пожилых, одиноких людей. Традиционной стала акция «Мы за чистое село». Материалы этой работы были размещены на портале Агробизнес Центр ГАУ ДПО ИО «РЦМРПО» в рамках Всероссийской молодежной экологической акции «Чистое село».

Еще одно направление — «Агробизнес-образование в семье». В школе обучается 64 учащихся из 39 семей. Ребята являются помощниками своим родителям по ведению подсобного хозяйства. Из 39 семей занимаются растениеводством – 100%, животноводством – 35 семей – 92%. На территории села сложились целые династии, имеющие положительный опыт в ведении подсобного хозяйства.

Не все из сегодняшних школьников станут фермерами, предпринимателями, доярками и трактористами, но уметь работать на своей земле, прокормив себя и свою семью, должны быть готовы. Кто знает: может, пройдет 5-10 лет и они, окончив школу и получив профессию, тоже с гордостью скажут: «Я живу и работаю на своей земле!».