Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»
1. Общие сведения о школе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. Полное название школы | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Мостовская средняя общеобразовательная школа» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2. Ф.И.О. директора школы | Томилова Любовь Серафимовна | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3. Почтовый адрес | 641240, Курганская область Варгашинский район с.Мостовское, ул.Гоголя,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.4. Телефон | 89630035187 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.5. Сайт | https://shkolamostovskayasmostovskoe-r45.gosweb.gosuslugi.ru/ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.6. Электронный адрес | mostovskayshola@yandex.ru | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.7. Количество учащихся, классов по ступеням образования
|
Всего: 214 + 49 обучающихся
Из них: – дошкольное образование: 49 воспитанников – начальное общее образование (1-4кл.) – 88 обучающихся; – основное общее образование (5-9кл.) – 113обучающихся; – среднее общее образование (10-11кл.) – 13 обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.8. Количество педагогов, их образование и квалификация
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.9. Организация образовательного процесса (краткая информация)
|
Организация образовательного процесса в школе осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273–ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом), образовательными программами и расписанием занятий. С учетом потребностей и возможностей обучающихся основные общеобразовательные программы осваиваются в следующих формах: очная, очно-заочная, обучение на дому. Обучение и воспитание ведется на русском языке.
Школа реализует следующие общеобразовательные программы: – ФГОС НОО; ФГОС ООО, ФГОС СОО; – АООП ООО ЗПР; АООП НОО с интеллектуальными нарушениями; АООП НОО РАС В школе реализуется профильное обучение в 10-11 классах. Внеурочная деятельность строится в соответствии с требованиями ФГОС |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.10. Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории
|
Здание школы расположено в центре села по адресу:
1.образовательный процесс 1-11кл.: с. Мостовское, ул. Гоголя, 5. Здание школы трехэтажное, переменной этажности, 1981 года постройки; 2. дошкольное образование: с.Мостовское, ул.М.Горького,36. Здание школы одноэтажное, 1928 года постройки. В школе имеется пищеблок со столовой на 100 посадочных мест, 2 спортивных зала, спортивная площадка, библиотека. Материально-техническая база: Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», Цифровая образовательная среда. Пришкольная территория озеленена. Имеется приусадебный участок, цветник. Работает система внутреннего и наружного видеонаблюдения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. История школы: основные вехи
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1. Дата основания школы | Сельское начальное училище открыто 1 сентября 1863г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. Обстоятельства создания школы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3. Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)
|
На протяжении 155 лет школой руководили:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.4. Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)
|
1 сентября 1863 года – открытие сельского начального училища.
1917 год. С первых дней советской власти жизнь выдвинула задачи воспитания детей. Несмотря на голод и разруху в с. Марайское школа продолжала работать. Заведующей школой была Анна Васильевна Мальцева. Первый пионерский отряд был организован в 1923 году. Отрядом руководила Егорова Поля, секретарь- машинистка волисполкома. Он состоял из 20 человек. В1928 году здание школы было сломано и на его месте строится новое здание. В 30-е годы школа была методическим центром. К началу 1932г. при школе было создано небольшое подсобное хозяйство. С сентября 1933 года в с. Марайское был организован детский дом школьного типа. В 1932 году открыта семилетняя школа крестьянской молодежи. В 1934 года выделился из Мокроусовского района Мостовской район. Здания были взяты под райком и райисполком. школу перевели в село Заложное. 1939 год. Построено новое здание школы. 5 декабря школа из с. Заложное переехала в с. Марайское. 1940 год. Первый выпуск учащихся Марайской средней школы. 1941 год. С первых дней ушли на фронт мужчины- учителя нашей школы, наши первые выпускники, ученики 9-10 классов. 1 октября 1981 года школа переехала в новое трехэтажное здание на 664 человека. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.5. Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)
|
За добросовестный труд в деле воспитания подрастающего поколения отмечены правительственными наградами:
1. Орден Трудового Красного Знамени: 1.Каминский Александр Устинович 2.Значок «Отличник народного образования» 1.Маркова Нина Александровна 2.Иванова Раиса Кузминична 3.Шкут Михаил Митрофанович 4.Клюева Татьяна Ивановна 5.Секисова Валентина Александровна 6.Урванцев Петр Ефимович 7.Сучкова Мария Федоровна 8.Исаченко Зинаида Васильевна 9.Моисеева Рида Флегонтовна 10.Орлова Светлана Николаевна 11.Гомонова Вера Николаевна 12.Хиева Вера Васильевна 3.Значок «Почетный работник народного образования» 1.Орлова Светлана Николаевна 2.Мыльникова Надежда Дмитриевна 3.Шишминцева Валентина Анатольевна 4. Грамота Министерства образования и науки: 1.Томилова Любовь Серафимовна 2.Симонова Галина Ивановна 3.Яркова Лариса Анатольевна 4.Плешкова Светлана Анатольевна 5.Синяк Татьяна Ивановна 6.Черепанова Надежда Владимировна |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.6. Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.7. Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы) | МКУ «Мостовской сельский ДК» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Культура школы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1. Главные педагогические идеи школы | «Воспитание личности – это воспитание такого стойкого морального начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворительного влияния на других, сам воспитывается и в процессе самовоспитания ещё больше утверждает в себе собственное моральное начало»
В.А.Сухомлинский |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2. Ценности школьной жизни | Доверие и уважение друг к другу | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.3. Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.) | Девиз: «Светить всегда, светить везде: в учебе, спорте и труде» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.4. Традиции и ритуалы
|
На протяжении многих лет школа сохраняет школьные традиции:
– День Знаний; – День Учителя; – Новогодние праздники; – День Победы; – Свеча Памяти; – Эстафета, посвященная 9 Мая; – Смотр строя и песни, посвященные Дню защитника Отечества; – Школьные олимпийские игры -Вечер встречи выпускников и др. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.5. Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей) | -В школе имеется разновозрастный класс (с1 по 9 кл.) по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
– Организация образовательного процесса в условиях инклюзии для обучающихся с ЗПР. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.6. Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой | Акции; «День героев Отечества», «Как живешь, ветеран?», «Обелиск», «Георгиевская ленточка», «Милосердие», шествие «Бессмертный полк» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.7. Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе | Детско-юношеская организация «Российское движение молодежи», «Орлята», волонтерское движение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе) | А на земле Курганской школа есть,
В селе простая школа Мостовская! |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Школа на земле | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа | с.Мостовское расположено на севере Варгашинского района. Первое известие о Марайской слободе относится ко времени крестьянской войны под руководством Е.И.Пугачева(1773-1775гг). Основателем Марайской слободы является Никифор Никитич Низоветин (1677-1764гг). Среди окрестных селений Марайское выделяется своими размерами. С конца XVIIIв. Марайская слобода становится центром Марайской волости. По сведениям 1868г.в селе насчитывалось 150 дворов с населением 623 человека. Название произошло от речки Марай, поэтому первое название Марайское. («Марай» в переводе с тюрского «чистая вода») | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.2. Участие школы в жизни местного сообщества | Школа – связующая нить между образованием и культурой.
Обучающиеся и педагоги являются активными участниками общественной жизни сельских праздничных мероприятий, района, области. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня | МКУ «Мостовской сельский ДК» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. История и культура школы в деталях | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) | Прохорова Галина Авраамовна
Родилась 8 июня 1932 года в с.Мостовском Варгашинского района Курганской области. В 1949 году окончила Мостовскую среднюю школу с серебряной медалью, 1953 году исторический факультет Курганского педагогического института. С 1953 года работала учителем истории в школе №8 г.Кургана, с 1954 по 1962 год в средней школе №11 г.Кургана, базовой школе пединститута, с 1962 года преподавателем Курганского пединститута, а сейчас – Курганского государственного университета. Доцент кафедры отечественной истории и документоведения. В 1976 году окончила аспирантуру Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина по кафедре «Методика преподавания истории», защитила кандидатскую диссертацию с присуждением ученой степени кандидата педагогических наук. В 1981 году присвоено ученое звание доцента. Имею свыше 70 научных публикаций: в научно- теоретическом и методическом журнале «Преподавание истории в школе», в научных сборниках, изданных в Москве, Екатеринбурге, Челябинске, Кургане и других городах. Участвовала в работе различных научно- практических конференций: международного, союзного, республиканского и регионального значения, посвященных проблемам исторического образования и методической подготовки учителя истории (Москва, Екатеринбург, Смоленск, Ташкент, Курган и др.) «Отличник народного образования РСФСР» «Отличник просвещения СССР» «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»
Прохоров Владимир Авраамович Родился 15 апреля 1935 года в с. Ново-Троицком, Мостовского района, Курганской области. Учился в Мостовской средней школе (1943-1953гг.). Школу окончил с серебряной медалью. Высшее образование получил в Уральском политехническом институте, на радиотехническом факультете (1953-1958гг.). Диплом защитил на кафедре радиопередающих устройств, на отлично. На работу направлен в г.Новосибирск, в ОКБ завода №0590, на сегодня название которого – Новосибирский завод «Электросигнал». Через полгода был назначен ведущим инженером опытно-конструкторской работы (ОКР). В 1961г. избран тайным голосованием главным конструктором, главным инженером ОКБ (опытного конструкторского бюро). В этом качестве проработал до 1987 года. В 1987 году назначен директором ОКБ, в данной должности проработал до 2004 года. С 2005 года начальник опытного производства ОКБ. Имеет 3 изобретения и порядка 30-ти научных трудов. За разработку и освоение серийного производства радиостанции, позволившей отечественным самолетам гражданской авиации выйти на международные магистральные авиалинии, награждён орденом Трудового Красного Знамени. Почетный радист СССР. Награжден памятной медалью «50 лет космонавтике». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) | 1.Семья Лазаревых
Лазарева Агриппина Семеновна проработала в школе учителем начальных классов 36 лет, из них 33 года в Мостовской средней школе. Варакосова (Лазарева) Людмила Павловна (дочь Агриппины Семеновны) – учитель русского языка и литературы (педагогический стаж составил более 30 лет). Лазарева Наталия Яковлевна (сноха) – учитель русского языка и литературы (педагогический стаж составил более 30 лет). Лазарева Ольга Борисовна(внучка Агриппины Семеновны) продолжила династию и в настоящее время работает социальным педагогом в школе р.п. Мокроусово. 2.Семья Мосиных Мосина Ольга Владимировна – учитель начальных классов, заместитель директора по ВР (педагогический стаж 25 лет). Мосина Ксения Витальевна (дочь) – учитель начальных классов (молодой специалист) 3.Семья Шумковых Шумкова Милитина Федоровна– учитель начальных классов (педагогический стаж 42года). Яркова (Шумкова) Лариса Анатольевна (дочь) – учитель начальных классов, заместитель директора по УВР (педагогический стаж 30 лет) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) | Из воспоминаний
Трифоновой Ольги Дмитриевны, 1926 года рождения. «В Мостовскую школу нас перевели после I четверти, когда построили новую школу. Школа была не штукатурена, мох торчал. Во время войны учились стоять с винтовкой, учили устройство винтовки… Класс был большой и дружный. Учебники покупали. Школе давали деляну, еще снег не сошел, а мы в деляну, голодные все. Пришкольный участок был, нам картошки наварят и привезут на лошади. Хлеба не было, ели травяные лепешки… Учебный год начинался на месяц позднее. Сентябрь работали в колхозе… » Из воспоминаний Менщикова Владимира Николаевича, 1947 года рождения Дорогие земляки! Я, Менщиков Владимир Николаевич, родился в 1947 г. в д. Заложное. В начале 50-х годов мы переехали в районный центр Мостовского района – село Марайское. В 1954 году я поступил в 1 класс Марайской школы. В наше время в селе было две школы: так называемая «маленькая» и «большая» школы. В «маленькой школе» учились с 1 по 4 классы, в «большой школе» – с 5 по 10 (11) классы. В те времена было принято получать начальное образование – 7 (позднее 8) классов или среднее образование 10 (потом 11) классов. По окончании 7 классов молодые люди могли продолжить образование в профессионально-технических училищах, техникумах, где они получали профессиональное или средне-специальное образование. Лица со средним или средне-специальным образованием могли поступать в институты. Во то время, когда наше поколение заканчивало школу, внедрялось профессиональное обучение непосредственно в школе, что добавило к учебному процессу дополнительный год: мы заканчивали 11 классов. Начиная с 9 класса, один день в неделю мы занимались профессиональным обучением: юноши учились на водителей-профессионалов (аналогия категориям В и С в современном профессиональном обучении), а девушки в это время учились по специальности воспитатель детского сада. Мы считаем, что такое обучение было очень полезным для молодых людей, вступающих во взрослую жизнь профессионально подготовленными. Для многих выпускников эта профессия дала путевку в жизнь, в особенности на первых порах. Водительские удостоверения у нас появились в далеком 1965 году! Школьные годы всегда вспоминаются с волнением и трогательным чувством ностальгии. Конечно, по большому счету мы не отличались от теперешних школьников, но это были наше детство, наша юность… В те далекие времена не было ни телевизоров, ни компьютеров, электроснабжение на постоянной основе появилось в 1964-65 гг., в это же время стали появляться первые черно-белые телевизоры с размером экрана по диагонали не более 35 см, с одной программой. Правда, радио было всегда. В 50-е годы единственным «музыкальным центром» был патефон, потом стали появляться радиолы, магнитофоны появились гораздо позднее. Телефонов в домах не было, были лишь на почте, в учреждениях. Мы дети 50-х – 60-х годов, проводили много времени на улице: играли в подвижные игры, ходили в лес, купались на озере, которое в то время было большим и полноводным. Регулярно ходили в кино в клуб, потом был построен хороший кинотеатр, в последствии сгоревший. Много читали. В Мостовском в то время работали три библиотеки: детская в школе, детская в доме пионеров и взрослая библиотека. Повзрослев, мы организовывали так называемые «вечера» – прообразы современных дискотек. Танцевали под гармошку и под баян, позднее под радиолу – это проигрыватель грампластинок. Гармонисты и баянисты были свои, «доморощенные» – это Саша Дедов, Леня Урванцев и я. Вечера проходили в школе, клубе, а летом на танцплощадке на свежем воздухе под яростными атаками комаров. Танцевали, дурачились, влюблялись, дрались – все было…. К учебе относились по – разному, но тем не менее переходили из класса в класс, по крайней мере большинство, заканчивали кто сколько смог: 7 или 11 классов, набирались знаний, взрослели, выходили во взрослую жизнь.. С большой теплотой и благодарностью мы вспоминаем о наших школьных учителях. Моей первой учительницей была Анна Семеновна Симонова, она учила нас с первого по четвертый класс. В то же время в «маленькой школе» работали Александр Петрович Филонов, Агриппина Семеновна Лазарева, а учителем физкультуры был бывший офицер, ветеран войны Григорий Иванович Ваганов. В «большой школе» русский язык и литературу преподавали в разной время Прасковья Яковлевна Сметанина (Виноградова), Нина Александровна Маркова, наш бессменный математик – Иван Петрович Гомонов, наш «жесткий и требовательный» физик Владимир Иванович Печерских, наши химики – Протальон Васильевич Клюев, Римма Семеновна Мосина, обаятельный историк Михаил Митрофанович Шкут, ботанику, зоологию, анатомию преподавала – Анастасия Ефимовна Крашакова, учитель физкультуры – Валерий Максимович Конищев, энтузиаст и «трудоголик от спорта», ну и, конечно, строгий, но справедливый учитель географии, обществоведения, директор школы Михаил Тихонович Морозов, и, пожалуй единственная проживающая в Мостовском ныне здравствующая – Зинаида Васильевна Калинина – учительница немецкого языка, наша «Зиночка»!…… Низкий земной поклон нашим учителям, большинство из которых уже, к сожалению, ушло из жизни… Да простят меня те, кого не назвал…. Наши выпускники разъехались по разным уголкам нашей страны. Многие живут в Кургане, на малой родине, по-моему, остался один Александр Дедов – наш музыкант, душа компании, бард … В первые годы после окончания школы все стремились приехать на встречу с нашей старенькой школой, учителями, младшими товарищами. Мы еще были очень молоды, но встречаясь с учениками важно рассказывали о студенческой жизни, о работе, о том какими мы все стали «умными и мудрыми», оставаясь по сути все теми же чуть повзрослевшими детьми. С удовлетворением и удовольствием наблюдали, как гордятся нами наши учителя…. А потом и школы нашей не стало, снесли ее из-за ветхости и древности. Появилась новая, красивая, просторная и светлая школа, но это было «не наше»… Наш выпуск является довольно дружным, мы регулярно встречаемся, общаемся, вспоминаем… Эти встречи приурочиваем к круглым датам: 10,20…40 лет! Последняя такая встреча была в 2005 г в Кургане. К большому сожалению, в последние годы встречи все чаще происходят по печальному поводу: приходится хоронить наших друзей…. Что касается меня: закончил Курганский машиностроительный институт в 1970 году, по направлению был направлен на Курганский завод колесных тягачей, где работал в качестве инженера-конструктора до 1978 г. после чего перешел на строящийся в то время завод металлических мостовых конструкций (ныне ЗАО Курганстальмост). На этом предприятии работаю и по настоящее время, начиная инженером конструктором, затем главным конструктором, позднее заместителем генерального директора, сейчас, находясь на пенсии продолжаю трудиться в качестве советника генерального директора – вполне «пенсионерская должность». Со своей будущей женой Ниной Александровной, мы учились в параллельных классах. Она, окончив Курганский государственный педагогический институт, бессменно работала учителем русского языка и литературы в средней школе. Живем мы в г. Кургане, у нас двое детей и четверо внуков. |
*Информация подготовлена и предоставлена Томиловой Л.С., учитель истории и обществознания