МОУ ООШ д. Рауталахти Питкярантского района

МОУ ООШ д. Рауталахти

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа деревни Рауталахти Питкярантского муниципального района Республики Карелия
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Галченко Елена Валерьевна
1.3.        Почтовый адрес

 

186805, Республика Карелия, Питкярантский район, д.Рауталахти, ул. Центральная, д.16
1.4.        Телефон

 

(81433) 4-86-30
1.5.        Сайт

 

http://rautschool.edusite.ru/

 

1.6.        Электронный адрес

 

rautalahti@yandex.ru

 

1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

 В МОУ ООШ д.Рауталахти обучается 42 учащихся,

7 классов-комплектов.

Начальное общее образование 1- 4 классы – 16 учащихся, 2 класса-комплекта;

Основное общее образование  5 – 9 классы – 26 учащихся, 5 классов-комплектов.

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

В школе работают 12 педагогов, из них 2 совместителя.

– учителя начальной школы – 5 человек

– учителя основной школы – 11 человек

–    пенсионеров – 5 человек

Средний возраст педагогического коллектива – 48 лет.

Высшее педагогическое образование имеют 10 человек      (85%).

Среднее специальное (педагогическое) образование – 2  человека (15%).

 

92% педагогического коллектива – это учителя с                                                  педагогическим стажем работы более 20 лет.

2 учителя имеют государственные награды:

·         «Заслуженный учитель Республики Карелия» – Белякова В.Е.

·         Почетная грамота Республики Карелия – Иляхина Т.Д.

9 учителей имеют отраслевые знаки отличия:

·         «Отличник народного образования» – Парамонова Т.П.

·         «Памятная медаль Призера I республиканской «Педагогической олимпиады 2010» – Савченко С.Г.

Медаль «Профессионал России» – Парамонова Т.П.

·         Почетная грамота Министерства образования Республики Карелия – Белякова В.Е., Парамонова Т.П., Иляхина Т.Д., Иляхин А.А., Савченко С.Г., Сапелкина Т.В., Митрофанова Е.Н., Журавлева Д.А., Михалап О.В.

·         Благодарственное письмо Министерства образования  – Иляхин А.А., Сидорова В.Э., Михалап О.В.

·         3 учителя являются лауреатами года – Белякова В.Е., «Лауреат года Республики Карелия»; Савченко С.Г., «Лауреат года Питкярантского района»; Митрофанова Е.Н., «Лауреат года Питкярантского района»

3 учителя являются победителями ПНПО «Лучший учитель России» – Белякова В.Е., Иляхина Т.Д., Савченко С.Г.

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Главная цель школы: подготовка ученика к учебной, профессиональной, социальной и личной жизнедеятельности; воспитание личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.

Основные задачи школы в 2016-2017 учебном году:

1.       Внедрить федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования в образовательный процесс.

2.      Формировать творческую индивидуальность личности каждого учащегося.

3.       Повышение качества образования через формы сетевого взаимодействия, внутреннюю и внешнюю оценку.

Приоритетные направления работы школы.

1.Стандартизация  образования,  обеспечивающая

его качественный   уровень.

2. Формирование ключевых компетенций школьников.

3. Создание  условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, духовного, психологического и   социального здоровья обучающихся.

4. Апробация  новых технологий контроля и оценки эффективности образовательного процесса в условиях  перехода  на новые образовательные стандарты.

5. Повышение квалификации кадров.

Осуществление образовательного процесса

Школа обеспечивает учащимся:

·         образовательную подготовку по различным видам интеллектуальной деятельности;

·         развитие творческого потенциала личности;

·         возможность самореализации и интеграции в современное общество.

В школе установлена пятидневная учебная неделя для 1-8 классов, 9 класс – шестидневная неделя.

Обучение ведется в одну смену.

Начало занятий в 8 часов 30 минут.

Продолжительность уроков: 1 класс – 40 минут, 2 – 9 классы – 45 минут.

Окончание занятий в 15.00 часов.

Данный режим школы обеспечивает выполнение базисного учебного плана. Предельно допустимая нагрузка учащихся соответствовала нормам учебного плана. Итоговая нагрузка учащихся соблюдается с учетом всех компонентов. Расписание составлено в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

Вторая половина дня – внеурочная деятельность, индивидуальные консультации для учащихся и родителей, факультативы, работа кружков, секций, общешкольные и внеклассные мероприятия, творческие дела.

В течение  учебного года в школе  созданы условия для охвата детей учёбой и сохранности контингента. Также выполняются требования по сохранности здоровья учащихся.

Все учащиеся школы обеспечены учебниками в соответствии с Федеральным перечнем допущенных учебников к использованию в учебном процессе.

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Школа  построена  на берегу живописного залива Рауталахти в акватории Ладожского озера. Рядом со школой проходит трасса Пряжа – Леметти.

Площадь  территории школы 60.000 кв.м.

Периметр территории объекта 950 м.

На территории школы располагается 1 корпус – два этажа с цокольным этажом. Вокруг школы большое количество клумб, цветников. На территории растут лиственные и хвойные деревья, декоративные кусты. Посажены фруктовые деревья, плодово-ягодные кусты.

По периметру учреждения установлено ограждение из металлической сетки в сварном каркасе из металлического уголка.

В школе            имеются:

– кабинет информатики, 6 рабочих мест, рабочее место учителя, оснащённое ПК и принтером. Есть интерактивная доска, мультимедийное оборудование, локальная сеть, выход в интернет;

– кабинет математики, рабочее место учителя оснащённое ПК и МФУ, имеется выход в интернет;

– кабинет искусства, рабочее место учителя оснащённое ПК, имеется выход в интернет;

– кабинет начальных классов №1, рабочее место учителя оснащённое ПК и МФУ. Есть интерактивная доска, мультимедийное оборудование, выход в интернет;

– кабинет начальных классов №2, рабочее место учителя оснащённое ПК и МФУ. Есть  интерактивная доска, мультимедийное оборудование, выход в интернет;

– кабинет русского языка и литературы №1, рабочее место учителя оснащённое ПК и МФУ. Есть интерактивная доска, мультимедийное оборудование, выход в интернет;

– кабинет географии, биологии, химии, рабочее место учителя оснащённое ПК и принтером. Интерактивная доска, мультимедийное оборудование, выход в интернет;

– кабинет математики и физики, рабочее место учителя оснащённое ПК и принтером, выход в интернет;

– кабинет русского языка и литературы №2,  рабочее место учителя оснащённое ПК и МФУ, выход в интернет;

– кабинет английского языка, рабочее место учителя оснащённое ПК и МФУ, интерактивная доска, мультимедийное оборудование, выход в интернет;

– кабинет истории, библиотека,  рабочее место учителя оснащённое ПК и МФУ, интерактивная доска, мультимедийное оборудование, выход в интернет;

– кабинет музыки, где имеется пианино, электронное пианино, комплект оборудования для демонстрации видеофильмов, музыкальный центр, ноутбук;

– оснащённый кабинет ОБЖ с оборудованием для демонстрации видеофильмов;

– спортивный зал, укомплектованный инвентарём и спортивными снарядами  для проведения занятий лёгкой атлетикой, гимнастикой, баскетболом, волейболом, лыжами, имеются раздевалки с душевыми;

– мастерские технологии для девочек и мальчиков;

– актовый зал с комплектом звукоусиливающей аппаратуры с радиомикрофонами, музыкальный центр, ноутбук;

– тир;

– столовая на 32 посадочных места.

В цокольном этаже помещение гаража передано в безвозмездное пользование МКУ «Центр культуры, библиотечного обслуживания, спорта и туризма», для организации библиотечного обслуживания населения, комплектования и обеспечения сохранности библиотечных фондов библиотеки поселения.

Наша школа очень уютная, много цветов, где все чувствуют себя как дома.

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

1 сентября 1954 г.
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

Здание школы было построено в 1927 году финнами. До 1939 года в нём была финская школа.

В 1954 году Рауталахтинская школа была основана  как начальная и располагалась в двухэтажном деревянном финском здании.

В 1967 году школа стала восьмилетней.

В 2001 году в рамках федеральной программы “Дети севера” завершилось строительство нового здания школы на берегу Ладожского залива.

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

 В разное время директорами школы были:

·         АНДРЕЕВА Анна Николаевна

·         ДЕГТЯРЁВ Евгений Васильевич

·         ПОПОВА Екатерина Семёновна

·         КОЛУПАНИН Иван Иванович

·         ШАНИНА Надежда Александровна

·         ПАРАМОНОВА Татьяна Павловна

·         БЕЛЯКОВА Валентина Евгеньевна

·         РЯМЗИНА Зоя Александровна

·         КАРМАНОВСКИЙ Вениамин Андреевич

·         ИЛЯХИН Андрей Анатольевич

·         ГАЛЧЕНКО Елена Валерьевна

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

В 1954 году Рауталахтинская школа была основана  как начальная и располагалась в двухэтажном деревянном финском здании среди могучих сосен и елей. Первым учителем и заведующей школы была Андреева Анна Николаевна. Большинство жителей посёлка – её ученики.

В 1967 году школа стала восьмилетней. Здание было очень старым, по современным меркам оно мало подходило для учебных занятий. Были такие классы, что на шести квадратных метрах размещалось 8 учащихся.

Школа находилась в двух километрах от посёлка. Часто этот путь ученикам и учителям приходилось преодолевать пешком. Дрова для школьного отопления ученики носили и складывали сами. На большой перемене автобус привозил обед в школьный буфет. А в 80-х годах обед в школу доставляли на лошади. Иногда зимой дорогу к школе заметало так, что старшеклассников снимали с уроков и отправляли на расчистку дороги.

Несмотря на все трудности, жизнь в школе била ключом. Каждый учитель вёл занятия в каком-либо кружке. Макраме, аэробика, резьба по дереву, занимательная грамматика и весёлая математика – выбор у ребят всегда был. Туризмом со школьниками занимался учитель физкультуры и географии Сидоров В. Д. Участники созданного им туристического клуба совершили походы в Хибины и Крым. Ученики Виктора Дмитриевича принимали участие в соревнованиях по спортивному ориентированию и занимали призовые места. Он же готовил команды для чемпионатов Карелии по лёгкой атлетике. Благодаря педагогу наши ребята каждые 2-3 года показывали высокие результаты в республике.

В школе действовали пионерская и комсомольская организации. Пионеры и комсомольцы собирали золу, макулатуру, оказывали шефскую помощь пожилым людям.

Учащиеся школы не оставались в стороне от жизни посёлка. Летом они проходили практику на зверофермах совхоза “Ладожский”, собирали турнепс и картофель на совхозных полях. Также ребята могли получить практические знания о нелёгком труде зверовода.

На территории школы был замечательный сад, в котором росли яблони, сливы, вишни, ягодные кустарники. Так что витаминами дети были обеспечены круглый год. На приусадебном участке под руководством учителя биологии Макаровой Г.П. школьники выращивали картофель, морковь, свёклу, лук, укроп. Овощи хранили в подвале школы. Там они оставались свежими до весны. В школе не было водопровода, поэтому воду брали из колодцев. Столярным делом мальчики занимались в деревянных мастерских, расположенных в отдельном помещении с печным отоплением.

 Весело в школе проводились вечера. Любимым традиционным праздником был День урожая. Из овощей и фруктов, выращенных на пришкольном участке, готовились различные блюда.  Интересно проходили спортивные праздники.

Ещё в 1991 году был заложен фундамент новой школы. С тех пор мы жили мечтой о школе в центре посёлка с просторными классами, бассейном, большим спортзалом и теплицами. Из-за недостатка финансирования строительство было заморожено.

В 1995 году было принято решение о переводе начальной школы в здание детского сада “Рябинка”, находящегося в центре посёлка.

В 2001 году в рамках федеральной программы “Дети Севера” завершилось строительство нового здания школы на берегу Ладожского залива. Радует, что родители, ученики и весь коллектив школы вместе со строителями приняли самое активное участие в подготовке к открытию школы.

С этого момента школа открыла новую страницу своей истории.

6 сентября 2001 года вертолёт “МИ-8” с главой Республики Карелии С.Л.Катанандовым и сопровождающими его лицами совершил посадку рядом со школой на берегу залива. Министр образования РК Разбивная Г.А.,   председатель палаты представителей ЗС РК Н.И. Левин, заместитель председателя правительства РК П.В. Чернов, начальник управления капитального строительства В.И. Иванов, глава самоуправления Питкярантского района В.Г.Захаров прибыли на открытие школы. За нас приехали порадоваться гости из соседних школ.  

В этот день была заложена аллея дружбы. Школа получила в подарок компьютерный класс, библиотеку, телевизоры, спортивное оборудование.

Открытие было организовано великолепно. Такого яркого праздника, такого изобилия цветов в руках празднично наряженных школьников и родителей в посёлке не помнили давно.

Новая школа стала источником вдохновения для детей, их родителей и педагогов. Появление новой техники позволило нам внедрять в образовательный процесс современные педагогические технологии. Учителя и ученики стали участниками и победителями муниципальных, региональных, федеральных и международных конкурсов и проектов.

Мы с оптимизмом смотрим в будущее и уверены, что наши ученики достигнут высот и найдут своё место в жизни.

За период с 1967  по 2016 год более 400 выпускников получили аттестаты об окончании нашей школы. 

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Белякова Валентина Евгеньевна – заместитель директора школы, учитель английского языка.

Учитель высшей категории, заслуженный учитель Республики Карелия, Лауреат  года Республики Карелия, награждена медалью энциклопедии «Лучшие люди России», победитель конкурса “Лучшие учителя России” в рамках ПНПО, награждена Почетной грамотой Министерства образования РК, лауреат муниципального конкурса
пединициатив, победитель муниципального конкурса «Мой открытый урок», участник республиканского конкурса “Учитель года”, делегат всероссийского съезда учителей сельских школ.

 

Савченко Светлана Геннадьевна – учитель русского языка и литературы.

Учитель высшей категории, победитель конкурса “Лучшие учителя России” в рамках ПНПО, лауреат года Питкярантского района, победитель муниципального конкурса «Учитель года», лауреат Республиканского конкурса «Учитель года Карелии – 2010», награждена Почетной грамотой Министерства образования РК, награждена медалью призера I Республиканской «Педагогической олимпиады».

 

Митрофанова Елена Николаевна – учитель истории и ОРКСЭ, школьный библиотекарь.

Учитель первой категории, победитель муниципального конкурса «Учитель года»,

победитель Республиканского конкурса «Учитель года Карелии – 2015», финалист Всероссийского конкурса «Учитель года – 2015», лауреат года Питкярантского района, лауреат муниципального конкурса пединициатив, лауреат муниципального конкурса “Самый классный классный”, награждена Почетной грамотой Министерства образования РК.

Иляхина Татьяна Дмитриевна – учитель математики и информатики.

Учитель высшей категории, победитель конкурса “Лучшие учителя России” в рамках ПНПО, победитель муниципального конкурса пединициатив, лауреат муниципального конкурса «Учитель года», награждена Почетной грамотой Министерства образования РК, награждена Почетной грамотой Республики Карелия.

 

Парамонова Татьяна Павловна – учитель математики и физики.

Педагогический стаж – 40 лет, отличник народного образования, награждена Почетной грамотой Министерства образования РК, награждена медалью «Профессионал России», делегат республиканского съезда учителей.

 

Иляхин Андрей Анатольевич – учитель физической культуры и технологии, преподаватель – организатор ОБЖ.

Учитель высшей категории, победитель муниципального конкурса пединициатив, делегат республиканского съезда учителей, участник международного конгресса учителей физической культуры, награжден Почетной грамотой Министерства образования РК.

Работал директором школы с 1996 по 2013г.

 

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

В истории школы есть и трагическая страница. 1 марта 2000 года в Аргунском ущелье при выполнении воинского долга погиб выпускник нашей школы Тимашов Денис.

Денис родился 2 июля 1980 года в Калужской области. Затем семья переехала в Карелию, в Питкярантский район. Денис окончил Рауталахтинскую школу и поступил учиться в Сортавальский техникум по специальности фермер. Успел поработать в зверосовхозе «Ладожский». 23 ноября 1998 года ВК г. Питкяранта был призван в армию. Служил в г. Пскове, в 76-й гвардейской Краснознамённой воздушно-десантной Черниговской дивизии.

26 января в составе 104-го парашютно-десантного полка был откомандирован в Дагестан, а затем в Чечню. Погиб 1 марта 2000 года. Воинское звание  – гвардии младший сержант. Похоронен с почестями 20 марта 2000 года в п. Рауталахти. Награждён орденом Мужества (посмертно).

В семье Тимашовых было трое детей: Денис старший и двое младших сестрёнок. Он рос трудолюбивым, физически развитым, весёлым мальчиком. Уважительно относился к старшим, никогда не обижал младших. Учителя в школе помнят его жизнерадостным, очень симпатичным парнем. Денис очень хорошо пел. Играл на гитаре. Его любили сверстники.

Мама Дениса, Раиса Степановна, говорит, что сын был опорой в семье. Его доброту и отзывчивость ощущали сёстры, которых он очень любил. В классе товарищи называли его старшим братом, и именно к нему обращались за помощью. Физическая сила Дениса органично сочеталась с его удивительным дружелюбием, умением пошутить и даже пошалить. Дома Денис был хозяйственным и домовитым. Никакая физическая работа для него не была обузой.

Денису рано довелось почувствовать боль ближнего. Он научился незаметно, ненавязчиво приходить на помощь старым и малым. Просто удивительно, как будучи таким юным, он умел найти нужные слова, от которых человеку становилось на душе тепло и легко.

Время пролетело быстро. И незаметно пришла пора служить в армии. В последний день перед уходом в армию Денис весь вечер заготавливал дрова для семьи. Дома оставались мама и две сестрёнки: Ирина и Анюта.

23 ноября 1998 года его призвали в армию. Служил Денис в шестой роте 104-го парашютно-десантного полка. Служба проходила нормально. С места службы он слал домой письма. Вот одно из них:

Письмо от 2.02.2000 г. Из Чечни:

«Пятый день я нахожусь в горах на территории Чеченской Республики.

Встреч с боевиками (у нас их называют мамедами) пока не было… В горах днём тепло, солнце припекает, а ночью очень холодно.

Через 3-4 дня намечается 40-километровый марш. Будем подходить горными дорогами ближе к Грозному. Домой приеду где-то в конце августа насовсем… Пишите мне чаще, так как письма доходят до нас очень долго».

К сожалению, планам Дениса не суждено было сбыться. Вскоре вся страна узнала, что в ночь с 29 февраля на 1 марта 2000 года произошёл бой шестой роты 104-го парашютно-десантного полка с бандформированиями около села Улус_Керт. Это был первый и последний бой шестой роты. Почти вся рота погибла, приняв неравный бой. В этом бою погиб и Денис Тимашов. Ему было 19 лет…

Кровавое солнце встало над миром,

И чёрные тени лежали у гор.

И рота, как будто в огромном тире,

Была расстреляна в упор.

7 марта 2000 года домой пришла страшная весть о гибели сына и брата. «Груз-200» пришёл  в наш посёлок 18 марта. Похороны Дениса состоялись 20 марта 2000 года с воинскими почестями.

Одноклассницы вспоминают:

«Денис был нашим хорошим другом. Мы запомнили его жизнерадостным и умным парнем. Денис любил хорошие весёлые компании. Мы часто собирались вместе. Денис играл нам на гитаре и очень хорошо пел. Нас, девчонок, он никогда не обижал. Даже оберегал. Нам он всегда говорил: «Мы, парни, должны пройти через армию. Это наш мужской долг…»

Свой воинский долг Денис выполнил до конца. Он погиб как герой. Вечная память и слава тебе, Денис».

Валентина Евгеньевна Белякова, учитель английского языка, вспоминает:

«Всё детство Дениса и его школьные годы прошли у меня на глазах. Это был очень симпатичный и жизнерадостный мальчишка. В учёбе звёзд с неба не хватал, но был старательным. Как сейчас помню: перед уходом в армию пришёл к нам домой за гитарой. Стоит в дверях: высокий, крепкий, но такой скромный и застенчивый…

Скорблю вместе с семьёй по поводу гибели Дениса. Горжусь, что в нашем посёлке вырос такой замечательный парень, который проявил себя в бою как настоящий мужчина, воин…»

Татьяна Павловна Парамонова, учитель математики:

«Я запомнила Дениса красивым, физически сильным и дружелюбным…

Ему бы ещё жить и жить, такому благородному, работящему, доброму… Это несправедливо, что погибают самые лучшие».

По материалам «Книги памяти: чёрное крыло войны», Петрозаводск, 2002.

Мы бережно храним память о своём земляке. В 2002 году на стене школы была торжественно установлена мемориальная доска памяти Тимашова Дениса. Ежегодно 1 марта в школе проводится памятная линейка и возложение цветов к мемориальной доске.

В 2010 году наши школьники участвовали в Общероссийский военно-патриотических чтениях «Вспомним всех поимённо» в г. Пскове, посвящённых десятой годовщине гибели 6 роты в Аргунском ущелье. В школьной библиотеке оформлен стенд памяти нашего земляка.

7 лет, как нет с нами Дениса.

Мы помним о нём и скорбим.

Он был замечательный парень

И сверстников очень любил.

 

Но изверги жизнь оборвали,

Как будто красивый цветок.

Домой похоронку прислали

В любимый его уголок.

 

У нас в посёлке чёрный день,

Российский флаг приспущен:

Погиб Дениска Тимашов,

И школьный класс распущен.

 

Стоит почётный караул

У цинкового гроба.

Рыдает мать его сидит

И весь народ рыдает,

А он лежит в своём гробу

И ничего не знает.

 

И вот гремит прощальный залп.

Прощай, Денис, прощай.

И ты, друг, не забудь его,

Могилку навещай.

 

За мужество его в бою

Получит орден мать.

Но матерям таких наград

Уж лучше б и не знать.

 

Это стихотворение написано нашей односельчанкой Тарасовой А.С. на седьмую годовщину гибели Дениса.

 

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

·         Зверосовхоз «Ладожский»,

·         ООО «Ладожское»

·         Центр «Гармония»,

·         ДСЮШ г.Питкяранта,

·         Музыкальная школа,

·         Рауталахтинская сельская библиотека,

·         Дом культуры д. Рауталахти,

·         Молодёжный центр «Сердоболь»,

·         Музей Северного Приладожья,

·         Экологический центр г. Сортавала,

·         Детский эколого-биологический центр им. К. Андреева,

·         Выставочный зал Кронида Гоголева,

·         Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы “Школа № 460 имени дважды Героя Советского Союза А.А. Головачёва”.

3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и мы считаем, что главная задача школы, главное назначение воспитания — сохранить и развить природные данные ребенка.

Задача нашей школы не просто передавать знания, но и открывать перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии ребенком те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым. Мы признаем  право каждого ребенка быть личностью, способной к   самоопределению, свободному выбору своего жизненного пути. Наша школа стремится воспитать у подрастающего поколения желание, стремление, готовность к трудовой, общественно полезной деятельности; гордости за свою Родину.

 

3.2.            Ценности школьной жизни

 

Мы считаем, что именно ученик является основной ценностью всей жизни школы, он источник вдохновения учителя.

Миссия школы состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для формирования образа успешного человека. Сознательное отношение к здоровью — путь к Успеху! Успешного в работе, квалифицированного и творческого работника должна подготовить современная школа. Мы помогаем детям взрастить потребность с каждым днем становиться лучше, научиться быть толерантными и общительными. Важной миссией школы является  удовлетворение образовательных потребностей учащихся; обучение и воспитание на основе базовых ценностей школы и всех субъектов образовательного процесса. Мы  воспитываем  творческих, свободно осуществляющих свой жизненный выбор личностей, адаптивных к любым изменениям в окружающей среде (социальной, природной), адекватно оценивающих свои способности и возможности в социальной и профессиональной жизни, стремящихся к вершинам жизненного успеха, в том числе профессионального, с целью их социальной и личностной реализации.

3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

Нет
3.4.            Традиции и ритуалы

 

В нашей школе уже традиционным является проведение коллективно-творческих дел (КТД). КТД представляет альтернативный подход к воспитанию  – творческое развитие  учеников во взаимодействии с учителем.

Основные КТД в нашей школе:

·         «Осенние игрища».

Ученики 5-9 классов делятся на две разновозрастные команды. Ребята сами готовят выступление по предложенной теме. Ученики начальной школы готовят концертные номера.  Традиционно на «Осенние игрища» приглашаются жители нашей деревни.

·         «Новогодний спектакль»

В начале декабря школа начинает готовится к новогоднему спектаклю. В театральной постановке принимают участие все ученики школы. В процесс подготовки включаются учителя и родители (рисуют декорации, шьют костюмы, подбирают музыку).

·         «День Здоровья»

7 апреля – Всемирный День Здоровья.  В этот день в нашей школе проводятся мероприятия, посвященные здоровому образу жизни. Традиционно ребята делятся на разновозрастные команды. День начинается с общешкольной зарядки, после которой проходит линейка, где каждая команда получает маршрутный лист. Начинается игра по станциям.

·         Патриотическая  игра «Зарница»

В школе большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Одной из форм работы является военно-патриотическая игра «Зарница», которая проходит в нашей школе каждый год. «Зарница» – это военно-спортивный праздник, который дает детям бурю эмоций в реализации индивидуальных навыков по начальной военной подготовке, наглядное представление имитации боевых действий. В ходе игры школьники 5-9 классов делятся на команды и соревнуются в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами. С помощью игры мальчишки и девчонки получают возможность проявить себя, стать организованным коллективом, получить полезные навыки в принятии правильного решения в экстремальных ситуациях, уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему и пополнить свои знания дополнительными сведениями об истории ВОВ.

Традиционно в нашей школе проводятся следующие мероприятия:

Общешкольные линейки: «День Знаний», «Трагедия в Беслане», «Последний звонок», «Линейка, посвященная память Дениса Тимашова»

День самоуправления,

концерт, посвящённый Дню учителя.

День матери.

Акция «Поздравь ветерана ВОВ»

Школьные соревнования по пионерболу.

«День здоровья»

Легкоатлетические кроссы: « Кросс Наций»,  «Золотая осень», кроссы, посвященные Дню Победы.

«Весёлые старты»

«Малые олимпийские игры»

Соревнования по стрельбе

«Турслет»

«Мусорный квест»

Субботники по уборке пришкольной территории.

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

Школа деревни Рауталахти – малокомплектная, сельская. В 2015-2016 учебном году в ней училось 42 ученика и работало 10 учителей. Результаты ОГЭ и Всероссийских проверочных работ показали, что качество обучения в сельской школе может быть очень высоким. Педагоги не стоят на месте, постоянно совершенствуются. В 2015-2016 учебном году мы работали над темой «Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов в образовательный процесс, как одно из условий повышения качества образования».

Цель работы: совершенствование профессиональной подготовленности и методического мастерствапедагогов как условия повышения качества образования.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

– повышение качества обучения учащихся за счёт введения ФГОС второго поколения;

– повышение квалификации педагогов.

В соответствии с поставленными целями и задачами работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:

·​ методическое обеспечение образовательного процесса;

·​ инновационная деятельность.

Методическое обеспечение образовательного процесса

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» одним из ключевых направлений развития общего образования определила повышение квалификации педагогических кадров. В рамках сельских школ сетевое взаимодействие является оптимальным условием для реализации этого направления.

Школа Рауталахти заключила  договора по сетевому с Ляскельским образовательным округом.

Координационным направлением работы МОУ ООШ д. Рауталахти стало «Формирование организации методического сопровождения в сетевом взаимодействии Ляскельского образовательного округа». Руководителем этого направления стала Белякова В.Е., заместитель директора школы д.Рауталахти.

Это направление было выбрано не случайно. В школе Рауталахти работают 10 учителей. 90% участвовали в конкурсах педагогического мастерства и становились победителями и лауреатами. 60% приняли участие в конкурсе «Учитель года» и победили в районном конкурсе. 3 учителя приняли участие в республиканском конкурсе «Учитель года». 2010 год – 2 место в республике, Савченко С.Г., 2015 год – 1 место в Республике Митрофанова Е.Н.. Она же финалист Всероссийского конкурса «Учитель года». Рауталахти – единственная школа в Ляскельском образовательном округе, где 3 педагога стали победителями конкурса для денежного поощрения в рамках ПНПО и стали лучшими учителями России. Естественно, у нас накоплен богатый опыт в этом направлении, и мы хотели поделиться им.

Чтобы повысить качество методической поддержки округа была выбрана тема работы на год: «Система внутреннего повышения квалификации как один из аспектов методической работы в условиях реализации ФГОС общего образования».

Согласно плана было проведено 4 семинара в школах Рауталахти, Хийденсельга, Харлу и Ляскеля.

Были использованы традиционные формы работы с педагогическими кадрами.

1.​ Межшкольные научно-практические семинары

“Как победить в профессиональном конкурсе”,
“Из опыта участия в профессиональном конкурсе”,

“Технологическая карта урока как инструмент управления образовательным процессом”

.”Мастер-класс как способ передачи педагогического опыта”

«Фестиваль педагогических идей»

2.​ Открытые уроки учителей
Савченко Светлана Геннадьевна – открытый урок русского языка в 6 классе.
Сотина Людмила Валентиновна – открытый урок русского языка, 4 кл., учитель МОУ ООШ д.Хийденсельга
Соболевская Ольга Петровна – открытый урок окружающего мира, 3 кл., учитель МОУ ООШ д.Хийденсельга

3.​ Большое значение мы придали использованию инновационных, интерактивных форм работы
Учителя дали мастер-классы. Митрофанова Елена Николаевна – мастер-класс «Использование карельской литературы на уроках ОРКСЭ»
Макарова Анастасия Александровна – Мастер-класс «Интерактивные технологии и приемы ТРИЗ на уроках английского языка», учитель английского языка МОУ ООШ п.Харлу
Герасимова Наталья Евгеньевна, Хотемова Виталия Николаевна, учителя начальной школы МОУ ООШ п.Харлу – Мастер-класс «Методы и приемы работы на этапе рефлексии в начальной школе».

Мы увидели целую палитру открытых уроков, мастер-классов. Учителя поделились своими идеями, наработками, опытом.

Модель сетевой организации методической работы помогает использовать профессиональные возможности и интеллектуальный потенциал педагогов из разных образовательных учреждений для взаимного обучения, обмена опытом, развивать компетенции, связанные с формированием способности постоянного самообразования, осуществлять распространение лучшего педагогического опыта, повышать готовность учителей к участию в профессиональных конкурсах.

Сетевое взаимодействие способствовало созданию профессиональных контактов, рефлексивной среды.

В качестве положительных моментов в нашей совместной деятельности хочется отметить, что план выполнен полностью. Радует позитивное отношение администраций школ Рауталахти, Хийденсельга, Харлу, Ляскеля к нашему совместному сотрудничеству, радушный прием и хорошую подготовку к проведению мероприятий.

 

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Межрегиональный проект по патриотическому воспитанию «А зори здесь тихие…XXI век »

МОУ ООШ д. Рауталахти заключила договор со школой № 460 им. Дважды Героя Советского Союза А.А.Головачева города Москвы, директором которой является выпускница нашей школы Голубева О.В.

В рамках этого договора в ноябре 2015 года учителя и ученики нашей школы приняли участие в межрегиональной конференции «Образование 3.0». Пленарное заседание, мастер-классы, экскурсии и многое другое. Все это помогло повысить квалификацию педагогов и расширить кругозор учащихся.

В марте 2016 года 9 учителей школы приняли участие в межрегиональном конкурсе методических разработок «Новая школа – новый урок».

Инновацией стала разработка и проведение межрегионального проекта «А зори здесь тихие. 21век» по патриотическому воспитанию.

Патриотическое направление – актуальная тема.

Изучение истории родной земли, Отечества, его боевых и культурных традиций всегда являлось важным направлением в воспитании чувства любви к Родине, в воспитании гражданина. Особая роль принадлежала изучению военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщалось к ратному подвигу народа, училось на героических примерах великих предков беззаветному служению Отечеству.

Произошедшее в последние годы значительное усложнение геополитической ситуации, появление и расширение зон социально-политической нестабильности, вооруженных конфликтов вблизи границ Российской Федерации определило качественно новый уровень требований к процессу патриотического воспитания российских граждан. Забота о патриотическом воспитании подростков приобрела сегодня актуальное значение.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую Родину, активную гражданскую позицию. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность образовательной организации по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.

Школа деревни Рауталахти – сельская, малокомплектная. Дети в сельской школе особенные. Их немного, поэтому они более дружные, сплоченные, внимательные друг к другу, гостеприимные. Есть и другие особенности, связанные с условиями жизни на селе, – мы оторваны от культурных и образовательных центров. Все это заставляет искать новые формы и методы работы. Несколько лет назад школа стала социокультурным центром деревни. Теперь школа объединяет не только разные организации (детский сад, дом культуры, сельскую библиотеку), но и людей разного возраста, берет на себя функции просвещения и дополнительного образования.

В целях реализации государственной политики в сфере патриотического воспитания МОУ ООШ д. Рауталахти определяет цели и задачи развития патриотического воспитания; организует и проводит мероприятия, направленные на патриотическое воспитание обучающихся. В школе создана эффективная система работы по патриотическому воспитанию. Проводятся классные часы, читательские конференции, исследовательская деятельность, интеллектуальные игры, акции, кросс, военно-патриотические игры, фестивали военно-патриотических песен, стихов, концерты, смотры строевой подготовки, уроки мужества, занятия краеведческого кружка. Ежегодно проходит Вахта памяти в честь героя-десантника, выпускника школы, погибшего в Аргунском ущелье в Чечне. Работа по патриотическому воспитанию активизирует лучшие качества учащихся, побуждает их к образовательной деятельности, существенно повышает личностный потенциал и гражданские качества.

Яркими результатами работы школы являются ежегодные победы учащихся в военно-спортивной игре «Зарница», выступление старшеклассников на Общероссийских юношеских военно-патриотических чтениях «Вспомним всех поименно» в г. Пскове.

МОУ ООШ д. Рауталахти имеет опыт организации и проведения военно-спортивной игры «Зарница». Некоторые мероприятия в рамках игры проводятся в спортивном зале школы, основная же часть «Зарницы» проходит на открытой площадке, где дети развивают физическую силу, умение действовать в команде, знакомятся с таким понятием, как взаимовыручка. Особенно интересны детям мероприятия, проводимые в лесу и на берегу Ладожского озера. Республика Карелия – один из редких уголков на земле, где еще сохранилась природа в своем первозданном виде. Это край удивительной северной красоты, бескрайних лесов, прозрачных озер и суровых скал. Здесь чистейшая прозрачная вода, чистый, свежий целебный воздух.

В годы советско-финской и Великой Отечественной войны на территории района проходили кровопролитные бои. Многие жители Карелии, до конца выполняя свой долг, пали в боях за свободу и независимость Родины Многочисленные памятники и братские могилы в Долине смерти свидетельствуют о подвиге карельского народа.

Мы решили, что деревня Рауталахти – прекрасное место для проведения мероприятий патриотической направленности для детей.

Идея проекта заключалась в объединении подростков в единую коллективно-творческую деятельность патриотической направленности, в которой приняли участие обучающиеся сельской школы и образовательной организации города Москвы.

Цели проекта:

1.​ Обеспечение необходимых условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, гордости за исторические и современные достижения страны и ее граждан, готовности граждан к защите Родины.

1.​ Укрепление чувства сопричастности граждан к истории и культуре России.

1.​ Сближение сельских и городских обучающихся и взаимодействие ученических и педагогических коллективов.

Задачи:

1.​ Утверждение в сознании обучающихся патриотических взглядов и убеждений, формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, сохранение памяти о подвигах защитников Отечества.

1.​ Активизация интереса к изучению истории России.

2.​ Развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения к символам, историческим святыням и памятникам Отечества.

3.​ Развитие спортивно-патриотического воспитания.

4.​ Развитие активного взаимодействия сельских и городских школ в сфере патриотического воспитания.

Ожидаемые результаты:

1.​ Возрождение духовных ценностей, патриотического сознания обучающихся.

2.​ Повышение интереса подростков к изучению истории своей страны.

3.​ Упрочение дружбы сельских и городских школ.

Участниками проекта стали обучающиеся 1-9 классов МОУ ООШ д. Рауталахти и 5-9 классов школы №460 г. Москвы.

Реализация проекта началась с определения руководителей проекта. Ими стали Белякова В.Е., Рауталахти и Сиверченко О.В., директор школы № 460 г. Москвы. И непосредственно написание проекта.

Первой попыткой сетевого взаимодействия со школой № 460 г. Москвы по патриотическому воспитанию стало проведение телемоста ко Дню народного единства 4 ноября 2015 г. Это был прекрасный опыт. Мы научились организации телемоста. Учащиеся немного познакомились. Мы все поняли, что сумеем реализовать проект по патриотическому воспитанию.

Работа закипела. Начиная с января 2016 г. работа педагогического коллектива школы была направлена на реализацию проекта.

Провели педсовет, обсудили и утвердили проект. По предварительным расчетам это был дорогостоящий проект. В самой школе естественно таких денег нет.

Пришлось обращаться за помощью в различные организации: в Управление образованием Питкярантского района, в администрацию Главы Питкярантского района, в военкомат Олонецкого района, в Министерство образования РК, в Министерство культуры РК, в Министерство физкультуры и спорта РК, в Общественную палату РК. Таким образом, мы дошли до Аппарата Президента Российской Федерации. Но в финансировании нам везде было отказано. Соглашались оказать моральную поддержку и дать советы.

Обратились за помощью в 2 детско-юношеских центра спорта и туризма г. Петрозаводска по проведению игры «Зарница», сразу согласились, но за несколько дней до начала проекта отказали.

Но мы не опустили руки. Постарались многое сделать сами. Неоценимую финансовую помощь оказала нам школа №460 г. Москвы, московские участники проекта и ее директор Сиверченко О.В. без их помощи проект невозможно было бы осуществить. В общей сложности мероприятия обошлись почти в 300 тысяч рублей.

Кроме того, мы нашли заинтересованных людей и организации. Одним из таких помощником стал Махнёв Николай Аркадьевич, редактор сайта Институт воспитания строителей страны!
Исполнительный директор проекта “Электронная энциклопедия сельских школ России”. Именно он предложил название проекта «А зори здесь тихие». Николай Аркадьевич сотрудничал с нами постоянно, даже выходил на многостороннюю связь в Скайп, где 4 организации решали поставленные задачи: школа Рауталахти, школа № 460 города Москвы, зам главы по социальным вопросам Баранов Роман Сергеевич и директор сайта «Электронная энциклопедия сельских школ России» Махнев Н.А. Николай Аркадьевич дал очень много дельных советов по организации проекта. С его подачи была сшита форма военных лет для участников проекта, что придало мероприятиям совершенно неповторимый колорит.

В Рауталахти по проекту приехало 38 человек из Москвы. 32 ученика 5-9 классов и 6 педагогов. Нужно было их разместить, положить спать, накормить, организовать мероприятия. Мы обратились за помощью в церковь деревни Рауталахти, к местным жителям. Нам было предоставлено 40 матрасов, 40 комплектов постельного белья. Неоценимую услугу оказал нам поисковый отряд «Ладога», который помог организовать военно-патриотическую игру «Зарница». Экскурсию по местам боевой славы провел бесплатно музей им. Себина. Полевую кухню предоставила школа поселка Ляскеля. Нашли мы и повара для полевой кухни – директора центра культуры, спорта и туризма Литвинову Наталью.

4 мая 2016 года в  школе д. Рауталахти Питкярантского района стартовал межрегиональный проект “А зори здесь тихие”, приуроченный к Году кино в РФ и посвященный Дню победы. Участниками проекта стали МОУ ООШ д. Рауталахти и ГБОУ Школа №460 г. Москвы. Проект получил большую огласку и поддержку не только в Карелии, но и в России. В программу вошло большое количество мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

День начался со встречи гостей в г. Петрозаводске. Московские гости и учащиеся и педагоги Рауталахти были приглашены в Зал Благородного собрания Национального Музея Республики Карелия.

Вместе с Первым заместителем Министра культуры Республики Карелия Юлией Алиповой, начальником управления по туризму Екатериной Биктимировой, директором Школы № 460 Ольгой Сиверченко Владимир Сергеевич Головачев вручил дипломы участникам Межрегионального проекта “А зори здесь тихие”. Имя его прадеда носит школа города Москвы.

Днем в школе деревни Рауталахти состоялась конференция – “Наша родина – великая Россия”. Гостей и участников проекта приветствовали руководители проекта Белякова В.Е. и Сиверченко О.В., заместитель главы района по социальным вопросам Роман Сергеевич Баранов и начальник управления образованием Питкярантского района Плетнева Елена Илмариевна. Проект поддержала Общественная палата Республики Карелия и Аппарат Президента Российской Федерации. Они прислали приветственные письма участникам проекта.

Затем начался, фестиваль патриотической песни, где прозвучало много знакомых песен, которые участники пели вместе.

2 день проекта – 5 мая – проект “А зори здесь тихие”

День начался с литературных чтений по повести Б.Васильева “А зори здесь тихие”, которые провела учитель русского языка и литературы Журавлева Д.А. Участники проекта читали выдержки из повести, отвечали на вопросы, участвовали в викторине, зачитывали мини-сочинения, смотрели фрагменты из одноименного фильма “А зори здесь тихие” С.Ростоцкого. В.Е.Белякова – свидетель съемок фильма, поделилась воспоминаниями о том прекрасном моменте в ее жизни.

Затем все участники проекта дружно отправились на место съемок фильма в п. Рускеала Сортавальского района.

Далее состоялась встреча с пограничным отрядом в п. Вяртсиля. Пограничники провели игру по спортивному ориентированию.

Все очень устали, но были довольны.

3 день проекта – 6 мая. День начался с посещения Креста скорби, где участники проекта возложили гирлянду славы. Почетный караул  и все участники торжественно выстроились вокруг памятника. Читали стихи. Слушали экскурсовода о событиях военного времени. Затем посетили места боев, линию Маннергейма, могилу отца первой женщины – космонавта в.В.Терешковой. Вахта памяти закончилась на мемориале, где ребята вновь возложили гирлянду славы, почтили память героев, погибших за нашу Родину, прочитали стихи. Мероприятия прошли в очень торжественной обстановке, повлияли на чувства и эмоции подростков и взрослых.

Затем все дружно отправились на место проведения военно-патриотической игры “Зарница”, организатором которой стал преподаватель ОБЖ Андрей Анатольевич Иляхин. Игра состоялась на берегу живописного лесного озера. Большую помощь в организации игры оказал поисковый отряд “Ладога” из г. Сортавала. Участники с удовольствием пообедали гречей с тушенкой из полевой кухни и отправились на этапы соревнований. Участников игры приветствовали Первый заместитель Главы Администрации Питкярантского муниципального района Трошин Дмитрий Юрьевич и начальник управления образованием Питкярантского муниципального района Плетнева Елена Илмариевна. Прекрасное настроение и чудесная погода способствовали проведению мероприятий на высоком уровне. Мы многому научились друг у друга.  Московские учащиеся научились играть в игру  “Зарница”, а ученики школы д. Рауталахти увидели, как нужно организовывать посещение памятников и мемориалов. Все устали, но были просто счастливы. 6 мая – самый яркий и запоминающийся день.

Вечером провели торжественное закрытие проекта. Ребята совместно с учителями проекта выполнили групповую работу – боевой листок.  Участникам вручили сертификаты. На берегу Ладожского озера всех ждал костер дружбы и запуск в небо фонариков. Общим желанием московских детей было желание – вернуться в Карелию вновь. Гостеприимная школа д. Рауталахти, прекрасные пейзажи, великолепная погода, замечательная организация мероприятий – вот как оценили москвичи все увиденное. Долго будет Карелия сниться!!!

7 мая – заключительный день проекта “А зори здесь тихие”. У все участников тихая грусть – мы расстаемся. Дети и взрослые привыкли друг к другу, подружились. В последний день проекта участники посетили город Сортавала и Горный парк в п. Рускеала.  Экскурсии для  ребят проводили ведущие специалисты спелеологии и карстоведения, организатором экскурсионной программы стал секретарь Санкт-Петербургского отделения Русского географического общества Антон Юшко. Образовательный и воспитательный потенциал этих мероприятий переоценить просто невозможно! Ребята получили возможность задать самые сложные и волнующие их вопросы по геологии, спелеологии, географии региона людям, влюбленным в свою науку! Они заразили нас своим энтузиазмом, и мы уже полны новых идей!

Работа по проекту продолжается. 9 июня 2016 года Белякова В.Е. была приглашена в Общественную палату Российской Федерации в г. Москве, где велся обстоятельный разговор о продолжении проекта и выделении Гранта на его реализацию.

В октябре 2016 г. учащиеся 5-9 классов и педагогический коллектив школы Рауталахти на неделю ездили в Москву для участия в форуме «Патриоты России. 21 век»

 

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Ученический совет
3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

 
4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа На северо-западе России в республике Карелия в Питкярантском районе можно отыскать деревню Рауталахти.  Деревня находится на трассе федерального значения А – 121 между городом Питкяранта и городом Сортавала. Расстояние до районного центра г.Питкяранта составляет 45 км, а до г.Сортавала – 25 км.

Деревня Рауталахти расположилась на берегу Ладожского озера, самого большого озера в Европе, красота которого очаровывала, завораживала и вдохновляла на творчество художников, писателей, композиторов.

Рауталахти в переводе с финского означает «железный залив». Нет, железную руду здесь не добывают и раньше не добывали. Название деревни связано с тем, что на дне залива можно было отыскать небольшие по размеру кусочки железной руды, которые называли «монеты водяного». Но всё-таки в основу названия лёг тот факт, что именно сюда, на берег Ладоги

из посёлка Вяртсиля доставляли железную руду, грузили её на баржи и отправляли по назначению. С тех пор сохранилась железная дорога, которая уходит на несколько метров вглубь залива.

Если бы у деревни Рауталахти был свой герб, то на нём непременно был бы изображён пушистый зверёк. В 1946 году в поселке Рауталахти (тогда это был поселок, а не деревня) возник звероводческий совхоз «Ладожский». Тогда из старейших карельских зверосовхозов Повенецкого и Таунанского доставили 700 голов темно-коричневой норки. В 1957 году в зверосовхозе появилась цветная норка «пастель». А ещё через пять лет – и серебристо-голубая. Песец в хозяйство завезён в 1954 году из зверосовхоза «Кольский». В дальнейшем появились и черно-бурые лисы. Многие годы совхоз нёс убытки, но вскоре ситуация изменилась к лучшему. Благодаря правильному постоянному уходу за зверьками повысилось качество пушнины, и уже в 1967 году зверосовхоз работал прибыльно. К сожалению, в трудные 90-е годы звероводческое хозяйство разорилось и прекратило свою деятельность.

В настоящее время в Рауталахти проживает 400 человек (а когда-то было 600). В деревне функционируют магазин, школа, детский сад, почта, федьдшерско-акушерский пункт, пилорама,  котельная, автозаправочная станция, база отдыха, форелеводческое хозяйство.

Визитной карточкой Рауталахти является, конечно же, удивительная по красоте  природа! Лес, скалы, вода! Можно прокатиться на лодке по Ладожским шхерам, полюбоваться островами в заливе. Ближайший остров – остров Любви, где могут уединиться влюбленные пары. Рядом находится Козлиный остров, где когда-то пасли коз и овец. С берега виден остров Цветов (название говорит само за себя), Чайкино, Второй и Третий камень. Западнее деревни расположился полуостров, где местные жители любят собирать грибы, купаться и загорать, просто посидеть у костра.

Вокруг Рауталахти множество лесных озер: Карасёво, где водятся караси, Восьмёрка, которое своими очертаниями напоминает цифру 8, Бомбино, Дощатое, Первое, Второе, Третье озёра. Все они богаты рыбой. Озёра появились благодаря деятельности ледника, а некоторые – в результате землетрясений.

Среди местных жителей ходит легенда о корабле-призраке под № 666. Этот корабль забирает живых людей, которые потерпели кораблекрушение или перевернулись на лодке по какой-то причине. На корабле очень холодно и мрачно, но спрыгнуть с корабля нет никаких сил.

С севера Рауталахти опоясывают скалы, покрытые в основном хвойными лесами, богатыми ягодами и грибами.

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Школа занимает особое положение в структуре села – это гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и экономическое, поэтому школа д. Рауталахти  разворачивает свою образовательную деятельность в социуме, оказывает со­циально-педагогические услуги различ­ным категориям сельского населения, инициирует создание сельских сооб­ществ для совместного решения наибо­лее острых социально-культурных про­блем деревни.

Наша школа находится в 45 км от районного центра, и это не позволяет в полной мере удовлетворить интеллектуальные, культурные, спортивные потребности. Поэтому надёжными социальными партнёрами для нас стали МУК «Радуга» Дом культуры д.Рауталахти, МКУ «Центр культуры, спорта и туризма» библиотека д. Рауталахти, МДОУ № 19 детский сад «Рябинка» д. Рауталахти. Педагоги и ученики нашей школы активно участвуют в мероприятиях, проводимых работниками Дома культуры и сельской библиотеки. Совместные мероприятия становятся более зрелищными с использованием мультимедийных проектов, подготовленных работниками школы. Давно сложилась система работы школа – детский сад. Учителя начальной школы заранее знают, какие дети придут к ним в первый класс, посещают занятия подготовительной группы, родительские собрания. Такая система работы позволяет детям быстрее привыкнуть к смене деятельности, новым педагогам. Традиционным стало участие наших учащихся в  праздниках, проводимых для воспитанников детского сада.

В целях организации  досуга детей младшего и среднего школьного возраста школа приняла участие в международном проекте «Городок детства». Проект «Городок» является приоритетным направлением «Организация детской площадки» программы местного развития «Благоустройство территории». Результатом проекта стала установка детского спортивного комплекса, где дети могут играть и заниматься спортом.

С целью улучшения санитарно-экологической обстановки в поселке и привлечения внимания жителей посёлка к проблеме санитарного состояния мест общественного отдыха школа д. Рауталахти проводит акции «Чистый посёлок» и «Чистые берега». Труд ребят вызывает положительный отклик у жителей поселка.

Мы воспитываем  в наших учениках патриотизм, уважительное отношение к старшему поколению, к ветеранам войны и труда,  становимся организаторами добровольческой акции «Цветы ветерану».

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Друзья и партнёры школы:

– Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет»

– КРОПО «Учитель Республики Карелия»

– ГАОУ «Петрозаводский педагогический колледж»

ГБОУ ДОД РЦРТ ДиЮ «Ровесник»,  г. Петрозаводск

·         – Детский эколого-биологический центр им. К. Андреева

– Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы “Школа № 460 имени дважды Героя Советского Союза А.А. Головачёва”

– МКУ «Центр культуры, спорта и туризма» библиотека д. Рауталахти

– МУК «Радуга» Дом культуры д.Рауталахти

– ГБОУ Республиканский центр детского и юношеского туризма» г. Петрозаводск

– МБОУ ДОД “ДМШ г. Питкяранта” (филиал в п. Ляскеля)

– МБОУ ДОД Сортавальского муниципального района Республики Карелия  Центр развития творчества детей и юношества (Хореографический ансамбль «Настроение»)

– Муниципальное учреждение культуры «Питкярантский городской краеведческий музей им. В.Ф. Себина»

– Муниципальное казенное учреждение культуры «Региональный музей Северного Приладожья»

– Музей Кронида Гоголева в городе Сортавала.

– Молодёжный центр «Сердоболь» г. Сортавала

Благотворители:

– ООО «Раутасари»

– КПК «КС Лукошко»

– ООО «Охотничье хозяйство «Чёрные камни»

– АЗС д.Рауталахти ООО «Альфа Ойл»

5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Сапелкина Татьяна Владимировна в конце 80-х закончила Рауталахтинскую основную школу. После её окончания поступила в Педагогическое училище и уже в 1994 году вернулась в родную школу в качестве учителя начальных классов. В маленькой школе учителю приходиться быть учителем широкой квалификации, поэтому и Татьяне Владимировне пришлось поработать в среднем звене, преподавая математику, русский язык и историю в 5-6 классах, а также поработать библиотекарем школьной библиотеки. И только в 2000 году она приняла своих первых первоклассников. Это был первый и удачный опыт. В 2002 году Татьяна Владимировна приняла участие в районном конкурсе «Учитель года», на котором заняла 2-е место. В том же году она поступила в КГПУ для получения высшего образования. В 2004 году наша школа стала малокомплектной. Это был новый опыт, ведь теперь одновременно пришлось обучать 2 и 4 классы. В этом же году пришлось осваивать новую специальность – учитель изобразительного искусства. С 2009 года Татьяна Владимировна является администратором школьного сайта. В 2010 году под её руководством сайт стал победителем муниципального, а затем и  республиканского конкурса сайтов ОУ в номинации «Сельская школа». В этом же году стала победителем Всероссийских конкурсов «Педагогические инновации» и «1001 идея нестандартного занятия с детьми». По итогам последнего конкурса был выпущен сборник, в который вошла работа Татьяны Владимировны. В последние годы пришлось осваивать инклюзивное образование, так как в классах наряду с другими детьми стали обучаться дети с задержкой развития. Несмотря на сложности, Татьяна Владимировна старается работать и с одарёнными детьми. Её ученики многократно становились победителями и призёрами интеллектуальных и творческих конкурсов муниципального, республиканского, всероссийского и международного уровней.

 

        Парамонова Татьяна Павловна приехала летом 1982 года из Беломорского района, где уже проработала 7 лет, и начала работать директором нашей школы и учителем математики. Школа была далеко от посёлка, не соответствовала требованиям того времени. Детей было много, места – мало. Деревне нужна была новая школа и Татьяна Павловна стала собирать документы,  необходимые для строительства нового учебного заведения. Представители ГОРОНО и директор з/с «Ладожский» Молчун Н.И. оказывали ей всяческую поддержку.

В  1991 году началось строительство долгожданной школы. Это была большая радость для всех жителей деревни.

В 1996 году сопровождала четверых выпускников школы с их родителями на вступительные экзамены в лицейские классы при педучилище №1 г. Петрозаводск. Это было началом очередной мощной волны наших выпускников – студентов педучилища – нынешних педагогов.

За годы работы Татьяна Павловна неоднократно награждалась грамотами за хорошую работу, имеет звание «Отличник народного образования» и медаль «Профессионал России».

Все годы работы старалась не только дать ученикам знания по математике, но и помочь советом, оказать  при необходимости дружескую поддержку.

Савченко Светлана Геннадьевна
Савченко С.Г., окончив КГПИ в 1990 году, приехала в деревню Рауталахти по распределению учителем начальных классов, кем и работала до 2004 года. Школа стала малокомплектной. Светлане Геннадьевне пришлось осваивать новую специальность-учитель русского языка и литературы и музыки в основной школе. Светлана Геннадьевна – талантливый и творческий учитель. В 2010 году она приняла участие в муниципальном конкурсе «Учитель года» и стала победителем. В этом же году она стала Лауреатом республиканского конкурса «Учитель года Карелии-2010» и обладателем медали «Призер педагогической олимпиады 2010». В 2012 году  получила звание «Лауреат года Питкярантского муниципального района». 2015 год для учителя тоже был знаменательный. Светлана Геннадьевна стала победителем ПНПО. С 2012 года учитель является Членом КРОПО «Учитель Республики Карелия». Ее ученики в разные годы становились победителями различных творческих конкурсов, таких как «Зажги звезду», «Маленькие звездочки», «Глагол», «Живая классика».

 

Митрофанова Елена Николаевна – выпускница Рауталахтинской основной школы. В 1987 году с отличием закончила Боровичское педагогическое  училище и вернулась в родную школу. Работает в МОУ ООШ д.Рауталахти учителем истории, предметов «Моя Карелия», «Основы религиозных культур и светской этики» уже 15 лет.

Имеет дополнительную нагрузку: школьный библиотекарь, руководство кружком «Мой край».

Елена Николаевна – креативный учитель.  Она участвовала в  муниципальном  конкурсе «Учитель года -2015» и победила. Стала победителем республиканского конкурса «Учитель года-2015» и финалистом заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-2015».  В конкурсе «Самый классный классный»  Елена Николаевна -Лауреат муниципального конкурса, а также является Лауреатом муниципального конкурса пединициатив.

Митрофанова Е.Н. за свой труд награждена Почетными Грамотами  Администрации Питкярантского муниципального района Республики Карелия и Министерства образования Республики Карелия. Учитель пользуется большим  авторитетом у коллег и учащихся.

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Белякова Валентина Евгеньевна, учитель английского языка, пришла работать в Рауталахтинскую школу в 1979 году после окончания факультета иностранных языков Карельского государственного педагогического института. С тех пор всю свою жизнь посвятила сельской школе. В 1985 году стала директором школы, а через несколько лет заместителем директора. В этой должности работает до сих пор. Валентина Евгеньевна – целеустремленный человек, добивающийся успехов. Первая в районе начала заниматься исследовательской деятельностью с учащимися. Ее ученики стали победителями первого республиканского конкурса исследовательских работ по теме: «Нарушение прав человека в советский период истории».

По ее стопам пошла дочь Сиверченко Ольга Вадимовна, которая закончила Рауталахтинскую школу и стала педагогом. В настоящее время Ольга Вадимовна – директор ГБОУ №460 г. Москвы.

Благодаря усилиям Ольги Вадимовны и Валентины Евгеньевны в школе д. Рауталахти запущен межрегиональный проект «А зори здесь тихие…XXI век». Несмотря на то, что Ольга Вадимовна уехала из Карелии, она продолжает трудиться на благо своей малой родины.

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Корсакова Татьяна, выпускница 1994 г.

В настоящее время я проживаю в Санкт-Петербурге, работаю в фирме «Группа компаний «Сладкая сказка» по специальности ведущий менеджер, специалист по работе с ключевыми клиентами.

Закончила заочно  Университет сервиса и экономики СПбГУСЭ  факультет экономики и управления на предприятии.

«Школу свою вспоминаю всегда с благодарностью. Хочу выразить свою признательность всем учителям за полученные знания, душевную щедрость, за их кропотливый труд. Они научили нас глубоко мыслить, преодолевать трудности, добиваться великолепных результатов. Благодаря этому мы достойно и уверенно идем по жизненному пути.

А ученикам хочу пожелать самое главное – учиться, т.к. знания – это ваша ступенька в большую жизнь. Уважайте своих учителей – они этого достойны».

Гравченкова (Минина) Ольга, выпускница 1994 г.

Рауталахтинскую неполную среднюю школу я окончила в 1994 году. Именно школа помогла мне определиться с выбором будущей профессии. В 2001 году я окончила Карельский государственный педагогический университет, где мне была присвоена квалификация – учитель географии.

Затем продолжила обучение в Центре непрерывного образования кадров по программе «Менеджмент в туризме» и в 2002 году получила диплом. Сегодня я работаю менеджером в туристическом агентстве.

«Как можно забыть школьные годы! Это самая замечательная пора! Стоит только на миг представить себя учеником, и ты видишь перед собой любимых учителей, радостных школьников, удивительные дела, мероприятия, внеклассные занятия. Самыми интересными для нас были – школьные вечера! Мы с энтузиазмом готовили шутки, сценки, песни; проигрывая или побеждая, мы оставались веселыми и добрыми детьми. Во всем и всегда нас поддерживала Татьяна Павловна Парамонова – наш дорогой и любимый классный руководитель. Очень запомнились увлекательные уроки географии, которые вёл Сидоров Виктор Дмитриевич. Незабываемыми остались поездки в лагерь «Юный педагог», которые организовывал Иляхин Андрей Анатольевич – учитель черчения. Именно в «Юном педагоге» я решила поступать в КГПУ и завела друзей, с которыми до сих пор поддерживаю отношения. От всего сердца хочется выразить огромную благодарность всем учителям за их чуткость, внимательность, проявленную к нам заботу, терпение, понимание и за их нелегкий труд. Спасибо родная школа!
Ученикам, которые сейчас обучаются в Рауталахтинской школе, хочу пожелать – ставьте перед собой достойные цели и добивайтесь их!»

Королева Виктория, выпускница 2001 г.

После окончания школы поступила в Петрозаводский педагогический колледж, где получила среднее образование. Затем пришла пора получать профессию, в выборе которой я не сомневалась: в детстве любила играть с подружками в так называемую школу, где мы были и учителями, и учениками, поэтому выбор профессии был сделан уже в эти годы.

В 2008 г. окончила Карельский государственный педагогический университет по специальности «Учитель русского языка и литературы».

«И вот, когда диплом был уже получен, оставалось определиться с работой. И все-таки я стала учителем! Тяга к обучению прижилась с детских лет. Могу сказать с позиции учителя, что нет ничего лучше, чем каждый день видеть заинтересованный взгляд учеников и понимать, что твой предмет им необходим!

Считаю, что школьная жизнь была самым ярким моментом в нашей жизни. Учителя воспитали в нас Личность! Именно благодаря Вам, Вашим стараниям мы смогли определиться в жизни!

Хочется сказать отдельное спасибо учителю русского языка и литературы Колупаниной Валентине Степановне за то, что она привила любовь к родному языку. Уроки литературы тоже не прошли бесследно, именно на них мы спорили, высказывали свою точку зрения и делали свой выбор.

Хочу пожелать Учителям творческих успехов, терпения и добросовестных учеников!»

Корсаков Михаил, выпускник 1995 года.

На данный момент я работаю на железной дороге, на станции Вяртсиля в должности приемщика поездов. В 1997 году поступил в Сортавальский торгово-экономический техникум и закончил его в 1999 году по специальности товаровед. Отработав в торговле 2 года, я ушел на железную дорогу, где и продолжаю работать по сей день. В 2006 году поступил в Петрозаводский колледж железнодорожного транспорта на заочное отделение по специальности «Организация движения и управления на железнодорожном транспорте», где и продолжаю учиться на 6 курсе.

«О школе у меня остались самые теплые воспоминания. Как удивительно все в нашей жизни! Много лет назад мы так стремились скорее закончить школу, нам хотелось быть взрослыми…  Ведь к взрослым не пристают эти вредные учителя с домашними заданиями, им не надо решать задачки и отвечать у доски. И только когда покинул эти стены, понимаешь, что это счастливое, беззаботное время не повторится больше никогда. И «вредные» учителя – это прекрасные люди, о которых ты вспоминаешь с теплотой и благодарностью и всегда рад встрече с ними. Тогда, давно, я не задумывался, что будет впереди. Мне очень хочется пожелать, чтобы не прерывался этот круг – и наши дети приводили сюда своих детей. Чтобы школа гордилась своими учениками, а ученики – своей школой. Дорогим нашим учителям – терпения и сил в их очень нелегкой работе.»

Иляхин Дмитрий, выпускник 2010 г.

студент Санкт Петербургского колледжа информатизации и управления

«Я окончил  Санкт – Петербургский колледже информатизации и управления по специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети». Учиться мне нравилось, хотя иногда было сложно.

Я понял, что в школе нам дали хорошее образование, мне пригодились эти знания, и особенно пригодилось умение находить нужную информацию и выбирать главное. Спасибо учителям, я желаю им хороших учеников и достойной зарплаты».

Митрофанов Николай, выпускник 2004 года.

«После окончания Рауталахтинской школы я успешно сдал экзамены в Санкт-Петербургскую школу электроники, благодаря тем крепким и прочным знаниям, которые получил в родной школе. По окончании СПИШЭ я поступил в Псковский политехнический институт и окончил его.

Ребятам, которые хотят поступать в политехнический институт, советую особенно обратить внимание на математику и физику».

 

 

 

Информация подготовлена и предоставлена:  Белякова В.Е., Парамонова Т.П., Иляхин А.А., Сапелкина Т.В., Иляхина Т.Д., Журавлева Д.А., Митрофанова Е.Н., Савченко С.Г., Галченко Е.В., Михалап О.В.