МКОУ СОШ с. Синегорье Нагорского района

МКОУ СОШ с. Синегорье Нагорского района

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

 

1. Общие сведения о школе
1.1. Полное название школы муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Синегорье Нагорского района Кировской области
1.2. Ф.И.О. директора школы Куликова Татьяна Ивановна
1.3. Почтовый адрес 613255, село Синегорье, Нагорского района, Кировской области, ул. Октябрьская, дом 25
1.4. Телефон (8 83349) 7 – 15 – 55
1.5. Сайт www.sinegorjesk.ucoz.ru
1.6. Электронный адрес mkousinegorye@mail.ru
1.7. Количество учащихся, классов по ступеням образования На 1 января 2016 года численность обучающихся составила 102 человека.

Количество классов по ступеням обучения Наполняемость по ступеням обучения
Начальная школа 4 Начальная школа 40
Основная школа 5 Основная школа 52
Старшая школа 2 Старшая школа 10
1.8. Количество педагогов, их образование и квалификация Педагогов – 17, с высшим педагогическим образованием – 13, со средним специальным – 4; педагог математик имеет второе высшее образование – психолог; педагог начальных классов имеет второе высшее образование – логопед;

Высшую квалификационную категорию имеют 7 педагогов, первую – 8 педагогов, два молодых специалиста со стажем 1,5 года.

1.9. Организация образовательного процесса (краткая информация) Возникнув в 1873 году как земское народное училище, пройдя стадии развития советского государственного образовательного учреждения от единой трудовой школы 1-й ступени до семилетки, с 1955 года школа функционирует как среднее общеобразовательное учреждение, реализуя трехступенную программу общего образования.

С 2000 года государственный статус школы сменился, что отражено в ее наименовании: «Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Синегорье».

С 12.07.2011 г. школа именуется – муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Синегорье Нагорского района Кировской области.

В течение 60 лет со дня реорганизации в среднее ОУ, школа предоставляет образовательные услуги, ориентированные на среднего ученика.

Школа работает по учебному плану, разработанному на основе базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312.

Реализуются учебные программы, разработанные в соответ­ствии с требованиями государственного образовательного стандарта сред­ней общеобразовательной школы, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 , приказами Департамента образования Администрации Кировской области.

ОУ размещается в одном здании и работает по шестидневной неделе в одну смену. Занятия начинаются в 8.30, продолжительность уроков – 45 минут. В структуре школы 11 классов-комплектов.

1.10. Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории 30 августа 2014 года Губернатором Кировской области Н.Ю.Белых была разрезана красная ленточка и с 1 сентября 2014 года дети пошли в новое здание школы. А ведь совсем недавно, в начале сентября 2013 года было начато строительство. За небывалые короткие сроки, менее чем год, была построена современная, рассчитанная на 100 учащихся, школа. Школа, стоимостью 105,3 млн. рублей, строилась в соответствии с Соглашением о государственном партнерстве между департаментом образования Кировской области, муниципальным образованием Нагорского района и ОАО «Кирово – Чепецкое управление строительства». Новая школа получила и новое оборудование. Оно повсюду. Полностью обновлена вся мебель для учащихся начальной школы, кабинетов иностранного языка, краеведения, химии. Новые шкафы во всех остальных кабинетах. Обновилась мебель во всех раздевалках, а их семь. Новая мебель в библиотеке и в читальном зале. В кабинете информатики 13 новых компьютеров. Кроме того, получено 3 новых проектора и 3 экрана. Все новое: и мебель и оборудование, в школьной столовой. Мастерские для мальчиков получили новые верстаки и станки. Для девочек появился оборудованный кабинет кулинарии, а в швейном кабинете 4 новых швейных машины, раскроечный стол и примерочная. В спортивном зале есть свои раздевалки и душевые. Новые брусья, шведские стенки, пластиковые баскетбольные щиты, два велотренажера пополнили оборудование спортивного зала. Создан уличный спортивный городок, состоящий из футбольного поля, волейбольной площадки и гимнастического оборудования.

Два медицинских кабинета отведены для прививок и процедур. Эти кабинеты полностью обеспечены медицинским оборудованием.

Осенью 2014 года начали создавать новый школьный учебно – опытный участок, но не запустили участок и у старого здания школы.

2. История школы: основные вехи
2.1. Дата основания школы
Н.В. Вараксин – вятский лесопромышленник, гласный Слободского земского уездного собрания, его попечительством построено первое здание школы

Первое название нашей школы – Синеглинское земское училище, открытое 1873 году по инициативе гласного земского Слободского собрания Н.В. Вараксина

2.2. Обстоятельства создания школы С 1 сентября 1954 года открыта Синегорская средняя школа (Протокол заседания исполнительного Комитета Нагорского района Совета депутатов трудящихся № 12 от 25.05.1954 года)
2.3. Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения) Книзе Павел Филиппович

Хохрин Анатолий Александрович1945-1956 год

Хохрин Александр Васильевич 1956-1964 год

Кочкин Иван Иванович1961-1962 год

Самоделкин Федор Иванович 1964-1979 год

Топоров Василий Павлович 1979 -2000 год

Куликова Татьяна Ивановна 2000-2016 год

2.4. Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам) 1918 год—Единая трудовая школа 1-й ступени

1931 год—Синегорская начальная школа

1945 год—Синегорская семилетняя школа

1955 год—Синегорская средняя школа

1962 год—Синегорская средняя трудовая политехническая школа

1968 год—Синегорская средняя школа

2006 год—Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Синегорье Нагорского района

12.07.2011год – муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Синегорье Нагорского района Кировской области.

1992 год – открытие Музея истории Синегорского края

2.5. Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.) Федор Иванович Самоделкин

Из выступления директора МКОУ СОШ с. Синегорье Куликовой Т.И. о «Династии Самоделкиных» в Кировском областном музее истории народного образования:

Родословная – как кончик нитки на клубке. Потянешь за этот кончик – до самой середины клубка доберешься. Назовешь по имени отчеству себя – отца вспомнишь. Назовешь по имени – отчеству отца – деда вспомнишь. Назовешь деда – вспомнишь прадеда. Однако, чем дальше, тем труднее ниточка разматывается. Вот и мы попытались потянуть за ниточку и узнать как можно больше о династии Самоделкиных, уроженцев Нагорского района.

2004 год. Внучка Федора Ивановича Самоделкина, дочь Олега Федоровича и Надежды Анатольевны Самоделкиных, Екатерина пишет реферат к выпускному экзамену по историческому краеведению «Крестьянский сын, учитель, воин (страницы жизни Самоделкина Ф.И.)» На защите реферата почти вся школа. Впервые многие учителя и тем более ученики слышат рассказ о жизненном пути директора Синегорской школы. С удивлением, с восхищением, и с замиранием сердца узнают о том, о чем не говорилось никогда на многочисленных встречах с ветераном педагогического труда, ветераном войны Самоделкиным Ф.И. Катя успела…, оставила в школьном музее воспоминания своего деда и нашего директора.

5 ноября 2007 года Федора Ивановича не стало. А в 2009 году к 90-летию со дня рождения директора Синегорской школы Самоделкина Ф.И. была написана поэма «Жил человек» учителем краеведения и истории, руководителем школьного музея, Заслуженным учителем РФ Галиной Михайловной Леушиной.

ЖИЛ ЧЕЛОВЕК

Самоделкину Федору Ивановичу –

Учителю и Человеку, достойному вечной

и благодарной памяти земляков, посвящаю

Жил человек… для тех, кто рядом

Приятно и спокойно жил,

Не обижал ни словом и ни взглядом,

Мужьям, отцам примером был.

Катюша к деду приставала:

– Ну, расскажи мне, расскажи

О том, что повидал немало,

О том, как ты на свете жил.

«Крестьянский сын, учитель, воин» –

Писала внучка реферат,

Дед, внешне будто бы спокоен,

И рад помочь был и не рад.

Ведь надо жизнь перелопатить

И душу всю разворошить…

Зачем напрасно силы тратить?

И много ли осталось жить?

Жена беседе не мешает,

За делом рядышком сидит.

Расскажет дед, она-то знает

Уж по тому, как он глядит.

А взгляд его запритуманен,

И мысль впопятную пошла,

И кадры жизни как в экране,

И речь спокойно потекла:

– В семье крестьянской уродился

Познал я тьму крестьянских дел.

Хлеб из куклины и торицы

Ты не едала? А я ел.

Рос третьим сыном да сестрицы –

Мария, Аня, Гутя и Галина –

Пришлось изрядно поводиться

Мне по традиции старинной.

Когда подрос – на дальние покосы

В жару, на теребленье льна,

На жатву босиком под росы.

Жизнь деревенская трудна.

А в девять лет отдали в школу,

В начальную. А в ШКМ

Бежал я гордый и весёлый,

Прилежен был на радость всем.

Потом в Нагорском семилетка,

Потом рабфака неуют

(не городской я житель, детка).

Потом, конечно, институт.

Вот кончен первый курс физмата.

Но тут беда – отец-то хвор

И мать больна и старовата.

Я на решения был скор.

Ну, тут же к ректору пошел я,

Просил мне разрешенье дать

И в Николаевскую школу

Математиком послать.

Ещё и физике с черченьем

Детишек сельских обучал.

И взрослых было наученье,

Их тоже в школе привечал.

Потом пришел тридцать девятый –

Служить Отечеству пора.

Я и ровесники-ребята

Ушли со школьного двора.

Тут Финская война случилась.

На ней мне быть не довелось,

А дальше столько приключилось,

Как вспомнишь, горестно до слёз.

Год сорок первый лихо мчится.

Апрель. До Минска марш-бросок,

Потом на Прусскую границу,

Где пуля целится в висок.

Потом июнь – двадцать второе.

Патроны выдала страна,

Сказала быть сильнее втрое.

Так началась для нас война.

Война с постылым гнусным фрицем,

Что руки жадные простер

В коварных планах до столицы

И рвется на родной простор.

И рвутся наши самолеты

На аэродромах, не взлетая,

С орудий наших где-то кто-то

Прицелы снял и проверяет…

Приказ, однако – наступать!

Не пропускать фашиста-гада!

Через болота строим гать,

Идем туда, где есть снаряды.

Не просто так идем – с боями.

В июле ранен и контужен,

И в окружение с друзьями.

Зачем-то я фашистам нужен:

Не пристрелили, в плен погнали,

Познал концлагерные ады:

Терзали, мучили, пытали,

Но не просил у них пощады

И перед фрицем не дрожал,

Слез не пускал, сжимая веки,

Не раз из плена я бежал,

Но не спасли леса и реки:

В чужой стране приюта нету.

И пойман был, и снова бит,

И голодом морен за это,

Как издевались, не забыть.

Но вынес все по-русски стойко,

Освобождения дождался,

А там – Победа птицей-тройкой!

К себе домой я возвращался.

М снова я – учитель в школе,

Потом директор в доме шумном.

Отец сирот военной доли

Быть должен ласковым и умным.

Когда ночным забудусь сном,

Детишек малых вереницы,

Мой Николаевский детдом,

Довольно часто снится.

Там не одни лишь нагорчане –

Из разных мест сошлись сироты.

Мне часто не спалось ночами

От мыслей трудных и заботы.

Я и директор и завхоз,

И воспитатель самый главный,

На мне лежал хозяйства воз.

Запрягся, так вези исправно.

Тяжелым было это время…

Но вез тот воз, как мог, старался.

Работ немерянное бремя!

Как в омут головой бросался.

Сложно задание мое:

Улучшить скудное питанье,

Добыть матрасы и белье,

Наладить дело воспитанья.

А главное – детей согреть

Теплом души, сердечной лаской,

Убрать слезинку, песню спеть

И на ночь успокоить сказкой.

Но мать, отца – не заменить,

И не спасет конфеты сладость.

Мы лишь старались изменить

Тоску-печаль на смех и радость.

В большой израненной стране

Не счесть детей осиротевших,

И был детдом, казалось мне,

Обителью сирот пригревшей.

Как не хотелось, но приказ:

– Переместиться в Шкары срочно!

Такой приказ еще не раз

Изменит жизненную прочность.

О той поре я был женат

На бабушке твоей, на Зое,

Помчался, назначенью рад,

И бабушка твоя со мною.

А Шкары – школа-семилетка,

И математик нужен очень,

Там девять лет трудился, детка,

А на десятую-то осень

Опять приказ перемещаться –

Директорствовать в Метели,

Пришлось со Шкарами прощаться,

Где мы семейно приросли,

Где дом и быт уже сложились,

Где люди чтят и уважают…

Ну что же, снова погрузились,

И все село нас провожает.

Мы не одни теперь в дороге,

Два сына с нами, дочь-малютка.

А на душе лежат тревоги:

Далекий путь для них не шутка.

Ах, Метели вы, Метели!..

И школа на высоком взгорье,

Душою только приросли,

Приказ выходит: в Синегорье!

Приказов – тьма! Не отменять,

А подчиняться им обязан,

Мне школу среднюю принять

Тем предначертано приказом.

Село большое, на угоре,

А место – жить да Бога славить!

Моя забота в Синегорье:

Как школу новую поставить?

Со всех окрестных деревень,

Из всех поселков бездорожных

Учились дети. Каждый день

Шел с теснотою невозможной.

В буфете – булочка да чай,

И это не для всех питанье.

Давай, директор, примечай,

Где быть успеху воспитанья.

А всем пришедшим и приезжим

Большой был нужен интернат.

И созидать со рвеньем прежним

На новом месте был я рад.

Просить, настаивать, везти

Все нужное для наших строек,

Сбивать преграды на пути –

Сам удивляюсь, как был стоек.

Но время так бежит проворно,

Быстрее кобринской воды…

И в новой школе уж просторно,

И в интернатах нет нужды.

В поселках выстроены школы,

Чуть поубавилось забот.

А от проблем не отошел бы,

Они на каждый день и год.

Как понимал свою работу?

Что школьник юный и учитель,

Односельчанин и родитель

Имеют право на заботу,

Имеют право на вниманье,

На строгость, если это надо,

И на простое пониманье,

На благодарность и награду.

Чтоб дети наши вырастали

Душою чутки, милосердны,

А после школы чтобы стали

Во всем старательны, усердны.

Чтоб не забыли школьный дом

Средь прочих зданий на планете

И жили праведным трудом.

За это все я был в ответе.

Автор поэмы – Заслуженный учитель РФ Г.М.Леушина. С 13 сентября 1962 года Леушина (Толстова) Галина Михайловна работала вместе с Фёдором Ивановичем Самоделкиным, сначала старшей пионервожатой Метелёвской 8-летней школы, а с 1964 года старшей пионервожатой Синегорской средней школы. Стаж работы учителем самой Г.М.Леушиной в 2012 году 50 лет! А старт этому пути дал Федор Иванович Самоделкин.

2.6. Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях) МКОУ СОШ с. Синегорье является опорной школой по экологическому образованию. С 1996 года в Кировской области введена и активно действует областная программа школьного экологического мониторинга «ШЭМ», инициатором введения и активным сторонником которой является Ашихмина Т.Я., доктор технических наук ВГГУ. Работа педагогов и их воспитанников по данной программе не что иное, как участие в региональном сетевом проекте. Наши школьники активно участвовали в данной программе. Научно-исследовательское общество «Естествоиспытатель», руководимое учителем Демидовым В.А., стало родоначальником активной работы по экологическому образованию. Один из участников данного общества Карпов Дмитрий Сергеевич сегодня является кандидатом биологических наук, руководителем научно – исследовательской лаборатории РАН. Многие выпускники маленькой сельской школы пошли в науку, связали свою жизнь с экологией. Выпускница школы, кандидат биологических наук Маракулина Светлана Юрьевна, после окончания аспирантуры работала на кафедре Ашихминой Т.Я., сегодня является главным экологом Зуевского района. Т.е., данное направление работы школы позволяет нашим выпускникам сделать свой выбор профессии, связанной тем или иным образом с экологией. Не все наши выпускники пойдут в науку, не все свяжут свою профессиональную деятельность с экологией, да мы и не ставим перед собой такие задачи. Воспитывая экологическую культуру у каждого школьника, мы делаем их счастливее.

ШУЛАКОВА А.Л.

ОЛИНА Ю.А.

ГРИБЧЕНКО И.А.

САМОДЕЛКИНА Е.О.

ТЕРЕХОВА И.В.

КРОТОВ Д.В.

МАЛЫГИНА А.М.

ПИКОВ О.Е.

ПЕШНИНА Н.В.

ИСУПОВ В.Ю.

СМИРНОВА Т.И.

СЫСОЛЯТИНА Е.И.

ДВОЕГЛАЗОВ В.В.

ПЕРВАКОВА И.Л.

БУРОВА А.А

СУЛЕЙМАНОВА Д.А.

БУРОВА И.Н.

ХАСАНОВА А.Т.

ИСУПОВ С.В.

КОСТРОВА Т.В.

ШУЛАКОВА О.В.

ВАСЬКОВА О.С.

За время существования средней школы с 1966 года по 2016 год школой выпущено 54 медалиста: 22 с золотой медалью, 32 с серебряной. Все они закончили высшие учебные заведения нашей страны и стали достойными ее гражданами:

ШУЛАКОВ Г.Г.

БЕЗНОСИКОВА Г.Е.

КИРИЧЁК З.В.

ТОПОРОВ А.В.

КОСТИН О.А.

КОСТИН С.В.

ТОПОРОВ А.В.

КРАСНЫХ Е.Г.

ОГНЕВА С.Г.

ДРАЧКОВА Л.А.

ТЕТЕНЬКИНА М.В.

МАРАКУЛИНА Н.Ю.

ПАНОВА Л.Г.

ЯКИМОВА Н.Г.

ЧЕГЛАКОВА С.Л.

ДРАЧКОВА Н.А.

КАШИНА Н.В.

БЕЗНОСИКОВА В.В.

МАЛЫГИНА И.А.

БУТОРИНА Н.Ю.

ЦАП А.В.

СУЛЕЙМАНОВ А.А.

СЕМЕНОВА О.П.

ШАБАЛИНА А.В

НИКУЛИНА М.М.

ИСУПОВА Е.А.

БУРОВА Д.С.

ДВОЕГЛАЗОВА Д.В

КАРПОВ Д.С.

ЦАП С.В.

БЕЗНОСИКОВ И.В.

ШЕВЫРТАЛОВА А.А.

2.7. Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)
Уроженка села Синегорье Любовь Васильева – победитель параолимпийских игр в ТУРИНЕ и ВАНКУВЕРЕ по лыжнымгонкам

ЦЕНТР ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ

МОО «ЭКА» г.МОСКВА

ФГБУ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАПОВЕДНИК» «НУРГУШ»

ГТРК «ВЯТКА»

КОГОБУ ДОД – ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

ЭКОЛОГО- БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

АДМИНИСТРАЦИЯ НАГОРСКОГО РАЙОНА

ГАЗЕТА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЕДОМОСТИ»

ГАЗЕТА «НАГОРСКАЯ ЖИЗНЬ»

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ОБРАЗОВАНИЕ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

МКОУ ДОД ДЮЦ «ФАКЕЛ» НАГОРСКОГО РАЙОНА

КОГОАУ ДПО ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ФКУ ДПО КИРОВСКИЙ ИПКР ФСИН РОССИИ

3. Культура школы
3.1. Главные педагогические идеи школы Обеспечить нормативно-правовые условия для личностно ориентированного образования учащихся;

Обеспечить организационно-педагогические условия для личностно – ориентированного образования учащихся;

Обеспечить научно-методические условия для личностно ориентированного образования учащихся.

3.2. Ценности школьной жизни Принцип открытости, направленной на организацию взаимо­действия всех субъектов образовательного пространства;

Принцип индивидуализированного подхода, который позволит сочетать потребности государства с потребностями личности, от­кроет перспективу реальной корректировки образования каждого отдельно взятого учащегося в соответствии с его социальными претензиями и реальными способностями.

3.3. Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)
В школе нашей живет весна,

Не уходя в зимний сон.

Учителей и детей сердца

Бьются всегда в унисон.

Делами правит любовь

Строгая, нежная.

И в каждой душе живет

Вера с Надеждою!

3.4. Традиции и ритуалы Традиционный Час сокровенного слова

Встречи при свечах, с задушевными беседами, чтением стихов проходят ежегодно 19 января в День рождения нашего знаменитого земляка, поэта и переводчика Ермила Ивановича Кострова.

С 1947 года в школе ежемесячно выпускается газета «Школьная страна», создана редакция из числа учащихся и учителя русского языка и литературы, ведется кружок «Юный корреспондент»

В предверии 9 мая в школе проходит Урок мужества, а 9 мая у Памятника Солдату – воину, что стоит у здания школы проходит Митинг для всех жителей села Синегорье

3.5. Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей) Уроки исторического краеведения:

уроки – экскурсии в Музее истории Синегорского края,

уроки – гостиные, уроки – путешествия,

Интегрированные уроки физики – окружающего мира, географии – физической культуры, биологии – искусства, математики – искусства, математики – физической культуры, уроки физики- биологии, литературы – истории и другие.

3.6. Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой
Выращивание саженцев различных деревьев для дальнейшего высаживания на территории села: дуба, лиственницы, сосны.

Концентро – интегративная программа «Здоровье и здоровый образ жизни»

Программа «Одаренный ребенок»

Акция «Наш дом – Земля»

Акция «Гимн Воде»

Акция «Зеленая Весна»

Акция «Зеленый наряд селу»

Акция «Миллион добрых дел»

Акция «Весенняя Неделя Добра»

Акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»

Акция «Спорт против наркотиков»

Акция «Вахта памяти»

Конкурс «Кенгуренок» аналогичный международному математическому конкурсу – игре «Кенгуру», но проводимый для учеников и их родителей в третий четверг марта.

3.7. Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе Совет школы, Совет старшеклассников, Совет музея, Совет библиотеки, Редакция школьной газеты «Школьная страна», Спортивный клуб «Олимп», ЮИД (юные инспекторы дорожного движения)
3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе) Песня, написанная учителем русского языка и литературы Кочуровым Иваном Ивановичем

Синегорочка

Солнце не жалеет поцелуев,

Люди от жары совсем ослепли.

Почему не видит он такую –

Самую веселую на свете?

Пусть он обойдет еще полсвета,

Даже заработает миллионы,

Но одну такую в это лето

Вновь оставит кто – то на перроне.

Припев:

А я одна в селе такая,

Я одно возьму ведерочко,

Я спущусь к реке босая,

Побегу стрелой с пригорочка.

Помочу я в речке ножки,

Постираю юбку в сборочку.

Разве я не золотая? –

Я по мамке синегорочка.

И ношу я солнце на ладошке,

Косу заплету его лучами.

Ну, а он не видит, как нарочно.

И опять ругает меня мама.

Прополю на грядке витамины,

С летом поменяюсь на улыбку.

Если уж сегодня не обнимет,

Поплыву к нему по речке рыбкой.

Крестный ход к Иоанну Пустыннику

В стародавние времена в окрестностях села Синеглинье в безлюдном лесу поселился человек. Он срубил себе избу, занимался огородничеством, рыбной ловлей, собирательством. В уединении он постоянно обращался к Богу, молился, стремился познать истину… В истории это человек стал известен как Иоанн Пустынник.

Из сообщения священника Рождественской церкви с. Нагорского Максима Виноградова «… Жители села Синеглинского утверждают, что действительно когда-то жил Иоанн Пустынник, но когда и в каких годах, на это указать не могут; а в народе всё – таки осталось предание и предание такого рода.

Иоанн Пустынник был родной брат преподобного Трифона; местожительство его находилось в 12 верстах от села Синеглинского при речке Мытьец, впадающей в Кобру – приток Вятки. Местность эта окружена была в те времена непроходимым лесом.

Часовня, в которой подвизался Иоанн Пустынник, по сказаниям, была сложена им самим из брёвен и крыта наглухо.

Местожительство Иоанна было открыто случайным образом одними лесовщиками. Эти лесовщики сбились с дороги и долго бродили по лесу, отыскивая себе дорогу; наконец, утомлённые от усталости, мучимые голодом, но руководимые Промыслом, встретились с Иоанном Пустынником, который, видя их изнурение, пригласил их к себе. Отдохнув у него немного, они спросили его: нет ли у него хлеба?

На эти слова он вручил им по небольшому куску хлеба. Но проголодавшиеся путники подумали про себя, что этого для них будет недостаточно; однако ж принялись с Божиим благословением утолять голод, -ели, и у них ещё осталось; тогда они поняли, что здесь подвизается не простой человек, а Божий…»

В 1752 г. епархиальным властям стало известно, что в селе Синегорье при местной Петропавловской церкви “имеются в часовне мощи Иоанна Пустынного неосвидетельствованные, к которым мощам многие люди приезжают, и исцеления от болезней много получают”. Оказалось, что люди почитали Иоанна Пустынника за брата преподобного Трифона Вятского. Сохранилось даже предание, что незадолго до своей кончины преподобный навестил Иоанна Пустынника.

Консисторское расследование мощей не обнаружило, “а особливо какого оной Иоанн жития и в какое время был, никакой записки и достоверного свидетельства не нашлось, чего де ради и за святого оного почитать ни по чему не следует”. Найденные кости зарыли в той же могиле, часовни над могилой и над речкой Мытьец (где, по преданию, жил Иоанн Пустынник) было велено “сломать и бревна употребить на отопление церкви, и впредь на тех местах и нигде … Иоанну Пустынному не только молебнов, но и панихид отправлять запретить”.

Но вот что интересно: когда в 1748 году началось расследование, то выяснилось, что об останках Иоанна стало известно, во-первых, из уст безымянной слободской вдовы, а во-вторых, в сонном видении архиепископу Ионе “назад тому лет с 60”. Думается, авторитет архиеп. Иоанна был слишком высок, чтобы ему приписывали несуществующие события. Тем не менее – решение было принято жёсткое, и, казалось бы, память об Иоанне должна была стереться из людской памяти.

Вышло же обратное. В 1820-х годах во время больших неурожаев в синегорской стороне Иоанн Пустынник явился одному из крестьян с упрёком, что его забыли: “если вы устроите мне здесь часовню и станете молиться, то у вас опять будет родиться хлеб”. Так и случилось. Можно предположить, что если бы почитание Иоанна было исключительно суеверием, оно бы рассеялось ещё в 18-м веке. Но память о Иоанне Пустыннике в Синегорье жива и по сей день.”

11 сентября из с. Синегорье отправляется Крестный ход к месту подвигов праведника Иоанна Пустынника. Это становится популярным среди учащихся школы, местных жителей, представителей других регионов России. Количество паломников с каждым годом растёт и их география расширяется.

4. Школа на земле
4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Селу Синегорье в 2016 году исполняется 315 лет. Селу с его богатой историей посвятили свои фильмы режиссеры ГТРК «Вятка»: «Там за синими горами», «Телеальманах – Синегорье родина Е.И. Кострова», «Вечерний альбом».

Наше село старинное, давнее. Стоит на высоком берегу красивой речки Кобры. Еще в 16-м веке по берегу Кобры пролегала торная тропа, по которой шли люди осваивать для жизни северные земли или обратно возвращались, если на севере не прижились.

Приметили это место рыбаки из Сырьян белохолуницких и выстроили здесь первые дома, церковь деревянную поставили и жить стали.

Первопоселенцы занимались земледелием, отвоевывая поля у вековых лесов, рыбачили, охотились: угодья для этих занятий были богатыми.

Шло время, людей становилось все больше. В 19-м веке по нашей округе будет уже 27 населенных пунктов: село, деревня Фроловская, все остальные починки.

Наши предки не могут уже прокормиться за счет земли, рыбалки и охоты. Они уходят на дополнительные заработки: заготавливают лес, сплавляют его до Слободского и Вятки.

Синегорская земля – крестьянская. Долгое время крестьяне хозяйствовали единолично. С 1932 года в наших местах советская власть будет силой, принуждением создавать колхозы.

Вся жизнь синегорцев во многом повторяет этапы и процессы, происходившие в стране: как все колхозы создавали, как все – деревни оставляли(кто в город уехал, кто в лесные поселки). К концу этого века в нашей округе от старых населенных пунктов, от 27-ми, осталось всего 5. а такие были красивые деревни, починки. Посмотрите, вот глядят на вас с картин бывшие деревни: Буровы, Короткие, Фролята…

Богата и интересна топонимика нашего села, как только оно не называлось: Вандышевское, Синеглинье, Петропавловское, Синяя Слуда, Синегдшее, Синегорье. последнее название закрепится окончательно с 1898 года, когда образуется самостоятельная Синеглинская волость.

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Заметка из школьной газеты «Школьная страна»: об участии во всероссийской акции «Лыжня России 2016» жителей с.Синегорье организованная МКОУ СОШ с.Синегорье

«Самый лучший день заходил вчера», – поется в песне Григория Лепса. Это вчера было у нас в Синегорье 14 февраля. День был как по заказу: ясный, в меру морозный, с уже предвесенним небом. В день проведения массового старта «Лыжня России» по всей нашей стране, синегорцы поддержали этот всероссийский праздник спорта, здорового образа жизни.

Сначала было торжественное открытие у памятника солдату-воину, что у здания школы, а затем все участники направились на лыжню: учителя, работники сельской библиотеки, сельсовета, отделения сбербанка, школьники. Две семьи из п. Кобра и одна из п. Первомайск приехали в с. Синегорье участвовать в «Лыжне России». Все желающие участвовать в лыжной гонке и вообще желающие покататься на лыжах, могли взять лыжи в школе.

И вот первый старт – дети. Пулей пролетел дистанцию кобринский ученик Абашев Тимур. Его красный спортивный костюм как огонек мелькал между елочек и белого снега. Самая юная участница, кобринская первоклассница Машенька Исупова на радость папы и мамы, Рычковой Ольги Валерьевны, достойно прошла дистанцию, опередив мальчишек своего и старшего возраста. Её папа Исупов Сергей Леонидович стал лидером среди мужчин. Самый массовый забег был у женщин и, неоспоримым победителем здесь стала учитель из Синегорья Серебреникова Оксана Михайловна. Никто не остался без подарков, предоставленных районным отделением партии «Единая Россия» и даже наблюдавшие праздник, подошедшие на место проведения его, бабушки получили по флажку.»

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Выпускники школы, местные предприниматели, районные предприниматели, Председатель Законодательного Собрания Кировской области А.М. Ивонин, Депутат Законодательного Собрания В.Н. Ягдаров и др.
5. История и культура школы в деталях
5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Куликова Татьяна Ивановна 36 лет после окончания Кировского государственного педагогического института проработала учителем математики в Синегорской школе. С 2000 года работает директором МКОУ СОШ с. Синегорье. Общий стаж работы 40 лет. Приехав в село из города Кирово – Чепецка, ни одной минуты не пожалела об этом. В 1976 году в школе встретили ее, по-матерински заботливо, учителя математики Эмма Петровна Топорова и Александра Васильевна Рослякова, став неставниками молодому учителю. Работать с душой, с полной отдачей, уважать старших, помогать молодым педагогам – это те заповеди, которые передали они Татьяне Ивановне.

Кочурова Екатерина Игоревна родилась в п. Липовое Нагорского района, в 1981 году закончила Нагорскую среднюю школу и один год работала учителем математики в Мытьецовской восьмилетней школе. В 1987 году окончила математический факультет Кировского государственного педагогического института… Обладая хорошими организаторскими способностями, правдивым и требовательным отношением к себе и товарищам по группе, добротой и тактичностью, Екатерина Игоревна имела в студенческие годы авторитет и уважение окружающих. Ее избирают командиром ССО «Элпис», на счету которого и работа с трудными подростками, и работа в сельхозотряде. Екатерина Игоревна все пять лет выступала в сборных командах института по волейболу и баскетболу, занимала призовые места в пятиборье. За время обучения в институте была награждена грамотой обкома ВЛКСМ, значком «Мастер умелец», путевкой в ГДР. В ее характеристике было написано: «К работе в сельской школе готова».

Кировским областным отделом народного образования Екатерина Игоревна была направлена учителем математики в Николаевскую восьмилетнюю школу, но, волей случая, оказалась в Синегорской средней школе. С 1987 года Екатерина Игоревна работает учителем математики в Синегорской средней школе. За 25 лет работы в Синегорской школе Екатерина Игоревна стала настоящим мастером своего дела.

Варлыгина Татьяна Анатольевна уроженка д. Ешпаево Уржумского района, в 1988 году закончила Нагорскую среднюю школу, в 1997 году – Пермский государственный педагогический университет, получив квалификацию учителя математики, в 2004 году – Вятский государственный гуманитарный университет, получив квалификацию психолога.

Работает учителем математики и физики в основных школах п. Крутой лог, п. Заево.

С 1997 года Татьяна Анатольевна – учитель математики и физики, психолог Синегорской средней школы. Обладая неизменным стремлением к новым знаниям, Татьяна Анатольевна продолжает учебу на всевозможных курсах, практикумах: «Стратегическое планирование по развитию ИКТ в образовательном процессе», «Проектирование образовательной программы современного образовательного учреждения», «Эффективное применение интерактивного оборудования в образовательном процессе» и др.

Татьяна Анатольевна первой осваивает новое интерактивное оборудование и делится опытом с коллегами. Неизменная участница областных образовательных Форумов «Открытость. Качество. Развитие». Сегодня школа не мыслит жизни без помощи психолога Татьяны Анатольевны Варлыгиной.

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Общий педагогический стаж династии

САМОДЕЛКИНЫХ 465 лет

Самоделкин Федор Иванович – 42 года

Самоделкин Василий Иванович – 40 лет

Филипишина (Самоделкина) Анна Ивановна – 4 года

Негеля (Самоделкина) Августа Ивановна – 3 года

Круць (Самоделкина) Галина Ивановна – 35 лет

Рычков Александр Анатольевич – 43 года

Леушин Василий Иванович – 5 лет

Малыгин Николай Александрович – 5 лет

Самоделкина (Шевырталова) Зоя Афанасьевна – 40 лет

Шевырталов Анатолий Иванович – 5 лет

Шевырталова Нина Петровна – 41 год

Самоделкин Олег Федорович – 34 года

Самоделкина Валентина Ивановна – 40 лет

Волкова Надежда Александровна – 10 лет

Самоделкина (Усатова) Надежда Анатольевна – 32 года

Пешнина (Смолина) Зинаида Ивановна – 38 лет

Иванова (Пешнина) Галина Аркадьевна – 12 лет

Пешнина Ираида Сергеевна – 30 лет

Самоделкина Елена Олеговна – 3 года

Самоделкина Екатерина Олеговна – 3 года

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) С верою в ученика.

«На окраине Кировской области

Неприметное наше село…»

Село с красивым названием Синегорье. Наша Синегорская школа – сельская школа, удаленная на 53 км от районного центра пгт Нагорск и на 150 км от центра образовательного округа г. Слободского, располагается в новом здании, построенном в 2014 году.

В 2015 году школе исполнилось 142 года.

В школе обучается 102 ученика и работает 17 учителей. Из них 7 имеют высшую квалификационную категорию.

С 1992 года в нашей школе функционирует «Музей истории Синегорского края», создатель и руководитель музея – Г.М.Леушина. Представляя собой тематическое систематизированное собрание историко-этнографических вещественных и документальных памятников, музей содействует совершенствованию образовательно-воспитательного процесса школы и ОУ района (по статусу опорной школы по краеведению); организует воспитание обучающихся с использованием форм и методов музейной работы; формирует, обеспечивает сохранность и рациональное использование музейного и архивного фондов; содействует изучению памятников истории и культуры на уроках исторического краеведения и других предметах учебного плана школы; проводит культурно-просветительные мероприятия с обучающимися и населением.

Особенность музея заключается в том, что в основе его деятельности заложены принципы музейной педагогики, новой педагогической технологии, вобравшей в себя потенциал трех наук: психологии, педагогики, музееведения. Это инновационное направление позволяет педагогическому коллективу использовать в работе богатый потенциал музея и успешно развиваться самому музею как главной части образовательно-воспитательного комплекса, в котором есть еще кабинет истории и кабинет краеведения. Специфика работы Музея истории Синегорского края заключается в его адресности. Это музей для детей и руками детей. Его огромный воспитательный эффект состоит в том, что основу выставочных экспозиций составляют находки учащихся, а также экспонаты, изготовленные их руками. Пример тому – коллективная работа над картиной «Ермилова родина». Десять лет потребовалось девчонкам и мальчишкам разных классов, чтобы, овладев техникой вышивания мелким крестом, создать большое чудесное многоцветное полотно о природе своей малой родины.

Первый урок малышей – первоклассников проходит в музее, где на них с фотографий смотрят их папы и мамы, тоже учившиеся в нашей школе, где можно посмотреть и потрогать тетрадки и книжки прежних школьников. Именно здесь происходит внешняя и внутренняя мотивация на интересное и успешное учение.

Последний звонок на последний урок приводит выпускников сначала в кабинет краеведения, где каждый пишет историю своей школьной жизни, строит бумажный кораблик вместе со своей первой учительницей, который после выпускного вечера, на восходе солнца, в составе флотилии уплывает по реке Кобре, что символизирует расставание со школьным детством. Из кабинета краеведения выпускники переходят на выставку «Под крышей школьного дома». Это в музее. Здесь многочисленные фотографии и экспонаты, отражающие в разных ракурсах их школьное одиннадцатилетие.

В школе есть неплохая библиотека, содержащая разнообразные издания экологической тематики-сборники, словари, справочники, энциклопедии, мультимедийные разработки, оснащенная компьютерной техникой. Благодаря специалистам химического факультета ВГГУ школа не знала проблем с обеспечением химикатами, химической посудой, разнообразным оборудованием, что не в последнюю очередь и послужило одним из стимулов для углубленной работы с учащимися по изучению объектов живой природы и создания в школе научно-исследовательского общества учащихся «Естествоиспытатель». В рамках действующей в районе и области программы «Одаренные дети» в октябре 1996 года было решено создать в школе научно-исследовательское общество, в котором талантливые школьники могли бы реализовать свои возможности более полно. Тесное сотрудничество с эколого-биологическим центром, Центром дополнительного образования для детей «Одаренный школьник», с профессорско-преподавательским составом ВГГУ, Т.Я.Ашихминой, В.А.Копысовым и др., позволило выйти нашим школьникам на областной и всероссийский уровень. И, как результат, всевозможные победы в областных и всероссийских олимпиадах, всероссийских конкурсах «Шаг в будущее», «Созвездие», им. В.И.Вернадского.

Сегодня первые участники научно-исследовательского общества «Естествоиспытатель», став студентами экологических, биологических, химических факультетов вузов страны, аспирантами МГУ, Медакадемии и окончив высшие учебные заведения, продолжают в той или иной мере свою научную деятельность. Дети идут за учителем. Дипломант президентской премии, учитель химии, экологии и биологии, ставший первым руководителем научного общества, Демидов В.А., сейчас работает в школе г. Кирова. Его преемники, учителя химии и биологии, учителя начальных классов, продолжают научно-исследовательскую деятельность с новыми учениками. Состав научно-исследовательского общества значительно омолодился, ученики начальной школы – активные участники проектно-исследовательских работ. Первые победы в областных научно-практических конференциях «Человек и природа», «Я познаю природу», «Гимн воде» учащихся младших классов – хороший старт для дальнейших исследований.

Ставя перед собой основную цель – просвещение учащихся по вопросам бережного отношения к природе, мы добиваемся приобретения экологических знаний, воспитания экологического сознания и культуры поведения, овладения основными методиками исследовательской деятельности в живой природе, формируем навыки исследовательской и экспериментальной работы. Занятия данной деятельностью для многих учеников стали ориентиром в выборе дальнейшего жизненного пути.

Относительная удаленность школы от научных, культурных центров области и района, отсутствие в селе самого элементарного очага культуры – клуба, создает своеобразный микросоциум и делает актуальным не только обучающую деятельность педагогического коллектива, но и воспитывающую. В школе действуют предметные кружки, школа стала своеобразным филиалом районного ДЮЦ «Факел» с большой сетью кружков и секций всех направлений.

Наши баскетболисты (руководитель Т.В.Змызгова) на протяжении многих лет представляют район на областной спартакиаде, являются призерами всероссийских соревнований «КЭС – баскет». Ежегодно участвуя в Губернаторских состязаниях, наши учащиеся показывают все возрастающие результаты физической подготовки, и в 2011 году, 2015 году став победителем областного этапа, 7 класс был участником Президентских состязаний в г.Анапа.

Одной из важнейших задач коллектива работников школы является создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях продолжается проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Деятельность школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся осуществляется с учетом школьной программы «Здоровье и здоровый образ жизни», принятой в 2002году. Новая школа с ее богатым оборудованием позволяет добиваться высоких результатов. В 2016 году 17 учеников школы одним из первых в области из рук Губернатора Кировской области получили значки ГТО.

Один из героев Уолтера Б. Стивенса говорит: «Из всех элементов, которые необходимы для достижения успеха, самый главный – это ВЕРА». Мы живем с верою в ученика, с верою в завтрашний день.

Директор МКОУ СОШ с. Синегорье Т.И. Куликова

Информация подготовлена и предоставлена:

Учителя: Т.Н. Ренева, Т.И. Куликова, Т.А. Варлыгина, И.И. Кочуров, Е.И. Кочурова

Родители: Е.В. Серебреникова, Н.А. Самоделкина, О.Ф. Самоделкин, О.М. Серебреникова

Ученики: Пешнина Ксения, Сычугова Анастасия, Варлыгина Дарья, Первакова Марина, Самоделкин Роман