МКОУ Тыргетуйская СОШ Аларский район

Тыргетуйская

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.   Общие сведения о школе

 

1.1.     Полное название школы

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Тыргетуйская средняя общеобразовательная школа
1.2.     Ф.И.О. директора школы

 

Спиридонова Наталия Васильевна
1.3.     Почтовый адрес

 

669469, Иркутская область, Аларский район, с.Тыргетуй, ул.Советская,52
1.4.     Телефон

 

89641213374
1.5.     Сайт

 

tirgetuischkool.ucoz.ru
1.6.     Электронный адрес

 

schkol.tyrgetuj@yandex.ru
1.7.         Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

115 учащихся, в т.ч. 1-4 классы -54; 5-9 классы- 51; 10-11 классы – 10
1.8.         Количество педагогов, их образование и квалификация

 

17 педагогов, из них:

– с высшим образованием-11 человек

– 1 квалификационная категория-10 человек

– высшая квалификационная категория- 2 человека

1.9.         Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Продолжительность учебной недели: 5-дневная учебная неделя

Количество занятий в день  для каждой ступени :

1 ступень: минимальное – 4 урока, максимальное -5 уроков;

2 ступень: минимальное – 5 уроков, максимальное- 7 уроков;

3 ступень: минимальное- 6 уроков, максимальное – 7 уроков.

Продолжительность уроков (мин.) 40 минут.

В 1 классе ступенчатый режим: 1,2 четверти – 35 минут; 3,4 четверти – 40 минут.

Продолжительность перемен (минимальная, максимальная) минимальная – 10 минут; максимальная -40 минут.

Сменность занятий:

Смена Классы (группы) Общее количество обучающихся

в смене

1 смена 11 115
1.10.    Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

    МКОУ Тыргетуйская СОШ располагается в современном 3-этажном кирпичном просторном здании, которое сдано в эксплуатацию 21 октября 2011 года. В здании имеется 17 учебных кабинетов, в том числе компьтерный класс (кабинет информатики), комбинированные мастерские и кабинет домоводства. В кабинете математики установлена интерактивная доска и мультимедийное оборудование. Имеется еще 6 комплектов мультимедийного оборудования и  26 компьютеров.

На каждом этаже есть зоны отдыха (рекреации).                                                                     Для учащихся 1 класса выделен отдельный блок, который расположен на 1 этаже (имеется отдельный вход, раздевалка, учебный класс, игровая комната).   На первом этаже располагается уютная, функциональная столовая на 48 посадочных мест; актовый и спортивный залы. На 3 этаже располагается библиотека с читальным залом.

На территории школы имеется учебно-опытный участок, площадью 2 га. На территории учебно-опытного участка расположена скважина и водонапорная башня.

 

2. История школы: основные вехи

 

2.1.         Дата основания школы

 

1908 год
2.2.         Обстоятельства создания школы

 

В 1908 году в Тыргетуе открылась начальная школа в простой крестьянской избе.

С1950 по 1952 год шестилетняя школа, затем семилетняя

С 1956 по 1988  – восьмилетняя

С 1989 – средняя школа

 

2.3.         Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

Директора школы:

Заведующие начальной школы:

1.Панкратов Илья (1908)

2. Селицкий Петр Феликсович

3.Глоба Нина Арсентьевна (1943-1947г.)

4. Молчанова Мария Васильевна (1948-1949)

5. Шиверский Сергей Евграфович

6. Акбашев Акзам Гениатович (по 1955)

7.Зарудная Софья Ивановна  (1955-1986)

8.Палащенко Дмитрий Михайлович (1961)

9.  Миронов Тимофей Мантыкович (1971)

10. Суворова Татьяна Ивановна (1986-1988)

11. Якубовский Анатолий Петрович (1988-1990)

12. Горовая Маргарита Викторовна (1991-1997)

13. Спиридонова Наталия Васильевна (1997-1998)

13. Долбеева Лариса Прокопьевна (1998-2012)

14. Спиридонова Наталия Васильевна (2012 по настоящее  время)

 

2.4.         Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

В 1908 году в Тыргетуе открылась начальная школа в простой крестьянской избе.  В 1912 году было построено новое здание школы. Школа строилась по типовому проекту. Она была деревянная, из толстого круглого леса, добротная, светлая, просторная, крыша покрыта железом, большие окна окаймляли белые резные ставни. В школе был один большой учебный класс, коридор и квартира для учителя. В начальных классах школы обучались дети разного возраста.

В 1924 году в деревне, при военкомате, была открыта школа для взрослых – ликбез.

С 1950 по 1952 год была организована шестилетняя школа, затем семилетняя, а с 1956 года – восьмилетняя. Восьмилетняя школа функционировала до 1988 года.

01.09.1988 г. Тыргетуйская восьмилетняя школа переименована в Тыргетуйскую среднюю школу. И в 1990 году учащиеся Тыргетуйской школы впервые получили аттестаты о среднем образовании.

С 01.01.1996 г. Тыргетуйская средняя школа реорганизована в Тыргетуйский образовательный округ, который объединял среднюю школу, Икинатскую восьмилетнюю школу, Балтуйскую начальную школу, Тыргетуйский детский сад, Дом культуры и сельскую библиотеку.

С 01.09.1997 г. вновь организована средняя школа.

В семидесятых годах 20 века к основному зданию школы, построенному в 1912 году, был добавлен пристрой, где располагалось 5 кабинетов. Кроме этого школе принадлежали:  отдельное здание школьной столовой, начальной школы (где одно время располагался интернат для детей из Балтуя и Икината) и здание учебных мастерских. Стройка велась «на скорую руку», что привело к быстрому обветшанию здания.

Проект нового здания школы разрабатывался с 80-х годов прошлого века.

В 2001 году началось строительство здания новой школы. Открыла она свои двери лишь в 2011 году. Трехэтажная, кирпичная, современная и просторная, с большим спортивным и актовым залами, с уютной столовой и светлыми кабинетами, родная и неповторимая красуется она на центральной улице села Тыргетуй. Обучаются и преподают здесь ученики и учителя из трех деревень, входящих в Муниципальное образование «Тыргетуй» –            с. Тыргетуй, д. Балтуй, д. Зангей.

 

2.5.         Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

В настоящее время из 17 педагогов учебного заведения:

 

2 – награждены Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ,

6 – награждены Почетной грамотой Министерства образования Иркутской области;

4 – награждены Благодарностью Министерства образования Иркутской области;

1- награжден премией губернатора Иркутской области;

10 – награждены Грамотой  администрации Усть-Ордынского бурятского округа;

2 – учителям присвоена высшая квалификационная категория;

10 – учителям присвоена первая квалификационная категория.

2.6.         Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Учителем с большой буквы можно назвать Слесаренко Валентину Васильевну!

Родилась Валентина Васильевна 3 февраля 1939 года в селе Тыргетуй в многодетной семье, была она девятым ребенком из десяти. Детей в семье много, но родители сумели воспитать в каждом ребенке трудолюбие, ответственность, доброту, отзывчивость и уважение. Тяжелые военные и послевоенные годы выпали на детство Валентины. Но, наверное, именно они закалили характер юной девушки, которая благодаря своему упорству, настойчивости и целеустремленности стала настоящим учителем, наставником для многих поколений подростков.

Не сразу судьба привела ее к школьному порогу. Лишь в 1968 году Валентина Васильевна поступила на работу в Тыргетуйскую школу, а до этого была работа в Узбекистане по комсомольской путевке и на Дальнем Востоке. Волею судеб и, как говорится, «где родился, там и пригодился», Валентина оказалась в родном селе. И вся последующая ее жизнь связана со школой, с детьми, с уроками, с воспитанием подрастающего поколения. Валентина Васильевна заочно окончила Иркутский государственный университет по специальности «география» и сорок два года отработала в родной школе. Была учителем географии, биологии, математики, физики, классным руководителем, завучем школы, наставником и другом для молодых педагогов.

За многолетнюю педагогическую деятельность стала опытным, творческим учителем. В совершенстве владела предметом. Обладая аналитическим мышлением, она в своей деятельности опытным путем выбирала приемы и средства, которые давали и дают эффективный результат в обучении детей разных уровней.                                          Деятельность учащихся и качество усвоения учебного материала всегда находились под постоянным контролем учителя. Дети на уроках были активны, практически все постоянно включены в работу. Благодаря тому, что на уроках Валентины Васильевны царил хороший психологический климат, все учащиеся чувствовали себя комфортно, были открыты для общения: диалога, диспута и беседы.  Уроки Валентины Васильевны отличались высокой мотивацией к учебному процессу, плотностью материала, работоспособностью, самостоятельностью. Стараясь держать на пике активности весь класс, педагог учитывал индивидуальность ребенка, его природные способности и возможности, возрастные и психологические особенности, уважая мир его интересов, опираясь на личный опыт учащихся, учил мыслить, рассуждать, оценивать себя и других, уважать чужое мнение.

Уроки добра, справедливости, уважительного отношения к взрослым, уроки памяти и целеустремленности до сих пор помнят выпускники Слесаренко Валентины Васильевны. И всегда при встрече об этом ей говорят.    Валентина Васильевна и сейчас частый гость нашей школы, неравнодушный, строгий  и опытный друг, наставник для детей, их родителей и учителей.

В период своей педагогической деятельности Слесаренко Валентина Васильевна избиралась председателем исполкома Тыргетуского сельского совета. На этой должности она проработала более шести лет. Жители села отмечают ее ответственность в работе, инициативность, требовательность, порядок в делах, порядочность в поступках!

Общий трудовой стаж исчисляется 50 годами, 42 из которых – педагогический. За свою трудовую деятельность Валентина Васильевна имеет грамоты и благодарности Министерства образования Иркутской области, почетный знак Усть-Ордынского автономного бурятского округа, почетные грамоты и благодарности администрации Аларского района, образовательной организации. Является «Почетным жителем МО «Тыргетуй».

 

2.7.         Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

Глава КФХ и руководитель СППССК «Родник» (Сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий снабженческо-сбытовой кооператив «Родник») Ефименко Александр Владимирович  регулярно оказывает материальную помощь школе: приобретение призов, сувениров,  сладких подарков для учащихся на новогодние праздники, подарки выпускникам и первоклассникам, педагогическому коллективу к Дню Учителя и 8 марта.

Оказал материальную помощь в ремонте школы (косметический ремонт спортзала), приобрел музыкальную аппаратуру и занавес для актового зала, мультимедийное оборудование в кабинет русского языка и литературы, наглядные пособия для кабинета истории, оборудование для учебных мастерских и кабинета домоводства.

Ефименко Александр Владимирович является партнером в реализации проекта «Агробизнес-школа «Родному селу – будущее!»

3.       Культура школы

 

3.1.         Главные педагогические идеи школы

 

Главная педагогическая идея  школы:  «Успешная школа – успешный выпускник – успешная жизнь!» Она связана с  созданием механизмов устойчивого развития школы как эффективного общеобразовательного учреждения, обеспечивающего новое качество образования и воспитания через создание успешной образовательной среды.

 

3.2.         Ценности школьной жизни

 

Ценности школьной жизни:

-личность ребенка;

-патриотизм;

-демократизм;

-здоровый образ жизни;

-толерантность.

3.3.         Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

Гимн: песня «Дорогою добра»,  автор текста – Энтин Ю.С., Композитор – Минков М.А.

Девиз:  «Школа должна любить ребенка, тогда он полюбит школу»

В.А.Сухомлинский

3.4.         Традиции и ритуалы

 

Традиционные мероприятия: День знаний, День рождения школы, День урожая, День матери, Новый год, Смотр песни и строя, Международный Женский день, День здоровья (2 раза в год), Экологическая декада, Последний звонок, День кросса.

 

3.5.         Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

Наша школа уже год является пилотной площадкой по агробизнес-образованию. В 2017-2018 учебном году мы внесли дополнения в учебный план (т.к. участие в проекте не подразумевает полное изменение учебного плана): были организованы спецкурсы –«Химические секреты агронома» 8 кл, «Твоя профессиональная карьера» 9 кл, «Основы медицинских знаний», «Как стать успешным», «Молодой фермер» 10 кл, «Введение в агробизнес» 11 кл; внеурочная деятельность и дополнительное образование с 1 по 7 кл; в рабочих программах по всем предметам выделены темы по агробизнес-образованию.
3.6.         Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

– Проект «Агробизнес-школа «Родному селу – будущее!»

– Проект «Классная клумба»

– Акция «Поздравь ветерана»

– Акция «Покорми птиц зимой»

3.7.         Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

– В школе функционирует детский волонтерский отряд «Кислород»

– Совет старшеклассников

 

3.8.         Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

В школе традиционно проводятся народные праздники: Масленица, Рождество, Светлый праздник – пасха, Посиделки, Колядки, Праздник русской березки.

Любимые игры: лапта, городки, ручеек.

4.       Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Село Тыргетуй основано в 1906 году переселенцами из Украины, Харьковской и Полтавской губернии. Название Тыргетуй происходит от бурятского Тэргэ- «повозка, телега, воз», тэргэтэ – «тележный»; туй- суффикс.

Место поселения было выбрано не случайно. В ложбине меж холмов деревня защищена от ветров. Здесь уже жили буряты, стояло несколько юрт. В центре ложбины били ключи, растекались, образуя пруды. Особенно массовым стало переселение в 1910-1912 годах во время проведения Столыпинской аграрной реформы. Крестьяне ехали в Сибирь от нужды. Переселенцы покупали дома у бурят в других деревнях и строили свои дома здесь. Выращивали на полях рожь, ячмень, просо, рыжик, из которого давили масло. Выращивали коноплю, из стебля которой после того, как его вымочат в воде, отобьют, получалась поскопь. Из поскопи вили веревки. Поскопь пряли и ткали, затем из полотна шили штаны и рубахи. Была на всю деревню одна Маслобойня и принадлежала она семье Стрелец, у них была и мельница. Семья Сыровых имела кузницу. Сыровые были умелыми кузнецами, подковывали лошадей по всей округе. В основном, все жители Тыргетуя были православные. Бурятское население жило в соседних бурятских улусах Зангей, Ата и др. Крестьяне ездили на базар в город Черемхово на подводах, многие ходили пешком (расстояние 35 км).

Село  удалено  от  железной дороги  на  50 км,  до  ближайшего  города  50 км. В  селе  в настоящее  время  проживает 593  человек (на 01.01.2019г.). В  селе  функционируют  средняя школа, детский сад, фельшерско-акушерский пункт, сельский  дом  культуры, магазины, КФХ, кооператив «Родник».

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества  Школа является центром общественно-культурной жизни села, следовательно, в стенах школы проходят общественно-значимые, культурно-массовые, спортивные мероприятия: собрания граждан, конференции, встречи, творческие вечера,  ярмарки, концерты, соревнования. В свою очередь учащиеся и работники школы участвуют в сельских и районных мероприятиях: праздничные концерты, митинги, субботники, акции, спортивные соревнования.

 

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня В рамках агробизнес-образования школа заключила договоры о сотрудничестве с Иркутским аграрным техникумом, Иркутским аграрным университетом имени Ижевского, Байкальским государственным университетом экономики и права, с главой КФХ и руководителем СППССК «Родник» Ефименко А.В.

Сельхозпредприятия Ефименко А.В. стали базовыми в проекте агробизнес-образования.

 

5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)   С 1955 года по 1986 год бессменным директором школы была Зарудная Софья Ивановна.

История жизни Софьи Ивановны похожа на многие истории и судьбы комсомольцев пятидесятых лет. Родилась Софья Ивановна четвертого ноября 1931 года в Подмосковье, в городе Среда Владимировской области. Отец работал начальником железнодорожной станции, а мама, тетя и бабушка были учителями. Поэтому с выбором профессии проблем не было. После окончания школы Софья поступила в педагогический институт. С детства она была организатором, заводилой и инициативной девушкой. В институте ее избрали секретарем комсомольской организации. И когда в 1952 году Советская власть начала собирать добровольцев для поднятия целины в Сибири, Софья Ивановна, не задумываясь,  вызвалась добровольцем. Со своими подругами Любовью Григорьевой и Лидией Волковой, по комсомольской путевке, она приехала в город Иркутск. Предлагали на выбор: Новосибирск, Иркутск и Сахалин. Решили, что Новосибирск слишком близко к Подмосковью, а Сахалин очень далеко, вот и выбрали Иркутск. По распределению Софья попала в с. Аляты, а ее подруга Лидия в Тыргетуй. В Алятской школе Софья Ивановна проработала три года учителем русского языка и литературы, а в 1955 году её назначили  директором Тыргетуйской семилетней школы. Она заменила на посту директора Акбашева Акзама Гениатовича, который уехал из с. Тыргетуй на новое место жительства.

Молодой, еще неопытной девчонкой, пришлось сразу окунуться в море проблем, связанных с руководством школой. Это и хозяйственная работа, связанная с благоустройством школы, созданием комфортных, по тем временам, условий для учащихся, а их было более трехсот, ведь в школе учились не только дети из Тыргетуя и близ лежащих деревень Балтуя и Икината, но из Апхульты, Нельхая и Ангарстроя. В школе Софья Ивановна преподавала русский язык и литературу. Она обладала высокими организаторскими способностями. Хороший педагог и тонкий психолог,  всегда умела находить компромиссные решения, и умело руководила коллективом школы тридцать один год. В период ее руководства к зданию старой, но добротной школы, пристроили дополнительные классы и отдельные здания столовой, интерната, мастерских.

Вся трудовая жизнь Зарудной Софьи Ивановны связана с Тыргетуйской школой и селом Тыргетуй. Здесь Софья Ивановна повстречала свою вторую половинку Верещагина Александра Петровича, создала семью, родила и воспитала четверых детей.

После выхода на пенсию в 1986 году Зарудная Софья Ивановна не оставила, ставшую родной, школу, еще 7 лет проработала завучем, передавая опыт работы молодым коллегам.

За многолетний, добросовестный труд Софья Ивановна неоднократно поощрялась грамотами, ценными подарками и денежными премиями комитета комсомола, райкома партии, дирекции совхоза. Имеет медаль за поднятие целины.

В настоящее время Зарудная Софья Ивановна живет в п. Невон Усть-Илимского района.

 

Учителя, ветераны труда, которые находятся на заслуженном отдыхе:

Слесаренко Валентина Васильевна

Зарудная Софья Ивановна

Демина Валентина Шакировна

Горовая Татьяна Павловна

Артюхова Галина Васильевна

Мункоева Оксана Борисовна

Сабирова Елена Семеновна

Осипова Галина Егоровна

Малакшинова Вера Павловна

Хитарова Мария Ивановна (работает в библиотеке сельского Дома Культуры, председатель Совета Ветеранов МО «Тыргетуй»)

Горовая Маргарита Викторовна (работает в г. Иркутске)

Болдохонова Лера Анатольевна

Никитина Донара Кирилловна

Звягинцева Оксана Петровна (работает начальником Отдела образования Киренского района)

 

5.2. Семья и школа     Молчанова Мария Васильевна (1923 г.р., учитель начальных классов, директор школы) и Слесаренко Валентина Васильевна (1939 г.р., учитель географии, математики, физики, заместитель директора) – родные сестры – стали настоящим примером для своих племянников, по их стопам пошли Зезюков Николай Федорович (1955 г.р.- много лет проработал учителем истории в Александровской школе, сейчас на пенсии), Артюхова (Звягинцева) Галина Васильевна (1953 г.р., работала учителем начальных классов в Тыргетуйской школе, сейчас на пенсии), в настоящее время в МКОУ Тыргетуйская СОШ работают Горовая (Зезюкова) Любовь Федоровна (1967 г.р., учитель географии и технологии), Спиридонова (Звягинцева) Наталия Васильевна (1965 г.р., учитель биологии, директор школы), внучатая племянница Середкина (Звягинцева) Валентина Викторовна (1976 г.р., учитель русского языка и литературы). И это далеко не весь список последователей Молчановой Марии Васильевны и Слесаренко Валентины Васильевны на учительском поприще.

 

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Середкина (Иванова) Елена Андреевна – выпускница 1986 года.

Школа – это место, где проходит весомая часть жизни каждого человека!

В   моей жизни наша старенькая, но очень уютная школа оставила самые теплые воспоминания!

Я безумно благодарна всем  учителям Тыргетуйской средней школы!  Они вложили в нас частичку своей души, и мы всегда  помним и ценим это!   Безусловно, это  были  мудрые, опытные и знающие своё дело наставники, которые успевали найти к каждому ученику индивидуальный подход.  Их строгость, требовательность и в то же время безмерная забота развили в нас такие качества, как трудолюбие, усердность и целеустремленность.

Кроме того, что я выпускница Тыргетуйской средней  школы,  так случилось, что  вот уже 27-ой год я   работаю в ней  сама!

Мне   нравится  работать с детьми! Видя лица детей, думаешь, ну разве это не счастье? Тем более зная, что они тебя ждут и любят!

Нашу новую  сегодняшнюю  школу не сравнить со  школой моего детства. Просторные светлые классы, кабинеты, мастерские, библиотека, спортивный и актовый залы, большая столовая, со вкусом оформленные классы  позволяют почувствовать детям себя как дома: комфортно, уютно, спокойно. Здесь также продолжают  давать детям прочные знания и учить самому главному – добру  и человечности, честности и справедливости, уважению и толерантности!

Хотелось бы сказать огромное спасибо всем  ранее и ныне работающим   учителям  Тыргетуйской средней школы!    Живите долго, и дай Вам Бог воспитать ещё не одно поколение!

Могу  сказать  одно, что школа села Тыргетуй и ее прекрасные учителя, коллеги, навсегда останутся в моем сердце…

 

Информация подготовлена и предоставлена:

  1. Спиридонова Наталия Васильевна
  2. Николаева Анна Гаврииловна
  3. Середкина Елена Андреевна
  4. Хитарова Мария Ивановна

 

МКОУ ТЫРГЕТУЙСКАЯ СОШ – АГРОБИЗНЕС-ШКОЛА «РОДНОМУ СЕЛУ БУДУЩЕЕ!»

Спиридонова Наталия Васильевна,

Директор МКОУ Тыргетуйская СОШ

Аларского района Иркутской области

Сайт школы: http://tirgetuischkool.ucoz.ru/

  • МКОУ Тыргетуйская СОШ обучаются, познают, исследуют и украшают мир, сто семнадцать активных, позитивных, любознательных, ответственных, мотивированных на успех, ученика.
  • 2017 году наша школа приняла участие в проекте по организации агробизнес-школ в Иркутской области. Пятого апреля две тысячи семнадцатого года, в рамках Образовательного форума, мы защитили проект агробизнес-школы.

Не случайно своему проекту мы дали название «Родному селу – будущее!». Ведь будущее села напрямую зависит от тех целей и ценностей, которыми руководствуется сегодня молодежь. Среди всех категорий сельского населения именно молодежь наиболее восприимчива к новым идеям и новациям и более адаптивна к новым условиям жизни. Ей присущи энергия, энтузиазм, жажда деятельности, мобильность, потребность в самореализации, в целом, – все те качества, которые особенно востребованы современной рыночной экономикой.

Для реализации проекта были внесены дополнения в учебный план (т.к. участие в проекте не подразумевает полное изменение учебного плана): были организованы спецкурсы в 8-11 классах; внеурочная деятельность и дополнительное образование с 1 по 8 классы; в рабочих программах по всем предметам выделены темы по агробизнес-образованию.

Поскольку педагогический коллектив не может дать учащимся весь комплекс знаний агробизнес-направленности, школа заключила договоры о сотрудничестве с Иркутским аграрным техникумом, Иркутским государственным аграрным университетом им. А.А. Ежевского, Байкальским государственным университетом. Совместно с аграрным университетом проводим исследовательскую работу по выращиванию четырех сортов картофеля на пришкольном участке. Кроме этого школа заключила договор о сотрудничестве с главой КФХ и руководителем кооператива «Родник» Ефименко А.В. Предприятия Ефименко Александра Владимировича стали базовыми в проекте агробизнес-образования «Родному селу – будущее!». Глава сельхозпредприятий проводит практические занятия в рамках спецкурса «Введение в агробизнес» в 10 и 11 классах. Учащиеся 8-11 классов регулярно посещают сельхоз-предприятия, выезжают на экскурсию в поле, где работают современные высокотехнологичные комбайны и машины, где работники и Глава КФХ щедро делятся своим опытом, проводят профориентационные беседы. Учащиеся на конкретных примерах видят успехи сельхозпроизводителей, и могут лично оценить возможности развития и роста сельхозпредприятий, благосостояния предпринимателей; понимают, что для этого нужно получить соответствующее образование, приложить максимум усилий, а ещё нужно любить землю, технику, своё дело и свою Малую Родину!

  • школе имеется две теплицы под поликарбонатом, два пришкольных участка (овощной и картофельный). На территории учебно-опытного участка расположена скважина и водонапорная башня.

Участие в проекте агробизнес-образования позволило школе выйти на новый уровень образования. Учащиеся школы по-прежнему продолжают трудиться на пришкольном участке, но при этом ведут осознанную учебно-опытную работу.

Ранней весной учащиеся, совместно с классными руководителями, высевают семена декоративных и овощных культур для выращивания рассады. При этом изучают условия, необходимые для прорастания семян и качественного роста рассады. Многообразие выращенных растений, позволяет создавать неповторимый дизайн клумб и грядок. Школьники предпочитают выращивание рассады ярких, неприхотливых и долгоцветущих сортов декоративных растений. Традиционно культивируем овощи: томаты, перцы, огурцы, капусту, лук, чеснок, морковь, свёклу, кабачки и тыкву. В рамках проектной деятельности, учащиеся начальных классов выращивали репку, а старшеклассники бахчевые (арбузы, дыни) и сельскохозяйственные культуры (пшеницу, овес, ячмень, кукурузу, рапс и другие). На участке имеется плодово-ягодный отдел, где растет малина, вишня, облепиха.

Продукция, выращенная на пришкольном участке, используется для школьного питания, что позволяет уменьшить стоимость блюд и разнообразить их. Избыточная продукция реализуется населению в виде сырой и консервированной продукции.

Учащиеся воспитываются на примере почетных тружеников, ветеранов труда, заслуженных хлеборобов, ведут краеведческую работу, оформляют стенды, планшеты, защищают проекты. Коллектив школы делится своим опытом работы с педагогами района. На базе нашей школы прошел районный семинар «Агробизнес-образование: первые шаги» для учителей и руководителей образовательных организаций района. В рамках семинара прошли открытые мероприятия: презентация модели, открытые уроки, спецкурсы, внеурочные занятия, защита проектов. Проекты, разработанные учащимися школы, принимают участие в конкурсах различных уровней. Дети с удовольствием и результативно презентуют свои проекты в рамках различных конкурсов. Высокую оценку областного жюри получили проекты: «Я родом из деревни», «Производство и реализация меда», «Мини свиноферма» и другие. В региональном этапе интеллектуальной игры «Начинающий фермер» команда МКОУ Тыргетуйская СОШ одержала убедительную победу и приняла участие в финале VII интеллектуальной игры «Начинающий фермер», который проходил в городе Воронеже.

Наша школа, как единое целое, движется в заданном направлении, несмотря на проблемы и при этом добивается поставленной цели.