МКОУ СОШ №1 им.М.А.Камбиева» с.п.Каменномостское Зольский район

МКОУ СОШ №1 им.М.А.Камбиева» с.п.Каменномостское

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени МухабаАлимовичаКамбиева» с.п.КаменномостскоеЗольского муниципального района КБР
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

КалажоковаРомета Анатольевна
1.3.        Почтовый адрес

 

361712,  КБР, Зольский район, с.п.Каменномостское, ул.Кумыкова, 5.

 

1.4.        Телефон

 

 8(86637) 79-1-69
1.5.        Сайт

 

https://kamennomost1.ru/
1.6.        Электронный адрес

 

  kamennomost1@mail.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

Начальное общее образование -99 учащихся

Основное общее образование  –113 учащихся

Среднее общее образование –  26 учащихся

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

Общее количество педагогов – 25

Высшее педагогическое  образование –23

Среднее  специальное педагогическое образование – 2

Квалификация

Высшая квалификационная категория – 10

Первая квалификационная категория – 12

Соответствие занимаемой должности  -3

 

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Школа имеет  14 классов комплектов:
1-4 классов -5;5-11 классов -9.Школа  работает в одну смену в режиме шестидневной недели (2-11 классы) и  пятидневной (1 классы).

Обучение при  последующей  организации занятий:

продолжительность  урока  в  первом  классе составляет  35-40 минут в  соответствии с  четвертями;

во 2-11 классах -45 минут.

Учебные  нагрузки  обучающихся  в  неделю составляет:

в начальной школе –  не  более 25 часов,

в основной школе – 35 часов,

в средней школе  –  не  более 36 часов.

 

 

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

  Здание школы трехэтажное, построено в 1988 году. В школе имеются все необходимые условия для совершенствования физического и художественно-эстетического воспитания детей. Для этого в школе функционирует типовой спортивный зал со всем необходимым перечнем спортивного оборудования, актовый зал на 180 м2.

Для поддержания  и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса в школе имеется соответствующая материально-техническая база:

  • Спортивный зал с душевыми и раздевалками для мальчиков и девочек.
  • Столовая.
  • Медицинский кабинет, оснащенный в соответствии с современными требованиями.
  • Кабинет социального педагога.
  • Комната психологической разгрузки для работников школы.
  • 4 внутренних туалета.
  • Оборудованная футбольная площадка.
  • Оборудованная баскетбольная площадка.

При  школе функционирует музыкальная школа, в которой занимаются 12 детей.

Всего в школе имеется 25 учебных кабинетов, автоматизировано 11 рабочих мест педагогов. В 2020-2021 учебном году школа располагает 63 компьютерами, из них в рабочем состоянии все 63 компьютера. Из указанного количества 38 ноутбуков были получены в рамках реализации нацпроекта  для внедрения Цифровой образовательной среды.

В школе имеется современный компьютерный класс с 30  компьютерами, подключёнными к  Интернету, оборудованный также цифровым мультимедийным проектором, настенным экраном, DVD-плеером, акустическими колонками.

Для оперативного сбора, хранения и анализа  информации в школе функционирует локальная компьютерная сеть. К сети подключены компьютерный класс, компьютеры членов администрации школы, библиотека, 8 предметных кабинетов, мастерская.

Информационное обеспечение образовательного процесса отвечает современным требованиям. Компьютерная сеть имеет выход в Интернет, всего по школе к глобальной сети подключено 63 компьютера. Обучающиеся и учителя имеют все возможности использовать его преимущества. Среднее время использования Интернета в расчете на одного обучающегося в текущем учебном году составляет 501 час. Школа имеет свой сайт в Сети (kamennomost1.ru), содержание которого регулярно обновляется и соответствует требованиям.

 

Большое внимание  в школе придается вопросам организации горячего питания обучающихся и работников. Для этого имеются все условия и необходимое технологическое оборудование: холодильный шкаф, жарочный шкаф, электрическая печь, мясорубка, бытовой холодильник; обеденный зал на 100 посадочных мест. Горячим питанием обеспечены все учащиеся школы. Дети с ОВЗ, дети – инвалиды, дети из малообеспеченных семей с 1 по 11 класс обеспечены двухразовым бесплатным питанием за счет средств бюджета местной администрации Зольского муниципального района. Обучающиеся с 1 по 4 класс получают бесплатный завтрак за счет средств бюджета местной администрации Зольского муниципального района и обед за счет родительской платы установленной Постановлением местной администрации Зольского муниципального района. Остальные учащиеся 5-11 классов обеспечены обедом за счет родительской платы установленной Постановлением местной администрации Зольского муниципального района

2. История школы: основные вехи

 

2.1.дата основания школы Октябрь 1937 год
2.2Обстоятельство создания школы.  

Становление советской школы в Кабарде и Балкарии началось в марте 1920 г.  Под школы приспосабливались реквизированные дома князей. Улучшению учебно-воспитательной работы в школах способствовал перевод письменности с латинского алфавита на русский, который был осуществлен в 1936/37 учебном году.Переход на русский алфавит улучшил качество работы, усвоение русского языка, содержание учебников.Комиссия при облоно КБАО 28 октября 1931 г. подвела итоги работы по ликвидации неграмотности и малограмотности в области. 60 человек, энтузиастов ликвидации неграмотности, были премированы ценными подарками и среди них Зарамук Вороков, кабардинец, заведующий школой селения Каменномостское Нагорного округа. В его районе 98% детей посещали школу, наверное и поэтому в нашем селении  раньше других построили школу.

В октябре 1937 года в Зольском  районе селения Каменномостское была открыта  Средняя школа № 1  под первым  руководством  Ансузова  Владимира Николаевича.

Учились в то время в две смены и  до позднего вечера свет из окон учебных кабинетов освещал микрорайон.

В 1962 году школа одной из первых в республике перешла на русский язык обучения в начальных классах и стала базовой   института усовершенствования учителей, где  неоднократно проводились республиканские и Всероссийские конференции.

С 1958 года  по 1987 год директором школы работал Герой Социалистического Труда Камбиев Мухаб  Алимович. Как руководитель школы  он  обеспечивал надлежащий контроль,  целенаправленное руководство педагогическим коллективом, творчески решал проблемы сельской школы.

В 1986 году коллегией  Министерства Просвещения  КБАССР рассмотрен вопрос «Об опыте работы директора Каменномостской СШ №1, Героя Социалистического Труда Мухаба Алимовича Камбиева по развитию творческой активности педагогического коллектива в реализации основных направлений реформы школы» и  Институту усовершенствования учителей  было поручено подготовка  к изданию специального пособия.

 

Со дня основания Средней школы № 1  работали  15 руководителей, 9 педагогов удостоены  звания «Заслуженный учитель КБР, РСФСР», 10 педагогов  —  Отличники народного просвещения, 106  талантливых педагогов.  Окончили   школу более 4050 учащихся, в том числе с золотой медалью 116,  серебряной -8 учащихся. Среди выпускников школы 12 докторов наук, 26 кандидатов наук, 16 Защитников Родины.

Школа имеет трёх победителей конкурса лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»: учитель географии Куготов ГумарХабижевич,  учитель биологии Мурзаканова Раися Ботовна, учитель кабардинского языка и литературы Беева Марина Исуфовна.

 

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы,  национальности)

 

 

Ф.И.О

руководителя

Нац-ность период Образование Специальность
1 Ансузов Владимир Николаевич Русский 1937-1938 Высшее Учитель биологии
2 Дерновский Максим Филиппович  Русский 1938-1939 Высшее Учитель географии
3 Оксюзов  Георгий Дмитриевич Грек 1939-1941 Высшее Учитель русского языка и литературы
4 Шериев Абу Азаматович Кабардинец 1941-1943 Высшее Учитель истории

 

5 Столбушкина Александра Русская 1943-1946 Высшее Учитель биологии
6 Сисенкова Екатерина Федорова Русская 1946-1950 Высшее Учитель истории
7 Лихов Хатакшука Хутиевич Кабардинец 1950-1953 Высшее Учитель биологии
8 Скритниченко Русский 1953-1956 Высшее Учитель истории
9 Лихов Хатакшуко Хутиевич Кабардинец 1957-1958 Высшее Учитель биологии
10 Камбиев  Мухаб Алимович Кабардинец 1958-1987 Высшее Учитель математики
11 Мурзаканов Салим Ахмедович Кабардинец 1987-2007 Высшее Учитель физики
12 Балагов Альберд Хатакшукович Кабардинец 2007-2010 Высшее Учитель физики
13 КалажоковаРомета Анатольевна Кабардинка   с 2012 г. Высшее Учитель немецкого языка
  2.4.Хронология ключевых событий в жизни школы.  

В 1962 году школа одной из первых в республике перешла на русский язык обучения в начальных классах и стала базовой   института усовершенствования учителей, где  неоднократно проводились республиканские и Всероссийские конференции.

В 1988 перед старым зданием школы открыли новую трехэтажную школу

 

В  1996 году школе присвоено имя  Героя Социалистического труда МухабаАлимовичаКамбиева.

 

В 2004    году переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная  школа № 1 им.  М.А. Камбиева».

 

В 2006 году школа стала победителем конкурса образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные технологии в рамках национального проекта «Образование» и обладателем гранта в 1 млн. рублей.

В 2012 году переименована в муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная  школа № 1 им.  М.А. Камбиева».

2.5 Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

 

       Камбиев МухабАлимовичродился  25 мая 1923 г. в с. КаменномостскоеЗольского района КБР. В начале ВОВ был призван в Красную Армию и направлен в Астраханскую военную авиационную школу механиков. С  октября1943 г. по октябрь 1944 г. был курсантом Кировобадского авиационного училища лётчиков, получил специальность лётчика бомбардировочной авиации на самолётах «Бостон». В звании младшего лейтенанта был оставлен в этом же училище лётчиком – инструктором. В конце 1946 г. был мобилизован и вернулся в родное село. Почти сразу же начал работать учителем математики Каменномостской средней школы № 1. Без отрыва от работы закончил педагогический институт. В 1958 г. был назначен директором этой школы и проработал в данной должности до 1987 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1968 года за большие заслуги в деле обучения и воспитания Камбиеву М.А. присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот».

За короткое время Камбиев М.А.  сумел создать мощный педагогический коллектив, создать в школе атмосферу творчества, как  для учителей, так и для учеников. Школа одной из первых в республике перешла на русский язык обучения в начальных классах и стала одной из лучших в районе,  стала базовой института усовершенствования учителей, в ней неоднократно проводились республиканские и Всероссийские конференции.

В 1986 году коллегия МП КБАССР рассмотрела вопрос «Об опыте работы директора Каменномостской СШ №1, героя социалистического труда М.А.Камбиева по развитию творческой активности педагогического коллектива в реализации основных направлений реформы школы. ИУУ поручено подготовить к изданию специальное пособие. МухабАлимович охотно делился своим опытом, часто выступал перед руководителями школ и учителями республики на курсах, проводимых республиканским ИУУ.

Куготов Лёль Тембулатовичродился  в  1934 г. в с. КаменномостскоеЗольского района КБР.  После окончания средней школы поступил на отделение кабардинского языка и литературы в КБПИ. Педагогическую деятельность начал учителем кабардинского языка и литературы в средней школе с. Сармаково, затем перевёлся  в среднюю школу селения Каменномостское. Имя Лёля Тембулатовича, талантливого учителя-новатора, хорошо известно в нашей республике и за её пределами. К Куготову за опытом ездили учителя, завучи и директора со всей республики а также с Прибалтики, Москвы, автономных республик, областей всего Советского Союза. За выдающиеся успехи в деле  обучения подрастающего поколения Куготов Л.Т.

награждён двумя орденами Ленина, удостоин высоких званий  «Заслуженный учитель школы РФ»,  «Заслуженный учитель школы Кабардино-Балкарии».

Многие учителя удостоены  звания:

      Фамилия, имя, отчество Звание
Камбиев    МухабАлимович Герой Социалистического Труда, Заслуженный учитель КБР
Куготов  Лёль Тембулатович Дважды  кавалер Ордена Ленина, заслуженный учитель РСФСР, КБР
МурзакановАбузедМухаметмурзович Заслуженный учитель КБР. Орден дружбы народов
Ногмова Лейла Даниловна Заслуженный учитель КБР, орден  «Патриот России», отличник Просвещения КБР, СССР, РСФСР
ШериевХабасБатырбекович Заслуженный учитель КБР
БишеновЗамахширКазиевич Заслуженный учитель КБР
КамбиеваХаджетХазраиловна Отличник народного просвещения, орден «Знак Почёта»
КумышевДжабагиМугадович Отличник просвещения СССР, Заслуженный учитель школы Российской Федерации
СатушиеваФатиматХамзетовна Заслуженный учитель КБР
Жандаров Султан Бубович Заслуженный учитель КБР
ДзамиховХабасХажкасимович Отличник народного просвещения
Мурзаканов Салим Ахмедович Почётный работник образования РФ
Дзасежева Елизавета Мачраиловна Отличник народного просвещения
Камбиев АзреталиМажидович Отличник народного просвещения
ПшеуновАладжукоХатутович Отличник народного просвещения
Гятов Халиф Исмелович Отличник народного просвещения
Багов ХажисмельЖанхотович Отличник народного просвещения
КумышеваАсятИбрагимовна Отличник народного просвещения
ЗекорееваЗаремаБашировна Отличник народного просвещения
АбидоваАсят Мухамедовна Отличник народного просвещения
КумышеваНазиратНазировна Почётный работник образования РФ
ЗекорееваРтьамурадиновна Почётный работник образования РФ

 

 

2.4  Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)   Абидов Муса Тажудинович- профессор кафедры инфекционных болезней.

Доктор мед. наук, профессор, директор НИИ иммунопатологии РАЕН, руководитель лаборатории токсико-синтетических состояний ММА им. Сеченова, директор центра современной медицины Академии оборонных отраслей промышленности. После окончания Нальчикского медучилища и службы в рядах Советской Армии поступил в 1-й Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова (ныне Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова), который окончил в 1980 г. Им разработан и предложен к применению новый противовоспалительный препарат «галавит» и ряд других новых препаратов. Абидов сотрудничает с рядом ведущих зарубежных медицинских учреждений. Автор более 250 научных работ, 30 патентов на изобретение, 4 монографий. Под его руководством защищены 4 докторских и 10 кандидатских диссертаций. Награжден медалями, дипломами многих научных организаций.Принимает активное участие в международных, Российских, регионарных конференциях и симпозиумах.

Сонова Марина Мусабиевна-руководитель отделения акушерства и гинекологии Ильинской больницы г.Москва.

Акушер-гинеколог, эндоскопический хирург-гинеколог, врач ультразвуковой диагностики, гинеколог – эндокринолог, онкогинеколог. Руководитель отделения акушерства и гинекологии Ильинской больницы. Доктор медицинских наук, доцент, врач высшей квалификационной категории, профессор кафедры репродуктивной медицины и хирургии ФПДО МГМСУ им. А.И.Евдокимова.СОНОВА стала победителем Всероссийского конкурса врачей-2017, заняв первое место в номинации «Лучший акушер-гинеколог».

КасболатФицевичДзамихов— российский историк, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории и председатель диссертационного совета Кабардино-Балкарского госуниверситета. Лауреат Государственной премии КБР в области науки и техники (2002). Заслуженный деятель науки Кабардино-Балкарской Республики (2007) и Республики Адыгея (2008).

Труды:

·        «Отечественная историография социально-экономического строя Кабарды в прошлом» (М., 1984);

·        «Адыги — вехи истории» (Нальчик, 1994);

·        «Кабарда во взаимоотношениях России с народами Кавказа, Поволжья и Крымским ханством (середина XVI — конец XVIII вв.)» (Нальчик, 1997, в соавторстве);

·        «Адыги и Россия (формы исторического взаимодействия)» (М., 2000);

·        «Адыги (черкесы) в политике России на Кавказе (1550-е — начало 1770-х гг.)» (Нальчик, 2001);

·        «Адыги: борьба и изгнание» (Нальчик, 2005);

·        «Кабарда и Россия в политической истории Кавказа XVI—XVII вв. (исследования и материалы)» (Нальчик, 2007);

·        «Адыги — вехи истории». Адыгская историческая серия. (Нальчик, 2008).

 

Среди выпускников школы

13 докторов:

1. Думанов Хасан Мухтарович – доктор исторических наук

2. Абидов Муса Тажудинович – доктор медицинских наук

3. Хамуков Владимир Болатович – доктор с/х наук

4. БейтугановМусабиНугманович – доктор физических наук

5. ДзамиховКасболатФицевич – доктор исторических наук

6. Хамизов Руслан Хажсетович – доктор химических наук

7. Беев АуесАхмедович – доктор химических наук

8. ШокоровХасанбиБаширович – доктор физических наук

9. Хоконов МухамедАмерханович – доктор медицинских наук

10. Асланов Ахмед Дзонович – доктор физических наук

11. БишеновАзретАлиевич – доктор экономических наук

12. Сонова Марина Мусабиевна — доктор медицинских наук

13. Шогенов Ахмед Абдулкеримович – доктор психологических наук

34 кандидата наук:

1.Жаманова ФатиматШамгуновна – кандидат биологических наук

2.Жаманов Ахмед Билялович – кандидат экономических наук

3.Жаманов МухамедБилялович – кандидат с/х наук

4.Жаманов МуаедБилялович – кандидат биологических наук

5.Зекореев НурдинНургалиевич – кандидат филологических наук

6.Ильченко Владислав Иванович – кандидат технических наук

7.Иванова Алла Васильевна – кандидат химических наук

8.Кашежева АсиятЗаурбековна – кандидат медицинских наук

9.Темботова Мария Мухамедовна – кандидат медицинских наук

10.Хоконов ХапачаЛукманович – кандидат физико–математ. наук

11.Тхашоков НазирИсмелович – кандидат химических наук

12.Бишенова АминатАлиевна – кандидат экономических наук

13.Бишенова МаритаМусовна – кандидат исторических наук

14.Бишенов Юрий Мусович – кандидат технических наук

15.Бишенов ХасанбиЗамахширович – кандидат сель.-хоз. наук

16.Багов Ибрагим Хамзетович – кандидат химических наук

17.Кумышева Лейла Ахмедовна – кандидат фармацевтических наук

19.Тхашоков Виктор Мурадинович – кандидат физических наук

20.Шериева Нина Гумаровна – кандидат филологических наук

21.Хамизова МадинаМаковна – кандидат медицинских наук

22.Бейтуганов МуштафаГусманович – кандидат технических наук

23.Хоконова Лиана Тимофеевна — кандидат медицинских наук

25.Губжоков Ибрагим Адильгериевич – кандидат экономич. наук

26.Жаманова Марям Шамгуновна – кандидат математических наук

27.Губжоков ХусенЛёлевич – кандидат с/х наук

28. Люев Аслан Хасенович- кандидат экономических наук

20. Асланова Мая Дзоновна — кандидат филологических наук

30. Крымшокалова Джульетта Абугалиевна — кандидат физико–    математических наук

31.БекановМухамедХабилович- кандидат химических наук

32.Кармова Ася Аубекировна- кандидат филологических наук

33.Шериев Валерий Хабасович-кандидат технических наук

34.Беканов Талий Лукманович- кандидат физико-математических наук

29 защитников Родины

1.Гятов Руслан Хашимович – генерал – майор

2.Бишенов Валерий Сараждинович – полковник

3.Абидов Ахмед Сиражевич – генерал-майор

4.Ногмов МухамедМусович – полковник

5.Куготов Владимир Хажмуратович – полковник

6.Мурзаканов ГумарХажбекирович – подполковник

7.Бишенов Султан Сараждинович – подполковник

8.Хамизов Муса Гузерович – подполковник

9.Пшеунов МухабАладжукович – подполковник

10.Кашежев Валерий Исмелович – подполковник

11.Эштреков МухамедНаурузович – подполковник

12.Мурзаканов Султан Ибрагимович – подполковник

13.Хамуков ХасанбиНахупшевич – подполковник

14.Беканов ХабилХамашевич – майор

15.Кумышев Малиль Мухамедович – майор

16.Ногмов МуаедМусович – майор

17. Лихов Аслан Чафленович – полковник

18. ЛиховМухамедМусаевич — майор

19. ДзамиховКамболатХабасович – майор

20.Гурижев СалихХабасович – подполковник

21.Шериев Хабас Мухамедович – подполковник

22.Хамизов ХасенНургалиевич – подполковник

23.Мусов ЗаурСултанович – полковник

24.Мусов мухамедМуаедович — полковник

25.Маржохов МухамедХарабиевич – полковник

26. КрымшокаловАзамат Мухамедович – майор

27.Кумышев Аслан Ахмедович — полковник

28.Куготов МалильХажмуратович – майор

29.Куготов Виктор Хажмуратович –полковник

3.Культура  школы

 

 3.1. Главные педагогические идеи школы Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.
 3.2.Ценности школы  -Воспитание

-Образование

-Патриотичность

-Духовность

-Коммуникабельность

 3.3. Краткая характеристика деятельности музея  Как показывает опыт, наилучшей базой организации краеведческой работы в школе служит музей. Школьный музей призван содействовать патриотическому воспитанию учащихся, расширению их кругозора, развитию познавательных интересов, формированию у них практических умений и навыков поисково-исследовательской работы.

Начало музейной работы в школе было положено в 2005 году, когда по инициативе и активном участии директора школы, нынче председателя Совета ветеранов села Мурзаканова Салима Ахмедовича, был создан и открыт Зал Боевой Славы.  Салим Ахмедович организовал огромную работу по сбору материала по истории села, о воинах-односельчанах, участвовавших в   Великой Отечественной войне. В Зале Боевой Славы проводились экскурсии и воспитательные часы для учащихся, проходили встречи с ветеранами.

Официально открыт музей в октябре  2017 года  в честь празднования 80 летия образовательного учреждения. В настоящее время музей занимает отдельное помещение площадью 56кв.м., в котором оформлены экспозиции, хранятся подлинные экспонаты, проводятся экскурсии и лекции для учащихся. Работает совет музея, куда входят учащиеся – члены историко-краеведческого кружка. Все вопросы организации деятельности музея обсуждаются на совете музея.

Программа музея предполагает следующие виды работ:

— постоянное пополнение своих фондов путем организации наблюдений, походов, экскурсий, изучения картографических, архивных источников;

— изучение собранных в музее материалов;

— обеспечение, учет и хранение музейных экспонатов;

— оказание помощи учителям в использовании музейных материалов в учебном и воспитательном процессе;

— проведение экскурсий по музею, тематических лекций для учащихся, родителей, посетителей;

— проведение в музее внеклассных мероприятий, классных часов, викторин, конкурсов, бесед, вечеров историко-краеведческого содержания.

Школьный музей имеет следующие профили:

— исторический (история села Каменномостское; история школы; известные односельчане; село в годы Великой Отечественной войны);

— краеведческий ( изучение достопримечательностей , топонимики и географических находок окрестностей родного села);

— этнографический (культура и быт жителей села).

Разделы музея:

  • «История села»
  • «Никто не забыт – ничто не забыто»
  • «Летопись школьных лет»
  • « Старинная утварь»

·        Уголок имени советской поэтессы Инны ИналовныКашежевой.

 

Музей МКОУ «СОШ №1 им.М.А.Камбиева» принял участие  в декабре 2019 года в  Всероссийском смотре-конкурсе школьных музеев боевой и трудовой славы в Российской Федерации , посвященного 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

Заявка и работа, подробно описывающая деятельность школьного музея, были отправлены на конкурс более года назад, в начале декабря. Презентация заняла несколько объёмных брошюр с детальным описанием   экспонатов музея, рассказом о разделах  музея, об участии ребят в поисковых работах  . Труд был оценён по достоинству и принёс музею школы   сначала победу на муниципальном этапе, потом — второе место по КБР, а теперь и первое место на всероссийском уровне.

3.4 Традиции и ритуалы

 

Школа ориентирована на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Социальными партнёрами школы являются: газета «Зольские вести», районный центр дополнительного образования, детская музыкальная школа Зольского муниципального района, пожарная часть № 17,  Дом культуры, «Амбулатория», администрация, общественные институты Совета Старейшин, Совета Ветеранов, Женсовет, Совет молодежной политикис.п. Каменномостское.

В  нашей школе есть   свои сложившиеся традиции и ритуалы.

Традиции нашей школы:

§    Чествование ветеранов педагогического труда ко Дню учителя;

§     концертная программа ко дню матери;

§     совместные спортивные турниры между  учителями, учащимися и их родителями;

§  фольклорно-этнографический праздник;

§  Ритуал запуска выпускниками воздушных шаров как символ пролетевших школьных лет;

§  Чествование  учащихся, которые добились успехов в разнообразных областях знаний и направлениях деятельности, а также их учителей и   родителей на итоговом школьном празднике;

§  Традиционная Вахта Памяти;

§  Традиция проведения конкурса на самый лучший класс года;

§  Традиционный конкурс коллективных социальных и культурно-досуговых проектов;

§   Торжественный прием учащихся в «Российское движение школьников»;

§  Торжественный прием в ряды «Юнармия».

 

 

3.5. Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

 

 

В течение года учителя предметники проводят открытые мероприятия в рамках предметной недели или месячника в форме:

Урок-диспут, Урок-конференция, Интегрированный урок ,Урок-игра с использованием интарактивной доски.Также практикуется проведение уроков и классных часов на образовательных платформах https://uchi.ru/, https://www.youtube.com.

 

По линии районного центра дополнительного образования в школе работает кружок «Рукодельница» (охват 80 учащихся).

На занятиях учащиеся занимаются  вышивкой бисером, нитками, лентами, бисероплетением, шитьем мягкой игрушки, нетрадиционной техникой рисунок на ткани, гобелен,оригамии т.д.

Вышивка золотыми и серебряными нитками национальных орнаментов на различных изделиях (женский пояс, нагрудник, родовая тамга и т.д.)

Ежегодно рукодельницы становятся победителями на Всероссийских и международных конкурсах.

 

3.6            Проекты (дела, программы,  , акции), реализуемые в школе и школой

 

В школе действуют и работают следующие  программы: « Рабочая программа воспитания», «Программа «Семья и школа-партнеры в воспитании», «Этикет», «Здоровье-это жизнь»,

Имеется Отделение Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия»  (ВВПОД «Юнармия») 10 уч.

 

.Спортивный клуб «Олимп » «МКОУ СОШ №1 им,М.А.Камбиева»-161уч.

Активно участвует  в  патриотических акциях : «Георгиевская лента», «Бессмертный полк», «Окна Победы», «Синий платочек», «Спорт альтернатива пагубным привычкам»

В экологических акциях «Чистая школа, чистое село», «Вода России», «Чистые берега, чистые реки».

 

3.7            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Действующее на базе школы детское общественное объединение –  это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» (ст. 5). В его состав входят  юнармейский отряд «Сокол», «ДЮП», Совет Старшеклассников имени Э.А. Кашежевой.

Деятельность объединения строится на принципах:

– равенства всех участников;

– добровольного привлечения к различным видам деятельности;

– развития духа соревнований, товарищества, взаимовыручки.

Работа в объединении ведется по следующим содержательным направлениям: «учимся», «работаем», «отдыхаем», «занимаемся спортом».

Структура детского общественного объединения  МКОУ «СОШ № 1 им. М.А. Камбиева» с.п. Каменномостское  включает следующие отделы:

·       Спорт и здоровье

·       Досуг

·       Забота

·       Дисциплина и порядок

·       Образование

·       Пресс-центр

Активисты были участниками Всероссийского конкурса «Большая перемена», а председатель УС школы стала полуфиналистом.

 В ОУ действует  волонтерский отряд    «Горячее сердце»»:

1. Поддержка различных социальных категорий населения.

Ø  Поздравления жителей села -ветеранов труда, педагогов-ветеранов  школы с различными праздниками, посильная помощь школьниками пожилым людям, проживающим  на территории поселения.

Ø  Участие школьников (с согласия родителей или законных представителей) в сборе помощи для больных и нуждающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Ø  Проведение мероприятий с детьми с ОВЗ и младшими школьниками проведение для них праздников, утренников, тематических вечеров).

2. Благоустройство территории.

Ø  Благоустройство школьной территории,  благоустройство клумб, очистка водоемов села благоустройство памятника  в селе.

3. Культурно-просветительская деятельность.

Ø  Выпуск информационных буклетов к различным праздникам и Дням воинской славы России, памятным датам  знаменательным  событиям в истории  республики, района, села, проведение информационных акций среди жителей.

Ø  Участие и проведение культурных и развлекательных  мероприятий для жителей села в сельском Доме культуры, в школьном музее.

4. Природоохранная деятельность.

Ø  Акции  «Чистое село» ,  «Вода России», «Живи река» (очистка берега сельского целебного источника «Псинащхибл»).

5. Деятельность по  сохранению исторической памяти на территории поселения в рамках деятельности школьного музея

Ø  Благоустройство мест:  Памятник  погибшим  в ВОВ;

Ø  Деятельность по увековечиванию памяти о погибших земляках (с Книгой Памяти,  На Сайте « Подвиг народа», с историческими музейными экспонатами и др.);

Ø  -участие в патриотических акциях  и проектах (проведение митингов и концертов для жителей   села.

 

Командир волонтерского отряда стала победителем республиканского конкурса «Волонтер года -2019» и «Доброволец года 2020».

3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

 Ежегодно в феврале-марте в школе проходит фольклорно-этнографический праздник. Цель проведения праздника — приобщение детей к национальным традициям и духовным ценностям народов Кабардино-Балкарии, воспитание любви и интереса к жизни  народов, его истории. В празднике принимают все учащиеся школы, родители, совет старейшин села.

Праздник проходит  в виде концертной программы. Учащиеся  готовят  театрализованный обряды , исследовательские проекты

«Быт, культура жизни ,этикет адыгов».  Читают стихи о Родине на кабардинском и русском языках, исполняют старинные  песни,  национальные танцы, проводят игры.

В фойе организуется  выставка домашней утвари.

Фольклорные праздники несут в себе праздничную атмосферу, эмоциональный заряд и помогают участникам праздника почувствовать национальный колорит.

 

4.Школа на земле

  4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Сельское поселение Каменномостское расположено в восточной части Зольского района, в долине реки Малка. Находится в 25 км к югу от районного центра Залукокоаже и в 75 км (по дороге) к северо-западу от  столицы КБР города Нальчик.

МКОУ «СОШ №1 им.М.А.Камбиева»    является муниципальным казенным общеобразовательным учреждением Зольского муниципального района КБР и размещается в типовом здании, построенном в 1988 г.

Площадь территории сельского поселения составляет — 148,45 км².

Южные и восточные части сельского поселения в основном представляют собой луга, урочища и охраняемая в девственном состоянии природа.

Населённый пункт расположен в переходной от предгорной в горную зоне республики. К северо-западу от села возвышается Джинальский хребет. Рельеф местности представляет собой многочисленные хребты и холмы тянущиеся в разные стороны. Перепады высот значительные. Средняя высота в пределах села составляет 902 метров над уровнем моря. Абсолютные высоты превышают отметку в 1500 метров.Сельское поселение расположено в зоне альпийской и субальпийской растительности. Почвы представлены горными чернозёмами. К югу от села, находятся крупные массивы сосновых и буковых лесов, среди которых наиболее выделяются леса — Экипцоко и Мазеха.

Климат влажный умеренный с тёплым летом и прохладной зимой. Среднегодовая температура воздуха составляет около +8,0°С, и колеблется от средних +19,0°С в июле, до средних -3,7°С в январе. Среднегодовое количество осадков составляет около 700 мм. Наибольшее количество осадков выпадает в весенний период. В начале весны при резких колебаниях температуры воздуха, с окружающих хребтов дуют сильные ветры.

Экономика

Основу экономики села составляют частные и арендные хозяйства. Наибольший уклон в сельском хозяйстве сделано на возделывание культуры картофеля. Развито молочное животноводство.

На территории села расположен ООО «Энергоресурс», на базе которого выпускаются оборудования для электросетей и товаров народного потребления. Развита сфера быта и услуг.

Из недр земли добывают известняк и другие осадочные горные породы. Имеются предварительно разведанные залежи серебра, меди, железа и т.д.

Туризм

В сельском поселении продолжают развивать туристические курсы и зоны отдыха на основе карстовых озёр Шадхурей и серных источников «Псынашхибль». Развиваются также экстремальные горные виды спорта.

При выезде из села начинается единственная из нетронутых хозяйственной деятельностью ущелий Кабардино-Балкарии — Малкинское ущелье.

Через село проходят дороги ведущие в «Долину нарзанов», водопады Зольского района, северный склон горы Эльбрус и т.д.

В нескольких километрах к югу от села расположены сохраняющиеся в девственном состоянии урочища — Экипцоко и Хаймаша.

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Школа, как социокультурный центр: механизмы развития

и поддержки взаимодействия школы и местного сообщества

Школа – учреждение сельского микросоциума, которая   участвует  в жизни  местного сообщества:

ГБУЗ  «Амбулатория»

СДК с.п.Каменномостское

Администрация с.п.Каменномостское

Совет ветеранов с.п.Каменномостское

Совет Старейшин с.п.Каменномостское

СПЧ №17 с.п.Каменномостское

Совет молодежи с.п.Каменномостское.

 

 4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Социальные партнеры школы:

Главный партнер  школы – это родитель, который имеет свое видение  миссии образовательногоучреждения.
Общее Собрание работников школы — высший орган управления  школой.
Роль партнерских отношений в общей структуре  управления школой.

Социальные партнеры Род деятельности Роль в учебно-воспитательном процессе
Дом культуры села Воспитательная деятельность Платное  дополнительное образование
Дом детского творчества Образовательная деятельность Бесплатное дополнительное образование
сельская библиотека Научно-публицистическая и образовательная  деятельность Тематические праздники, конференции, беседы. Участие в выставках
Общественное движение   «Совет ветеранов» Воспитательная деятельность Беседы, конференции
Пожарная часть №17 Образовательная Беседы,конкурсы
Комиссия по делам несовершеннолетних Образовательная Беседы
ГИБДД Образовательная Беседы, акции, конкурсы
5.         История и культура школы в деталях
 5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) В конце прошлого года в зале заседаний совета Общественной палаты Российской Федерации в Москве состоялась церемония награждения лауреатов национальной премии за вклад в сохранение и развитие семейного культурно-исторического наследия «Семейная реликвия». В их числе была и учитель кабардинского языка и литературы МКОУ «СОШ №1 им. М.А. Камбиева» с.п. Каменномостское Люда Хажисмеловна Лихова. Она награждена дипломом в номинации «Моя родословная» и почетным знаком лауреата. О своем участии, работе и семье наш разговор с Людой Хажисмеловной.
— В 2017 году я участвовала в республиканском конкурсе «Семья года-2017», — рассказывает она. – Увидев мое портфолио, директор Центра труда, занятости и социальной защиты Зольского района Масират КУШХОВА рассказала мне о всероссийском конкурсе «Семейная реликвия», который проходит в рамках проекта «Крепка семья – сильна Россия», и посоветовала принять в нем участие. Она была уверена в моей победе, а я сильно сомневалась. Но подготовила портфолио согласно положению. Его сначала оценили в Нальчике, затем послали в Москву. На конкурс было представлено более двух тысяч работ. На первом этапе отобрали 120 номинантов премии. Из них комиссия утвердила 35 лауреатов из 23 субъектов России.
Награда мне очень дорога. Потому что этой премией фактически оценили мой многолетний труд по изучению родословной Лиховых и КАШЕЖЕВЫХ, в котором была задействована вся моя семья.
— Я родилась в многодетной семье Кашежевых, нас пять сестер и брат. У меня были уважаемые в селе дедушки и бабушки и такие же родители – было с кого брать пример. Папа — Хажисмель КАШЕЖЕВ всю жизнь проработал водителем. Был строгим и в то же время добрым, внимательным, любил гостей в доме. Мог пригласить на ночлег совсем незнакомых людей, к примеру, шофера из Осетии, у которого сломалась машина, или  туристов-велосипедистов, приехавших из Долины нарзанов, и зарезать для них барана. Мы, дети, видели папу только по воскресеньям. В другие дни он уезжал на работу затемно, когда мы еще спали, и приезжал поздно вечером, когда уже спали. В редкие минуты общения он, проверяя наши дневники, говорил, что получать плохие оценки – это позор. Поэтому подвести родителей для нас было большим стыдом, все учились хорошо. К сожалению, восемь лет назад отца не стало.
Мама — Женя КАШЕЖЕВА (МУРЗАБЕКОВА) была домохозяйкой, но много читала и привила нам любовь к книгам. Всегда удивлялась, как она, ухаживая за нами, бабушкой и дедушкой, много вязала, шила и успевала еще читать толстые книги. Мы еще до школы знали «Кавказского пленника» Л. Толстого, просили прочитать нам его снова и снова, это произведение почему-то называли «Жилин и Костылин».  Я была старшей в семье, на меня возлагались большие надежды, родители поддержали мое желание стать учителем, хотели, чтобы я обязательно получила высшее образование. Когда к нам в класс пришла Хаджет Шагировна ЛИХОВА (МАХОТЛОВА), я поняла, что хочу стать учителем кабардинского языка и литературы. Она была педагогом от Бога. Уже много лет работает журналистом на радио КБР так же успешно, как когда-то в школе. Безупречно знала свой предмет, на ее уроках мы узнавали много интересного из истории кабардинского народа. Хаджет Шагировна стала для меня и другом, и советчиком. Такой остается и по сей день.  Благодаря ей я выбрала профессию, о чем никогда не пожалела.
В 2009 г.   участвовала с работой по родословной Лиховых в 19-й республиканской научной конференции учащихся НОУ «Сигма» «Творчество юных» (номинация «Генеалогия») и получила диплом за занятое третье место. В 2010 году  выступила на восьмом республиканском конкурсе «Моя родословная» и получила диплом первой степени за высокие результаты исследований генеалогии и геральдики народов Северного Кавказа.
— У меня есть повод гордиться   успехами своих   учеников. Скажу лишь о некоторых из них. Милана МАРГУШЕВА на всероссийском конкурсе «Шаги в науку. ЮГ», который состоялся в Сочи, получила второе место за исследовательскую работу «Водопад Гедмишх».
Мои ученики не первый год активно участвуют и получают призовые места в международном  интеллектуально-познавательном конкурсе «Хочу все знать», в конкурсах, организованных общественной организацией «Адыгэбзэ Хасэ им. Кази Атажукина». Диана ДУМАНОВА дважды становилась призером, а также лауреатом межреспубликанского конкурса сочинений на кабардинском языке «Си анэбзэ, си адыгэбзэ…», победила в республиканском научно-познавательном конкурсе «Бэрэlущ» («Умники и умницы») и была награждена  поездкой в Турцию. Алина АБИДОВА – победитель республиканского конкурса «Черкесский мир» в номинации «Генеалогия».
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)

Информацию  подготовили  и  представили:

Калажокова Р.А.- директор школы,

Эштрекова Ж.Х.- заместитель директора по ВР.