МКОУ СОШ №3 им. Иса Хуадонти с. Чикола Ирафского района

МКОУ СОШ №3 им. Иса Хуадонти с. Чикола

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

 

 

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 им. Иса Хуадонти с. Чикола Ирафского района РСО-Алания
1.2.        Ф.И.О. директора школы Тускаева Рита Самсадиновна 
1.3.        Почтовый адрес

 

363500, РСО-Алания, Ирафский район, с.Чикола, ул.Магомета Баликоева, д.57
1.4.        Телефон +79188305989
1.5.        Сайт www.chikola3.mvport.ru
1.6.        Электронный адрес chikola_shkola3@mail.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

 

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования 21 чел.
Основная общеобразовательная программа начального общего образования 153чел.
Основная общеобразовательная программа основного общего образования 137 чел.
Основная общеобразовательная программа среднего общего образования 40 чел.
Итого: 351 чел
1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

36, из них:      32 – с  высшим педагогическим образованием,

4– со средне-специальным образованием,

16 – высшая квалификационная категория,

17– первая квалификационная категория,

3 человека  имеют соответствие.

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

 Организация образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебным графиком, учебным планом, расписанием занятий. Образовательный  процесс  осуществляется в режиме пятидневной (1 класс) и шестидневной  (2 – 11  классы) рабочей недели с продолжительностью уроков 45 минут. Занятия ведутся в одну смену и начинаются с 9.00. Последний урок заканчивается в 14.20. Вторая половина дня заполнена индивидуальными консультациями, работой творческих объединений, секций и факультативов.

В соответствии с лицензией МКОУ СОШ №3 им. Иса Хуадонти, с.Чикола, Ирафского района имеет право ведения образовательной деятельности по образовательным программам:

 

Наименование государственной услуги Категории потребителей государственной услуги Нормативный срок освоения
Реализация дополнительной образовательной программы «Предшкольная пора» Физические лица, достигшие возраста 5,5 лет 1 год
Реализация основной образовательной программы начального общего образования Физические лица, достигшие возраста 6,5 лет 4 года
Реализация основной образовательной программы основного общего образования Физические лица, получившие начальное общее образование 5 лет
Реализация основной образовательной программы среднего (полного) общего образования Физические лица, получившие основное общее образование 2 года

 

Дополнительные образовательные услуги

 

№              п/п Название кружка Руководитель День

проведения

Время

проведения

1 Умелые руки Гадзаонова И.Ф. вторник

среда

11.30-12.00

11.30-12.00

2 Занимательная грамматика Химилонова А.Б. пятница

суббота

12.30-13.10

12.30-13.10

3 Веселый счет Химилонова Ф.И. вторник

пятница

13.40-14.20

13.40-14.20

4 Шашки Гуцунаев Ю.М. понедельник

четверг

13.20-14.00

13.20-14.00

5 Театральное объединение «Саби» Хасцаева З.М. Четверг

пятница

12.30-13.10

12.30-13.10

6 ОФП «Уроки здоровья» Сайлаонов О.В. Среда

суббота

16.00-18.00

16.00-18.00

7 Хоровой Кадохова А.Г. вторник

суббота

13.20-14.00
8 Люби и Знай свой край Албегонова И.Т. понедельник

среда

12.30-13.10
9 Юный историк Химилонова Р.И. Вторник 14.10-14.50
10 В гостях у сказки Дзираева А.К. Среда

пятница

14.10-16.10

15.00-16.20

11 Мир глазами детей Гамазова А.Л. вторник

 

13.20-14.00

 

12 Бальные танцы Химилонова Ф.И. среда

пятница

14.10-15.40

14.30-16.00

 

 

 

 

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

 

Школа расположена в северной части села. Здание школы отдельно стоящее кирпичное  3-х этажное, бетонное с чердачным и подвальным помещениями общей площадью ______ кв.м. Крыша шиферная.

Год постройки здания 1980. Проектная мощность  – 500. Реальная наполняемость    – 351 обучающихся.

В школе 26 учебных кабинетов, кабинеты социального педагога, педагога – психолога, библиотека. Школа имеет спортивный зал площадью 162 кв.м. , актовый зал на 100 посадочных мест площадью 220,17 кв. м., столовую на 100 посадочных мест площадью 220,17 кв. м.,  мет.кобинет площадью10,8 кв.м., учебные кабинеты.

В школе центральное отопление водоснабжение, освещение эллектрическое. В здании имеется центральный вход и __ запасных выходов. Площадь земельного участка 32905 кв.м. под территорией школы.

Созданная в школе учебно-материальная  база обеспечивает  доступность качественного образования всем участникам учебно-воспитательного процесса. Уроки и внеклассные занятия проводятся в оборудованных и обеспеченных современными наглядно-методическими пособиями, цифровыми образовательными ресурсами.                                            В летний период на базе школы работает пришкольный лагерь дневного пребывания «Солнышко».

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

1980 г.
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

 
2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

Первым директором школы с 1 сентября 1980 года  по 1 сентября 1987 года был Агузаров Мурат Хаджимусаевич.

С 1 сентября 1987 года  по 1 февраля 2006 года был Дзансолов Виталий Агубеевич.

С 1 февраля 2006 года и по настоящее время директор – Тускаева Рита Самсадиновна

 

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

 
2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Год ФИО Занимаемая должность Наименование конкурса Район, город, край Результат
2009 Химилонова Аза Борисовна Учитель нач.кл. Конкурс лучших учителей РФ в рамках ПНПО всероссийский Победитель
2007 Химилонова Раиса Исаевна Учитель истории Конкурс лучших учителей РФ в рамках ПНПО всероссийский Победитель
2011 Хасцаева Мадина Борисовна Учитель осет.яз. Учитель осетинской словесности Районный Лауреат
2011 Кадохова Анжела Георгиевна Учитель химии Учитель года республиканский Призер
2012 Кадохова Анжела Георгивна Учитель химии   Всероссийский конкурс Победитель
2014 Кадохова Анжела Георгиевна Учитель химии Конкурс на денежное поощрение лучших учителей Республиканский Победитель

 

Солидный багаж знаний по родному языку, отличное знание методики преподавания и опыт позволили учителям начальной школы Кардановой Л.Б. и Химилоновой А.Б. составить совершенно новый вариант  учебно – методического комплекта «Абетæ» на родном (дигорском) языке.  Он прошёл соответствующую экспертизу, получил положительные отзывы ведущих специалистов СОГУ им. К. Л. Хетагурова,  Министерства образования и науки РСО – Алания. В комплект входят: учебник, методическое пособие для учителя и прописи №№ 1, 2, 3. В 2014 году вышло второе издание в обновлённом варианте, включён  словарь.

Уроки Ларисы Батарбековны и Азы Борисовны по чтению на дигорском языке опубликованы в журнале «Рухстауаг».

 

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

 
2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

 
3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

Достичь высокой  результативности и эффективности педагогической  деятельности, высокого качества знаний, значительных сдвигов  в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Соответствовать современным достижениям педагогики и методики.
3.2.            Ценности школьной жизни

 

В основу воспитания положены базовые ценности:

  •   Гражданско-патриотическое воспитание;
  •   Нравственное и духовное воспитание;
  •   Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
  •   Интеллектуальное воспитание;
  •   Здоровьесберегающее воспитание;
  •   Социокультурное и медиакультурное воспитание;
  •   Культуротворческое и эстетическое воспитание;
  •   Правовое воспитание и культура безопасности;
  •   Воспитание семейных ценностей;
  •   Формирование коммуникативной культуры;
  •   Экологическое воспитание.

Следовательно, главными задачами стали:

·          Формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей.

·         Создание условий для духовного, нравственного, физического и, интеллектуального развития детей.

·         Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума.

·         Развитие общей культуры школьников через приобщение к национальной культуре, обычаям и традициям.

·         Осознание обучающимися ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

 

 

3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

ДЕВИЗ  ШКОЛЫ:                                  ГЕРБ   ШКОЛЫ               Познай себя – это интересно!                                                       Сотвори себя – это необходимо!                                                                 Утверди себя – это возможно!                                                                 Прояви себя – это реально!

               ГИМН ШКОЛЫ:                 

1.Стоишь  горда и величава

Ты храм наук и добра

О, сколько сил и чувств вложила

Ты в наши юные сердца

Припев:

Школа! Гордимся мы вами

Школа! Ты славишься нами

Нам не забыть твой прелестный урок

Любимый ты наш уголок!

2. В стенах высоких и волшебных

Ты даришь столько теплоты

И славна ты учителями

Родная школа номер три.

Припев:

3. Звездой сияй при лунном свете

Звучи ты в песне горных рек

Учить, любить мы будем вместе

В сердцах останешься вовек.

Припев:

3.4.            Традиции и ритуалы

 

 За много лет в школе сформированы добрые традиции.

1 сентября – урок «Мы помним тебя, Беслан»
Месячник ДДТТ «На дороге я всегда вооружен»                                                                                               День толерантности                                                                                                             Месячник «Мы патриоты Отечества»                                                                                   Акции «Подарок ветерану», «Письмо ветерану», «Бессмертный Полк».                           Вахта памяти

Уборка воинских захоронений

Акции «Неделя добра»

Осенний Бал

Предметные недели

День самоуправления

Смотр строя и песни

Новогодний праздник

«Мы за здоровый образ жизни»

Педагогический коллектив нашей школы особое и очень большое значение прида­ет сохранению, поиску, созданию и отработке традиций и ритуалов школы: трудовых, спортивных праздничных, связанных с началом и окончанием учебного года. Большое внимание уделяем содержанию и организации такой деятельности, добиваемся, чтобы это было естественно, принято учащимися, родителями.

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

 
3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

На базе школы в 2010 году основан Благотворительный Фонд «Сочувствие», военно – патриотический клуб «Вместе мы – сто тысяч Я», а с 2013 года еще и филиал Регионального отделения Ассоциации Почетных граждан, наставников и талантливой молодежи под руководством заместителя директора по воспитательной работе Цориевой Ирмой Асланбековной. Важной формой деятельности работы с учащимися является проектно – исследовательская работа. Школа активный участник социальных проектов разных уровней.

Школа участвовала в Проекте по направлению военно- патриотического воспитания учащихся с Международной Ассоциацией почетных граждан, наставников и талантливой молодежи. Учащиеся Победители всех трех этапов конкурса Ассоциации в номинациях «Мой земляк» (2011год), «Мой герой» (2012год), «Почетный гражданин»( 2014год).

Ведется плодотворное сотрудничество по поисковой работе с Международной службой розыска в Германии г. Бад Аролзен, «Мемориал» г. Подольск, Организация молодых воинов ВОВ г. Курск Председатель Холтобина Лариса Семеновна.

В результате поисково – исследовательской деятельности учащихся по розыску без вести пропавших воинов Советской Армии в годы ВОВ. В 2012-2013году найдены места захоронений воинов – старший сержант 295 стрелковой дивизии 86 Армии уроженец Республики Беларусь Демещенко Александр Степанович с. Советское; 26 воинов деревни Самотовино Московской области окраина с. Сурх – Дигора. Учащиеся школы приняли активное участие в проект по военно-патриотическому воспитанию «Отечества достойные!», в акциях «Родной герой», «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Свеча Памяти», «Ради жизни на земле».

Социально – значимые экологические проекты: «Чистое село».

Акции: «Поздравь ветерана», «Посади дерево»,                              «Помощь пожилым людям»,  «Диалектные слова нашего села».

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

         В МКОУ СОШ №3 функционирует ученическое самоуправление – Школьный Парламент, который действует на основании Положения об ученическом самоуправлении.

Деятельность органов ученического самоуправления охватывает все сферы урочной и внеурочной деятельности и жизни учащихся:

– поддержание порядка и дисциплины в школе;

– организация учебно-воспитательного процесса;

– организация внеклассной и внешкольной деятельности учащихся;

– работу спортивных секций, клубов по интересам, кружков, экскурсий, вечеров, выездов, походов и т.д.

Все учащиеся принимают участие в организации ученического самоуправления, начиная с классного самоуправления, заканчивая школьным самоуправлением.

3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

Формирование чувства прекрасного, развитие эстетической потребности, эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности, создание эстетической среды ( класс, школа, микрорайон), становление способов, умений и навыков художественно – эстетической деятельности – необходимый компонент воспитания в школе.

С большим желанием и мастерством учащихся выступают в конкурсах, смотрах художественной деятельности на общешкольных праздниках.

Учащихся стараемся развивать на основе свободного выбора вида деятельности.

Большой популярностью у учащихся пользуется кружок «Бального танца», организованного учительницей Химилоновой Фатимой Исаевной.

В школе действует драматические кружки для детей старшего возраста (руководитель Хасцаева Залина М.) и детей младшего школьного возраста (руководитель Хасцаева Мадина М.). Таланты детей восхищают не только школу, но и жителей микрорайона.

В школе организованы хоровые коллективы детей младшего школьного возраста и старшего возраста. Хором детей младшего возраста руководит учительница начальных классов Химилонова Азза Б. Она обладает удивительными музыкальными способностями. Ее воспитанники с большим удовольствием исполняют песни на ее же музыку. Огромной популярностью в селе пользуется песня «О Чиколе» (сл.Р.Бабочити, муз. Химилоновой Аззы Борисовны.). Хором старшей группы руководит Кадохова А.Г.

 

4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Ира́фский муниципа́льный райо́н — административный район в составе Республики Северная Осетия – Алания, от традиционного названия реки Урух — Ираф (осет. Ирæф/Æрæф), протекающей через весь район.

История Ирафского района начинается с 30-х годов двадцатого столетия. Район образован в 1930 г.

Ирафский район расположен в юго-западной части республики, на юге граничит с Грузией, на северо-западе с Кабардино-Балкарской республикой, на востоке — с Дигорским и Алагирским районами. Бо́льшую часть района занимают горы. Самыми большими реками в Ирафском районе являются реки Урух, Хазнидон, Лескен. Площадь территории района составляет 1376 км².

На территории муниципального района Ирафский район Республики Северная Осетия – Алания располагается 36 населённых пунктов в составе 14 сельских поселений: Ахсарисарское, Галиатское, Гуларское, Задалеское, Лескенское, Махческое, Ново -Урухское, Советское, Средне – Урухское, Стур-Дигорское,  Сурх-Дигорское, Толдзгунское, Хазнидонское.

Административным центром Ирафского района является село Чикола,  расположенный в Юго-Западной части Северной Осетии, в обширной живописной котловине, прорезанной небольшой речкой Чиколинка.
По архивным документам и материалам, посвященным истории Северной Осетии, селение Магометанское было основано в 1852 году. Но необходимо, на наш взгляд, сказать, что на этот счет имеются разные толкования и суждения: во-первых о названии, во-вторых о времени основании этого села.
Так, кабардинский ученый Д. Ж. Коков название Чикола возводит к грузинскому “чьико” (стекло). Однако можно полагать, что здесь имеет место искусственная натяжка. Скорее всего правильное объяснение этого названия следует искать в тюркском языке. Во второй части названия можно выделить “кола” (восходит к тюркскому “кюль”, “гел”, “гол” – озеро). Первая же часть названия восходит, видимо, к ногайскому “уъч” (замерзать) или “уч” (три). Тогда бы название можно было осмыслить как «замерзающее озеро» или «три озера». Нам кажется, что последнее объяснение подходит больше, чем первое.
Если еще принять во внимание результаты раскопок, которые произвели любители из сел. Магометанского Тугкаев Алийхан, Царикаев Сулейман, Гуцунаев Магомет (Дзеуи), Айдаров Омар и Гуцунаев Тазе до 1917 года, то выяснится, что вблизи реки Ираф некогда проживали ногайцы, отсюда и название Чикола, восходящее от “Учкола” (три кургана). И это больше отвечает версии, предлагаемой профессором Н. Дз. Цагаевой. Территория, на которой в свое время расположилось сел. Магометанское, являла собой болотистое место, которое зимой замерзало; летом здесь обильно рос кустарник. Речка Чикола имела обыкновение в морозы исчезать, поэтому первые поселенцы Вольно-Магометанского в этот период брали воду из другой реки – Ираф. Следовательно, происхождение названия села можно объяснить и как «три замерзшие озера», и как «три кургана».

 

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества В целях совершенствования воспитательного процесса и расширения воспитательного пространства школа использует связи с различными учреждениями социума по вопросам воспитания.

Совместно с центром занятости района школа реализует проект трудового воспитания: вот уже, который год на базе школы в летнее время работает трудовой отряд, организован летний трудовой лагерь.

Развитию патриотического воспитания способствует сотрудничество с Советом ветеранов: встречи с участниками Вов, участие в митинге, концертах, акции «Милосердие», «Забота».

Сотрудниками детской комнаты милиции при ОВД района, участковым инспектором проводятся профилактические лекции для учащихся, индивидуальные беседы с подростками «группы риска».

 

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня                        Социальные партнеры школы:

Главный партнер  школы – это родитель, который имеет свое видение  миссии образовательного учреждения.
Управляющий совет  – высший орган управления  сообщества родителей, педагогов и учащихся в школе.
Роль партнерских отношений в общей структуре  управления школой.

Социальные партнеры Род деятельности Роль в учебно-воспитательном процессе
Детско-юношеская спортивная школа Образовательная
деятельность
Бесплатное дополнительное образование
Школа искусств Воспитательная деятельность Платное  дополнительное образование
Станция юных техников Образовательная деятельность Бесплатное дополнительное образование
Дом детского творчества Образовательная деятельность Бесплатное дополнительное образование
Центральная районная библиотека Научно-публицистическая и образовательная  деятельность Тематические праздники, конференции, беседы. Участие в выставках
Общественное движение «Стыр ныхас», «Совет ветеранов» Воспитательная деятельность Беседы, конференции
Станция юных натуралистов Образовательная деятельность Бесплатное дополнительное образование
Ценральная  районная больница Образовательная Беседы
Комиссия по делам несовершеннолетних Образовательная Беседы
ГИБДД Образовательная Беседы, акции, конкурсы
5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)  
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)  
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)  

 

 

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): Директор школы – Тускаева Рита Самсадиновна, учитель информатики – Темирова Залина Аликовна