Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»
1. Общие сведения о школе
|
|
1.1. Полное название школы
|
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Кондинская основная общеобразовательная школа» Шатровского муниципального округа Курганской области |
1.2. Ф.И.О. директора школы
|
Бояркина Снежанна Борисовна |
1.3. Почтовый адрес
|
641971, Курганская область, Шатровский район, с. Кондинское, ул. Центральная, д.9 |
1.4. Телефон
|
8 (35-257) 9-93-27 |
1.5. Сайт
|
https://kondinskaya-r45.gosuslugi.ru |
1.6. Электронный адрес
|
kondino@mail.ru |
1.7. Количество учащихся, классов по ступеням образования
|
1-4 класс: 28
5-9 класс: 37 |
1.8. Количество педагогов, их образование и квалификация
|
Педагогический коллектив школы насчитывает 11 учителей и 1 воспитателя
Из них: – высшую категорию имеют – 3 педагога, что составляет 24 % – первую категорию –7 педагогов, 58 % – соответствие занимаемой должности – 1 учитель, 8 %. Качественный состав педагогических кадров: – имеют высшее образование – 9 учителей, 82 %; – имеют средне – специальное образование – 2 учитель, 18 %. В коллективе работают: 1 педагог – лауреат премии Президента в рамках ПНП «Образование».- Абрашитов И.Н. 5 педагогов награждены «Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ» Матвеева А.И., Абрашитов И.Н., Бояркина С.Б., Хребтова Л.А., Абрашитова Г.Я.. 1 педагог награжден медалью «Патриот России»- Абрашитов И.Н. |
1.9. Организация образовательного процесса (краткая информация)
|
В МКОУ «Кондинская ООШ» функционируют коллегиальные органы управления: общее собрание работников Учреждения, педагогический совет, Совет Учреждения.
В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в МКОУ «Кондинская ООШ» созданы Большой Совет ученичества, родительский комитет. Порядок работы, компетенция органов самоуправления организации регламентируется Уставом общеобразовательной организации. |
1.10. Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории
|
Материально – техническая база
· 2 спортивных зала · 1 компьютерный класс 1 сканер, 3 принтера, 1 модем, также 4 компьютера по кабинетам · библиотека · 14 учебных кабинетов Режим работы школы Школа работает с 7.30 до 18.00 |
2. История школы: основные вехи
|
|
2.1. Дата основания школы
|
1877 |
2.2. Обстоятельства создания школы
|
Первая школа в с. Кондино, которая называлась Министерским начальным училищем.
В 1897 году училище было реорганизовано в Кондинскую начальную трех комплектную школу
|
2.3. Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)
|
В 1933 году Кондинская начальная школа была переименована в Кондинскую 7 летнюю школу.
1933 – 1935г директор школы – Скворцов Василий Александрович. Семилетняя школа выпустила первых выпускников.
1935 – 1937 гг – Постнов Василий Иванович 1937 – 1941гг – Шабашов Семен Иванович, который в 1941 году ушел на фронт и погиб. 1941 – 1943 гг. – Лукин Николай Ильич 1943 – 1946гг – Патракеева Галина Ивановна. 1946 – 1971гг. – Сукманов Андрей Симонович – фронтовик, учитель химии. Андрей Симонович приложил немало усилий к тому, чтобы семилетняя школа стала средней и в 1958 году школа с. Кондино выпустила первых учащихся 10 класса. Школа под его руководством неуклонно шла вперед в учебно – воспитательной работе и в укреплении материальной базы. . В 1958году полным ходом шло строительство здания средней школы, которое завершилось в 1962году тем самым ликвидирована двух сменность занятий, открыт интернат, организован учебно – опытный участок. Министерство просвещения РСФСР, Министерство сельского хозяйства РСФСР и ЦК ВЛКСМ наградили грамотой Кондинскую школу за высокие показатели во Всероссийском конкурсе на лучшую постановку опытнической работы по сельскому хозяйству. В 1965 г. на базе колхоза «Зауралье» была создана ученическая производственная бригада, которая за свои трудовые достижения неоднократно награждалась премиями, путевкой в г. Алма –Ата для участия во Всесоюзном клубе трудовой славы «Целинник». 1973 – 1978гг – директор школы Зотеев Анатолий Михайлович. Вводится кабинетная система. Проводится работа по оборудованию учебных кабинетов. 1978 – 1980 гг – Колмогоров Сергей Юрьевич. Приоритетным направлением работы школы является общественно – полезный труд. 1980 – 2010 гг – Бояркина Нина Михайловна. В 1981 году школьной производственной бригаде присуждена первая Всесоюзная премия – автобус. В 1986г оборудован кабинет для изучения тракторов и с/х машин. В 1990 г построено новое здание учебных мастерских. В 1995- 1996 учебном году пущено в эксплуатацию новое здание пристроя для начальной школы. В конце 90 –х в школе было развито школьное лесничество, неоднократный победитель конкурсов школьных лесничеств на разных уровнях: региональном, всероссийском. Члены школьного лесничества дважды побывали на слете в Москве и на олимпиаде в г. Обнинске, где совместно с членами молодежного объединения «Клуб Старшеклассник» заняли 3 место. С 2003 года в школе получил развитие гиревой спорт. В 2007 году на базе школы создан военно – патриотический поисковый отряд «Звезда». 2010 – 2019гг – Матвеева Антонина Ивановна. Значительное внимание уделяется укреплению материально-технической базы школы: входной сектор, окна в спортзале, кровля основного здания школы. Новое оборудование для кабинета информатики: компьютеры, столы, кресла. Учебные кабинеты оборудованы новой мебелью. Обновлена лыжная база и спортоборудование. В 2012 году запущена школьная столовая. Школа активно сотрудничает с социальным окружением. Реализует социальные проекты: «Память о далеком, но живом», «Сельская Доска почета», «Обелиск». Школа неоднократно становится победителем и призером областных конкурсов «Я –гражданин земли Курганской». 29.12.2014г МКОУ «Кондинская СОШ» присвоен статус «Социально –активная образовательная организация». Действует военно –патриотический поисковый отряд «Звезда». С 2019 года школой руководит Бояркина Снежанна Борисовна. Бояркина С.Б. много сил и времени прилагает для того, чтобы поддерживать материально-техническую базу учреждения в надлежащем состоянии, создавать безопасные и комфортные условия её функционирования. Она обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество школы с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью, родителями. Является куратором проекта «500+», оказывает адресную помощь в экспертизе и консультационной поддержке школе, отобранной регионом для участия в проекте. Как руководитель она видит перспективы развития учреждения, четко и верно определяет стратегию, цели и задачи, стоящие перед коллективом. |
2.4. Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)
|
Кондинская средняя школа переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение Кондинская средняя общеобразовательная школа Постановление Администрации Шатровского района №3 от 05.01.1998г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Кондинская средняя общеобразовательная школа переименована в Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Кондинская средняя общеобразовательная школа» Распоряжение Главы Администрации Шатровского района от 16.11.2010 г. №555-р. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Кондинская средняя общеобразовательная школа» переименована в Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Кондинская основная общеобразовательная школа» Распоряжение Главы Администрации Шатровского района от 26.06.2017 г. №169. |
2.5. Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)
|
Ничипурчик Раиса Никитична – «Заслуженный учитель школы РСФСР», учитель русского языка и литературы.
30 лет проработала в Кондинской средней школе. За добросовестный труд отмечалась многочисленными грамотами района и области. В 1979 году Раиса Никитична награждена значком «Отличник народного просвещения» (удостоверение № 210221). По результатам аттестации 1985 года было присвоено звание «Старший учитель» с вручением соответствующего значка. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 декабря 1986года присвоено Ничипурчик Р.Н. почетное звание « Заслуженный учитель школы РСФСР». В свободное от уроков время Раиса Никитична вместе с ребятами ставила спектакли. Со спектаклем «Молодая гвардия» выступили во всех клубах близлежащих деревень. Работала школьная редколлегия. Раиса Никитична сама увлеченная туризмом, сумела заинтересовать ребят. Она ходила в походы по горам Кавказа и Урала, о чем говорит значок туриста. С ребятами совершала походы по родному краю: Шатрово, Барино, Спицыно, Мальцево, Чаши, Шадринск и др. Активная общественница, лектор международник. Портрет был на Доске почета в Доме политпросвещения в г. Кургане. Раиса Никитична постоянно вела политзанятия. И награждена памятной медалью «За пропаганду «Марксизма –Ленинизма». 16 июня 1984г присвоено звание «Почетный гражданин села». За активное участие в жизни села, организацию досуга односельчан, за большую краеведческую работу. Раиса Никитична не только участник, но и автор сценариев культурных мероприятий для села: КВН, «Огонек», «А ну-ка, парни», презентация Книги памяти, юбилей колхоза, села, Дома культуры, юбилеи ветеранов педагогического труда, золотые и бриллиантовые свадьбы. Ее портрет находится на Сельской Доске почета. Имеет многочисленные благодарственные письма, грамоты.
1 сентября 1967 года Нина Михайловна после окончания Кондинской средней школы поступает в ШГПИ на физико-математический факультет. Прошли годы учебы в педагогическом институте г. Шадринска. В 1972 году Бояркина Нина Михайловна сделала первые шаги на пути к овладению педагогической профессией в с. Терсюкском Шатровского района. О том, какая она – профессия учителя молодой педагог уже многое знала, потому, что её мама Давыдова Мария Тимофеевна к этому времени много лет проработала учительницей начальных классов. А с 1 сентября 1973 года продолжает работу в родной школе в должности учителя математики … С 1974 по 1980 год Нина Михайловна работает заместителем директора школы по УВР в своей родной Кондинской средней школе, которую окончила в 1967 году. Она не только открывала детям горизонты науки математики, учила их добру, правде, красоте, формируя человека, наделенного прочными математическими знаниями, умениями и навыками, но и являлась учителем учителей. Нина Михайловна человек большой душевной щедрости, работоспособности и целеустремленности. 38 лет учила детей царице наук, математике.. С 1974 по 1980 год Нина Михайловна работает заместителем директора школы по УВР в своей родной Кондинской средней школе, которую окончила в 1967 году В течение всех лет руководства Бояркиной Н.М. школа ни разу не прервала свою работу по причине недостатка обеспечения, чрезвычайных ситуаций. За достойный результативный труд Бояркина Н.М. награждена грамотами Министерства образования РСФСР и ЦК профсоюза работников народного образования и науки РСФСР, Бояркина Нина Михайловна директор школы с 1980г по 2010г. Она умело координировала и направляла деятельность коллектива учителей и классных руководителей по вопросу формирования социально-активной личности школьника. Школа – призёр областного конкурса социальных проектов «Я – гражданин земли Курганской», успешно разработан и внедрён социальный проект «Сельская доска Почёта». Много внимания уделяла директор работе с детьми из «трудных» и неблагополучных семей, в областном конкурса по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних в номинации «Лучшая организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации» школа заняла первое место. Организаторские способности Нины Михайловны, умение найти оптимальные пути решения многих проблем управления школой, работоспособность позволили добиться хороших результатов. На протяжении многих лет педагогическим коллективом школы достигаются высокие стабильные результаты в обучении и воспитании школьников, за последние три года успеваемость составляет 100%, более трети детей успевает на «4» и «5», все выпускники школы продолжают образование в ВУЗах и СУЗах. По итогам 2007-2008 учебного года одна выпускница награждена серебряной медалью. В школе успешно осуществляется профессиональная подготовка старшеклассников по профессии «Тракторист-машинист категории ВСЕ».
|
2.6. Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)
|
Золотые медалисты:
Безгодов Валентин Васильевич, 1966г; Хребтова Дарья Андреевна, 2012г; Злобин Илья Сергеевич, 2013г Выдающиеся выпускники. Бояркин Александр Дмитриевич. Родился на Урале в д. Поротовой Шатровского района Курганской области. Выпускник Кондинской семилетней школы. Окончил Уральский государственный университет им. А.М. Горького факультет журналистики. В Мурманске у него появились первые публикации в молодежной газете «Комсомолец Заполярья», сначала литературные пробы, а затем журналистские. С той поры, когда Александра Дмитриевича взяли в штаты газеты репортером, и начинается его журналистская жизнь. Затем в Назарово устроился в городскую газету «Советское Причулымье», редактировал «Серп и молот» в Шарыпово. Потом был редактором районной газеты, заместителем редактора в молодежной краевой газете «Красноярский рабочий». 20 лет там отработал, из которой ушел по собственному желанию. Сейчас А. Бояркин продолжает работать ответственным секретарем, но уже в другой газете – в «Красном железнодорожнике». С 1970 г является членом Союза журналистов, членом Союза писателей России, имеет несколько правительственных наград, медали за труд. Поздним творением его жизни являются поэтические сборники «Роса на солнце» (2000г), «Зеркало судьбы» (2001г), «Круги на воде» (2003г), «Следы на снегу» (2004г), «Ветка сирени» (2005г). Все эти поэтические сборники Александр Дмитриевич подарил школе в 2009 году.
Вострякова Наталья Александровна. Выпуск 1992г Родилась Наталья Александровна в Каргаполье, но своей родиной считает село Кондино Шатровского района, где прошло ее детство и юность. Здесь школьницей написала свои первые стихи. В 1992 году окончила Кондинскую среднюю школу с серебряной медалью, в 1997 году – исторический факультет Курганского института с красным дипломом. Здесь же окончила аспирантуру и работает старшим преподавателем кафедры философии Курганского государственного университета. Автор поэтического сборника «Диалектика». Стихи Натальи Востряковой – из самой жизни, о том, что она пережила, помнит, чем живет теперь. Словом, о том, что прочувствовала сердцем. С присущим именно ей мировоззрением, с тонкой чуткостью к родной природе, к людям, к нашей истории, ко времени, в котором она родилась, взрослела и теперь развивается как поэт. И не беда, что в жизни все оказывается “в тысячу раз” сложнее, чем в мечте. Для нее счастье – уже знать это высокое чувство. Член Союза писателей России с 2007 года. |
2.7. Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)
|
|
3. Культура школы
|
|
3.1. Главные педагогические идеи школы
|
Гордостью школы является ВПО «Звезда» (руководитель Абрашитов И.Н.). С целью совершенствования, повышения эффективности и успешного осуществления подготовки юношей к военной службе, а так же укрепления здоровья учащихся и развития спорта в нашей школе, создана и функционирует вся необходимая материально-техническая база: оформлен и оснащен необходимым оборудованием кабинет ОБЖ , имеются пневматические винтовки, учебные противогазы, общевойсковые защитные комплекты. |
3.2. Ценности школьной жизни
|
|
3.3. Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)
|
|
3.4. Традиции и ритуалы
|
Большое значение в жизни школы имеют традиции, то есть определённые обычаи и установившиеся порядки. Традиции сохраняют вечное ценное: преемственность поколений, любовь и уважение к истории родной школы, стремление приумножать её славу…
Воспитательная система работы в нашей школе строится на основе школьных традиций. «День Знаний» «Посвящение в первоклассники!» «День Учителя!» «Новогодний карнавал» «Месячник оборонно-массовой и спортивной работы» «День Защитника Отечества» « Международный женский день» и т.д… |
3.5. Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей) | В школе есть музей – это просторное, уютное помещение, где расположены много экспозиции и выставок. Его используют , как для внеклассных мероприятий( День неизвестного Солдата, акция Дети войны), экскурсий обучающихся, так и для уроков истории, литературы. |
3.6. Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой
|
На протяжении 15 лет в школе осуществляет работу ВППО «Звезда». Поэтому школьники работают над долгосрочным проектом «Память о далеком, но живом.» Обучающийся 9 класса с данным проектом выиграл грантовый конкурс Стиль жизни волонтерство на муниципальном уровне. |
3.7. Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе
|
Первичное отделение Российское движение школьников созданное 11.04.2022, всего пользователей в школе 30 человек.
Волонтерский отряд «Новое поколение» в школе зарегистрированы 16 волонтеров на Добро.РФ |
3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)
|
|
4. Школа на земле | |
4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа | Село Кондинское расположено вдоль реки Исеть. Рядом находится озеро с одноименным названием — Кондинское. Сейчас село относится к Шатровскому району Курганской области. Село получило свое название от фамилии перваго поселенца крестьянина Кондина Софона, который переселился из д. Крюковой. Основание деревни Кондиной относится к самому началу XVIII столетия; по крайней мере из документов, сохранившихся при Мехонской церкви, видно, что деревня эта уже в 1722 году входила в состав прихода означенной церкви. Образование же Кондинскаго прихода относится к половине XVIII века.
Сельский совет включает в себя также расположенные поблизости деревни Могилева, Смолина и Поротова. Ближайший поселок городского типа Каргаполье. Ближайший город Шадринск. Крупные города в 3—4 часовом рубеже пути по автомобильной дороге Курган, Тюмень, Екатеринбург, Челябинск. К северу от села Кондинского имеется одноимённое озеро, в котором основной промысловой рыбой является карась. |
4.2. Участие школы в жизни местного сообщества | |
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня | Сегодня мы хотим поблагодарить тех людей, жизненная позиция которых близка многим, но вот решиться на благотварительность и доброе дело далеко не каждый. Среди нас живет немало неравнадушных и чутких людец. Только иногда одной инициативы бывает недостаточно, требуется более серьезная поддержка и, кончно, финансовые возмлжелсти. Для того, чтобы дети МКОУ «Кондинская ООШ» получали качественное питание в школьной столовой, были необходимы серьезные вложения и в стороне от школьных проблем не остались люди, которые живут в нашем районе,области. Хочется выразить благодарность директору ООО «Исеть» Черепанову А.А. и главному бухгалтеру Соболевой Т.П., в их вежливом отношении, в старании помочь при покупке и заказе на пищеблок – кухонной посуды из нержавеющей стали. И сейчас благодаря этой неоценимой помощи школьный пищеблок работает в соответствии с санитарно-эпидемиологические требования. В стороне от проблем школьного питания не остался и преподаватель-организатор ОБЖ, депутат Думы Шатровского муниципального округа Абрашитов И.Н., который в летний период изготовил сушилку для кухонной посуды. Слава благодарности хочется выразить и выпускнику нашей школы, а ныне генеральному директору «Контур» Шамсудинову В.Р., который откликнулся на просьбу директора, что пищеблок необходимо оборудовать местной вентиляционной вытяжной системой. Согласитесь, помогать – это просто. И как бы это ни называлось –благотворительность, помощь, главное, чтобы желание творить добро жило в каждом из нас. Важно, что с каждым годом деятельность по настоящему активных и небезразличных к происходящему вокруг людей выходит в нашей стране на новый уровень. |
5. История и культура школы в деталях
|
|
5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) | Менщиков Василий Алексеевич родился в с. Кондино в 1922 году, но юность прошла в городе Челябинске, где он закончил 9 классов. Началась Великая Отечественная война. Прямо со школьной скамьи он ушел на фронт, но сначала его на передовую не отпускали , так как был молод. Василий Алексеевич был направлен в военное училище , где программа, рассчитанная на два года , была пройдена молодыми бойцами за шесть месяцев. 15 декабря 1941 года в звании младшего лейтенанта Менщиков В. А. направлен на западный фронт. С первых дней молодому бойцу пришлось участвовать в боях в период , когда основные силы немцев были отброшены от Москвы. Василий Алексеевич командовал пулеметным взводом.
Его полк освобождал Калужскую , Смоленскую области. Но освобождали не деревни и села , а пепелища , потому что отступая , немцы безжалостно уничтожали все живое сжигали села и деревни , взрывали мосты , большие здания , девушек и женщин угоняли в Германию, а стариков и детей сжигали заживо , загоняли в дом и поджигали , а то и прямо на месте расстреливали. В этих тяжелых условиях приходилось воевать нашему односельчанину . Не хватало техники и снарядов . Западным фронтом в этот период командовал маршал Жуков. Позже оп писал в своих воспоминаниях , что в сутки была установлена норма отпуска снарядов 1-2 на орудие . Немцы упорно сопротивлялись , а у советской армии было мало снарядов , техники, вооружения . Зимой из батальона в несколько сот солдат осталось 13 человек, в том числе и Василий Алексеевич . Он был контужен в одном из боев и сильно обморожен , схвачен немцами и заключен в концлагерь. Его считали пропавшим без вести . В этом немецком лагере пленные умирали по 15-20 человек , их не успевали хоронить, их сжигали, расстреливали , бросали в рвы .В первые месяцы войны пленных было очень много, немцы не обращали большого внимания , сколько здесь русских. Когда Василий Алексеевич попал в этот лагерь , увидал поленницу из тел погибших . Это чьи-то сыновья , братья , мужья .Менщиков пробыл в этом лагере 2 недели. Ему и еще 26 пленным помог бежать переводчик— немец из Поволжья . Он вывел пленных из лагеря на машине, позднее этот переводчик был расстрелян. В 1942 году Василий Алексеевич партизанил в Белоруссии , был тяжело ранен в ногу .Прошел восемь госпиталей в Москве и Сибири , в городе Иркутске .За мужество и отвагу Василий Алексеевич Менщиков был награжден правительственными наградами .Проработал в Кондинской школе 37 лет. Учителем физической культуры и военруком |
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) | Педагогический стаж семьи Сукмановых, которая берет свое начало от Сукманова Андрея Симоновича 152 года.
Родом Андрей Симонович из села Успенское Половинского района Курганской области. Отец его был простым крестьянином, семья – многодетной. В 1933 году окончил Половинскую среднюю школу. С 1935 по 1937 год учился в Челябинском учительском институте. После его окончания с 1- го сентября 1937 года по сентябрь 1939 года работал учителем химии и биологии в Мехонской средней В 1939 году Андрей Симонович был призван в ряды Красной Армии. Служить ему довелось в танковых войсках радистом танка «Т – 34». В начале 1941 года танковый батальон, где служил А.С. Сукманов, был переброшен на границу с Манчжурией. В сражениях Великой Отечественной войны он участвовал с 1942 года. Дивизия , в которой служил Андрей Симонович в составе Северо – западного фронта прошла с боями по земле Белоруссии, Польши, Германии, освобождая от фашистских захватчиков города Гродно, Познань, Варшаву и др. За проявленные в боях мужество и отвагу он был награжден медалями «за боевые заслуги», «За отвагу», «За победу над Германией», «За взятие Берлина» и др. После демобилизации в 1945 году вернулся в родное село. И снова работал в школе. Молодой, энергичный с блестящими способностями организатора Андрей Симонович приступил к работе в Кондинской семилетней школе в 1946 году. Талантливый учитель, способный руководитель, умелый воспитатель – директор был примером для всего педагогического коллектива. Андрей Симонович постоянно учился сам. В 1958 году он заочно поступил в Челябинский государственный педагогический институт на биолого – химический факультет и в 1961 году успешно закончил его. Следуя его примеру, многие его коллеги получили высшее образование заочно. Андрей Симонович приложил немало усилий к тому, чтобы семилетняя школа стала средней и в 1958 году школа с. Кондино выпустила первых учащихся 10 класса. За все годы работы директором Кондинской школы Андрей Симонович Сукманов показал себя добросовестным, дисциплинированным, знающим и любящим свое дело работником. Школа под его руководством неуклонно шла вперед в учебно – воспитательной работе и в укреплении материальной базы. В !961 году было построено новое здание школы, тем самым была ликвидирована двухсменность занятий. Более 25 лет Андрей Симонович Сукманов руководил школой и за многолетний добросовестный труд был награжден почетными грамотами районо, облоно, Министерства просвещения РСФСР, значком «Отличник народного просвещения». Андрей Симонович принимал активное участие в общественной работе на селе. Часто выступал перед населением с лекциями и докладами, чем снискал себе уважение и авторитет. Выйдя на заслуженный отдых, он не захотел быть в стороне от общественной жизни села. Избирался депутатом сельского совета нескольких созывов, членом исполкома. Много лет Сукманов А.С. руководил работой музея боевой и трудовой славы колхоза «Зауралье», возглавлял совет ветеранов, часто приходил в школу на классные часы, вечера, соревнования. За безупречную многолетнюю трудовую деятельность и активную общественную работу исполнительный комитет Кондинского совета присвоил звание Почетного гражданина села Кондино, имя Сукманова А.С. занесено в районную книгу трудовой славы. 37 лет посвятил А.С. Сукманов делу обучения и воспитания детей. Был всесторонне развитой личностью. Очень любил музыку, играл на баяне, пианино, пел, танцевал. Прекрасный семьянин. Дети и внуки запомнили его любящим и заботливым отцом и дедом. Умер Андрей Симонович Сукманов 24.12.05.в возрасте 89 лет. «Ты все эти годы горел, а не жил… Учил, строил, честно Отчизне служил. А сколько людей ты поставил на правильный путь! Забыв, ради всех, что пора отдохнуть». Это небольшое четверостишие написала о жизни Андрея Симоновича его жена Сукманова Алевтина Евграфовна, с которой они прожили вместе 63 года. Алефтина Евграфовна тоже была учительницей. 33 года отдала любимому делу. 11 месяцев в году приходила в школу с удовольствием. Их уже тысячи, тех ребят, что учились немецкому языку у Сукмановой Алевтины Евграфовны. Каждый урок – это открытие, огромное разнообразие приемов работы в течении 45 минут. Это работа с учебником, и грамматический разбор, и заучивание слов, и чтение хором, и ответы на вопросы, и работа с картинкой, и пение. Все использовала Алевтина Евграфовна на своих уроках, чтобы заинтересовать ребят, помочь активно воспринимать и применять изученный материал. Ее уроки напоминали сценарий хорошего фильма, в котором нет ничего лишнего, все умно, увлекательно. Много времени и сил отдавала Алевтина Евграфовна внеклассной работе по своему предмету. Часто вела кружок разговорной речи на немецком языке. Помнят эту учительницу выпускники школы, как хорошего друга, с которым можно пооткровенничать, поговорить по душам. Особенно хороший, близкий контакт был у Алевтины Евграфовны с теми классами, в которых она была классным руководителем. Что бы ни поручалось Алевтине Евграфовне в школе, все она делала очень добросовестно, тщательно и как мастер своего дела. На встрече педагогических династий Шатровского района в октябре 1982 года она сказала: «Приветствую всех, кто избрал для себя профессию учителя. Себя я не могла представить вне школы. Каждый год с нетерпением ждала 1 сентября. Пусть эта работа не легка, порой без выходных дней, но я очень люблю ее. Учитель должен в совершенстве знать свой предмет, уметь подать материал ученикам, чтобы он заинтересовал, задел за живое. Кроме этого, считаю, учитель должен уметь и рисовать и петь и играть на каком – нибудь музыкальном инструменте. В общем, быть разносторонним человеком. А главное – постарайтесь воспитать в себе золотое сердце. Пусть поменьше золота будет на вас, больше – в душе». Самую объективную оценку учителю, наверное, могут дать его ученики. Нелишне будет привести отзыв бывшей ученицы Алевтины Евграфовны Н. Павловой, тоже учителя, Отличника народного просвещения о своей учительнице: «Мы, ученики Кондинской школы, можем засвидетельствовать, что в педагогической деятельности наша учительница была столь же талантлива, как и во всем другом, чем бы она ни занималась. Рада, что мне встретился такой педагог и хочется, чтобы «своя Сукманова» оказалась на пути каждого ученика». Алевтина Евграфовна любила писать стихи. Читая это, мы понимаем, что значила для нее и ее мужа профессия «Учитель». И поэтому не случайно три их дочери выбрали профессию учителя. Старшая дочь Людмила после окончания Мехонской средней школы поступила в Шадринский педагогический институт на факультет иностранных языков. Закончив его, работала учительницей немецкого языка в г. Краснодаре. Людмила Андреевна Гопало (Сукманова) трагически погибла в возрасте 24 года. Вторая дочь Светлана, окончив Кондинскую среднюю школу, без раздумий поступает в Курганский педагогический институт на факультет иностранных языков. После его окончания уже не один десяток лет ( 33 года) трудится в школе, где работали ее родители. Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил, что для того, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце. Эту мудрую истину Андрей Симонович и Алевтина Евграфовна помнили всегда, и этой мудрости они научили своих детей, выбравших трудный путь педагога. Светлана Андреевна прислушивалась к словам родителей и старалась впитать в себя все лучшее, что видела у них: горение, страстность, чрезвычайное трудолюбие, порядочность, ответственность в работе – качества столь необходимые для каждого педагога, умеющего дорожить своей честью. Ее уроки всегда отличаются четкой продуманностью, проходят живо и интересно, насыщены хорошей наглядностью. Выпускники школы хорошо подготовлены по немецкому языку, на районных олимпиадах всегда занимают призовые места, некоторые продолжают обучение в ШГПИ на факультете иностранных языков. Педагогическая деятельность Светланы Андреевны отмечена значком «Отличник народного просвещения», почетными грамотами РОО, Главного Управления образования, Министерства образования и науки РФ. Светлана Андреевна вела большую внеклассную работу. Много лет она руководила кружком аэробики, танцевальным, кружком разговорной речи. Младшая дочь Владилена пошла по стопам отца. Окончив биолого – химический факультет КГПИ с 1978 года работает учителем биологии и химии в Белоярской средней общеобразовательной школе Далматовского района. Уроки Владилены Андреевны проходят интересно, насыщены хорошей наглядностью. Выпускники Белоярской средней общеобразовательной школы постоянно принимают участие в районных и региональных олимпиадах, занимая призовые места. Педагогическая деятельность Владилены Андреевны отмечена почетными грамотами РОО, Главного Управления образования, Министерства образования и науки РФ. Ее сыновья Александр и Андрей, окончив Шадринский индустриально – педагогический техникум имеют педагогическое образование. Старший сын Александр, отслужив в рядах Российской армии, работает в Белоярской средней школе, учителем ОБЖ, имеет I категорию. Второй сын Андрей, тоже работал в школе учителем физической культуры, но, получив высшее инженерное образование, работает инженером – конструктором на Далматовском заводе «Старт». |
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) |
Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): ____