МКОУ СОШ д.Васькино Нижнесергинский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д.Васькино
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Валиев Фидаиль Закиевич
1.3.        Почтовый адрес

 

623056    Свердловская область, Нижнесергинский район, д.Васькино, улица Школьная,13
1.4.        Телефон

 

98 343 63 741
1.5.        Сайт

 

vaskino-sch
1.6.        Электронный адрес

 

vaskino_sch@mail.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

1-4 классы -20 учеников

5-9 классы-24 ;

10-11 классы-8;

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

15 педагогов из них 2 учителя с высшей (высшее образовние) квалификационной категорией

7 учителей –с  1 квалификационной категорией (высшее образование)

4 учителя – соответствие занимаемой должности (среднее специальное образование)

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

 Образовательная деятельность в Учреждении осуществляется на русском языке.

Учреждение реализует основные общеобразовательные программы- дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования  и дополнительного образования для взрослых и детей.

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Образовательная организация размещена в 2 этажном блочном здании,  рассчитана на 192 места. Спортзал, кабинеты химии, физики, информатики, иностранного языка с лингафонным оборудованием. В каждом учебном кабинете ноутбуки, копировальная техника и есть выход в интерн. При ОУ есть группа дошкольного образования. Пришкольная территория оборудована площадкой для игры в волейбол.

В 2021 году открыт центр образования  Точка роста естественнонаучной и технологической  направленности

 

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

1919 год
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

Необходимость в образовании людей, ликвидации безграмотности эта серьезная задача встала и в нашей деревне. Школа в деревне была открыта в 1919 году. Под здание школы был снят дом бая Зарипова Хаерзамана. В этом доме учились до 1921 года.

 С 1921 по 1928 годы учились в доме Заляй–бая. Обучение велось по арабскому алфавиту на татарском языке. Нехватка мест для обучения приводит к строительству школы.

С 1928 года обучение стали вести на латинском языке. Это были годы ликбеза, когда обучали вечерами всех взрослых до 40-летнего возраста.

 

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

Шафиков Малик –директор школы с 1928года по 1937 г. внес огромный вклад в развитие культуры детей и родителей.

При руководителе происходила тотальная ликвидация безграмотности. Учителя были активными участниками культурной жизни деревни, с их помощью был открыт читальный дом, они же были организаторами и участниками театральных постановок на сельской сцене.

Кичебаев Аваль -с 1937г.по 1941 г.

В 1937 году в школе было восемь учителей, и она стала семилетней. Возглавлял педагогический коллектив Кичебаев Авал. Вместе с ним работали учителя: Хафизов Тагир, Каярова Ракия, Кичебаева Ракия, Сагетдинов Хабип, Шарафетдинов Имангуль. В деревню приехали братья Хамадуллины Гали I и Гали II.

Хамадуллин Гали  с 1946 по 1960г.Выпскники получали хорошее образование и продолжали обучение в ВУЗах и педагогических училищах.

Ильясов Решгод  Ибрагимович с 1960-1965гг. С 1962 года школа стала восьмилетней. При ней открылся интернат, где жили дети с окрестных деревень: Накоряково, Сосновый Бор, Русиново.

С 1964 года обучение, кроме родного языка, ведется на русском языке. С особой гордостью вспоминают выпускники директора Ильясова Романа Ибрагимовича,

Бархатова Тамара Михайловна с 1965 по 1966г.

Файзуллин Гали  с 1966 по 1968г.

Мухитов Инес Ялалович  с 1968 по 1976г. В 1973 году Васькинская школа стала средней. В этом большая заслуга директора Мухитова Инеса Ялаловича.

Зиатов Муфатык Садретдинович с 1976 по 1985г. проводилась большая военно-патриотическая и спортивная работа.Ученики ездили на соревнования по лыжам, занимали призовые места на районном уровне.

Бариева Васима Ахуновна с 1986 по 1990г.Начато проектирование нового блочного здания школы.

(Топорищев Евгений Александрович 1989г.)

Валиев Фидаиль Закиевич –с1990 гоа по 2010

(Зинурова Алиса Муллаевна 2010 г -1 год

 

Валиев Фидаиль Закиевич с 2011 года по сей день. Строительство и открытие  нового двухэтажного здания школы с электрической котельной.

 В 2005 году школа стала победителем в районном конкурсе «Школа года» в номинации «Школа экологической культуры».

Школа участвует в реализации национального проекта «Образование». В рамках этого проекта учитель химии Сазонов В.В. стал победителем конкурса «Лучшие учителя России» в 2007 году.

За обеспечение высоких результатов, достигнутых выпускниками в освоении образовательных программ, школа неоднократно награждалась Почетными грамотами и ценными подарками Управления образования Нижнесергинского муниципального района.

Имеет благодарности от ректора УРФУ за подготовку выпускников к поступлению  на биологический и химический факультеты.

На уровне социума, деревни проводится информационная и практическая работа по раздельному сбору ТБО, по благоустройству родников «Родники», помощь пожилым по хозяйству, тимуровское движение и волонтерство.

 

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

Первыми учителями были Бадрутдинов Кашаф, Хафизов Исмагиль, Шагапов Хасан,

С 1928 года обучение стали вести на латинском языке. Это были годы ликбеза, когда обучали вечерами всех взрослых до 40-летнего возраста.

В 1937 году в школе было восемь учителей, и она стала семилетней. Возглавлял педагогический коллектив Кичебаев Авал.

С 1939 году обучение стали вести по русскому алфавиту.

В годы Великой Отечественной войны ушли на фронт учителя: Хафизов Тагир, Хамадуллины, Кичебаев Авал, Юнусов Могатасим, Фатыхов Латыйф, Шагапов Хасан, Юнусов Мухаматнур. Как и многие односельчане не вернулся с войны директор Васькинской школы Кичебаев Авал.

Весной 1942 года колхоз выделил школе 1 гектар земли, где силами учащихся и учителей были посажены капуста и картофель. Зимой в школе была организована столовая, где после второго урока можно было пообедать.

С 1962 года школа стала восьмилетней. При ней открылся интернат, где жили дети с окрестных деревень: Накоряково, Сосновый Бор, Русиново.

С 1964 года обучение, кроме родного языка, ведется на русском языке. С особой гордостью вспоминают выпускники директоров, учителей школы Ильясова Романа Ибрагимовича, Гайнуллина Зуфара Мухаметовича, Константиновых Александра и Диляру, Наилю Шафиковну, Козынцеву Галину Петровну, Шистерову (Бархатову)Тамару Михайловну.

В 1973 году Васькинская школа стала средней. В этом немалая заслуга директора Мухитова Инеса Ялаловича.

Инициатором и вдохновителем краеведческой и поисковой работы в то время был учитель истории Нурмиев Аслям Нурмухаметович. Поддерживал его и помогал директор Мухитов И.Я. Информации много в материалах школьной газеты «Юный патриот». Огромное внимание было уделено НВП (начальной военной подготовке), а также агитации выпускников к поступлению в военные училища.

Аслям Нурмухаметович делал запросы в Государственные Архивы, учил детей собирать и оформлять рефераты о людях, истории своего края.

После отъезда Мухитова И.Я. школу возглавил местный учитель физики Зиатов Муфатык Садретдинович. Он организовал вечернюю школу. Молодое население деревни, не получившее в свое время полное среднее образование,  продолжили свое обучение в нашей деревне, Они стали учиться без отрыва от работы и получать полное среднее образование.

Бариева Васима Ахуновна много лет проработала учителем русского языка и литературы, с 1986 по 1990 годы работала директором школы. При ней начато строительство нового блочного здания современной школы на 192 места.

Школа строилась и завозилось оборудование под руководством Валиева Фидаиля Закиевича.

В 1994 году в январе прошло открытие нового двухэтажного, светлого, здания с рекреациями и огромными коридорами, о котором раньше можно было только мечтать. Теперь в школе появились кабинеты информатики, биологии, физики и химии, большой спортивный зал, мастерские.

Пришкольная территория силами школьников и работников школы сразу начала активно благоустраиваться: разбивались цветочные клумбы, высаживались кустарники и деревья.

Это были трудные времена, поэтому школу сдали в эксплуатацию не достроив столовую и теплицу. Отапливалось  здание электрокотельной.

В настоящее время в школе 52 ученика и 14 воспитанников дошкольной группы, работает 13 педагогов и 2 воспитателя в группе дошкольного образования.

 Из них имеют высшую категорию – 2, первую – 6. Большинство педагогов и воспитателей во главе с директором, являются выпускниками школы разных лет.

В 1998 году в школе по инициативе педагога-организатора Валиевой З.Ш. и активной поддержке педагогов и учеников создана детская общественная организация «Дом». Основу организации составляют первичные коллективы – отряды, сформированные по возрастным принципам на основе общих интересов. Девиз организации: «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено». Самоуправление осуществляется через Совет командиров, куда входят командиры отрядов и классные руководители.

Приоритетными направлениями ДО «Дом» являются «экологическая культура», «краеведение» и волонтерство.

В 2021 году открыт центр образования  Точка роста естественнонаучной и технологической направленности.

 

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Шагапов Хасан Шагабутдинович после окончания Свердловского татаро-башкирского педагогического техникума в 1929 году вернулся работать в родную деревню.

 

В 1931 году при его активном участии в деревне открывается семилетняя школа. Он ведет занятия по предметам биология, география, химия, физика. Под его руководством активно работают кружки по ботанике и химии.

Малика Муртазовна и Хасан Шагапович воспитали 5-рых детей: Вилория, Рафаила, Рево, Люция, Мэлса. Все они стали педагогами. Вилорий старший сын преподавал в Новосибирском филиале Московского технологического института легкой промышленности. Рафаил Шагапович работал старшим преподавателем в УПИ, профессор. Младший Мэлс работал преподавателем-тренером по спортивной гимнастике в Свердловске.

Две дочери Рево и Люция также работали в школе учителями. Люция живет в г. Москва.

В 1954 году учительница Васькинской семилетней школы Юнусова Самига Исаковна награждена медалью «За трудовое отличие».

Нурмиев Аслям Нурмухаметович основатель краеведческой работы в 70-е годы, внештатный сотрудник районной газеты «Ленинское знамя»

Сазонов В.В., замдиректора  и учитель химии. Василий Викторович победитель конкурса «Лучшие учителя России» в 2007 году, учитель высшей квалификационной категории. Руководитель РМО учителей химии.

Валиев Ф.З. – директор школы является ветераном труда и почетным жителем Нижнесергинского района, член «Общественной палаты» района, неоднократно был депутатом районного и местного созывов.

Валиева З.Ш., общественный деятель и удостоен Памятной медали Нижнесергинского района «За вклад в развитие района»

 

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Малика Муртазовна и Хасан Шагапович воспитали 5-рых детей: Вилория, Рафаила, Рево, Люция, Мэлса. Все они стали педагогами. Вилорий- старший сын, преподавал в Новосибирском филиале Московского технологического института легкой промышленности.

Рафаил Шагапович работал старшим преподавателем в УПИ, профессор. Возглавил отделение тяжелой атлетики УПИ в 1964 году и стал впоследствии тренером России, профессором, судьей Всесоюзной категории. Он воспитал более 50 мастеров спорта.

 

Младший Мэлс работал преподавателем-тренером по спортивной гимнастике в Свердловске. Две дочери Рево и Люция также работали в школе учителями.

Мухамадиев Мугафа Габтульбарович- выпускник школы 1943 родился 7 января 1927 года в деревне Васькино, Нижнесергинского района Свердловской области. Семилетнее образование получил в Васькинской школе. С 1943 о 1946 годы учился в Кояновском татарском педагогическом училище, села Кояново, Верхне- Муллинского района Пермской области, по окончании которого поступил в Казанский Государственный педагогический институт. В 1950 году, получив диплом об окончании института, начал работать преподавателем татарского языка и

литературе в Бардымской средней школе, Бардымского района, Пермской области. В ноябре 1951 года он был назначен инспектором школ райОНО, где проработал до октября 1958 года.

Мухамадиев Мугафа Габдульбарович в 1958 году поступил, а в 1961 году окончил аспирантуру при институте языка, литературы и истории Казанского филиала Академии Наук СССР и был оставлен на работу в качестве младшего научного сотрудника сектора языка ИЯЛИ, где работал до конца своей жизни.

В январе 1971 года защитил кандидатскую диссертацию на тему «Язык прозы Шарифа Камала».

Мугафа Габдульбариевич стал кандидатом филологических наук с апреля 1974 года – старшим научным сотрудником.

Постановлением Президиума Академии наук СССР от 7 октября 1976 года . присвоено ученое звание старшего научного сотрудника.

Основной научной работой вплоть до 1971 года была участие в составлении 3-х томного «Толкового словаря татарского языка».

 

 

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

Постоянный спонсор родной школы и деревни Музафаров Катдус Закареевич, выпускник 1976 года, являясь директором ЗАО ПТО г.Екатеринбурга, он привозит подарки всему коллективу детей и педагогам в новогодние праздники. Помогает в приобретении наглядности.

Депутат Законодательного собрания Свердловской области Абзалов Альберт Феликсович, НКАТ Свердловской области

 

3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

Это формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

 Это и обеспечение освоения обучающимися целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и  индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья для становления и развития личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

Также обеспечение преемственности дошкольного, общего и дополнительного образования.

  • Создание благоприятных условий для разностороннего развития воспитанников, обучающихся, в том числе путем удовлетворения потребностей в самообразовании и получении дополнительного образования;
  • Подготовка воспитанников и обучающихся к самостоятельной, ответственной деятельности в профессиональной среде и адаптации к жизни в обществе;
  • воспитание у обучающихся и воспитанников гражданственности, трудолюбия, патриотизма, любви к своему краю, семье, Родине, потребности здорового образа жизни

 

 

3.2.            Ценности школьной жизни

 

В 1998 году в школе по инициативе педагога-организатора Валиевой З.Ш. и активной поддержке педагогов и учеников создана детская общественная организация «Дом». Основу организации составляют первичные коллективы – отряды, сформированные по возрастным принципам на основе общих интересов. Девиз организации: «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено». Самоуправление осуществляется через Совет командиров, куда входят командиры отрядов и классные руководители.

Приоритетными направлениями ДО «Дом» являются «экологическая культура», «краеведение» и волонтерство.

Создан музей, где  хранятся более 200 экспонатов.

Богата традициями наша школа. Идут годы, меняются поколения, старые традиции сохраняются, но и новые появляются. Неизменной остается краеведческая работа, которая зародилась лет 35 назад. Инициатором и вдохновителем был учитель истории Нурмиев Аслям Нурмухаметович. Его ученики, а теперь и учителя, продолжатели  поисково-краеведческой и патриотической работ со своими учениками.

Ценностями школы является организация работы школьного музея эколого-краеведческого профиля.

Поездки и защита проектов на районном и областном уровнях «Уральский характер».

Темы проектов: «Моя школа в истории», «Васькино и васькинцы в 30-50 годы», «Они не вернулись из боя», «Татарская вышивка», «Национально-спортивный праздник Сабантуй», «Юный экскурсовод», «Биоиндикация качества воды», «Экотропа», «Лихеноиндикация», «Демография населения нашей местности». Руководители проектов: педагог-организатор Валиева З.Ш., Саматова Э.Г., Музафарова Р.Х. , Динеева Д.Д.

Изучая тему «Национальный костюм татарского народа», дети показывают свои практические навыки в изготовлении калфака, головного убора.

 

3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

Флаг 2-х  цветный: нижняя половина зеленая, символизирует  жизнь, а верхняя горизонтальная часть голубого колора, символизирует чистые помыслы, чистый воздух и вода. Круглое желтое солнце- символ света и добра.

Девиз: «Все что нами не создано, не должно быть нами разрушено»

Гимн школы

1.Светит, словно яркая звезда.

Школа манит отовсюду всех.

Двери распахнет и как всегда,

Снова мы услышим детский смех.

Пусть же между нами города,

Жизнь нас разлучает, как и прежде.

Школа ты останешься в сердцах,

Ты свети как памятник надежде.

Припев:

О, школа, родимый наш дом.

К вершинам добра путь укажет

А песни довольно одной,

Чтоб только о школе ней пелось.

2.Мудрости великая страна,

Васькинская школа – светоч знаний,

Мир чудес откроет нам она,

Требуя упорства и дерзаний.

Надо только выучиться ждать,

Надо быть спокойным и упрямым.

От детей порой, чтоб получать

Радости скупые телеграммы.

 

3.4.            Традиции и ритуалы

 

Традиции – фольклорный праздник «Аулак ой», «Шэжэрэ» – составление родословных.

Ритуал посвящения в маленьких принцев в День Земли и прием в ряды детской общественной организации «Дом» в День Земли.

Совет командиров и Совет старшеклассников

Стало традицией в школу приглашать односельчан на праздничную встречу накануне Дня Победы под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто», всем пишем пригласительные открытки, рассказываем о поисковых работах по нашей деревне, показываем концерт, компьютерные презентации, от души беседуем с пожилыми людьми.

У нас в традиции – тимуровская работа, возложение венка к обелиску, конкурс строевой песни, посвященный Дню Победы.

 

 

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

Празднование Дня Земли-на уровне района, «Экоплоггинг кросс», «Составление родословной школы, семей.

Уроки-практикумы по химии, биологии.

 

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

«Родники», «Разделяй с нами» социальный проект «Раздельный сбор ТБО – шаг к экологической безопасности»

«Никто не забыт, ничто не заботы»- проект по оказанию помощи пожилым людям, тимуровские десанты, доставка родниковой воды ветеранам и пожилым,

«Марш парков», «Кормушка», «Скворечник» «Сдай макулатуру- спаси дерево», «Бумбаттл»

«Вторая жизнь ненужных вещей»

«Школьный музей»

 

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Детская организация «Дом» Муниципального Общеобразовательного Учреждения Средней Общеобразовательной школы д. Васькино создана в 1998 году по инициативе взрослых и поддержке детей.

Она является добровольным общественным формированием, в котором вместе с детьми добровольно объединяются и взрослые граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.

В начале строительства фундамента нашего «Дом»а мы обдумывали и обсуждали вопросы: какая должна быть система работы? Структура- какова должна быть?

Каковы задачи и перспективы?

Но ясно было то, что это не самоцель, а необходимость продиктованная временем. Нужно было организовать детей, чтобы им было интересно, одновременно полезно для их жизнедеятельности и для общества.

Приоритетными направлениями были обозначены: экологическая деятельность, краеведение, социально-гражданская активность.

Дом- это в широком и узком смысле-место где, родился, живешь, проводишь время. «Ойкос», «эко» в переводе с греческого означает «дом» или «жилище». Имеется в виду для любого живого организма.

Приём в ряды детской организации осуществляется 22 апреля, в День Земли. Вступающие в «Дом» дают торжественное обещание о том, что будут жить по законам и правилам этой организации. Им вручаются значки, а при переходе во второе звено значок дополняется зеленым галстуком-шарфиком.

Правила ДО «Дом» простые: – каждая встреча – доброе дело;

– встал, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету;

– суди не по словам, а по делам,

– поступай с людьми так, как тебе хотелось бы, чтобы они поступали с тобой;

– ты навсегда в ответе за всех, кого приучил;

– знай и помни о своих корнях, уважай и развивай культуру предков.

Стали «Волонтерами». Много акций и новых экологических мероприятий предлагает РДШ. И мы влились в ряды этой Всероссийской организации в 2021 году. Активно участвуем и даже занимаем призовые места в региональных проектах.

Это сбор и сдача макулатуры на переработку, участие в акциях РДШ «Бумбатл», В региональном конкурсе «Наведем свои порядки» заняли 1 место.

 

3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

Театрализованные фольклорные праздники на сцене «Аулак ой», «Каз омэсе».

Разучивание и исполнение татарских народных  песен и танцев.

Проекты на темы «Татарская вышивка», «Народные промыслы нашей деревни», «Блюда нашего народа», «Сабантуй-любимый праздник татрского народа».

4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа  По данным центрального государственного архива древних актов д. Васькино принадлежала Суксунскому железоделательному заводу Пермской губернии Красноуфимского уезда, которым владели флигель-адъютант Пётр и штаб-ротмистр Павел Григорьевы-Демидовы. В этом документе говорится, что «в Васькино число дворов 27, жителей мужского пола 59, женского пола 60». А по рассказам старожилов об образовании нашей деревни существуют такие сведения.

«Во время восстания крестьян под предводительством Емельяна Пугачёва по Сибирскому тракту проходил отряд Белобородова.

 Это было в 1774 году. В отряде было много башкир и татар…». Возможно, из них кто – то рассказал, что на месте нынешней деревни был только один дом. В нём проживал богатый человек по имени Василь. По – русски звали Васей, или Васькой. Позже, видимо, появились у него соседи, получилась деревня, которую назвали по имени её первого жителя. Есть у деревни и другое название Верх – Путинский (по – татарски Бота – Авыл) от названия реки Пут (по – татарски Бота).

В 2-х километрах северо-западней от Васькино расположена деревня Атняшка. Первыми её освоили переселенцы из Татарии. Тогда эта местность сплошь была занята лесами, и люди поселились вначале подальше реки. После того, как расчистили, раскорчевали лес, появилась возможность строить дома вдоль речки.

Видимо кого – то из этих людей звали «Атна» отсюда произошло название реки и деревни. Деревня разрослась и причём по возрасту она намного «старше» деревни Васькино.

Позднее один конец деревни в нижнем течении реки заняли русские и появилась деревня Русиново. Атняшкинцы называли ещё эту деревню Яна – Авыл.

 

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества За непрерывное тимуровское движение, приезжали и даже снимали на ОТВ .

 «Подари тепло пожилым людям», «Бессмертный полк», «Родниковая вода ветеранам тыла. Субботники по очистке водоохранной зоны, раздельный сбор ТБО на территории деревни,

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Музафаров Катдус Закареевич, предприниматель ЗАО ПТО г.Екатеринбург, НКАТ Свердловская область, выпускники школы
5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Из воспоминаний выпускницы 7 класса 1943 года, учителя русского языка  Шаяхметовой Хатинур Фатиховны: «Классы были объединены, так как многие учителя и ученики были на фронте. В школе было холодно, так как печи топили сырыми дровами. Освещение плохое. Выпускники и ученики работали в колхозе. Труд был тяжёлый, работали за двоих. Но, несмотря на все тяготы, мы оставались дружными и сплочёнными».

У ее одноклассников, несмотря на тяжелые испытания, была тяга к знаниям. Большинство поехали в Пермскую область и поступили учиться в педучилище. Многие работали в школе, а Мухамадиев Мугафа стал ученым.

 

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Свою жизнь тяжелой работе по воспитанию и обучению детей в тяжелые послевоенные годы посвятили целые семейные династии учителей- Хафизовы Тахир и Карима, Фагиля, Марьям. Они были последователями первого учителя Хафизова Исмагиля.

Сегодня в школе директором работает Валиев Фидаиль Закиевич, племянник Хафизова Исмагила

Династии Шагаповых всю свою трудовую жизнь отдали работе в школе и возрождению культуры на селе. Это Малика Муртазовна и Хасан Шагабутдинович. Выше уже было написано, что они воспитали 5 детей, которые стали все педагогами и преподавателями ВУЗов и колледжей, а Шагапов Рафаил Хасанович стал профессором в УПИ.

Хамадуллины 2 брата работали в самые трудные послевоенные годы. Их супруги тоже были учителями. О них выпускники вспоминают, как об очень интеллигентных и образцовых учителях, семьянинах.  С супругой Халидой Хамадуллиной они вырастили 3 детей, которые стали впоследствии учеными-инженерами и педагогами.

Шаяхметова Магдания Гаяновна и её тетя Шаяхметова Хатинур Фатыховна работали учителями родного языка, дочь Магдании Гаяновны  Галия Гаптульяновна руководитель школы в п.Бисерть.

У супругов Валиевых Фидаиля Закиевича и Зили Шамшатовны общий стаж педагогической деятельности в нашей школе более 70 лет.

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Дети под руководством Валиевой З.Ш. и других педагогов школы занимаются природоохранной и просветительской работой, помогают ветеранам, пишут обращения представителям власти, в средства массовой информации. Члены детской организации «Дом» – постоянные участники акции «Марш парков».

Ежегодно участвуют в областной правительственной программе «Родники». По итогам реализации этой программы в 2004 году детская экологическая организация «Дом» заняла III место среди детско-юношеских организаций Свердловской области.

Волонтеры детской общественной организации «Дом» благоустраивают родник «Саф Чишма». За  восстановление родника в 2004 году мы заняли 3-е место среди общественных организаций. Свидетельством тому являются наше участие на съездах и слетах «Родники», публикации в буклете «Родники-2004», в книге «Нам здесь жить», подаренной нам в 2008 году.

2016 и 17 годах за благоустройство родников и участие в акции «Урал-территория активных граждан» были отмечены благодарственным письмом ГАУДО СО

На конкурсах «Содружество», «Народы Среднего Урала», «Экология глазами детей» (2018 г.) районного уровня занимаем призовые места.

 На  заочном областном  конкурс творческих работ «Мы-вместе!» в 2017 году заняли 3-е место. За работу получили Грамоту и Благодарственное письмо из рук министра образования Биктуганова Ю.

Мы являемся постоянными участниками Всероссийского конкурса «Мир без мусора» и призываем всех людей раздельно собирать ТБО.

В региональном конкурсе  по реализации программы раздельногосбора ТБО  «Наведем свои порядки» заняли 1 место и  Грамота с ценным подарком.

В  конкурсе «Мир своими руками» по благоустройству школьного двора в 2018 году заняли призовое место и сертификат на сумму 50000 рублей.

Работа по формированию активной жизненной позиции посредством увлечения воспитанником в рамках общественной организации «Дом» даёт свои результаты. Дети не ограничиваются  школьными делами, мы выходим  в социум,  проводим просветительскую работу с населением, в частности, по наведению порядка и чистоты. Так письмо Бурмистровой Кристины губернаторуобласти, Куйвашеву  помогло в ускорении строительства нового моста через р.Пут.

       

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): ___Валиева Зиля Шамшатовна, учитель, руководитель школьного музея__