Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»
1. Общие сведения о школе | |
1.1. Полное название школы | Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Широковская средняя общеобразовательная школа» |
1.2. Ф.И.О. директора школы | Никулина Надежда Ильинична |
1.3. Почтовый адрес | 641767, Курганская область, Далматовский район, с. Широковское, ул. Свердлова д. 52 |
1.4. Телефон | +73525227117 |
1.5. Сайт | https://shirokovo.udokms.ru/ |
1.6. Электронный адрес | chirokovo@mail.ru |
1.7. Количество учащихся, классов по ступеням образования | 78 учащихся,
1-4 классы – 23 человека 5-9 классы – 45 человек 10-11 классы – 10 человек |
1.8. Количество педагогов, их образование и квалификация | 22 педагога, из них высшую категорию имеют 5 человек, первую – 10, соответствие – 2.
Образование: высшее – 18 человек; средне-специальное – 4 человека. |
1.9. Организация образовательного процесса (краткая информация) | Школа работает по пятидневной рабочей неделе, занятия ведутся в 1 смену. Уроки начинаются в 8.30 и заканчиваются в 14.55.
Учатся дети из 5 сел: Широковское, Мясниково, Тамакульское, Уральцевское, деревня Падерино. |
1.10. Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории | Здание МКОУ «Широковская средняя общеобразовательная школа» расположено в центре села. Здание школы отдельно стоящее кирпичное двухэтажное, подвала и мансарды – нет, средняя высота помещений – 3.40м, Общая площадь по внутреннему обмеру здания – 580,5 кв.м., В здании имеются: центральный вход, 2 запасных выхода. Год постройки здания 1969. Проездные пути к школе асфальтированы.
Школа имеет учебно-опытный участок 50 кв. м., имеется столовая на 44 посадочных места в здании детского сада. Наличие классных комнат составляет 13, из них один кабинет информатики с 5-ю компьютерами, кабинеты физики и химии с лабораторными. Отдельно стоящее здание спортивного зала, стадион. Многие кабинеты оснащены автоматизированными рабочими местами педагога. Территория школы огорожена металлической сеткой. |
2. История школы: основные вехи | |
2.1. Дата основания школы | 1913 год |
2.2. Обстоятельства создания школы | Широковское училище было открыто духовенством в 1847г., затем в 1874 г. перешло в ведение земства, помещалось в наемном доме. Поэтому в 1913 г. решено построить большое просторное здание на средства земства, т. к. не хватало места для всех желающих учиться. |
2.3. Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения) | Первой заведующей новой земской школы была Федорова Ольга Александровна.
В 1932 г. школа получила программу неполной семилетней школы, директором назначен Морозов Иван Павлович. С В 1935 г. была построена новая двухэтажная начальная школа (позднее в этом здании размещался детский дом), заведующим которой был назначен Подкорытов Анатолий Васильевич. 1936 г. директором работал Бабошин Семён Павлович. С 1937 по 1942 гг. директором был Первунин Алексей Спиридонович. По его инициативе был разработан сад, где выращивались плодово-ягодные кустарники и деревья. Сад стал украшением и гордостью села. С 1942 – 1944 гг. – Ватропина Наталья Гавриловна, её сменил Задорин Сергей Васильевич, который уволился в 1946 г. С 1946 г. руководил школой Захаров Василий Никандрович. К началу 1947-1948 учебного года школу переименована в школу сельской молодёжи (ШСМ). В 1951 г. на его место приходит Микова Анна Георгиевна. Школа начала работать по пятибалльной системе оценке знаний. В 1952 году открылась вечерняя школа рабочей молодёжи. После Миковой директором работал Самылин Александр Петрович. С 1953 – 1954 г. школой руководила Андреева Фёкла Трофимовна. В 1954 году школа получила программу средней школы. С 1954-1963 г. директором работал Быкадоров Пётр Васильевич. С 1960 года в школе начало действовать восьмилетнее образование. В 1963 году вместо П.В. Быкадорова на должность директора заступил Дегтярев Василий Артемьевич. К концу 1964 года школа первая в районе имела 100% успеваемость, этому способствовала работа группы продлённого дня. В 1965 году открыл свои двери школьный краеведческий музей под руководством учителя истории Первунина А.С. С 1966 года школа возобновила выпуск учащихся со средним образованием. В январе 1971 года было сдано в эксплуатацию новое здание школы, построенное за счет средств колхоза им.Свердлова. в 1974 году организована учебно-производственная бригада «Артель», которая работает и в настоящее время. С 1979 года по 1984 г. директором школы был Водеников Леонид Сергеевич. С 1984 года школа перешла на 11-летний срок обучения. В 70-е году учащиеся вместе с аттестатом получали свидетельство приобретённой профессии: швея, механизатор, медицинская сестра и др. В 1984-1985 учебном году директором работала Зуева Надежда Кузьминична, выпускница нашей школы. С 1985 по 1989 гг. школой руководила Захарова Ида Васильевна. 1989-1990 учебный год директором школы была Гришина Валентина Ивановна. В 1990 году был разработан новый типовой учебный план, пересмотрено содержание учебных программ и учебников. с 1991 по настоящее время школой руководит Никулина Надежда Ильинична, выпускница нашей школы. В 2005 году из-за финансовых трудностей в районе закрыли здание Красной школы. В 2012 году в здании Белой школы и спортивном зале провели капитальный ремонт. Автобусы оснастили спутниковой системой ГЛОНАСС. |
2.4. Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам) | В истории школы, как в зеркале, отразились история и судьба нашей страны. До 1913 года в селе была церковно-приходская школа, которая была открыта в 1874 году. Она располагалась рядом с церковью. Учителями были священник и псаломщик. Они не имели право принимать экзамены за курс начальной школы, поэтому учащиеся сдавали экзамены в селе Тропино.
В 1913 году на средства земства была построена трехклассная школа (в настоящее время это красное кирпичное здание школы). Первой заведующей была Федорова Ольга Александровна. В 1920 году школа была переименована в школу рабоче-крестьянской молодежи и давала семилетнее образование. Отгремели над страной раскаты гражданской войны. Грядущий 1921 год Советская Республика встречала в условиях новой мирной полосы развития. Интересный период переживала школа с 1925 года. В школе была создана пионерская организация. В 1932 году школа получила программу неполной семилетней школы. Школа базировалась в 8 зданиях. Всего было 23 класса с числом учащихся 700 человек. Здания школы были переполнены, приходилось заниматься не в одну смену. Директором неполной семилетней школы был назначен Морозов М.П.. Было принято решение построить еще одно здание. В 1935 году были открыты здания начальной школы (так называемая кредитная, на месте современного административного здания СПК им. Свердлова и подкорытовская по фамилии директора школы). По судьбам взрослых и детей с. Широковского «прошлась» тяжёлым тыловым лихолетьем война 1941-1945 годов. В годы Великой Отечественной войны, в 1943 году, в с. Широковское в здании подкорытовской школы был открыт детский дом, эвакуированный из подмосковного Орехово-Зуева. Директором которого была Коган Ида Моисеевна. Воспитателями в детском доме работали: Мамонтова Павла Дмитриевна, Дегтярева Раиса Васильевна, Лобова Наталья Даниловна, Кондратьева Вера Дмитриевна и другие. Детский дом расформировали в 1957 году. В 1953 году школа стала средней, 1955 год был знаменателен первым выпуском учащихся средней школы. Затем, в связи с малой численностью учащихся школа была переформирована в 8-летнюю. С 1960 по 1965 годы действовало восьмилетнее образование, за этот период 168 учащихся получили 8-летнее образование. С 1966 года школа возобновила выпуск учащихся со средним образованием. В 1970 году было пущено в эксплуатацию здание новой белой школы. С 1975 по 1985 год в школе наладили тесную связь с базовым предприятием села – колхозом имени Свердлова. Целые классы осваивали профессии операторов машинного доения и трактористов-механизаторов. |
2.5. Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.) | История Широковской школы неразрывно связана с деятельностью Дегтярёва В.А. Василий Артемьевич с 1950 г. работал учителем истории и географии, а в 1963 г. был назначен директором. В должности директора он проработал 13 лет. Это был очень плодотворный, содержательный и интересный период в истории школы.
Под руководством Дегтярёва В.А. педколлектив школы добился 100% успеваемости. В то время это была первая школа в районе со 100% успеваемость. Это был результат кропотливой и работы учителей и учащихся. Начиная с 1964 года при школе был организован летний трудовой отряд, открыта группа продлённого дня. Василий Артемьевич принимал активное участие в художественной самодеятельности и общественной работе, поддерживал хорошие дела коллектива и сам был их активным участником. В 1964 г. его труд был по достоинству оценён, его наградили правительственной наградой – значком народного просвещения (Отличник народного просвещения). За активную общественную работу ему присвоено звание «Заслуженный житель села». Больше 36 лет проработал в школе Василий Артемьевич. Хорошей традицией школы стал ежегодный туристический слёт. Первый турслёт был проведён 19 мая 1958 года, организатором выступил Дегтярёва В.А. 19 мая в день рождения пионерской организации ежегодно проводились туристические слёты, в местечке «Пионерская поляна». Так назвали красивую местность на речке Марай первые туристы. |
2.6. Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях) | А в России водят хороводы,
Караваи пышные пекут, И весной разбуженные воды По апрелю светлому текут. В мире не найти чудес чудесней, Отчий край, и нет его милей. Разливается родная песня Радостью грядущих дней. Эти замечательные строки, пронизанные любовью к родному краю, написаны выпускником нашей Широковской школы, поэтом, писателем и ученым, талантливым и от природы умным человеком Николаем Георгиевичем Рябковым. Немало имён наших земляков вписано в историю отечественной культуры, одно из них – это Николай Георгиевич Рябков – много сделал для прославления нашего края, Зауралья, всей Западной Сибири и России. Прошло несколько лет, как нет Николая Георгиевича Рябкова, но интерес к его личности и научному наследию не ослабевает. Родился он в 1954 году в селе Широковском, в крестьянской семье. Отец, Георгий Максимович, был трудолюбивым, жизнерадостным человеком, любил острое слово и меткую шутку. Главными чертами матери, Ксении Михеевны, были доброта, сердечность, умение понять и разделить любые трудности, случившиеся даже у незнакомого ей человека. Родители, как это часто бывает в селе, с утра до вечера были заняты трудом. Маленький Коля, практически с рождения, находился на попечении бабушки Василисы и старшей его сестры Валентины. От них он ощущал не только постоянную заботу о се-бе, с малых лет окунулся в гущу народной жизни, узнав много полезного и интересного. Особенно от бабушки, которая знала много сказок, прибауток, была прекрасной певуньей. Старинные песни, исполняемые ей, привлекали и завораживали своей широтой и теплотой. Через них Николай научился любить свою родину – большую и малую, зауральскую природу – неброскую, но такую милую. В 1961 году поступил в первый класс. После окончания школы в 1971 году Николай Георгиевич поступил в Далматовское сельское профтехучилище №10 (СПТУ). Ответственный, энергичный юноша был замечен, и его стремление к знаниям, и желанию овладевать профессией было, отмечено похвальной грамотой. Год учебы в СПТУ стал переломным в судьбе молодого человека. Именно здесь произошла его встреча с учителем начальной военной подготовки (НВП) Чудаковым Валерием Ефимовичем, она перевернула мировоззрение ученика. Преподаватель НВП удивил любознательного юношу глубоким знанием литературы. Вместо положенных уроков учитель наизусть читал поэмы, стихи, в том числе собственного сочинения – все это оставило неизгладимый глубокий след в душе Рябкова Н.Г. Он большой любитель чтения и учитель НВП быстро нашли общий язык. Чудаков В.Е. рассмотрел в уча-щемся неподдельный интерес к литературе и предложил поступать на факультет журналистики в Уральский университет города Свердловска (ныне город Екатеринбург). Но у родителей, как и у многих сельских жителей той поры не было достаточно средств для обучения сына. В 1972 году поступил на филологический факультет Шадринского государственного педагогического института (ШГПИ). А потом был диплом об окончании института и учительство в соседнем селе Уральцевском Далматовского района. Опыт школьной работы, хорошее знание языка, народной культуры края определили его дальнейший творческий путь. Он вместе с женой вернулся в институт – уже на работу. Еще в годы своего учительства он не мог оставаться безучастным к народной культуре сельского жителя, постоянно был захвачен творческим процессом, тогда постепенно начал проявляться его интерес к исследовательской, педагогической, культурно-просветительской работе. На всем лежала печать народного начала, его народного воззрения, которые он нес в себе как истовый крестьянский сын. Его народознание, т.е. комплексное восприятие быта деревни, нравов, духовной культуры, психологии деревенского жителя смогли объединить диалектологические, фольклористические, языковедческие знания молодого ученого. На этой базе сформировалось основное исследовательское направление в изучении языка исторических документов, с которыми он работал в Шадринском архиве и в архиве Далматовского монастыря. С этими материалами он выступал на конференциях, писал статьи. И всегда его народознание направлялось в русло академической науки – такой, как диалектология. Совсем не случайно то, что он и возглавлял диалектологические экспедиции. Со своими студентами он находил людей необычных. Потому они привозили очень интересные записи простых, бесхитростных рассказов бабушек, но в них всегда была какая-то прелесть, очарование в самом повествовании, в подборе образного слова. О своих информантах он отзывался с милой трогательностью. Такому бережному отношению к людям, к их слову он и учил студентов: «Да, язык моей деревни – мой язык, – говорил Н.Г. Рябков, я от него не ушел далеко, да и права такого я не имею». В 1984 году Николай Георгиевич окончил аспирантуру в городе Челябинске. Годы работы на кафедре русского языка ШГПИ, аспирантура, успешная защита диссертации, курсы повышения квалификации в Москве и молодой ученый в должности доцента и заведующего кафедрой проработал многие годы. Рябков Н.Г. талантливый выходец из провинции, трудоголик и краевед, все свои силы отдал науке, обществу и семье. Его научно-педагогическая деятельность была известна за пределами Шадринского края. Сотрудничество с учеными-языковедами, научные конференции способствовали расширению его научно-исследовательских интересов. Любимым занятием стала работа над языком исторических документов в архивах Шадринска, Далматова, Челябинска и Свердловска. Эта работа давала благодатный материал для формирования его как ученого-диалектолога. Его статьи имеют научную ценность, напечатаны в ряде сборников научных статей. Например, в сборнике «Шадринская старина» 1994 года выпуска, есть статья Рябкова Н.Г. «Сия буря кедров сих двух несокрушила» и «Из летописи Исетского края». В сборнике «Литературный язык и народные говоры: теоретический и исторический аспекты» 1994г – «Отражение морфологических, диалектных явлений говоров Южного Урала в языке местной деловой письменности XVTI-XVIII веков», «Синтаксические особенности языка памятников деловой письменности Исетского Зауралья XVII-XVIII веков». В краеведческом сборнике «Одиннадцатые бирюковские чтения» – «Особенности географических ориентиров в языке Южно-Уральской деловой письменности XVII-XVIII веков», «Документы судебного дела первой трети XVIII века в Шадринском архиве»; в сборнике «Лексическая семантика» – «Из истории орфографической лексики Южного Зауралья» Известен Николай Георгиевич, как автор литературных произведений разных жанров, в том числе замечательных стихов, которые он начал писать, еще учась в школе. Сестра Н.Г. Рябкова, Сердитых В.Е. сказала, что свое первое стихотворение он написал, учась в седьмом классе, посвящено оно было гибели космонавта Ю.А. Гагарина. |
2.7. Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы) | СПК имени Я.М. Свердлова, Администрация Широковского сельсовета, Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь |
3. Культура школы | |
3.1. Главные педагогические идеи школы | Воспитание подрастающего поколения в народных традициях предков и гордости за то место, где ты родился. |
3.2. Ценности школьной жизни | Воспитание школьников в духе патриотизма и любви к своей малой родине. |
3.3. Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.) | нет |
3.4. Традиции и ритуалы | С 19 мая 1958 года ежегодно проходит школьный турслёт.
С 1964 организована ученическая производственная бригада «Артель», в 2007году – реорганизована в трудовой отряд. Один раз в два года проходят общешкольное мероприятие «Служат наши земляки». Один раз в 5 лет проводится вечер встречи выпускников. |
3.5. Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей) | Музей – центр воспитательной работы школы, а может даже доминирующее звено ее воспитательной системы. Материал краеведческого музея учителя активно используют для проведения урочной и внеурочной деятельности.
С 2007 – 2009гг. функционировала муниципальная экспериментальная площадка по реализации курса «Истоки». |
3.6. Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой | Школьный музей работает по федеральной программе «Отечество», в рамках которой разработана и реализуется учрежденческая программа по изучению родного края «Край, в котором я живу».
Одним из направлений научно-исследовательской и поисковой работы заключается в изучении музейного пространства и памятников, находящихся на террито-рии села Широковского. Второе направление – музееведческие исследования, проводятся на базе музея (работа с архивными документами, похозяйст-венными книгами). Разработан и реализован проект «Ветераны живут среди нас». Проект «Как прошлое сохраняется в настоящем» (заочная экскурсия по улицам села). Проект «Церковь Иоанна Предтече» на конкурс «Мы живем в Зауралье». Участие в проекте сайта «Лица Зауралья». Всероссийская акция «Говорят герои великой Победы. Диалог поколений» – собрали сведения о боевом и жизненном пути участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Разработан проект для учащихся начальных классов «Разговор о правильном питании». |
3.7. Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе | Детское общественное объединение «Дружба» |
3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе) | Ежегодно проводим фольклорные праздники «Праздники моих предков»: Хмелевье, Воздвиженье Креста Господня, Покров, Кузьминки, Рождество, Пасха, Масленница, Троица. |
4. Школа на земле | |
4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа | В 1683 году в 12 верстах от Далматовского Успенского монастыря на север, на возвышенном берегу реки Суварыш стали появляться первые избушки, срубленные из березовых и осиновых бревен (строевой сосновый лес находился в исключительном пользовании монастыря), крытые соломой, дерном и в редких случаях драницами и берестой. Первым поселенцем был 32-х летний Михаил Яковлевич Широков, в честь которого и получила свое название деревня Широково.
Заселение деревни шло довольно медленно, об этом говорят данные летописи. В 1711 году т.е. за 28 лет в Широково насчитывалось только 10 дворов. С первых дней поселения широковцев приписали к Далматовскому Успенскому монастырю и в числе других 22-х селений и они стали крепостными монастыря. Они платили монастырю натуральные повинности в “тягле”. «Тягло» т.е. повинность, несли все физически здоровые мужчины в возрасте от 16 до 60 лет. Они были таковы: каждым хлебороб должен был доставить в монастырь из своего урожая пятую часть обмолоченного и провеянного хлеба, ссыпать его в монастырские амбары, везти деревнями на собственных, а если не хватало, то частью и на монастырских лошадях. Крестьяне должны были вспахать и засеять от 350 до 500 десятин монастырской паши, убрать созревший хлеб, свозить в скирды, обмолотить, провеять и ссыпать в монастырские амбары. Причем пища при всех этих работах была монастырская. О тяжелой жизни крестьян говорит и история нашего края. Неслучайно первые предводители крестьянских восстаний после изъятия у них земель и инвентаря были широковские мужики. Крестьяне не стали повиноваться, назначенному монастырем, мирскому старосте Лаврову. На Далматовской сходке крестьяне – бедняки, пришедшие из многих селений монастырской вотчины, вместо Лаврова выбрали своего старосту-защитника крестьянских интересов Лаврентия Широкова. Крестьянский штаб руководил восстанием крестьян, которое охватило не только всю Приисетскую вотчину на монастырских землях, а вышло далеко за её пределы и перешло в настоящий бунт, который был назван “Дубинщиной”. 1917г. Гражданская война шла в полном разгаре по всей стране, к этому времени она охватила и всё Зауралье. Неоднократно переходили из рук в руки населенные пункты нашего района, в том числе и село Широково, о чем говорит обелиск, воздвигнутый на братской могиле с надписью: “Здесь похоронены погибшие в 1918 году в борьбе за власть Советов Третьяков И.Д. и 17 неизвестных красногвардейцев”. Первое коллективное хозяйство было создано в 1929 году. Это сельскохозяйственная коммуна им. Свердлова. К концу 1930 года на территории сельского Совета было создано пять колхозов, из них: сельскохозяйственная коммуна им. Свердлова, сельхозартели: “Броневик”, ” Комбинат”, им. Кирова, им. Чапаева. В 1941г. началась Великая Отечественная война. 425 жителей ушли на фронт, большая часть из них так и не вернулась в село, осталась там, на полях сражений, их имена золотыми буквами написаны на обелиске, воздвигнутом на центральной площади в честь земляков павших смертью храбрых. В 1964г. колхозу имени Я.М. Свердлова присвоено звание «Колхоз коммунистического труда» – это первое предприятие в Зауралье, получившее высокое звание. В 1991 году колхоз реорганизован в СПК имени Я.М. Свердлова, работает по настоящее время. |
4.2. Участие школы в жизни местного сообщества | Наша школа работает в тесном контакте с сельской библиотекой, которая оказывает методическую и теоретическую помощь учащимся в поиске информации, Домом культуры, Советом ветеранов и проводит мероприятия.
Школьный музей и Дом культуры проводят совместные мероприятия с использованием краеведческого материала и представляют собой театрализованные представления. |
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня | Администрация Широковского сельсовета, Свято-Успенский мужской монастырь |
5. История и культура школы в деталях | |
5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) | Поташкин Николай Яковлевич.
Перед самой войной Николай пошел в Широковскую 7-летнюю школу. Всё в школе нравилось: и уроки, и учителя, и учиться. Быть бы Николаю учителем литературы и русского языка, как Колмогорцев Михаил Александрович. Но… война… В 1944 году призвали его в армию, До 1948 года нового призыва не было, поэтому служил дольше, чем рассчитывал. Демобилизовался из армии в 1952 году. В 1956 году бригада, возглавляемая, Поташкиным Николаем Яковлевичем успешно справилась с задачей, поставленной партией перед народом в короткий срок разработала залежные земли за деревней Падерино. За этот труд Поташкин Н.Я. был отмечен медалью “За освоение целинных и залежных земель”. В каких единицах измерить и оценить личный вклад Поташкина Николая Яковлевича в становление и развитие сельскохозяйственного производства? В тоннах выращенного зерна или в литрах надоенного молока, в тысячах гектаров ежегодно обрабатываемых полей или в миллионах рублей прибыли, которую получил колхоз за годы его бригадирства. Но наиболее ценный показатель – это уважение односельчан и авторитет, которым он пользуется в селе. В 1973 году Николай Яковлевич был участником 16 Всесоюзного съезда профсоюзов. Курганскую область представляла делегация из 16 человек, а Далматовский район один – это Николай Яковлевич. Выдвигая его кандидатуру, знали, что сможет отстоять свою точку зрения и принять правильное решение. За многолетний и добросовестный труд Николай Яковлевич удостоен – высшей правительственной награды «Орден Ленина», также он является кавалером Ордена Трудового Красного Знамени, награжден медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд», «Ветеран труда». В 1985 году сельчане избрали Поташкина Н.Я. председателем Сельского Совета. 11 ноября 1983 г. ему присвоено звание “Почетный житель села”. Такое звание присвоено в знак уважения и общественного признания, за служение народу и активное участие в общественной жизни села, за развитие колхозного производства. |
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) | Первунин Алексей Спиридонович – солдат Великой отечественной войны, учитель истории Широковской средней общеобразовательной школы Далматовского района.
Педагогический стаж 38 лет. 1937-1942 годы директор школы. В 1942 году Алексея Спиридоновича призвали на службу. После службы Алексей Спиридонович вернулся в село Широковское, продолжил работу в Широковской школе учителем истории. Он активно участвовал в жизни села: политинформатор, агитатор, член различных комиссий, советов и комитетов. В 1965 году создал в Широковской школе краеведческий музей, где собрал много экспонатов. Это предметы быта, документы, фотографии и другое. На базе этого музея проводился областной семинар руководителей школьных музеев в 1969 году. Вся жизнь Первуниной А.Я. связана с селом Широковское. Здесь она родилась, училась в школе, встретила своего суженого, здесь родились её дети. Здесь всю свою трудовую жизнь она работала учительницей начальных классов. Сколько сделано выпусков, сколько проверено тетрадей! И сколько слов благодарности от выросших учеников. Первунины Александра Яковлевна и Алексей Спиридонович пользовались заслуженным уважением коллег и учеников. Сын Геннадий Алексеевич, учитель физкультуры и трудового обучения в школах города Далматово с 1966 по 1996 годы. Со спортом связана вся сознательная жизнь. Сначала сам участник и призер множества соревнований. А затем учитель, тренер. Первый директор открывшейся в г. Далматово 32 года назад детско-юношеской спортивной школы, воспитавшей много отличных спортсменов. Сноха Первунина Л.Л. учитель истории Далматовской средней школы №2. Отличник народного образования, награждена многими грамотами, ветеран труда. Педагогический стаж 44 года. Дочь Яковлева (Первунина) Нина Алексеевна в 1963 году окончила Шадринский педагогический институт. 20 лет работала в школе-интернате г. Шумиха, 16 лет работала в Шумихинской средней школе №1 учителем начальных классов и завучем. Отличник просвещения РСФСР, учитель-методист, ветеран труда. Внук Первуниных Алексея Спиридоновича и Александры Яковлевны. Окончил Шадринский педагогический институт, факультет иностранных языков. 4 года работал учителем в г. Шумиха. Очень рано оборвалась его жизнь. Внук Первуниных Алексея Спиридоновича и Александры Яковлевны окончил Челябинский государственный педагогический университет. Работал учителем трудового обучения в г. Шумиха, сейчас работает главным специалистом комитета по образованию в г. Ханты – Мансийске. Яковлева Юлия Николаевна в 1998 году окончила Шадринский педагогический институт факультет русского языка и литературы. С 1998 по 2005 годы заместитель директора Согомской средней школы Ханты – Мансийского района. В настоящее время – заместитель начальника отдела по общему и среднему образованию комитета по образованию администрации Ханты – Мансийского района. Внучка Первунина Е.Г. окончила Курганский педагогический институт факультет биологии и химии. Работала учителем химии в Широковской средней школе Далматовского района, где работали её дед и бабушка. С 1997 по 2010 годы – главный специалист управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта администрации Далматовского района. Педагогический стаж 14 лет. Педагогический стаж династии составляет 224 года. |
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) | «В школе работает коллектив единомышленников, они – профессионалы своего дела. Восемь учителей, закончив эту школу, вернулись в нее педагогами. Школа занимает призовые места в рейтинге образовательных учреждений Далматовского района. В этой школе детям хочется учиться,» – Сметанина З.С.
Бабинова Е. ученица 10 класса: «Я учусь в этой школе, там хорошие учителя, добрая директриса, для меня это лучшая школа!» Выпускник 2013года Широков С.В. «Я учился в этой школе. Это ОЧЕНЬ хорошая школа!!! Моя учительница Татьяна Геннадьевна. В школе уютно, красиво, но мало места. Все учителя добрые и внимательные». Председатель совета ветеранов села Широкова В.А. «Отличная школа, замечательный сложившийся педагогический коллектив, под руководством грамотного директора и очень хорошего человека Никулиной Н.И. Преподаватели с большим стажем работы. Чуткое, профессиональное отношение к каждому ребенку. Много кружков и секций, опрятные и вежливые дети, доброжелательный персонал. Детям в школе комфортно, мои дети окончили эту школу. Я сама, в свое время училась и работала в ней. Огромное спасибо и низкий поклон нашим педагогам за то, что со знаниями и любовью, они отдают нашим детям частичку себя. У нас самая лучшая школа. Рекомендую нашу школу другим родителям, которые хотят, что бы их дети получили отличное среднее образование. Очень жаль, что бездействует здание Красной школы. Надеюсь, что найдутся добрые люди, помогут её отремонтировать» Ученик 10 класса Мануйлов Е. «Я горжусь своей школой! Новые компьютеры в кабинете информатики. В каждом классе есть проектор и мы смотрим разные фильмы. Но хочу, чтобы у нас была уютная столовая с натяжным красным потолком, обоями, картинами, большим буфетом, в котором много различных булочек и еды. Спортзал + актовый зал. В общем, я очень горд за свою школу и рад учиться в ней!» |
Информацию подготовила и предоставила: Канюкова Татьяна Викторовна, Третьякова Галина Васильевна, Никулина Светлана Алексеевна.