МКОУ Тиличикская СШ Олюторский район

 

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.      Полное название школы

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тиличикская средняя школа»
1.2.      Ф.И.О. директора школы

 

Алферова Валентина Николаевна
1.3.      Почтовый адрес

 

688800,Камчатский край, Олюторский район, село Тиличики, ул. Молодежная, д 9
1.4.      Телефон

 

8-(41544) 52-6-99,

 8 – (41544)  52-6-98;

1.5.      Сайт

 

https://til.kamchatkaschool.ru/
1.6.      Электронный адрес

 

e-mail: tilschool@.yandex.ru

 

1.7.          Количество учащихся, классов по ступеням образования 1-4 класс-100

5-9 класс-123

9-11 класс-18

1.8.          Количество педагогов, их образование и квалификация Всего педагогов-31

Имеют высшее образование-26

среднее профессиональное-5

1.9.          Организация образовательного процесса

 

Школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

В первый класс принимаются дети, которым на 1 сентября текущего года исполнилось 6 лет и 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья,  но не позже достижения ими возраста восьми лет.

1.10.       Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Новое одноэтажное здание школы построено в 2006 году. Территория участка школы ограждена забором высотой 1,5 м; участок школы озеленён из расчета  50 % площади его территории. На земельном участке выделена учебно-опытная, физкультурно-спортивная, хозяйственная зоны. Спортивно- игровые площадки имеют твёрдое покрытие.

В школьном здании 21 учебный кабинет, имеется мастерская, которая используется по назначению, спортивный зал, актовый зал, библиотека,  столовая. Обеденный зал на 80 посадочных мест. Учебные кабинеты полностью оборудованы и соответствуют требованиям СанПина. В каждом классе имеется интерактивная доска, ноутбук,  необходимое дидактическое оснащение, наглядные  пособия, аудиторный фонд.

2. История школы: основные вехи
2.1.          Дата основания школы

 

1912 год
2.2.          Обстоятельства создания школы

 

Начиналась Тиличикская школа как церковно-приходская. Когда-то её подарила Камчатке царская семья Николая II. Привёз школу миссионер иеромонах Нестор. Точную дату и историю создания первых школ, к сожалению, назвать невозможно, но работниками школы и выпускниками была проведена огромная поисковая работа, в результате которой было обнаружено много интересных и важных фактов.

В 1940 году Тиличикская неполная средняя школа получила статус средней школы и объявила с 1 сентября этого же года набор учащихся, окончивших Тиличикскую неполную среднюю школу, в 8-10 классы.

 В газете «Сталинец» от 14 июля 1940 года появилось объявление, опубликованное от имени районного отдела народного образования: «Тиличикская неполная средняя школа реорганизована в среднюю. На новый учебный год объявляется набор в 8 класс с 15  июля по 25 августа».

«В районе было уже 18 школ, из них 14 начальных,3 неполных (семилетки) и  средняя (Тиличикская). Весной 1943 года состоялся первый выпуск десятиклассников».

В 1977 году было открытие нового трехэтажного здания школы. Праздник для всего села.

В 1986г. исполнительный комитет совета народных депутатов Корякского автономного округа

пгт . Палана РЕШИЛ: С15 августа 1986 г. Реорганизовать Тиличикскую  школу -интернат в   среднюю общеобразовательную трудовую политехническую школу.

Жизнь в школе бурлила: ученическое самоуправление, струнный оркестр, драматический кружок, с 1972 г. призовые места в спортивных областных соревнованиях, в 8о-х гг. детское радиовещание «Северная зорька» по местному радио

2.3.          Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

Из данных архива и книг приказов :

Руководители школы

Строганов Федор Григорьевич с  17.11.1946-1948 гг.

Фролов Николай Петрович с 18.11.1950-02.02.1951 г

Карпова Татьяна Михайловна с  02.02.1951-01.09.1951г.

Петяев Николай Иванович  с12.09.1951-10.60.1952гг.

Карпова Татьяна Михайловна  с08.1952-1955 г.

Шторм Лев Давыдович с 1955-1956 гг.

Ерохин Павел Александрович  с 1956-1957 гг.

Котликов  Семен Захарович  с 18.07.1957-1960 гг.

Ложкина Клара  Григорьевна с  07.01.1960-1963 гг.

Глотов Александр Павлович с 1963-1970 гг.

Кириленко Дмитрий Иванович с 1970-1971 гг

Горяинов Вадим Терентьевич с 1971-1973г.

Сафоненко Петр Петрович  с 1973-1975 г.

Ярославский Александр Леонидович с 1975-1976гг.

Кинь Виталий Александрович с  1976-1982 гг.

Романюта Николай Ефимович   с 1982-1983 гг.

Цыганов Лев Николаевич с 1983-1985г.

Колесник Эдуард Семенович   с 1985-1992 гг.

Шашерина  Валентина  Леонидовна  1992-2007 гг.

Губарева Светлана  Михайловна  2007-2010 гг.

Петренко Анатолий Алексеевич с 2010- по  2018 гг

Гагаринская Ирина Ивановна с 2018 по 2019 г

Алферова Валентина Николаевна с 2019 г по настоящее время

 

2.4.          Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

Самая первая запись в «Летописи школы» посвящена открытию нового трёхэтажного здания Тиличикской средней школы-интерната: «7 ноября 1977 года Тиличикская школа получила от строителей прекрасное здание новой школы, торжественно и празднично шло открытие новой школы.

Звучит гимн Советского Союза. Сотни  ликующих детских глаз смотрят на красавицу-школу. Детские сердца горят желанием поскорее войти внутрь здания. На этом митинге строители дарят учащимся символ — ключ, который с гордостью и благоговением держат ученики младших клас­сов. В обмен на ключ учащиеся дарят строителям памятный адрес. А школа действительно хороша! Сияет мраморной обшивкой, подставляет осенним лучам солнца окна классных комнат

«Строительство школы, — сказал председатель райисполкома Ю.И.Фелоненко : «Мы  расцениваем как заботу партии о жителях Камчатки».

И вот торжественный момент. Ю.И.Фелоненко предоставляет почётное право разрезать алую ленту у парадного входа в школу. Вслед за гостями в распахнутые двери школы стремительным потоком врываются любопытные мальчишки и девчонки. И в их широко распахнутых глазах светится радость и благодарность за чудесный подарок».

Первый учебный год в открывшейся в 1977-м  году школы в Тиличиках был знаменателен выдающимися событиями в жизни нашей страны, записано в альбоме: 60 лет Великой Октябрьской социалистической революции, 60 лет вооружённым силам Советского Союза, 60 лет ленинскому комсомолу, прошёл 18 съезд ВЛКСМ. И далее записано: «Идя навстречу этим событиям, в школе широко развернулось социалистическое соревнование между комсомольскими группами и пионерами. Интересно была продумана и сама форма соревнования: каждому классу давалось 100 очков за хорошие, интересно поставленные дела. Все боролись за 1- е место, прилагая к этому свою смекалку, выдумку, энергию. Победители соцсорев­нования были избраны делегатами 4-го школьного слёта, который состоялся 20 апреля 1978г. А коллективный победитель — комсомольская группа «Романтик» (10«б» класс, группкомсорг  Е. Косыгина) — была приглашена на слёт в полном составе и удостоена быть сфотографированной у развёрнутого Красного знамени. Лучшим учащимся школы были объявлены благодарности, вручены подарки, а самые достойные подписали рапорт школы 18-му съезду ВЛКСМ.  В праздничном концерте приняли участие октябрята, пионеры и старшеклассники».

Школа жила полнокровной жизнью. Не всё можно разместить на страницах альбома, а вот такие интересные, как «Нам песня строить и жить помогает», «А ну-ка, парни!»,  «Ленинский урок» — нашли себе место в альбоме.

В красочном альбоме «Летопись школы» размещено множество фотографий — от черно-белых до цветных, на которых отображены многие стороны жизни учащихся в стенах трёхэтажной школы- красавицы. В первые годы от начала введения её з строй в школе было тепло, даже жарко. Это потом система отопления стала выходить из строя: завоздушивались стояки, забивались ржавчиной батареи, школа — каменная, в зимнее время за ночь выстывала до такой температуры, что дети за партами сидели в верхней одежде, писали ручками, в которых мгновенно застывала паста. Уроки сокращались до 20 минут. Санэпидстанция по требованию ро­дителей закрывала  учебное заведение. Но это было потом, а пока только год 1977- й, а это год 60-летия Октябрьской революции, и накануне сдачи школы-новостройки в эксплуатацию в районе состоялся  «Олюторский фестиваль молодёжи», в подготовке и работе  которого приняли участие комсомольцы школы. Лучшие комсомольцы и пионеры школы подписали «Рапорт 60-летию Великой октябрьской социалистической революции», среди которых были  Г.Григоренко, [“.Тимофеева, Р.Слинкина, Н Домнина, Т.Тнуггшна и многие другие.

«Новая школа — как это здорово! — написано на следующей странице «Летописи школы», — спасибо строителям, которые построили нам школу — большую, трёхэтажную красавицу! Не  только строители строили школу — активное участие в стройке принимали ученики нашей школы. Учащиеся 5-7 классов не раз выходили на уборку территории стройплощадки, а ребята 9- х классов целый месяц  летних каникул проходили производственную практику. Ученики занимались внутренней отделкой школы. Они почти сами выбелили третий этаж. И многие учащиеся 10-х классов также работали на стройке. И мы, пишут ребята, гордимся тем, что внесли хоть и маленький, но свой вклад труда в строительство новой школы. В новом учебном году про­водилось очень много трудовых субботников: ребята озеленили пришкольный участок, помогали учителям при переходе в новую школу, мыли классы, окна. Наша школа славилась своими спортсменами. На областных соревнованиях не один раз команды школы занимали призовые места. Лучшими спортсменами   семидесятых   были: Олег и Валерий Сабировы, Виктор Тен, Сергей Спивак, Галина Российская.

Пионерская дружина Тиличикской средней школы-интерната носила имя партизанки Зои Космодемьянской, которую зверски замучили немцы. И каждый год 29 октября в школе по традиции проходил день памяти 3.Космодемьянской. Между пионерами школы и матерью Зои завязалась интересная переписка. К  Дню Советской Армии (23 февраля 1978г.) пионеры получили письмо от матери Зои — Л.Т.Космодемьянской, в котором она пожелала ребятам успехов в учёбе. «Занимайтесь физкультурой, — писала она, — изучайте военное дело, готовьте себя к пред­стоящей службе в рядах Советской Армии. Желаю вам в этом успеха! Растите настоящими ленинцами!» Письмо отпечатано на пишущей машинке, листочек уже поблек за столь длительное время, но оно сохранено! И к нему прикасалась не одна пара ребячьих рук! А двумя неделями ранее «в школе прошёл День памяти юных героев, посвящённый орлятам всех стран и народов, которые боролись и погибали. Они сражались на баррикадах, их преследовали враги революции, они сражались в огне Великой Отечественной войны», — записали учащиеся школы на очередном листе альбома «Летопись школы».

Очередная страница альбома под названием «Все работы хороши» посвящена  встрече с людьми различных профессий;  «Наиболее ярким событием в профильной работе    — стала пресс-конфе­ренция «Встреча с профессией», куда были приглашены рыбак, геолог, авиатор, швея, строитель, и каждый из них рассказал, как выбрал свою профессию. Узнали много необычного об   обычном!»

28 января 1978 года со школьной сцены учащиеся школы, родители и гости увидели спектакль «Урок дочкам».  Актёры — учащиеся и учителя: Наташа Домнина и Елена Владимировна Жигарова, Гриша Ойнвид, Лена Кувалдина и Владимир Дмитриевич Хаританович. Режиссёр спектакля — завуч школы Анна Степановна Коваленко, энергичная, неуёмная, всю себя отдающая школе, такой она запомнилась многим и многим учащимся и их родителям.

В альбоме есть запись Лены Косыгиной о первом школьном спектакле .  Наша школа давала очень много спектаклей и концертов, создаваемых учащимися совместно с учителями, да и значительно позже уже другие поколения учеников и их педагогов готовили представляли на суд зрителей не одно такое мероприятие.

А вот ещё одно мероприятие, навечно внесённое в «Летопись школы»: «Прощание с букварём». Это всегда интересное зрелище: ребята научились читать, уже самостоятельно идут в библиотеку и с азартом выбирают себе книжки с крупным шрифтом, и они с полным правом считают себя читателями! На празднике первоклашки пели песни, читали стихи, танцевали, отгадывали загадки и ребусы. Хорошо прочитали стихи Лида Серая и Эля Федотова.

В   альбоме,  посвящённом  истории  Тиличикской средней школы-интерната, на многих страницах размещены заметки из районной газеты, рассказывающие о последнем и первом звонке,  потому что это — всегда яркое и радостное событие в жизни каждого ученика и, конечно же, в жизни каждого учителя: ученики  приходят и уходят, а учителя остаются и встречают всё новых и  новых учеников.

Последняя такая заметка от 7 сентября 1996 года — «Звонок для первоклассников»: «В руках у первоклассницы Кати Исмагиловой, которую бережно пронёс по кругу выпускник Женя Михальков,  звенит первый в этом году школьный звонок. В унисон ему звучат строки стихов: «звенит звонок, зовёт ребят к работе нашей детской, а ведь звонки с утра звенят по всей земле российской!»

Уезжают, как правило, не только выпускники, но и многие учителя. Уехала в своё время и завуч школы Анна Степановна Коваленко. И в 1982 году прислала в газету своё письмо для всех, кто её знал, с кем она работала в Олюторском районе. Приведу лишь несколько строчек: «Как-то спросили у человека, долго проработавшего на севере, сколько лет он не видел, как цветут яблоневые сады? И тот ответил, что двадцать; тогда всем стало ясно, за что платят северные надбавки…  « Вот уже три года подряд я вижу цветение яблонь, но не вижу целых три года, как цветет и созревает морошка, как обновляет человека ежегодное бурное таяние снегов, как встречаются в июне вечерняя заря с утренней, заливая всё вокруг фантастическим светом. Сейчас я в Геленджике» Слов нет, прекрасно Чёрное море, но я смотрю на него, «вспоминая с грустью иные берега, иные волны…»

Шли годы, и вот в один  морозный апрельский день 2006 года , жизнь для нашей школы изменилась раз и навсегда! В тот день как обычно шли занятия, был 4 урок, и вдруг загудела земля, затрещали стены, дети испуганно переглянулись  друг на друга. И кто- то сказал: « Это землетрясение!». Нет, паники не было, все без исключения и педагоги, и дети, покидали школу быстро и как потом сказали, организованно. Все выбежали на улицу из такой родной школы, которая на глазах меняла свой  каменный облик. Фасад  трещал, блоки верхнего 3-его этажа стали падать прямо на парадную лестницу здания, все стояли, дети плакали, старшие начали снимать с себя свитера , так как  мороз, несмотря на апрель , был около 20 градусов, не было равнодушных в тот злополучный день, отовсюду бежали родители и просто взрослые люди спешили на помощь к детям, учащихся  в нашей   средней  Тиличикской школе. С тех пор прошло уже более 10 лет,  жертв не было, все жители Тиличик  мужественно и стойко пережили те дни и недели после землетрясения в 8,2  баллов. Старой школы больше нет, вернее, что самое трагичное, она еще стоит, молча взирая пустыми окнами без стёкол ,  на улицу и прохожих, и надпись у входа другая : « Осторожно  — опасно для жизни, не ходить!»

Сегодня в поселке Тиличики есть Новая и уютная школа, в которую каждое утро с удовольствием спешат дети и учителя, мы верим, что новая школа увидит еще  много, много  радостных первоклассников и выпускников, и счастливые долгие года ждут нас впереди!

 

2.5.          Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Губарева Светлана Михайловна, директор школы,

Смага Елена Викторовна, заместитель директора школы по учебной работе,

Калашникова Олеся Валерьевна, учитель химии и биологии,

Довгань Светлана Юрьевна, педагог-психолог,

Дробышева Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы,

Смага Иван Иванович, учитель технологии и физкультуры,

Слипец Лариса Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе,

Константинова Полина Константиновна, учитель английского языка,

Алферова Валентина Николаевна, директор школы,

Печенко Виктория Николаевна, учитель информатики,

Гагаринская Ирина Ивановна, учитель математики,

Вербенко Наталья Ивановна, учитель начальных классов,

Мизинина Анна Владимировна, учитель начальных классов.

2.6.          Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Жуков Сергей Николаевич, предприниматель,

Петренко Алексей Анатольевич, золотой медалист

Матвеева Екатерина Сергеевна, золотая медалистка

Тищенко Анастасия Геннадьевна, золотая медалистка

2.7.          Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

Муниципальная казенная образовательная организация дополнительного образования «Районный центр внешкольной работы»,

Муниципальное Казённое Учреждение Культуры Олюторского Муниципального Района «Центр Культуры И Досуга,

КГКУ ЦЗН Олюторского района, 

Отделение полиции № 16 Корякского МО МВД России

3.       Культура школы
3.1.          Главные педагогические идеи школы

 

Идея воспитательного коллектива.

Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности.

 Огромное значение Макаренко придавал формированию педагогического коллектива. Он писал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса». А. С. Макаренко вскрыл закономерность, согласно которой педагогическое мастерство учителя обусловлено уровнем сформированности  педагогического коллектива. «Единство педагогического коллектива, — считал он, — совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идёт вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее». А. С. Макаренко утверждал, что нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимости от качества или таланта отдельно взятого учителя, хорошим мастером можно стать только в педагогическом коллективе.

Идея развивающего и воспитывающего обучения, ориентированного не на знания, умения и навыки как на конечную цель, а на формирование комплекса качеств развивающейся личности.

Наша задача состоит вовсе не в том, чтобы накапливать знания, которые являются основой информации, в голове ученика, а помочь ему выработать технику мышления и универсальные способы деятельности по получению и употреблению знаний. Знания, таким образом, не выбрасываются из содержания образования, а становятся предметом длительной и целенаправленной работы учащихся по экспериментированию с ними, направленной на анализ условий их происхождения, на определение приемов их употребления. Гораздо важнее (как для учащихся так, впрочем, и для учителя) то, как мы открыли, чем то, что мы открыли. Знание приходит к ребенку, когда он понимает, как он понял. И ему интересно понимать.

Идея сотрудничества, неформального общения, сотворчества педагогов и воспитанников.

Многие традиции, сложившиеся годами, являются доказательством ее развития. Эти традиции относятся главным образом к внеучебной форме деятельности коллектива. Этому способствует формирующаяся в течение многих лет воспитательная система, стержнем которой является «погружение» учащихся в искусство, воспитание их культурой. Воспитательный потенциал школы и дальше должен расти за счет развития этой системы. Значительно слабее идея сотрудничества взрослых и детей просматривается в учебном процессе. Между тем возможности такого сотрудничества достаточны богаты. Это и совместное планирование учебного материала по многим предметам, и выбор методов ведения урока вместе с детьми, и выбор с учеником индивидуальных форм работы и многое другое. Задача коллектива состоит в том, чтобы реализовать возможности творческого сотрудничества в полной мере.

Идея творческого подхода, непрерывного поиска и проверки содержания, форм и методов обучения и воспитания.

Важным качеством работы учителя школы является способность к преодолению отживших штампов и стереотипов, умение найти нетрадиционные педагогические технологии, принять на себя ответственность за педагогическое новаторство при бережном отношении к отечественному и мировому педагогическому опыту. Труд педагога  всё более должен включать в себя элементы исследования; он должен испытывать постоянную потребность в научном осмыслении педагогической реальности. И помочь ему в этом может и в первую очередь опора на науку. Педагог школы – это профессионал, способный просчитать варианты педагогического действия, прогнозировать возможные его результаты, владеющий приемами анализа и самоконтроля.

Ценности школьной жизни

 

Доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей;

стремление к высокой  психологической комфортности для всех субъектов  педагогического процесса;

стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и коллектива учителей;

атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учеников и учителей;

безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы;

Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

 Флаг школы является официальным школьным символом, отражающим индивидуальность образовательного учреждения, разработан на основе герба.
Флаг представляет собой прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3 (90:110 см), поделенное на три луча:
•первый луч белого цвета (1/5 ширины флага) – цвет чистоты, совершенства, мира;
•средний — синего цвета (3/5 ширины флага) — цвет целеустремлённости, интеллекта, упорства в достижении знаний;
•нижний — красного цвета (1/5 ширины флага) – цвет единства, патриотического движения в школе,
прикрепляемое к древку.
В центре полотнища расположен герб школы.
Флаг школы устанавливается во время официальных церемоний и других торжественных мероприятий общешкольного уровня, а также на спортивных соревнованиях в дни открытия и закрытия. Флаг школы установлен постоянно:•в кабинете директора школы;•в фойе школы;

Герб МКОУ «Тиличикская средняя школа» создан по правилам Русской геральдической коллегии. Состоит он из ряда обязательных элементов, каждый из которых играет свою собственную роль в этом едином целом.

К ним относится:• четырёхугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности геральдический щит, положенный на картуш (фигурные, свиткообразно закрученные детали по сторонам щита), щит подчеркивает, что перед нами герб учебного заведения;•под щитом расположена лента с девизом школы «Учеба-это не время, учеба-это усилия!»;• цифра 2006 – год открытия новой  школы;• раскрытая книги у подножия герба – эмблема просвещения, знания, мудрости – символизируют три ступени обучения. Цвета:• зеленый цвет – цвет, определяющий рост и развитие, символ здорового образа жизни;• жёлтый цвет – цвет активности, стремления к общению, радость, тепло и взаимопонимание в отношениях участников образовательного процесса;•красный цвет – цвет единства, патриотического движения в школе;•сииний цвет – цвет целеустремлённости, интеллекта, упорства в достижении знаний. Герб школы является неотъемлемой частью школьной символики, отражающей индивидуальность образовательного учреждения.

Герб школы установлен постоянно

:•в кабинете директора школы;

•в фойе школы.

Гимн школы отражает историю и традиции школы, связанные с жизнью района, края, способству-ет воспитанию у  обучающихся патриотизма, стремления к знаниям, чувства ответственности перед обществом. 

 Гимн исполняется в особо торжественных случаях: на праздничных линейках, общешкольных мероприятиях, на соревнованиях.
Гимн школы исполняется стоя.

Девиз:  «Учеба-это не время, учеба-это усилия!»

3.2.          Традиции и ритуалы

 

Праздник первого звонка «Здравствуй, школа!»
Ежегодно 1 сентября школа открывает двери для своих учеников. Проводится торжественная линейка, посвященная дню Знаний. Праздник способствует позитивному настрою на учебу и серьезный труд. Каждый год по традиции на торжественной линейке вручаются грамоты лучшим ученикам предыдущего года. На линейке выступает директор и лучшие ученики школы, также ученики 11 класса дарят подарки первоклашкам. После линейки все дети нашей школы вместе со своими педагогами идут на классные часы.
•День учителя по традиции это замечательный общешкольный праздник. С утра в школе звучит музыка. Старшеклассники прямо при входе в школу поздравляют наших дорогих учителей. В этот день все права по организации и проведению занятий передаются старшеклассникам. Новая администрация школы составляет расписание на этот день и планирует ряд развлекательных мероприятий. А педагоги вновь становятся учениками, организуя 12 — й класс. Никогда нельзя предугадать заранее, как пройдут уроки в этом классе. Учителя, ненадолго ставшие детьми, включаются в игру, шалят и проказничают, пытаются сорвать урок. Иногда приходится вызывать «классного руководителя» и даже директора школы! Новоиспеченные учителя, вчера еще сидевшие за партами, в этот день видят работу педагога с другой стороны, что в дальнейшем меняет их отношение к школе и учителям. Заканчивается этот день традиционно торжественным концертом, посвященным нелегкой профессии «учитель»! • Посвящение в первоклассники. После первого месяца обучения самым маленьким ученикам предстоит пройти ряд испытаний на праздничном мероприятии, где они будут торжественно объявлены настоящими первоклассники.•День Матери Ежегодно дети приглашают своих мам на праздник. Дети вместе с мамами смотрят концерт в актовом зале, потом располагаются за праздничным столом в кабинетах школы. День матери в России отмечается в последнее ноябрьское воскресенье.

Новогодние праздники.  Накануне Нового года все ученики начальной школы попадают в сказку. Новогоднее представление традиционно проводится в актовом зале и организуется силами педагогов нашей школы. Сказочное шоу сменяется хороводами у елки, играми и песнями. А вот для учащихся средних классов проводятся конкурсные программы с участием большого количества школьников. Старшеклассники сами организуют себе праздник. Новогодняя программа представляет собой танцевальный марафон с играми и конкурсными заданиями. •Месячник оборонно-массовой и спортивной работы, посвященный дню защитника Отечества
К этому празднику приурочены спортивно-массовые мероприятия, военизированная эстафета, конкурс строя и песни среди учащихся начальной школы.• Праздники, посвященные Международному Женскому дню 8 Марта
Есть в нашей  школе традиция: каждый год поздравлять  мам с весенним праздником Днём 8 Марта! А подарком для них  является концерт, к которому ребята  готовятся  с начала учебного года. Показать свои таланты стараются и взрослые, и малыши. Концертная программа проходит в актовом зале. Задорные песни, озорные танцы, смешные сценки посвящаются мамам. Праздник завершается чаепитием и вручением цветов и  подарков, сделанных  ребятами своими руками.

Конкурс «Ученик года» Целью конкурсного отбора является поощрение и поддержка лучших учеников образовательного учреждения по итогам учебной и творческой деятельности. На основании решения конкурсной комиссии лучшие учащиеся 2-11 классов награждаются  дипломами I,  II, III степени и памятными подарками на празднике Последнего звонка или Празднике первого звонка «Здравствуй, школа!». Информация публикуется в СМИ и размещается на школьном сайте. На основании решения конкурсной комиссии победителям выдаются рекомендации для участия в  районном и краевом конкурсах. •Конкурс «Лучшее МО» Целью конкурсного отбора является организация и стимулирование  внедрения современных технологий в сфере образования, новой практики и методов педагогической деятельности в школьных методических объединениях, направленных на повышение качества и доступности образования, создание условий для внедрения новых технологий, современных и эффективных форм, методов, приемов педагогической деятельности; выявление прогрессивного опыта работы, новых творческих идей, содействие распространению и внедрению их в общеобразовательную практику. По итогам конкурса методические объединения награждаются дипломами I,  II, III степени, благодарственные письма вручаются педагогам, которые внесли значительный вклад в достижения методических объединений. На основании решения конкурсной комиссии педагоги рекомендуются  для награждения.• Итоговые линейки. Ежемесячно школьники знакомятся с информацией о проведенных школьных делах, участиях школы в районных и краевых мероприятиях и конкурсах. Лучшим учащимся вручаются заслуженные грамоты. На последней линейке в мае определяются победители общешкольного конкурса «Лучший ученик» и «Лучший класс», самые активные школьники отмечаются грамотами, классным коллективам присваивается уровень продвижения их активности.• Вахта памяти ко Дню Победы
Чествование ветеранов Великой Отечественной войны «По дорогам памяти». В начале мая традиционно проходят мероприятия, посвященные «Дню победы”. Цикл этих мероприятий получил название «Эстафета Победы», которая включает в себя конкурс плакатов, смотр строя и песни, беседы и встречи с ветеранами, военно-спортивную эстафету, праздничный концерт. День Победы является традиционным праздником для всей школы. 9 мая ученики нашей школы вместе с учителями принимают участие в митинге. На классных часах ребята встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, вспоминают о подвигах солдат на фронте и тяжелой жизни в тылу.• Последний звонок. Последний звонок – любимый праздник школьников, завершающих учебу. Как правило, его проводят 25 мая перед выпускными экзаменами. Этот день своего рода окончание учебного марафона с уроками, контрольными работами, переменами, домашними заданиями и мероприятиями. К празднованию этого знаменательного дня привлекаются все ученики как младших классов, так и старшеклассники, учителя и родители школьников. Торжественная церемония предполагает выступления директора, приглашенных гостей, классных руководителей, членов родительского комитета, театрализованные представления от первоклассников и творческих коллективов школы. Сами выпускники в этот день одеваются либо в школьную форму, либо в строгие костюмы, поверх которых повязывают ленты с надписью «Выпускник». И вот, трели школьного звонка возвещают о том, что позади беззаботное детство и лишь череда выпускных экзаменов отделяет сегодняшних учеников от вручения долгожданного аттестата!• Выпускной бал. В июне заключительным аккордом учебного года являются торжественные линейки, посвященные выпуску учащихся 9-х и 11-х классов. В праздничной обстановке из рук директора школы выпускники получают первый в своей жизни документ – аттестат. Почетными грамотами отмечаются ученики, отличившиеся в науке и спорте, творчестве и социальной активности. Благодарственные письма вручаются родителям, которые оказывали поддержку школе в образовании детей.
3.3.          Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

Для каждой ступени образования  разработана и в течение года реализуется  образовательная программа, основное содержание которой соответствует государственному образовательному стандарту. Учителями-предметниками разрабатывались рабочие программы, в которых использовались эффективные формы обучения, создавались необходимые условия для реализации обучения детей с разными способностями, с разной степенью усвоения учебного материала. С апреля 2020 года в связи с эпидемиологической обстановкой было организовано дистанционное обучение.

Начальное общее образование. Образовательная программа рассчитана на четырехлетний нормативный срок усвоения государственных образовательных программ начального общего образования.

Выполнение образовательной программы начального общего образования в 1-4 классах обеспечивается через реализацию учебного плана урочной и плана внеурочной деятельности. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса  и реализуется, насколько это возможно, с учётом выбора и пожелания родителей. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности обучающихся:

·                спортивно-оздоровительное;

·                художественно-эстетическое;

·                научно-познавательное;

·                проектная деятельность;

·                гражданско-патриотическое

·                общественно-полезная деятельность.

Миссия начальной школы — научить ребенка учиться, заложить способы учебной деятельности. На этой ступени реализуются образовательные программы расширенного развивающего обучения и решаются следующие задачи:

1.Оказание помощи ребенку в прохождении трудностей в различных видах деятельности, формировании самостоятельности.

2.Развитие  интеллекта

3.Формирование потребности в творческой деятельности.

4.Воспитание коммуникабельности.

5.Формирование трудовых навыков и нравственных представлений.

Основное общее образование

Основное общее образование обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ в условиях становления и формирования личности ребенка и направлена на развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному и профессиональному самоопределению.

Вариативная часть базисного учебного плана основного общего образования представлена компонентом образовательного учреждения и направлена на реализацию следующих целей:

·                развитие личности ребенка, его познавательных интересов;

·                выполнение социального образовательного заказа;

·                удовлетворение образовательных потребностей учащихся;

·                реализация предпрофильной подготовки;

·                подготовка к ситуации выбора профиля обучения в старшей школе.

Миссия основного общего образования — развитие способов учебной, исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса. Именно здесь наряду с общеобразовательными предметами вводятся программы углубленного изучения, а также курсы по выбору школьников, что является начальной ступенью предпрофильной подготовки. Эта ступень призвана решить следующие задачи:

1.              Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.

2.              Создание условий для развития творческих и индивидуальных способностей детей.

3.              Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.

4.              Формирование самостоятельности учащихся.

5.              Оказание помощи подросткам в расширении круга их интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности.

Среднее общее образование

Среднее общее образование призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.

На данном уровне образования в школе организованы профильные  универсальные классы. Основной задачей обучающихся, реализующих эту программу, является профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему обучению в учреждениях высшего и среднего специального образования.

Образовательная программа и Учебный план:

·                сохраняют преемственность между начальным, основным и средним образованием;

·                максимально большое внимание уделяется подготовке к государственной итоговой аттестации;

·                предлагает качественные и продуманные курсы учебных предметов.

Миссия старшей школы — создание условий для профессионального самоопределения, а также:

1.Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся.

2.Развитие мотивационной готовности в выборе дальнейшей профессиональной деятельности.

3. Дальнейшее физическое развитие личности.

4.Формирование нравственных, гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.

Образовательный процесс предусматривает формирование образования, ориентированного на развитие у школьников широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Содержание образования соответствует современным требованиям. В нашей школе созданы все условия для функционирования и развития образовательного учреждения.

Воспитательная и образовательная деятельность  школы основаны на потребностях и интересах детей, традициях школы, культурном наследии, необходимых для личностного развития.

В текущем учебном году педагогический коллектив работает над следующими задачами:

·                формирование устойчивого интереса к знаниям, способности к самообразованию;

·                совершенствование системы трудового воспитания школьников, с ориентацией на новые социально-экономические условия;

·                укрепление физического, нравственно-психического здоровья обучающихся, формирование здорового образа жизни;

формирование патриотического сознания и гражданской культуры;

·                развитие школьного самоуправления.

·                уровне воспитанности обучающихся;

·                проценте посещаемости учебных занятий и внеучебных мероприятий;

·                уровне сформированности классного коллектива.

Воспитательная деятельность школы реализуется в трех сферах: в процессе обучения, во внеурочной и во внешкольной деятельности.

Внеурочная деятельность в школе традиционно делится на две части: общешкольные дела и внутриклассная жизнь. Внеучебная воспитательная деятельность осуществляется по тематическим периодам, которым соответствовали общешкольные и классные мероприятия:

За последние годы определился круг мероприятий, который стал «визитной карточкой» школы: «День знаний», «Посвящение в первоклассники», «Прощание с азбукой», «День здоровья», «День учителя», «Новогодний праздник», «День защитников Отечества», «День Матери», «День Победы», «Последний звонок», «Выпускной бал».

Традиционные ключевые дела обеспечивают стабильность в воспитательной работе. Каждое мероприятие  анализируется и обсуждается как на заседаниях ШМО, так и на заседаниях школьного актива, общешкольных линейках, где вносятся предложения и замечания.

3.4.          Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Проекты «Красная книга Олюторского района»,

История моей семьи,

Чистые игры,

Мосты дружбы,

Благотворительность-образ жизни,

Спорт как «Формула успеха».

3.5.          Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

В школе работает детская организация

«Северное сияние.»

3.6.          Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

  Детский фольклор – одна из форм коллективного творчества детей в школе. Современный детский фольклор представляет собой особое многожанровый вид, созданный из разных элементов (мультфильмы, кино, литература, традиционный фольклор).

В школе существует школьный словарь, в который включены школьные события, персонажи школ, крылатые выражения.

 
4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Тиличики можно назвать воротами в Корякский государственный природный заповедник. Здесь находится офис заповедника, куда путешественникам необходимо заглянуть, чтобы составить дальнейший маршрут. В 2006 году Тиличики оказались в эпицентре сильнейшего землетрясения, но сейчас село восстановилось, застроилось современными домами под красными и синими металлочерепичными крышами и готово встречать туристов.

Сельское поселение Тиличики состоит из микрорайонов Нижние Тиличики (старый) и Верхние Тиличики (новый). Оно находится в северо-восточной части полуострова Камчатка на берегу залива Корфа Берингова моря, от которого отделено длинной узкой песчаной косой и бухтой (гавань Скрытая).

Возникновением и развитием село Тиличики обязано иеромонаху Нестору, который прибыл на Камчатку в качестве миссионера – обращать в христианство коренные народы полуострова. «На ровной заснеженной площади села Тиличики было разбросано восемь корякских юрт. Эти юрты с отверстиями посредине напоминали мне маленькие действующие вулканы», — вспоминал он впоследствии о своем путешествии.

До глубины души пораженный бедностью аборигенов полуострова, священник создал Камчатское благотворительное братство: эта организация собрала средства на строительство церквей и богаделен, школ, лечебниц и детских приютов. Церковь, школа и лечебница были построены и в Тиличиках в 1912 году – именно эту дату местные жители считают годом рождения села, хотя официальная дата основания — 1892 год.

Силами жителей в селе была поставлена мемориальная доска Нестору — «основателю Тиличик и новой исторической эры олюторских коряков». А на возвышенности неподалеку от села стоит крест, посвященный другому миссионеру – Иннокентию, митрополиту Московскому. Крест установлен таким образом, что его видно практически из любой точки села.

Действует в Тиличиках и православный храм Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла Купол и крест в него были доставлены морем из Москвы и установлены лишь в ноябре 2013 года.

Великая Отечественная война коснулась каждого российского города и села, не стали исключением и Тиличики. В селе стоит традиционный обелиск в память о воинах, погибших на полях сражений. Но это не единственный военный мемориал. Есть и второй: памятник Герою Советского Союза пограничнику Алексею Носкову который погиб в бою, закрыв своим телом командира. Имя героя было присвоено Камчатской пограничной части в поселке Корф, где он проходил службу. В пограничном отделении в Тиличиках есть уголок, посвященный Алексею Носкову. Там бережно хранят его фотоальбом, копии писем с фронта и другие реликвии, а также пограничную фуражку старого образца.

Не обошлось в Тиличиках и без памятника Владимиру Ильичу Ленину Вождь народов стоит на бетонном постаменте на площади в центре села на фоне пушистых елок. В селе Тиличики находится Краеведческий музей Олюторского муниципального района, основанный в 1992 году. Среди его экспонатов – предметы культа коренных камчатских народов — рыболовов и охотников, обитавших на побережье Берингова моря. В селе работает творческая мастерская национальных промыслов и ремесел, функционирует Дом культуры.

Тиличики — это транспортный узел Олюторского района. Здесь есть аэропорт (находится ближе к бывшему поселку Корф), вертолетная площадка и причал. Порой сюда заходят круизные суда. Между Корфом и Тиличиками есть паромная переправа, зимой можно переправиться по льду.

Для переселения жителей поселков Тиличики и Корф после землетрясения в 2006-2008 годах был построен новый микрорайон Верхние Тиличики на сопках, в сейсмобезопасной зоне, с применением современных инженерных водо-, тепло-, электрокоммуникаций. В Верхних Тиличиках построено 48 домов на 342 семьи, установлена новая автономная ДЭС, возведены все необходимые постройки. Открыта автомобильная дорога, соединяющая новый поселок со старым. Между поселками курсирует автобус ПАЗ в летнее время и вахтовка — в зимнее.

Население занимается рыболовством и охотой, выращивает овощи в огородах и в теплицах, домашний скот и птицу в подсобных хозяйствах. Местные жители имеют доступ к Интернету. В Тиличиках находится пограничная комендатура.

 

 

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Школа принимает самое активное участие  в жизни села. Первыми выходит на санитарные субботники и воскресники для уборки, очистки улиц и , побережья от мусора, на День села-в концертах художественной самодеятельности, спортивно-массовых мероприятиях.
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Школа взаимодействует со всеми учреждениями района и строит свое деловое сотрудничество в интересах учащихся.
5.      История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) К сожалению, педагоги, связавшие свою судьбу со школой, после выхода на пенсию уезжают на материк и рвется связующая нить школы и педагога.
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)

Информация подготовлена и предоставлена : Алферовой  В.Н, Слипец Л.В.