Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»
1. Общие сведения о школе
|
|
1.1. Полное название школы
|
Муниципальное казенное образовательное учреждение Утичевская основная общеобразовательная школа |
1.2. Ф.И.О. директора школы
|
Шляхова Сталинара Ефимовна |
1.3. Почтовый адрес
|
640551 Курганская обл., Мокроусовский муниципальный округ, с. Утичье, у.70 лет Октября, д.7А |
1.4. Телефон
|
8-35-234-9-08-18 |
1.5. Сайт
|
https://shkolautichevskaya–r45.gosweb.gosuslugi.ru/ |
1.6. Электронный адрес
|
hkolautihie19821@rambler.ru |
1.7. Количество учащихся, классов по ступеням образования
|
76
Начальное звено – 28 Среднее звено – 48 |
1.8. Количество педагогов, их образование и квалификация
|
15
Высшее образование – 5 Среднее специальное – 9 Среднее непедагогическое – 1 Высшая категория – 2 Первая категория – 12 СЗД – 1 |
1.9. Организация образовательного процесса (краткая информация)
|
Очная, односменная.
Историческая справка: 1940 год – семилетняя школа. 1960 год – восьмилетняя школа. 1992 год – неполная средняя общеобразовательная школа. 1995 год – основная общеобразовательная школа. 2002 год – муниципальное образовательное учреждение. 2011 год – муниципальное казённое образовательное учреждение. |
1.10. Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории | Двухэтажное, шлакоблочное.
Компьютеры, проекторы, принтеры. Площадь пришкольного участка – 1,5 га. |
2. История школы: основные вехи
|
|
2.1. Дата основания школы | 1939 |
2.2. Обстоятельства создания школы
|
Зарождение образования на территории села Утичье относится к 19 веку. Грамотность на тот период составляла 20% – мужчины и 12% – женщины.
Сначала в Утичье была начальная школа – семилетняя. Школа располагалась в 3 приспособленных зданиях. В 1960 году из села Могильное было перевезено старинное здание, из которого построили большую по тем временам школу. |
2.3. Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)
|
· 1940-1944 гг – Просеков Павел Антонович, в 1944 году ушёл на фронт;
· 1944-1953 гг – Шелепова Нина Матвеевна. Имеет награды «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1946 г), Юбилейная медаль «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1985 г); · 1954-1961 гг – Каюкин Люциан Дмитриевич. В 1961 году переведен в Районный отдел образования заведующим; · 1962-1971 – Шкрябина Евдокия Васильевна, награждена орденом «Знак Почёта»; · 1971-1972 гг – Пермяков Юрий Васильевич, впоследствии работал председателем Утичёвского сельского совета; · 1973-1974 гг – Соколов Александр Иванович; · 1974 и по настоящее время – Шляхова Сталинара Ефимовна – «Отличник народного просвещения», «Отличник просвещения СССР», «Заслуженный учитель школы Российской Федерации», «Почётный гражданин Мокроусовского района». |
2.4. Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)
|
Ученическая бригада «Дружба».
В 1979 году была создана ученическая бригада «Дружба». Она работала круглогодично: летом выращивали овощи и картофель, а в зимнее время ухаживали за группой телят колхоза «Колос». Наставниками членов бригады были учителя и специалисты колхоза: Мохирев Сергей Иванович – главный инженер и Клышникова Юлия Антоновна – зоотехник. По итогам трудового года ребята награждались экскурсионными путевками. По бесплатным путевкам они побывали на Кавказе и в Крыму, в городах-героях: Ленинграде, Москве, Волгограде, Севастополе, Одессе и многих других городах нашей Родины. Ученическая производственная бригада «Дружба» – призёр смотров-конкурсов трудовых объединений. За лучшую организацию труда в 1982 году школе был выделен трактор Т-40, а в 1987 году – мотоблок, а в 2006 году награждена областной грамотой и ценным подарком. Детские организации в школе. В 1940 году в школе была создана пионерская организация. Первых пионеров принимали 19 мая, в День рождения пионерской организации. Пионерская дружина носила имя Лизы Чайкиной – Героя партизана, замученного фашистами. Пионерами была налажена переписка с людьми, знавшими партизанку, ребята побывали на Родине Лизы, собрали документы, рассказывающие о её жизни и смерти. Бессменной пионерской вожатой на протяжении многих лет была Старцева Людмила Валентиновна. Пионерской дружине имени Лизы Чайкиной Утичёвской школы 19 мая, в День пионерии, неоднократно присваивалось звание правофланговой. В школе работала комсомольская организация. Принимали в комсомол только самых достойных, тех, которые хорошо учились, не нарушали дисциплину, участвовали в общественных делах. Каждый комсомолец стоял на учёте в Райкоме Комсомола, ему выдавался комсомольский билет. Комсомольцы были заводилами всех школьных дел. Проводились классные и общешкольные комсомольские собрания, встречи с интересными людьми. На базе школы работали различные кружки: технического творчества, конно-спортивный, рукоделия. Руководили кружками родители. В школе был создан хор, в котором пели все учащиеся. Утичевская школа принимала активное участие в районных смотрах художественной самодеятельности. Ставили концерты в сельском ДК, посвящённые Дню рождения В.И.Ленина, Октябрьской революции, Дню Победы в ВО войне, Дню образования СССР. На высоком уровне в школе велась краеведческая работа. Каждый класс-отряд в начале учебного года получал задание, работали весь год, а 19 мая на торжественной линейке подводили итоги. Комната боевой и трудовой Славы. В 1999 году к 55-летию Победы в Великой Отечественной войне был открыта Комната Боевой и Трудовой Славы. В Комнате Боевой и Трудовой Славы представлены и постоянно обновляются экспозиции: «Почётные граждане Мокроусовского района», «Здесь наш дом – здесь мы живём», «Производственная бригада «ДРУЖБА», «Воины-интернационалисты», «Бессмертный полк». В 2014 году за патриотическое воспитание учащихся школа награждена медалью имени Г.Ф.Тарасова.
|
2.5. Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)
|
Многие учителя проработали в Утичёвской школе не один десяток лет: Шляхова Сталинара Ефимовна – бессменный директор с 1974 года, Заслуженный учитель РФ, стаж -70 лет. Именно Сталинара Ефимовна является инициатором создания производственной бригады «дружба». В период её работы построена и оснащена всем необходимым школа, впоследствии появились компьютеры, проекторы, принтеры, новая мебель.
Кукарских Татьяна Викторовна – учитель химии, биологии с 1981 года, «Отличник просвещения». Её ученики – участники регионального уровня «Шаг в будущее», победители предметных олимпиад на муниципальных и региональных уровнях. Самсонов Геннадий Афанасьевич – учитель физической культуры, Мастер спорта, работал в школе с 1991 года. Геннадий Афанасьевич создал спортивную команду, работали кружки, секции: самбо, легкая атлетика, лыжные и др. Геннадий Афанасьевич воспитал не одно поколение самбистов. Езовских Людмила Михайловна – учитель физической культуры. Под её руководством спортсмены школы неоднократно являлись победителями Спартакиады.
|
2.6. Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)
|
Много наших выпускников разных профессий трудятся в родном Мокроусовском районе. Это методист РОО Колобашкина Олеся Анатольевна; бухгалтера: Погадаева Ксения Игоревна, Куфарова Лилия Алексеевна; учителя: Шатунова Лариса Николаевна, Шеина Ольга Васильевна, Большакова Наталья Андреевна, Маслак Марина Владимировна, Езовских Людмила Михайловна, Старцева Лилия Александровна; медики – Гуркалова Тамара Михайловна, Лыжина Ольга, Спатская Светлана, Мохирева Ольга, Тухаевы Елена и Ирина, Большаков Денис; депутат районной Думы, предприниматель- Грамотеев Вадим, специалист отдела Соцзащиты – Фомягин Сергей; работники полиции: Павленко Кристина Геннадьевна, Алексеев Петр, Большаков Сергей, Мохирев Евгений, Трусов Сергей, Большаков Артемий Николаевич-лучший участковый РФ,ИО начальника Мокроусовского РОВД, Гавриил Фомягин – кандидат наук. И многие другие.
|
2.7. Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)
|
Школа не может существовать обособленно. В 70-егоды школа была отдельной производственной бригадой колхоза «Колос». Правление колхоза всегда поддерживала школу: проводились совместные праздники труда, обязательно присутствовали председатель колхоза и парторг. Кукарин Леонид Александрович, председатель колхоза, помогал в заготовке дров, собирал всех родителей, и сам с ним ездили в лес. Перышкин Владимир Александрович всегда оказывал помощь в ремонте. Благодаря Мурнаеву Владимиру Михайловичу в 1989 году была построена новая школа. |
3. Культура школы
|
|
3.1. Главные педагогические идеи школы
|
Воспитание в коллективе и через коллектив, семейное воспитание, трудовое воспитание, патриотическое и правовое воспитание |
3.2. Ценности школьной жизни
|
Обучение, ориентированное на ученика. Процесс обучения в школе сложный и радостный: каждый ученик здесь успешно продвигается собственным путем – в соответствии со своими способностями и возможностями. Мы помогаем каждому найти свой путь к успеху, постоянно поднимать планку личных достижений, научиться преодолевать трудности, повысить самооценку, обрести уверенность в себе. Вера в успех каждого. Мы верим в успех каждого. Неталантливых детей нет – нужно только помочь им раскрыть свой талант, предложить попробовать себя в разных областях и видах деятельности. |
3.3. Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)
|
Школа имеет свой гимн.
1. Главное, ребята, в жизни все успеть Не бояться трудностей и все преодолеть В дальний путь собрались мы, И в нашу страну знаний Мы возьмем труд, юмор, удачу, успех Припев: Ты, улетающий школьный корабль, Нас в сердце своем сбереги. Под надежным крылом Нашей школы родной Легко нам по жизни идти 2. Каждый из нас в школе Точный путь найдет, И поможет в этом дружный здесь народ. Школьные годы в жизни только раз И наша страна знаний-это просто класс
|
3.4. Традиции и ритуалы
|
Традиционным мероприятием в стенах школы много лет были «Коммунарские сборы, которые проводились в школе с ночевкой в течении 2 суток. Были решены многие воспитательные задачи, проведено не менее 10 мероприятий, развивающие индивидуальные творческие способности как учащихся, так и учителей, приглашали вожатых из других школ для обмена опытом.
Сейчас в настоящее время по итогам летней практики производственной бригады «Дружба» проводится «Праздник труда». Ежегодно посвящение в первоклассники, прощание с Азбукой. Прощание с начальной школой. Спортивные соревнования , посвящённые памяти Г.А.Самсонова. |
3.5. Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)
|
Шляхова С.Е. Учителем разработан дидактический материал по теме «Орфография».
Кукарских Татьяна Викторовна- участница областных менделеевских чтений по теме «Проблемы предпрофильной подготовки по химии и биологии в условиях сельской малокомплектной школы». Создано электронное портфолио учителя. Обобщён опыт по теме «Использование ИКТ на уроках химии и биологии» на РМО и заседании районной Медиагостиной, ТШО «Юный натуралист» обмен опытом по исследовательской деятельности, исследовательские работы учащихся по биологии представлены на всероссийском и региональном уровне, призеры и победители. Платформа «Учи. ру. Активный учитель. Погадаева Светлана Валерьевна Обобщён опыт «Организация внеклассной работы по физике. Робототехника». Технология критического мышления. Езовских Людмила Михайловна–учитель физической культуры I категории, регулярно организует и проводит спортивные и массовые соревнования, воспитанники участвуют в районных, областных соревнованиях и олимпиадах, занимают призовые места. Обобщен опыт по использованию информационно-коммуникационных технологий в ТШО. Чемпионка в толкании ядра игр «Золотой колос- 2009». Маслак Марина Владимировна обобщен опыт работы по формированию коммуникативных УУД младших школьников посредством различных видов творческой деятельности на уроках литературного чтения. Платформа «Учи. ру. Активный учитель Фалькова Татьяна Николаевна. Победитель регионального конкурса сочинений «Об этом нужно знать все». Акция «Мы за ЗОЖ» 1 место в регионе. Акамбаева Орнбасар Нуржановна «Сотрудничество педагогов и воспитанников как основа складывающихся взаимоотношений. |
3.6. Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой
|
Проекты «Цифровая образовательная среда», «От познания-к творчеству», «Первый шаг в науку», «Проектория!» , «Большая перемена», «Золотые россыпи», «Шаг в будущее», «Мой первый доклад», «Чистое село» , Операция «Обелиск»; Акция «Почетный караул», Большая Уборка Нашей Территории.(БУНТ) «Клумба», «Победе посвящается», Краеведческие чтения: «Жизненный путь в 80 лет», «Школа-социокультурный центр села» и др. |
3.7. Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе | «Солнышко» – 1-4 классы
«ЛЭВИС» – 5-9 классы |
3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)
|
В школе созданы фольклорные вокальные группы «Лейся песня», «Гармония» для учащихся 5-9 классов, лауреаты и дипломанты районных смотров художественной самодеятельности. Руководитель учитель музыки Трусова Наталья Борисовна. |
4. Школа на земле
|
|
4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа | Точного года образования села Утичье установить невозможно. Но можно считать, что случилось это в начале или середине 18 века. Известно, что последние гонения на староверов были в 1730, а село Утичье образовали староверы, или раскольники, или двоедане, как их сейчас называют.
Из рассказов местных жителей – стариков узнаём, что Аламов край в Утичье весь двоеданский. Жили там, в основном староверы. И почти все они между собой были родственники, потому что женили своих детей только на единоверцах. Скорее всего, в Утичье сначала был образован просто двоеданский скит. Был молитвенный дом у старообрядцев, был поп, он отпевал, крестил, отпускал грехи. Мирские и прочий православный люд своих крестили в Могилевской (Рассветской) церкви и в Мокроусово. Почему староверов называли двоеданами? Староверы крепко верили в бога. Носили бороды. Большим грехом считалось курить, пить. Их принуждали изменить религиозные обряды. А за противоборство они подвергались гонениям со стороны церкви. Облагались двумя данями. Какая дикость! Крестишь лоб двумя перстами, так и плати двойной налог. Поэтому они и срывались с родных мест, бежали в Сибирь. Почему все же деревню назвали Утичье? На озере, на берегу, которого селились люди, было очень много птицы. Природа была девственной, нетронутой, чистой. Село расположилось вокруг озера подковой. Люди строили избушки, глинобитные землянки, раскорчевывали пни, распахивали земли, разводили скот. Стали постепенно обустраивать свой быт. Устраивали «помочи», несколько семей собирались и строили дома. Работали весело, с шутками, прибаутками. И надо сказать, прадеды наши мастера были отменные. Все умели, в руках все горело, все ладилось. Селились общинами. В селе была община с коллективным владением, поскотинной землей, лесными угодьями, водоемами. Крестьяне вручную копали прудки, колодцы. У добрых хозяев имелось на подворье по одному, а то и по два колодца. Один копали на огороде для поливки, второй под крышей или на ограде для себя и для скота. Даже сейчас на многих огородах есть желтые пятна глины. Это место, где был выкопан когда – то трудолюбивым хозяином колодец. У каждого зажиточного хозяина в селе была своя мельница – ветрянка. До 15 мельниц было в селе. Как подует ветер, так и мололи. А мука – то была какая сердечная, отличный хлебушко из нее пекся. Прасковья Усолкина, жительница села Утичье, вспоминает: « … Село было огорожено оградой. А так как жили общиной, то каждому хозяину было отведено определенное количество метров изгороди, чтобы он ее поддерживал в порядке. Дадут сто метров, и будь добр загороди. Изгородь делали из столбов, жердей. В деревне были и ворота: в сторону Мокроусово, Межеумного, из Аламова края в сторону Лапушек и в сторону кладбища. Ограда вокруг села проходила возле самого леса. Хозяева могли выгнать вечером скотину на поскотину, которая никуда не уйдет: ни в лес, ни на поле чужое не заберется. Погуляет и придет домой. Никакой потравы быть не могло. Предки наши знали порядок. Деревня была вся зеленая: и дорога, и по сторонам травушка росла, летом, как зеленый бархат был расстелен по всей деревне. Почти возле каждого дома росли тополя, акация, сирень, черемуха, бузина. Приятно пройти по деревне, особенно после летнего теплого дождя. Такой запах стоял, цветочный, травяной, дух захватывало. Очень красиво было в деревне летом. Но зато зимой, если это была снежная зима, снегом заметало дома наравне с крышами. До стаек, до пригонов прокапывали проходы. Да и деревня вся была заметена. Сугробы были громадные. Дорогу не чистил никто, тракторов – то не было. Ездили на деревянных санях с сугроба на сугроб, накатывали наст, и по нему ездили. Погода позволяла заниматься земледелием и животноводством, но и в тупик ставила. Иногда такой год смочливый стоял, что озеро с болотом сливалось. И из болота в озеро рыбаки местные плавали через деревню на лодках. В смочливые годы глубина озера достигала 2,5 метров. А то такое засушливое лето стояло, что озеро все высыхало, все дно растрескивалось, его распахивали и сеяли на том месте коноплю. До революции было настроено много домов, больших, круглых, двухэтажных. Особенно красивые дома были у Вяткиных и Андреевых. Двухэтажные с откидными окнами. Такие дома могли построить только мастеровые люди». |
4.2. Участие школы в жизни местного сообщества | Участие в сельских мероприятиях разного уровня: спортивные, развлекательные: День села, День защиты детей, День защитника Отечества, Бессмертный полк, митинги, смотр почётного караула, праздники, посвящённые красным датам календаря, субботники, экологические десанты. |
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня | ИП Грамотеев Вадим Сергеевич, выпускник школы. ИП Алексеева Ирина Анатольевна, выпускница школы |
5. История и культура школы в деталях
|
|
5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) | Шляхова Сталинара Ефимовна, родилась в далёком 1933году 22 октября в деревне Кокорево Мокроусовского района Курганской области. Это были тяжелые годы становления страны, становления нового государства. Семья состояла из трёх человек: мама-инвалид, я и младшая сестра. Годы были голодные. Помню: сижу на гобчике (приступок к печке) и хнычу: « Есть хочу, есть хочу». А мама уговаривает: «Смотри в окно, как пойдут ребятишки из школы, будешь есть». Так голодная сидела у окна и ждала…
В 1941 году, в год начала Великой Отечественной войны, я пошла в школу в 1 класс и закончила начальную школу в год окончания войны, в 1945 году. До сих пор удивляюсь, как мы выжили. Голод, холод кругом, особенно тяжело было зимой. Многие ходили в школу только потому, что там, в обед кормили похлёбкой из мороженой картошки и капусты без соли. Учебников было мало, 1 учебник на 3-4 ученика, тетрадей совсем не было, писали на старых газетах, обрывках чернилами из сажи. Я очень хотела учиться, особенно любила читать. В школе была библиотека, я брала книги и читала до поздней ночи при свете лучины или огарочка, тряпочки, промоченной жиром. В 1950 году я закончила Кокоревскую семилетнюю школу и поступила в Петуховское педагогическое училище. На мой выбор оказали влияние учителя, у которых я училась: Иннокентий Алексеевич Добров-директор школы¸ Надежда Александровна Сединки на – учитель математики, Ольга Афанасьевна Шушарина – учитель русского языка и литературы, Александр Филиппович Слинкин учитель истории. В 1954 году получила Диплом учителя, где была запись «Учитель начальных классов». Радости не было предела. В те годы из деревень уезжали на учёбу единицы. Из нашей большой деревни учились только двое: я и Аганя Емельянова. В 50-х годах направление на работу получали в областном отделе. Я была направлена в Уваровскую семилетнюю школу учителем 2-4 классов. В те годы в Уварово был детский дом, где жили дети, оставшиеся после войны без родителей. Директором школы был Катанаев Владимир Филимонович. Хорошо помню свой первый урок. Прозвенел звонок, я зашла в класс, где стояли парты в два ряда, первый ряд-второй класс, второй ряд – четвертый, всего 24 ученика. Я начала урок, вдруг открывается дверь, в класс входит девушка, на вид старше меня (в то время я была маленькая и худенькая, как подросток), оказалось, это ученица 4 класса из детского дома. А я подумала, что кто-то пришёл проверять меня. Первые дни было и трудно, и страшно. Дети-переростки, прошедшие через военные ужасы. Трудно было с дисциплиной. Однажды на уроке раздался громкий смех. Оказывается, мальчишки, сидящие на последней парте, взяли спичечную коробку, привязали оглобли-спички, запрягли в них паутов. Эту коляску запустили по полу. Я сначала растерялась, а потом похвалила мальчишек за изобретение. Впоследствии мы подружились с детьми: ходили в походы, устраивали различные вылазки. В Уварово я проработала один год. А с детьми долго переписывались. Тринадцать лет я проработала в Кокоревской начальной школе с Валентиной Ивановной Вершининой. В тот же период заочно окончила Шадринский педагогический институт и была назначена заведующей школой. Приходили мы в школу к 9 часам и уходили в 3-4. После уроков проводили внеклассную работу к каждому празднику, готовили концерты, выступали не только перед жителями своей деревни, но и ездили в другие; собирали макулатуру, для колхоза–золу. В конце учебного года, как правило, ходили в походы. При школе был небольшой участок, где садили картофель и овощи. Часть овощей сдавали в магазин, а на вырученные деньги кормили детей бесплатно. На базе нашей школы проводились семинары учителей начальных классов, школе был присвоен статус «Школа передового опыта». За период работы в Кокоревской начальной школе я была награждена знаком «Отличник просвещения». С 1969 по 1974 год я работала в Травнинской средней школе учителем русского языка и литературы. Травнинская школа в то время славилась. Прекрасный, увлечённый коллектив под руководством замечательного директора Николая Андреевича Кобезюка. Здесь трудились учителя: Анна Андриановна Соколова, Зоя Александровна Щипанова, Полина Тимофеевна Козлова. Все они полностью отдавали себя школе. Под руководством Зои Александровны работал танцевальный кружок, Николай Андреевич руководил школьным хором, Федор Арсеньевич занимался с гимнастами. Учились дети с желанием. Многие выпускники школы работают в Мокроусовском районе: Нина Анатольевна Телегина (Соколова) – директор МСШ№1, Петров Олег Николаевич – директор совхоза, Алла Нестерова-учитель английского языка МСШ№1. В 1974 году я была назначена на должность директора Утичёвской школы, где работаю по настоящее время (стаж работы директором в этой школе 48 лет). А вообще стаж работы в школе 68 лет. В 70-е годы на эту должность утверждал райком партии. Второй секретарь Бренчагов Н.П. во время беседы попросил, чтобы поработала хотя бы лет пять, а я 48 лет отработала. Заведующая Мокроусовским районным отделом образования, Важенина Татьяна Максимовна, направляя меня в Утичёвскую школу, посоветовала, что педколлектив надо создавать самой. Приехав на место работы, убедилась, что, действительно, в школе только2 учителя начальных классов, а на дворе уже август. Пришлось срочно решать проблему с кадрами. Эмма Михайловна Попкова, учитель физики, почему-то работала в детском садике, Большакова Н.В, учитель русского языка и литературы, секретарём колхозной комсомольской организации. Побеседовала с ними, согласились работать в школе. Учителем географии и биологии работала жена секретаря парткома Ситникова Т.Л. К 1 сентября школа была частично укомплектована. Осенью по приглашению приехала учительница химии Фёдорова И.К. Выпросила в колхозе машину и сама съездила за ней. 1974-1975 учебный год закончили, а летом заведующая районо попросила поработать начальником пионерского лагеря, отработала 2 смены, за это в школу дали 2 молодых специалистов. Чуваева ВП, учителя музыки, впоследствии вёл историю (учился заочно), и Фатеева, учителя физкультуры. Ребята полностью отдавали себя работе. В то время проходили в школах смотры художественной самодеятельности, наша школа занимала призовые места. Был создан хор, в котором пело около ста детей. Песни исполнялись на 2 голоса. Руководил хором Чуваев В.П. Дети занимались в танцевальном кружке. В сельском клубе ставили концерты. Выступления были такие, что дух захватывало. В 80-х годах в школах стали создаваться производственные бригады. В Утичёвской школе была создана производственная бригада «Дружба» (существует и сейчас). Бригада работала круглогодично: летом выращивали овощи, а зимой ухаживали за колхозными телятами. Сначала колхоз выделил школе участок (заброшенное поле), расположенный около леса в 3 километрах от села Утичье. Мы с детьми уезжали туда к 8 часам и домой возвращались около 15 часов. Обычно до 12 часов пололи (там садили только картошку), а после 12 отдыхали. Обед готовили сами. Было очень весело. Дети работали с удовольствием. Позднее колхоз выделил участок 2,5 га рядом со школой. Были разбиты отделы: овощеводческий, полевой (картофелеводческий). Осенью убирали урожай, часть выращенного оставляли для питания учащихся, а остальное продавали государству. На вырученные деньги дети ездили по путевкам. Наши дети побывали в городах: Ленинграде, Севастополе, Москве и других. После этих поездок остались незабываемые впечатления. На уроках литературы с учащимися прочитали и проанализировали роман А. Фадеева «Молодая гвардия». Дети так прочувствовали это произведение, что решили побывать на месте жизни и гибели молодогвардейцев. Летом, во время каникул, группа детей вместе с 2 руководителями побывали в Ворошиловграде и Краснодоне. Пионерская дружина нашей школы носила имя Героя Советского Союза Лизы Чайкиной. Дети побывали на родине Лизы в городе Пено Калининской области, были в школе, где она училась, в музее имени Лизы Чайкиной. Впоследствии со школой велась переписка, о Лизе собрано много материала, который сейчас хранится в Комнате трудовой и боевой славы. В 80-е годы школа работала в тесном контакте с колхозом, в котором было 4 бригады, а мы были бригада №5. Осенью, когда в колхозе заканчивалась уборка урожая и, были подведены итоги, в школе проходили слёты передовиков производства и ударников учебы, где, как правило, присутствовали председатель колхоза и секретарь парткома. Передовиков производства торжественно принимали в Почётные пионеры, а ударникам учёбы вручались благодарственные письма и награды от колхоза. В конце слёта принималась резолюция. В 1989 год-это особенный год, год, в котором школа справила своё новоселье. Жизнь школы дала новый виток. Новые парты, новая мебель, и самое главное: восторженные глаза детей, полные радости и удивления, радость учителей и родителей, наконец-то их мечта сбылась. В этот же год заложили новый плодово-ягодный сад. Съездила в Курган, в питомник, закупила саженцы яблони, сливы, вишни, смородины, малины. Через пять лет благоухал сад. Весной, во время цветения, глаз не отвести от этой красоты. Со временем для обработки земли появилась техника-трактор «Т-4»-премия за работу производственной бригады областного отдела образования, мотоблок – премия Главного управления образования Курганской области за участие в областном конкурсе « Школа трудового воспитания»-2 место. К 55-летию Победы в Великой Отечественной Войне в школе была открыта Комната трудовой и боевой славы, где собран и оформлен материал об истории села, школы, наших земляках-участниках ВОВ и тружениках тыла. В 2017 году школа принимала участие в региональном конкурсе музеев, в номинации «Лучшая комната боевой Славы» школа стала победителем в номинации «Легенда родного края» -номинант. Успех школы-это успех всего коллектива: учителей, детей и родителей. И как непросто возглавлять, С людьми работать, быть всегда готовой: Ответить, выслушать, принять, понять И день за днём решать проблемы снова. Редактор районной газеты «Восход» Л.В. Меркурьева писала: «Школа-сказка, школа радости – не раз приходилось слышать эти слова об Утичёвской школе. Думала, что это преувеличение. И вот представилась возможность побывать там, в выходной день. С первого взгляда поняла, что слова о школе соответствуют действительности. Двор утопает в зелени. В саду яблони усыпаны плодами. Внутри здания уют, чистота. В коридорах на полу ковровые дорожки. В классах парты, как только что поставленные: ни царапинки, ни пятнышка». За свою работу имею награды: «Отличник народного просвещения»-1966г «Отличник просвещения СССР» -1984г, «Заслуженный учитель школы РФ»-1993г Звание «Почётный гражданин Мокроусовского района» -2004г Почётная грамота Курганской областной Думы-2021г. Вся моя жизнь связана со школой. Есть у меня и любимое занятие: после школы иду в огород, участок небольшой, но растут там яблони, вишня, смородина, малина, крыжовник, клубника, но и, конечно, овощи. Осень-пора заготовок. Закатываю по 150-200 банок. Часть увозят дочери, люблю угощать друзей. А вечером после трудового дня меня ждут любимые книги. О возрасте человека говорят не потому, сколько ему лет, а каковы его поступки. Через год, мне уже «стукнет» 90, но я этого не ощущаю. Каждое утро захожу в любимую школу, захожу в класс и начинаю урок. В народе говорят: человек прожил не зря, если он построил дом, посадил дерево, родил и воспитал сына. Я считаю, что мои почти 90 лет тоже прожиты не зря: построена новая школа, разбит прекрасный сад, 2 дочери, 5 внуков, 3 правнука, выращено и воспитано не одно поколение молодых людей, моих выпускников. Из воспоминаний выпускницы школы и учителя начальных классов Утичёвской школы Маслак Марины Владимировны: «Я родилась и живу в Утичье. Здесь же родилась и моя мама, Васильева Надежда Полиэктовна. В 1960 году она пошла здесь в первый класс. О школьных годах говорит с теплом и радостью. Учителя были строгие, но очень хорошие. С любовью и уважением вспоминает она свою первую учительницу Шелепову Нину Матвеевну, как она занималась с ними, а после уроков провожала по домам. Классы в те годы были большие и дружные, по 25-30 человек. Учились весело. Запомнились походы, особенно поход к окрестностям с.Щигры, в Согру. Я училась в школе с1983по1991годы. Это были самые хорошие годы моей жизни. Учиться было легко и весело. Моя первая учительница, Александра Алексеевна Кокорина, была нам как вторая мама. В школе мы были всегда заняты интересными делами. Мы трудились на приусадебном участке. Именно на уроках труда меня научили делать правильные красивые грядки, полоть, шить и, даже работать на деревообрабатывающих станках. До сих пор в мамином шкафу есть сделанные мной в школьной мастерской плечики. На всю жизнь запомнились поездки по городам СССР. Мы с одноклассниками и ребятами из других классов съездили в Украину, Литву, Кабардино-Балкарию, в Волгоград. Мне школьные годы запомнились очень и очень многим. Самые яркие примеры – это различные праздники, которые довольно часто проводились в нашей школе, разные соревнования, олимпиады, конкурсы, в которых я участвовала, да и просто смешные моменты. Утичевская Школа навсегда останется у меня в памяти, потому что здесь всегда рады были тебя видеть, всегда помогали, выслушивали и давали совет. Эту же школу закончила и моя дочь, Маслак Карина. Она, так же как и мы с мамой, вспоминает школьные годы с теплом, нежностью. Иногда слышала от неё о трудностях, о том, что много задано, а её хочется уже заняться чем-то интересным, но она всегда с радостью шла в школу. А сейчас она с благодарностью говорит об учителях» Своими воспоминаниями поделилась Большакова Наталья Андреевна: «Школа – это живые страницы жизни людей. Школа даёт человеку главные ориентиры в жизни, во многом определяя дальнейшую судьбу. Всё главное в судьбе человека начинается со школы. Нашей школе 83 года. Новому зданию 33 года. Это немалый срок. Но из поколения в поколение передавались доброта и тепло, которые излучают стены моей школы, годами хранящие звонки перемен, громкие возгласы и смех учеников, строгие, но правильные наставления учителей… История моей семьи тесно связана с историей школы, так как в родной школе учились моя бабушка, папа, я, моя старшая дочь и учится младшая. Когда учились бабушка и папа, единого здания школы не было. Когда пошла в школу я, ей был 1 год. Новое здание, красивые стены, уютная обстановка – нравилось всё. Годы учёбы вспоминаю с теплотой. Знания давались нелегко. Но с такими учителями как Попкова Эмма Михайловна и Шляхова Сталинара Ефимовна, знания прочно осели в моей голове. В школе мы не только учились, но и отдыхали. Самым ярким моментом школьной жизни были коммунарские сборы. Они нравились всем учащимся. Любовь к учёбе, аккуратность, настойчивость я привила своим дочерям. В 2021 году закончила школу моя старшая дочь. Она тоже вспоминает годы учёбы с особой теплотой. В нашей школе даются прочные знания, которые очень понадобятся в дальнейшей жизни. Закончив школу в 1998 году, я вернулась в родные стены через 4 года уже в качестве учителя начальных классов. Я люблю свою школу и очень горжусь, что когда-то училась в ней, а сейчас работаю уже 20 лет. Звенит переливчатый школьный звонок, юные, уверенные, талантливые ученики спешат на уроки. Жизнь продолжается…» |
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) | Педагогическая династия Придачиных-Кукарских.
Придачина Елена Григорьевна (до замужества Шелепова), основательница нашей семейной учительской династии, родилась в семье колхозников Шелеповых Григория Михайловича и Степаниды Никандровны 13 сентября 1936года в деревне Шелепово. Лена была 5 ребёнком, 2 брата и 2 сестры были старше её. Детские годы прошли в предвоенные и военные годы. В 1 класс Шелеповской школы Лена пошла в тяжёлом 1943 году. Первой учительницей была Волосатова Анна Антоновна. Так как семья часто переезжала, то пришлось поучиться в Могилёвской, Утичёвской, Травнинской школах, запомнились учителя: Марочкина Надежда Фёдоровна и Шушуева Васса Васильевна. В 1953 году после окончания семи классов поступила в Петровское педучилище, но в1954 году после расформирования училища, продолжила учёбу в Катайском педагогическом училище. После окончания в 1957 году была направлена на работу в Щигровскую восьмилетнюю школу. В этом же году встретила свою судьбу, Придачина Виктора Фёдоровича, вышла замуж. И осталась в селе, Щигровская школа стала вторым домом. Наставниками, помощниками в нелёгкой работе были директор школы Кокорин Иван Сергеевич и завуч школы Кузьмина Валентина Степановна. Шли годы, росла семья Придачиных, появились дочь Таня и сын Владимир.19 лет мама была бессменной пионервожатой, дружина имени Олега Кошевого всё время была правофланговой, жизнь кипела: пионерские походы, костры, сборы, тимуровские рейды, скучать было некогда, а работа была построена на одном энтузиазме. Делилась опытом организаторской пионерской работы с молодыми вожатыми, проводились на базе школы районные семинары. Очень много почетных грамот у мамы за эту работу союзного значения, областного и районного. Десять пионерская дружина была правофланговой. Да только в тот момент эти награды никакой роли не играли при назначении пенсии и других льгот, такой профессии «пионервожатая» не было, а отдано ей почти 20 лет, что было обидно. Большую помощь в пионерской работе оказывали директора Дома пионеров: Колупаева Александра Леонтьевна, Сидорова Нелли Ивановна, Чистякова Галина Андреевна зав отделом по работе с молодёжью при РК КПСС, очень тепло отзывалась мама об этих людях, всё свободное время было отдано детям. Как учитель, проводила открытые уроки, участвовала в школьных конкурсах «Лучший учитель. За 26 лет работы в Щигровской школе мама выпустила ни одно поколение учеников, до сих пор все интересуются, вспоминают её, хотя последние 30 лет она проживала в селе Утичье. Среди её выпускников есть и подводники – Хохлов Иван, Мухин Роман, и лётчики-Михаил Хлебутин, агрономы- Шевцов Владимир-начальник сельхозотдела районной администрации, врачи-Колчина (Прусакова) Марина, есть учителя- Юрьева Светлана- преподаватель КГУ, Туртаева (Акамбаева) Орнбасар-учитель Утичёвской школы и многие, многие другие. После переезда в Утичье в Утичёвской школе проработала 7 лет, учителем начальных классов, русского языка и литературы, обращалась за помощью к директору школы Шляховой Сталинаре Ефимовне. В 1992 году вышла на пенсию. Общий педагогический стаж -33 года. Девизом её педагогической деятельности был: «Научить всех и каждого». 27 июля 2021года на 85 году жизни моей мамы не стало. Придачина (Кукарских) Татьяны Викторовны, продолжила дело, начатое мамой, Придачиной Еленой Григорьевной. И вот уже сорок один год я занимаюсь своим любимым делом – учу детей. Если бы сейчас пришлось выбирать профессию, я бы выбрала профессию Учителя. Моя педагогическая философия. Во мне как в спектре 7 различных «я». В этом заключается моя педагогическая философия Я – учитель. Я родилась в учительской семье Придачиной Елены Григорьевны, педагога с 33- летним стажем. С детства мечтала стать учителем. В выборе профессии учителя сыграли важную роль мои учителя: Москалёва Анфиса Николаевна, Колчина Галина Тимофеевна, Кокорина Татьяна Сергеевна. В 1976 году окончила Мокроусовскую среднюю школу и поступила в пединститут. В 1981году, после окончания КГПИ биолого-химического факультета, и была направлена учителем биологии и химии в Утичёвскую школу. И вот уже 40 с лишним лет я обучаю детей биологии и химии. Стараюсь идти в ногу со временем: осваиваю современные технологии обучения – это педагогическая мастерская; цифровые технологии на своих уроках. За успехи в обучении и воспитании детей имею награды международного, всероссийского, регионального и муниципального значения, награждена Знаком «Отличник просвещения РФ», мне вручено Благодарственное письмо губернатора Курганской области за успехи в обучении и воспитании детей, грамоты Главного управления образования Курганской области. Быть учителем своих учеников почётно и ответственно. Учитель – это эрудированный, современный, коммуникабельный человек Обобщён опыт работы учителя биологии и химии на областном уровне. Участвовала в Фестивале педагогического мастерства , проводила открытые уроки в другой школе на других детях, была призером конкурса педагогического мастерства, обобщен опыт работы по исследовательской деятельности на уровне РОО, ТШО. Я – наставник. 20 лет из 41 я была заместителем директора по учебно-воспитательной работе, все годы являюсь учителем учителей – наставником., 1 год работала учителем методистом. Помогала начинающим учителям- молодым специалистам, учителям – неспециалистам стать учителем. За организацию методической работы в образовательном учреждении я награждена почётной грамотой РОО. В районном конкурсе за лучшую организацию методической работы награждена грамотой за 2 место В районном конкурсе руководителей ОУ Мокроусовского района «Лидер» стала победителем. Я – воспитатель. Образовательный процесс- это обучение и воспитание. Выполняя обязанности учителя и классного руководителя, я решаю воспитательные задачи, осуществляя личностно-ориентированный подход. Воспитание Человека – главная задача, воспитание гуманного отношения к людям, к окружающим, в том числе и к растениям, и животным, воспитание сострадания и сочувствия к слабым больным, выработка умения сотрудничать друг с другом. Я – классный руководитель. В большей степени решение воспитательных задач возлагается на классного руководителя. Формирование коллектива – это важнейшая задача классного руководителя, так как только в коллективе можно успешно решать любые задачи, в этом я уверена. Воспитание личности через коллектив, основанное на принципах взаимопонимания, сотрудничества и толерантных отношений в классном коллективе – это первоочередные задачи, которые я решаю. Я – мама. Я мама двух дочерей. Классный руководитель – это вторая мама. В трудную минуту всегда придёт на помощь, поможет решить проблему и найти выход из безвыходной ситуации. А для тех ребят, у которых нет мамы или мама не выполняет своих обязанностей, я являюсь единственной мамой. Могу и похвалить, и пожурить, и приласкать. Иногда решаю проблемы далеко не школьные, а скорее личные, семейные. Со мной делятся самыми секретными новостями, что говорит о большом доверии ко мне. Я – друг. В жизни встречаются такие ситуации, когда самое сокровенное можно доверить только другу, а у ребёнка нет близкого человека, с кем можно поделиться. И тогда я – друг. С другом можно пойти в поход, можно поиграть в спортивные игры, провести вечер и просто посекретничать. И в этом качестве я чувствую себя более уверенно в общении со своими ребятами, надеюсь, что они со мной тоже. Я – ученик. В общении рождается истина. Поэтому, общаясь с детьми, я учусь у них быть современной, изучать те области науки и искусства, культуры, которые интересуют детей. Общаясь с родителями на занятиях родительского всеобуча, я изучаю положительный опыт семейного воспитания. На занятиях ШМО, ТШО, РМО и секциях я учусь быть современным учителем и классным руководителем, изучаю опыт своих коллег и делюсь своим опытом. Я постоянно повышаю своё самообразование на курсах в ИРОСТ. Учитель остаётся учителем до тех пор, пока учится сам. Я обучила ни одно поколение утичёвских ребятишек, а так же вырастила и воспитала 2 своих дочерей. Они, как бабушка и мама, выбрали профессию педагога. Ильиных (Кукарских) Ольга Александровна. Старшая дочь. Выпускница Утичёвской школы. Продолжатель династии. Оля ещё в дошкольном возрасте, посещая детский сад, любила помогать своей любимой воспитательнице Ольге Юрьевне Мохиревой. Детей в группе было много, и все были разного возраста. Оля часто играла с малышами 2-3 лет, защищала их. В школе тоже всегда возилась с первоклашками, а когда была детская площадка, то охотно помогала учителям начальных классов при проведении игр и других дел. Таким образом, годы учёбы укрепили желание стать воспитателем, хотя я пыталась отговорить, ведь данная профессия требует большой отдачи и ответственности. Но желание было неизменно. В 2000 году после окончания МСШ №2 Оля поступает на дошкольное отделение Курганского педколледжа. На практике работала воспитателем в Утичёвском детском саду. В 2002 году окончила колледж, вышла замуж, родила сына. Работать начала в 2005 году сначала в должности младшего воспитателя и вот уж11 лет трудится воспитателем первой категории в детском саду г. Кургана №117. Ольга Александровна проводит открытые занятия, активно участвует в работе МО, на педсоветах, отвечает за выпуск газеты для родителей «Родительский всеобуч». Всегда находится в центре педагогических дел. Воспитывает своих трёх детей. Имеет награды и благодарности за свою работу. Участвовала в учрежденских конкурсах «Лучший воспитатель» , а также в конкурсах по различным номинациям: «Театральная среда в МБДОУ»-1 место, «Наш лучший центр детской активности»-3 место, награждена грамотой за качественною подготовку к смотру конкурсу «Центр занимательной математики» и другие. Все мы родом из детства. Так считает моя младшая дочь, Важенина (Кукарских) Анна Александровна. продолжатель династии, выпускницаУтичёвской школы, учитель –логопед 1 категории, учитель-сурдолог, педагог-психолог, учитель начальных классов, имеющая 2высших педагогических образования, 1 среднее специальное. Когда я вспоминаю своё детство, то вижу себя в кругу свои друзей во время игры, на «коммунарах», при проведении КТД в своей Утичёвской школе. Мы классно проводили время с однокашниками, были вожатыми в отрядах. Но, к сожалению, после занятий в школе вставала проблема; куда пойти и где поиграть, чтобы никому не мешать и под колёса не попасть, чтобы можно было отдохнуть и развлечься. А было некуда. Когда нас возили на экскурсию в Курган в горсад и ЦПКО, мы просто завидовали курганским детям, что они могут так отдыхать в выходные дни и каникулы. Но наши мечты не сбылись, мы выросли. Теперь подрастаёт новое поколение. И хотя оно растёт в годы внедрения современных компьютерных технологий, я точно знаю, что, ни один компьютер, айфон не заменит живого общения, игры с друзьями на свежем воздухе, организованного отдыха. В 2002 году я окончила МСШ№1 В 2007 году, после окончания Шадринского государственного педагогического института, имея специальность специального психолога, логопеда и учителя –сурдолога, я приехала в родное Мокроусово и работала педагогом – организатором во второй школе. Большую помощь мне оказали директор школы Скокова Елена Леонидовна и Важенина Марина Александровна, зам.директора по ВР. Меня волновал вопрос организации свободного времени детей, так как безделье и бесцельное время – провождение ведёт к правонарушениям среди детей. Игры на проезжей части дороги–рост детского дорожно-транспортного травматизма. Я люблю свой район, село, и хочу, чтобы наше Мокроусово становилось краше, культурнее, а люди, мои земляки – добрее и гуманнее. В народе говорят, нет будущего у того, кто не думает о своих детях. И я разработала проект детской площадки «Веснушка» для нашей детворы. С данным социальным проектом я участвовала в областном и Всероссийском конкурсе авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие образования и стала его лауреатом в 2008году. К сожалению, проработав год, как молодой специалист я не получила ни подъёмных, ни квартиры, имея зарплату в 3500 рублей я вынуждена была уехать в г.Курган. Вышла замуж за земляка-Важенина Михаила, воспитываем 2 детей. Меня пригласили работать по специальности в 25 школу – интернат 2 и 5 вида для детей с нарушением слуха и речи города Кургана, работала учителем –логопедом, дефектологом, сурдопедагогом, проводила групповые и индивидуальные занятия с детьми, за что я благодарно бывшему директору Семёновой Татьяне Ивановне и ответственной за коррекционную работу Ивановой Римме Павловне, была подработка совместителем учителем –логопедом в 17железнодорожной школе-интернате , где и сейчас на данный момент работаю. За свой труд в области обучения и воспитания детей имею награды, всероссийского, регионального, городского значения. Я было участницей Всероссийского конкурса молодёжных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие МО «Моя страна-Моя Россия»; победителем этого же конкурса на региональном уровне; победитель конкурса проектов Отдела культуры и Департамента социальной политики администрации г. Кургана. Проект «Потехи домовёнка Кузи» городского фестиваля народного творчества «Обрядовый круг» и других. Моя работа доставляет мне удовольствие, я учу детей говорить и адаптироваться, вижу счастливые глаза детей, когда они начинают понимать окружающих. Я думаю, что я на своём месте, дарю радость детям. Заканчивая свой рассказ о нашей семейной педагогической династии, хочется надеяться, что она не закончится на моих детях, а будет продолжаться. И продолжат её мои внуки, а их у меня 5: студент 4 курса колледжа Никита, восьмиклассница Мария, четвероклассник Ярослав, и двое малышек, посещающих детский сад Юля и Ванечка. Моя мама, Придачина Елена Григорьевна, родоначальница нашей династии при жизни очень любила петь. Она была активной участницей художественной самодеятельности, привела эту любовь к пению детям и внукам. Часто, собравшись вместе, мы пели русские народные песни на 2 голоса, далеко были слышны наши голоса. Сейчас уже мамы нет почти год, но эта семейная традиция сохранилась: собраться вместе тихим вечером и попеть любимые мамины песни. Говорят, в песне происходит слияние душ, может быть в этом и есть секрет нашей династии. |
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) | В 80-е годы наша школа жила увлекательной интересной жизнью. О том, какую роль играла школа в жизни ребят, говорят высказывания бывших выпускников: Грамотеева Вадима, Мурнаевой Людмилы, Власовой Анны, Мурнаевой Ольги и других.
Так тепло и по доброму отзывается о своей школе выпускница 1997 года Мурнаева (Черемных) Ольга Владимировна. «Хорошая школа. Мы были первоклашками в новой школе, которая была очень красивой и уютной. Для нас, малышей, был предоставлен спортивный уголок, где были установлены спортивные тренажёры, мы любили там заниматься. Много времени проводили в игровой комнате, где было много игрушек, и стояли маленькие столики для занятий. На переменах у нас была возможность посидеть в мягких креслах, послушать хорошую музыку. А в уютной столовой нас ждали горячие обеды из трёх блюд. Овощи для столовой выращивали сами. Не забываемы уроки труда на свежем воздухе. Коллективный труд сплачивал нас, мы учились взаимопомощи и взаимовыручке. Нам доверяли делать всё: сеять, полоть, поливать, убирать урожай. В зимнее время мы занимались в кабинете трудового обучения. Учились шить, вязать, вышивать. А когда занимались кулинарией, то готовили самые разные блюда, научились добывать крахмал из картофеля в домашних условиях. Спортивная жизнь! Всё было поставлено на высшем уровне. На базе нашей школы проходили соревнования по самбо. Мы ездили на районные соревнования по лёгкой атлетике, лыжам и занимали призовые места. Ездили не только спортсмены, но и болельщики. Каждый месяц в школе проводились вечера отдыха. В весенние каникулы проходили «коммунарские сборы». Самое интересное было то, что мы ночевали в школе. После окончания школы я приходила на коммунарские сборы в качестве вожатой отряда. Очень многому меня научили в Утичёвской школе. С уважением вспоминаю весь педагогический коллектив и директора школы Шляхову Сталинару Ефимовну. Директора мы уважали и никогда не позволяли плохо себя вести в школе. Бережно относились к школьному имуществу». О первой встрече со школой рассказывает учитель биологии и химии Татьяна Викторовна Кукарских: «Более сорока лет я открываю двери своей родной Утичёвской школы. Вспоминается август 1981года, когда я, юная девушка, прибыла в Утичье по распределению учителем биологии и химии. Меня встретили учителя с многолетним педагогическим стажем: Богданова Клавдия Яковлевна и Кокорина Александра Алексеевна. Они провели первую экскурсию по школе. Здание было старое, но какой кругом царил порядок и чистота. И так по сей день. Из воспоминаний Старцевой Лилии Александровны, выпускницы 1988 года: «Школа Радости! Не всякую школу можно назвать таким громким именем. Мне можно позавидовать, потому что в восьмидесятые годы я была ученицей этой школы, а после окончания ШГПИ десять лет проработала учителем начальных классов. Милая школа. Сколько приятных ощущений возникает при воспоминании тех, теперь уже давних лет. До мелочей в памяти остается то, о чем рассказывала первая учительница Кокорина Александра Алексеевна, которая научила нас писать и считать, читать, рисовать, мыслить и рукодельничать. В школе текла особенная, совсем необычная жизнь. Свежо воспоминание, когда нас принимали в октябрята, а затем и в пионеры. Под руководством старшей пионервожатой Старцевой Людмилы Валентиновны проходило немало дел. Готовились и проходили пионерские сборы, участвовали в слетах правофланговых отрядов, «Зарницах», фестивалях союзных республик. Каждые каникулы группы ребят ездили по городам-героям, на вырученные деньги от реализации овощей со своего огорода. Проходили встречи с ветеранами ВОВ, собирали макулатуру, ходили на экскурсии на маслозавод, на МТМ и в правление колхоза «Колос», ездили на велосипедах в многодневные походы, организовывали сладкие ярмарки, а вырученные деньги отправляли в Фонд Мира и многое другое». Грамотеев Вадим вспоминает: «Запомнилась мне наша школа летней трудовой практикой. В бригаде царила дружба и взаимопонимание. На деньги, заработанные от продажи овощей, мы ездили по городам Советского Союза. Где мы только ни побывали. Сейчас я уже отец, и мои дети учатся в Утичёвской школе. Совместно со школой мы решаем многие вопросы по воспитанию и обучению детей, всегда с коллективом находим общий язык и взаимопонимание. На территории Утичёвского совета школа является центром воспитательной работы».
|
Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): Шляхова Сталинара Ефимовна, Кукарских Татьяна Викторовна, Панова Елена Витальевна, Захарова Елена Анатольевна