МОБУ СОШ № 1 с.Ивановка Ивановский район

МОБУ СОШ № 1 с.Ивановка

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.      Полное название школы

 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с. Ивановка» Ивановского района Амурской области
1.2.      Ф.И.О. директора школы

 

Владимирская Татьяна Ивановна
1.3.      Почтовый адрес

 

676930, Амурская область, Ивановский район, с. Ивановка, ул. Пионерская, 22
1.4.      Телефон

 

8 (41649) 52 3 73
1.5.      Сайт

 

http://ivanovka-school.lbihost.ru/
1.6.      Электронный адрес

 

ivanovsk_school_1@obramur.ru
1.7.          Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

Всего в школе обучается 1007 учеников, 50 классов-комплектов

Начальное общее образование – 449 обучающихся, 21 класс-комплект

Основное общее образование – 494 обучающихся, 26 классов

Среднее общее образование – 64 обучающихся, 3 класса

1.8.          Количество педагогов, их образование и квалификация

 

В 2020/21 учебном году преподавание в школе осуществляют 67 учителей, высшее профессиональное образование имеют 59 человек, среднее специальное образование – 8.

Высшую категорию имеют 28 человек

Первую категорию – 15 человек

Соответствие занимаемой должности – 15 человек

Без категории – 9 человек.

1.9.          Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Занятия проходят в две смены.

График работы школы:

1 смена — 1 классы, 4 классы, 5 классы, 9 классы, 10 классы, 11 классы.

2 смена — 2 классы, 3 классы, 6-8 классы.

Организация образовательного процесса в школе регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми ОО самостоятельно на основе базисных учебных планов, примерных программ курсов и дисциплин, разработанных для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.

Организация обучения в 2020-2021 учебном году в условиях распространения COVID-19.

Школа установила требования к работе в особом режиме, а именно:

– организацию ежедневных «утренних фильтров» при входе в здание с обязательной термометрией с целью выявления и недопущения лиц с признаками респираторных заболеваний;

– закрепление за каждым классом отдельного учебного кабинета, в котором обучаются дети по всем предметам, за исключением занятий, требующих специального оборудования, проведение занятий в актовом и спортивном залах, библиотеке только для одного класса;

– организацию учебного процесса по специально разработанному расписанию (графику) уроков и перемен, графику посещения столовой с целью минимизации контактов обучающихся;

– усиление дезинфекционного режима (проведение уборок помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств, наличие антисептических средств для обработки рук, использование приборов для обеззараживания воздуха); –

– создание условий для соблюдения правил личной гигиены (наличие мыла и одноразовых полотенец или электрополотенец в умывальниках, туалетной бумаги в туалетных комнатах)

1.10.       Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Обучение ведется в з зданиях, 3-х этажное кирпичное, 2-х этажное кирпичное, 1-этажное деревянное. Вход в здание школы оборудован пандусом для облегчения доступа в ОО инвалидов и лиц в ограниченными возможностями здоровья. В школе имеется библиотека с читальным залом на 20 мест.

Объекты:

2 спортивных зала, спортивная площадка со спортивными тренажерами.

Объекты для проведения практических занятий:

– кабинеты физики, химии, биологии с лабораториями, кабинет технологии, музыки, мобильный класс, учебно — опытный участок.

Всего в школе:

16 кабинетов в здании №1, 8 кабинетов в здании №2, из них 1 кабинет информатики, два кабинета математики, географии, русского языка, литературы, физической культуры, ОБЖ, истории и обществознания, иностранного языка, медпункт и процедурный кабинет, кабинет логопеда, кабинет социального педагога, кабинет педагога-психолога столовая на 90 посадочных мест.

Все кабинеты оснащены современной компьютерной техникой. Лица с ограниченными возможностями передвижения имеют доступ в кабинеты, оборудованные компьютерами и сетью Интернет, только на первом этаже здания школы, так как вход в школу оборудован пандусом. Доступ на второй и третий этажи затруднен для лиц с ограниченными возможностями передвижения, так как по типовому проекту здания не предусмотрены пандусы и лифты.

На сайте школы функционирует версия для слабовидящих.

В школе имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ. В 2018 году была оборудована сенсорная комната.

Доступ к информационным системам и информационно — телекоммуникационным сетям имеется во всех кабинетах школы.

Территория школы огорожена по периметру металлическим ограждением, внутри которой расположены: учебно-опытный участок и 2 здания школы.

2. История школы: основные вехи

 

2.1.          Дата основания школы

 

Школа основана в 1874 году.
2.2.          Обстоятельства создания школы

 

В 1874 году в селении Ивановском на средства земского общества открывается первое учебное заведение – земская школа.

По данным архива в 1888 году в земской школе получали знания 71 человек, из них 51 мальчик и 20 девочек. А продолжительность обучения составляла всего 6,5 месяцев. В 1896 году в селе, в арендуемом помещении, открывается церковно-приходская школа. Это было деревянное одноэтажное здание на месте нынешней школы искусств.

1899г. – освещена вновь построенная церковно-приходская школа, рассчитанная на 60-70 учеников, выстроенная частью на приходские средства, частью на субсидию епархиального училищеского совета.

До 1917 года обучение велось как учителями, так и священниками, основными предметами были грамматика, арифметика, чтение и Закон божий.

После революции в селе существовала начальная школа, где главной задачей было научить всех писать и читать, а также приобщить к крестьянскому труду.

Шли годы, растёт, развивается село и вместе с ним увеличивается количество населения, а значит, в 1930 году возникает необходимость в строительстве ещё одной школы. В школе крестьянской молодёжи, которая стала приемником церковно-приходской, ведут обучение 7 учителей, и обучается 184 человека. Во вновь открытой районной школе I ступени учится 489 человек и обучает их 12 учителей.

В 1936 происходит преобразование семилетки в среднюю школу. В эти же годы строится первое школьное здание школы – семилетки. Школа получила не только название, но и номер 17. Именно этот номер в дальнейшем останется за зданием, независимо от того, что бы там не располагалось.

1939 год.   В Ивановке 2 школы: первая – полная средняя (не типовая) -учащихся – 827, в том числе 10-11 класс – 69. В этом же году школа делает свой 1-й выпуск.  Учитель Ивановской средней школы Коробкова Нина Андреевна получила медаль «За трудовую доблесть.

В 1941 году почти весь выпускной класс уходит добровольцами на фронт. Шесть выпускников и учитель – военрук погибли на фронтах Великой Отечественной войны.

В 1959 году в селе строится здание начальной школы, а в 1964 году – здание средней школы, которые продолжают функционировать и по сей день.

2.3.          Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

Первыми руководителями школы были:

Г. С. Мирошникова (1936-1937г)

Иванченко (Доронина) (1937г)

К сожалению, о них мы не нашли сведений. 

1937-1941 г Г.В. Абрамов

«Григорий Васильевич нежно, трепетно относился к ученикам. Никогда не повышал голоса. Замечательный человек, прекрасный математик, -вспоминает заслуженный учитель школы РСФСР А.Г. Герус, – очень уважали его дети, родители, учителя. Расстаться с любимым делом педагога, имевшего в селе огромный авторитет, заставила война. Истинный патриот своей Родины, воспитывавший в детях патриотизм и гражданственность, Григорий Васильевич написал заявление в военкомат с просьбой отправить его защищать Отечество. В школе весь выпуск 1941 г. ушёл на фронт

1941-1942 г.- бразды правления школой принял только что закончивший Благовещенский педагогический институт П. А. Куртуков (учитель физики и математики). Через несколько месяцев и он был призван в армию на борьбу с врагом.

За 1942 год сменились 3 директора: Деревянченко Е. И. (1942г), Бухтеев (1942г). Сведения о них отсутствуют. Большие организаторские способности проявились на нелёгком посту руководителя школы военных лет у Шохалевич Веры Арсентьевны. Вере Арсентьевне было 32 года. Тяжело было: уроки, а затем работа с детьми в колхозе. После уроков все помогали тылу и фронту.

2 года 7 месяцев руководила школой в годы войны.

1944-1945 г.г. М. А. Лысенко- сведения отсутствуют.

С 1945 по 1947 год директором Ивановской средней школы становится Евтушенко Данил Сидорович. 1949-1953уч.г. директорствует Персидский М.И.

1953-1961г  – начинается расцвет Ивановской школы. В этом огромная заслуга директора Первушина Виктора Григорьевича

Сильный профессиональный педагогический коллектив, развивается спорт, школа становится политехнической.

1961-1965г.   Директор –  Н.Ф. Одинцова.

Ткачёва Нина Абрамовна (1965-1967г) пробыли недолго на этом посту. Сведениями не располагаем.

Николай Николаевич Бойко (1967-1969г).

Грамотный, разносторонний, развитый, целеустремлённый, умеющий работать над собой человек. Он очень любил музыку, прекрасно пел, играл на мандолине, руководил школьным хором.

При нем родилась традиция: во время каникул классы ходили в многодневные походы пешком, на велосипедах. Всегда говорил о том, как важно иметь хороших друзей, и сам был тому примером.

Писал стихи, организовывал праздники русской песни, танца. Хотел, чтобы дети знали и пели хорошие песни. Ввёл ученическое самоуправление, поднял роль школьной комсомольской организации. 

Скнарь Нелли Михайловна, директор Ивановской средней школы с 1969 по 1971 годы. В период ее работы в школе как учителем, так и директором, большое количество выпускников поступало в педагогический институт, причем многие из них становились учителями математики. Многие возвратились в стены родной школы в качестве педагогов (Гоголева С.В., Чернова Н.А., Андреева Т.И., Шульга Н.С.)

1971-1974г директор школы Шкарлет Раиса Емельяновна. За эти годы было большое поступление книг для школьной библиотеки. «Школа без библиотеки не школа,» – считала Раиса Емельяновна. Начало краеведческой работы. Создана дружина «Факел», ребята ездили на литературные праздники, собирали информацию о партизанах, участниках войны. В школе открыта мемориальная доска выпускникам 1941года.

1974-1982 г.г. Неонила Федоровна Одинцова вновь становится директором школы. Строгий, требовательный, справедливый руководитель. Преподавала русский язык и литературу. Прекрасное знание предмета, отличное владение методикой отличало ее уроки. Для коллег и воспитанников Неонила Федоровна служила примером активной жизненной позиции.

Трудовой стаж более 45 лет. Единственная запись в трудовой книжке: «Принята на работу учителем русского языка и литературы.»

Награждена Орденом трудового красного знамени, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета СССР; Медалью в честь 100 – летия В. И. Ленина, Отличник народного просвещения.

1982-1985 г. на смену Неониле Фёдоровне приходит Николай Владимирович Алисиевич.

Его сменяет Волторнист Галина Михайловна. (1985-1988г) и 1991-1999г. Ивановская МСПОШ была трижды признана «Школой года», а Галина Михайловна – «Директором года» (1996-1997-1998) в рамках Всероссийского национального проекта.  В 1997 году Галина Михайловна побывала в Москве на семинаре, куда приглашали педагогов – победителей во всероссийском конкурсе «Школа-97» и там ей было присвоено звание «Заслуженный педагог».

1988 по 1989 г.г. директор МОБУ СОШ с. Ивановка Волкова Нелли Петровна. Главными задачами для Нелли Петровны были сохранение традиций: школа лидировала по краеведческому направлению, неоднократно становилась призером областных конкурсов, считалась одной из лучших по экологической работе (на протяжении нескольких лет ученики школы занимались благоустройством парка с. Ивановка). Ребята, начиная с 5 класс, участвовали в благоустройстве родного села, благодаря их стараниям село считалось одним из красивейших сел Амурской области.

1989-1991 г.г. Никулина Светлана Григорьевна самый молодой директор (29 лет).

Когда Светлана Григорьевна была директором школы, был создан музыкальный ансамбль из числа старшеклассников. Было очень много выступлений в Районном доме культуры и на всех школьных вечерах. Так же запомнился капитальный ремонт школы, новшеством были расписанные коридоры на всех этажах. Светлане Григорьевне очень запомнились линейки в начальной и большой школах. Полевые работы, когда всей школой сажали и капали на полях овощи. “В то время было интереснее с детьми, они были проще и душевнее, не было разделения по социуму”. Светлана Григорьевна отмечает сильный коллектив учителей, с которыми в то время работала. Последние 10 лет Светлана Григорьевна (до 2020г.) заведовала учебно-опытным участком, который в нашей области держит первое место. На сегодняшний день даже самый привычный для всех учеников «Зелёный класс» значительно изменил свой внешний вид. Теперь он напоминает действительно сказочное место с домом Бабы-Яги, цветочными часами и гнездом Аиста – символа дружной семьи.

1999-2001г. – директор школы Данилов Петр Анатольевич.      Благодаря Петру Анатольевичу в этом же году в нашу школу приехал волонтер из США Джонни Данкан. Это был первый волонтер, который приехал в сельскую местность, так как в то время было налажено сотрудничество и такие волонтеры работали только в городских школах.

с 2001 г. по 2010 г. школой руководит Вивдыч Нина Алексеевна.             В школе в тесном сотрудничестве работали Управляющий Совет, Совет отцов и Совет матерей. Они помогали решать самые серьёзные финансовые, юридические и другие вопросы, связанные с жизнью школы.

В эти годы школа стала победителем Всероссийского конкурса в рамках национального приоритетного проекта «Образование», «Лучшие школы России» и получила гранд – 1 миллион рублей.

С 2010 года школу возглавляет Владимирская Татьяна Ивановна, которая уделяет особое внимание педагогическим кадрам, работающим под её руководством.  Количество учителей,  получивших высшую квалификационную категорию с 2010 по 2020 годы,  возросло на 15%.   На12, 5% увеличилось количество педагогов, повысивших свою квалификацию с соответствия занимаемой должности на первую категорию. За последние три года педагогический коллектив школы пополнился семью молодыми специалистами. Татьяна Ивановна большое внимание уделяет профессиональному росту учителей: пять учителей приняли участие во всероссийском конкурсе «Лучшие учителя России», четверо из них стали победителями. В школе работает два учителя, имеющие Почётное звание Заслуженный учитель России.  Большое внимание Татьяна Ивановна уделяет укреплению учебно-материальной базы. Ежегодно увеличивается доля средств, направляемых на информатизацию, укрепление спортивной базы, приобретение технологического оборудования для столовой, выполнение мероприятий по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности школы, в том числе из внебюджетных источников.

          В руководимом Татьяной Ивановной учреждении образования успешно действует самоуправление, развито сотрудничество учителей, учащихся, родителей, созданы условия для поисковой и творческой работы. В школе организована работа областной экспериментальной площадки «Родиноведение».  В учреждении создан и эффективно действует Управляющий Совет. В течение трёх лет школа является победителем в областном смотре-конкурсе учебно-опытных участков, стабильно занимает первые места в областном смотре-конкурсе на лучшую организацию спортивно-массовой работы, в течение пяти лет обучающиеся школы являются абсолютными победителями в областном конкурсе «Юннат года», с 2010 года команда школы занимает 1 место в областных соревнованиях «Спасатель – пожарный». Абсолютная успеваемость учащихся по школе за три года составила 100 процентов, качество знаний возросло с 36, 6 до 45 процентов. За три предшествующих года школой подготовлено 8 выпускников, награжденных золотой и 6 выпускников серебряной медалями. Ежегодно до тридцати пяти обучающихся школы принимают участие в    районных олимпиадах школьников и занимают призовые места; участвуют в конкурсах, конференциях районного, областного и Всероссийского уровней, включая дистанционные.

       

2.4.          Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

1874 г.  Открыта первая земская школа на средства земского   общества в селении Ивановском.

1896 г. Открыта церковно-приходская школа в арендуемом помещении.

1899г. – освещена вновь построенная церковно-приходская школа, рассчитанная на 60-70 учеников.

1924-1926 г. Наркомзем премировал дипломом первой степени учащихся Ивановской школы крестьянской молодёжи за активное участие в распространении займов, сбор посевов и большую политико-массовую работу с молодёжью.

1930 г. в селе имеется районная школа первой ступени-учащихся – 489, учителей – 12. Школа кретьянской молодёжи – 184 учащихся, 7 – учителей.

1936 г.   происходит преобразование  семилетки в среднюю  школу. В эти же годы строится первое школьное здание школы – семилетки. Школа получила не только название, но и номер 17. Именно этот номер в дальнейшем останется за зданием, независимо от того, что бы там не располагалось.

1939г.    В Ивановке 2 школы: первая – полная средняя (не типовая) -учащихся – 827, в том числе 10-11 кл. – 69. В этом же году школа делает свой 1-й выпуск.  Учитель Ивановской средней школы Коробкова Нина Андреевна получила медаль «За трудовую доблесть.

В 1941 году почти весь выпускной класс уходит добровольцами на фронт. Шесть выпускников и учитель – военрук погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Во время войны школа продолжала работать, ученики часто вместо занятий работали на полях и фермах. Школа продолжает работать в режиме: с 1 по 7 класс обучение бесплатное, а 8-10 платное.

1952 год новое деревянное здание Ивановской средней школы №1 было построено в

1956 г. отменена плата за обучение старших классов средней школы, что дало возможность учиться детям колхозников и из малообеспеченных семей.

1957 год. Строится новая школа

1959 год. В новом здании школы начинаются занятия. Это было большое и просторное здание по тем временам. Но еще существовала начальная школа, где было печное отопление. В таком помещении часто было холодно, стоял едкий дым от печки.

1964 г. Построено здание Ивановской средней школы, которое существует и сегодня. Здесь есть водопровод, отопление, хорошее освещение.  В школах Ивановки обучается 1040 учащихся.

1967 г. Школе присвоено звание «Средняя общеобразовательная политехническая школа им. А.А, Матыцина, первого директора школы, расстрелянного в 1919 году.

В этом же, 1967 году, установлен памятник    А.А. Матыцину.

В 1982 г. Состоялся XIX съезд ВЛКСМ в г. Москве. Делегатом стала ученица 8 класса – Яценко Таня (ныне Степовая Татьяна Владимировна), врач невропатолог ЦРБ.

В 1985 г. школьники и учителя приняли самое активное участие в создании парковой зоны в Ивановке, были высажены десятки саженцев деревьев и кустарников.

1995 г.  Дополнительно открыта начальная школа на территории бывшего здания маслозавода.

В 1974 году была создана «Общественная детская научно – экологическая организация «Ойкос», которая действует и поныне.

С 2007 года в школе проводится Областная научно-практическая конференция «С чего начинается Родина».  Ежегодно в конференции принимают участие от 200 до 400 учащихся, педагогов, студентов из городов и районов области. В школе много добрых традиций, которыми гордится наша школа. Это и праздники, и трудовые акции, коллективные дни здоровья и спорта, зарница и многое другое.

При школе с 50 -ых годов до настоящего времени действует учебно – опытный участок, который   считается одним из лучших пришкольных участков в области.

На протяжении всего существования школы физкультура и спорт играли большую роль. Среди выпускников школы есть кандидаты и мастера спорта, чемпионы области, региона, России, мира.

С 2006 по 2014 год на базе школы работала областная экспериментальная площадка по апробированию авторских программ Титаренко А.Ф. и Титаренко Т.И. «Родиноведение» и География Азиатско – тихоокеанского региона». Созданы новые учебные пособия, написан учебник «Географическая картина Ивановского района».

Школа не останавливается на достигнутом, вводятся новые технологии и формы обучения, поступает новое инновационное оборудование.  Разработано и внедряется новое направление «PROеКТОриЯ – УСТРЕМЛЕНИЕ В ЗАВТРА» – это развитие проектной деятельности.

2020 г. оборудовано – 32 предметных кабинета

– 2 спортивных зала; 2 мобильных класса (математики и начальных классов); кабинет педагога-психолога; кабинет логопеда; кабинет социального педагога; сенсорная комната для занятий детей с ОВЗ; кабинет проектной деятельности; кабинет гуманитарных и цифровых компетенций; библиотека; школьный музей; медицинский кабинет; процедурный кабинет; столовая на 90 посадочных мест.

Успешно реализованы мероприятия государственных программ:

-Развитие образования в 2013-2020 годах «Условия для занятия физической культурой и спортом» (2015 г)

– Мероприятия государственных программ РФ на 2011-2020 годы «Доступная среда» (2018 г.)

– Федеральный проект «Современная школа» «Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста» (2019 г.)

И чтобы не происходило, учителя верны своему главному принципу: «Сеять разумное, доброе, вечное».

«Кусочек сердца отдавать кому – то, такая, брат, у нас с тобой работа».

2.5.          Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

 
2.6.          Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

 
2.7.          Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

 
3.       Культура школы

 

3.1.          Главные педагогические идеи школы

 

1.         Повышение качества образовательной деятельности школы за счет совершенствования организационной и управленческой деятельности;

2.         Развитие благоприятной и мотивирующей на учебу атмосферы в школе, обучение обучающихся навыкам самоконтроля, самообразования и формирования универсальных учебных действий;

3.         Создание развивающей образовательной среды на основе внедрения современных образовательных технологий;

4.         Расширение образовательного пространства для инновационной и научно-исследовательской деятельности;

5.         Повышение профессиональной компетентности педагогов через систему непрерывного образования, активизация деятельности коллектива по реализации инновационных программ;

6.         Работа с мотивированными обучающимися, развитие творческих способностей детей;

7.         Совершенствование работы, направленной на сохранение и укрепление    здоровья всех участников образовательного процесса и привития навыков здорового образа жизни;

  8. Подготовка обучающихся к успешной сдаче ГИА.

3.2.          Ценности школьной жизни

 

Миссия школы – раскрыть творческий потенциал, найти уникальный дар каждого ребенка, обеспечить его успешное личностное, интеллектуальное, творческое, духовное, социальное, эмоциональное и физическое развитие.
3.3.          Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

3.4.          Традиции и ритуалы

 

В каждой большой и дружной семье есть свои традиции, которые являются отражением преемственности многих поколений. В нашей школьной семье тоже есть свои традиции. Традиции нашей школы являются тем звеном, которое объединяет учителей, учеников, выпускников и родителей, ведь школа – это государство, тот маленький мир, в котором ученики проживают целых 11 лет. Традиции школы для них – это когда каждый нашел себе дело по душе, испытал ответственность за его результаты, чувство успеха и уверенности в себе, реализовал себя как индивидуальность. Их благотворное влияние мы чувствуем и в праздники, и в повседневной школьной жизни. И это прекрасно, что школа, взрослея, не старится. Сложившиеся традиции, основанные ещё первыми учительскими коллективами, повторяются, но непременно обновляются через новые формы и виды проведения. Эти традиции заложены во всех направлениях работы школы.

Учебный год начинается со дня, когда     присваивается звание ученика. Как правило, на линейке первоклашек поздравляют 11-классники и торжественно их провожают в свой первый класс, тем самым передавая эстафету новичкам. Дается первый звонок. Затем, как полагается, 1-й урок нового учебного года.

–  День Здоровья. Это спорт! Это здоровье! Это хорошее настроение! В нашей школе эта традиция существует уже несколько лет. День Здоровья учащиеся любят и ждут с нетерпением, так как каждый День здоровья не похож на другой. 

 –  Праздник осени. Этот праздник дарит возможность ощутить красоту родной природы.

 – День самоуправления. По традиции это общешкольное мероприятие проводится накануне Дня учителя или в День учителя. Старшеклассники прямо при входе в школу поздравляют своих учителей. В этот день все права по организации и проведению занятий передаются ученикам нашей школы. Очень нравится быть ученикам в роли учителя!

 – Новогодние праздники у нас проходят интересно и весело. Готовятся представления, конкурсы, игры, песни, стихи. Атмосфера общей увлеченности и творчества царит в школе весь декабрь, так как работает фабрика Деда Мороза.

– День Защитника Отечества. Мальчишки 5-11-х классов соревнуются в конкурсах «А, ну-ка, парни!».

-Митинг Памяти Александра Малышева, офицера, выпускника нашей школы, погибшего в Чечне, защищая своих солдат.

Традиционной уже стала всеми любимая военно-патриотическая игра «ЗАРНИЦА». В этот день ребята представляют себя моряками, пограничниками, танкистами и др., участвуют в различных соревнованиях, а по окончании их ждёт вкусная полевая кухня.

Каждые пять лет наша школа празднует свой юбилей. В этот день двери нашей школы открыты для выпускников всех лет. После торжественной линейки, на которой проходит перекличка выпускников, гости идут в школу. Здесь в уютных кабинетах их ждёт встреча со своим классным руководителем и другими педагогами.

3.5.          Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

3.6.          Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

3.7.          Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

В сентябре 1924 года в Ивановке создан первый пионерский отряд. В отряде насчитывалось 15 человек.

Принято 5 новых пионерских законов и традиций, видоизменена форма торжественного обещания, отменено ношение Пионерского значка на левом рукаве и головном уборе, а носить его нужно было на левой части груди. Введены единые знамена квадратной формы с единой надписью. Введена единая терминология: звено, отряд, вожатый отряда.

1925г.

В Ивановке имеются 2 отряда из 30 человек. Работа отрядов приняла широкий размах. Отряды изучали сельское хозяйство, организовывали проведение бесед по сельскому хозяйству, вели наблюдения за природой. Летом пионеры работали в общественно-трудовых лагерях, шефствовали над детскими площадками. Пионеров, которые не выполняли законов, лишали салюта, снимали косынку.

С 26-го июля 1946 года введены выборы в пионерских организациях.

1972-1973

Дан старт Всесоюзному маршу «Всегда готов!» На этом старте наша пионерская организация/дружина/ имени “Молодой гвардии” завоевала звание правофланговой дружины за большую работу, которая была проведена по данному маршруту.

1974-1975г

В дружине 377 пионеров.

Дружина работает на марше “Всегда готов” под девизом «Салют, Победа!», посвященном 30-летию Победы над фашистской Германией.

1975-1976г

В дружине 385 пионеров. Дружина работает на марше “Всегда готов!” под девизом “Берем с коммунистов пример!», посвященном 25 съезду КПСС.

1976- 1977.

В дружине 393 пионера.

Дружина на марше “Всегда готов!” под девизом” Идем дорогой Ленина, дорогой Октября”, посвященном 60-летию Октября. Вся школа готовится достойно встретить 60-летие Октября. Проводятся встречи с коммунистами, передовиками хозяйства. Правофланговый отряд 5″а” класса имени Зои Космодемьянской, руководителя Марченко Н.Я., собрал 21 тонну металлолома, 6 тонн макулатуры.

 

ВЛКСМ – Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи.

Принадлежность к ВЛКСМ определялась внешними атрибутами: наличием комсомольского значка и комсомольского билета. В торжественной обстановке в 14 лет ребятам вручался комсомольский билет и значок. Звучит наказ: «Бережно храни комсомольский билет. Цвет его обложки частица алого знамени боевых знамён, он вёл твоих сверстников на штурм Перекопа, поднимал Матросовых в атаку…». Такие слова затрагивают душу человека. Я думаю, что нам не хватает этой торжественности, особого отношения, когда ни каждый старшеклассник мог быть комсомольцем. Сам ритуал вступления в ряды ВЛКСМ, подготовка, обязывала улучшить успеваемость, изучить Устав, знать политические события, востребованную художественную литературу, на героях которой воспитывалось то поколение.

1970-1980 годы – комсомольцы и пионеры участвуют в сборе макулатуры и металлолома, помогают в уборке овощей на полях колхоза «Родина», проводят комсомольские собрания, где подводят итоги и ставят перед собой новые цели.

Содержание мероприятий комсомольских организаций позволяют сделать вывод о том, что комсомольская жизнь была наполнена мероприятиями не развлекательного характера. Это были полезные и нужные дела для школы, села, района, общества. Вместе со взрослыми, родителями, дедами строили лучшую жизнь и верили в эту идею. Комсомольские группы и комитеты помогали создавать умеющий, самостоятельно работать, здоровый и деловой коллектив среди учащихся.

1991 г. созданы детские организации 1-8 классы «Амурчонок», 9-11 классы – «Старшеклассник»

 

3.8.          Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

4.       Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Ивановка – центр волости и района

Селение Ивановское (изначальное название) основано 12 июля 1864 года преимущественно выходцами из Воронежской, Орловской, Тамбовской, Астраханской, Самарской губерний. Среди прибывших на необжитые земли были семьи Н. Галушкина, М. Макаренкова, В. Прудченкова, П. Пономарёва, А. и Т. Киселёвых, Н. Воронова, К. Жижерина, И. Куцева, П. Бакулина, Н.Шиловского, Н. Коломина, Г. Коломийцева – переселенцев из Воронежской губернии Острогожского уезда. Из Астраханской губернии прибыли семьи Г. Безрук, Е. Остапенко, К. Зуева, И. Дво-рядкина, И. Ельчанинова (20 душ). Семьи были большими, начинали своё житие в землянках. Иван Куцев построил избу одним из первых.

1871 – в селе 141 двор, 1015 душ;

1889 – 330 дворов, проживает 1806 человек православной веры, имеется церковь, волостное правление, школа, запасный магазин, квартира пристава полицейского участка.

В начале 20 в. селение было одним из крупнейших в Амурской области.

1910 – 547 дворов, жителей 4406. В селе располагалось волостное правление, земская больница, частная аптека И.Л. Пациорковского, церковь, три школы, общественный сельский банк, три хлебозапасных магазина, семь поставных лавок, семь постоялых дворов, два винных склада (Лукина и Бутина), два питейных заведения, три водяные мельницы. Крестьяне занимались сельским хозяйством, лесным промыслом, извозом, в их владении – более 48 тысяч десятин земли.

В декабре 1913 открылась библиотека-читальня имени Гондатти.

1915 – открыта образцово-показательная сельхоз-мастерская.

В декабре 1917 созданы первый сельский Совет в Амурской области под председательством П.М. Гранкина и сельхозартель «Равенство». В годы гражданской войны село стало центром борьбы за власть Советов против иностранной интервенции и белогвардейцев. 22-23 марта 1919 японцы и белоказаки учинили жестокую расправу над жителями. Расстреляны 257 человек, 36 ивановцев заживо сожгли в амбаре, огнём уничтожили 418 домов и построек.

В 1928-м в селе побывал Будённый, командир Первой конной армии.

Колхоз-гигант им. Сталина создан в 1929. В 1931-м после разукрупнения: колхоз «Победим» – «Родина» (1959г.) – «Луч» (1983г.).

1936 – школа крестьянской молодёжи преобразована в среднюю школу № 1. Названия улиц и переулков, нумерация домов ввели с 1 июля 1937.

1941 – начали работу маслозавод, контрольно-семенная станция, фотография, появились электричество, радио, телефон.

1941-1945. В сражениях погибли, умерли от ран, пропали без вести 222 (по документальным источникам) воина. Подвиги совершили К.Г. Куранда, И.И. Славный, Е.А. Борченко, А.И. Галушкин, А.П. Перчук, Н.С. Сопов, Н.В. Пакулов, М.П. Приходько, Н.Д. Синегубов, В.Н. Сиротенко, Н.М. Слабкий, П.Ф. Шиловской, Н.И. Хомяков, Н.Г. Гаврилов, В.С. Максимов, Г.И. Долгополов.

В послевоенные 40-е и 50-е годы построены и открыты универсам, два магазина, две столовые, типография, пошивочная мастерская, детские ясли, баня, 2-х этажное здание школы и дом для учителей, чайная, гостиница, стадион, кирпичный завод, обустроили парк, в колхозе построили животноводческие фермы, в автороте -электростанцию.

В 1955-м началась застройка улиц Рабочая, Садовая, Новая, Восточная. Открыты маршруты грузового такси.

1960-е годы – плановая застройка села, создание строительной базы и подрядных организаций. Распахнули двери к/т «Родина», музыкальная школа и ДЮСШ. Построили корпуса больницы, многоквартирные дома. Хлебозавод начал выпуск продукции. Завершилось строительство свиноводческого комплекса «Исток» на 5.000 голов. Обустроили пионерский лагерь им. П. Морозова.

1977 -Ивановский сельский Совет признали победителем во Всероссийском социалистическом соревновании.

К началу 90-х Ивановка стала одним из красивейших сёл ДВ и Сибири. Выросли трёхэтажные здания средней школы, школы интерната, районного узла связи, лечебный корпус больницы, построили новую библиотеку, магазины, пристройку к Дому быта, открыли химчистку, застраивались новые улицы. Жители села заложили парк-дендрарий, который сегодня носит имя Г.С. Уса.

Последние 20 лет внесли свои перемены. В Ивановке ввели в эксплуатацию трёхэтажную поликлинику (1994г.), спортивный зал ДЮСШа (1999г.), новый лечебно-диагностический корпус (2010г.), Мега-ферма в колхозе «Луч». Построили дамбу в районе моста через р. Ивановку, проведены работы по строительству и ремонту дорог и тротуаров. В настоящее время продолжается застройка нового микрорайона.

В селе работают АО «Луч», строительные организации, ООО «Востокавтотранс», ДЭП, филиалы Россельхозбанка, Сбербанка, МБУЗ «Ивановская районная больница», образовательные школы, три детских сада, ДШИ, ДЮСШ, районный музей, библиотека, РДК, узел почтовой связи, узел электросвязи, три торговых центра, более 60 торговых точек, другие организации и учреждения.

В состав Ивановского МО входят пять населённых пунктов. На 1 января 2016 в райцентре проживает 7 тысяч 731 человек, в Успеновке 503 человека, Крещеновке – 269, Луговом – 278, Вознесеновке – один житель.

Много замечательных тружеников славят нашу Отчизну. Ведь нет дороже земли-кормилицы, которая поит и кормит нас, а память о предках вновь и вновь возвращает к истории Родины, что бы мы были крепче, целеустремлённее.

Ивановка- обыкновенное крестьянское село. До революции в нем проживало около 6000 жителей, в основном преобладали бедияцко- середняцкие массы и батраки, а также рабочие сельскохозяйственных мастерских. В селе проживало всего несколько человек, которые впервые появились в Ивановке в 1909 году. Это были политические ссыльные: Александр Самойлович Покатилов -тульский рабочий, член РСДРП с 1906 года, Нерон Михаил Прокопьевич – питерский член РСДРП с 1905 года.

В истории моего села есть трагические страницы. Двадцать второго марта 1919 года в одиннадцать часов утра японские отряды цепью охватили село с северной, западной и восточной сторон. Слышались выстрелы, в разных местах села рвались снаряды. Заняв мирное село, каратели приступили к исполнению своих обязанностей: старательно, спокойно, не торопясь, обкладывали соломой дома… Люди задыхались от дыма, и куда бы они ни бежали, всюду попадали на цепь интервентов и тут же погибали. Японцы толпами гнали людей за село на открытую местность – на «лобное место». Пулеметы в два приема положили на землю двести пятьдесят четыре человека.

Пехотинцы проходили вдоль поваленных пулями жертв и прокалывали труп за трупом. Земля смешалась с морем людской крови. Вторую толпу в пятьдесят человек палачи не довели до «лобного места», а сожгли в амбаре. Эти короткие минуты показались для мучеников целой вечностью. На месте трагического события стоит обелиск, его венчает факел- символ революционной борьбы народа за власть Советов.

В Ивановке было много известных людей, которые оставили след после себя, такие как: Матыцин, Галушкин, Бондаренко и другие. В честь них в селе поставлены памятники.

Село Ивановка – одно из крупнейших и красивейших сел в Амурской области. Хоть раз побывав здесь, ты никогда его не забудешь. Когда впервые видишь его, с первого взгляда замечаешь множество зеленых насаждений. Вот растут молодые елочки, а здесь тянутся к солнцу сосенки и высокие тополя.

То и дело на глаза попадаются напоминания о прошлом Ивановки- памятники: командиру партизанского отряда Бондаренко Г.Т., Воронову Г. и Кирею Л., погибшим за власть Советов, первому директору Ивановской школы Матыцину А.А., сожженным и расстрелянным 22 марта 1919 года и многие другие.

Есть в нашем селе и музей, где можно узнать о прошлом и настоящем Ивановки, о флоре и фауне Амурской области, а также познакомиться с ‘работами юных мастеров и мастериц.

Еще одна достопримечательность Ивановки – это парк, с его тенистыми аллеями, глубокими озерами, прозрачным фонтаном, бьющим из невысокой груды камней.

В центре села, на радость юным спортсменам открыт спорткомплекс, в котором занимаются не только дети, но и взрослые. В спортзале проводятся соревнования по гандболу, волейболу, настольному теннису и другим видам спорта. На эти соревнования приезжают спортсмены из других районов Амурской области и Дальнего Востока.

Недавно свой юбилей отметила детская музыкальная школа, теперь «Школа искусств», в которой проводится обучение по классу баяна, фортепьяно, аккордеона, духовых и ударных инструментов, а для детей, желающих петь, танцевать, вязать, шить или вышивать открыт Центр детского творчества, где можно записаться в разнообразные кружки и студии. Любознательные могут посетить детскую или взрослую библиотеки, а для тех, кто любит животных, открыт «Дом природы», где желающие могут погладить и покормить енотовидную собаку, черепах, хомячков или пугливую косулю. Есть в «Доме, природы» и хищники: бурый медведь, совы.

А если вы молоды и красивы, а вечером не сидится дома, для вас открыты кафе «Вольный ветер», «Молодежный» и летняя дискотека «Галактика».

Да, Ивановка- прекрасное село! И в этом убеждается всякий побывавший здесь человек. Когда наблюдаешь за тем, как она растет и становится все старше и красивее, невольно вспоминаешь слова амурского поэта С. Демидова:

С тобой встречаюсь заново

И на душе светло,

Ивановка, Ивановка

Амурское село!

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества  «Самое северное озеро в России с искусственными посадками лотоса» – так официально звучит зарегистрированный рекорд.

«В селе Ивановка Ивановского района Амурской области с 2011 года до настоящего времени на озере, географические координаты которого: 50⁰21’50” северной широты и 128⁰0’03” восточной долготы, произрастают лотосы Комарова, искусственно посаженные детской организацией “ОЙКОС” под руководством Александра Федоровича и Татьяны Ивановны Титаренко. Лотосы Комарова являются достопримечательностью не только села Ивановка, но и всей Амурской области. Полюбоваться чудом природы – цветами лотоса на озере – самом северном месте произрастания этих прекрасных растений в России съезжаются туристы из разных городов и районов Амурской области», – такое сообщение появилось на официальном сайте Книги рекордов России.  Лотосовое озеро давно превратилось в визитную карточку Ивановки. Говорят, на таких широтах искусственно создать лотосовую популяцию практически невозможно. Сюда приезжают молодожены в день свадьбы, здесь назначаются первые свидания.

В 2018 году привлекательность озера было решено усилить — на водной глади сначала появился декоративный домик, а в начале сентября и его обитатели — пара лебедей, которых привезли из Крыма.

– Разработка и реализации проекта «Вернисаж на Ивановском Арбате». 

– Установление уличных стендов, монтирование баннеров. Торжественное открытие.

– Участие в разработке и реализации проектов «Арбат» и «Дивный сквер» в рамках областного проекта «Инициативное бюджетирования» 

Разработка и презентация проекта «Детской сенсорной игровой площадки Одуванчики» в рамках областного проекта «Инициативное бюджетирования» 

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня  
5.       История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Вац Геннадий Васильевич.

Родился в 1935г в с. Ивановка. В 1955г. окончил Ивановскую школу и поступил в Благовещенский педагогический институт на отделение физвоспитания. После окончания, по назначению, был направлен на работу в родную школу.  Кроме спорта, играл на баяне, имея хороший слух, мог подобрать любую музыку. Все новогодние праздники музыкально озвучивал Геннадий Васильевич.  Жена, Лидия Михайловна, была учителем русского языка и литературы в семье родились две дочери. Одна из них, Елена Геннадьевна, работала учителем иностранного языка в нашей школе.

Сердюк Людмила Степановна.

Родилась в 1939г., на Украине в г. Черкассы. В 1961г. окончила в родном городе пединститут. Получила образование учителя математики и физики. Строгая и требовательная. Отлично владела знаниями по предмету. Школьники осторожно и уважительно называли её – «гипотенуза». Людмила Степановна никогда не обижалась на это.  Ушла на заслуженный отдых в 72года.

Ванденвин Валентина Афанасьевна.     Родилась в Рязанской области в 1932г. Отец уехал на заработки в г. Иванов, и семья вынуждена была проживать там в течении 3-4 лет. Затем г. Шуя, где пошла в школу с 8-лет.  Началась война, и отца забрали на фронт. Рождается сестра, и тогда вернулись на родину-Рязанщину. Продолжила обучение во втором классе. Помнит, что много пропускала, т.к. время было голодное, ходила в лес, собирала ягоды, грибы, чтобы накормить семью. Мечтала стать учителем, много читала….   После окончания 7 классов, пошла пешком в соседний город поступать в педучилище, не поступила, т.к. был большой конкурс: 14 человек на место. После окончания 8 класса поступила в педучилище в г. Косимове. Училась на 4 и 5. Там же вступила в комсомол.  После окончания 3-го курса работала пионервожатой все три смены в пионерском лагере.

По распределению попала в Амурскую область, Ивановский район заведующей в Успеновскую школу.  Летом вместе с комсомольцами работали на зерновом дворе, готовили концерты для селян.  В августе 1952г. провела первый набор первоклассников и вдруг, получает телеграмму из Ивановки, срочно явиться в райком комсомола. Утвердили заведующей отделом школьной молодёжи и пионеров.  С середины августа 1952г. стала работать в РК ВЛКСМ. 8.12.1953 г. назначена в Ивановскую среднюю школу учителем математики в 5-е классы и учителем начальных классов. Проработала В Ивановской школе до декабря 1992г.  Агитатор и пропагандист. Член КПСС. 10 лет являлась председателем райкома профсоюзов. Вышла замуж, появились дети. Пётр (учитель английского языка) и Андрей (учитель физического воспитания) пошли по стопам мамы, избрав учительскую профессию. Классы Валентины Афанасьевны имели хорошие и глубокие знания. Как вспоминают коллеги, в таких классах легко было работать.  У детей заложены были основы общеучебных умений и навыков. Дети приучены к учебной дисциплине.

Сама Валентина Афанасьевна никогда не жаловалась на нехватку часов в сутках. Одной ей известно, как можно было, работая в школе, общаясь с родителями своих воспитанников, успевать заниматься общественной работой, не пропустить новинки художественной и методической литературы, быть хорошей хозяйкой в собственном доме.

И каждый раз, набирая новый класс, и, хотя ни раз вводила в Страну Знаний первоклассников, всегда это делала с волнением, ведь так хочется, чтобы учение давалось им легко, и росли её мальчишки и девчонки умными, добрыми и трудолюбивыми.

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Школьные годы незабываемые, чудесные, интересные. О них будешь помнить всю свою жизнь. Помогают запомнить эти годы наши учителя.

Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А учитель – в мыслях и поступках людей.

Живут в селе Ивановка люди, которые всю свою жизнь отдали детям. Эти люди и не мыслят прожить её по-иному. Каждый из этих людей прошёл свой жизненный путь, на котором встречалось и хорошее, и плохое. Но одно их объединяло – любовь к детям, и эту любовь они пронесли через всю свою нелёгкую жизнь. Об этих людях можно сказать, что они Учителя с большой буквы

А сколько семейных пар учителей работало и работает в нашей школе? Учительские семьи. В нашей школе их было немало, каждая из них оставила след в душах учеников и коллег.

1. Парфёнова Мария Михайловна и Слабких Николай Михайлович

2. Шульга Вера Николаевна и Сергей Иосифович

3. Первушины Раиса Ивановна и Виктор Григорьевич

4. Вац Геннадий Васильевич и Лидия Михайловна

5. Тарасовы Людмила Леонтьевна и Анатолий Прокопьевич

6. Одинцова Неонила Фёдоровна и Советников Василий Михайлович

7. Лаптевы Лидия Сергеевна и Юрий Алексеевич

8. Марьенко Евгения Германовна и Павел Данилович

9. Алисиевич Валентина Дмитриевна и Николай Владимирович

10. Медведевы Ирина Николаевна и Сергей Александрович

11. Даниловы Елена Архиповна и Пётр Анатольевич

12. Амбарцумян Татьяна Семёновна и Александр Павлович

13. Борзых Марина Владимировна и Владимир Ильич

14. Переверзевы Юлия Викторовна и Игорь Петрович

15. Титаренко Татьяна Ивановна и Александр Фёдорович

16. Хрусталёвы Анна Дмитриевна и Александр Львович

Учительские пары нашей школы доказывают, что их крепкие семьи, любовь, дети, общее дело, забота и работа в школе не просто успешно совмещаются, но и делают как личную, так и общественную жизнь интересной, многогранной и перспективной.

Учителями славиться Россия,

Ученики приносят славу ей!

Учитель с давних времен, не только на Руси, но и во всем мире – звание, давалось оно далеко не каждому. Это тот человек, который, кроме знаний, должен обладать умением передать их детям, вызвать их желание учиться, опереться на их способности и возможности. Но во все времена для настоящего учителя этого было недостаточно. Кроме профессиональных знаний и умений он должен был обладать такими качествами, как доброта, любовь к ближнему, сострадание, милосердие. Только тогда он мог формировать личность.

Профессия учителя в России всегда была престижной. Отношение к учителям в государстве было почтительным. Они имели определенные привилегии, Которые позволяли им вести безбедный образ жизни. Дети учителей пользовались преимущественным правом при поступлении в педагогические учебные заведения, их обучали за государственный счет, выплачивали стипендии, оказывали возможную материальную помощь.  Такое отношение к профессии учителя вызвало к ней интерес молодых людей, желающих продолжить дело родителей. Так наряду с другими профессиональными династиями стали появляться и учительские.

Династия- ряд поколений, передающих из рода в род профессиональное мастерство, традиции и т.д.

   Педагогическая династия- это поколение педагогов одного рода. Россия всегда славилась прекрасными учителями. Приамурье, в отличие от центральной части России имеет не такую давнюю историю. Но в ней достойное место занимают не только отдельные учителя, а и учительские династии, которые из поколения в поколение передавали свое мастерство, свой талант нести знания людям, воспитывать в них прекрасные гражданские качества.

Ивановская школа помнит и чтит своих учителей: Корни одной педагогической династии заложила в девичестве Монахова, а в данный момент Ванденвин Валентина Афанасьевна. В 1952 году она закончила Касимовское педагогическое училище, по распределению попала в Амурскую обл. В 1978 году закончила БГПИ. В Ивановской Средней школе проработала 52 года, учителем начальных классов. Постоянно выполняла ответственные поручения: пропагандист, профессиональный организатор, 10 лет была председателем РК профсоюза учителей. За 52 года имеет много поощрений: 27 благодарностей, которые записаны в трудовой книжке; «Отличник народного просвещения»; две медали: «Юбилейная» за доблестный труд в ознаменовании 100 лет со дня рождения Ленина; «Ветеран труда». Из троих детей Валентины Афанасьевны профессию учителя выбрали трое. Дочь Мария закончила факультет иностранных языков Благовещенского педагогического университета, в данный момент преподает английский язык в школе Восточных языков. Ванденвин Андрей младший сын Валентины Афанасьевны закончил ФВС педагогического института, работал учителем физической культуры в Ивановской начальной школе. Старший сын Валентины Афанасьевны – Данилов Петр Анатольевич работал в Васильевке Белогорского района, в Ивановке преподавателем английского языка, директором в течении 2 лет. Был на стажировке в USA, аттестован по высшей категории. С 2002 года работает заведующим учебной частью школы Восточных языков в городе Благовещенске. Его жена, Елена Архиповна, так же учитель иностранного языка. Работает в гимназии №1 гор. Благовещенска, побывала дважды на стажировке в USA, работала в Анновской средней школе. Сын Петра Анатольевича и Елены Архиповны, Артем закончил БГПУ. Общий педагогический стаж со сторон Монаховых и Ванденвин составляет 200 лет.

 

Династия Юрченко

Истоки этой династии педагогов заложила Юрченко Валентина Кузьминична. Работала она учителем начальных классов в Ивановской средней школе. На данный момент работает в специализированной школе-интернанте №9. У Валентины Кузьминичны есть две дочери: (Юрченко) Медведева Ирина Николаевна, Азарова Людмила Николаевна. Ирина Николаевна – учитель математики, физики. Работала в Анновской школе, далее в Ивановской школе – воспитателем группы продленного дня, пионер вожатой. С 1987 года работает в отделе образования. В данный момент начальник отдела образования. Муж, Медведев Сергей Александрович – преподавал в Ивановской СШ историю, обществознание, экономику. Сейчас директор школы-интерната №9. Сестра Ирины Николаевны, Людмила Николаевна – закончила физмат БГПИ. Работала в Семиозерской школе, затем с 1987 года трудилась в Ивановской школе, а сейчас заведующая методическим кабинетом отдела образования. Дочь Ирины Николаевны и Сергея Александровича – Юлия закончила Благовещенский педагогический университет, математический факультет, сейчас работает в суде. Племянница Валентины Кузьминичны: Якунина Ольга Анатольевна и Сучкова Валентина Анатольевна, учителя начальных классов. Валентина Анатольевна в данный момент работает заместителем начальника отдела образования. Общий педагогический стаж этой династии почти 170 лет.

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Из воспоминаний учительницы Ивановской средней школы Шохалевич В. А./

Шла Великая Отечественная Война. Все мужчины, учителя нашей школы были призваны в Советскую Армию. Ушел в армию и Д.С. Евтушенко, который до конца 1942 года был директором Ивановской средней школы. В марте 1942 года я была назначена директором нашей школы. В то время очень трудно было на фронтах Отечественной войны, трудно было и в тылу. В школе тяжело было с топливом. Уголь завозили нерегулярно, и приходилось заготовлять топливо силами школы. В заготовке топлива /торфа, кизяка/ участвовали все: и технические работники школы, и учителя, и ребята: пионеры, комсомольцы и просто школьники. В летнее время на целый день уходили ребята вместе со взрослыми работниками школы на торфяное болото, которое было найдено недалеко от Ивановки, резали торф, сушили его, а затем подвозили на единственной школьной лошадке Серой к зданию школы. На колхозной ферме не пропадал навоз, так как он весь переделывался в кизяки/кирпичи/, сушился и тоже подвозился к школе. Ребята, уборщицы, учителя рубили в окрестностях Ивановки дубняк, березняк, и все это на своем Сером тянули к школе. Топлива как будто заготовляли много, а калорийность его была низкая, поэтому в школе было холодно. Занимались ребята в пальто, часто замерзали чернила, тетрадей было мало и писали ребята на газетах, на старых книгах между строк. Учились тогда в нашей школе ребята из сел: Дмитриевки, Лугового, Некрасовки, Крещеновки, Вознесеновки, Богословки, Андреевки. Интерната в школе не было и жить ребятам приходилось у жителей села Ивановки. Никто ребят не подвозил к школе, а ходили они пешком из сел да еще на себе приносили продукты, которыми будут питаться неделю.

Но что поразительно! Тогда у ребят даже понятия не было, что можно сбежать с уроков. Тяжело было всем, но «нытиков» не было. Ребята учились на совесть! Стыдно было в то время учиться или вести себя плохо, так как там, на западе Родины, в это время шли кровавые бои, умирали за нас тысячи наших людей. Школьники представляли сплоченный дружный коллектив, который на любое дело откликался с большой сердечностью. В колхозе не хватало рабочих рук, и на помощь приходили пионеры, комсомольцы, школьники. Летом, весной и осенью ребята работали на колхозных полях. Пропалывали картофель, различные овощи, вязали со взрослыми снопы, сортировали семена, работали на сенокосе, на животноводческой ферме. В общем, выполняли взрослую работу, всё то, что было необходимо. И никого не нужно было подгонять, никто не думал увильнуть от работы. Каждый понимал, для кого он работает. Между отрядами пионеров заключались договора по сбору денег в фонд обороны, на сбор и изготовление теплых вещей воинам Советской Армии. К большим праздникам ребята готовили на фронт подарки. Каждый пионерский отряд, каждый класс старались отправить на фронт своим защитникам больше теплых вещей: рукавиц, носок, телогреек. Кроме теплых вещей ребята отправляли носовые платочки, подворотнички, кисеты, сладости, табак и много писем. Пионерская организация взяла на учет семьи фронтовиков, особенно нуждающихся в помощи. В пионерских отрядах были созданы тимуровские команды. Тимуровцам приходилось работать много. Они присматривали за малышами, мыли полы, приносили воду, ходили за хлебом, работали на огороде, писали ушедшим на фронт письма, в которых сообщали, что дома у фронтовиков все нормально.

Ежедневно ребята выстраивались на общешкольную линейку и слушали радио, которое было установлено в коридоре школы, последние сообщения совинформбюро. Опустив головы, ребята слушали, когда радио сообщало, что наши войска оставили тот или иной город. А как радовались ребята, когда наши войска погнали немцев под Москвой, когда была прорвана блокада Ленинграда, когда солдаты освобождали город за городом. В такие дни ребята учились и работали с еще большим воодушевлением. В победе над фашизмом была и доля труда наших пионеров, комсомольцев и просто школьников.

В 1946 году старшей пионервожатой была Рулёва Василиса Петровна. В дружине был проведен прием в пионеры, проводились сборы отрядов и дружины.В это время ребята много читают художественной литературы, участвуют в художественной самодеятельности. Под её руководством был создан кукольный театр, участники которого выступали в других школах района.

 

ИЮНЬ 1941г… В Ивановской средней школе к сдаче экзаменов готовится 10 класс.

Из воспоминаний Древаль Веры Романовны.

«- 17.06. 1941г.-  сдали успешно последний экзамен…

 – 18.06, выпускники мыли школу, убирали территорию школьного двора, ездили за цветами. Это были полевые цветы: огоньки, петушки, марьины коренья.

 – 19.06 – готовили себе наряды: ситцевые платья, атласные ленточки, подбирали обувь, мальчишки до блеска натирали её кремом, тщательно проглаживали стрелки на брюках школьной одежды, рубашки, кто-то в пиджаках…. И вот он, долгожданный день …

– 20.06. – выпускной и вручение аттестатов. «Никогда не забыть этих торжественных минут. А сколько было сказано хороших слов в адрес нашего класса,» – говорит Вера Романовна. Это был лучший класс в школе. В 9-ом классе нам за хорошее поведение и учёбу вручили переходящее Красное знамя школы. Оно стояло у доски в классе в течение двух лет. Во время выпускного на столах стояли конфеты, печенье и морс. Много шутили, пели песни и танцевали вальс, фокстрот и польку-бабочку.   Шутили, обсуждали планы на будущее…».  

21. 06.1941г.  всем классом пришли проститься со школой.  Юноши пошли в военкомат, т.к. им было по 18-19 лет. Девушки готовились к поступлению.

 А 22 июня 1941г.- война.  Страшное слово. Слово, ставшее синонимом горя, страданий и невосполнимых утрат. Чудовищные разрушения, изуродованные судьбы. Поэтому в памяти каждого из нас должны остаться образы известных и безымянных героев, сломавших хребет фашизму. Не всем выпало счастье вернуться домой.  Ушли защищать Родину и выпускники Ивановской школы, окончившие её в далёком 1941г.

 Из 21 выпускника 19 защищали Родину, сражаясь с фашистской       Германией и на Дальнем Востоке с Японией». 

 

Воспоминания Ванденвина Пети об участии на 11 Всесоюзном съезде пионеров, который проходил в г. Москве с 15 по 20 мая 1972 года:

«Мне выпала большая честь быть представителем от нашей школы в областной делегации на 11 Всесоюзном съезде пионеров, посвященном 50-летию пионерской организации. В нашу группу входили Мельников Пётр, ученик Малосазановской школы Свободненского района, Бандура Ирина, ученица г. Белогорска, Брахман Валентина, ученица Мазановской школы, Бережной Гоша, ученик г. Благовещенска, Иванова Любовь Андреевна, старшая пионервожатая средней школы № 3 г. Благовещенска, Лихота Анатолий Исидорович, ветеран комсомола 20-х годов, Батаев Владимир Иванович, директор летней Димской школы Михайловского района, Краснопивцева Зинаида Михайловна, секретарь Серышевского райкома комсомола. Вся наша группа 13 мая собралась в г. Благовещенске. Пробыв там 2 дня, вечерним самолетом мы полетели в Москву. Полет продолжался 11 часов. С непривычки немного кружилась голова, но потом, освоясь, полет проходил нормально. Утром 15 мая мы приземлились на Домодедовском аэродроме. Нас тепло встретили и поместили в гостиницу “Северная”. Немного отдохнув, мы отправились на экскурсию по Москве. Разность времени сказалась, но, посетив самое высокое место Москвы, Лужники, мы обо всем забыли, восхищаясь красотой столицы. Побывали в исторических местах города. Слушали рассказы о Большом и Малом театрах Москвы, о театре Юного зрителя, побывали у памятников Дзержинского, Ивана Федорова, Пушкина. И наконец, вечером отдавали рапорт в ЦК ВЛКСМ.

Рапорт принимали генерал майор авиации Каманин, секретарь ЦК ВЛКСМ Лебединский, пионер 20-х годов Васютин, знаменитая ткачиха Виноградова, первая вожатая г. Москвы Алексеева, Мовлакат Лахнакова, пионер 30-х годов Киргизии кандидат философских наук. На следующий день, 16 мая, ходили в Кремль на экскурсию. Там мы знакомились с архитектурой древней Руси, были у Царь Колокола и у Царь Пушки. Любовались Успенским и Благовещенским соборами, колокольней Ивана Великого. У памятника В.И. Ленина сфотографировались. Посетили музей Ленина. Мы подробно познакомились с жизнью Ильича, видели его военную форму, кабинет, в котором он принимал ходоков. Там было много подарков от разных стран мира в честь 100-летия великого вождя. Большое впечатление произвел на нас подарок вьетнамцев, сделанный из куска сбитого американского самолета. Вообще там было много самых разнообразных вещей: и индийский кове, и аппликации Московских школьников, сделанных из зерен пшеницы. Особенно поразила картина, на которой Ленин изображен на митинге одного из Петроградских заводов. Она покоряет своей величественной красотой. В тот же день мы побывали во Дворце пионеров Люблянского района г. Москвы. Мы узнали, что за свои 5,5 лет существования ребята сами сделали стадион, занимались во многих кружках, выпустили 3 спектакля за полтора года. На память нам подарили значки. Вечером ездили в театр Юного зрителя. Там мы смотрели премьеру спектакля «Дорогой мальчик». Премьера очень понравилась. Усталые, но довольные, мы возвращались в гостиницу. Наступил 3 день нашего пребывания в столице. Позавтракав, мы поехали на Новодевичье кладбище. Там мы видели могилы Маяковского, Островского, Зои и Шуры Космодемьянских, космонавта Беляева. В час дня отправились к Мавзолею. Очередь была огромная. Мы возложили венки у могилы неизвестного солдата.

 

Из воспоминаний бывшей комсомолки, II секретаря райкома ВЛКСМ Худолей Дины Викторовны: «Жизнь комсомольцев всегда была насыщенной. Комсомол дисциплинировал. В период подготовки к 50 – летию ВЛКСМ старались встретить дату со 100% успеваемостью. Шефствовали над ветеранами: кололи дрова, переносили в сарай уголь. Встречались с участниками гражданской и Великой Отечественной войны, передовиками производства. Собирали металлолом, макулатуру, сосновые шишки. 29.10.68г. на торжественном Пленуме ЦК ВЛКСМ лучших комсомольцев-передовиков, активистов наградили премиями, грамотами РК, Обкома и ЦК ВЛКСМ, путёвками в молодёжный лагерь «Орлёнок», в Дома отдыха, по историческим и героическим местам. В школах прошли вечера, торжественные линейки, посвящённые этой дате…»

                                            

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): _