МКОУ Старопершинская СОШ Мокроусовский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Старопершинская средняя общеобразовательная школа
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Рощупкина Евгения Николаевна
1.3.        Почтовый адрес

 

641542, Курганская область, Мокроусовский район, село Старопершино, ул.Школьная, д.22
1.4.        Телефон

 

83523490540
1.5.        Сайт

 

https://shkolastaropershinskaya-r45.gosweb.gosuslugi.ru/
1.6.        Электронный адрес

 

staropershino@yandex.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

84, 1-4 класс =28, 5-9 класс=46, 10-11 класс=9
1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

Всего педагогов – 16. Имеют образование: высшее –  8, среднее специальное педагогическое – 6, среднее специальное непедагогическое – 1,среднее – 1.

1 категория – 9, соответствие занимаемой должности – 5, без категории – 2

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Школа работает по пятидневной рабочей неделе 1- 11классы. Занятия ведутся в 1 смену. Уроки начинаются в 8.30 и заканчиваются в 14.30.
1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Здание школы типовое, двухэтажное.

 Школа имеет пришкольный участок, площадь 1,0826 га.  На участке расположены цветник и отдел овощных культур.

 

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

1974 год
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

Благоприятное территориальное расположение, численность детей.
2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

Попов Валерий Григорьевич (1974-1978 г.г.)

Кудрявцев Константин Константинович (1978-1980г.г.)

Аскаров Вячеслав Леонидович (1980-1985 г.г.)

Маслова Алевтина Ивановна (1985-1989гг.)

Шатунов Сергей Робертович (с 1989-2020 г.г.)

 

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

С открытия школы и до 1991 года существовали школьные производственные бригады.  2004 год юбилей школы
2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Аскаров Вячеслав Леонидович-директор школы, прививал любовь к спорту. Аскарова Галина Александровна-учитель английского языка, при ней существовал самый лучший лингафонный кабинет в районе.
2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Малыхин А.А.-военком, Колчин А.Н.-погиб в Афганистане, Колчина Л.Н.-врач.
2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

Колхоз «Октябрь», Мокроусовский отдел образования.
3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

Патриотическое воспитание, трудолюбие.
3.2.            Ценности школьной жизни

 

Патриотическое воспитание, трудолюбие.
3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

Девиз дружины имени Ю.А.Гагарина: «С тобой нам, родина любимая мужать, расти» .
3.4.            Традиции и ритуалы

 

Фестиваль «15 республик», «Праздник урожая», «День здоровья», «День здоровья» «Тимуровское движение», «Зарница», «Осенний бал».
3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

Особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления– интегрированный урок
3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Помощь пожилым, Ветеранам.
3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

РДШ, «Юнармия»
3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

«Деревенька моя», частушки, песни у костра.
4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Современное село Старопершино раскинулось по обе стороны реки Суерь в среднем её течении.
На правом берегу расположилось собственно село, а на левом так называемые Заречки-Большая и Малая. Неоспоримым
потверждением существования деревни Першиной является 3-я перепись Тобольской губернии за 1763 год, где указано, что в деревне Першиной проживало 193 человека в 26 дворах. Из этой же переписи мы узнаём, что большинство жителей переселились
сюда из Тебеняцкой, Солтосарайской и Усть -Суерской слобод в период между 2-й 3-й переписями , то есть между 1745 и 1762 годами. (Сегодня это Белозерский и Каргапольский район). Из Тебеняцкой слободы прибыли семейства Евдокимовых, Казаковых, Романовых, Тюленёвых, Сивизьяновых; из Солтосарайской слободы прибыли семейства Коробициных, Худяковых, Налимовых, Бердниковых, Мезенцевых; из Усть-Суерской прибыли семейства Кунгурцевых, Гилёвых, Мартыновых, Крашаковых, Косачевых, Пузырёвых, Волосниковых, Ширяевых. Кроме того были переселенцы из Иковской слободы: Быковы, Крапивины, Пузырёвы, Косачевы, Мокрослоевы, Крашаковы, Батенёвы; Верх-Суерской слободы: Подсохины, Томиловы; из Царёвокурганской слободы: Буйдалины. Некотрые из них (например, прибывшие из
Иковской слободы) только мелькнули в старопершинской истории, в 1762 году они уже значатся как выбывшие в другие слободы (в основном Верх-Суерскую и Усть Суерскую), другие фамилии прошли сквозь века и сохранились до наших дней (Налимовы, Мезенцевы, Казаковы), некотрые (Буйдалины, Романовы, Евдокимовы) получили широкое распостранение в соседних деревнях, от некотрых остались лишь названия урочищ («Тюленёво поле»). Но все они вошли в историю села Старопершино, как и те, что поселились в ней позднее. В период между 1762 и
1782 годом здесь появились Чертихины (из Белозерской слободы), Медведевы (из Усть-Суерской), Александравы (из Иковской слободы); в 1795 году появились Мальцевы (из деревни  Чинеевой Иковской волости), Самковы (из Верх_Суерской Волости), Скорняковы, Тарасовы, Гребенщиковы, Спиридоновы. Переселяются в Першину в этот период из Салтосорайской слободы несколько уже известных фамилий (возможно, родственники)
Налимовы, Мезенцевы. Одновременно наблюдается и значительный отток населения, напомню,  что это время активного
освоения юго-восточного лесостепья Зауралья, начинается переселение «по указу».
Во вновь заведённую деревню Моховую переселяются, Быковы, Романовы, Коробицыны,
Крапивины, Налимовы, Бердниковы, Томиловы: в различные «зимовья» отправляются Коробицины, Худяковы, Подсохины; переехали в Богданову и в Арлагуль Волосниковы; В Обменову-Быковы; в Крошину Крашаковы и Косачевы; в саму Марайскую слободу –Гилёвы, Сивизьяновы и Мартыновы; во вновь заведённую деревню Ново-Першину переселились Евдокимовы. В итоге в Большой Першине ( так тогда писалась в документах Старопершина)  на 1782 год проживало 222 человека. В 19 веке деревня «размножалась» как говорится, «в себе», то есть за счёт естественного прироста. Сложившийся конгломерат разбавлялся лишь «принудительно», за счёт ссыльнопоселенцев, из
которых сумели закрепиться в деревне лишь единицы: Ивановы, Епифановы, Родионовы. (Кстати, Родионовы- предки Героя Советского Союза Николая Ивановича Родионова_ оказались из ссыльных, появились в Старопершиной в середине19 века).
В 1869 году в этой деревне проживал крестьянин с не менее знаменитой фамилией: Иван Иванович Милославский. По переписи 1850 года 30 % жителей  Старопершиной носили фамилию Мезенцевы (20 дворов из 62), восемь дворов занимали Налимовы, шесть дворов Кунгурцевы, три двора –Казаковы. Спустя ещё семьдесят лет, в 1924 году, Мезенцевых насчитывается уже49 дворов, Казаковых-23 двора, Налимовых-15 дворов,
Александровых-12.   В 1926 году В Старопершиной проживало уже 926 человек в 192 дворах, в собственности которых находилось 1973 десятины пашни и 12 ветряных мельниц. Это был. Наверное, наибольший расцвет деревни. В дальнейшем численность населения начала неуклонно снижаться.

В уже «демократические» времена из деревни исчезли мужские представители фамилии Мезенцевы, остался один пенсионер по фамилии Налимов. Немного осталось и Казаковых. Сейчас население Старопершиной представлено в основном выходцами из
соседних деревень, Дмитриевки, Баженовой, Новотройки и «пришельцами» из соседнего государства.

     С середины 18 века деревня Большая Першина числится в приходе Знаменской церкви села Мостовского, но большинство её населения значатся в исповедальных ведомостях этой церкви, как «раскольники». Крупнейшие деревенские кланы Евдокимовых и
Мезенцевых только номинально числятся в приходе традиционной православнойтцеркви. Они в открытую причисляют себя к одному из раскольничьих течений, так называемому Екатеринбургскому часовенному согласию. С возникновением в начале 19 века единоверческой церкви большинство старопершинских так называемых «раскольников» официально отходят от православной церкви села Мостовского и становятся прихожанами единоверческой церкви села Романовского (ныне Белозерского района). Деревня по вероисповеданию разделилась на два лагеря:
бывшие двоедане Мезенцевы, Медведевы, с одной стороны и православные Налимовы, Казаковы, Чертихины с другой стороны. Одни крестились тремя перстами, а другие двумя, одни совершали крёстный ход « по солнышку» а другие против солнышка, одни читали молитвы по древним книгам, другие по переписанным, обновлённым книгам. И оба лагеря считали себя истинно православными. Совместное проживание, видимо, сглаживало религиозные противоречия, по крайней мере, браки между
представителями разных течений не были редкостью.  Невесту в таких случаях «перекрещивали» по своей вере. Хотя в основном старались подбирать невесту по своей вере, благо в окрестных деревнях единоверцев было много. К концу 19 века популярность
единоверия резко упала и наши предки вновь попали в списки «раскольников», покинув теперь уже единоверческий приход села Романовского. После указа царя Николая второго о свободе вероисповедования, большинство бывших единоверцев
оказываются в различных «староверческих» церквях различного толка. Одна из таковых была построена в деревне Ново-Першиной. Её прихожанами и стали большинство старопершинцев.

 Нелёгким испытаниям подверглась эта деревня и в советские времена. Многие её представители были привлечены к ответственности в 20-е годы за участие ви«крестьянской войне» 1921 года. Жесточайшей чистке оно подверглось в период
коллективизации и раскулачивания. По Марайскому району в разнарядке по 2икатегории числилось 130 семей. Новотроицкий сельсовет,  в состав которого входила деревня Старопершина, внёс в списки «кулаков» 28 семей, больше всех других советов
района. Только одна семья представляла Новотройку, пять семей –Новопершину и 22 семьи- Старопершину. Пофамильно «кулаки» распределились так: Мезенцевы-12 семей, Александровы-3 семьи, Корюкины- 2 семьи, по одной- Налимов, Козин, Евдокимов, Казаков и Рыбин. Вероятно, список по району был приготовлен «с запасом», этим же постановлением 16 семей переведены из 2-й категории в третью, а 3 семьи и вовсе перевели в середняки с возвратом конфискованного имущества, а 3-я категория- высылка из  населённого пункта в пределах района. Обе категории с конфискацией.) Такого рода «помилования» удостоились и
три семьи из Старопершиной. Освободившиеся кулацкие дома были переданы для размещения специалистов строящейся в деревне Машинно-Тракторной Станции, которая осталась в истории под именем Марайская МТС и возникающих колхозов.
06.06.1929 г 10 семей из Старопершиной организовали колхоз «Октябрь», к концу 1930 года в его составе было уже 27 семей и67 членов, 1400 гектар земли, в том числе 800 гетар пашни и 288 гектар посева. В 1930 году в Старопершиной возник
ещё один колхоз, под названием «Пахарь». Просуществовали эти два колхоза до 1950 года, когда в процессе очередного укрупнения были объединены вместе с Новотроицкими колхозами « Байкал» и им. Войкова в один колхоз, получивший наименование имени Хрущова.  А в 1958 году колхоз им.Хрущова вновь постигла реорганизация, в результате которой деревня Старопершина стала второй комплексной бригадой и одновременно центральной усадьбой колхоза «Октябрь», который, пережив кратковременное
переименование в СПК «Суерь», приказал долго жить в 2005 году.                                                                                                                              

Можно ли с уверенностью назвать имя основателя
деревни?. Про «татарские» времена понятно, нет источников. Селетков, опираясь на перепись 1762 года называет таковым Евдокимова Степана Алексеевича.
Действительно, такой человек был, и прожил он достаточно долгую жизнь ( в исповедальных росписях 1790 года он числится в семье своего сына в возрасте 88 лет). Более того, в той же переписи 1762 года его семейство стоит под первым номером и оно самое многочисленное (вместе с семьёй брата Архипа насчитывает
около 40 человек. Отметился этот персонаж и в других исторических документах:
так в переписи Василия Турского за 1710 год Степан Алексеевич записан в семье своего отца в возрасте 8 лет, а в 1749 году числится среди обладателей «огненного боя» (то есть огнестрельного оружия) в слободе Тебеняцкой. Поэтому, вполне можно считать этого человека одним из основателей деревни Першина. Першина
на Суери, ибо его отец Алексей и дядя Кузьма Евдокимовы ещё в 1710 году проживали в Тебеняцкой слободе, на территории которой основана другая деревня Першина, та, что сейчас находится в Белозерском районе. Видимо, имеет он отношение и к названию деревни. В исповедальных росписях его потомки несколько
раз записаны под фамилией Першин. Такое часто случается, когда вместо фамилии записывают прозвища. Исследователь Бирюков в вопросе возникновения названия села Першинского  Далматовского района трактует происхождение этого термина сходным образом. Он утверждает, что данное название произошло от уменьшительного имени Перфилий -Перша (прозвища)-
предполагаемого основателя этого села. Но у меня есть и другой вариант возникновения этого названия. В южнославянских наречиях (сегодня, в частности в украинском языке) употребляется слово «перший» в значении : первый, иногда:
лучший, старший. Может быть, отсюда и возникло название деревни- Першая, в смысле первая, старшая, первая из возникших в округе.

 

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Во времена существования колхоза «Октябрь», учащиеся и педагогический коллектив школы выступали с концертами перед работниками колхоза. Сейчас очень активно принимаем участие в Волонтерском движении.
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Администрация Мокроусовского округа, Мокроусовский отдел образования, сельский совет.
5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Мухина Галина Ивановна-учитель русского языка и литературы. В 1975 году, после окончания Шадринского педагогического института пришла работать в школу и работает по сей день. Галина Ивановна-образец педагогической этики, трудолюбия и требовательности. Черникова Галина Антоновна-учитель начальных классов, русского языка и литературы. Галина Антоновна работала в школе с момента ее открытия. Её отличал мягкий, но строгий стиль работы. С детьми всегда были прекрасные отношения, взаимопонимание и уважение.
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Семья Коростелевых. В этой семье основная профессия-педагог. Сергей Андриянович-ветеран ВОВ и Валентина Васильевна познакомились в военном госпитале, поженились и родили 5 детей: Наталья, Валерий, Любовь, Екатерина, Лидия. Трое из них выбрали профессию учителя. Наталья Сергеевна-заслуженный учитель. Любовь Сергеевна вышла замуж за Козинцева Валерия Романовича-учителя физики. Любовь Сергеевна и Екатерина Сергеевна всю свою трудовую деятельность провели в МКОУ Старопершинская СОШ.  Внучка Екатерины Сергеевны тоже связала себя с педагогикой.
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Бывшая ученица: Очень нравилось выезжать на полевые работы. Школа большая, учеников много. Было очень весело! Во время отдыха жгли костер, жарили картошку, пели песни!

 

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): _Рощупкиной Е.Н.___