МКОУ Мокроусовская СОШ №1 им. генерал-майора Г.Ф. Тарасова Мокроусовский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение   Мокроусовская средняя общеобразовательная школа №1 имени генерал-майора Г.Ф. Тарасова
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Телегина Нина Анатольевна
1.3.        Почтовый адрес

 

641530, Курганская область с. Мокроусово ул. Октябрьская, 21
1.4.        Телефон

 

8  (35234) 9-74-30
1.5.        Сайт

 

https://shkola1mokrousovo-r45.gosweb.gosuslugi.ru/

 

1.6.        Электронный адрес

 

msoh1@yandex.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

1 ступень (начальное общее образование) – 213 учащихся.

2 ступень (основное общее образование) – 266 учащихся

3 ступень (среднее общее образование) – 41 учащийся

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

32 педагога

27 педагогов – высшее образование

4 педагога – среднее педагогическое

19 педагогов – высшая категория

9 педагогов – первая категория

1 педагог – СЗД

3 педагогов – без категории

 

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Организация образовательного процесса в школе осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», образовательными программами и расписанием занятий. Обучение и воспитание в школе ведутся на русском языке. Организация учебного процесса в школе  регламентируется    учебным планом, разрабатываемым школой самостоятельно, в соответствии с примерным государственным учебным планом и регламентируется расписанием занятий. 

Школа работает по графику пятидневной  рабочей недели;

Занятия ведутся в две смены.

Уроки 1 смены  начинаются в 8.00 и заканчиваются в 14.00.

Уроки 2 смены начинаются в 13.00 и заканчивается 16.55.

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

–  отдельно стоящее здание: – 3-этажное 2634,5 кв.м,

– земельный участок: – 10197 кв.м,

– год постройки здания 1971года, последний капитальный ремонт спортзала 2014г.,капитальный ремонт школы 2016г.

 

 

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

 01 сентября 1937 г.
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

Мокроусовская средняя школа  была образована в 1937 году из неполной средней (7 классов).

 

В 1940 – 1941 учебном году в школе училось 646 учащихся.  В предвоенный 1940 – 1941 учебный год учительствовали и классными воспита­телями в школе были: М. Ф. Федотова — 10 класс, П. Д. Реу­тов — 8 класс, 3. П. Реутова — 6-6 класс, 3. И. Калугина — 7-а класс, Н. И. Третьякова — 6-6 класс, Т. В. Волосатова — 5-в класс и другие.

 

В начальных классах трудились Капитолина Устиновна Каминская, Мария Петровна Ашихина, Людмила Анатольевна Яхлакова.                                                                                

 

В этом же году в школе работал Василий Иванович Карачев, который, будучи офицером запаса, ушел на фронт по пер­вой мобилизации и не вернулся: погиб смертью храбрых за честь, свободу и независимость Родины.

 

В военное время школа не прекращала работы, хотя осущес­твить полностью закон о семилетнем всеобуче удавалось все труднее из-за нужды и лишении, которые терпели дети наравне со взрослыми. Но школа имела свой участок, урожай с которого обеспечивал детей фронтовиков и детей, нуждающихся в горячем питании. Школьники готовили и отправляли на фронт свои подарки, активно работали на гектарах посева в фонд обо­роны и т. д.

 

Настоящим боевым организатором школьной детворы и педагогов, которыми были только женщины, в военные годы была директором школы Мария Филимоновна Федотова, которая не жалела сил и энергии, чтобы школа жила и чтобы все дети учились. Ее труд был отмечен орденами «Трудового Красного Знамени»  и  «Знак  Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 45 годов».

 

Из школы на фронт в годы войны ушло более 150 ребят и девушек. По данным школьного «Поиска-75», 28 человек школьных воспитанников не вернулись домой. Так, героически погибли выпускники 1941 года Володя Долгих, Спиридон Глухих, Иван Васильев, Василий Добров, девятиклассники 1941 года Миша Диканов, Владимир Долгушин, Геннадий Старцев, Фе­дор Тимонов, и многие другие. Свою жизнь положил на алтарь победы и любимый учитель Мокроусовских школьников Иван Яковлевич Захаров.                                                                 

 

В послевоенные годы школа прочно начинает становиться на твердую ногу в выполнении своей роли — главного очага народного образования в районе, где она, как средняя, была единственной. Увеличивается охват учащихся обучением, усиливается коллектив за счет ежегодного прибытия новых, молодых образованных педагогов, укрепляется учебно-материальная база. Теперь уже ежегодно выпуски составляют не 12—15 человек, или 8 человек, как во второй год вой­ны, а, по 40—50, по 80—90 человек, как в 50-е годы, и по 100— 130 человек, как в 60-е и 70-е годы.

 

Из поколения в поколение школьники десятого класса передают эстафету отличной и хорошей учебы. Так, из первого выпуска 1940 года первым отличником школы был Александр Филиппович Слинкин, ставший потом учителем и партийным работником. От него эстафету принял Володя Долгих, окончивший школу в 1941 году и после выпускного вечера ушедший на фронт.

 

От них, предвоенных отличников, эстафета прошла через войну и подхвачена теми, кто пережил нужды войны в детском возрасте или родился в послевоенное время.

 

С 1955 по 2012 год среди выпускников было 61 медалист, которые получили 12 золотых и 49 серебряных медалей. Это сестры Орловы Альбина и Людмила, Валентина Романова (теперь инженер-конструктор), сестры Косаревы Светлана и Инесса, ставшие учителями, сестры Ширяевы Надежда и Татьяна, из которых одна — инженер, другая учитель, Александр Орлов — ученый математик, Владислав Туйков — юрист в Свердловске и другие ставшие видными педагогами, врачами, специалистами сельского хозяйства, руководителями.

 

Безупречно выполняли свою благородную миссию педагоги школы А. И. Глухих, А.А. Соколова, Г.П. Мурашова, Е.Г. Кумылина, К.С. Иванова, Е.И. Аннен­кова, А.Д. Ашихина, В.Т. Вагина, А.Ф. Щелудкова, Т.Н. Антонова, А.М. Смольникова и многие другие.

 

 

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

За годы ее существования в школе сменилось 25 директоров:

Муравьев Михаил Петрович (1936 – 1937 г.г.)

Шушарина Мария Дмитриевна (1938 -1939 г.г.)

Федоров Григорий Степанович (1939 – 1940 г.г.)

Рокотов Александр Иванович (1940 – 1941 г.г.)

Лифанов Александр Михайлович (1941 г.)

Карачев Василий Иванович (1942 -1943 г.г)

Годин Самуил Зиновьевич (1943 – 1944 г.г.)

Федотова Мария Филимоновна (1944 – 1947 г.г)

Демидов Василий (1948 – 1949 г.г.)

Синюшкина Анисья Сергеевна (1949 – 1952 г.г)

Воскресенский Андрей Федотович  (1952 -1954 г.г.)

Катанаев Владимир Филимонович (1955 – 1960 г.г.)

Гапеенко Александр Ерофеевич (1961 – 1963 г.г.)

Чекин Василий Тимофеевич (1964 – 1965 г.г.)

Ширяев Сергей Николаевич (1966 – 1968 г.г.)

Важенина Татьяна Максимовна (1968 – 1971 г.г.)

Печерских Владимир Иванович (1971 – 1972 г.г.)

Шинкоренко Александр Иванович ( 1972 – 1974 г.г.)

Красотина Светлана Георгиевна ( 1974 – 1977 г.г.)

Глухих Августа Ильинична ( 1977 – 1987 г.г)

Скоков Виктор Александрович (1987 – 1992 г.г.)

Климова Нина Емельяновна ( 1992 – 1998 г.г.)

Чистякова Галина Андреевна ( 1998 – 1999 г.г.)

Волков Владимир Анатольевич (1999 – 2002 г.г.)

Телегина Нина Анатольевна (с 2002 г.)

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

В 2015 году присвоено имя генерал-майора Г.Ф. Тарасова

28 июня 2015 года награждены памятной медалью имени Г.Ф. Тарасова

 В  2020 году получили оборудование для Центра  Точка Роста

 В 2021 году получили по нацпроекту  «Образование» оборудование Цифровой образовательной среды

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Телегина Нина Анатольевна

Почетный работник ОО

 

Погадаева Людмила Александровна

Почетный работник сферы образования

 

Старцева Лилия Александровна

Почетный работник ОО

 

Папулов Олег Геннадьевич

Почетный работник ОО

 

Уханова Надежда Васильевна

Почетный работник ОО

 

Старцева Юлия Николаевна

Почетный работник сферы образования

 

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Лауреат районной молодёжной премии имени Валерия Собанина в номинации «Лучший молодой работник образования», Светлана  Витальевна  Антропова.

С.В. Антропова, учитель технологии и ИЗО МСОШ №1 имени генерал-майора Г.Ф. Тарасова, родилась и выросла в Мокроусово. В 2004 год окончила школу, поступила учиться в педагогический колледж по специальности «Учитель начальных классов», в 2012 году окончила КГУ по специальности «Учитель технологии и предпринимательство». Педагогическую деятельность начала воспитателем в детском саду, затем более 10 лет проработала оператором в АО «Энергосбытовая компания «Восток». В 2021 году Светлана Витальевна пришла работать в школу, сразу активно включилась в работу, получила большую часовую нагрузку, в том числе работу с детьми коррекционного класса. Ей доверили заведование пришкольным участком, где выращивают овощи, ухаживают за цветником, в котором высаживается много видов и сортов цветов, здесь всегда ярко, красиво – это дело ее рук и фантазии. Светлана Витальевна человек творческий, легко соглашается участвовать в различных конкурсах сама и привлекает к участию детей. В районном конкурсе «Фестиваль педагогического мастерства – 2022» заняла третье место в номинации «Лучший учитель».

Светлана Витальевна работает с детьми специального (коррекционного) класса, преподает технологию, ребята успешно сдали экзамен за девятый класс. С обучающимися этого класса педагог приняла участие в областном фестивале декоративно – прикладного творчества «Бульвар мастеров», провела мастер – класс «Сувенир из фетра».

С.В. Антропова работает в «Точке роста», ведет кружок легоконструирования и 3D моделирования. Её авторский материал опубликован на сайте «Инфоурок» «Урок по технологии «Моделирование одежды. Профессия художника – модельера»; презентация на тему «Из опыта работы учителя технологии», в районной газете «Восход» опубликован материал «Точка роста» – для роста».

Своим творческим подходом к работе, увлеченностью Светлана Витальевна помогает раскрыться способностям и талантам детей, развивает их активность и коммуникабельность, подтверждение тому – награды и дипломы учащихся и педагога: Диплом призёра Всероссийского творческого конкурса «Космическая одиссея»,

Диплом за 3 место в региональном конкурсе «Технолог 21 века» с международным участием в номинации «Декоративно – прикладное творчество» в возрастной категории 8-9 класс, Грамота за третье место на межрайонной научно – практической конференции школьников «Шаг в будущее» в номинации «Лучшая работа по технологии», Грамота за второе место в районном конкурсе рисунков «Я выполняю норматив ГТО».

Творческое начало проявляется не только в работе, но и в домашних делах, сил и энергии у Светланы Витальевны хватает на всё. Вместе с мужем Павлом Леонидовичем они построили просторный дом, заложили сад, который радует всех, обрабатывают огород. Светлана Витальевна находит время и для рукоделия, она прекрасно вяжет, шьет. В семье растут трое детей, старший сын учится в восьмом классе, средняя дочь пошла в этом году в первый класс, а младшая посещает детский сад.

 

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

– усиление роли школы в становлении самостоятельной духовно – 

  крепкой и нравственно

– ориентированной личности выпускника;

– личностно – ориентированное обучение;

– проективное образование (образование должно пониматься как 

  ядро карьеры в течение всей жизни);

– компетентностный подход;

 – гуманитаризация и гуманизация образования;

– формирование универсальных учебных действий;

– технологизация учебного процесса; 

3.2.            Ценности школьной жизни

 

Гармонизовать внешнее и внутреннее пространство ребенка, обеспечить целостность его развития в многообразии видов деятельности, в единстве интеллектуального, эмоционального, социального опыта, становление и развитие человека.
3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

Флаг общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»
3.4.            Традиции и ритуалы

 

  • Акции ко Дню пожилого человека;
  • Месячник оборонно-массовой и спортивной работы;
  • День здоровья;
  • Акция «Забота»;
  • Акция «Георгиевская ленточка»;
  • Акция «Окна Победы»;
  • Конкурс «Почетный караул»;
  • Конкурс «Смотр строя и песни»;
  • Акция «День учителя»;

 

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

В школе проходят бинарные уроки, так 2019 году провели открытый урок по окружающему миру «Когда и где?» Бенкендорф Т.П.( учитель начальных классов) и Павленко С.Г. (учитель истории) ,

в 2020 году уроки с молодыми специалистами: Старцева Л.А. и  Крашакова С.А. (учителя начальных классов) урок  по русскому языку «Письмо Деду Морозу», Федорова Н.Н. и Саганова В.А. (учителя английского языка) урок по английскому языку «Путешествие в Лондон».

В школе работает педагогический клуб.

В 2019 -Открытое заседание клуба в форме творческой   гостиной  «Креативность – залог успеха»  на межмуниципальном уровне (восточный округ.

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

  • Акция «Международный День мира»;
  • Акция «Мечта учителя» ;
  • Акция «Сдай батарейку – спаси планету»;
  • Акция «Новогодняя открытка»;
  • Конкурс «Новогодний сувенир»;
  • Фото-проект «Живая открытка»;
  • Проект «Осенняя/зимняя/весенняя неделя добра»;
  • Дни единых действий  РДШ «День Защитника Отечества»;
  • Всероссийский конкурс «Большая перемена»;
  • «Шаг в будущее»;
  • День единых действий РДШ «День рождения РДШ»;
  • Экологическая акция «Чистое село начинается с тебя»;
  • Фото-акция «Подари свою улыбку»;
  • Акция «Читаем с детьми о войне»;
  • Акция «Моя любимая книга о войне»;
  • Проект виртуальная экскурсия «Мамаев курган»;
  • Проект виртуальная экскурсия по памятным местам и городам «Застыли на курганах обелиски»;
  • Акция «Вальс Победы»;
  • Фестиваль патриотической песни «Песни тоже воевали»;
  • Районный флешмоб «Катюша»;
  • Акция «Обелиск»;
  • Акция «Бессмертный полк»;
  • Акция «Свеча Памяти»;
  • Разговоры о важном (РОВ);
  • Акция «Диктант Победы»;
  • Акция «Рисуем Россию»;
  • Конкурс рисунков «Природа моей Родины»;
  • Конкурс эссе «Мой прадед/дед солдат бессмертного полка»;
  • Слет «Ветер перемен»;
  • Слет «Весна РДШ»;
  • Военно-патриотическая игра «Героями не рождаются»;
  • Областной чемпионат сельских команд КВН «Веселый гусь 2022»;
  • Экологическая акция «Семена благие»;
  • Акция «Подари добро»;
  • Акции, посвященные Всемирному дню здоровья;
  • Акция «Подари книгу школьной библиотеке»;
  • Акция «Берегите книги»;
  • Акция «Неразлучные друзья – папа, мама, книга, я»;
  • Фестиваль команд КВН «Кубок Зауралья»;
  • Спортивный фестиваль РДШ «Веселые старты»;
  • Конкурс ко дню рождения РДШ «Путешествие на остров мечты»;
  • Международный день книгодарения;
  • Акция «Портрет Зои Космодемьянской»;
    Акция «Забота о Героях прошлого»;
  • Акция «Завтрак для мамы»;
  • Акция «Мамин совет»;
  • Акция «Мамино хобби»;
  • Региональный конкурс «Родоша»;
  • Акция «Большой этнографический диктант»;
  • Акции от Краеведческого направления РДШ – Игротека РДШ;
  • Акция «Подари свою улыбку»;
  • Региональный конкурс «Лучшая команда РДШ 2021»
  • Акция «Голубь мира»;
  • Проект «День здоровья»;
  • Акция «Окна России»;
  • Акция «Почта радости»;
  • Акция «Спой о маме»;
  • Всероссийский челлендж «Зарядка под защитой»;
  • Акция «Я люблю науку»;
  • Акция «Академия несуществующих наук»;
  • Слет волонтерских отрядов «Мы вместе!»;
  • Акция «Ёлка добра»;
  • Конкурс чтецов «Мы о войне стихами говорим»;
  • День единых действий РДШ «День знаний»;
  • Всероссийский проект «Шеф в школе»;
  • Всероссийский проект «Лига ораторов»;
  • Всероссийский конкурс эскизов коллекции форм для участников программы социальной активности обучающихся «Орлята России»;
  • Всероссийская акция «Венок памяти»;
  • Всероссийский конкурс индивидуальных участников «Добро не уходит на каникулы»;
  • Всероссийский конкурс «Министерство школьной моды РДШ»;
  • Всероссийский проект – «Экотренд» (2021-2022);
  • Акция «Супермама»;
  • Всероссийский проект «МедиаКузня РДШ»;
  • Квест ко дню рождения РДШ «Путешествие на остров мечты»;
  • Всероссийская киберспортивная школьная лига 2020-2021;
  • Всероссийский проект «Игротека»;
  • Всероссийский проект «Контент на коленке»;
  • Региональный конкурс «Медиавызов45»;
  • Всероссийский проект «Здоровье с РДШ»;
  • Всероссийский проект «РДШ – территория самоуправления»;
  • Проект «Сила РДШ»;
  • Проект «Каникулы Зауралом»;
  • Смотр-конкурс местных отделений Всероссийского движения «ЮНАРМИЯ»;
  • Всероссийские уроки мужества;
  • Всероссийская образовательная акция «Урок цифры»;
  • Проект «Лидер»;

           Конкурс «Лучший школьный волонтерский (добровольческий) отряд Мокроусовского муниципального округа»

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

  • Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников»; 
  • Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ»;
  • Школьный волонтерский отряд «Правильный вектор»;

             Школьный спортивный клуб «ОЛИМПИЕЦ»

3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

  • Песня «Эта школа лучшая»;
  • Постановки танцевального кружка «РИТМ»;
  • Спектакли театрального кружка
  •  «Юные театралы»;

 

4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Первые упоминания о Мокроусове

относятся к середине XVIII века. В 1730-е годы западнее Иртыша сложилась Ишимская укрепленная линия. А южнее её были построены форпосты, в том числе и Мало-Кызацкий, на речке Малый Кизак.

В 1755 году было объявлено, «не пожелает ли кто из обывателей купить строения старых форпостов». Тем, кто купит строения, разрешалось переезжать на жительство в них. Именно так возникли деревни Мокроусово (основателем которой считается отставной солдат Иван Степанов сын Мокроусов), Крепостная, Кукарская, Кокарева, Соловьевка, Еремино и др.

Село Мокроусовское сперва относилось к Кызацкой слободе Ишимской округи Ишимского дистрикта, а затем к Соловьевской волости Ялуторовского уезда Тобольской губернии

Несмотря на то, что Мокроусово даже не было волостным центром, здесь три раза в год (в июне, октябре и ноябре) проводились ярмарки. «Караванами сюда шли подводы с товарами за многие версты, случалось, приезжали и на верблюдах из Средней Азии, — вспоминает потомок Ивана Степановича Мокроусова — Павел Филиппович Мокроусов. — На Крещенскую ярмарку приезжали промысловики с севера, из города Тобольска, привозили целые обозы товара разного». Такие ярмарки проводились до 1928 года.

В 1893 году село стало центром Мокроусовской волости Ялуторовского уезда.

В 1904 году в селе имелась церковь, часовня, волостное правление, министерская школа (открытая в 1871г), церковно-приходская школа (открытая в 1898г), народная библиотека-читальня, хлебозапасной магазин, 24 торговые лавки, маслодельный, свечной, мыловаренные заводы, казенная пивная и винные лавки, чайная. В селе было 4 мельницы: одна паровая и три ветряных.

Перед первой мировой войной в Мокроусовской волости (куда входило 15 населенных пунктов) действовали 5 маслодельных заводов, в Лапушинской и Могилевской — по три. Значительная доля масла поставлялась за границу.

В начале Гражданской войны в Мокроусово была установлена белогвардейская власть. 20 августа 1919 года Рабоче-крестьянская Красная Армия начала наступательную петропавловскую операцию. 21 августа 1919 года штаб 2-й белой армии генерала Н.А. Лохвицкого, из с. Верхнесуерское перешел в с. Мокроусово.

 

24 октября 1919 года, наступление красных частей продолжалось по всему фронту. К вечеру, красноармейцы заняли с. Мокроусово и д. Крепость. С утра 24 октября 1919 года, красный 268-й Уральский полк оставил один батальон в с. Мокроусово, а остальными силами двинулся на восток, с боем заняв д. Чеснокова и д. Одино, выбив из них белую Уфимскую кавдивизию.

30 декабря 1919 года была создана Мокроусовская партийная ячейка из 6 членов. Председателем ячейки избран Куликов. С 10 января 1920 года организатором уездбюро Костриковым создано в волостях 9 комсомольских ячеек, в том числе и в Мокроусовской волости[11].

Во время кулацко-эсеровского Западно-Сибирского восстания 9 февраля 1921 года с. Мокроусово было занято белобандитами. Они пользовались телеграфом в селе Мокроусово и, благодаря этому, имели хорошую связь с Тюменью.

После восстановления Советской власти началась ликвидация всех учреждений старого государственного аппарата. Бедняки стали объединяться в трудовые артели, коммуны. В Мокроусове начал действовать прокат сельхозмашин, в деревнях создавались сельские комитеты общественной взаимопомощи, которые оказывали помощь бедноте в обзаведении хозяйством, создается советская потребительская кооперация.

В начале 1924 г. был создан Мокроусовский район. В него вошли населенные пункты Мокроусовской, Уваровский, Лапушинской, Могилевский и части Михайловской волостей. Мокроусовцы с благодарностью вспоминают ссыльного поляка Устина Норбертовича Каминского, который дал району сразу трех учителей: все его дочери — Анна, Августа и Капитолина трудились на ниве просвещения района. Анне Устиновне присвоено почетное звание заслуженного учителя РФСР, Августа Устиновна известна еще и как мать прославленного земляка, гвардии генерал-майора Германа Федоровича Тарасова, геройски сражавшегося на фронтах Великой Отечественной войны.

Район дал стране еще одного генерала — Якова Яковлевича Малахова и четырех Героев Советского Союза — Алексея Михайловича Ситникова, Михаила Ивановича Каюкина, Николая Ивановича Радионова, Ивана Петровича Кондратьева, а также двух кавалеров ордена Славы. О храбрости наших земляков свидетельствуют следующие данные: свыше 2000 мокроусовцев награждены орденами и медалями. Свято чтут мокроусовцы память своих земляков: Дмитрия Кошелева и Владимира Долгих, выпускников Мокроусовской школы предвоенных лет, погибших в Великой Отечественной войне, Валерия Собанин — милиционера, погибшего в мирное время при задержании вооруженного бандита, Артура Каракияна — воина-интернационалиста, погибшего в Афганистане, Алеши Прокопьева, Андрея Колчина, Вадима Маркова — участников чеченской войны. Всех их объединяет одно: они — мокроусовцы. О них пишут в газетах и книгах, в их честь установлены мемориальные доски на школе, где они учились, их именами названы улицы райцентра, именные плиты в алее памяти в парке имени Жукова. В школах и районном музее сохранились альбомы и стенды с бесценными материалами о земляках. Можно назвать сотни передовиков производства, лучших по профессии, зачисленных в районный “Клуб тысячников” или ставших лауреатами молодежной премии имени Валерия Сабанина. На таких людях земля держится, они укрепляют и прославляют родной Мокроусовский район.

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Сотрудничество с районным ДК, краеведческим музеем, Домом детского творчества, Детской спортивной школой, Центральной библиотечной системой
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня
5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Почетный работник общего образования РФ, ветеран труда А.А. Лыжина. Алевтину Алексеевну знают многие мокроусовцы – одни были ее учениками, другие – родителями учеников.

 

Профессия учителя всегда остается самой почетной, но в то же время и самой трудной. Ведь умение передать свой опыт молодому поколению, только вступающему в самостоятельную и трудную жизнь – это талант.

 

В архиве отдела образования хранится выписка из приказа, в которой говорится, что А.А. Лыжина назначается преподавателем математики в Мокроусовскую среднюю школу. Вот так и началась трудовая биография педагога, ее профессиональный путь, на котором был опыт работы учителем математики и инспектором в районном отделе образования.

 

Труд учителя сложный: проверка тетрадей, подготовка к урокам – все это отнимает много времени и сил. Кроме того, работа с учениками, которые не хотят учиться и прогуливают школу. А сам урок? Учителю надо проверить знания, объяснить новый материал, да еще и дисциплину поддерживать.

 

Наверное, не каждому повезло изучать сложный предмет математики на одном дыхании. Ученикам Алевтины Алексеевны это удалось. С первых занятий было видно, что это учитель от Бога. Ее уроки отличались высокой плотностью, дисциплиной, кропотливой работой над разгадкой самой трудной задачки. Администрация школы поручала ей не самые простые классы, потому что никто не сомневался, что А.А.Лыжина непременно справится. Она могла спланировать работу и настроить ребят так, что они и коллективом дорожили, и в учебе подтягивались. И ученики знали: учитель никому не даст их в обиду, всегда поможет, но и спросит по всей строгости.

 

Профессия учителя не имеет часовых и временных рамок – это образ жизни.

 

Сколько душевных сил и энергии отдала она своим ученикам, научив их правильно и просто разбираться не только в математических законах, но и в законах жизни.

 

Ее выпускники сегодня успешно работают в самых разных сферах деятельности, но всех их объединяет одно – чувство благодарности любимому учителю. Для многих школьников знания, полученные на уроках этого педагога, стали настоящим ориентиром в выборе дальнейшего пути.

 

Бытует мнение, что математики – «сухари», что ничего не замечают кругом, кроме своих цифр. Но это не про Алевтину Алексеевну, она по-настоящему творческая личность: сценические образы, воплощенные ею на юбилеях коллег и друзей, посаженные цветочные клумбы во дворе собственного дома, увлечение машинной вышивкой, исполнение акробатических этюдов, танца с лентами, пение в хоре под руководством Н.К.Антоненко, поездки с концертными номерами по району – еще раз подчеркивают, что талантливый человек талантлив во всем.

 

Говоря об Алевтине Алексеевне, нельзя не отметить ее личные качества: сдержанность и доброту, трудолюбие и бескорыстие. Ее не надо ни о чем просить, потому что она всегда знает проблемы своих коллег, друзей, родных и всегда готова оказать помощь.

 

Рядом с этой удивительной женщиной заряжаешься энергией, получаешь колоссальный заряд бодрости. Судьба Алевтины Алексеевны не была простой, да и здоровье часто подводит, но никто и никогда не видит ее в плохом настроении, обиженной на жизнь. Наоборот, она любого сможет заразить своим оптимизмом.

 

 Вместе с мужем Александром Георгиевичем воспитали прекрасных детей. Татьяна живет рядом с мамой, возглавляет отдел образования, Надежда – начальник отдела крупной энергетической фирмы в Кургане, сын Александр живет в Екатеринбурге и работает генеральным директором ООО «Тендер-решение». Хорошие дети – счастье родителей.

Дети  о своей маме  «Наша мама – замечательная женщина, добрейшей души человек. В детстве она мечтала стать врачом, но судьба распорядилась по-своему. Более 50 лет она трудилась учителем математики. Ученики называли ее ласково «классной мамой». Она дала путевку в жизнь не одному поколению детей. За добросовестный труд награждена грамотами, нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ». Вместе с папой Александром Георгиевичем они прожили счастливую семейную жизнь, их взаимоотношения для нас являются образцом. Наши родители доказали временем свою любовь и преданность и одними из первых в районе награждены медалью «За любовь и верность».

Мама – хранительница семейного очага. Вырастив троих детей, она щедро дарит свою любовь внукам и правнуку. И очень рада, когда семья собирается вместе, и родительский дом вновь наполняется звонкими детскими голосами. С трех лет маленькая Аля жила без матери и, наверное, поэтому старается максимально окружить материнской любовью и заботой всех своих родных и близких.

Мама – очень мудрая женщина, всегда даст нужный совет, поможет и словом, и делом, найдет достойный выход из любой, порой неразрешимой ситуации.

Удивительное качество отличает ее – это доброта и желание помочь всем и каждому»

Т.М. Волошин сказал: «Жизнь – бесконечное познание. Возьми свой посох и иди!» Вот так и идет по жизни Алевтина Алексеевна Лыжина, ухаживая за старшими, воспитывая младших, заботясь о ближних.

 

 

   Августа Ильинична Глухих

 прекрасный учитель, Почетный гражданин Мокроусовского района, Отличник народного просвещения, заслуженный учитель школы Российской Федерации, Отличник просвещения СССР.

    Августа Ильинична всегда умела защищать своих педагогов, поэтому педагогическое сообщество района с 1971 по 1978 год доверяло ей представлять их интересы в качестве председателя райкома профсоюза работников просвещения высшей школы и научных учреждений. 10 лет (два созыва) с 1977 по 1987 год была  членом Республиканского комитета профсоюза работников просвещения ВШ И НУ. Обе эти ответственные нагрузки выполняла на общественных началах.

       Выйдя на пенсию, Августа Ильинична на протяжении нескольких лет возглавляла совет старейшин при отделе образования. Да и сейчас, входя в состав президиума районного совета ветеранов, активно занимается отстаиванием прав т гарантий педагогов, что у неё хорошо получается.

        Татьяна Сергеевна Кокорина рассказывает о ней: «Вспоминаю свои школьные годы конца шестидесятых… Ещё совсем молодая, стройная, красивая, строгая, требовательная учительница математики объясняет старшеклассникам азы тригонометрии. Она начинает урок со слов великого Фредриха Гаусса: «Математику нужно знать уже затем, что она ум в порядок приводит». И это убеждение она навязчиво смогла укрепить в сознании многих ее учеников. С этим согласны и те учителя, которые учились у нее, а сейчас работают в школе. А нас, её последователей, немало: только в нашей школе трудится шесть педагогов, которые в своё время учились у А.И. Глухих. Если порядок в делах и мыслях- это от неё. До сих пор прислушиваюсь к её советам, ведь не смотря на возраст, наша учительница полна сил, энергии. Августа Ильинична дала путёвку в жизнь нескольким поколениям учеников, которые гордятся своей учительницей, благодарны ей не только за хорошие знания по математике, но и за доброе материнское отношение к каждому воспитаннику.

   Десять лет Августа Ильинична возглавляла самую большую школу в районе. Она очень много сделала для неё: это и ремонт отопления, и создание музея боевой и трудовой славы, и памятник выпускникам школы погибшим на войне, и организация работы летнего труда и отдыха. А какая была самодеятельность среди учителей и учащихся! Первые места в  районе, на зональных смотрах, блестящее выступление агитбригады… да всего и не расскажешь, но нельзя умолчать о том, что А.И. Глухих награждена медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия В.И. Ленина», имени генерал-майора Г.Ф. Тарасова, Почетной грамотой Министерства РСФСР и множеством других. И в повседневной жизни во всём у неё на первом месте трудолюбие и аккуратность: ухоженный дом, где нет ничего лишнего, где уют и тепло, где просто приятно находиться. А летом двор и палисадник утопают в цветах и декоративной зелени.

Скучать Августе Ильиничне не приходится: подруги, соседи, коллеги по работе, бывшие ученики – для каждого найдёт доброе слово. И не менее главное призвание в её жизни –  быть матерью двух замечательных дочерей, у которых уже свои семьи, которые нашли себя в жизни, счастливы и также доброжелательные, способные только на добрые дела. Пример тому – активное участие и серьёзные пожертвования на строительство храма в Мокроусово, хотя они давно уже живут за приделами нашей области. Августа Ильинична – счастливая бабушка, у неё пятеро внуков, которыми она занимается вплотную, помогает стать хорошими и добрыми людьми.

  

 

Кокорина Татьяна Сергеевна.

     Кокорина Татьяна Сергеевна отдала педагогической деятельности в качестве учителя химии  49 лет, из них 40 лет являлась  заместителем директора школы по учебно – воспитательной  и научно-методической работе. Это опытный, творческий, инициативный педагог высокой эрудиции и работоспособности.

    Родилась 8 января 1951 года, в г. Бресте, Брестской области, Белорусской ССР в семье военнослужащего, участника Великой Отечественной войны Ширяева С.Н.. В 1958 году поступила в Мокроусовскую среднюю школу, которую с серебряной меделью окончила в 1968 году. 

    Образование высшее – в 1973 году закончила Курганский государственный институт. Биолого-химический факультет, специальность – учитель химии. В связи с ФГОС и Федеральным законом № 273-ФЗ  в 2017 году получила Диплом о профессиональной переподготовке «Организация менеджмента в образовательной организации» с присвоением квалификации Менеджер образования.

         Как учитель химии сочетала в себе огромную любовь к предмету и ученикам, хорошо знала возрастную психологию учащихся, поэтому все занятия строила на основе педагогики сотрудничества, воспитания успехом, находила взаимопонимание и признание  у своих учеников. Вся её педагогическая деятельность направлена была на развитие ребёнка, на его непосредственное участие в умении овладения знаниями и использованием этих знаний на практике.

    .

     С глубоким научным подходом Татьяна Сергеевна занималась внеурочной деятельностью. Под её руководством в школе создано  и  работает Научное общество учащихся (НОУ) НИТ(Наука. Исследование. Творчество.) для школьников старшего и среднего звена, для начальной школы «УМКА». руководила исследованиями естественно-научной секции по химии и смежным наукам. Юные исследователи вместе с педагогом создали  28 научно-исследовательских работ. Интегрированная  социально-биохимическая   работа «Влияние алкоголя на живой организм» была защищена  на областной научно – практической конференции «Шаг в будущее» в г. Кургане, получила высокую оценку жюри, удостоена Сертификата. По итогам исследования этой работы  ведётся пропаганда здорового образа жизни как среди сверстников, так и среди их родителей. По итогам работы «Катализаторы вокруг нас», учащиеся сняли видеофильм, который используется педагогами и учащимися при изучении химии. 

   Деятельность Научного общества учащихся обобщена на районном и областном уровне, удостоена премии. Результаты работы использованы  при издании монографии кандидата педагогических наук Войткевич Н.Н.

   Татьяна Сергеевна успешно занималась со способными и одарёнными детьми при подготовке их к олимпиадам различного уровня. Её ученики постоянно занимали призовые места в районных олимпиадах, являлись участниками областных олимпиад. Её выпускники  успешно поступают в высшие учебные заведения на бюджетной основе, где профилирующим предметом является химия. (Челябинская, Омская, Тюменская медицинские академии, Курганская сельскохозяйственная академия, Курганский государственный университет, факультет естественных наук и др.). В результате профориентационной работы более  30 выпускников школы стали учителями химии и биологии, шесть  из них работают в родном районе до сих пор.

      Татьяна Сергеевна активно участвовала в конкурсах методического мастерства.  Как призёр, она награждена Грамотами и  Дипломами в районных  конкурсах: «Учитель – учителю, в номинации «Урок XXI века», «Я иду на урок», «ИКТ в творчестве учителя». Материалы конкурсов обобщены и опубликованы в сборнике «Использование ИКТ в творчестве учителя». А также  III место в областном Фестивале медиауроков в номинации «Химия», Сертификат участника Всероссийского  конкурса «Лучшая презентация к уроку». Публикации в районных и областных сборниках: «Организация научно-исследовательской деятельности по химии», «Практическая направленность преподавания химии» и др.

 

   Как заместитель директора по учебно – воспитательной работе Татьяна Сергеевна  занималась реализацией целей и задач  инновационного проекта «Образование»,  она  умело руководила  научно – методической   работой,   которую  строила на основе компетентностного подхода и деятельностного метода.  Вся работа осуществляется  на основе диагностики с последующим мониторингом.     

     Опыт работы обобщён на областном уровне по организации предпрофильной подготовки и профильному  обучению, организации методической и инновационной деятельности, о чём свидетельствуют выступления на областных семинарах и публикации  в областных   сборниках. Выступила  на I Съезде работников образования Курганской области с докладом «Опыт первоначальной межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями  разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни»,  «Организация социального партнёрства как условие решения воспитательных задач в соответствии с ФГОС НОО».     Татьяна Сергеевна  победитель Всероссийского педагогического конкурса в номинации «Опыт реализации ФГОС».  Получила Свидетельство Всероссийского сетевого издания  о  публикации «Опыт работы по ФГОС НОО и ООО».

     В 2018 году Татьяна Сергеевна   создала    клуб Молодого педагога «Новый взгляд», являлась его руководителем, наставником молодых. Успешно осуществляла роль педагога – наставника учителей  коррекционного класса для детей с ОВЗ.

     Выйдя на пенсию, активно занимается общественной деятельностью:  внештатный корреспондент районной газеты «Восход», член поэтического клуба «Лира» при районной библиотеке.

     За свой труд награждена:

1. Нагрудными знаками:

 « Отличник Народного просвещения» (гор. Москва. Решение №271 от 24.12.1986г).

«Почётный работник общего образования Российской Федерации» (ПРОО №63886 от 26.09.2002г. №11-216).

 2. Медалями

 Медаль «Ветеран труда» (10.03.1989г).

 Памятная медаль «Имени Г.Ф. Тарасова» (05.10.2015г).

 Почётный орден «100 лет Ленинскому комсомолу» (29.10.2018г).

 Памятная медаль»75-летие Великой Победы» участника конкурса «Герои Великой Победы 2022», № 4888 (09.05.2021г).

3.Благодарственное письмо Курганской областной Думы (июнь 2012г.).

4. Почётная грамота ОБЛОНО 1983г., 1985г..

5.Почётная Грамота Главного управления образования Курганской области (2014г.).

6.Благодарственное письмо ГАОУ ДПО ИРОСТ (2019г.).

7. Грамоты Главы Администрации Района -3, Районного отдела образования -7,  администрации школы -8.

 

 

   Первый год работы

Лабораторные исследования на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Воспоминания об отце. Ширяев Сергей Николаевич.

    О ветеранах сказано немало. Но хочется поделиться сокровенным, рассказать об участнике Великой Отечественной войны. Я   дочь Ширяева Сергея Николаевича. Мой отец прожил не очень долгую, но интересную жизнь. Сколько себя помню, он всегда был примером для меня во всем: будь то учеба, отдых, спорт, какое-то увлечение, работа – всегда пример отца. Родился 30 апреля  в 1916 году в  с. В- Суерское, Варгашинского района.

   После рабфака начал трудовую деятельность в качестве учителя начальных классов в Крепостинской начальной школе Мокроусовского района.

 Любое дело для него всегда имело начало и определенную законченность. Его жизнь – это постоянное творчество. Что он умел? Всё! Коллеги называли его «ходячая энциклопедия». Очень скрупулезно относился к своим обязанностям, как по дому, так и на работе. С особой аккуратностью и творчеством делал любое дело. Самое главное для него – сделать не просто быстро, но главное, качественно. Мы часто всей семьей собирались вечерами за столом (когда я еще училась в школе), и он рассказывал различные истории из своей юности, военные истории. Правда,  о них он говорил скупо, видно было, что вспоминать войну тяжело. В его рассказах не было напыщенности, но всегда сквозила гордость за русского советского офицера, который своей убежденностью мог поднять у рядовых бойцов дух, повести за собой.

    Вот один из его рассказов. «Это произошло в самом начале войны, когда наши войска, войска Красной Армии отступали. Был ожесточенный бой и силы были неравны. От их полка осталось совсем мало бойцов, он пока еще младший командир. Немцы с самолетов разбрасывают листовки с призывом- сдаться в плен, где будет гарантирована жизнь. Но измученные боем, жаждой, да и голодом бойцы стараются не верить этому. И молодой командир убеждает их в этом же, убеждает выходить из окружения (смотрю фильмы о войне и часто в них вижу истории, рассказанные отцом). Солдаты вместе с командиром пытаются прорваться с плохим вооружением, в бою приходится добывать себе автомат, т.к. наши бойцы были вооружены винтовками со штыком. Так вот в этом бою на самом деле моему отцу помог штык. На одном из участков   при  отступлении группа немцев преградила путь. Огонь гитлеровцев мешал прорваться к своей родной мотопехоте. Тогда командир убедил бойцов подняться в атаку. Отец вспоминает: «Бежали недолго, но была какае-то ярость и желание уничтожить своего врага. Когда же подбежали к окопам – увидели, что против нас матерые мужики с пулеметом, автоматами. Те, кто добежал до вражеских окопов, начали рукопашный бой с немцами. На меня навалился очень большой и мощный немец. До сих пор помню его  глаза, полные ненависти и страха. Он был выше меня на голову и намного тяжелее. Но я изловчился и вывернулся из-под него, воткнув штык ему прямо в грудь. Зрелище ужасное. Но что делать – или я его, или он – меня убьем. Немец как-то сразу завалился набок, а я никак не мог вытащить штык обратно. Бросив винтовку, я схватил рядом лежащий автомат и начал стрелять в убегающих немцев. Так достал себе автомат и кинжал – острый, хорошо заточенный. Но правду говорят: «Пуля – дура, а штык – молодец».  Достала меня и пуля в этом бою, был ранен в бедро, пуля застряла. Выходили на соединение со своими ночью. Начался жар, поднялась температура, идти не мог. Но товарищи-бойцы меня не бросили. С собой был спирт, кое-какой перевязочный материал. Здесь пригодился и кинжал, теперь уже трофейный штык. Хорошо его прокалили на огне, выдержали в спирте и я сам вырезал, скорее выковырял эту злосчастную пулю. Меня уже совсем измотанного болью перевязали, уложили на самодельные носилки и понесли. Спасибо моим бойцам, что помогли, я остался жив. После медсанбата снова в бой!

    И таких случаев было много. Отец был политработником. В бою часто приходилось брать командование на себя, если убьют командира. Воевал он честно, ни разу не уронил достоинство русского, советского офицера. За что имеет боевые награды

    – Орден «Отечественная война» I степени (Знак №203018) по приказу войскам I Белорусского фронта.

– Медали: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Берлина», юбилейные.

      Вот его послужной список во время Великой Отечественной войны.

     1. 1941 – 1942 г.г. Западный и Калининский фронты.

2. 1942 – 1943 г.г.  Калининский фронт.

3. 1943 г. -1944г.  Брянский и Белорусский фронты.

4. 1945 г. до 9 мая – Белорусский фронт. День Победы встретил в Берлине.

Участвовал в боях на Курской дуге.

  Через Польшу дошел до Берлина, расписавшись на Рейхстаге.

   У меня наворачиваются на глаза слезы, когда я слышу песню Олега Газманова «Офицеры», где есть слова «Офицеры, офицеры – ваше сердце под прицелом…». Здесь снова в памяти рассказы отца уже в послевоенное время, когда он служил в звании капитана в Брестском Гарнизоне легендарного города Бреста, крепость которого приняла первый удар войны на себя. «После войны, вспоминает он, было много всякой недобитой нечисти вроде властовцев и бандеровцев. Они грабили население, убивали русских солдат, офицеров Красной Армии, устраивали различные диверсии на железных и автомобильных дорогах. Часть, в которой служил отец, занималась как раз уничтожением  этих бандформирований. В то лето 1946 года стали исчезать офицеры их части. Потом их тела находили в лесу, в старых блиндажах, зверски изуродованных. Приходилось быть начеку. Чувствовалось, что в дивизионе орудует банда предателей, которая и сообщает о передвижении офицерского состава. У меня было именное оружие – пистолет, я его носил в кармане моих брюк галифе и имел обыкновение держать руку в этом же кармане, курок часто был взведен. Иду я однажды, через рощу в свою автороту один. Слышу, что меня кто-то догоняет. Оглянулся и увидел трех лейтенантов. Они были мне не знакомы, на них была новая офицерская форма. Что-то во мне шевельнулось, они показались мне какими-то подозрительными. Моя тревога усилилась после того, как они меня окликнули, догнали. Шли рядом. У одного в такое жаркое время была одета плащ-палатка. Прошли вместе несколько шагов, затем один из незнакомцев сказал: «Начали». Я недолго думая, выхватил свой пистолет и выстрелил в одного, потом в другого. Оба были ранены. Третьему приказал поднять руки. Привел в часть с грехом-попалам, т.к. один оказался серьезно раненым. Так помог раскрыть банду по уничтожению офицерского состава».      

  Часто спрашивала отца: «Страшно было на войне?», он отвечал, что конечно страшно, что убьют, ранят, но страшнее всего было попасть в плен. Может бы и выжили там, но высшее командование считало, что, если попал в плен, значит, ты предатель. Страшнее этого ничего не было.

     Что помогало на войне выжить?                                                                                                                                                                                                              

-Физическая и идейная подготовка.

-Дома ждали мать, отец и любимая жена.  

-Вера в правое дело, победа над фашистской нечистью.

-Любовь к Родине, как большой, так и малой.

   Поэтому после демобилизации отцу предлагали остаться в любом уголке нашей Родины, даже в Москве, но он патриот своего края. Уже майор запаса с женой и двумя дочерями приезжает в Мокроусовский район, с. Мокроусово Курганской области и здесь начинает трудовую деятельность в качестве учителя, в 1953 году, т.к. до войны не успел получить высшее образование, но учиться заочно в Курганском государственном пединституте, прекрасно его заканчивает в 1958 году. Уже дипломированный специалист – прекрасный учитель истории, который знает эту истории, не только по книгам. А вся его жизнь – история нашего государства в довоенный, военный и послевоенный периоды.

   В 50-е годы учителей-специалистов не хватало, поэтому Сергей Николаевич наряду с историей преподавал русский язык, физику, химию, математику. Его пытливому, живому уму было все по плечу, так как он был исключительно грамотный, интеллектуально развитый человек. Если бы в то время можно было, как сейчас измерить его IQ, то оно бы, наверно, зашкалило. Кроме того, он прекрасно рисовал, жаль, что не сохранилось его рисунков. Сергей Николаевич очень хорошо оформлял стенные газеты, различные стенды, т.к. умел писать печатным пером, знал различные чертежные шрифты. Если бы сейчас сравнить его оформление с компьютерным, то оно просто идентично. Думаете, я его просто расхваливаю? Нет, это было на самом деле, это могут подтвердить его коллеги.

     По приезду в Мокроусово он не захотел ютиться в «казенной» квартире, сам построил дом и все хозяйственные постройки. Наш дом стоял и сейчас стоит на веселом, солнечном месте. В нем всегда солнечно и радостно. В этом доме отец всегда был рад гостям,  друзьям и родственникам, а их у нас их было  много.

  В начале 70-х годов он вместе со своим младшим братом Владимиром и мамой посадил сад, который до сих пор плодоносит, хотя деревья и ягодные кусты не обновлялись. Все, за что он брался, оживало и принимало какой-то новый, интересный, необычный вид и свойства. Он был очень остроумным, его остроты били «не в бровь, а в глаз», как гласит поговорка. Кроме того, писал стихи, но время стерло их из памяти, а на бумаге он их редко оставлял.

   Но больше всего он любил преподавать, учить детей, да и всегда был наставником молодых педагогов, в том числе и меня он многому научил, подготовил «почву» для работы в школе, много приобрел методической литературы. Может поэтому очень быстро произошло моё становление, как педагога, учителя.

   Он редко читал свое выступление по-написанному. Владел исключительной памятью, всегда говорил, не глядя в текст, изредка зачитывая цитаты. В работе у него не было мелочей, он все считал важным и нужным. На его уроках было интересно, увлекательно, он приводил такие яркие примеры, что трудно было не запомнить или не понять материал. У него учились видные люди нашего села, такие как Папулов В.М., Качанова Л.М., Важенина Т.А., Жарникова А.Е., Сукманова Г.А. и просто хорошие люди, труженики, которые до сих пор его помнят.

     Сергей Николаевич глубоко и серьезно  занимался краеведением. Особенно его интересовала гражданская война и становление советской власти в районе. В конце 60-х годов в одном из походов по родному краю со своими воспитанниками-краеведами он собрал богатый материал о боевых продвижениях полка «Красные Орлы», который освобождал наш район от белогвардейцев. Этот материал в рукописном варианте хранится в архивах нашей школы. Он много сделал для создания краеведческого музея в нашем Мокроусово. Вел активную переписку с однополчанами. В школе он работал и завучем, и учителем, в 60-е годы – директором. А в начале 70-х стал военруком, преподавал НВП (начальную военную подготовку). Создал Отряд мальчишек в школе.  Много сделал для того. чтобы найти имена выпускников школы 1941 года, кто ушел на фронт и не вернулся. Разыскав эти имена, он заказал мраморную стелу с их именами, сам привез ее из Кургана и организовал митинг в честь открытия памятника в 1975 году в парке перед школой. Работая военруком, отец огромное внимание уделял патриотическому воспитанию, допризывной подготовке юношей в Вооруженные силы нашей Родины.

     Много его воспитанников закончили военные училища, стали офицерами еще тогда Советской Армии. Можно назвать их имена: Кулаков Геннадий, Антропов Виталий, Сукманов Виктор, Воронин Владимир, Донских Александр, Хомяков Сергей, Лопарев Валерий  и многие другие. Сейчас мне трудно всех вспомнить. Родина высоко оценила труд моего отца, кроме военных наград, он удостоен большим количеством грамот, Дипломов почета, Юбилейными медалями. А в 1975 году ему было присвоено звание и нагрудный знак «Отличник народного просвещения РСФСР». Награждён медалью «Ветеран труда», медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

      Выйдя на пенсию он продолжал трудиться в общественных организациях. Много сил и труда он отдал Совету ветеранов. Его часто приглашали в школу на встречу с пионерами и комсомольцами, в военкомат на встречу с призывниками с целью патриотического воспитания, с целью познакомить с человеком, чья жизнь была примером чести и достоинства.

     Отец очень любил свою семью. Для нас с сестрой он сделал все, чтобы мы получили хорошее образование, выбрали правильный путь в жизни, помог в становлении жизненного пути. Безграничная любовь была у него и к своей жене, внучкам. Очень любил животных. Природу, особенно наш зауральский лес, где много грибов, ягод, различных лекарственных трав.

    Мой отец рано ушел из жизни – ему было всего 67 лет. Многого не успел, не доделал, не досказал. Но память о нем останется на всю мою оставшуюся жизнь. О нем я рассказываю своим внукам и младшей дочери, которая родилась после его смерти. В заключении хочется сказать словами поэта  Д. Павлычко: «Оставляет след лишь тот, вслед за кем идут другие». Да, мой отец, Ширяев Сергей Николаевич, оставил добрый след, по которому пошли другие достойной дорогой.

 

Военрук школы

Начало трудовой деятельности 1934 год

Последние годы жизни

В пионерской комнате – урок истории

 

 

 

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Ссылка на сайт:https://shkola1mokrousovo-r45.gosweb.gosuslugi.ru/

 

Информация подготовлена и предоставлена: Телегина Н.А., директор, Кокорина Т.С., ветеран педагогического труда, выпускница школы,  Павленко С.Г., учитель истории, обществознания, выпускница школы Гусакова А.С., педагог-организатор, выпускница школы.