МКОУ СОШ с. Кошуки Тавдинский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

 

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кошуки.
1.2.        Ф.И.О. директора школы Барькова Галина Игнатьевна
1.3.        Почтовый адрес 623965 Свердловская область Тавдинский район

с. Кошуки, ул. Мира,1.

1.4.        Телефон (34360)33-4-46
1.5.        Сайт http://skoolkosuki.ucoz.ru/
1.6.        Электронный адрес e-mail: scoolkosuki@mail.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования В 2018-2019 учебном году

Дошкольная разновозрастная группа – 22 воспитанника

НОО-21 обучающихся

ООО-22 обучающихся

СОО-5 обучающихся

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация 18

Высшее образование -13

Среднее специальное –5

Высшая квалификационная категория -1

Первая квалификационная категория – 10

СЗД – 6

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Уровни образования: – дошкольное образование;

– начальное общее;

– основное общее;

– среднее общее.

Устав МКОУ СОШ с. Кошуки, договор с родителями определяют возможность получения образования  школьников в различных организационных   формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната

Наша школа – центр образования в селе: дети пребывают в ней с 3-х летнего возраста (т.к. реализуется программа дошкольного образования) и выпускаем из школы с начальной профессиональной подготовкой “Тракторист” (категория Е,С). Реализуются программы дополнительного образования.
В школьных зданиях – чисто и уютно. В каждом, из двух зданий – своя библиотека, имеется компьютерный класс, 2 спортивных зала.

В школе работает 29 сотрудников: из них 15 учителей и  3 воспитателя.

На старшей ступени обучения школьники посещают агротехнический профиль.

Интересен досуг детей во внеурочное время по направлениям:

  • спортивно – оздоровительному
  • общеинтеллектуальному
  • духовно-нравственному
  • общекультурному
  • социальному.

Образовательным учреждением разработана  модель организации внеурочной деятельности “Школа полного дня”  с использованием собственных ресурсов.

Развитию творческой личности, созданию устойчивой мотивации к учению способствует исследовательская работа.

Работает клуб юных инспекторов “Перекресток”, отряд юных пожарных “Огнеборец”, а также школьный краеведческий музей.

Школа является победителем конкурса среди муниципальных образовательных учреждений Свердловской области, реализующих инновационные образовательные программы.

Особенность школы в том, что в условиях проживания на небольшой территории дети и взрослые очень тесно связаны друг с другом, все друг у друга на виду.

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

          Обучение  осуществляется в двух зданиях, которые введены в   эксплуатацию в 1970  и в 1984 годах. В основном здании  школы обучаются учащиеся 5 – 11 классов.

В здании № 2 расположена дошкольная группа, а также обучаются учащиеся начальной школы (1-4 классы).

Школа имеет централизованное отопление, стационарное освещение, холодное водоснабжение,  столовую, два спортивных зала,  актовый и музыкальный залы, медицинскую комнату, 11 оборудованных кабинетов,  учебную мастерскую для уроков технологии, кабинет профессиональной подготовки, кабинет информатики и вычислительной техники,  лингафонный кабинет, две библиотеки.

Для обеспечения воспитанников дошкольной группы, обучающихся начальной и старшей школы имеется пищеблок,  оснащенный современным технологическим оборудованием, а также столовая на 60 посадочных мест.

Имеется медицинский кабинет, школьный краеведческий  музей.

Медицинское обслуживание осуществляется по договору с ГБУЗ СО «Тавдинская ЦРБ»

В обоих зданиях  системы водоснабжения, канализации, освещение, воздушно – тепловой режим соответствуют требованиям.

Учреждение имеет собственную территорию, оборудованную наружным освещением. Территория содержится в чистоте, имеются ограждения по всему периметру. Вдоль ограждений растут зелёные насаждения.  На земельном участке имеются спортивная и хозяйственная зоны. В 2012 г. проведен  капитальный ремонт туалетов, в 2013 г. замена оконных блоков, каждый год проводится косметический ремонт помещений учреждения.

Образовательное учреждение работает в режиме пятидневной рабочей недели для учащихся 1-11 классов с двумя выходными днями, в одну смену.

2. История школы: основные вехи
2.1.            Дата основания школы 1875 год.
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

В Кошуках к концу XV века жили манси и вогулы, заводили семьи и появлялись на свет настоящие сибиряки. С этого времени в Кошукский городок стали стремиться крестьяне из Каргополья, Перми, Вятки, Великого Устюга и т.д. С первых шагов освоения новых земель государство не забывало заботиться и о духовном. Уже 1592 году начали строить церковные приходы, до этого были «Мольбища». А около приходов открывали учебные классы для мальчиков. С начала XVIII века в Кошуках существует зарегистрированный церковный приход. С 1794 года здесь велась летопись. В 1877 году вместо деревянной церкви была построена однопрестольная каменная с колокольней.

В 1875 году в селе Кошуки радением священников Константина Зубова и Ионы Копалова открывается церковно – приходская школа, положившая начало народному образованию в районе. Преподавали в ней, как правило, сами священники и члены их семей. Школы были вначале только для мальчиков, учились 2 года, потом 4. Учителя (мужчины) были очень строгие, дисциплина была суровая (в углу стояли в бочке с водой розги, за малейший промах, жестоко наказывали).

Через четверть века школ становится пять, а в Кошуках появляется сельское училище, где учительница «священническая дочь» А.Н. Дюкова. Учащихся в нем было около полусотни, мальчишек и девчонок.

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

1875 г. – руководил священник

1889-1916 г. – Дюкова Александра Николаевна

1935 г. – Заравнятных Григорий Егорович

1940 г. – Татаренко Федор Митрофанович

1942 г. – Пешков Михаил Федулович

1942 г. – Реут Валентин Эдуардович

1943 г. – Смит Евгения Анисимовна

1947 г. – Давыдов Н.Я.

1948 г. – Огаркова Евдокия Павловна

1950-1956 + I четв. – Кучин Александр Алексеевич

1956  – II четв. Новгородов Петр Лаврентьевич

1956-1972 – Коваль Иван Федотович

1973-1974 г. – Воеводова Наталья Ивановна

1974-1976 г. – Финько Эльвира Анатольевна

1976-1980 г. – Глазунова Людмила Михайловна

1980-1985 Г. – Барькова Галина Игнатьевна

1985-1990 г. –  Пантюхина Валентина Ивановна

Со 02.04.1990 года и по сей день – Барькова

Галина Игнатьевна

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

1875 г. – одноклассная школа при церкви

1889-1916 г. – церковно-приходская школа

1916-1918 г. – Кошукское одноклассное училище Туринского уезда

1919 г. – сельское училище

1922 г. – семилетняя школа

1960 г. – Кошукская семилетняя школа реорганизована в Кошукскую восьмилетнюю школу.

1970 г. – введено в эксплуатацию новое здание школы

1972 г. – старую школу, столовую, интернат списали с баланса

1994 г. – Кошукская средняя общеобразовательная школа-сад.

2000 г. – Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кошуки

2010 г. – 135-летие школы с. Кошуки

2011 г. – запуск агропроекта «Хозяин фермерской усадьбы»

2012 г. – агропроект признан одним из лучших в конкурсе проектов школ ТГО.  Школа – победительница областного конкурса инноваций, получала грант в сумме 400 000 рублей. Приобретена навесная техника для обработки школьного поля.

2014 г. – Школа становиться базовой площадкой отделения экологического образования ГАОУ «Дворец молодёжи» г.Екатеринбурга.

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Ковалькова Ульяна Алексеевна в 1947г. – учитель начальных классов, награждена Орденом Трудового Красного Знамени.

Тарабукин Борис Васильевич – учитель музыки, труда, рисования, оформитель школы.

Барькова Галина Игнатьевна – инициатор создания школьного краеведческого музея, агропроекта «Хозяин фермерской усадьбы». Романюк Наталья Сергеевна – Руководитель агропроекта, победитель областного конкурса «Учитель сельской школы», конкурса на получение денежного поощрения лучшим учителям образовательных организаций расположенных на территории Свердловской области, лауреат премии главы ТГО;

Андронова Альбина Поликарповна – руководитель школьного краеведческого музея.

Кынчина Светлана Евгеньевна – автор системы «Школьное самоуправление».

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Шерстобитов Александро Иванович – почетный гражданин г. Тавды; Старыгина Тамара Михайловна – отличник народного просвещения, обладательница Президентского гранта.

Евгений Григорьев – режиссер, основатель документального дома «Первое Кино»; Член союза кинематографистов России, председатель правления Гильдии неигрового кино; Спектакль в жанре исторического триллера «Павлик мой бог» в 2011 году был номинирован на «Золотую Маску» как «Лучший спектакль-эксперимент»

Плешнева Наталья – исполнительница Русских народных песен, лауреат российских конкурсов.

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

  Новиков Владимир Лукич, председатель колхоза «Знамя», добившийся разрешения на строительство здания школы и детского сада в 1967г.
 
3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

Миссия школы:

сделать школу привлекательной для учеников, сотрудников, родителей, чтобы в школе с. Кошуки ученикам хотелось учиться,
сотрудникам хотелось в ней работать, а выпускникам – приходить вновь и вновь. Доверь этой школе образование своих детей и внуков,
где учителя и родители высшей ценностью считают Личность ребенка, индивидуальную и уникальную, где царит дух сотрудничества.

Кредо педагогического коллектива «Следует все изучать не для школы, а для жизни». Будущее села зависит от того, как сложится дальнейшая судьба выпускников школы, вернутся ли они  домой, получив профессиональное образования. Поэтому перед сельской школой стоит очень ответственная задача  – помочь выпускнику выбрать свою жизненную нишу, то есть осуществить сознательный выбор одной из профессий, связанной с работой в селе,  развивать творческие способности учащихся на основе грамотного и качественного профильного обучения с использованием современных образовательных технологий.

В современных условиях сельская школа несёт особую, жизнесберегающую функцию, которую можно выразить в лаконичной форме, вернее аксиоме: будет жива школа на селе – будет живо и село, а будет живо село – будет жива Россия.

 

3.2.            Ценности школьной жизни

 

  1. Расти, обучаясь.
  2. Стремиться к совершенству.
  3. Управлять, применяя инновационные методы.
  4. Воспитывать «граждан мира».
  5. Быть физически, психологически и духовно здоровым.
3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

В школе организована деятельность ученического самоуправления – Совета ученического самоуправления. Форма самоуправления – Школьная республика с президентским правлением.

Высшим органом самоуправления является школьное вече. На школьно вече утверждается план работы на год, подводятся итоги работы, разрабатываются законы школьной республики.

Направления деятельности Совета ученического самоуправления:

–          Интеллект и творчество

–          Школа делового человека

–          Познание Родины

–          Учись учиться

–          Здоровый образ жизни

Девиз: «Выбери свое дело и старайся стать лучшим!».

Герб: на фоне глобуса раскрытая книга, источающая лучи света, символизирует кредо: «Свет знаний – путь к познанию мира»

Флаг красно-желто-зеленый; красный цвет – цвет пламени, любви и вечного горения; желтый – цвет мудрости и жажда знаний; зелёный – символ роста, символ жизни.

3.4.            Традиции и ритуалы

 

Юбилей школы; общешкольное Вече (2 раза в год); ярмарка овощей; посвящение в члены ЦУРа (Центр управления республикой); инаугурационная речь президента школьной республики; праздники «Рождество Христово», «Красная Пасха», шествие Бессмертного полка, осенний карнавал, экскурсии в школьный краеведческий музей.
3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

 МКОУ СОШ с. Кошуки работает в экспериментальном режиме по внедрению современных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс с целью повышения качества образования и совершенствования образовательного процесса. При этом создаются условия для стабильного повышения качества знаний, умений, навыков и способов деятельности обучающихся; развиваются  когнитивные, креативные и организационно-деятельностные качества личности с использованием системно-деятельностного подхода, информационно-коммуникационных технологий; обеспечивается повышение профессиональной компетентности педагогов, формируется конкурентоспособность и  положительный имидж  современной школы соответственно запросам  родителей и учащихся.

Сегодня МКОУ СО школа с. Кошуки – это школа новых идей и перспектив, где раскрываются профессиональные таланты  педагогов  и творческие способности детей. Инновационная деятельность направлена на повышение качества образования и создание условий для  профессионального самоопределения выпускников.

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Кредо педагогического коллектива «Следует все изучать не для школы, а для жизни». Изучение требований социума к содержанию образования, результатам обучения, технологиям обучения и воспитания и к педагогам, результаты проблемного анализа деятельности школы определили «социальный заказ»,  который лег в основу программы развития школы. Именно поэтому ОУ решило апробировать инновационные рациональные пути и методы формирования у школьников знаний, умений и навыков по основам аграрной технологии в рамках агротехнологического профиля, АГРО проекта «Хозяин фермерской усадьбы». Цель проекта: разработать комплекс условий для развития личностного потенциала каждого обучающегося как основу самоактуализации, профессионального самоопределения и самореализации в сельском социуме.

Существует потребность данного вида деятельности ОУ для сельхозпроизводителей, так как они планируют развиваться, и подготовленные кадры сельскохозяйственного направления будут востребованы. Поэтому необходимо готовить будущего хозяина земли, предприимчивого, с активной жизненной позицией, понимающего жизнь и умеющего трудиться на земле.

С 01.06.2014 года МКОУ СОШ с. Кошуки в рамках АГРО проекта «Хозяин фермерской усадьбы» является базовой площадкой ГБОУ СО «Дворец молодежи» г. Екатеринбурга.

Содержание внеурочной деятельности обучающихся соотносится с целями и задачами образовательной программы, моделью внеурочной деятельности (школа полного дня), АГРО проектом «Хозяин фермерской усадьбы», Программой духовно-нравственного развития и воспитания школьников «Юные граждане России», Программой формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Школа – территория здоровья», другими подпрограммами. Учащиеся являются активными участниками областных проектов: «Будь здоров», выборы депутатов в Молодёжный парламент Свердловской области, муниципальных проектов:  фестиваль языков «Серпантин», «Слёт участников самоуправления», окружного проекта «Будущее Тавды. Выбор за нами».

В рамках программы «Одарённые дети», фестиваля «Созвездие юных дарований Тавдинского городского округа»  обучающиеся принимают активное  участие в конкурсном движении: олимпиадах, интеллектуальных марафонах,  исследовательских проектах, интеллектуальных играх, творческих и спортивных состязаниях и др. Учащиеся МКОУ СО школы с. Кошуки имеют свидетельства общественного признания социально значимой деятельности учащихся за участие в полевых работах, ремонте сельскохозяйственной техники во время производственной практики, за активное участие в сельских праздниках, районном спортивном фестивале, в рамках АГРО проекта «Хозяин фермерской усадьбы»

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

В МКОУ СОШ с. Кошуки работают детские общественные организации:

·         Отряд юных пожарных «Огнеборец» (8-11 классы) создан в ОУ в целях совершенствования системы обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре

·         Отряд юных инспекторов движения (ЮИД) «Перекрёсток» (5-11 классы). Добровольное объединение школьников, созданное для создания условий развития личности детей и подростков, способных ориентироваться и действовать в динамично развивающейся дорожно-транспортной среде, а также воспитание социальной ответственности, уверенности и активной жизненной позиции в деле пропаганды и агитации в профилактике дорожно-транспортного травматизма

·         Школа лидера

·         Совет музея

3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

Частушки

Расписанья он не знает

И тетрадки забывает,

Но хозяйственник привычный,

Гвоздь забьёт он на отлично;

 

В нашем классе обзывалки

Очень крепко прижились,

Клички бьют больнее палки.

Ну, какая же это жизнь?

 

На уроках он молчит,

В перемену побурчит,

Много книжек он читает,

Только кто об этом знает?

 

Не готов к уроку класс,

Двое выручают нас,

Двое руки поднимают,

Обо всем на свете знают;

Девочка прилежно пишет,

Пропускам ведёт  учёт,

И одно её лишь губит:

Отвечать она не любит.

 

На уроке мальчик боек,

Всем дурной пример дает,

Нахватает кучу двоек,

Если дело так пойдет.

 

Егоза и не поседа,

Он актёр, танцор, певец,

Развивал бы силу воли,

Был бы просто молодец.

 

Поэтесса высший класс,

К счастью, есть, друзья, у нас,

Только язычок мешает,

Часто слёзы проливает.

Недостатки есть у нас,

И достоинств не отнять.

Просто мы большущий класс,

Надо каждого понять.

***

Перемена началась,

Побежал 6 тут класс,

Вдруг откуда ни возьмись

Саша Мельников явись,

Испугалась малышня,

Развернулась и пошла.

Стихи

Слово «мама» – родное и близкое,

Словно деревце, хрупкое, низкое.

Словно  солнечный лучик в окошке,

Словно нежный цветочек в лукошке,

Мама милая ночью не спит,

И от ветра тебя оградит.

Колыбельную песню споёт,

Не всегда мамой все дорожат,

Ну, а мамины годы летят.

Чтобы вам не жалеть никогда,

Берегите же маму всегда!

Дмитриев Виктор, 6 кл.

Мама

Когда нам станет очень скучно,

Она подарит много ласки,

Ведь мама с нами неразлучна,

Она читает в детстве сказки;
Она нас знает лучше всех,
Она поверит в наш успех.
Она нас милыми зовёт.

И, в общем, хорошо живёт.

И сколько б ни было на свете,

Таких хороших, милых мам,

Мы тоже все за низ в ответе,

И я уверен в этом сам.

Бусов Максим, 6 кл.

 

4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа В Кошуках к концу XV века жили манси и вогулы, заводили семьи и появлялись на свет настоящие сибиряки. С этого времени в Кошукский городок стали стремиться крестьяне из Каргополья, Перми, Вятки, Великого Устюга и т.д. С первых шагов освоения новых земель государство не забывало заботиться и о духовном. Уже 1592 году начали строить церковные приходы, до этого были «Мольбища». А около приходов открывали учебные классы для мальчиков. С начала XVIII века в Кошуках существует зарегистрированный церковный приход. С 1794 года здесь велась летопись. В 1877 году вместо деревянной церкви была построена однопрестольная каменная с колокольней.

В 1875 году в селе Кошуки радением священников Константина Зубова и Ионы Копалова открывается церковно – приходская школа, положившая начало народному образованию в районе. Преподавали в ней, как правило, сами священники и члены их семей. Школы были вначале только для мальчиков, учились 2 года, потом 4. Учителя (мужчины) были очень строгие, дисциплина была суровая (в углу стояли в бочке с водой розги, за малейший промах, жестоко наказывали).

Через четверть века школ становится пять, а в Кошуках появляется сельское училище, где учительница «священническая дочь» А.Н. Дюкова. Учащихся в нем было около полусотни, мальчишек и девчонок.

В 30 – е годы ощущается острый недостаток в школьных помещениях в связи с введением семилетнего образования и увеличением количества учащихся. Не хватало и педагогических кадров. На берегу луга у реки (недалеко от церкви). Построили здание семилетней школы. Учились дети в две смены.

Затем построили школу на въезде в Кошуки из Ваганово, потом там был трактир, а школу перенесли в другое здание (от старого дома Чупиных – по переулку). Работали там два учителя на 4 класса в две смены, еще позднее здание школы было на улице Береговой. В это время в Кошуки стали селиться раскулаченные переселенцы.

Кошукская восьмилетняя школа по 1969 года находилась в старом деревянном здании на берегу (у луга) (площадь школы 373 м 2). В школе было от 150 до 170 человек, столовая, сад, огород.

В 1970 г. было введено в эксплуатацию новое здание школы . «Классы были большие, светлые, теплые» – как вспоминают бывшие выпускники школы. В 1972 г. старую школу, столовую, интернат списали с баланса. По сегодняшний день образование ведется в этом здании.

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества МКОУ СОШ с. Кошуки несколько лет плодотворно сотрудничает с учреждениями дополнительного образования: МОУ ДОД ЦТР «Гармония»,  МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа», Музыкальной  школой г. Тавда, МБУ «Управление культуры, молодёжной политики и спорта» Кошукским сельским домом культуры
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня За три года расширилось взаимодействие с социальными партнёрами:

§  Музеем лесной и деревообрабатывающей промышленности г. Тавды.

§   ГБУ СО Тавдинской ветстанцией.

§  Первой пчеловодческой компанией «Тенториум».

§  Департаментом по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области.

§  Некоммерческой организацией  «Тавдинский фонд поддержки малого предпринимательства» Тавдинским отделом Управления Роспортебнадзора по Свердловской области Формы работы по сетевому взаимодействию: защита проектов, практические занятия, организация экскурсий, профильных лагерей, чтение лекций, проведение  совместных  мероприятий, проведение профессиональных проб, трудоустройство на летний период.

5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)  

Учительская семья Новгородовых:

Пётр Лаврентьевич и Ефросинья Фёдоровна

В 1958 году к нам, в Кошуки приезжает из Камышловского района семья учителей Новгородовых: Ефросинья Федоровна – учитель математики, физики, черчения и Пётр Лаврентьевич – учитель истории, биологии, впоследствии и труда.

В то время директором был ещё Кучин Александр Алексеевич, но проработав четверть – он уезжает, и вторую четверть директором школы работает Петр Лаврентьевич. Затем приезжает Коваль Иван Федорович со своей семьёй и становится директором.

Новгородовы – это учителя с большой буквы, писать и рассказывать о них можно бесконечно. Они были участниками войны, Пётр Лаврентьевич был в концлагере (об этом можно написать книгу), растили 5 детей, были членами партии с 1976 года депутатами и всё своё время проводили в школе, работали до упаду. Кружки после уроков, художественная самодеятельность, перед началом киносеанса проводили беседы, ездили по деревням с лекциями, с концертами.

Да и дети учились в школе в две смены дела и заботы школьные можно сказать были все 24 часа в сутки. А как их любили дети и всё население.

Всегда красивые, стройные, дисциплинированные и на уроках у них было очень интересно и всё понятно. До сих пор Ефросинья Фёдоровна получает письма от своих бывших учеников.

Конечно, за свой героический, благородный и безупречный труд Ефросинья Фёдоровна и Петр Лаврентьевич Новгородовы награждены множеством грамот, медалей, благодарностей.

Ефросинья Федоровна постоянно работала ещё и завучем. Кроме того, они принимали активное участие в общественной жизни села. Пётр Лаврентьевич был депутатом, как и многие депутаты и регулярно нужно было присутствовать на заседаниях.

Выдержки с заседания сельского Совета от 06.04.1973 г. Новгородов Петр Лаврентьевич: «Я как учитель могу сказать депутатам совета и всем присутствующим, что учителя работают не считаясь со временем, отдают всё, чтобы дети хорошо учились, но это не достаточно, потому что дома многие родители не достаточно контролируют учёбу своих детей и как факт дети не успевают. Условия для учёбы хорошие, только нужно нам, учительскому составу, депутатам Совета и всем родителям обучение детей считать одной из основных задач….».

Когда Пётра Лаврентьевича не стало, Ефросинья Федоровна после выхода на пенсию, девять лет работала заведующей школьной библиотекой и отлично справлялась со своими обязанностями (до 1997 года).

 

Тарабукин Борис Васильевич

В нашей школе работал удивительно талантливый, разносторонний человек Тарабукин Борис Васильевич.

Родился в 1927 году. В 1943 году начал трудиться на Первоуральском военном заводе формовщиком, выливал мины, гранаты. В 1945 году его перевели на военный завод в г. Одессу. В 1950 году по приказу военкомата переведен в г Харцизк на сталепроволочный канатный завод. Как  квалифицированного специалиста, его определили на должность мастера волочильного отделения.

Через шесть лет вместе с семьей Борис Васильевич приехал в Кошуки.  Так, как он отлично играл на баяне и рисовал, его приняли на должность заведующего клубом и по совместительству учителем Кошукской школы. Преподавал пение, рисование, труд.

В 60- е годы организовал ансамбль народных инструментов в составе: Б.В. Тарабукин (баян), Е.Д. Потупчик (балалайка), Е. Цыганова (гитара), И.Ф. Коваль (мандолина), В. Андрюшко (баян). Ансамбль пользовался большой популярностью, выступал в школе, в клубе, на ферме.В 1970 семья Тарабукиных переезжает в Киргизию, Где Борис Васильевич работает учителем.

Через пять лет – возвращение в Кошуки. Должности – учитель музыки, черчения, труда, рисования, воспитатель группы продленного дня.

Поражает постоянная тяга Бориса Васильевича к знаниям, к самосовершенствованию. В 1976 году получает квалификацию демонстратора кино. В конце 70 – х  заканчивает заочное обучение в Ленинградском университете имени Крупской. В 1985 г. осваивает специальность резчика по дереву в Тавдинском межшкольном УПК.

Вряд ли кому из жителей Кошуков так всецело, зримо удалось воплотить свои таланты во благо села. Руками Бориса Васильевича были оформлены коридор, фойе, мастерская школы.

Привлекали внимание мастерски  созданные из дерева  и зеркального стекла ордена времен ВОВ, огромный мозаичный портрет Павлика Морозова в фойе школы15 гербов 15 советских Республик. Бывшие ученики вспоминают: «Мастерская была похожа на музей  разнообразием прекрасно выполненных работ». Стены ее украшали трудовые ордена и медали. На столах – «витринах» – кухонная утварь, резные шкатулки. На крышке одной из них изображена композиция, напоминающая пословицу «Битый небитого везет». Миниатюры, выполненные лобзиком, отличаются лаконичностью. Используемый художником канон древнерусского изобразительного искусства – обрамление сцен листьями – объединяет эпизоды сказки, возвращает нас к Вечному древу, по христианской мифологии, источнику жизни.

К 40- летию Победы Борис Васильевич оформил площадь села. На стендах ярко, запоминающе была отражена история нашего Отечества и села.

К новогодним праздникам бордюры зимнего городка украшались транспарантами, на которых оживали сказочные сюжеты, запечатленные кистью настоящего художника. Эти картины – транспаранты служили декорациями на праздниках и спектаклях в школе, в детском саду.

Ребята не только во время уроков, но и во внеурочное время под руководством Бориса Васильевича вырезали, выпиливали, рисовали, конструировали, пели. На всех районных смотрах  занимали призовые места.

При оформлении кабинетов учителя шли за советом к Борису Васильевичу. Весной на школьной ярмарке жители села вставали в очередь, чтобы приобрести грабли и ящики для рассады, сделанные на уроках труда.

Каждая минута жизни Бориса Васильевича была насыщена до предела. Одновременно учил детей и учился сам, осваивал новые для себя специальности, занимался художественным творчеством: резьбой по дереву (великолепные резанные шкатулки), созданием картин (пейзажи, натюрморты), – руководил взрослым и детскими хорами, принимал участие в районном и Всесоюзном фестивалях народного творчества, облагораживал лицо села. А еще он был заядлым рыбаком.

Трудовая и  творческая деятельность Бориса Васильевича была оценена по заслугам:

1958 год – Почетный диплом за активную работу по воспитанию молодежи от Тавдинского районного комитета ВЛКСМ;

1966 год, 1967 год – Почетные грамоты за активную работу и успехи в развитии художественной самодеятельности от исполкома горсовета;

1967 год – свидетельство о занесении в Книгу Почета работников культуры;

1967 год – избран депутатом на областной съезд работников культуры от Тавдинского района;

1982 год – Почетная грамота за успехи, достигнутые в обучении и воспитании учащихся;

1984 год – награжден медалью «Ветеран труда»;

1987 год, апрель – дипломант второго Всесоюзного фестиваля народного творчества в номинации «Художник – любитель»;

1987 год, август – Почетная грамота за активное участие в проведении районной выставки художников – любителей.

В 1988 году Борис Васильевич ушел из жизни. Ему  был 61 год. Не успел воплотить личную мечту: «Вот уйду на пенсию – буду кататься на лодке, рыбачить и рисовать, рисовать…»

Его энергия, творческий дух были неиссякаемы, через все творчество Бориса Васильевича проходит кредо – заклинание: «Помните!».

Ушел…  А память о нем жива: висят его картины, натюрморты в домах односельчан, в школе и в музее хранятся вещи, сделанные руками талантливого мастера – самородка; жители села до сих пор вспоминают, как складно пелись песни под баян Тарабукина Бориса Васильевича.

 

Павлова Антонина Степановна

 

Павлова Антонина Степановна закончила Нижнетагильское педучилище и 2 курса Нижнетагильского института. Родилась Антонина Степановна в д. Васькин бор. Работу учителем младших классов начала с сентября 1961 года в д. Липовка. Она была единственной учительницей и заведующей  этой небольшой школы. Приходилось работать в две смены, учила с 1 по 4 классы. В 1966 году школу закрыли и Антонину Степановну перевели в Кошуки – учителем русского языка и литературы. Потом дали младшие классы. Ещё Антонина Степановна 4 года работала в детском саду.

Она – любимая учительница многих и многих учеников. Очень трудолюбива, всегда собрана и умна. Вырастила и воспитала  4-х детей. Её внучка окончила Санкт- Петербурскую юридическую академию (там же учился В.В. Путин) и сейчас юристом работает в Санкт-Петербурге. Всего у неё 7 внуков. Работала учителем до ухода на пенсию.

Антонина Степановна так же, как и другие учителя, отдавала все силы и знания не только ученикам но и всему населению Кошуков и близ лежащих деревень. Читала лекции проводила беседы, участвовала в художественной самодеятельности (хорошо поёт). Была многие годы депутатом сельского совета. Награждена медалями, благодарностями и грамотами. Является ветераном труда.

В то время, когда она была молода, школа отапливалась дровами, потому работники школы летом сами заготавливали дрова  для школы, для интерната, столовой.

В отпуске, по сути, и не были. Ещё приходилось помогать и колхозу на сенокосе, на уборке урожая.

Сейчас Антонина Степановна помогает детям растить внуков и вспоминает дружный, тактичный коллектив школы, в котором она работала.

Коробейников Пётр Николаевич

О таких людях говорят: «Он сгорел на работе».

В нашей школе Петр Николаевич проработал 8 лет. Но успел очень много сделать за свою недолгую педагогическую деятельность, за свою короткую жизнь.

Окончив спортивный техникум, до армии преподавал уроки физкультуры в 11 школе г. Тавды. После армии начал работать тренером – преподавателем ДЮСШ и учителем физкультуры в Кошукской школе.

Спортивная жизнь в школе оживилась. Петр Николаевич оборудовал спортивную площадку при школе, зал для спортивной секции сначала  в здании старого детского сада, затем – в здании нового.

В школе, благодаря  стараниям физрука, появились новые лыжи, снаряды для физических упражнений. В безденежные перестроечные времена он удивлял способностью изыскивать финансы (бывало, и из личных доходов) на обновление инвентаря, для поездок с учениками на соревнования.

Удивлял своим тихим, спокойным голосом, который всегда доходил до сердец его питомцев, удивлял своей увлеченностью работой, неиссякаемой энергией. Этой энергией Петр Николаевич сумел заразить ребят, Кажется, не было на селе мальчишки, который с 1 – го класса не мечтал бы попасть в «дюшку», для них она становилась вторым домом. Ребята радовались каникулам не из – за отсутствия уроков, а потому, что с утра до вечера могли отдаваться своему любимому увлечению, общению с любимым педагогом. У них, как и у Петра Николаевича, не было выходных для  занятий спортом.

А он еще успел стать кандидатом в мастера спорта по лыжным гонкам на дистанции 30 километров, окончить заочно в 1994 году Уральский педагогический университет по специальности физическая культура и стать папой трёх замечательных мальчишек, из которых старший Миша пошёл по стопам папы, а двое младших, Антон и Женя, учась в школе, ещё мечтают об этом. Выбрали специальность учителя физкультуры после школы семь воспитанников Петра Николаевича.

Ему было 29 лет, когда он в 1996 году ушёл из жизни.

Приехав издалека, бывшие ученики Петра Николаевича идут к его могиле. Взрослые мужчины, они не в силах удержать слёзы. Слёзы как память, как частица того огня любви, которая горела в душе настоящего учителя и которая поселилась в сердцах всех, кто его знал.

Макарова Тамара Константиновна

Тамара Константиновна закончила 10  классов в 1961 году, затем 11 –й педагогический класс в Ревде. Тамара – девушка была активная, деятельная. После окончания педагогического класса ее отправили работать в Тавду. Хотели оставить работать в  Гороно пионервожатой, но она как истинная комсомолка сказала: «Нет, куда – нибудь подальше: или в Кошуки, или в Таборы». Встретил ее директор Кошукской школы Коваль Иван Федорович, поселил в учительский дом, который находился напротив церкви.

С 1962 года Тамаре Константиновне дали 1 – й  класс. С ней приехала еще молоденькая учительница Елькина – ей дали 2-й класс. Наставницей у них была Потупчик Мария Тихоновна. Тамара Константиновна бегала к ней на консультации в любое время.

Завучем в это время была Новгородова Ефросинья Федоровна. В школе был очень дружный, крепкий коллектив, все были тактичны и доброжелательны.  Все очень сильно помогали и не бросали в трудную минуту. Жили очень насыщенно, интересно  как учителя, так и ученики. Регулярно проводили комсомольские собрания, принимали в комсомол, помогали колхозу, читали лекции в гараже, на ферме, в клубе. Участвовали в художественной самодеятельности, в хоре, танцевали, ставили спектакли.

Тамара Константиновна очень любила детей, в школу ходила как на праздник и все дети к ней очень тянулись, им было с ней хорошо и комфортно.

В душе Тамара Константиновна очень интеллигентна, не корыстна, не горда. «Жила я только для народа, а не для себя – вот это и есть жизнь, для детей, для школы».

Выйдя на пенсию (10 лет), Тамара Константиновна до сих связана со школой, помогает чем может.  Часто помогает матушке Пановой Любовь Петровне, участвует в выставках. Очень любит рисовать, пишет стихи и любит читать, играет на баяне.

Тамара Константиновна очень полюбила деревню Кошуки и всегда со всеми очень вежлива и тактична.

В 2007-2008 учебном году директором школы с. Кошуки  Барьковой Г.И. Тамаре Константиновне была предложена работа по созданию музея. И она за год с большим желанием и, можно сказать, с любовью провела колоссальную  работу. Пустую комнату превратила в произведение искусства (статья прилагается). И планы ее расширены на годы. Она не считалась со временем, одновременно работала и вела с детьми кружок.

У Тамары Константиновны три взрослых дочери. В оформлении музея они часто ей помогали, особенно младшая дочь Кристина.

Конечно, хотелось бы, чтобы работа в музее не затихала.

 

Пантюхина Валентина Ивановна

 

Пантюхина Валентина  Ивановна родилась 3.11.1950, в Краснотурьинске. В школе училась очень хорошо, уже с детства в ней жила организаторская жилка, была активной пионеркой, комсомолкой.

Среднюю школу окончила в 1968 году и поступила в Нижне – Тагильский педагогический институт. Окончила институт в 1973 году по специальностям: химик, биолог.

Была направлена по распределению в Карабашку, но волею судьбы ( т.к. 15 августа директор – Коваль И.Ф. был в Роно) Валентина Ивановна оказалась в Кошуках.

Встретили в Кошуках ее очень хорошо. Валентина Ивановна – это ответственный, справедливый, честный, добрый и светлый человек. Она просто стала «лучиком света»  для Кошуков. Она успевала делать все и любую работу выполняла со всей ответственностью. Все население и ребята ее всегда  любили и любят по сей день, хотя в данное время Валентина Ивановна не работает по семейным обстоятельствам.

Валентина Ивановна была директором школы с 19 августа 1985 – 31 марта 1990 года, т.е. 5 лет. Потом на общем собрании населения была избрана Главой Сельской администрации с. Кошуки, где проработала 5 лет ( с 1 апреля 1990 года по август 1995 года). К ней можно обратиться по любой просьбе и она всегда помогала и никого не оставляла без внимания. Годы были трудные, перестроечные, но она с достоинством и с большой ответственностью делала свое дело.

Валентина Ивановна работала заместителем директора с 1981 по 1985 г  и  с 1995 по 2006 г    до выхода на пенсию.

И, конечно, всегда оставалась Человеком и Учителем с большой буквы.

Неоднократно награждалась грамотами. В первый год работы как молодой специалист, была поощрена путевкой на отдых, позднее ездила по Золотому  Кольцу, была в Свердловске  делегатом  неоднократно. Когда была презентация Восточного округа ( 2001 г.).  с другими представителями. Много лет Валентина Ивановна была заседателем в Народном суде г. Тавды.

Валентина Ивановна – учитель химии и биологии  I категории, она была победителем фестиваля творчества специалистов системы образования «Грани таланта» в номинации «Фотография».  Ее ученики были победителями олимпиад.

 

Потупчик Мария Тихоновна

Губина М.Т. родилась 1926 году, в хорошей дружной семье. Старший брат пошел в  школу и Маша (совсем маленькая девочка) тоже с ним ходила (учительница брата ее пускала). И дома, когда брат учил уроки, девочка Маша тоже писала, только на стенках: на одной стене – буквы, на другой – математика. Вот такое стремление к учебе и к школе с малолетства привела Марию Тихоновну к учительской стезе.

В 1946 году Мария Тихоновна закончила Камышловское педагогическое училище, по направлению молодая, красивая, энергичная девушка  уехала работать в д. Герасимовка учительницей начальных классов.

Там вышла замуж за Потупчик Е.Д. В 1948 году мужа переводят в с. Кошуки председателем Сельского  совета и Мария Тихоновна устраивается работать в Кошукскую семилетнюю школу учительницей начальных классов.

Мария Тихоновна вырастила троих детей. Трудовой стаж – 50 лет. Не работает с 1996 года.

В то время работа отнимала почти все время. Но Мария Тихоновна успевала все: воспитывала троих детей, вела домашнее хозяйство, и много сил и таланта проявляла в школе. В школе к каждому празднику готовили большие, красивые, талантливые выступления. Репетиции, костюмы – все это отнимало не мало сил.

Неоднократно ездили на районные смотры художественной самодеятельности и занимали призовые места.

Мария Тихоновна была еще искусной рукодельницей, весь ее дом был украшен вышивками. Кроме того, она была еще активной участницей клуба (потом ДК), и пела, и плясала и стихи читала. Мария Тихоновна ежегодно награждалась различными грамотами и благодарностями, юбилейными медалями.

Грамоты начиная с 1950-1994 гг. за долголетний и безупречный труд, как активная общественница, за художественную самодеятельность, как ветеран, за «Весенние карнавалы», «Тавдинские самоцветы», поощрялась путевками и т.д. Была наставницей  у молодых учителей.

 

 

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) В сфере образования работают 7 учительских династий. Общий стаж династии Кучиных – 200 лет. Профессию педагога получили 54 выпускника нашей школы. При школе работает совет профилактики, родительский совет.

Плешнева Наталья Александровна

 

Молодая, талантливая певица, исполнительница народных песен.

Наташа родилась в 1981 году, в городе Тавде. В Кошуки родители переехали, когда Наташе исполнился годик. Петь на сцене Наташа начала еще с детского сада.

Ни один праздник не обходился без Наташиного выступления, выступала и в школе, и в клубе, принимала участие в сельских и районных праздниках и фестивалях

 

По характеру Наташа задорная, заводная, трудолюбивая, добивается поставленной цели. Наташа в школе была заводилой, выдумщицей, постоянно участвовала во всех мероприятиях школы. Ребятам очень нравилось общаться с ней, да и клуб был для нее родным домом. Учась в 6 классе, по инициативе Дома Культуры Наташа ездила на отдых в «Орленок».

В 6 классе Наташа выступала на День города на концерте и пела песню «Валенки». На этот  праздник из Свердловска приезжал ансамбль «Вечера». Девочку увидели и пригласили учиться в Екатеринбурге после окончания школы – руководитель Хампина  Любовь Юрьевна.

«Тавдинская правда» от 22 мая 1993 года пишет «Русская народная песня в исполнении Наташи Плешневой «Эх, лапти мои» не поддается описанию. Надо видеть с каким задором девочка исполняла песню». За эту песню Наташа получила женские часы и страховку на 25 тыс. рублей.

В 1994 году в мае Наташа была победительницей «Яркая звездочка – 94» в Екатеринбурге.

Обоятельную, артистичную юную певицу жители района знают по выступлениям на различных праздниках, концертах. Наташа запела уже в три года, едва научившись запоминать слова, С тех пор она не мыслит себя без песни.

В 1996 году – после окончания школы Наташа поступила в Свердловское областное культпросвет училище. Все время Наташа оставалась боевой и активной девочкой. Участвовала в Региональных конкурсах (в частности в Челябинске), заняла второе место в Тюмени на концерте, посвященном певице Руслановой.

После окончания Свердловского областного культурно – просветительского училища Наташа порадовала тавдинцев мастерским исполнением народных песен. В концерте принимали участие  и Алексей Табатчиков, который учился вместе с Наташей на отделении хорового дирижирования. Сколько света и добра вселили они в души людей, исполняя свои песни. Зрители, восхищенные выступлением Натальи и Алексея, устроившие им овации, не могли поверить, что перед ними не столичные артисты, настолько был высок уровень исполнительского мастерства.

Наташа Плешнева – человек наделенный с детства способностью удивлять и волновать своим искусством – пением.

Наталья и Алексей доставили радость зрителям, это был настоящий праздник души. В знак признания и уважения к таланту поклонники Натальи сказали в ее адрес много теплых слов.

Затем Наташа поступила в УрГу на факультет журналистики, окончив его – поехала в Москву.

И всегда и везде Наташа успевала петь и выступать.

Поступила в Гнессинскую академию, но учиться до конца не стала.

Сейчас Наташа учится в Академии финансов и права на вечернем отделении.

Работает в «Ансамбле песни и пляски Уральского военного округа». В 2007 году выступала в родном селе Кошуки с концертом, все село пришло послушать и порадоваться за Наташу.

Два года подряд в Новый год Наташа ездила в Финляндию к Санта – Клаусу, поездками очень довольна.

И вот 14 ноября 2008 года Наташа дала сольный концерт в г. Тавде. Там присутствовали не только жители Тавды, но и жители села ездили послушать нашу замечательную землячку. Есть с ее песнями диски и кассеты.

Вот такой удивительный и талантливый человек радует наше село.

 

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Сельская школа живёт, а не существует.

Разговор с директором школы  Барьковой Галиной Игнатьевной

– Болит душа за школу? – спросила я.

– Конечно 36 лет работаю здесь, вросла уже корнями, 26 лет руковожу. Всё родное. Люблю очень свой коллектив, свою работу, школу. Жалко если не сохраним её. Есть школа – живёт деревня. А школа сегодня, поверьте живёт, а не существует.

Да, хочется, чтобы и дальше жила деревня, развивалась, крепла, чтобы школа продолжала учить ребятишек, чтобы была в селе молодёжь.

Надежда Ливанова, корреспондент газеты «Тавдинская правда»

Школьный праздник в Кошуках.

Люблю  праздник на селе, немножко отличается от городского. На селе буквально все если не родственники, то соседи друг другу, поэтому и отношения между людьми добродушные и искрение. Люблю праздничное мероприятие на селе – это большой семейный праздник. Не является исключением и начало учебного года. Когда проходишь по классам и коридорам Кошукской школы, то кажется, что вошёл в новое здание, даже разговаривают все тише обычного.

Вячеслав Вдовичев, депутат Думы ТГО

Уроки в поле.

Из интервью Ольги Кошкиной с Н.С. Романюк

Завершился областной конкурс «Учитель сельской школы» Лучшей среди 58 участников стала Наталья Романюк – учитель географии, биологии и культуры безопасности жизнедеятельности Кошукской средней школы Тавдинского ГО. Педагог-инноватор не ограничивается стандартными школьными предметами, а увлекает ребят сельским хозяйством и подключает к воспитанию… сельский сход.

Ольга Кошкина, корреспондент областной газеты.

Воспитывая патриотов

Представители села Кошуки уже не первый год занимаются патриотическим воспитанием не только подрастающего поколения, но и всех селян. При местной школе, которая, кстати, является самой древней в округе, много лет работает музей «История села и её творцы». Хранительница музея Альбина Андронова вместе со школьниками и педагогами собрала множество интересных экспонатов. Среди них – старинные предметы быта, вышитые полотна, фотографии и документы, рассказывающие о славных годах работы колхоза «Знамя». Со временем  Кошукский музей приобрёл популярность, а его экспонаты стали привозить на общегородские выставки.

Анастасия Гольцова

 

Информация подготовили и  предоставили педагоги: Коробейникова Светлана Юрьевна – заместитель директора по УВР, Кынчина Светлана Евгеньевна – учитель русского языка и литературы, Андронова Альбина Поликарповна – руководитель музея. Обучающиеся: Романюк Ольга, Мезюха Алина, Удачина Диана.