МКОУ Канашская СОШ Шадринский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Канашская средняя общеобразовательная школа»
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Медведева Наталья Михайловна
1.3.        Почтовый адрес

 

641853 Курганская область, Шадринский муниципальный округ, село Канаши, улица Саши Долгих, 3А.
1.4.        Телефон

 

83525498241
1.5.        Сайт

 

https://shkolakanashskaya-r45.gosweb.gosuslugi.ru/
1.6.        Электронный адрес

 

Shkan2005@yandex.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

1-4 классы – 74

5-9 классы – 88

10-11 классы – 13

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

В МКОУ «Канашская СОШ» работает 31 педагог, 22 – в школе, 9 – в структурном подразделении «детский сад». Высшую квалификационную категорию имеют 13 педагогов, первую – 9 педагогов, соответствие занимаемой должности у 5 педагогов и не имеют категории 4 педагога.
1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

В работе с учащимися школа руководствуется Законом РФ Об образовании, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, методическими письмами и рекомендациями, внутренними приказами, в которых определен круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.

Занятия проходят по пятидневной учебной неделе. Продолжительность учебного года составляет: для обучающихся 2-8 классов и 10 класса – 34 недели, для обучающихся 1 и 11 классов – 33 недели, для обучающихся 9 класса – 32 учебные недели.

Школа полностью укомплектована квалифицированными педагогическими кадрами за счет внутренних и внешних совместителей. Учителя школы своевременно проходят повышение квалификации.  Все учителя владеют навыками работы на персональном компьютере, имеют сертификат пользователя ПК, более 85% – систематически используют продуктивные технологии. Педагоги отмечены за творческий труд отраслевыми наградами: «Почётный работник» – 2.

В школе соблюдаются требования ФГОС по курсовой подготовке и аттестации учителей, педагоги школы проходят курсы по обновленным ФГОС – 2021, прошли курсы по организации работы с детьми ОВЗ, по информационной безопасности, посетили вебинары, активно повышают свою квалификацию: работа в МО, РМО; самообразование, курсы при ИРОСТ; на дистанционных семинарах, конференциях, используют в работе различные инновационные технологии. Администрация школы прошла курсы по теме «Менеджмент в образовательной организации».

Последние годы в школе обучается 13 классов-комплектов.

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

– 15 учебных кабинетов оборудованы системой мультимедиа, интерактивными досками.

– 6 дошкольных групп оборудованы мебелью, игрушками.

– слесарно-столярная мастерская;

– швейное дело;

– кабинет домоводства;

– кабинет химии (оборудован для проведения лабораторных работ);

– кабинет физики (оборудован потолочной системой электроснабжения);

– кабинет робототехники

В наличии:

– лингафонный кабинет;

– мобильный компьютерный класс;

– актовый зал на 100 мест.

Спортивный зал 600 кв.м.

 Школьный стадион (теплое помещение раздевалки, хоккейный корт, беговые дорожки, волейбольная площадка, баскетбольная площадка, теннисный корт, тренажеры, футбольное поле).

Доступ к сети интернет с централизованной системой контентной фильтрации предоставляется провайдером ПАО «Ростелеком» в соответствии с государственным контрактом.

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

Здание школы построено в 1967 году

Новый пристрой к школе был сдан в эксплуатацию в декабре 2020 года

2.2.            Обстоятельства создания школы

 

С 1951—1952 учебного года Канашинская средняя школа вновь стала функционировать, и она работает по сей день.
Первый выпуск Канашинской средней школы был в 1954 году. Выпускников было 27 человек. Классный руководитель — Берсенева Валентина Федоровна, директор школы – Спирин Николай Васильевич. 
Учителя-предметники: Клименских Анатолий Васильевич, Баева Валентина Ефимовна, Голова Ирина Семеновна, Назимова Зоя Афанасьевна, Пентешкина Анна Петровна,
Зиновьев Михаил Петрович, Сысоева Галина Борисовна, Сосунов Евгений Федорович, Разуненко Александр Григорьевич.
Школа была уже 3-х ступеней: начальная, неполная средняя и средняя.
Первые выпускники были из нескольких деревень (тогда в районе 1-я средняя школа сделала 1-й выпуск ребят из с. Канаши, д. Могияьной (Глубокое), Верхозино, Красномылья, Сухрино, Синицкой, Мальцево, Дрянново, Агапино, Иванищево, Кайгородово, Ганино, Ивачевой, т. е. из 13 деревень. В с. Канаши была 1-я средняя школа в районе.
2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

Белоусова Мария Семеновна (1920 -е годы)

Полякова Антонина Степановна (1920- е годы)

Барчевский В.Н. (1934 – 1935)

Карачаров В.Г. (1935 – 1936)

Букин Л.Е. (1936-1937)

Орлов Дмитрий Вениаминович (1937 – 1939)

Гусельщикова И.Л. (1939 – 1940)

Спирин Алексей Григорьевич (1940 -1942)

Антипова Елизавета Всеволодовна (1942- 1945)

Шаркунов Г. А. (1945 – 1946)

Каширцев И.Н. (1946 – 1947)

Истомин Дмитрий Михайлович (1947 – 1952)

Колмогорцев Михаил Александрович (1952 – 1953)

Спирин Николай Васильевич (1953 – 1956)

Яковлева Валентина Ефимовна (1956 – 1983)

Берсенев Юрий Фролович (1983 – 1987)

Суслопарова Анна Игнатьевна (1987 – 1990)

Криворотова Любовь Григорьевна (1990 – 2010)

Раева Светлана Викторовна (2010 – 2021)

Медведева Наталья Михайловна (2021 – по сей день)

 

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

1843 г. – в одной из церковных келий поставили 2 лавки и длинный стол, и начали обучать детей священнослужителей грамоте: счету, письму и чтению.

В 1897 в Канашах строится церковно – приходская трехклассная школа. В эту школу могли ходить все дети, желающие учиться. До революции в Канашах учились 40 % детей.

В 1918 году церковь была отделена от государства, а школа от церкви.

В 1919 г., в августе при Канашинском ВИК был образован отдел народного образования.

В начале 1930 – х годов наша школа была четырехлетней начальной.

С 1935 школа стала семилетней.

Перед Великой Отечественной войной учащихся было очень много, параллелей – тоже (а,б,в). учится приходили дети изи соседних деревень : Мальцево, Дрянново, Ганино, Иванищево, Кайгородово, Ивачево.

1941-1945- во время войны в одном классе учились школьники разных возрастов.

В 1949- 1950 учебном году наша школа стала средней (Канашинская средняя школа – в 8 классе обучение было платное – 150 р. В год)

В 1954 год – первый выпуск Канашинской средней школы, их было 27 человек.

В 1960 -е годы – обучение стало бесплатным.

В 1970 – е годы – введено обязательное среднее образование.

1966 год – школа переезжает в новое здание, в котором стали учиться боде 300 учеников.

1990 – е года – Канашинская школа была «Школой года» в районе 4 раза.

 

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Белоусова Мария Семеновна (Хохлова)- одна из первых учителей Канашинской школы (дочь священника Семена Белоусова).

Криворотова Л.Г. – директор школы – 1 место конкурс директоров.

Сослопарова Г.Ф – орденоносец, орден Трудового Красного Знамени, удостоена гранта Сороса.

Отличники народного образования:

Токмакова М.И., Паршукова А.И., Яковлева В.Е.

Отличники просвещения:

Веретнова Г.П., Кошарнова Л.С., Криворотова М.М., Воложанина Л.В., Лихачева Т.Д., Криворотова Л.Г., Мурзина М.Ф., Первухина Л.А. 

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

  Канашинская школа гордится своими выпускниками.

Медалисты Канашинской средней школы: Саунин Рудольф, Пестерева Ираида, Токмаков Валерий, Дибиленко Рудольф, Новоселова Раиса, Пестерева Зинаида, Седанов Михаил

1991 г. – Сычева Лена

1992 г. Веретнов Владимир
1993 г. – Шарова Вера
1995 г. -Надежкин Алексей, Зотеев Сергей
1997 г. – Лаптев Евгений, Федорова Елена
1998 г. – Григорьев Слава, Черданцев Андрей
1999 г. – Ташкова Екатерина, Прибыткова Юля, Коротких Ирина
 2000 г. – Русских Лариса, Чижова Таня, Сапожникова Таня
2001 г. – Лихачева Даша, Булычев Илья

2002 г. – Шарова Анна, Яковлева Анастасия

2003 г. – Григорьева Екатерина

2004 г. – Бурдина Ирина

2005 г. – Лихачева Анастасия

2008 г. – Лаптев Саша, Новоселова Аня, Красавин Рома

2009 г. – Титова Катя, Широков Дима

2010 г. – Медведева Ксения, Воложанина Катя

2012 г. – Юкляевских Таня, Обухова Мария

2016 г. – Черданцева Софья, Перфильева Александра, Коротовских Елена

2017 г. – Раева Ольга, Ионин Владимир

За последние три года наблюдается стабильное количество обучающихся-медалистов:

2019-2020 год – Соловьева Екатерина (9 класс)

2020-2021 год – Тощева Екатерина (11 класс)

2021-2022 год – Соловьева Екатерина (11 класс)

 

3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

Усиление роли школы в становлении

самостоятельной духовно – крепкой и нравственно –

ориентированной личности выпускника;

– личностно – ориентированное обучение; проективное образование

– компетентностный подход;

– гуманитаризация и гуманизация образования;

– формирование универсальных учебных действий;

– технологизация учебного процесса;

– компьютеризация обучения.

 

3.2.            Ценности школьной жизни

 

– осознание идей гуманизации и гуманитаризация

образования, понимаемых как процесс изменения типа образования;

– доверие и уважение друг к другу учащихся,

педагогов, родителей, гостей и помощников школы;

– стремление к высокой психологической комфортности для всех субъектов педагогического

процесса;

– стремление к высокому уровню самоорганизации

детского коллектива и коллектива учителей;

– атмосфера свободы творчества, способствующая

творческому развитию учащихся и учителей;

– безусловное обеспечение высокого стандарта

образования для всех выпускников школы;

– стремление к обеспечению социальной

и допрофессиональной       адаптации выпускника школы.

 

3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

 
3.4.            Традиции и ритуалы

 

1 Гражданско-патриотическое воспитание

День народного единства;

День Конституции;

День защитника Отечества;

День неизвестного солдата;

День Победы;

Акция «Никто не забыт – ничто не забыто»;

Акция «Мы помним – мы гордимся»;

Акция «Дорога к ветерану»;

Акция «Георгиевская ленточка»;

Акция «Обелиск»;

Акция «Письмо солдату»;

2 Нравственное и духовное воспитание

День пожилого человека.

День учителя;

Всемирный Доброты;

День Матери;

Международный женский день;

День защиты детей;

Неделя психологического здоровья

3 Воспитание творческой личности

ПРОФПРОБЫ;

Акция «Чистый школьный двор»;

Акция «Забота»;

4.Здоровьесберегающее воспитание

День здоровья;

Всемирный день памяти жертв СПИДа;

Акция «Наркотики путь в никуда»;

Акция «Спорт – это КРУТО!»;

«Веселые старты»;

 «Мальцевская лыжня»;

«Школьная Спартакиада»;

«Президентские состязания и игры».

5.Социокультурное и медиа культурное

воспитание

Круглый стол «Откуда берутся запреты»                 «Жить по совести».

День народного единства;

Акция «Чистые руки»;

Акция «Терроризм – проблема человечества».

6.Культуротворческое и эстетическое

воспитание

«Осенний марафон»

«Зимний фейерверк»

«Битва хоров»

«Один день армейской жизни»

7. Правовое воспитание и воспитание культуры

безопасности

Неделя акции «Внимание – дети!»;

Акция «Дорога и дети»;

День защиты детей;

Акция «Внимание – водитель»;

8.Формирование коммуникативной культуры

Волонтерская акция «Дарю тебе сердце»

Волонтерская акция «К людям с добром!»

Декада психологического здоровья

Тренинги «Ради чего стоит жить»

«Школа вожатого»

9.Экологическое воспитание

День Земли;

Акция «Сохраним Землю в чистоте»

Акция «Чистый двор»;

Игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»;

10.Семейное воспитание

День Благодарения

День матери;

День отца.

«Мама, папа, я – спортивная семья»

 

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

Одним из принципов работы нашей школы является открытость. Мы верим, без открытости невозможно развиваться и становиться лучше.

Канашская средняя школа – это маленькая страна, хранительница традиций, бесценного педагогического опыта, накопленного учителями за её историю, и побед учеников, прославивших её. Для каждого поколения учеников есть своя школа, особенная, но всегда родная и любимая, которая не только ведёт в страну знаний, но и учит жизни.

 Благодаря строительству нового пристроя к школе у педагогов основного и среднего уровня образования появилась замечательная возможность внедрять в образовательный процесс новые технологии и использовать новейшее оборудование на уроках и во внеурочной деятельности.

С 2021 года в образовательный процесс школы идет внедрение Цифровой Образовательной Среды на уроках информатики, физики, математики, химии и биологии.

– Учитель химии и биологии в системе использует цифровые образовательные продукты, ТАКИЕ КАК электронные пособия, электронные таблицы с голосовым сопровождением, цифровой микроскоп, при помощи которых обучающиеся имеют возможность поучаствовать в виртуальных опытах, организует работу с познавательными и тестовыми программами, интенсивно вводит Интернет-ресурсы, создает свои собственные электронные ресурсы. В результате плодотворной творческой и научно-исследовательской работы педагога в этом направлении мы получили статус опорной школы по биологии в северо-западном образовательном округе.

– Учитель информатики запустил IT-класс с использованием на уроках Яндекс учебника (электронный вариант).

В настоящее время робототехника в школе становится все более значимой и актуальной. На уроках информатики и кружка «Робототехника» ученики осваивают курс «Моделирование роботов», которые ведутся по принципу преемственности.

Для учеников начальной школы это конструктор LEGO “WeDo», LEGO конструкторы Mindstorms для более старших обучающихся.

– Учитель физики использует в работе цифровую лабораторию.

– В сентябре 2022 года в школу поступили биатлонные комплексы, по программе «Биатлон в школу».

В рамках дополнительного образования в нашей школе реализуются различные программы:

– «Спортивные игры»

– «Греко-римская борьба»

– «Олимпиадная математика»

– «Занимательное ХимБио»

– «Робототехника»

– «По волнам музыки»

– ИЗО студии «Акварелька»

– «Музейная комната»

– «Школьный театр»

Гордостью является молодежный клуб РГО на базе нашей школы. Ребята совершенствуют свои знания в разных сферах: географии, истории, искусстве, краеведении, экономике, функциональной грамотности, экологии. С сентября 2020 года на базе нашей школы был организован класс Русского географического общества. А с 1 сентября 2021 года класс переименован в Молодежный клуб Русского географического общества.

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Проект «Мы за ЗОЖ»

Туристический слет «Школа безопасности»

Акция «Дарю тебе сердце»

ГТО для родителей и детей

Акция, посвящённая Дню Памяти жертв ДТП

Декада психологического здоровья

Акция, посвящённая международному Дню инвалидов

Декада Героев Отечества

Проект «Зимняя сказка»

Проект «Мое родное Зауралье» (фото, стихи, статьи, рисунки)

Акция «Забота»

Акция «Обелиск»

Акция «Лучший друг» (сотрудничество с приютом для животных «Надежда»)

Месячник гражданской обороны

Декада безопасности дорожного движения

Акция «Покорми птиц зимой»

Месячник оборонно-массовой и спортивной работы

Проект «Один день армейской жизни»

Проект «Битва хоров»

«День Здоровья»

Фестиваль «Мама, папа, я – спортивная семья»

Проект «Безопасное колесо»

Акция «Сад Памяти»

Экологическая акция «Чистый двор – чистое село»

Акция «Свеча Памяти», «Бессмертный полк»,

 

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Трудовой отряд «Горизонт»

Волонтерский отряд «Бумеранг Добра»

Отряд «Юнармия»

Отряд «Орлята России»

 

3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

Ученики школы многие годы являются участниками образцового танцевального коллектива «Сюрприз». Коллектив известен не только в селе, районе и области. География участия коллектива в различных смотрах и конкурсах велика: Курган, Екатеринбург, Новосибирск, Москва, Санкт Петербург и др.
4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Село Канаши называлось вначале деревня Нижний Канаш, потом село Дмитриевское, по названию деревянного храма в честь святого Великомученика Дмитрия Солунского, после – село Подгорное и с начала ХХ века – село Канаши. Канаши или Канашинское – значительное село в Шадринском уезде, в 18 верстах к северо- западу от уездного города, на реке Большой Канаш. Основателем села был тот же человек, что основал и город Шадринск, Юрий Никифорович Малечкин. Родом он из Перми. Крестьянин по происхождению, он отличался жаждой познания, открытия новых земель.

Первые крестьяне, поселившиеся у нас, бежали из Верх –Устюгского уезда Вологодской губернии.

На 1710 год в деревне насчитывалось 98 дворов (686 человек). Интенсивное заселение началось в конце XVIII –   начале XIX веков. В нашем селе очень рано был развит промысел по изгтовлению гончарной посуды (корчаги, кринки, горшки, ладки и тд.)

На ярмарках славятся: канашинские сапоги, обутки, прекрасно выделанные кожи, мелкие металлические изделия, ременная упряжь….

Село считается ремесленно – торговым.

В Канашах строятся, зажиточными крестьянами, кожевни, мастерские: обуточные, шорные, сапожные, пимокатные, гончарные.  Из Канашей везли везли изделия из кожи, шерсти, глины и другие товары.

В 1918 году насчитывалось уже около 300 кожевен.

В 1926 году в селе насчитывается 22 промышленных заведения.

 В 1924 появился «Интеграл – кустарно – промысловая артель по изготовлению хомутов, шлей, гужей, ремней и др.».

В селе появляются ткачихи и в 1925 году они объединяются в кустарно – промысловую артель им. Крупской.  В 1930 – е годы   2 ткачихи выехали в Москву, а затем в Тбилиси и Ереван. Только начало налаживаться ковроткацкое производство, как началась война.  Несмотря на трудные военные и послевоенные времена артель набирает силы.  В 1970 г.  пристраивают новый корпус для выпуска ворсовых и паласных ковров. 25 декабря 1975 года у фабрики золотой юбилей.  Канашинская ковроткацкая фабрика известна далеко за пределами области, но и даже нашей страны. В 1990 годы («перестроечное» время) фабрика была на краю гибели. В 1998 году все дорогостоящее оборудование вывезено.  В 2000 году была предпринята попытка возродить работу ковроткацкой фабрики, но она не увенчалась успехом.

В 1932 году на базе колхоза «Шеф» было создано механизированное предприятие по обработке земли. Оно находилось в д. Хлызово обслуживало 20 мелких колхозов.  В 1934 г. это предприятие перевели в село Канаши. Предприятие «Сельхозтехника» и т.д.

 

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества В настоящее время школа живет в тесном взаимодействии с социумом. Социальными партнерами нашей школы являются сельский дом культуры, сельская библиотека, культурно-досуговый центр, совет ветеранов, ФАП и др.
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня  
5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)  
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)  
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)  

Информация подготовлена и предоставлена – директор школы Медведева Н.М, заместитель директора по УВР – Калинина О.С., историческая справка взята из книг местного краеведа Ии Александровны Веретновой «История села Канаши».