МКОУ СОШ №5 п. Зункарь Нефтекумский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

 

 

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Нефтекумского муниципального района Ставропольского края
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Мария Сергеевна Бабенко
1.3.        Почтовый адрес

 

Россия, 356874, Ставропольский край Нефтекумский район, п. Зункарь, улица Школьная, №1
1.4.        Телефон

 

88655854611
1.5.        Сайт

 

http://zuschool5.edusite.ru
1.6.        Электронный адрес

 

zuschool5@yandex.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

Учащихся -153, 1 ступень – 68, 2 ступень -74, 3 ступень – 11. Классов: 1 ступень – 4, 2 ступень -5, 3 ступень – 2.
1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

Педагогов – 18, высшее образование – 17, среднее специальное – 1, категория: высшая – 2, первая – 9, соответствие занимаемой должности – 2, без категории – 5.
1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Школа работает по шестидневной рабочей неделе, занятия ведутся в 1 смену. Уроки начинаются в 8-00 и заканчиваются в 13.40.

В школе обучаются дети посёлка Зункарь, и осуществляется подвоз детей из аула Бейсей и прилегающих кошар.

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Типовое здание школы расположено в восточной части посёлка Зункарь . Здание школы отдельно стоящее кирпичное двухэтажное, с подвальным помещением. Общая площадь всех помещений – 2709 метров квадратных. В здании имеются: центральный вход, 4 запасных выхода. Год постройки здания 1989. Проездные пути к школе асфальтированы.

Школа имеет учебно-опытный участок 2 га., имеется столовая на 60 посадочных мест.  Наличие классных комнат составляет 13, из них один кабинет информатики с 9-ю компьютерами, кабинеты физики и химии с лабораториями  с оборудованными местами учителя.    3 кабинета начальных классов оснащены автоматизированными рабочими местами педагога. Школа имеет спортивный зал, актовый зал, столовую, учебные кабинеты. На территории школы расположен стадион, футбольное поле, баскетбольная площадка, беговые дорожки и площадки для групповых занятий с детьми.                                           Территория школы огорожена металлической сеткой высотой 180 см.

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

1985 год
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

Образование нового посёлка, приток семей с детьми школьного возраста послужили причиной открытия школы.
2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

Первым директором школы с 15 августа 1985 года была по 1 сентября 1988 года была Колпакова Надежда Михайловна. С 1 сентября 1988 года и по настоящее время директор – Бабенко Мария Сергеевна.  13 ноября 1989 года введено в эксплуатацию новое типовое здание школы.
2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

МКОУ СОШ № 5 расположена на территории Зункарского сельского совета. Она была организованна 1 сентября 1985 года как Зункарская восьмилетняя школа. Реорганизована в Зункарскую среднюю школу 22.12.1988 года. В соответствии с постановлением администрации Нефтекумского района от « 06» декабря 1993 г. № 533/4 Зункарская средняя школа реорганизована в Государственное общеобразовательное учреждение Зункарскую среднюю школу на основании постановления Нефтекумской районной администрации от «12» января 1998 г. № 9/1 – реорганизована в Государственное общеобразовательное учреждение Зункарскую среднюю общеобразовательную школу (свидетельство о государственной регистрации № 100). В соответствии с распоряжением администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 13.04.2005 г. № 45-р Государственное общеобразовательное учреждение Зункарская средняя общеобразовательная школа реорганизована в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» п. Зункарь. В соответствии с распоряжением администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 30.12.2010 г. г. № 2028 и Устава, принятого 06.12.2011 года Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» реорганизована в Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Нефтекумского района Ставропольского края.
2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

В школе работает дружный, творческий  коллектив педагогов. Учителя  добиваются  успехов в реализации Программы развития школы для формирования личности выпускников : социально активных, трудолюбивых, воспитанных на национальных традициях.
2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

За 27 выпусков как средняя школа выпустила 383 учеников, 9 учеников закончили школу с серебряными медалями. Выпускники нашей школы   поступают и обучаются в высших учебных заведениях: в  медицинской академии, СГАУ, СКФУ.

 

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

Партнерами   школы являются  местная сельская Администрация Старченко В.Н., Работники сельского Дома Культуры Макушенко А.И., Ахмедова Л.И., Могильченко С.В..    Сельская Библиотека Ампилогова Н.М..
3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

1.  Успешный переход на ФГОС второго поколения.

2.Внедрение современных педагогических, информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс школы.

3. Создание условий для творческого самовыражения, раскрытия профессионального потенциала педагогов, повышения их профессиональных компетенций.

4.  Создание для обучающихся образовательной среды, в которой они могли бы самоопределяться, самореализоваться и самовыражаться.

 

3.2.            Ценности школьной жизни

 

-гуманистический характер обучения;                                                                                -свобода выбора форм образования;                                                                                            -общедоступность образования;                                                                                   -воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;                                                                                                                                    -демократический характер управления образованием.
3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

Флаг детской  общественной  организации  является официальным школьным символом. Цвета и символы школьного флага отображают представления об укладе школьной жизни: голубой цвет символизирует мир, спокойствие, свободу, целомудрие, красный цвет — цвет единства, памяти о подвиге предков, патриотическое движение; желтый цвет — цвет целеустремленности, упорства в достижении знаний; зеленый — символизирует открытость учащихся к общероссийским, общешкольным ценностям.

Девиз «За Родину, добро  и справедливость»

Эмблема:

Представляет собой  «Алые  паруса». На  парусах мы видим символы направлений нашей деятельности.

 

3.4.            Традиции и ритуалы

 

День  знаний;                                                                                                                                              День пожилого человека;                                                                    День  рождения  школы;                                                                           Осенний  бал;                                                                                                                  Месячник  оборонно-массовой  работы;                                                                              23 февраля — встреча с воинами интернационалистами, с воинами чеченской войны;                                                                                  Месячник здоровья;                                                                                                                                9  мая – встреча  с  ветеранами  войны, тружениками тыла.
3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

Музей — центр воспитательной работы школы  Материалы   музея учителя активно используют для проведения урочной и внеурочной деятельности. В музее проходят экскурсии, музейные уроки.

 

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

1.      «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних »

2.      «Здоровый я, здоровы и мои друзья!»

3.Программа  профильного обучения по ПДД Азбука юного пешехода. Добрая дорога.

4.Программа школьного уполномоченного по защите прав  ребенка«Не  рядом, а вместе»

5.Программа « Кругозор» ( экология)

6.Программа «Истоки» ( поиск)

7. Программа  опытно-экспериментальной  работы  экологического  воспитания  школьников «Воспитание  бережного    отношения  к  природе  родного  края»

Акции

1.      Экологические  субботники

2.      «Забота»

3.      «Георгиевская  ленточка»

4.      Вахта  памяти

5.      Проведение  памятных  дней

6.      Акция «Бессмертный  полк»

7.      «Спорт  против  наркотиков»

8.      Сладкая  ярмарка

9.      Конкурс  стихов  на  экологическую   и  патриотическую  тему.

10.  Предметные  недели

11.  Спешите  делать добро

12.  «Твоя  инициатива»

13.  Краеведческие  конференции «Земляки  —  участники  ВОв»

14.  Спортивные соревнования( школьный и  районный этапы)

15.  Конкурс  патриотической  песни

16.  Месячники:

Ø  Месячник  пожарной безопасности

Ø  Месячник защитника  Отечества

Ø  Месячник Здоровья

Ø  Экологический  месячник

Участие  в постоянно  действующих  Всероссийских, краевых  и  районных  конкурсах, реализующих  программы  патриотического  воспитания  школьников

Проект «Доступная среда»

 

 

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

В школе функционирует детская общественная организация «Алые паруса»,в которую входят  детские объединения школьников: «Радуга», «Поиск», «ЮИД», «Горизонт», «Юный спасатель»,  «Дюп», «Волонтёры», туристы «Эдельвейс»,  «Меридиан».
3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

Возрождение, сохранение и изучение самобытной народной традиционной русской  и  национальной  культуры Нефтекумья. Воспитание устойчивого интереса к традициям, обычаям, истокам родной культуры, любви к народному искусству Сохранение и популяризация исконно- местных традиций и певческого стиля. Развитие творческих способностей детей, чувства прекрасного, своей этнической принадлежности, национального самосознания.

Ø  Празднование  масленицы

Ø  Навруз байрам

Ø  Фольклорный праздник «Традиции  народов  СК»

Ø   Акция «Мы  -граждане России»

Ø  Районный  праздник «Мир  на Нефтекумской  земле»

Ø  «Песни поём на разных языках, а Родина у нас одна».

 

4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Зункарь — посёлок в Нефтекумском районе Ставропольского края. Самый молодой посёлок Нефтекумского района. Основан в 1972 году. Расположен у озера-водохранилища Зункарь, известного своей прозрачностью.                                                                                                                                                                                                                                     По существующей легенде, жила в этих местах прекрасная девушка Зунка. Она очень любила юношу, но тот отверг ее любовь. Тогда она в отчаяньи бросилась в озеро и утонула. С тех пор её именем назвали озеро, а затем и посёлок. По другой версии, ногайцы, видевшие красоту озера, выражали свое восхищение словом «сункарь», возможно они имели в виду рыбу больших размеров.                           Озеро Зункарь возникло сравнительно недавно – его рождение связано с водой Терско-Кумского канала, обводнившего заболоченное топкое место, оставшееся от высохшего озера Ускюбе. Искаженное название этого старого естественного водоема — «Скуба»- хорошо известно старожилам Ногайской степи.                                                                                                                                                                                             Посёлок появился   благодаря учёным Ачикулакской научно-исследовательской опытной станции, которые предложили использовать сыпучие пески для разведения винограда. В 1972 году в системе объединения «Ставропольвино» были созданы несколько виноградарских совхозов на песчаных землях Восточного Предкавказья, в том числе и на Нефтекумье. Для размещения работников этого совхоза, получившего название «Опытный», и был построен поселок. Довольно долгое время он не имел официального имени, лишь в 1984 году Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР ему было присвоено название Зункарь одноименное с расположенным по соседству озером.                                                                                                                                                                    Поселок имеет всего четыре короткие улицы. Дома в основном усадебного типа, с надворными постройками. Есть несколько двухэтажных зданий.                                                                                                                                                                                                               Население поселка 1093 человека,   представляющих 17 национальностей. Почти все жители посёлка работают на винзаводе «Опытный», где перерабатывается значительная часть выращенного на местных плантациях винограда.                                                                              В 1993 году поселок Зункарь получил статус сельского Совета, в его административное подчинение вошел аул Бейсей со всеми сельхозугодьями.
4.2. Участие школы в жизни местного сообщества   Школа работает в тесном контакте с администрацией Зункарского сельсовета, сельской библиотекой, которая оказывает методическую и теоретическую помощь учащимся в поиске информации, Домом культуры.
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Администрация Зункарского сельсовета, сельская библиотека,   Домом культуры, ООО СП  «Опытный».
5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)        Мой первый учитель Братерская Зоя Ивановна.

Учитель.… Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет… Вот почему и охватывает волнение всякий раз, когда речь идет об учителе. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.

Братерская Зоя Ивановна — требовательный педагог, отзывчивый и доброжелательный человек, обладает адаптивным стилем поведения педагогического общения, старается создать вокруг себя доброжелательную обстановку. Зоя Ивановна пользуется заслуженным авторитетом среди коллег, учащихся и их родителей. По воспоминаниям родителей, Зоя Ивановна старается работать но новым стандартам, объясняет материал доступно, применяя различные наглядности. Темирова Эльвира Зауровна , жительница поселка Зункарь, очень благодарна за то, что её старший сын Пирали учился у неё. У Эльвиры Зауровны прекрасные отзывы об этом учителе. По словам родителей многих учеников, Зоя Ивановна уделяла внимание каждому ученику; с интересом проводила классные часы и родительские собрания. Вот как отзывается о Зое Ивановне её коллега, учитель иностранного языка с 36- летним стажем Асфендиярова Кызбике Абдулганиевна: «Зоя Ивановна — опытный педагог. Не смотря на среднеспециальное образование, она являлась очень эрудированным педагогом. Была наставником молодых учителей: Менглибулатова А.Т., Одениязова М.Х. Работала по новой программе 4+3; применяла в своей деятельности систему Занкова. Она очень коммуникабельный человек. При общении употребляет много пословиц и поговорок, применяя их к месту назначения и по тематике общения».

«Учительство — не труд, а отреченье. Умение всего себя отдать. Уйти на долгий подвиг и мученье. И в этом видеть свет и благодать, — сказала о Зое Ивановне директор МКОУ СОШ №5 Бабенко М.С.   Братерская Зоя Ивановна строила свои занятия с учетом знания возрастных и психологических особенностей, с учётом многонационального состава, и с учётом того, что многие дети не посещали дошкольное учреждение. Для каждой группы учащихся ею созданы раздаточные материалы, позволяющие эффективно усваивать темы курса. Обучение велось через дидактические и развивающие игры. Учитель работал в соответствии с современными требованиями, владеет формами и методами активного обучения, использует на уроках групповую и индивидуальную работу с учащимися. В последнее время работала над разработкой индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Уроки Зои Ивановны развивают мышление учащихся, прививают навыки грамотного письма, владения устной и письменной речью. Деятельность учащихся и качество усвоения учебного материала находится под постоянным контролем учителя. На уроках хороший психологический климат, все учащиеся чувствуют себя комфортно и активно включены в работу. И Уровень успеваемости в классе, где работает Братерская Зоя Ивановна, составляет 100%; процент качества 50%.

Всякая профессия начинается с призвания. Так, учитель, прежде всего, должен любить детей. А что это значит? Это значит, что общение с ними должно быть интересным для тебя, что их суждение не покажутся тебе глупыми и скучными, что их дела будут тебя искренне волновать, а совместная игра доставлять удовольствие им и тебе. Это значит видеть в детях маленьких людей, наделенных вполне определенными характерами, с которыми следует считаться, но обладающими, по сравнению с учителем гораздо меньшими знаниями и жизненным опытом. И только это — малые знания и малый жизненный опыт дают право педагогу быть впереди детей и вести их за собой. Но учитель обладает не только этим качеством. Ведь хороший учитель — это, прежде всего, профессионал. Только у такого учителя действительно интересно на уроке, потому что он круглосуточно думает об уроках. Любой учитель — это просто «ходячая энциклопедия»! Многие дети советуются с ними, делятся своими мыслями.

Сейчас ученик — это «восьмое чудо света», оснащенное мобильным телефоном, ноутбуком и получающее удовольствие от прослушивания рэпа, при этом, ставящее опыты над своим дневником. А современный учитель должен совершенствоваться, чтобы соответствовать времени. А значит, современный учитель — это человек, который умудряется исправить все опыты над дневником этого «восьмого чуда света», успевает организовывать его и, что самое удивительное, находить среди таких идеального ученика, жаждущего знаний. Современный учитель — это не профессия, это — образ жизни. Он сам должен жить своими детьми и делать так, чтобы ученики с удовольствием шли в школу, на его уроки. А удовольствие от радости открытия детей во многом зависит от учителя. Это и стиль общения с учеником, и принимаемые современные технологии, и организация работы на уроке, где к каждому ребенку свой подход. Учителя также обязаны учить детей культуре. Самой подлинной, самой утонченной. Но для этого они сами обязаны в то же время учиться культуре. Быть культурным — это не значит накопить в процессе образования запас формул, цифр, имен, дат — словом, разнообразной и бесспорно нужной информации. Этого мало. Быть культурным — значит постоянно и непрерывно совершенствоваться, улучшать себя во многих отношениях. Чтобы соответствовать духу времени на данный момент, необходима твердая уверенность в себе и в своих силах. Учитель обязан быть терпеливым и сдержанным, обязан, как актер, перевоплощаться, как машинист вести поезд, какое бы ни было у него настроение. Учитель только своим примером и своей любовью может вести детей «через тернии к звездам». А тот, кто имеет желание это сделать, и является современным учителем. И такие учителя есть и в нашей школе. Хочется брать с них пример, быть как они и стать такими же.

Л.Н. Толстой, сказал : «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».

Курбанова Райсат ученица 11 класса 2015 год

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Родословие

Тема: «Моя  семья »

Каждый человек — это отдельная история, отдельный мир. Каждый человек, каждый мир имеет свое начало. Семья — начало человека и его продолжение, а значит и продолжение истории.

Изучением генеалогии, родословных и истории своих предков увлечено много людей на нашей планете. И это не случайно. Любому человеку хочется ощутить себя не просто отдельной личностью, а частью рода, связывающего нас с поколениями наших предков. Каждому хочется узнать родословную семьи, увидеть семейное древо, соединяющее через века наше прошлое и настоящее, узнать, как жили наши предки, чем они занимались.

Сам процесс построения семейного древа   очень интересен,   так же  интересно и  познавательно  изучение истории предков и составление родословной. Ведь важно не просто нарисовать семейное древо, а важно понять, чем жили наши предки, каковы семейные традиции, характеры, присущие нашим предкам. Возможно, изучая родословную семьи, удастся определить виды деятельности, где наши предки добивались успехов, или, наоборот, терпели неудачи.  Может быть, построение семейного древа покажет, что   математические  или  музыкальные способности детей, стремление к медицине — это не случайность, ими обладало большинство наших предков, и именно их нужно развивать   в большей  степени.   Может быть, родословная семьи подскажет какие-либо закономерности, касающиеся генетики нашего рода: продолжительность жизни наших предков, наследственные болезни и т.д.   Изучение родословной семьи, истории предков и построение семейного древа  не только интересное и увлекательное дело, но еще и  весьма полезная информация для нас и наших потомков.

Генеалогическое древо или семейное древо — это схематическое изображение родственных связей в рамках некоторого рода в виде дерева, где корнем является родоначальник, а ветвями — линии его потомков. Семейное древо можно построить как по восходящей схеме, так и по нисходящей схеме. Восходящее семейное древо начинается с потомков и идет к истокам, то есть к предкам. Нисходящее семейное древо, наоборот, берет свое начало с предков и продолжается потомками.

Составить родословную семьи и построить семейное древо, начиная с далеких предков, от самых истоков — задача достаточно сложная, в полном объеме она подвластна только крупным специалистам в области генеалогии, да и то, далеко не всегда. Но составить пусть не совсем точное, не очень глубокое семейное древо, состоящее из нескольких поколений предков, при желании может каждый человек.  Для этого нужно   узнать и прописать биографии самых ближайших родственников и, естественно, прорисовать родственные связи на ближайших поколениях. Родственники старших поколений могут рассказать о своих ближайших предках, которых сейчас, скорее всего, уже нет в живых. Тем самым к родословной семьи добавятся еще один – два  поколения предков. В такой цепочке обязательно появятся  дальние родственники из ближайших поколений, которые также своей информацией могут пополнить звенья семейного древа. То есть первостепенной задачей при составлении родословной будет систематизация всей естественной информации, которая вполне доступна, если только заняться её поиском.  Тщательное построение семейного древа и доскональное изучение родословной семьи  дает возможность установить общих предков. Составление родословной и построение схемы семейного древа  может оказаться неоценимой услугой, которую мы  можем оказать нашим внукам и правнукам. Ведь собрать и систематизировать данные, которые доступны сейчас, будет гораздо сложнее через несколько поколений, когда может оказаться утерянной информация, которую еще хранят и помнят старшие поколения. Именно поэтому, разумно создавать семейный архив, собирая туда все, что так или иначе связано с предками, родословной, с историей семьи.

Я  поставила  себе  цель – создать  наше  семейное  древо,  главная  задача в этом деле – сбор информации не смогла бы  осуществиться  без огромной  помощи моих родных – мамы, бабушки Фаи и бабушки Нины.

1. Линия  мамы — семьи  Перегородиевых, Шудеговых, Касаткиных, Ноговицыных.

Мои  прапрапрабабушка Ноговицына Евдокия  Ивановна   и  прапрапрадедушка  Ноговицын  Спиридон Федорович жили в 19 веке  в  деревне Близ-варыш  Карсовайского (ныне  Балезинского)   района  Удмуртии. Моя  прапрабабушка Таисия  Спиридоновна  Ноговицына  родилась, как  записано в её  свидетельстве  о рождении, 17 марта  1881  года .    Вышла замуж за Касаткина  Сергея  Ивановича   живущего  в деревне Полаш соседнего Глазовского района.  Они  переехали  жить в деревню Ур-варыш,  деревни  в  Удмуртии располагались  недалеко  друг  от друга  и названия  были  похожими..   В  первый новогодний день   1 января 1920 года  у них  родилась  дочь,   Елизавета,    будущая  моя  прабабушка, которая  тогда  ещё ничего не  знала  и  не ведала о  будущих  страшных  войнах  и о  своей  роли  в них. Она  вырастет,  и  будет  воевать, участвуя  в Финской  войне 1939 г, где  будет  служить  связистом,   и  в Великой  Отечественной  войне 1941-1945гг., где,  пройдя  курсы  медсестер, станет  медицинской  сестрой,  дойдет  до Победы,   и  в  мирное  время будет работать    фельдшером  в Иргаклинской  участковой  больнице  (ныне Степновского  района).

Прабабушка  Лиза  в 1953 году  вышла  замуж  в  деревню Липово за   конюха Шудегова Вениамина Поликарповича  6 января 1930 года  рождения. Его родителями были Шудегов  Поликарп  Васильевич  и  Евдокия  Фёдоровна  — мои  прапра -дедушка и бабушка. Через год 30.10.1954 года  у  них  родилась   дочь Фаина, моя  бабушка. В то время  в  деревнях  Удмуртии людям  жилось очень  тяжело, голодно и  люди стали  уезжать – искать лучшей  доли. Уехали несколько  семей  на  Кавказ, стали писать письма, в них писали, что на Кавказе жить хорошо, звали  односельчан  на  новые  места. Семья бабушки в 1966 году (когда она  училась в 4  классе) решила  попытать  счастья и тоже  уехать. Но в  те  трудные, послевоенные  времена  людей  не  пускали на  новые  места – надо было поднимать хозяйство  в колхозах Удмуртии. Люди уезжали  тайком, по  ночам, бросив  свой  дом,  всё, что было нажито,  ради того, чтобы  дети  не  голодали. Уехала и семья  прабабушки  тоже  тайком,  они  добирались,  на  чем  могли: где пешком, где на  подводе, где  на  попутной  машине. В конце концов,  приехали   в плодосовхоз «Юбилейный» Курского района, что возле  села  Иргаклы. Вениамин Поликарпович  стал работать  плотником на  строительстве  овощехранилища. После  окончания  школы  бабушка Фая  вышла  замуж за  Перегородиева Николая  Тимофеевича   моего дедушку . У них  родился  сын Алексей (мой дядя) и  дочь Ольга  . Прожили в Иргаклах они до 1973 года.

В Нефтекумском  районе с весны  1972 года  стал  строиться  новый  посёлок,  в песках  там  сажали  виноградники  и поселок  назвали Янтарный, потом  его переименовали по названию озера   в  поселок Зункарь. Дедушка Коля  стал работать водителем  в  совхозе «Опытный», возил  разные  грузы для  строительства  домов  в  поселке, виноградные  черенки  для  высадки   виноградных плантаций. Бабушка  работала  в детском  саду  прачкой. Моя  мама,  Ольга  Николаевна,  училась  в Зункарской  школе, после её окончания  поступила  учиться  в Буденновское  медицинское  училище, в 1994 году  вышла  замуж за  моего папу Володькина  Владимира  Николаевича, затем  окончила  училище и стала  работать  акушеркой  в родильном  отделении Нефтекумской  центральной  районной  больницы.

В 1995 году  родился  мой старший   брат  Дмитрий.  Мама   после  декретного отпуска  на  работу  в больницу  не  вернулась,   они  уехали в город Ставрополь, так как  папа  там работал. В 1999 году  родилась я, Ирина Николаевна  Володькина.     В  городе мы  снимали квартиру, своего жилья  не  было,   поэтому  родители решили  вернуться  в поселок Зункарь,  где  мы  и живем  до сих пор  с бабушкой  Фаиной и дедушкой  Колей.

2.  Линия  папы —  семьи Володькиных,  Здоровцовых,  Становских,  Зелецких.     Моя прапрабабушка  по линии  папы  Здоровцова (по мужу)  Екатерина  Денисовна   родилась  в  селе  Томузловском  Александровского уезда (ныне Буденовского района),   вышла  замуж  за  прапрадедушку Михаила  Здоровцова,   и у них  родилась в 1918 году  дочь  Здоровцова  Любовь Михайловна. Они до революции работали на  кошарах – она – арбичкой (поваром), он – чабаном. Во  время  гражданской  войны  прапрадедушка был  красным  командиром,  в бою  был тяжело ранен  и умер. Екатерина  Денисовна   с семьёй  всё  кочевала по  кошарам и потихоньку  дошла  до хутора  Берёзкина Курского  района.  Прабабушку, Любовь Михайловну  Здоровцову,   взяли  в богатую семью  работать  нянькой, она   в этой  семье  жила  до совершеннолетия. В  школе  она  не  училась и была  неграмотной.  В 1937 году  вышла  замуж за  Становского  Владимира  Семеновича, 1910 года  рождения. Мой  прадед Становский  Владимир Семенович  родился  в ауле  Али — Кую Курского района Грозненской  области. Этот аул   входил   в  состав  поселка  Рощино, который, в  свою  очередь,   состоял  из  бывших  хуторов  помещиков  Пряничникова, Харитонова, Балихина и др. Эти хутора были  переименованы  в поселки  Рощино, Совхозный, Южанин, Песчаный. В 1935 году  Али-куйский  сельсовет  переименовали в Рощинский. Сейчас   аул Али — Кую  насчитывает около 200 жителей.   Мама  Владимира  Семёновича, моя  прапрабабушка Зелецкая  Любовь Евтеевна  была  эмигранткой  из Польши и вышла  замуж в  аул  Али — Кую за  моего прапрадеда, тоже  польского эмигранта  Становского  Семёна. Становский  Семён был артистом  бродячего цирка, канатоходцем. Они   с труппой  ездили по  сёлам с концертами.   Мой  прапрапрадед, Зелецкий  Евтей — отец  Зелецкой Любовь Евтеевны,  был зажиточным    хозяином,  в те  времена  зажиточных  крестьян   раскулачивали  и,  опасаясь этого,  он  всё  своё  нажитое отдал  детям,   помог  им   всем     построить жильё. И Семён Становский  не стал больше  ездить  выступать  с концертами. В 30-е годы  в поселке   Рощино  был организован  племовцесовхоз «Моздокский» №8.  Прапрадед  вступил в совхоз  и стал жить осёдло.   У них  родился  сын Владимир ,   который   в школу  тоже  не ходил, был неграмотным, но  это не  помешало ему    работать  председателем  сельского Совета  в хуторе Березкин. После  переизбрания  прадедушка  Владимир Семёнович  стал  работать трактористом.   В 1940 году    у них родилась   дочь  Становская  Нина  Владимировна, моя  бабушка  по отцу. В 1941 году  мой  прадедушка  ушел на  войну, был тяжело ранен и  вскоре  вернулся  домой  инвалидом  3-й  группы. Когда   фашисты  стали подбираться  к  Северному  Кавказу, сельчане  стали угонять скот, чтобы  тот не  достался  врагу. И мой  прадедушка  погнал  совхозное  стадо  в  буруны,  а  когда  немцев  выбили из  хутора  Берёзкин,  он  вернулся. В годы  войны  в районе  Рощино  и хутора  Берёзкин  велись жестокие  бои. Многие  односельчане  прадедушки не  вернулись  домой,  из 280 человек ушедших на  фронт  192  погибли. В братской  могиле    поселка  лежат 53 воина, погибших здесь во время  сражений. В 1944 году  председатель  совхоза  попросил, чтобы  Владимир Семенович  с другими мужчинами  погнал  скот на  передовую, и   прадедушка  шёл  со    стадом  коров   вслед за  войсками, чтобы  кормить   солдат  и  к  концу  войны  дошел  до  Польши.

Бабушка  Нина    училась  в Берёзинской  школе-семилетке, по окончании  поступила  в  медицинскую  школу    города  Кизляра Дагестанской республики, откуда её  через полгода  забрали родители, так как  узнали, что  медики – военнообязанные. После  только что  прошедшей  войны  родители  боялись, чтобы  её  по  окончании не  забрали  ещё  на  какую-нибудь войну. Она  устроилась  работать в  колхоз им. Хрущёва  свинаркой,  была  комсоргом. В 1959  году  вышла  замуж за  моего будущего дедушку  Володькина  Николая  Степановича 7.10.1938 года  рождения  .    Дедушка  Коля    родился  в городе  Орехово-Зуево Московской  области.   Его  мать Володькина  Марфа Прокофьевна 1908 года  рождения   жила  в селе Кочемирово  Кадомского района  Рязанской  области, работала  на  ткацкой  фабрике ткачихой.   Муж  Марфы   Прокофьевны  Вагин  Степан работал на  этой же фабрике инженером. Во время  коллективизации  с  Рязанской  области вербовали  людей  в колхозы на  юг России. Сестра    прабабушки  Марфы   Дарья Прокофьевны  первая    туда  уехала   и  попала  в  хутор  Берёзкин.   У  прабабушки  Марфы  было два  сына. Старший  сын   некоторое  время     жил   в Евпатории,    там  познакомился  с  жителем     хутора Берёзкин, который    уговаривал   его  поехать на Кавказ.  Многие люди  в те годы  искали  лучшей  доли и считали, что  Кавказ – богатый  край, там выращивают  богатые  урожаи  хлеба, там  нет  голода.

Дедушка  Коля    в это  время  учился   в  училище   в  г. Рязани  на  печника,  закончив,  по  вызову  матери и старшего  брата  приехал  в  хутор  Березкин в 1956 году. Работал чабаном  в  комсомольско-молодёжной  бригаде. После  женитьбы  на  моей  бабушке Становской  Нине Владимировне  в  апреле  месяце  переехал   в  село Новкус-Артезиан.    Дед устроился    работать на  стройку рабочим-строителем.  В 1969 году  выучился  на  десятника, а в 1979 году  перешел работать  в  газовую службу  начальником. Бабушка  Нина  работала  с  1961  года  на  стройке  штукатуром, а  с 1980  года  в  газовой  службе    диспетчером. Награждена   медалью «Материнская  слава III  степени». Она  сейчас  ветеран  труда. На пенсию вышла  в 1990 году, но  еще работала  до 1993  года. Там же,  в  селе Новкус-Артезиан,  в 1970  году  у  них родился  сын  Владимир – мой  отец.

Папа  закончил  восьмилетнюю Новкус-Артезианскую школу  и  поехал учиться  в город Нефтекумск в СПТУ№8 (ныне НРПК),  стал слесарем-автомехаником. Летом  1992 года  приехал  с друзьями купаться  на наше знаменитое  озеро Зункарь, где и  повстречал  мою маму. В 1994 году  они  поженились. Сейчас папа  работает  в  совхозе  трактористом, мама – медсестрой  в  Зункарской  школе, мой  брат   учится  в 9 классе, я — в 5. Оба  активно участвуем  в школьной  жизни, Дима занимается  спортом, а я  — принимаю участие  в работе  детского объединения  межнационального общения  «Радуга», где  мы  поем,  изучаем  культуру  народов Кавказа, участвуем  в концертах, смотрах  и   изучаем  свою  родословную.

Семья  у нас  дружная, хорошая. Мы часто собираемся  вместе на  семейные  праздники,     с бабушкой  Фаей  и мамой  часто  пересматриваем  семейные  фотографии  и  говорим о  старине. Я очень люблю эти минуты. Они  как будто  прибавляют мне  сил,  уверенности в себе,  хочется, чтобы  все  родные  были всегда  живы и здоровы, и чтобы  мы  всегда  были вместе. Мы  решили  попробовать  составить     родословную   моей  семьи. На нашем  семейном  древе мы  поместили  только   самых главных членов  семьи в  восходящем  движении – маму, папу, их родителей, бабушек, прабабушек, прапрабабушек и прапрадедушек, но ведь у каждого из них  есть братья  и сестры, у которых  тоже есть свои  семьи. Попробовали добавить и их – дерева не  стало хватать. В старые времена были очень большие семьи, в которых было    много  детей. Мы  решили оставить только  основные  главные  ветви нашего рода, но теперь стало интересно  изучить свою  большую  семью  во всех направлениях. Хотим этим  заняться, привлечь на  помощь Интернет, архивы, что из этого выйдет, не  знаю, но знаю точно, что у моих потомков  будет  семейный  архив.

3.Воспоминания  моей  мамы  о своих бабушках.

Моя  бабушка  Елизавета  Сергеевна  Шудегова  была  очень строгих правил. Любила  порядок  во всем. В детстве  мне  было  очень интересно  смотреть, как  бабушка  вяжет  носки  и не  смотрит на  спицы, а смотрит по  телевизору  интересное  кино. На  каникулы  я ездила  к бабушке и  часто просила её  научить меня   вязать носки.    Первый  мой носок был связан в 10 лет, но он был похож больше на  валенок, так как  был связан очень туго и  стоял, словно валенок.

Бабушка  Лиза  была  ветераном  войны,  она, несмотря на  возраст,  никогда  не  сидела  без дела. Нас, детей, она  тоже  приучала  к труду. Мы  с ней  работали  вместе   в  огороде, в саду,  во  дворе. Она  была  медработником и к ней  домой  часто приходили люди, обращались за  помощью. Она умела  поправлять  вывихи, никогда  никому не отказывала. Её  уважали  все жители села, многим  она  просто спасла  жизнь. Мы  тоже  играли в «докторов», делали  куклам  «уколы» и ставили  горчичники. Я стала  медработником  благодаря   моей  бабушке, мне тоже  хотелось  помогать людям, облегчать их страдания. Надеюсь, что это у меня  получилось.

Моя  бабушка   с папиной  стороны Перегородиева  Надежда  Антоновна  жила  в селе  Иргаклы. В гости к ней  я  ездила  на  летние  каникулы. Она  была  очень добрая и  покладистая, никогда  нас  не  ругала, баловала, мы  с ней  всегда  готовили  вкусные  обеды  для  дедушки. Всем  хитростям в приготовлении вкусного борща  научила  меня  она. Бабушка  Надя  не  училась в школе, была  неграмотная, но проработала  всю жизнь техслужащей  в школе. Дети  и  взрослые   очень  её любили.  Ведь неважно то, что ты  беден и неграмотен, что у тебя не престижная  профессия, важно – какой  ты  человек и  что ты  дал  другим людям, хорошо ли рядом  с тобой или плохо.

Сейчас  у нас  счастливое, беззаботное  детство. Мы пока  малы, не  думаем о том, что жизнь человеческая   на  самом  деле  не  такая уж и долгая. Становясь  взрослее, хочется   узнать больше о своих  дальних родственниках, о  корнях  своего рода. Откуда мы, кто мы, кем  были наши   прадеды? Чтобы не стать «Иванами, не помнящими родства», мы  изучаем   свою родословную. Если в старину  люди  знали и помнили своих родственников до седьмого или до девятого колена,  а то и  позже, то мы  помним  только до четвертого — пятого, да и то по рассказам  дедушек  и бабушек, которые,  может быть,  никогда  не  видели  своих  дедушек  и   бабушек.

Составление родословной, изучение истории наших предков, построение семейного древа — все это требует много времени, усилий, терпения. Но в результате мы получаем бесценную информацию о своих корнях, о предках, которые стояли у истоков нашего рода, мы становимся хранителем своей родословной, которую будут продолжать наши потомки. А так как  человек без прошлого не имеет будущего, то нет ничего более ценного, чем хранить память о своем роде, о своих предках и корнях.

Моя  семья – что есть ценнее в свете?

Здесь теплый дом, уют и смех детей,

Совет, любовь, свет глаз, что на  портрете,

Всем  в мире  пожелать таких  родных  людей!

Семья  моя – опора и защита

От вьюг, ветров, летящих сквозь года.

Я всех  вас  так  люблю! Историю пишите,

Чтоб помнить о корнях  и  вместе  быть всегда!

 

Исследовательская работа.

Володькина Ирина Владимировна,

ученица  5 класса

МОУ СОШ №5 п. Зункарь

В настоящее время студентка 1 курса  аграрного университета в г. Ставрополь

 

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Я, Шураева Сеетхан Тойгельдиевна  , работаю учителем географии в небольшой  школе п. Зункарь Нефтекумского района, Ставропольского края, в которой чуть больше 153 учеников. Мой педагогический стаж 34 года. У меня двое взрослых сыновей: Камиль и Шамиль.

Я с детства играла в учительницу,  для меня идеалом была директор школы с. Уч-Тюбе, где я училась, Исимова Сабира Тойгельдиевна женщина строгая, справедливая и необыкновенно добрая. Тогда мне маленькой девочке казалось, что когда вырасту, меня мои ученики будут называть как ее. Выросла, окончила Минераловодское педагогическое училище в 1981 году и вернулась в родное село Каясула и проработала 5 лет старшей пионерской вожатой. Это были самые чудесные годы. На этом отрезке моей жизни я с большим интересом и огромным желанием проработала  с Александром Никифоровичем  Сиротенко, который меня приобщил к туристической работе в школе. Пусть я работаю в другой школе, но его дело  не бросала ни на один миг. С 1986 года веду в  тогда восьмилетней, а теперь средней школе до сегодняшнего дня. Когда начинала эту работу стали необходимы географические знания, поэтому я поступила на заочное отделение Ставропольского педагогического института и окончила его в 1990 году. С ребятами участвовали в Вахте Памяти в районе Архыза, ежегодно участвуют мои ученики на районных туристических слетах, где занимают призовые места. В 2014-2015 учебном году на соревнованиях, посвященных Памяти А.Н.Сиротенко заняли 3 место. Команда туристического кружка «Эдельвейс» награждена грамотой и памятными медалями.

Я очень люблю свою профессию,  и без детей жизни своей просто не представляю. Хотя сейчас все ругают современных детей, я считаю, что это не значит, что моё поколение было лучше. Доверчивость, искренность, открытость — эти качества, свойственные всем детям во все времена, есть и сейчас. Но времена меняются, и родители привносят эти изменения в семью: сегодня правят бал прагматичность и вседозволенность. Дети не знают границ  допустимого! Во многих современных семьях нет даже такого понятия — моральные устои. Большинство учеников отлично знают свои права, но не обязанности. А дети восьмидесятых, наоборот, были обязательными. В те годы октябрятская, пионерская и комсомольская организации воспитывали чувство ответственности, коллективизм и принадлежность к единому социалистическому обществу. Сейчас же в моде индивидуализм. Уровень жизни повысился, а воспитанности — упал. Усилилось и расслоение общества по уровню дохода. Но с введением школьной формы эта проблема отошла на задний план, и меня это очень радует.

Я очень люблю свою работу, своих учеников. Этот класс пришел ко мне в 2011 году. Это такие замечательные ребята! За 5 лет нашего общения мы активно участвуем во всех мероприятиях школы, любим все делать коллективно, дружно!

  Ведущие направления в работе – развитие самостоятельной познавательности учащихся на уроках географии, их интереса к изучаемому материалу, традициям  и обычаям народов Северного Кавказа через элективный курс  «Обряды и обычаи народов Кавказа», формирование потребности учащихся в повышении уровня образованности и воспитанности. Принимаю активное участие в работе районного методического объединения учителей географии, участвовала в районных конкурсах «Учитель года» и «Самый классный классный» за которые награждена грамотами районного отдела образования.

 

 

 

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): Чиверь Татьяна Васильевна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Таушева Зульфия Баймухамбетовна – заместитель директора по воспитательной работе.