МКОУ ООШ с. Татаурово Нолинского района

МКОУ ООШ с. Татаурово Нолинского района

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе
1.1.        Полное название школы Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Татаурово Нолинского района Кировской области
1.2.        Ф.И.О. директора школы Калинина Ирина Владимировна
1.3.        Почтовый адрес 613462,33
1.4.        Телефон

 

8833(68) 5 51 50

8833(68) 5 51 42

1.5.        Сайт

 

http://tataschool.ucoz.ru/
1.6.        Электронный адрес

 

tataurovo@yandex.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

1 – 4 классы  – 14 человек;

5 – 9 классы – 20 человек.

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

10 педагогов

Образование:

высшее – 8 человек,

среднее специальное – 2 человека;

Категория: 

высшая – 4 человека,

первая – 3 человека,

соответствие занимаемой должности – 3 человека

 

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Школа работает по пятидневной рабочей неделе, занятия ведутся в 1 смену. Уроки начинаются в 8.15 и заканчиваются в 14.35. Учатся дети из 5 населенных пунктов: с. Татаурово, д. Тимки, д. Симахино, с. Лудяна, с. Лудяна Ясашинская. Разработан и утвержден Устав школы, имеются все локальные акты, регламентирующие деятельность образовательного учреждения. Школа прошла процедуры регистрации, лицензирования, аккредитации.
1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Здание МКОУ СОШ с. Татаурово трёхэтажное, в кирпичном исполнении построено в 1985 году. Располагается на удаленном расстоянии от проезжей части. Имеется ограждение. Здание школы типовое, рассчитано на 320 мест, с хорошей материально-технической базой: гараж, мастерские по обработке металла и дерева, 11 учебных кабинетов, оснащенных компьютерами, в одном кабинете имеется мультимедийный проектор, интерактивная доска. Имеются компьютерный класс, спортивный зал, библиотека. Водоснабжение централизованное. Имеется канализация. Отопление здания централизованное от котельной, расположенной рядом со школой. Услуги электросвязи оказываются на основании договора с открытым акционерным обществом «Ростелеком». Все помещения имеют равномерное естественное освещение. Искусственное освещение организовано с помощью люминесцентных ламп.
2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

1843 год
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

В конце 30-х – начале 40-х годов XIX века встал вопрос об открытии в селах низших начальных приходских училищ по всей провинциальной России. 1 сентября 1843 года в селе Татаурово открылось начальное приходское училище, а в 1903 г были построены два школьных здания. В 1907 г построили еще одну школу. В 1936 г школа была преобразована в среднюю. В сентябре 2009 г средняя школа преобразована в основную общеобразовательную школу.
2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

Агафонцев Михаил Федорович – до 1937 г.

Ложкин Николай Федорович.

Кобрина Мария Васильевна – до 1942 г.

Афонская (Гордеева) Валентина Андреевна – 1942 – 1958 г.

Крестьянинов Михаил Дмитриевич – 1958 – 1983 г.

Вахрушин Александр Васильевич – 1983 – 1991 г.

Никитин Николай Павлович – 1991 – 2008 г.

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

1843 г. – открытие низшего начального приходского училища.

1917-1936 гг. – школа рабочей молодежи.

1936 г. – средняя школа.

1985 г. – открытие современного типового здания средней школы.

2009 г. – основная общеобразовательная школа.

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

А.С. Пермякова – 21 год проработала в Татауровской школе (была учителем, завучем начальных классов, организатором внеклассной работы), отмечена наградой «Отличник народного просвещения».

П.М. Пермяков – преподавал черчение, рисование, физическую культуру, труд. Дипломант III Всесоюзного фестиваля народного творчества РСФСР.

В.Г. Разумовский – учитель физики с 1952 по 1955 г., доктор педагогических наук, профессор, академик Российской Академии образования, главный научный сотрудник института содержания и методов обучения Российской Академии образования.

Н.П. Никитин – проработал в школе с 1971 по 2009 г. сначала учителем технологии, затем директором. Присвоено звание «Отличник народного просвещения».

В.В. Чайникова – учитель русского языка и литературы, педагогический стаж в данной школе 28 лет, победитель районного конкурса «Учитель года» и призер окружного конкурса «Учитель года» 2013 г.

И.А. Манинец – учитель русского языка и литературы, педагогический стаж 27 лет в данной школе, награждена грамотой Министерства образования, лауреат премии правительства Кировской области приоритетного нацпроекта «Образование», номинация «Лучший учитель»,  ветеран труда.

Н.И. Носкова – учитель биологии, педагогический стаж 27 лет, награждена нагрудным знаком Кировской области “Педагогическая слава”, 2012.

Н.П. Подшивалова. – учитель химии, педагогический стаж 37 лет в данной школе, награждена нагрудным знаком Кировской области “Педагогическая слава”, 2014, ветеран труда.

 

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

А.Д. Блинов (1918-1996) – писатель, член Союза писателей (1950); участник Великой Отечественной войны; автор многих повестей и романов, завоевавших популярность; сюжеты его произведений часто связаны с родным вятским краем; награжден орденами Почета, Трудового Красного знамени, Славы III степени и медалями.

 

М.А. Ардашев (1919-1983) – журналист, литератор, заслуженный работник культуры России; участник Великой Отечественной войны, награжден боевыми медалями; автор документальных книг о войне  и пограничниках; многие годы собирал материалы о Героях Советского Союза – кировчанах, на основе их выпущены книги.

 

В.Е. Субботин (1921-2015) – писатель, член Союза писателей (1951), лауреат литературных премий имени А.А. Фадеева (1980), имени К.М. Симонова (1982); участник Великой Отечественной войны, награжден боевыми орденами и медалями; автор более 30 книг стихов и прозы, награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Почета  и «За заслуги перед польской культурой».

 

С.С. Симахин (1923-1977) – окончил  10 классов в 1941 году. Был командиром взвода минеров. Прошел всю войну от Воронежа до Чехословакии. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», двумя орденами «Красной звезды», двумя орденами Отечественной войны II степени», орденом «Александра Невского». Закончил военную службу в звании подполковника.

 

П.П. Куншин – выпускник 1967 года, учитель физкультуры гимназии г. Вятские Поляны; самобытный поэт; автор слов «Песни о малой родине», посвященной селу Татаурову и гимна Татауровской школы.

 

А.В. Питиримов – выпускник 1972 года, журналист районной газеты Советского района «Вести трехречья»; самобытный писатель и поэт, автор книг «Малиновая россыпь», «…Улетая из родимого гнезда», «Жизнь, как сад» и др.

 

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

Администрация сельского поселения с.Татаурово , работники Дома культуры, сельской библиотеки.
3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

Усиление роли школы в становлении самостоятельной духовно крепкой и нравственно ориентированной личности выпускника; личностно-ориентированное обучение;  проективное образование (массовая готовность к переобучению в течение всей жизни); компетентностный подход;  гуманитаризация и гуманизация образования;  формирование универсальных учебных действий; компьютеризация обучения.
3.2.            Ценности школьной жизни

 

Осознание идей гуманизации и гуманитаризации образования, понимаемых как процесс изменения типа образования; доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей; стремление к высокой психологической комфортности для всех субъектов педагогического процесса; стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и коллектива учителей; атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учащихся и учителей; обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы.
3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

Гимн Татауровской школы
(Автор: П.П. Куншин – выпускникшколы с. Татаурово 1967 г.)

1.Мы родились у речки Лудяны,
В Татаурово – древнем селе.
Наша школа с времен очень давних,
Ей уже за 170 лет.
Академик, писатель, профессор,
И талантливых много людей.
Свои первые знанья профессий
Получили из школы моей.

Припев:

Мы гордимся нашей школой,
Интересно быть в которой.
Открывают педагоги
Тайн и знаний важных много,

Познаем мы их значение
На уроках с увлечением.
В школе творчества для всех
Зарождает в нас успех.

2. Здесь учились папа с мамой,

Были прадеды ученики.

В школе этой с историей главной,

Где герои есть выпускники.

Деды шли в бой на заданье,

Свои жизни отдали за нас.

Земляки наши с речки Лудяны,

Школа знает и помнит о вас.

3.4.            Традиции и ритуалы

 

Сентябрь – торжественная линейка «Первый звонок»; туристический слет.

Октябрь – концерт, посвященный Дню Учителя; месячник по безопасности дорожного движения.

Ноябрь – декада Здоровья.

Декабрь – новогодний праздник.

Январь – выставки творческих работ.

Февраль – урок Мужества и День юнармейца.

Март – неделя Краеведения.

Апрель – Весенняя Неделя Добра; урок Победы; экологическая операция «Наш дом – Земля».

Май – торжественный митинг, посвященный Дню Победы; торжественная линейка «Последний звонок».

Июнь – лагерь дневного пребывания; экскурсии и походы по родному краю.

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

Март, 2010 год – открытый интегрированный урок «Воде нужна твоя помощь!». Урок проходил в 6 классе в рамках общешкольного проекта «Чистая вода». Он получил высокую оценку учителей районного методического объединения. Авторы урока Н.П. Подшивалова и Н.И. Носкова – победители районного конкурса «Мой лучший урок» в номинации «Естественнонаучное образование» (2010), призеры областного конкурса методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой работы с обучающимися (2016).

Ноябрь, 2014 г. – час Здоровья «Курить – здоровью вредить!». Мероприятие по пропаганде здорового образа жизни проходило для учащихся 5-9 кл. Ребята, учителя, а также сотрудники участковой больницы, работники Дома культуры и библиотеки вели дискуссию о разрушительном влиянии курения на организм человека. Автор мероприятия Н.И. Носкова – победитель районного конкурса «Нолинск – территория здоровья» (2014), призер Всероссийского конкурса «Здоровым быть модно!» (2015).

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Акции: Бессмертный полк, Георгиевская ленточка, Стена памяти, Стань заметней на дороге, День неизвестного солдата.

 

Проекты: Красивая школа, «Птичья столовая»,

«Чистая вода», «Стареньки ли валенки?»

«Помним! Знаем! Чтим!», посвященный 30-летию подвига Героя Советского Союза А.Я. Опарина,

«Безопасное село», «Подарим ветеранам праздник!», «Есть память, которой не будет конца…», «Всероссийские проверочные работы 2016».

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Детская организация «Дружба» образована в сентябре 1998 года. Коллектив «Дружбы» объединяет мальчишек и девчонок 5-9 классов. С 2000 по 2010 гг. активисты детской организации «Дружба» ежегодно выступали на районном конкурсе «Лидер года». 7 участников конкурса стали победителями, 2 – призёрами. В 2003 г. и 2010 г. Ворсин Роман и Калинина Анастасия представляли Нолинский район на областном конкурсе «Лидер года» в г. Кирове. Ворсина Екатерина, Кравчук Дмитрий и Калинина Анастасия были награждены льготными путёвками во Всероссийский детский центр «Орлёнок».
3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

Гимн учителей школы с. Татаурова (на мотив песни «Там, где пехота не пройдет…»)

Автор слов – Н.П. Толматов, учитель Татауровской школы в 60-е годы.

1.На свете много есть наук,

Профессий множество в примете,

Но ты поверь, поверь, мой друг,

Учитель – лучшая на свете.

2.Историк, физик и физрук,

Языковед и математик…

После занятий милый друг

Бредет из школы как лунатик.

3.Пусть говорят про нас порой,

Что нет сердитей нас и строже,

Но нет, учитель не такой:

Он любит петь, смеяться тоже.

4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Село Татаурово располагается в 42 км от районного центра г. Нолинска в северо-западном направлении. С 1989 года проложена асфальтированная дорога, соединяющая г. Нолинск, с. Татаурово и д. Симахино. Связь с близлежащими деревнями осуществляется по грунтовым дорогам. Недалеко от села Татаурово к северо-западу от бывшей деревни Опаринцы на водоразделе рек Ишети и Ивкины находится наибольшая высота (284 м) Вятского Увала. Основная часть построек села расположена на правом берегу реки Лудяны. В нашей местности немало удивительных творений природы: это и самая высокая точка Вятского Увала, и родник с водопадами у «Растущего камня», и колония серых цапель на пруду. В настоящее время в списке примечательных объектов, расположенных в окрестностях с. Татаурово, зафиксировано 24 памятника природы местного значения. Село Татаурово названо именем его основателя Терентия Татаурова. История Татаурова как села начинается с 1803 года, когда дается храмозданная грамота на построение церкви во имя Богоявления Господня в починке Татаурове. В 1806 году выстраивается каменная Богоявленская церковь и дома служителей церкви. Позднее появились дома первых торговцев и лавки, в которых они торговали продуктами. Постепенно село росло.
4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Наша школа работает в тесном контакте с сельской библиотекой, которая оказывает методическую помощь учащимся в поиске информации, Домом культуры, Советом ветеранов. Проводятся совместные мероприятия.
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Администрация сельского поселения с. Татаурово, работники Дома культуры, сельской библиотеки.
5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Павел Михайлович Пермяков родился 27 февраля 1923 года в д. Никитинцы Курчумского сельского совета (сельского округа) Сунского района Кировской области в крестьянской семье. Сложным был путь профессионального поиска будущего живописца. В 1938 году после окончания Курчумской семилетней школы поступает в медучилище. Проучившись в нем один год, переходит в железнодорожное училище, где получает специальность слесаря-паровозника. Романтической казалась эта профессия – управлять паровозом, ремонтировать его.

Война (1941-1945 гг.)

В 1941 году началась война. Павлу Михайловичу было 18 лет, но на фронт его не взяли – нужны были в тылу и слесари, и кочегары. Узнав, что молодой кочегар любит и умеет рисовать, выдвинули Павла Михайловича редактором станционной газеты «Крокодил на паровозе». Первые публичные зарисовки Павла Михайловича стали первыми шагами в большую живопись.

Послевоенное время (1945-1954 гг.)

В 1949 году ушел в школу учителем рисования и физкультуры, стал работать вместе с женой. Работа в школе потребовала повышения профессионального мастерства. Будущий художник заканчивает два факультета Всесоюзного заочного университета искусств: рисунка живописи и декоративно-оформительский.

Период жизни в селе Татаурово (1954-2005 гг.)

В 1954 году супруги  Пермяковы вместе с сыном Валерием переезжают в село Татаурово. Супруги Пермяковы продолжают учительскую деятельность в Татауровской средней школе. Павел Михайлович проработал в ней 29 лет. Преподавал рисование, черчение, труд, физкультуру. Увлеченно занимался фотографией, оформительской работой, изготовлением масок для новогодних праздников.

Период жизни в Татаурове является расцветом творчества Павла Михайловича как художника. Его коллекция насчитывает более 300 полотен.

В 1989 году в своем доме художник создал картинную галерею.        

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Вахрушин Александр Васильевич начал свою педагогическую деятельность учителем в школе с. Арское после окончания Молотовского педучилища, заочно закончил пединститут в г. Кирове. С 1962 по 1993 г. учительствовал в с. Татаурово: заведовал пришкольным участком, учил детей географии, истории, был завучем, потом директором. Александр Васильевич много занимался общественной работой: долгие годы был заместителем председателя сельсовета, возглавлял различные комиссии. Много сил Александр Васильевич отдал строительству нового здания школы, в котором мы учимся сейчас. За добросовестный труд награжден юбилейными медалями «Ветеран труда», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны»; присвоено звание «Отличник народного просвещения».

Вахрушина Ираида Антоновна окончила Уржумское педучилище. В 1962 г. вместе с мужем – Вахрушиным А.В. приехала работать в школу с. Татаурово. Заочно заканчивает Кировский пединститут, факультет русского языка и литературы. До 1987 .г (до выхода на заслуженный отдых) работала в Татауровской школе учителем русского языка и литературы. Награждена медалью «Ветеран труда». Ее труд отмечен грамотами РОНО, ОБЛОНО, Министерства просвещения.

Сын Вахрушин Николай Александрович, учитель трудового обучения средней школы г. Нолинска, директор школы № 1 г. Нолинска

Сноха Вахрушина Татьяна Ивановна, учитель математики, завуч средней школы г. Нолинска.

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Л.Ф. Агафонцева: «Мы не только учились, но и помогали в колхозе убирать картофель, собирали золу, жали овес серпом, заготавливали дрова для школы. Все старались, ведь это было нужно для фронта, для победы над врагом. До сих пор вспоминаю нашу школу. Об учителях у меня самые лучшие воспоминания».

Н.П. Лалетина: «Учителя и ученики – добрый и сплоченный коллектив, они всегда рядом с нами, ветеранами».

В.А. Гордеева: « Для меня эта школа поистине родная: здесь началась моя педагогическая жизнь. С Татауровской школой связана моя юность, молодость, поэтому она мне очень дорога».

В.Г. Разумовский: «Культурному облику учителей школы, деликатной сдержанности и такту в общении, в отношениях друг с другом и с учащимися могли бы позавидовать многие городские учителя».

Ф.Н. Фуфачева: «В нашем коллективе никогда не было зависти, склок, серьезных разногласий в решении педагогических вопросов. Каждый старался работать на совесть, не жалея сил и времени».

 

 

 

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы):