1. Общие сведения о школе | |
Полное название школы | Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Песчано-Колединская средняя общеобразовательная школа» |
ФИО директора | Князева Людмила Сергеевна |
Почтовый адрес | 641751 Курганская область, Далматовский район, село Песчано-Коледин, переулок Школьный, дом 2 |
Телефон | 83525226056 |
Сайт | http://pk.dalmatovo.ru
|
Электронный адрес | koledinoschool@mail.ru
|
Количество учащихся по ступеням | 1-4 класс- 57
5-9 класс – 52 10-11 классы- 21 |
Количество педагогов, их образование и квалификация | Педагогов – 15
С высшим педагогическим образованием – 14 Со средним специальным образованием – 1 С высшей категорией – 5 С первой категорией – 8 |
Краткое описание здания, пришкольной территории, материальной базы | Здание школы типовое, одноэтажное. Проведён капитальный ремонт в 2004 году. Оборудование здания и территории школы соответствует санитарным и противопожарным нормам.
Школа имеет пришкольный участок, площадь 1 га. На участке расположены цветники, отдел овощных культур, отдел плодово-ягодных культур. |
2.История школы: основные вехи
|
|
2.1. Дата основания школы | 1884г- Песчано-Колединское земское училище |
2.2. Обстоятельства создания школы | Начало «Песчано-Колединская школа» берет еще в 1886 году, когда в избах- читальнях при церкви существовали ликбезы для крестьянских детей. Так было создано Песчано-Колединское земское училище.
Число учеников- 55 мальчика и 13 девочек До 1900 года- велось 4-х классное обучение С 1900 года- 3-х классное обучение 1912-1913 в школе – 70 мальчиков и 27 девочек После революции занятия проводились в 2- комнатном доме раскулаченного крестьянина. Дом был поставлен на кирпичном фундаменте. Затем к нему пристроили помещения, и образовалась большая школа. Сначала с семилетним, а затем с восьмилетним обучением. 1925год- 105 учащихся С 1927 года- школа была переведена на 4-х годичное обучение, было введено питание школьников. Из архива: «Здание школы –специальное деревянное , состояние среднее, число классных комнат -2, общая площадь 208 квадратных аршин» В 1951г- первый выпуск семилетней школы. Кл. рук. Казанцева Тамара Даниловна 19 октября 1965 года в 9 часов прозвенел первый звонок на первый урок в новом здании школы. Вместо сгоревшего деревянного здания появилась новенькая кирпичная современная школа с паровым отоплением. В ней обучалось 288 ребят. Первый выпуск 8-летнего обучения состоялся в 1962 году. Кл.рук. Зайкова Антонина Прохоровна 2005 год стал знаковым для школы: силами спонсоров Уралтрансгаз был проведен ремонт школы, приобретены современные наглядные пособия, открыт компьютерный класс, закуплена новая мебель, оборудована столовая. 2005г- статус средней общеобразовательной школы 2007год- первый выпуск 11-летнего обучения. Кл.рук- Карандашова Ирина Анатольевна 2015-2016 учебный год- Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение, в школе- 134 учащихся
|
2.3. Руководители школы на протяжении ее истории ( список с указанием года начала и окончания работы, что было важного для школы и поселения) | 1890г- Надежда Ивановна Хлебникова
1896- Таисья Александровна( Анемподестовна) Словцова 1902- Александра Александровна Кобелева 1906- Ульяна Васильевна Злобина 1912-1913- Зинаида Васильевна Смолина 1939г- Зайков Григорий Николаевич 1939-1940- Баев Михаил Афонасьевич 1940-Сухарев Геннадий Афонасьевич 1949-1950- Ческидов Петр Дмитриевич 1952-январь 1954г- Худяков Яков Иванович 1954-1955- Ческидов Петр Дмитриевич 1955-1970- Пермякова Александра Михайловна 1970-1989- Скороходов Виталий Федорович 1989- 2010 – Карандашова Галина Николаевна С 2010 – Князева Людмила Сергеевна
|
2.4. Хронология ключевых событий в жизни школы( по годам) | 1884г- Песчано-Колединское земское училище
1890г- Песчано- Колединское народное училище 1896г- Песчано-Колединская народная школа До 1900 г- 4-х классное обучение С 1900г- 3-х классное обучение С 1918г- преобразовано в Начальную школу 1 ступени( 3-х летнее) обучение 1925год- 105 учащихся С 1927 года- школа была переведена на 4-х годичное обучение, было введено питание школьников. В 1951г- первый выпуск семилетней школы. 19 октября 1965 года – построено новое кирпичное здание школы с паровым отоплением. В ней обучалось 288 ребят. 1962г – первый выпуск 8-летнего обучения состоялся в 2005 год- проведен ремонт школы, приобретены современные наглядные пособия, открыт компьютерный класс, закуплена новая мебель, оборудована столовая. 2005г- статус средней общеобразовательной школы 2007год- первый выпуск 11-летнего обучения 2015-2016 учебный год- Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение, в школе- 134 учащихся |
2.5. Выдающиеся сотрудники школы ( информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы- учителях, администраторах и т.д.) | Сошина Тамара Васильевна – с 1961 по 1967гг. учитель математики, заслуженный учитель
Сошин Владимир Деонисьевич.-Отличник народного просвещения. Пришел работать в школу в 1962 году. Природа наделила Владимира Деонисьевича неиссекаемой энергией, трудолюбием, простотой в общении с коллективом учителей, учащимися. Проработал в родной школе 36 лет. Грязных Ангелина Георгиевна В 1962, молодой, неопытной девчушкой она пришла работать в школу. Воплощение правды, прямоты и требовательности к себе и учащимся. Всегда самостоятельна, верна, справедлива, ценила коллег по заслугам. Покинула школу после выхода на пенсию. Зайкова Антонина Прохоровна- с 1953 по 1980 год учителем биологии. Антонине Прохоровне работа очень нравилась. Это неугомонный труженик. Всегда спокойная, уравновешенная, легко находила общий язык со своими учениками. Антонину Прохоровну помнят в селе несколько поколений. Сейчас она на заслуженном отдыхе. Боровых Татьяна Федоровна – в школе с 1962 года до выхода на пенсию учителем физкультуры.Это человек с крайне независимым, смелым, самостоятельным характером. Способна в учебно-воспитательной работе, могла интересно увлечь учащихся рассказом. Воспоминания выпускников о Татьяне Федоровне добрые и теплые. Казанцев Валерий Петрович.- Учитель труда и истории. Работал в нашей школе с 1950г по 1979 год. Валерий Петрович – это человек дела, смело брался за ведение физики, истории, обществознания.Под его руководством была оборудована школьная мастерская. Михалева Тамара Константиновна. Учитель русского языка и литературы, завуч школы, начала свою трудовую деятельность в 1957 году. Отдавала себя всю без остатка детям до самого выхода на заслуженный отдых. Отличник народного образования. Боровинских Александра Владимировна. Учитель немецкого языка с высшим образованием. Принята на работу в школу в 1967 году, а в 1974 году заняла должность директора школы. Александра Владимировна была всегда жизнерадостной, жизнелюбивой, наделена жаждой познания, готовой прийти на помощь учащимся. Теплоухова Галина Петровна -начала свою работу в с 1974 года. .В школе она работала учителем иностранного языка, географии. Галина Петровна неугомонный, деятельный педагог. Она всегда занимает активную жизненную позицию во всем. В 2012 году Галина Петровна вышла на заслуженный отдых. Отличник народного просвещения. Ермолина Анна Алексеевна- работала с 1972 по 1990 года, а в образовании проработала 39 лет,учитель начальной школы. Анна Алексеевна всегда имела активную жизненную позицию, была депутатом сельского совета, помогала молодым учителям. Была активной участницей художественной самодеятельности. Запольских Ирина Геннадьевна-работала с 1997 по 2013 год Ирина Геннадьевна очень любила свою работу. Ей нравилось общаться с детьми, заряжаться от них энергией. Школьные годы – самая лучшая пора у каждого человека. Ирине Геннадьевне хотелось, чтобы каждый ученик любил и вспоминал свою школьную жизнь. Глазырина Светлана Геннадьевна-набрала свой первый класс в 1981 году. Светлана Геннадьевна педагог добросовестный, болела за свое дело, переживала за судьбу каждого ребенка. В 2014 году она выпустила свой последний класс и ушла на пенсию. Шадеркина Надежда Савельевна -работала с 1984 по 1999 год. Надежде Савельевне работать учителем нравилось, работала с удовольствием. Училась у старших коллег, старалась воспитывать детей в духе времени. Надежда Савельевна работала в школе учителем биологии и заместителем директора по учебной части. Была для многих учителей наставником и старшим товарищем. Тюшнякова Любовь Прокофьевна В 1963 году начала свою работу школе. Работала с 1963 по 1997 гг. учителем начальных классов. Этот педагог отдал школе 34 года. Любовь Прокофьевну помнят несколько поколений нашего села. Сейчас она на заслуженном отдыхе .
|
2.6 . Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях) | Казанцев Аркадий Валерьевич
Аркадий с детства мечтал о море, о широких просторах. Поэтому поступил в Ленинградское высшее морское училище. Службу начал на Сахалине, позднее назначили капитаном дальнего плавания. Много лет он бороздил моря и океаны, более 10 раз пересекал экватор.
Усольцев Михаил Николаевич Миша был душой класса, его уважали и доверяли во всём и учащиеся и учителя. Не по годам скромный и самостоятельный он продолжал получать знания в среднем и высшем учебных заведениях. Более 30 лет Михаил Николаевич отдал развитию газовой промышленности. За долголетний и добросовестный труд он награждён нагрудным знаком «Почётный работник «Уралтрансгаз» и »Ветеран Уралтрансгаза». За большие заслуги в развитии села Михаилу Николаевичу присвоено звание «Почётный гражданин села».
Нечеухина (Лисьих) Галина Васильевна В школе Галя была заводилой на добрые и полезные дела. Такой Галина Васильевна осталась и сейчас. Она поддерживает дружбу с одноклассниками и учителями по настоящее время. Окончив Шадринский пединститут, Галина Васильевна много лет проработала заведующей детского сада. Она блестяще справлялась с возложенными на неё обязанностями. Присвоено звание «Заслуженный педагог РФ». Папулова (Палтусова) Светлана Фёдоровна Поступила на экономический факультет Курганского сельхозинститута. Кузнецов Николай Степанович Любимым предметом у Коли была математика, поэтому о других специальностях он и не думал. Николай окончил Новосибирский государственный университет по специальности «Прикладная математика». Николай Степанович очень увлекающийся человек. Его хобби можно перечислять долго. Но всё таки главное его увлечение это наука. Он является рационализатором, имеет патент на вычислительный томограф. Последние два десятилетия работает в области медицинского и промышленного рентгена. Кропачев Александр Анатольевич Александр Анатолье6вич с детства был очень ответственным во всех делах и поступках. С ним легко общаться, на него можно положиться в любом деле. И конечно с большой ответственностью он всегда относился к своей профессии. 40 лет Александр Анатольевич проработал слесарем механосборочных работ. Заслуженный рационализатор. Имеет 48 рационализаторских предложений. Награждён серебряной медалью ВДНХ. Задорин Фёдор Васильевич Окончил Уральский политехнический институт по специальности инженер-физик. Трудовые годы прошли на Уральском электромеханическом заводе. Являясь ведущим инженером-конструктором, участвовал в разного рода разработках. Всякий раз Фёдор Васильевич подтверждал свой профессионализм и знание дела, которому предан всю свою жизнь. |
3. Культура школы | |
3.1. Главные педагогические идеи | Главная педагогическая идея заключена в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Воспитательная работа школы строится на принципах: – принцип гуманизации – реальное соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленных Федеральным законом «Об образовании в РФ», Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достояния, внимание к историческим ценностям, их вкладу в развитие науки, культуры, литературы и искусства; – принцип сотрудничества – построение взаимоотношений в школе на основе взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей в соответствие с принципами ненасильственного общения; – принцип развивающего обучения – отказ от репродуктивных методик и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся; – принцип индивидуализации обучения – всесторонний учет уровня способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных траекторий развития учащихся; повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика; – принцип дифференциации – выявление и развитие у учеников склонностей и способностей к работе в различных направлениях изучаемых наук и на различном уровне в зависимости от личных качеств обучающихся; формирование классов, групп с учетом индивидуальных особенностей учащихся, что может отражаться в построении учебного плана; – принцип системности – взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов образовательного пространства; – принцип вариативности – обеспеченность образовательного процесса содержанием и видами деятельности, выходящими за рамки жесткого учебного плана и предоставляющими учащимся возможность выбора.
Цель нашей школы — воспитание самостоятельного человека, обладающего хорошими знаниями и социальными навыками. Чему ещё должна научить современная школа? – проектировать решение проблем и задач; – убеждать и аргументировать свою позицию; – саморазвиваться и самосовершенствоваться; – оценивать результаты своего труда; – развивать социальную мобильность. Результатом деятельности учителя, несомненно, является человек, обладающий качествами: – человек, готовый и умеющий непрерывно учиться; – человек способный к ответственным решениям; – человек, умеющий общаться и сотрудничать; – человек, умеющий продуктивно и качественно работать; – физически и психически сдержанный человек; – свободный, обеспеченный, критически мыслящий человек, уверенный в себе. |
3.2. Ценности школьной жизни | Ценности, на которых уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем деятельность нашей школы:
· осознание идей гуманизации и гуманитаризации образования, понимаемых как процесс изменения типа образования; · доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей, гостей и помощников школы; · стремление к высокой психологической комфортности для всех субъектов педагогического процесса; · стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и коллектива учителей; · атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учащихся и учителей; · безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы; · стремление к обеспечению социальной и допрофессиональной адаптации выпускника школы. |
3.3. Школьные символы( дать описание герба, флага, гимна, девиза) | Герб представляет собой круг, в котором по краю написано название школы и республики. В центре круга- развернутые страницы учебника с рисунками на школьную тематику( музыкальный ключ, олимпийские кольца, кисть, карандаш, клей) и символизирующие возможность развития творческих способностей учащихся. Книга изображена на фоне восходящего солнца с зелеными ветвями по краю круга, что означает начало нового пути и постоянного самосовершенствования. Венчает книгу 9- листный цветок, означающий направления деятельности по системе воспитательной работе «Ступени роста».
Флаг представляет собой трехцветный треугольник, означающий движение вперед. Красный цвет- самоуправление, самосовершенствование. Синий цвет- сотрудничество. Зелёный цвет- творчество. Девиз: «Союз мальчишек и девчонок нам помогает дружно жить» Гимн: Побросав в портфели книжки, Позабыв про пап и мам, Все девчонки и мальчишки Мчатся в школу по утрам. В школе ждут друзья, подружки И любимые игрушки, И шпаргалки, и записки, Ноты, книжки и стихи. Припев: СМИД поможет Нам учиться, Дружно жить И не лениться. Сам себя Найду я в СМИДе, Если только захочу!
|
3.4. Традиции и ритуалы | Традиционными мероприятиями в жизни школы являются:
1. Первый звонок. 2. Турслет. 3. День самоуправления. 4. Посвящение первоклассников в пешеходы. 5. Осенины(1-4 классы) 6. Школьная ярмарка. 7. Осенний бал(5-11 классы). 8. День Конституции. 9. Вручение паспортов. 10. Новогодний марафон. 11. Рождественские забавы. 12. Зарница и Зарничка. 13. Смотр строя и песни. 14. Линейка, посвященная памяти Александра Копорулина. 15. Соревнования по баскетболу, волейболу, пионерболу. 16. Встреча с воинами –интернационалистами. 17. Музей и дети. 18. Конкурсы чтецов. 19. Вечер встреч выпускников. 20. Праздник, посвященный Дню 8 Марта. 21. Масленица 22. День птиц. 23. Митинг, посвященный 9 Мая. 24. Ученик года. 25. Школьная научно-практическая конференция. 26. Школьная весна. 27. Последний звонок. Традиционные акции: 1. Экологические акции : «Очисти берег озера от мусора», «Очисти улицы села», «Елочка», «Эко-час», «Приведи свой двор в порядок» , «Укрась школьный двор» 2. «Поздравь пожилого человека». 3. «Поздравь своего учителя». 4. «Поздравь односельчан с Новым годом» 5. «Помоги пожилому человеку» 6. «Краски Победы» 7. «За здоровый образ жизни» 8. «Мы против наркотиков» 9. «СПИД- это надо знать!» 10. «Новогодние поздравления» 11. «Окажи помощь бездомным животным» 12. «Кормушка» 13. «Скворечник» 14. «Клумба» 15. «Письмо Победы» 16. «Полотно мира» 17. «Бессмертный полк» 18. «Знамя Победы»
|
3.5. Особенности образовательного процесса( краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей) | Главной целью образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Целью инновационной деятельности ( в режиме которой функционирует наша школа) является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой.
Поэтому инновационные методы обучения способствуют развитию познавательного интереса у учащихся, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что учащемуся урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем: – соответствие концепции гуманизации образования; – преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания; – использование личностно-ориентированного обучения; – поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика; – соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности. Основными целями инновационного обучения являются: – развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся; – формирование личностных качеств учащихся; – выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества; – развитие различных типов мышления; – формирование качественных знаний, умений и навыков. Данными целями определяются и задачи инновационного обучения: – оптимизация учебно-воспитательного процесса; – создание обстановки сотрудничества ученика и учителя; – выработка долговременной положительной мотивации к обучению; – включение учащихся в креативную деятельность; – тщательный отбор материала и способов его подачи. В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: – развивающее обучение; – проблемное обучение; – развитее критического мышления; – дифференцированный подход к обучению; – создание ситуации успеха на уроке . Основными принципами инновационного обучения являются: – креативность (ориентация на творчество) ; – усвоение знаний в системе; – нетрадиционные формы уроков; – использование наглядности.
Способы инновационного обучения – модульное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов, социальное партнерство и т.д. Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним принадлежат: – упражнения, носящие творческий характер; – групповые задания; – образовательные, ролевые, деловые игры, имитация; – уроки-экскурсии; – уроки-встречи с творческими людьми и специалистами; – занятия, направленные на творческое развитие – уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет; – использование видеоматериалов, интернета, наглядности; – решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм». Инновационные технологии: 1. игровые 2. проектные 3. технология проблемного обучения 4. технология дифференцированного обучения 5. технология учебно-исследовательской деятельности на уроке Воспитательные инновационные технологии: 1. здоровьесберегающие технологии 2. технология групповой деятельности 3. технология КТД (коллективные творческие дела). А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам.
|
3.6. Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой | |
3.7. Объединения
( детские, детско-взрослые), существующие в школе |
1.Детская общественная организация «Радуга детства»
2. Школьная республика « СМИД»( Союз девчонок и мальчишек).
|
3.8. Школьный фольклор( песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п. , любимые в школе) | Легенда о возникновении села Песчано-Коледино :« В сорока верстах от монастыря основанное бедным каторжанином Каледой село Калединское упоминается в 1724г. Коей шед на солнце по зарослям дремучего леса, делая засечки на деревьях, чтобы не сбиться с праведного пути, вышел на озеро, площадь которого составляла 140га. Оно было окружено могучим березовым лесом. Озеро было чистое, песчаное, много водоплавающей птицы, в озере много рыбы. Хорошие плодородные земли вокруг. Каляда с сыновьями решил остаться тут на поселение. Сейчас на месте поселения основано кладбище. К Каледе стали прибывать еще люди, все они облюбовали это красивое место и остались здесь на поселение».
Посвящение школе… То было много лет назад, Я тоже в первый раз С толпою сверстников –ребят Явился в школьный класс. Мне тоже задали урок И вызвали к доске, И я решил его, как мог. Держа мелок в руке. Умчались школьные года. И не догонишь их… Но я встречаю иногда Товарищей своих. Мы стали взрослыми теперь. Нам детства не вернуть. Нам школа в жизнь открыла дверь И указала путь. Но провожая в школьный класс Теперь своих детей, Мы вспоминаем каждый раз своих учителей. О нашей школе деревянной. О классе в два окна… На свете не было такой Хорошей, как она. (автор неизвестен) |
4. Школа на земле |
|
4.1. Краткое описание и история населенного пункта, где расположена школа | Точную дату основания с. Песчано-Коледино установить не удалось. Но интересные сведения были найдены в Шадринском архиве: « В сорока верстах от монастыря основанное бедным каторжанином Каледой село Калединское упоминается в 1724г. Коей шед на солнце по зарослям дремучего леса, делая засечки на деревьях, чтобы не сбиться с праведного пути, вышел на озеро, площадь которого составляла 140га. Оно было окружено могучим березовым лесом. Озеро было чистое, песчаное, много водоплавающей птицы, в озере много рыбы. Хорошие плодородные земли вокруг. Каляда с сыновьями решил остаться тут на поселение. Сейчас на месте поселения основано кладбище. К Каледе стали прибывать еще люди, все они облюбовали это красивое место и остались здесь на поселение».
В селе проживали в основном русские, небольшая часть башкир, отставные солдаты. Основным занятием нашего села было земледелие, занимались и скотоводством, и ремеслом. В 1870г. в селе была заложена церковь в честь Покрова Пресвятой Богоматери, а в 1886г. была открыта первая школа, преподавали в которой священник и его жена. После революции с. Песчано-Коледино входило в состав Шадринского уезда (1919г.), Белоярского района (1924г.), Уксянского района (1935г.), Далматовского (1963г.). в 1929-1930гг. по всей стране развернулась коллективизация, дошла она и до нашего села. 23.02.1928г организовался первый колхоз, который назывался «Наш труд». В него вошли 17 хозяйств, первым председателем был Зайков Фатей Егорович. В последующие годы были созданы и другие колхозы. В 1950г. в селе была открыта семилетняя школа, в 1966г. –восьмилетняя. в 1958г. в клубе установили стационарную широкопленочную киноустановку. В 1961г. появилось радио, 1 марта 1963г. – электричество. В 1969г. из кирпича было построено новое здание Дома Культуры. С 1961г., когда образовался совхоз «Ясная Поляна», в селе Песчано-Коледино была организована ферма №3 этого хозяйства. А 27 августа 1970г. ферма стала самостоятельным сельхозпредприятием – совхозом «Юбилейный». В 1979г. на территории села начало работу Далматовское ЛПУ МГ «Уралтрансгаз». За это время выросли жилые и производственные помещения, построены мини-комплексы по переработке мяса, молока, изготовлению хлебобулочных изделий. В селе имеется детский сад «Родничок», средняя общеобразовательная школа, библиотека-музей, сельский дом культуры, культурно-спортивный комплекс «Факел», фельдшерско-акушерский пункт, отделение связи, отделение Сбербанка России.
|
4.2. Участие школы в жизни местного сообщества | Ежегодно школа принимает участие в субботниках, акциях «Чистый берег», «Бессмертный полк», «Знамя Победы», «Полотно мира» и др.. Участвует в таких праздниках, как Новый год, Рождество, День защитников Отечества, 8 марта, Масленица, День Победы, День села.
|
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы | Сегодня школа активно сотрудничает со своими социальными партнерами:
1. Далматовское ЛПУ МГ «Уралтрансгаз» оказывает благотворительную помощь, организует экскурсии на предприятие, игры, профпробы по профориентации. 2. ЗАО «Далур» выступает как спонсор. Кроме того, совместно осуществляются социальные акции «Зеленая весна», «Краски Победы», субботники. 3. КСК «Факел» проводит встречи с интересными людьми, организует совместно со школой праздники, а также все спортивные мероприятия, не только на базе школы, но и района, области и т.д., а также кружки и спортивные секции 4. КДЦ совместно со школой проводит концерты и праздники для жителей села, осуществляет кружковую работу. 5. Избирательная комиссия по Далматовскому району – проведение встреч, круглых столов клуба молодых избирателей, консультации при написании рефератов, исследовательских работ 6. Совет ветеранов – акции, встречи. 7. Далматовское лесничество: акции, турслет, классные часы.
|
5. История и культура школы в деталях | |
5.1. Судьба человека( рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) | 1.С 1955 по 1970 год директором школы работала Поспелова Александра Михайловна (девичья фамилия Пермякова). Родилась Александра Михайловна 22 декабря 1929 года в селе Песчано – _Коледино, в семье крестьян-хлеборобов. Ее детство прошло в суровые военные годы. Едва закончив 4 класса, она пошла работать в детский сад присматривать за 30 ребятишками. « Особенно много хлопот, вспоминает Александра Михайловна,- было с самыми маленькими до году малышами, их было трое, и они требовали постоянно внимания». Может быть, именно тогда и появились в её душе первые ростки( пусть робкие) педагогического таланта.
В 1946 году Александра Михайловна заканчивает Бугаевскую семилетнюю школу и поступает в Катайское педучилище, а затем и в Шадринский пединститут. 15 лет Александра Михайловна проработала директором Песчано-Колединской школы. В то время ей было 36 лет. Молодая. Энергичная. Настойчивая, требовательная и в то же время добрая, она много сделала как для школы, так и для села. Столько же лет проработала завучем в Далматовской школе рабочей молодежи. Александра Михайловна Поспелова-педагог по профессии, краевед и историк по призванию, замечательная женщина-труженица, неутомимая общественница, много сил и энергии отдавшая на поиск и увековечивание в Книгах памяти имен воинов, погибших на полях сражений советско-финской и Великой Отечественной войн. Десятки командировок, сотни писем, поездки в села , встречи, беседы- все это требовало большого количества времени, терпения и сил. Работа над Книгой памяти захватила Александру Михайловну . Она сделала все возможное, чтобы увековечить имена земляков в нашей памяти, в наших душах и сердцах. Общий стаж педагогического труда Александры Михайловны 40 лет из них15 лет директор, 15 лет завуч районной школы рабочей молодежи. Александра Михайловна отличник народного образования. Пятью государственными наградами отмечен на разных этапах трудовой путь педагога. Признанием ее особых заслуг перед обществом являются медали “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг”, “За освоение целинных земель”, “За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина”,”Пятьдесят лет Победы в Великой Отечественной войне1941-1945 гг”, “За долголетний добросовестный труд”. 2. В семье хлеборобов-крестьян, жителей села Песчано-Коледино Михаила Григорьевича и Марии Яковлевны Нечеухиных , 24 сентября 1923 года родился желанный ребенок, мальчик Федя. « Будущий хлебороб», -радовались родители. Никто из них тогда не предполагал, что сначала ему предстоит стать будущим воином, защитником Отечества. Все босоногое детство прошло в селе, в семье родителей. Запомнились трудные годы становления власти, первые успехи колхозного строительства. Учился в школе. А летом, как и все ребята, помогал старшим в поле, на сенокосе, пас скот. Рано начал работать с отцом. Радовался Михаил Григорьевич, говоря жене : «Крепкий будет мужик. Всякий труд ему по плечу, вникает во все, интересуется , с желанием выполняет любое порученное дело». Но жизнь распорядилась иначе. После окончания школы поступает в ремесленное училище, осваивает одну из важнейших металлургических профессий- формовщика. Затем работает на гиганте отечественного машиностроения- заводе «Уралмаш» в городе Свердловске. Среди прочей продукции в изготовленных формах из уральской брони отливались башни к легендарному танку Т-34. В марте 1943 года Орджоникидзевским РВК Федор Михайлович был призван в армию. Освоил боевую машину, в изготовлении которой сам принимал участие .А потом и воевал командиром орудия в одном из танковых экипажей в составе 153-й танковой бригады на 3-м Белорусском фронте. -Наша танковая бригада, -вспоминает старший сержант запаса Ф.М.Нечеухин,- не только сдерживала натиск врага, но и успешно атаковала его позиции. Порой были большие потери среди друзей-танкистов. За их смерть мы мстили врагу как могли. Снаряды и пули не раз попадали в башню его танка. Но надежная броня, сделанная руками его земляков, выдержала, не подвела. Особенно много отметин осталось на башне после ожесточенных боев во время штурма Кениксберга. Последний бой Федор Михайлович провел 18 апреля 194 года на берегу балтийского моря. Солдатское мужество было крепче любой брони. Демобилизовался в марте 1947 года. Вернулся в родные края, в село Песчано-Коледино. Хорошо помнит, как обрабатывали землю на быках и коровах. Трудился везде, где требовались надежные мужские руки : в бригаде, в МТМ и на МТФ, слесарем в совхозе «Юбилейный». На совеем жизненном пути встретил скромную труженицу, Анастасию Павловну, разделившую с ним все радости и невзгоды. Федор Михайлович награжден орденом отечественной войны 2 степени; медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945».( из материалов газеты «Далматовский вестник»)
, |
5.2. Семья и школа ( рассказы о разных поколениях учеников из одной школы; об учительских ( и не только династиях) в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы | « Мой прадед Василий Зайков, солдат регулярной русской армии , вернулся со службы на родину с женой Александрой и тремя детьми- два сына и дочь. Преданная мужу, Александра быстро вжилась в окружающую обстановку, ознакомилась с семейными традициями мужа и образцово повела хозяйство.
Прадед за многолетнюю примерную службу получил плодородные земли и богатые покосы у озера Утичье. Умная и бойкая Александра подобрала сыновьям жен под стать семье рукодельниц и тружениц. Из шатровских сосновых лесов земство выделило солдату красный лес, и на Береговой улице села Песчано-Коледино солдат Василий поставил добротный сосновый дом с клетью и малухой. Срубили два амбара и погреб из местной березы. Развели породистый скот. Семья Зайковых была крепкой, зажиточной. Жили дружно, трудились на богатых землях от зари до зари. Женили внуков. Трудолюбивые красивые деревенские девушки, не задумываясь, шли за солдатских парней. Дед Василий поучал детей и внуков жить в мире с властью, не перечить. Почитать старших, верить в Бога. Отслужил в армии положенный сок младший сын, Степан Васильевич. В свое время брали в армию и старшего сына. Остальные дети всецело отдавались сельскому труду. Новую , советскую власть все они приняли. Скот, строении и сельхозинвентарь внесли в коллективное хозяйство. Степан Васильевич с семьей и племянник Михаил вступили в артель. Яков Васильевич с сыновьями, Федором и Александром, уехали в Остяко-Вогельск, ныне Ханты-Мансийск, организовывать советы, повернуть местное население к советской власти. Примерные семьи деда Василия помнили наказ «Служить власти, не перечить. Сжатый кулак всегда крепкий да сильный». Так говаривал старый солдат, привыкший к армейской дисциплине. Подрастали 8 внуков, 8 будущих защитников. Один из них, Прокопий Степанович, стройный высокий красавец, уже служил на дальнем Востоке, охраняя родные рубежи от японских интервентов. Первым горькую чашу войны испил внук деда Василия -Константин Сергеевич. Смелый комсомолец, заводила на добрые дела деревенских парней и девчат, он призван в Красную Армию в 1940 году. Окончил военное училище, получил звание политрука. Раненый, он попал в плен осенью 1941 года, умер в концлагере. Не спасла его форма простого солдата, которую наскоро надели на своего командира его подчиненные. Похоронен в Польше. Пережившие плен друзья сообщили об этом старушке-матери после войны. В 1941 году был мобилизован Петр Степанович. Погиб в бою того же года. 1941 году ушел на фронт Андрей Степанович. Старший сержант, командир отделении 96-го стрелкового полка, 359-й стрелковой дивизии, он храбро воевал. Был тяжело ранен и умер в марте 1944 года в госпитале. Похоронен в деревне Луги Псковской области. Тяжелая доля досталась и внуку деда Василия –Михаилу. В 1941 году он защищал «дорогу жизни», что шла по Ладожскому озеру города Ленинград. Дорогой ценой досталась солдатам эта дорога. Понимая свою задачу, они дрались насмерть. Здесь, под городом Тихвин, Михаил Яковлевич Зайков был первый раз ранен, лечился в госпитале Свердловска, где его смогла навестить жена. Прасковья Гавриловна. В 1942 году он был направлен в самое пекло – под Сталинград. Яростные кровопролитные бои, холодная зима. Тяжелое ранение получил потомок деда Василия на поле боя у села Цыбенки, Краснармейского района, Сталинградской области. Откопали раненого бойца из-под снега, лечили в госпитале Саратовской области. Выходили его надежные женские руки. Летом 1943 года догнал он свой 56-й стрелковый полк. И вновь- тяжелые бои. Оголтелый враг не хотел отступать. Мужественные бойцы храбро дрались за каждую пядь земли русской. Тяжело раненый, Михаил Яковлевич, 1 августа 1943 года, был снова доставлен в госпиталь, где и умер. Похоронен в братской могиле на армянском кладбище Ростова-на-Дону. Благодарные горожане после перенесли останки освободителей в городской парк имени Фрунзе к Вечному Огню. Александр Яковлевич, смелый десантник-парашютист, погиб 13 августа 1943 года, похоронен друзьями с отданием воинских почестей. Еще один внук Василия Зайкова, Иван Степанович, был призван в 1943-м. для него, молодого и необстрелянного, первый бой стал последним. Пятидесятитрехлетний сын деда Василия, Степан, опытный солдат, взятый в 1943 году в трудовую армию, предпочел быть на фронте , отомстить за сыновей и племянников. Первый бой стал для него и последним. Бывалый солдат тоже погиб в бою. Михаил Зайков имел «бронь»- работал в литейном цехе завода «Уралмаш». Его продукция- боевые танки Т-34. Вернулся с поля сражения Федор Яковлевич. Ему не пришлось воевать. Он готовил боевые самолеты к вылету, хотя под бомбежками бывал не раз. Но уцелел. Приехал с Дальнего Востока Прокопий Степанович. Они прославили деда Василя трудовыми делами. Но полегли на полях сражений сын солдата Василия- Степан и его 6 внуков. Они оправдали доверие старого солдата : не дрогнули в бою, защищая родную страну, свой край.(по материалам статьи Александры Поспеловой, «Далматовский вестник»). Братья Казанцевы: Евгений, Аркадий, Виктор. Рождены и воспитаны родителями и школой на и выполнение благородных дел в жизни общества. Росли дружными, любознательными, спокойными, способными выполнить любое поучение в школе и вне школы. Учились хорошо при отличной дисциплине, вели за собой сверстников. Старший- Женя- инженер. Средний, Аркаша, с детства мечтал о море, о широких просторах. Учился в мореходном училище в Ленинграде. Получил звание штурмана, но не остановился на достигнутом. Поступил в Клайпеду в высшее морское заведение, которое окончил с успехом. Начал службу на Сахалине, позднее был назначен капитаном дальнего плавания. И так много лет бороздил моря и океаны наш русский паренек, ученик нашей школы. Аркадий является примером для всех нас. В 1962 году в июле купались на озере девочки, плавали на надувной камере. Вдруг подул ветер с востока и камеру с купающимися понесло дальше от берега. Поднялся крик , а камеру относило все дальше и дальше. Аркаша кинулся спасать девочек. Он хорошо плавал и тот час доплыл до камеры. Так он спас девчушек. Виктор, третий из братьев, первоклассный шофёр, замечательный человек, всегда первым придет на выручку своим товарищам. Заботливый, любящий муж и отец. Как семья не может жить без школы, так и школа не может существовать вне семьи. Только во взаимодействии может проходить воспитательный процесс. Наша школа всегда была опорой в воспитании детей, а семьи с охотой откликались на первый зов школы. Так в далекие 50-60 годы родительский комитет школы вел большую организационную и воспитательную работу с детьми. В члены родительского комитета избирался один родитель от класса, но и другие не оставались в стороне. Именно родители провели огромную работу в ходатайстве по строительству нового здания школы. Родители помогали в подготовке и проведении родительских и ученических собраний, подготовке праздников, заготовке дров для школы, проводили профилактическую работу среди неуспевающих учеников, брали их на поруки, вели разъяснительную работу среди родителей. И сейчас родители не остаются в стороне. Именно они- наша поддержка и опора в нелегком воспитательном процессе. |
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) | Скороходова Римма Андреевна, 1939 г .р. С 1970-1989 г-учитель русского языка и литературы: «Работать было очень интересно. Педколлектив был молодой, энергичный, трудолюбивый, стремился к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства. Двери школы закрывались только поздней ночью. Проводились кружки, вечера, слышалась музыка баяна( играл Казанцев Валерий Петрович). Учителя вместе с учениками участвовали в художественной самодеятельности. Автобусов не было, поэтому с концертами ездили в тракторных телегах. Много внимания уделялось физическому воспитанию. Талант учителей, любовь к детям, внимание друг к другу, большая помощь родителей, общественности – все помогало в учебном процессе» ( из воспоминаний 2005г)
Черных Галина Андреевна, выпускница школы, учитель математики 1986-1996г: «В начальных классах у нас каждый год менялся учитель. Первой учительницей была Роза Илларионовна, молодая и ласкова. Каждый из учителей был заботлив, как мама. В 5 классе на линейке 1 сентября директор сказала, что нам очень повезло с классным руководителем, и это оказалась правдой. Учителем я стала потому, что примером для меня стал наш классный руководитель» Глазырина Светлана Геннадьевна, выпускница школы,учитель начальных классов 1981-2013г.: «Когда я пришла в школу, то мне дали 1 класс, боялась, так как опыта еще не было. Подходила к учителям, спрашивала. Моим наставником была Тюшнякова Л.П.. Учителей начальных классов всегда объединяла дружба, взаимопомощь. Это очень хорошо чувствовалось при подготовке к открытым урокам, к праздникам. Всегда охотно наряжались в костюмы, вместе с ребятами пели и плясали, придумывали что-нибудь интересное и смешное. Ходили в походы, готовили концерты, выступления». Из школьных воспоминаний « Пришла в школу в 7 класс. Класс был дружный, приняли меня очень хорошо. В классе было 16-18 человек. Классным руководителем был учитель физкультуры Сошин В.Д. Когда я пришла в школу. То очень плохо ходила на лыжах, но благодаря нашему учителю научилась и уже на второй год могла на лыжах бегать. Запомнились совместные вечера , походы и соревнования. Большая часть моих одноклассников учится в селе. Часто видимся, общаемся». Обухова (Ушакова) Алена Геннадьевна, выпускница школы, учитель истории 2000-2005 г. « Учиться было несложно и интересно. В то время еще была пионерская организация, проводились сборы, пионерские костры и т.д. С классом часто ходили в походы, устраивали вечера, чаепития. Каждое утро вся школа выходила в коридор на зарядку. Любимой учительницей у меня была Черных Галина Андреевна. Она вела у нас математику и была классным руководителем. Все сове время она посвящала нам, детям. Работать в школу я пришла в 2000 году. С детьми работать интересно, но трудно. Большую помощь мне оказывала Теплоухова Галина Петровна, в свое время я была ее ученицей. А сейчас стала коллегой .После ремонта школа сильно преобразилась , работать в ней- одно удовольствие». Черных Надежда Ивановна, выпускница школы, учитель математики, физики с 1979 г. «До того, как была построена новая школа, за два года мы учились в 4-х зданиях. Одно из них- маленькая деревенская избушка. Классы были большие, ребят было много. В первом классе нас было 36 человек, а вышли из школы 31 человек. Моей первой учительницей была Тюшнякова Л.П.. Я ее запомнила веселой, заботливой, доброй, внимательной. Мы делились с ней своими маленькими секретами и радостями. Работать в школу пришла в 1979 году. Педколлектив школы работоспособный. Мне нравится работать в этом коллективе. В первые годы своей работы встречалась с различными трудностями, но со стороны директора школы Скороходова В.Ф. находила понимание. Своим опытом охотно делилась учитель математики Черных В.А. Интересовалась моими успехами моя первая учительница Тюшнякова Л.П.» Черных Людмила Ивановна, выпускница школы, учитель русского зыка и литературы с 1973г. « В пятый класс я пошла уже в новое здание школы. Школа большая, светлая с огромным спортзалом. Заниматься в таком спортзале было одно удовольствие. Секцию по баскетболу вел Сошин В.Д. мы часто ездили на соревнования в другие школы, команды из других школ приезжали к нам. Помню выпускной вечер, когда мы с классным руководителем встречали рассвет. Первая учительница, Подкорытова Галина Алексеевна, была молодая красивая и очень строгая.. Еще вспоминаю, как вместе с учителями готовили дрова: пилили ручной пилой, но это было не в тягость. Работать в школу пришла в 1973 году учителем начальных классов, было мне 19 лет. Дали мне 3 класс, в нем было 12 человек. Большую методическую помощь оказали учителя- стажисты: Скороходова Р.А и Кузнецова Н.Т. К ним можно было обратиться с любыми вопросами, они терпеливо, тактично и доброжелательно разъясняли непонятное. Общественная жизнь в школе кипела: выступали с концертами, проводились конкурсы между учителями и учащимися. Перед уроками собирались в учительской на распевки. Отсюда уходили с хорошим настроением, получали заряд бодрости на целый день. Заводилой интересных дел была Черных Валентина Алексеевна, беспокойный человек, всегда в движении. За собой могла повести и учеников, и учителей и родителей» Скороходов Виталий Федорович, директор школы 1970-1989г. «Коллектив был молодой и дружный. Работать было интересно. Был большой интернат, где жили ребята из сел Камышино и Ясная Поляна. Учителя принимали активное участие в художественной самодеятельности, ездили выступать по селам, выступали и в местном клубе. С огоньком и большой любовью к ребятам работали учителя: Зайкова А.П., Казанцев В.П., Казанцева Т.Д., Засыпкина-Черных В.А., Бабенко Н.М., Коновалова Т.М., Нечеухина Г.В., Грязных А.Г., Черных Н.И., Шадеркина Н.С., Карпишина С.В., Ермолина А.В., Тюшнякова Л.П., Иванова Л.В..Все эти учителя оставили хорошее воспоминание о себе, о своем нелегком, но благородном труде».
|