Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»
1. Общие сведения о школе
|
|
1.1. Полное название школы
|
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шалкинская средняя школа |
1.2. Ф.И.О. директора школы
|
Козихина Лидия Владимировна |
1.3. Почтовый адрес
|
433973 Россия Ульяновская область Павловский район с. Шалкино ул. Центральная д.22 |
1.4. Телефон
|
8-84-248-30-1-12 |
1.5. Сайт
|
http://shkolasalkino.ucoz.ru/ |
1.6. Электронный адрес
|
shalk_schkola@mail.ru |
1.7. Количество учащихся, классов по ступеням образования
|
д/г – 15 воспитанников
1-4 кл.- 21 чел. 5-9 кл. – 20 чел. 10-11кл. – 8 чел. |
1.8. Количество педагогов, их образование и квалификация
|
17 педагогов |
1.9. Организация образовательного процесса (краткая информация)
|
Школа реализует программы общего образования: -дошкольное образование; – начальное образование
-основное образование;
— среднее образование;
Дополнительного образования:
-дополнительное образование детей
|
1.10. Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории
|
Двухэтажное здание с цокольным этажом, рассчитанное на 320 мест, кабинетная система, актовый зал, музей, спортзал, мастерские, столовая, часть школы отдана под дошкольную группу, теплые туалеты, оснащена АПС и кнопкой вывода на пожарную часть, спортинвентарь в наличии, оборудование для лабораторных работ по физике, химии, биологии, географии на 70-80 %, пришкольный участок 10 соток. |
2. История школы: основные вехи
|
|
2.1. Дата основания школы
|
Мы не можем сказать, в какое именно время, в какие годы в селе возникла первая школа. Но документы, хранящиеся в разных архивах, в частности, в Государственном архиве Саратовской области (ГАСО), дают некоторые представления о развитии просвещения Павловского района ( в т.ч. и с. Шалкино) в 19 веке. Так по данным 1859 года, т.е. за 2 года до отмены крепостного права (« Списки населённых мест Российской империи, составленные и издаваемые центральным статическим комитетом Министерства внутренних дел 38. Саратовская губерния. Санкт- Петербург. 1862г,), в селе Шалкино было одноклассное училище. А если опираться на «Послужные списки о причте Никольской церкви села Шалкино за 1927 год». «Земское училище было открыто первоначально в 1843 году 23 мая при Шалкинском Волостном правлении, а с 1899-го в собственном здании помещается».
Далее в этом документе есть запись о школе. «Церковная школа первоначально была открыта в сентябре месяце 1861 года в доме дьячка Павловского Степана Ивановича, который под руководством приходского священника и приходила в оной должности учителя.» Но в 1872 году означенная школа по случаю пожара всего села была закрыта, а в 1887- 1888 учебного года вновь была открыта. Со временем своего школа была открыта и в 1900 году преобразована в женскую.
|
2.2. Обстоятельства создания школы
|
|
2.3. Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)
|
Первыми учителями были Спиридонов Михаил Григорьевич (уроженец с.Алексеевка Павловского р-на, по национальности мордвин) и Еремеева Мария Степановна. Михаил Григорьевич Спиридонов работал заведующим школой до 1941 года (был мобилизован на фронт). Еремеева М.С. создала шумовой оркестр, кружок самодеятельности, где дети с удовольствием занимались.
В 1933 году 15 августа в школу приехал новый учитель – Левицкий А.А. Он работал в русской школе, был директором. Так же в 30-е годы работал ликбез. Первым учителем была Турлычкина Клавдия Васильевна. В 1942 году в село приехала Лепешкина Елена Каспаровна. Она эвакуировалась из блокадного Ленинграда. Елена Каспаровна стала директором школы до 1945 г. В 1949-50 уч. году Шалкинская начальная школа перешла на семилетнее обучение, первым директором был Левицкий А.А. В 1959 году директором назначена Зинаида Трофимовна Латышева. Ей пришлось руководить школой после того, как 28 декабря 1958 года Верховный совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР». В стране было введено всеобщее восьмилетнее обучение. Задача восьмилетней школы состояла в том, чтобы давать учащимся прочные знания основных наук, воспитывать у них любовь и уважение к труду и людям труда. К тому времени в школе обучалось 318 учащихся. Для больших классов Зинаида Трофимовна добилась разделения на «А» и «Б». В школе работали различные кружки, учителя поддерживали тесную связь с родителями, осенью работали в колхозе: собирали золу, яблоки; весной окапывали деревья в саду. Зинаида Трофимовна развернула строительные работы по расширению здания школы. В 1966-67 учебных годах к зданию было построено 4 классных комнаты. В 1968 году Шалкинская восьмилетняя школа была преобразована в десятилетку, и стала называться Шалкинской средней школой В1982 году назначена директором Макеева Нина Константиновна. В январе 1985 года начато строительство новой школы.. В 1972 году директором Шалкинской средней школы назначена Лакеева Ольга Петровна (до этого работала в Баклушинской средней школе). В 1988 году директором школы единогласно выбран молодой энергичный учитель физкультуры Вдовин Александр Николаевич. С 1999 года школа именуется Шалкинская средняя школа-сад. Директор Паненко А. В. 2006год февраль назначена директором муниципального образовательного учреждения Шалкинской средней общеобразовательной школы Козихина Л.В. учитель русского языка и литературы.
|
2.4. Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)
|
В 1964 году на базе Шалкинской восьмилетней школы была открыта вечерняя школа. Первый набор- 40 человек. В 1966 году состоялся первый выпуск-17 человек. Занятия начинались в 18:00 и продолжались до 24:00 (6 уроков). Преподавали те же учителя, что и в дневной.
Первыми выпускниками стали В.Е.Чекашкин, В.Ф.Бирюков, А.П.Чекашкин, А.Я.Чекашкин, И.В.Уточкин, И.И.Михеев, В.И.Карташов, Н.В.Стрункова, А.В.Паненко, А.И. Демидов, М.И. Подсевалов и др. Всего вечерняя школа выпустила 43 ученика. Из них 15 человек в дальнейшем получили высшее образование, 7- среднее специальное. В 1972 году директором Шалкинской средней школы назначена Лакеева Ольга Петровна (до этого работала в Баклушинской средней школе). В 70-е годы коллектив учителей пополнился бывшими выпускниками: Стрункова З.М., Латышева Т.В., Бурина В.А., Стрункова Л.А. Коллектив учителей был молод и полон творчества. Они являлись активными участниками художественной самодеятельности на селе: пели со сцены местного клуба, читали лекции, играли спектакли (о них помнит всё село). В1982 году назначена директором Макеева Нина Константиновна. В январе 1985 года начато строительство новой школы. Строительство объявлено народной стройкой. По плану школа должна быть сдана 1 июля 1987года. Ежедневно на стройке работало две бригады. По плану должно работать 54 человека, но работало всего 20. Дневная норма ежедневно перевыполняется. Общие затраты на школу 511 тыс.руб. 1 сентября 1987 года открыта новая школа. На открытии присутствовали строители, односельчане В 1989 году присвоено звание воина-интернационалиста, погибшего в Афганистане, шалкинца Чекашкина Геннадия Георгиевича. В январе 1989 года состоялась встреча с женой Геннадия Георгиевича Мариной Витальевной. Встречу провели учащиеся 5 класса. Их отряд боролся за звание носить имя Чекашкина Г.Г. В 1990 году открыта мемориальная доска. В 1991году перестала существовать школьная комсомольская организация. В 1992 году в школу поступило 10 компьютеров. В 1992 году Шалкинская средняя школа переименовалась до 1999 года в комплекс школа- сад. С 1999 года школа именуется Шалкинская средняя школа-сад. Директор Паненко А. В. Завуч Латышева Т.В. В коллективе 18 учителей. В 2001 году в школу пришёл новый компьютер по президентской программе. В 2001году 15 сентября состоялся 140-летний юбилей Шалкинской школы. 2001году школа переименована в муниципальное образовательное учреждение Шалкинскую среднюю общеобразовательную школу. 2003г. грамота 1 место в областном конкурсе по записи воспоминаний участников Великой Отечественной войны «солдатские судьбы» 2006 г. диплом Департамента образования Ульяновской области за 2 место в областном смотре-конкурсе военно-исторических музеев образовательных учреждений, посвященном 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг 2006год февраль назначена директором муниципального образовательного учреждения Шалкинской средней общеобразовательной школы Козихина Л.В. учитель русского языка и литературы. Май 2006 года, открыт обновленный музей Боевой и трудовой славы. В музее две залы, краеведческая и зал славы. 2007г. февраль был подключен интернет. 2009г. III место в областном конкурсе проектов «Сохрани имя твое» 2009г. учащаяся 11 класса Козихина Ирина стала участницей Всероссийских краеведческих чтений в номинации «Родословная» с работой «От горшка до завода» Июнь 2011г. школа стала именоваться муниципальным казённым образовательным учреждением Шалкинской средней общеобразовательной школой муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области. В школе 16 учителей, 57 учащихся, 14 воспитанников дошкольной группы. Сентябрь 2011года отмечался 150-летний юбилей школы.
|
2.5. Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.) | Левицкий Александр Александрович – Отличник народного образования
Лакеева Ольга Петровна – Заслуженный учитель школы РСФР Паненко Антонина Васильевна – Отличник народного просвещения Бурина Валентина Александровна – Почетный работник общего образования Российской Федерации Козихина Лидия Владимировна – Почетный работник общего образования Российской Федерации Станков Анатолий Васильевич – Мастер-наладчик колхоза “Россия” лауреат Государственной премии СССР, бригадир тракторной бригады колхоза “Россия”
|
2.6. Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)
|
Салимов Виктор Андреевич – ведущий патологоанатом страны, член президиума ассоциации патологоанатомов России, лауреат медали Всероссийского выставочного центра, доктор ветеринарных наук, профессор Самарской государственной сельскохозяйственной академии
Балбашов Иван Васильевич – генерал-майор МВД. Подсевалов Михаил Ильич – кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры агрономического факультета Ульяновской сельскохозяйственной академии
|
2.7. Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)
|
Балбашов В.И – ветеран В.О.В. Бывший председатель колхоза
« Россия»
Вместе с колхозом прошагал Василий Иванович всю вторую половину 20 века. Это на его глазах и под его руководством преобразилось село. Бирюков И.Н – бывший председатель Сельского Совета, председатель Совета ветеранов с .Шалкина. Постоянный гость школы. Чекашкин А.Я- бывший председатель колхоза « Россия» Козихин Г.Н. – директор ООО «Клин». Радаев Н.М- Личный предприниматель. Спонсор школы |
3. Культура школы
|
|
3.1. Главные педагогические идеи школы
|
Патриотическое воспитание школьников
В школе уделяется большое внимание гражданско – патриотическому воспитанию школьников. Разработан комплекс мероприятий по этому направлению. Учащиеся школы проявляют постоянную заботу о ветеранах войны и труда, оказывают им посильную и необходимую помощь. Ежегодно проводится акция «Помощь ветерану» – оказание адресной помощи ветеранам войны и семьям погибших. Классные руководители проводят Уроки мужества, краеведческие викторины, встречи с участниками ВОВ и локальных войн и другие мероприятия.чащиесяшколыежегодноучаствуютврайоннойкраеведческойконференции ,где занимают призовые места . Учащиеся шефствуют над памятником односельчанам, погибших в годы войны. Ежегодно проводится совместно с сельским клубом митинг «День Победы». Проводится работа по увековечиванию памяти защитников Отечества. Учителя совместно с учащимися собирают сведения о знаменитых земляках -ветеранах труда, знаменитых людях сделавших значительный вклад в развитие села, района и области и страны в целом. Нравственно патриотическое воспитание детей – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств.
|
3.2. Ценности школьной жизни
|
2. Воспитание общечеловеческих ценностей таких как: уважительное отношение учащихся к школе, друг к другу и к себе, терпимость к взглядам другого человека, чуткость, отзывчивость. Воспитание ценности дружбы и товарищества.
3. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Воспитание гордости за свой народ, уважение к нашей истории и культуре, формирование активной жизненной позиции. 4. Развитие школьных традиции, создавая благоприятные условия для всестороннего развития личности учащихся. 5. Создание условий для проявления и раскрытия творческих способностей, развития художественного (эстетического) потенциала личности (организация праздников, конкурсов, творческих проектов) 6. Повышение у учащихся интереса к внеклассной работе. 7. Способствование развитию ученического самоуправления. 8. Продолжение работы и поиск новых форм по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, максимально привлекать детей группы “риска” к участию в жизни школы, класса. 9. Воспитание трудолюбия. 10. Формирование потребности здорового образа жизни. Создание условий для физического развития учащихся. 11. Участие в школьных, районных и областных конкурсах и фестивалях. 12. Активизация работы по изучению уровня воспитанности учащихся, организация постоянной психолого-педагогической поддержки для учащихся, учителей и родителей. 13. Совершенствование системы методической работы с классными руководителями по развитию личности обучающихся и классных коллективов. 14. Поиск путей оптимального взаимодействия родительской общественности и педагогического коллектива. приоритетные направления, по которым продолжало осуществлять свою работу наше образовательное учреждение: – изучение народных праздников, обрядов. – экскурсионно-краеведческое направление. – патриотическое (проведение мероприятий воспитывающих у учащихся чувство патриотизма) – нравственно-правовое (мероприятия, воспитывающие у учащихся правильное отношение к окружающему миру, человеку) – продолжение работы с социально незащищенными подростками и их семьями, привлечение сотрудников ПДН ОВП; – трудовое воспитание (уборка и озеленение пришкольного участка) – организация физкультурно-оздоровительных мероприятий – проведение бесед по охране здоровья классными руководителями и медработником – взаимодействие с учреждениями культуры и здравохранения
Социум школы
Воспитательное пространство школы включает ЦСДК, библиотеку, фельдшерский пункт, с которыми нас связывают плодотворные тесные отношения. Между школой и учреждениями культуры сложилась многолетняя творческая деятельность, направленная на организацию досуга учащихся и всего социума, воспитание молодого поколения, предупреждение правонарушений и безнадзорности учащихся. Деятельность школы направлена на то, чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал других участников социума – родителей, общественных организаций, жителей села. Хорошей традицией стали не только совместные праздники, конкурсы, но и посещение неблагополучных семей, советы профилактики, различные акции. Педагогический коллектив реализует идею создания в социуме единого образовательного пространства, центром которого является школа. В образовательном учреждении имеются планы совместной работы с СДК, ФАПом, библиотекой , находящимися на территории села. Совместно с социумом проводятся следующие мероприятия: – Трудовые десанты, – Митинг к 9 Мая, – Неделя детской книги, – День Здоровья – День детства – День России – Тематические праздники – Новый год – Конкурсные программы и др.
|
3.3. Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)
|
15 сентября 2001 года вШалкине был праздник, во всём селе. Нарядно одетые люди с цветами в руках с самого утра подходили к школе, машины разнообразных марок тоже спешили к центру населённого пункта. На площади возле школы на торжественную линейку строятся взрослые люди. Обычно строгие сдержанные мужчины и женщины, как дети, умолкают не сразу, а ещё кто-то продолжает обниматься с опоздавшими, кто в слух переживает за одноклассников , обещавших прийти на праздник , а кто-то смахивает набежавшие на глаза слёзы . И кругом море цветов. Наверное, разноцветные астры, благородные гладиолусы, яркие георгины со всей ближайшей округи принесены сегодня именно сюда. Среди гостей много известных в районе людей, руководителей. Одни здесь когда- то преподавали, другие – выпускники шалкинской школы.
Ведущие представляют почетных приглашенных: Главу администрации МО « Павловский район» А.И.Гнусенкова, представителя губернатора по Павловскому району С.И.Горбунова, начальника управления образования МО « Павловский район С.А.Гиденко, заслуженных учителей, которые не один десяток лет посвятили благородному делу воспитания подрастающего поколения На торжественной линейке звучат слова поздравления школе, педагогам – ветеранам, учителям, учащимся, выпускникам. Зачитывается поздравительная телеграмма от имени заместителя Председателя Государственной думы В.Жириновского. Под музыку танцуют дети. Школе полторы сотни лет, а она такая же юная, шумная и веселая. людей, руководителей. Одни здесь когда- то преподавали, другие – выпускники шалкинской школы. Школа-это живой организм. Пока живёт школа будет жить и процветать земля. Вот так в нескольких словах можно описать празднования юбилея нашей школы. Но этому празднику предшествовала большая подготовка. Одной из главных задач была сочинить Гимн школы . Именно с этой просьбой обратилась тогда директор школы Паненко Антонина Васильевна к местной поэтессе ГалииИбрагимовне Прониной. При написании песни- гимна ГалияИбрагимовна много раз приезжала к нам в школу, работа в Музее с архивными документами с краеведческим материалом. Галия Ибраигимовна работа над этой песней в течение года.
Под кручей оврага вдоль речки Раскинулась наше село. Здесь дома родного крылечко, Здесь милый душе уголок Сюда с всегда приезжаю И с трепетом в школу вхожу. Роднее я места не знаю, Родным уголком дорожу. И школьный мой первый учитель, И первый мой в жизни урок… Со школой невидимой нитью Навеки связал меня рок. Мечтали мы здесь до рассвета Огонь в нас исканья горел. Мы помнили старших заветы, Оставить след каждый хотел Талантов немало взрастила , Родимая наша земля, Какая могучая сила, Им старт наша школа дала. Комдивом Таманской по праву Гордимся Захаровым мы. Чекашкина имя во славу, Мы носим с Афганской войны.
|
3.4. Традиции и ритуалы
|
Воспитательная работа в школе сложна и многообразна. Она включает в себя разные виды деятельности, направленные на формирование у школьников гражданской ответственности, самосознания, инициативности, культуры и самостоятельности. Формирование этих качеств педагоги школы видят в деятельности: это воспитание в процессе обучения, воспитание в коллективе, в семье, в процессе труда, игры, общения и т.д. Без включения учеников в реальное дело, отвечающее возрастным особенностям учащихся, не может состояться личность. Понимая это, педагоги школы стараются наполнить жизнь детей разнообразными делами. В школе сложилась система воспитательной работы традиционного типа, основными факторами которой являются давно сложившиеся традиции.
Школьные традиции сложились в процессе формирования, становления и развития ш
кольного коллектива. Они проверены временем и приняты всеми участниками педагогического процесса. – День Знаний – День учителя – Осенняя ярмарка – Осенний бал – Новый год – Посвящение первоклассников – День матери – Праздник 8 марта – 23 февраля-День защитника отечества – Прощание с начальной школой – 9 Мая и др. _-Последний звонок – Выпускной
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». В феврале месяце, в рамках месячника гражданско-патриотической работы состоялась встреча учащихся 5-7 классов с ветераном ВОВ Горбунковым Ф.Т. Он поделился с ребятами своими воспоминаниями о военных событиях. Для учащихся 8-11классов был проведен урок мужества, посвященный землякам – участникам локальных войн. В школе стало традицией проводить торжественные проводы в армию. Не был исключением и этот год. В торжественной обстановке в школьном Музее Боевой и трудовой славы проводили выпускника школы Щетинина Ярослава. В течение пребывания ребят в рядах Российской армии, учащиеся школы поддерживают с ними связь – посылают поздравления на 23 февраля и кладут деньги на их мобильный номер. Учащиеся школы были участниками конкурса социальных проектов « Я – гражданин Росси». Под руководством руководителя экологического кружка Корочкиной Н.И. и старшей вожатой школы Демидовой Т.Н.был реализован проект «Чистый двор, чистая улица, чистое село », который занял первое место в районе прошел на областной этап. На районном этнографическом фестивале ребята заняли все первые места по номинациям «Ожившие легенды», « Традиции гостеприимства», « Свет, мой зеркальце , скажи» и в выставке « Хлеб всему голова». Были участниками районной краеведческой конференции. В номинациях « Школьные музеи» и
|
3.5. Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)
|
Духовно-нравственное воспитание
В нашей школе в течение ряда лет проводится работа по духовно – нравственному воспитанию детей с учётом приоритетных направлений и учётом специфики места проживания подрастающего поколения. По нашему мнению, один из наиболее эффективных методов является проектная деятельность. Весь комплекс воспитательных задач устремлен на достижения главной цели – формирование нового гармонически развитого человека. Систематическая и целенаправленная работа коллектива школы по данному направлению проводилась при активном участии родителей учащихся и тесной связи с учреждениями дополнительного образования. Решение поставленных задач осуществлялось как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Ребята принимают активное участие в районных и областных конкурсах. . В рамках Года культуры и человека труда и рамках реализации « Симбирского литературного тракта» в школе был реализован проект «Моя родословная». Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без непосредственной поддержки участия самой семьи. Дети и классные руководители создали презентацию «Моя семья». Дети знакомятся детей историей своей семьи, где родились и жили дедушки и бабушки , кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать. |
3.6. Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой
|
Социальные проекты в рамках конкурса «Я- гражданин России» :
« Юность, опаленная войной», « Дети войны», «Чистый двор, чистая улица ,чистое село»,« История, длиною в 150 лет». Программы Акции « Обелиск», « Письмо ветерану», « Открытка ветерану», « Письмо в прошлое»,«Помощь ветерану», « Подарок Защитнику Отечества», «Чистый школьный двор», « Посади дерево». Уроки мужества в рамках школьной недели краеведения, месячника героико- патриотической работы, декады ко Дню Победы |
3.7. Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе | Детское объединение учащихся 5-11 классов, работающего в форме школьного ученического самоуправления « Наша школьная страна». Детское объединение учащихся 1-15 классов, работающих по программе « Светлячки» |
3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)
|
Легенда « О копейкиной горе»
На юге – западе Ульяновской области раскинулся удивительны красоты край – Павловский район .Богатые разнотравьем долины сменяются холмами, густые леса переходят в редколесье. Небольшие речки веером растекаются по всем направлениям. Наши предки не ошиблись в выборе места жительства: удобно, выгодно и красиво расположена Павловка. Удачно то, что через село проходили и проходят торговые пути, торговля для человека является необходимой частью быта. Из рассказов старожилов нашего села, мы узнаем, что в нашем Павловском районе и сто и двести лет назад шумели огромные веселые ярмарки. Сюда приезжали до четырехсот и более подвод. В районе жили люди мастеровые, трудолюбивые. Знали тайны разных ремесел, товар свой везли на базар, с ярмарки тоже возвращались не пустые. Вот как-то раз в воскресенье поехал на ярмарку богатый купец из соседнего уезда. Решил он себя показать, на людей посмотреть, да и прикупить товаров для хозяйства. Идет по базару, любуется товаром, но никак не может найти нужные ему вещи. – Здорово, мужик. – Здравствуйте, барин – А не поможешь ли ты мне на этой огромной ярмарки найти шалкинских мужиков, которые глиняной посудой торгуют? Уж больно хорошая слава о гончарах этого села идет по округе. – А чего их искать-то? Вот он я перед вами. Привез свои горшки продавать. А много ли у вас в селе умельцев-то Ой ,много барин, много. Один другого лучше. А как звать величать тебя, мужик? Фамилия моя известна в округе. Мой дед еще занимался гончарным делом, а сейчас я от гончарного круга не отхожу . Федором Радаевым меня нарекли. Идем за мной, барин, лучше посуды ты нигде не купишь. Деревянную посуду в печь не поставишь, а горшки у нас легкие, звонкие, самого жаркого огня не боятся. В глиняных крынках молоко за ночь сметаной становится. А вот в этом плошке картошка просто пальчики оближешь. Вот в этом горшке пусть тебе жинка щи варит, а в печи они получаются наваристые, прямо ложка стоит. Слушай, барин, а ребятишки – детишки у тебя есть. – Есть, пятеро. – Ну, тогда возьми своим ребятишкам свистульки. Их дети любят, они идут нарасхват. Послушай, как они свистят. Как соловьи заливаются. Ну ,что барин берешь? Беру, конечно, беру Барин покупает, расплачивается – Спасибо тебе барин. Выручил, почти весь товар скупил теперь можно и гостинцев ребятишкам купить. Их ведь у меня пятеро и все помощники .Кто глину месит , кто воды несет , а старшенький уже за гончарный круг норовит сесть . Вот радости –то будет . – Сапоги. Сапоги. Покупай, Павловские сапоги ! Сапоги добротные, для любой погоды подходящие. – А не врешь ли ты? – Да что вы, барин !? Разве не слышали вы про павловских мастеровых по сапожному делу. Только у них можно купить добротный товар. Если не нужны сапоги, покупай дубовые калоши. Они в дождливую пору ноги сберегут, а вот тулуп. В любую погоду с головы и до ног обогреет. Надежным товарищем будет. – Валенки, валенки – кричат кулебятские мастеровые. Но барин походит мимо, идет он к подворью чирковцев. Они торгуют досками. Из таких досок умелый плотник дворец может сделать. – Не робей, барин, выбирай. Одна к одной досочка . – Ну что, барин, берешь. – Да я как-то не рассчитывал на такую большую покупку. – Денег что ли у тебя не хватает? – Да что ты, мужик! Не в деньгах дело. Вот приеду на следующий базар, и куплю твои сани. – А сейчас мне надо купить подарок своей Матрене. Платочек красивый она мне заказала – Это тебе надо идти дальше там и купишь Барин покупает платок. – Бочки, бочки – кричат шаховские мастеровые. Покупайте ,не проходите мимо. Ох, и ядреные и хрустящие в наших бочках огуречки с капусткой получаются. – Ну, кажется, всего набрал. Вот куплю ребятишкам кренделей да сладостей и можно отправляться домой . /Покупает кренделя , вешает себе на шею, сладости кладет в корзину /. А за шаховскими саням надо будет еще раз приехать – Кажется, управился. И покупок много сделал, но деньги еще остались. Вот обрадуется моя Матрена. – Но, милая. Поехали с Богом Все бы хорошо, но не заметил барин, как за ним еще на ярмарке следят воры- разбойники. Ведь, где трудяга там и мошенник, где честный – рядом вор. А воров и разбойников в этих местах водилось не мало. – Быстрее, милая, быстрее. Скоро солнце скроется. И не заметил барин, как перед ним как будто бы из земли встали разбойники. – Стой, барин. Приехали. Отдавай свои денежки, а не отдашь убьем. – Все, все берите, братцы, но только не губите. – Все ли отдал, Толстосум. – Все, все. Клянусь. Ни сколечко не обманываю. Только не убивайте. Ждут меня дома жена, дети. – Ой, ли. Вот как заговорил. -Вот вам крест. Все до копеечки отдал. /крестится, целует землю/ /Хохочут/ – Ну что ж, барин. Если ты говоришь правду, все отдал до копеечки нам. Вот возьми копейку. На развод. Разживешься – отдашь с наваром. Прыгнули разбойники в телегу барина и скрылись в лесной чаще. Идет барин домой и думает. -Все – таки я счастливый я человек, что жив остался. А деньги – дело наживное, да копеечка у меня есть. С тех пор, гору, на которой произошел этот случай, называют Копейка.. И каждый проезжающий мимо вспоминает эту легенду
« Ярмарка» На юге – западе Ульяновской области раскинулся удивительны красоты край – Павловский район .Богатые разнотравьем долины сменяются холмами, густые леса переходят в редколесье. Небольшие речки веером растекаются по всем направлениям. Наши предки не ошиблись в выборе места жительства: удобно, выгодно и красиво расположена Павловка. Удачно то, что через село проходили и проходят торговые пути, торговля для человека является необходимой частью быта. Из рассказов старожилов нашего села, мы узнаем, что в нашем Павловском районе и сто и двести лет назад шумели огромные веселые ярмарки. Сюда приезжали до четырехсот и более подвод. Павловка была крупным торговым центром , перевалочным пунктом для многих купцов , ремесленников, крестьян , промышленников базары здесь были еженедельно по воскресеньям , ярмарки – два раза в год : через неделю после троицы и 22 октября . Рыночные ряды тянулись на несколько сот метров , доходя далеко за базарную площадь . В районе жили люди мастеровые, трудолюбивые. Знали тайны разных ремесел, товар свой везли на базар, с ярмарки тоже возвращались не пустые. Все это мы узнаем из рассказов старожилов нашего села , а та к же пользуясь музейными архивными материалами. Вот как-то раз в воскресенье поехал на ярмарку богатый купец из соседнего уезда. Решил он себя показать, на людей посмотреть, да и прикупить товаров для хозяйства. Идет по базару, любуется товаром, но никак не может найти нужные ему вещи. – Здорово, мужик. – Здравствуйте, барин – А не поможешь ли ты мне на этой огромной ярмарки найти шалкинских мужиков, которые глиняной посудой торгуют? Уж больно хорошая слава о гончарах этого села идет по округе. – А чего их искать-то? Вот он я перед вами. Привез свои горшки продавать. А много ли у вас в селе умельцев-то Ой ,много барин, много. Один другого лучше. А как звать величать тебя, мужик? Фамилия моя известна в округе. Мой дед еще занимался гончарным делом, а сейчас я от гончарного круга не отхожу . Федором Радаевым меня нарекли. Идем за мной, барин, лучше посуды ты нигде не купишь. Деревянную посуду в печь не поставишь, а горшки у нас легкие, звонкие, самого жаркого огня не боятся. В глиняных крынках молоко за ночь сметаной становится. А вот в этом плошке картошка просто пальчики оближешь. Вот в этом горшке пусть тебе жинка щи варит, а в печи они получаются наваристые, прямо ложка стоит. Слушай, барин, а ребятишки – детишки у тебя есть. – Есть, пятеро. – Ну, тогда возьми своим ребятишкам свистульки. Их дети любят, они идут нарасхват. Послушай, как они свистят. Как соловьи заливаются. Ну ,что барин берешь? Беру, конечно, беру Барин покупает, расплачивается – Спасибо тебе барин. Выручил, почти весь товар скупил теперь можно и гостинцев ребятишкам купить. Их ведь у меня пятеро и все помощники .Кто глину месит , кто воды несет , а старшенький уже за гончарный круг норовит сесть . Вот радости –то будет . – Сапоги. Сапоги. Покупай, Павловские сапоги ! Сапоги добротные, для любой погоды подходящие. – А не врешь ли ты? – Да что вы, барин !? Разве не слышали вы про павловских мастеровых по сапожному делу. Только у них можно купить добротный товар. Если не нужны сапоги, покупай дубовые калоши. Они в дождливую пору ноги сберегут, а вот тулуп. В любую погоду с головы и до ног обогреет. Надежным товарищем будет. – Валенки, валенки – кричат кулебятские мастеровые. Но барин походит мимо, идет он к подворью чирковцев. Они торгуют досками. Из таких досок умелый плотник дворец может сделать. – Не робей, барин, выбирай. Одна к одной досочка . – Ну что, барин, берешь. – Да я как-то не рассчитывал на такую большую покупку. – Денег что ли у тебя не хватает? – Да что ты, мужик! Не в деньгах дело. Вот приеду на следующий базар, и куплю твои сани. – А сейчас мне надо купить подарок своей Матрене. Платочек красивый она мне заказала – Это тебе надо идти дальше там и купишь Барин покупает платок. – Бочки, бочки – кричат шаховские мастеровые. Покупайте ,не проходите мимо. Ох, и ядреные и хрустящие в наших бочках огуречки с капусткой получаются. – Ну, кажется, всего набрал. Вот куплю ребятишкам кренделей да сладостей и можно отправляться домой . /Покупает кренделя , вешает себе на шею, сладости кладет в корзину /. А за шаховскими саням надо будет еще раз приехать – Кажется, управился. И покупок много сделал, но деньги еще остались. Вот обрадуется моя Матрена. – Но, милая. Поехали с Богом
« Девичьи Посиделки» Идут девушки, поют. ( Старый клён) – Слушайте, девчонки, а вы слышали в нашем селе готовятся к празднику.
К какому?
К самому главному для сельского жителя. На этом празднике будут подводить итоги года, чествовать передовиков сельского хозяйства. Вон , какой хороший и богатый урожай собрали наши хлеборобы!
Приходите, завтра ко мне в дом, зовите парней. Приносите свое рукоделие. Организуем посиделки а заодно и к празднику подготовимся. – А что давайте. Будем петь, плясать, а Сережка будет на гармошке играть. – Проходите, проходите, подруженьки, кому, где удобно усаживайтесь. А знаете, я вчера по телевизору кино посмотрела. Уж больно оно мне понравилось. «Девчата » называется. И я смотрела И я. Да хороший фильм. Про нас молодых, про нашу жизнь и любовь показывают. Про то, каких хороших результатов добивается молодежь на работе. А в центре фильма нравственный облик , духовный рост рабочего человека . А песни – то какие. Просто за душу берут .
Давайте и мы сейчас споем песню из этого кинофильма, которую и сейчас поют наши бабушки. ( Поют ) – Ой, девчонки, что то-то у нас не весело. А не сплясать ли, вам. – Ну, девчонки, выходите. /Пляска/ – Молодцы, так молодцы.
– 1. Я частушек много знаю И хороших и плохих Интересно тому слушать Кто не знает никаких. 2. Вот спасибо моей маме Что веселой родила Никогда моя головушка Угрюмой не была 3. Вот гармошка заиграла Значит надо выходить И саму себя потешить И подруг повеселить 4. Говорят я не красива Ты не верь мой, Ванечка, Красота моя в аптеке Рубль двадцать баночка 5. На работу я слаба А в любви с характером Как с милым целовалась Не растащишь трактором 6. Мила мама, мила мама Я теперя не твоя Перерытая канава Куда милый туда я 7. Я у папочки одна У мамоньки единая А у милого мово Я самая любимая 8. Я вдоль берега ходила Не видала в речке дна Лучше деверей четыре Чем золовушка одна 9. Вот какая уродилась Могу петь, могу плясать Я на тракторе поеду Не сумеете догнать. -Ой , девчонки, а сегодня большой праздник. Ивана Купала называется. На Ивана Купала девки гадали. А давайте и мы погадаем. – Нужно набрать название 12 цветов. Пожить все под подушку и загадать желание и сказать: « Суженый, ряженый приходи в мой сад гулять.» Кто приснится во сне, тот и будет твой суженный. – А знаю другой способ гадания. Нужно собрать цветы, связать их в пучок, повесить их под маткою. Если цветы распустятся за ночь, значит, желание исполнится. А если бы не распустятся, то желанию не суждено сбыться. – Ну, вот и ночь подходит к концу. Пора расходиться. /Песня Старый клен/
Культурное наследие села «В нашем селе Шалкино было много любителей народной песни. Ещё живы старушки, помнящие песни своих мам и бабушек. Большой песельницей нашего села считалась– Стрункова Елизавета . Звонким и сильным был её голос. Она пела песни о любви, верности, красоте души человека. Народная песня полюбилась и нам . Мы всегда пели в семейном кругу и вместе с гостями. В народной песне отражена вся жизнь: знакомство молодых, их любовь, свадьба, крестины, колыбельные. В них радость и печаль. В песне душа человека.
«Скучно мне младенька На дальней стороне Плакать я не смею Тужить мне не велят. Только мне велят Полегоньку вздыхать Гляну я в окошко Гуляет весь народ Весь народ гуляет Маво милого нет…» Плач невесты: «Милые мои подружки Заплетите мне косу русую А вы милые родители Да благословите меня Во чужие люди не знамыя И в незнакомые». Вывод невесты с отчего дома. « Выйду за ворота Там луга- болота Озеро глубоко. Во этих озёрах живёт рыба-щука Белая белуга Бела-набелая
« Троицкие гуляния»
Не изучая истории и события культурной жизни, не зная прошлого, понимая только настоящее, нельзя строить будущее. Только зная историю и и культурное наследие своего края, быт и устои наших предков можно говорить о любви к своей малой родине. Поэтому готовясь к этнографическому фестивалю, мы провели исследовательскую работу с целью узнать какие праздники, обряды, гадания, заговоры, приговоры, приметы, былины, легенды существовали в нашем селе. С этой целью мы пригласили в школу жителей села Пальдяеву Клавдию Михайловну 1940 года рождения , Каргину Марию Григорьевну 1940 года рождения и учителя нашей школы Жаринову Зинаиду Михайловну 1952 года рождения. Вот что они нам рассказали « Вначале семидесятых в нашем селе стало традицией проводить массовые гулянья, которые были приурочены к празднованию Троицы. В это время в колхозе заканчивался сев, и колхозники отдыхали от весенних работ. Этому празднику предшествовала большая подготовка. Проводились соревнования между механизаторами по пахоте, доярки соревновались по сборке доильных аппаратов. Председатель колхоза договаривался с работниками райпо по обслуживанию жителей села продуктам питания, приглашал артистов из области и района » Гости вспоминали, как люди всеми семьями к назначенному времени шли в Сечку, самый красивый уголок села. Все располагались на лужайке. Шла бойкая торговля продуктами, а особенно ситром( так они называли лимонад). Председатель колхоза Балбашов Василий Иванович поздравлял с праздником, вручал грамоты за ударный труд. После торжественной части начинались гуляния, которые продолжались до вечера.
Ну, что девчонки, пойдем сегодня в Сечку на праздник? Пойдем, конечно. А почему не пойти –то . С делами в огороде управились, в колхозе отсеялись, дома помыли . Можно отдохнуть и повеселиться. А у меня Николай сегодня будет участвовать в соревнованиях по пахоте. Надо его поддержать. А мне ведь сегодня тоже в соревнованиях участвовать . Будем собирать доильные аппараты на скорость . Волнуюсь. Да чего тебе волноваться – Мань? Ведь все знают, что быстрее и лучше тебя этого никто не делает. А я уже сегодня утрешком своих ребятишек за березовыми ветками травой посылала. Ветками дом украсили, траву на пол постелили . В доме запах как в лесу, аж голова кружится.
Ну что давайте расходиться и собираться. Девчоки ,а брать чего? Чего есть, то и несите. На свежем воздухе аппетит хороший. Ребятишки все перетаскают. Я возьму яиц. Куры сейчас хорошо несутся, немного подкопила А я уже напекла возюкоров. Сдобные ,вкусные получились . Ребятишки утром с молоком поели, уж больно хвалили . А ты, Нюр, возьми квасу. Уж больно он у тебя ядреный получается Окрошку будем делать. Какая Троица без окрошки А вы слыхали на магазине объявление повесили. Опять наш председатель на праздник работников Райпо пригласил . А они уж постараются привезут всяких продуктов . Помните как в прошлом году они бойко торговали ситром ( лимонад). Ребятишки радовались да и взрослым лимонад понравился. Так что , бабоньки , зарплату нам вчера выдали , берите денег побольше , а продукты с машины купим. ( Импровизация летней поляны) А вот и сам председатель пожаловал . Сейчас поздравлять и награждать будет. Ну, Маш, тебе опять грамоту дадут. И моему Николаю тоже. Он ведь всех лучше пахал . А может к грамоте и подарок расщедрятся д дадут. А это не мой ли там Ванятка уже канат тянет. Да, конечно, он. Везде успевает пострел. Слышится пение ( тихо « Молодой Агроном ) Выходил на поля молодой агроном, Говороил, что земля вся в наряде цветном Хороша земля, мой край, дорогой Люблю тебя всей доброй душой Слышите, как поют юртаевские девчонки . Давайте покажите как поют пестовские, а то мордва вас опережат Ну что, девчонки , давайте и мы запоем. Покажем как надо петь ( громко подпевают ) (Песня обрывается слышатся частушки. Поют в голос ) Затем кто – то выходит танцевать, все подхватывают Ой ,бабоньки , веселиться-то хорошо , но скор уже коров пригонят, а встретить не кому . Ребятня вон как резвиться. Давайте собираться домой
|
4. Школа на земле
|
|
4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа | До сих пор в Шалкино живёт предание, что основателем села Шалкино является Шалкан, якобы родной брат Ильке, основателю села Илюшкино. Что интересно – эта легенда существует в обоих сёлах. Об этой легенде говорили Михеев Фёдор Егорович-97 лет, Земскова Анна ивановна-89 лет., Захаров Егор И.-89 лет. Он объяснил значение слов: Шалк-атя- большой нос, носатый старик. Это было якобы прозвище первого жителя села. Дом его был построен на месте, где сейчас живёт Артёмов Павел Степанович.
Многие старожилы подтверждают, что первыми жителями села были мордва. Они имели тесную связь с соседним селом Илюшкино. У них были родственные связи, один язык, только разное диалектное произношение. Общее захоронение, обряды, одежда и поклонялись они хорошему богу Паштанго. Есть основание предполагать, что мордва были выходцами из Пензенской губернии. Две партии осели в Илюшкино, а третья поселилась на 4 км севернее. В 1898 году, когда стали строить Илюшкинскую церковь, запрос был сделан в Пензенское 1 губернское управление. Оттуда был дан ответ, что Илюшкину насчитывается 345 лет, значит у оно основано в 1533 году при царствовании Ивана Грозного (эти данные взяты у собирателя истории села Илюшкино Ивана Павловича Захарова) Ссылаясь на то, что запрос был дан в Пензу. Можно предположить, что Шалкинские и Илюшкинские мордва были переселенцы из Пензенской губернии. Значит и основание села Шалкина можно отнести к 1533-1535 годам
|
4.2. Участие школы в жизни местного сообщества | Учащиеся школы совместно с учителями являются самыми активными участниками мероприятий, которые проводятся на селе. Они участвуют в различных муниципальных и региональных конкурсах, фестивалях,где занимают призовые места. |
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня | ОО «Клин» руководитель Козихин Геннадий Николаевич, Павловский лесхоз, Радаев Н.М. – предприниматель |
5. История и культура школы в деталях
|
|
5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) |
Г.Г. Чекашкин – воин – интернационалист, летчик, погиб 24 июня 1987 года при выполнении боевого задания в республике Афганистан. В 1971г. Геннадий Георгиевич закончил Шалкинскую СОШ и поступил в Сызранское вертолетное училище. Его родители, Чекашкин Егор Емельянович и Александра Андреевна, простые колхозники. Семья многодетная, 5 сыновей и 2 дочери. После окончания 8-го класса у Геннадия Георгиевича зародилась мечта – стать летчиком. Геннадий Георгиевич подтянулся в учебе, стал систематически заниматься спортом. Мечта Геннадия сбылась. В 1975 г. он закончил Сызранское вертолетное училище и распределяется в Брест, затем служит в ГДР, а потом его переводят на Дальний Восток. В мае 1987 г. Чекашкина Г.Г. направляют командиром вертолета МИ – 24 в республику Афганистан. Время было тревожное. В это время шла война в Афганистане, наша армия участвовала в этой войне. По очереди летчики из полка Геннадия Георгиевича летали в Афганском небе. Уже были первые потери. По состоянию здоровья Геннадий Георгиевич мог отказаться от этой командировки, но он не привык отступать перед трудностями. Из Афганистана Геннадий Георгиевич жене и дочерям писал письма: « Здесь хорошо, служим, загораем…». А на самом деле воевал. 24 июня 1987 г. группа вертолетов возвращалась с боевого задания. Вертолет Геннадия Георгиевича летел завершающим и он явился мишенью, был сбит и упал в горы. При падении Геннадий Георгиевич получил ранение несоотносимое с жизнью. « Смерть выбирает лучших,»- так говорят в народе. Геннадий Георгиевич был достойным гражданином своей страны, военным летчиком 1 класса, прекрасным сыном, хорошим мужем, отличным отцом. Геннадий Георгиевич стал примером для подражания учащихся Шалкинской школы
В 1977 году в Шалкинской средней школе появился педагог, который изменил школьную жизнь многих мальчишек и девчонок: интересные конкурсы, творческие выставки, концертные программы, клубы вожатых, октябрят. Этим педагогом стала Постнова Лидия Амплеевна. Судьба свела ее с Постновым Николаем Васильевичем и привела в Шалкинскую школу старшей вожатой. «Вожатым насильно не заставишь быть. Для этого нужно иметь жилку такую, любить работать с ребятами» – говорила Н.К. Крупская. Опыт работы вожатой Лидия Амплеевна уже имела солидный: 6 лет в Калмантайской школе Саратовской области и 3 года в родной Илюшкинской Павловского района, Ульяновской области. Для пионерских вожатых района она стала примером и учителем. Поэтому в 1985 году получила квалификационное звание «Вожатый – методист». Многие ребята (и мои родители тоже) «прошли через руки» Лидии Амплеевны, вернее они были членами пионерской дружины, которая носила имя Павлика Морозова пионера – героя и которой руководила Постнова Лидия Амплеевна. Как же жили, чем занимались пионеры 80-годов? Они же были моими сверстниками и учились в моей родной школе. Ответ на этот вопрос я нашел в статье Лидии Амплеевны «Поделюсь своими находками», помещенную в газете «Искра» за ноябрь 1990 год. Вот что я узнал из этой статьи. Планирование и жизнь ребят в школе организовывались по цепочкам содружества – комсомольцев, пионеров и октябрят. Работа с октябрятами (это младшие 1-3 классы) велась в виде игры – путешествии «Октябрята – по стране Октября». Дети вели заочные путешествия по маршрутам со своими вожатыми – пионерами. Итоги игры подводились в назначенное время в форме игры – эстафеты в портах октябрятской флотилии «Октябрятский», «Учебный», «Пионерский». На торжественной линейке каждый октябрятский экипаж – класс сдавал рапорт о ходе путешествия. Так же сообщали о своих успехах в учебе. Затем им вручали маршрутные листы, и октябрята отправлялись в путешествия по станциям. Итоги игры так же объявлялись на линейке. Победителям вручался вымпел и приз. Затем давался старт новому маршруту, на выполнение которого определялся определенный срок. Так в общих делах и заботах октябрята получали живое представление о пионерской жизни. Они видели, какими заботами живут пионеры, постепенно подходили к пониманию законов и клятве пионеров. Подготовка октябрят в пионеры шла в игровой форме. Игра называлась «Будь готов!». Участниками игры были ребята 5-7 классов. Эта игра помогала не только подготовить октябрят в приемы в пионеры, но и активизировала деятельность пионерского отряда. «Через совет дружины и совет дела идти к ребятам самый удобный путь к организации деятельности пионерской дружины», – пишет в своей статье Лидия Амплеевна. Она рассказывает, какая работа проводилась с ребятами, горнистами, барабанщиками, культмассовиками. Именно через эту работу раскрывались их черты как организаторов, юных талантов пения, рисования, умельцев. Лидия Амплеевна сумела сделать пионерскую дружину имени Павлика Морозова Шалкинской школы правофланговой, победителем многих районных и областных конкурсов. Красный галстук алел на груди пионерской вожатой Постновой Лидии Амплеевны до мая 1990 года. В сентябре 1990 года она волею судьбы стала учителем начальных классов. Лидия Амплеевна – одаренный человек. Она прекрасно рисует, поет, ее руки поистине золотые, умеют сотворить чудо: великолепные работы моих друзей (Чекашкина Сергея, Станкова Евгения, Абросимова Сергея) не раз выделялись на выставках детского творчества в районе и области. Она была руководителем фольклорного кружка, члены которого ходили по селу и собирали у старожилов старинные песни, записывали их на магнитофон. Вокальная группа девочек под ее руководством была лауреатом областного конкурса юных талантов. Если спросить любого жителя села, кого они помнят из пионерских вожатых, работающих в нашей школе, они назовут две фамилии: Чистякова Антонина Николаевна и Постнова Лидия Амплеевна. В школе также работают учителя Жаринова Зинаида Михайловна – учитель русского языка и литературы, Жаринов Николай Константинович – учитель истории , Бурина Валентина Александровна – учитель математики, Бурин Вячеслав Иванович – учитель физики, Матвеева Валентина Владимировна- учитель начальных классов , Козихина Лидия Владимировна – директор школ. Эти педагоги проработали в одной школе по тридцать и более лет. На заслуженном отдыхе находятся учителя, которые тоже проработали в школе много лет. Это Паненко Антонина Васильевна, Макеева Нина Константиновна, Зеленова Татьяна Александровна, Подсевалова Любовь Федоровна, Чекашкина Раиса Ивановна. Они до сей поры продолжают воспитывать и обучать шалкинских ребятишек. Много лет проработала в школе учителя, которых нет уже с нами, но мы чтим их память. Это учитель биологии и химии Стрункова Людмила Александпрона, учитель немецкого языка Латышева Татьяна Викторовна, учитель начальных классов Саюрова Зинаида Дмитриевна. Вот такие замечательные люди жили и живут в селе Шалкино.
|
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только)
школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) |
Ведь это только свечи тают, Сердца не угасают, нет…Мой папа Подсевалов Иван Ильич родился в августе 1938 г. в с. Шалкино Павловского района Ульяновской области. Жил в семье, где кроме него, воспитывалось еще семеро детей. В 1950 г., успешно окончив школу, вместе с мамой и с маленьким братом на руках, поехал поступать в Саратовский сельскохозяйственный институт на агрономический факультет. Папа часто вспоминал о своих студенческих годах. То было голодное время – студенты жили от стипендии и до стипендии. Деньги из дома приходили редко – в семье подрастали еще и младшие братья и сестры. Домой приезжал так же не часто – два раза в год. Пир в общежитии устраивали, когда возвращались с каникул и привозили с собой мамины пирожки, лепешки, картошку. Зато как его встречали дома, в родном селе, когда папа приезжал на каникулы! В те времена студент института в селе – это большая редкость! И папу по очереди все родственники, от ближайших и до самых дальних, приглашали в гости. Расспрашивали про город, про учебу, угощали домашними разносолами. И вот, закончив учебу, в 1961 г. папа с такими же молодыми и веселыми парнями и девчонками, целеустремленными и окрыленными свободой, направляется по комсомольской путевке на Целину. Свой рабочий путь он начал в Казахстане в Кустанайской области, в зерносовхозе «Озерный» в качестве агронома отделения. Папа вспоминал, что с его курса осваивать целинные земли в том году было направлено 35 выпускников. «Мы ехали на Целину с большой радостью и воодушевлением, веря, что мы принесем огромную пользу нашей стране, нашей Родине. В нашем зерносовхозе работали люди 22 национальностей, в основном молодежь до 30 лет. Несмотря на это, мы жили очень дружно, не было между нами вражды и межнациональной розни. Первое время было тяжело –плохо обустроенный быт, не хватало жилья для молодых семей, но со временем все налаживалось. Мы получали высокие урожаи зерна, ежедневно намолачивая по 110-120 тыс. центнеров пшеницы» – делился воспоминаниями папа. Там же, на Целине папа встретил молоденькую красавицу, мою маму. И понял, что влюбился. Вероятно, чувства были взаимны, потому что, спустя две недели, мои родители решили пожениться. Так, в январе 1966 г. папа вернулся в родное село с молодой женой. На протяжении своей трудовой жизни папа работал главным агроном сначала в своем селе, потом в Старомайнском районе Ульяновской области. Потом снова вернулся домой и до пенсионного возраста отработал в колхозе «Россия» Павловского района. Свою работу он не просто любил, он был фанатом своего дела. Выезжал на поля с первыми лучами солнца, а домой возвращался лишь тогда, когда последний тракторист или комбайнер покидал свое рабочее место, т.е. глубокой ночью. В 2004 г. в честь 50- летия освоения целинных земель, папа был награждён медалью. Свою любовь к земле он пронес через всю жизнь, и, уйдя на пенсию, продолжал заниматься любимым делом. На своем приусадебном участке выращивал разнообразные сорта картофеля, разводил виноград, клубнику, занимался прививкой яблонь. Сам по себе папа был очень интересный, увлеченный и позитивный человек, с очень богатым внутренним миром. Всю свою жизнь он старался учиться, развиваться, узнавать что-то новое и интересное. Он любил жизнь во всех ее проявлениях: любил смотреть, как идет дождь, как падает снег, как восходит солнце, как бушует река в половодье. Любил свою семью: жену, дочерей, обожал внуков. Часто, собрав всех внуков, отправлялся с ними на речку или в лес. Любил петь, любил общаться, любил смеяться. Своим позитивом, своим хорошим настроением он заряжал всех, кто находился рядом с ним. К сожалению, уже около 5 лет папы нет рядом с нами. Но его сердце не угасло, оно навсегда осталось с нами…. ( Из воспоминаний Густас Н. И.- дочери Подсевалова И.И.)
|
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) | В 1950 году в село Шалкино приезжает молодая энергичная девушка- Чистякова Антонина Николаевна. Она назначается заведующей сельским клубом. В 1952 году ее переводят в должность старшей вожатой в школу. Из воспоминаний Чистяковой А.Н: «Когда я приехала в Шалкино, село мне показалась слишком пустынным, и мы с пионерами решили озеленить его. Стали сажать деревья по улицам и сады в огородах. Помогали лесничеству в посадке сосёнок. Часто ходили с концертами на ферму. Выступали в сельском клубе. Готовясь к 50-летию СССР, оформляли альбомы о союзных республиках. Престарелым людям пилили дрова, таскали воды. Пионеры ходили к инвалидам войны и устраивали концерты на дому .Чтобы побольше узнать о работе пионеров и о старшей вожатой Чистяковой Антонине Николаевне я обратился к своим учителям. Они мне посоветовали обратиться с этой просьбой к учителю начальных классов Матвеевой Валентине Владимировне. В своей работе я цитирую запись-воспоминание Валентины Владимировны.
« Я, Матвеева-Стрункова Валентина Владимировна, родилась 14 января 1961 году в селе Шалкино. В 1968 году поступила в 1 класс Шалкинской средней школы. В то время в нашей школе было 3 детских организации: октябрятская, пионерская и комсомольская. Каждая организация имела свои отличия и атрибутику. Октябрята носили на груди октябрятский значок, с изображением маленького Володи Ульянова, а на груди у комсомольцев всегда был комсомольский. Пионеры каждый день, собираясь в школу, повязывали на шею красный пионерский галстук. Мне хочется рассказать о жизни пионеров нашей школы в 70 годы прошлого столетия. В 1972 году я вступила в ряды Всесоюзной пионерской организации. В то время работу с пионерами в нашей школе возглавляла прекрасная пионерская вожатая-Чистякова Антонина Николаевна. Она хорошо пела, плясала, была очень активная, любящая детей вожатая. Новогодние елки, которые она организовывала и проводила и сейчас вспоминают ее воспитанники. В то время в пионеры принимали не всех, а только тех, кто хорошо учился, активно участвовал во всех общественных делах. Прием в пионеры проходил 2 раза в год. Первый этап – 22 апреля (в день рождение Владимира Ильича Ленина). Второй этап -19 мая (в день рождение Всесоюзной пионерской организации) Он проходил в лесу – на «Ровенке», где разводился огромный костер. Высота костра достигала до 5 метров . Костер сооружали старшеклассники – комсомольцы. И вы только представьте, как горел такой большой костер. Просто дух захватывало! И вот в такой торжественной обстановке нас принимали в пионеры, повязывая красный галстук на шею. Мы берегли его как святыню. «Как повяжешь галстук, береги его. Он ведь с нашим знаменем цвета одного…» – эти строчки из стихотворения, которое мы учили перед вступлением в пионеры. Наша пионерская дружина носила имя пионера-героя Павлика Морозова. Вся дружина делилась на отряды. Название отряду давали сами ребята. У каждого отряда была своя песня, девиз, речевка. Вступая в ряды Пионерской организации, мы давали клятву перед всеми пионерами школы. До сих пор я помню ее текст и никогда не забуду. Ведь мы ее учили наизусть. Я, Стрункова Валентина, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал Великий Ленин, как учит Коммунистическая партия Советского Союза, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза. После клятвы председатель совета дружины громким голосом обращался к пионерам с призывом: «Пионеры, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будьте готовы!» Мы отвечали «Всегда готовы!». При этом отдавали салют (ладонь правой руки поднята над головой). После все исполняли песню «Взвейтесь кострами, синие ночи. Мы пионеры дети рабочих. Близится эра светлых годов, Клич пионеров « Всегда будь готов!» «Честно скажу», – пишет Валентина Владимировна, – нам было интересно и весело жить всем вместе. Часто у нас проходили пионерские сборы, на которых рассматривались разные вопросы. Сборы были праздничными и обыденными, где раздавались поручения, рассматривали плохое поведение отдельных ребят, давали им время на исправления. Мы помогали друг другу делать домашнее задание, ходили друг к другу домой. Все, как один, выходили вместе с комсомольцами на субботники и воскресники. Один из субботников был праздником – это субботник, посвященный дню рождения Владимира Ильича Ленина и проводился 22 апреля. Пионеры не боялись никакой работы. Активное участие ребята принимали в операциях «Металлом», «Макулатура». Мы ходили из дома в дом, спрашивая у хозяев, нет ли у них старых, не нужных железок или бумаги. Если есть, то выносили железо со двора и складывали вдоль дороги. Затем по улице ездила машина, и мы грузили металл. Его отправляли на переработку, а полученные деньги тратили на нужды школы. Макулатуру носили сами в сумках, в школу, где ее взвешивали старшеклассники. Каждый класс-отряд старался собрать больше, за это объявляли благодарность. В нашей дружине была очень хорошо налажена тимуровская работа. Мы вели шефство над пожилыми бабушками и дедушками: носили им воду, кололи и убирали дрова, ходили в магазин за продуктами, работали в огороде, девочки мыли полы. Старички привыкали к нам и два раза в неделю в определенные дни ждали нас. Мы любили выступать с концертами. Выступали в Красном уголке на животноводческой ферме, на полевых станах. Животноводам и механизаторам нравились наши выступления, они просили нас приходить чаще. Вот так мы учились, проводили свободное время. Только остается жалеть о том, что это все «перечеркнулось» и ушло в прошлое» – вот так закончила свои воспоминания Матвеева Валентина Владимировна. В 1974 году Антонина Николаевна переходит на другую работу. Она продолжает свою педагогическую деятельность, работая в группе продленного дня. ( Материализ исследовательской работы ученицы 8 класса Чекашкиной Яны)
|
Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): __