МОУ СОШ д.Бобья-Уча Малопургинского района

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.      Полное название школы

 

МОУ СОШ д.Бобья-Уча Малопургинского района Удмуртской республики (со структурным подразделением Детский сад «Зангари» д. Бобья-Уча)

 

1.2.      Ф.И.О. директора школы

 

Сорокина Светлана Анатольевна
1.3.      Почтовый адрес

 

427825 , Удмуртская республика , Малопургинский район, деревня Бобья-Уча , ул. Азина,27
1.4.      Телефон

 

8(34138) 4-37-39
1.5.      Сайт

 

https://ciur.ru/mpg/mpg_sbu/default.aspx
1.6.      Электронный адрес

 

edeigurtschool@yandex.ru
1.7.          Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

Всего обучающихся – 107.

В 1 ступени – 37

Во 2 ступени – 59

В 3 ступени — 11

1.8.          Количество педагогов, их образование и квалификация

 

24 учителя , 5 воспитателей.

6 –с высшей категорией, 15 – с первой категорией.

1.9.          Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

https://ciur.ru/mpg/mpg_sbu/default.aspx
1.10.       Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Помещение и его состояние

—          учебное здание основное на 320 мест, площадь 1873,24 кв. м., год построения 1971, капитального ремонта не было;

—     мастерская (бревенчатая), площадь 63,5 кв. м. год построения 1976;

—          склад железный, площадь 80 кв.м, год построения 1987;

—          склад деревянный, площадь 40 кв.м, год построения 1985;

—          овощехранилище, площадь 28 кв.м, год построения 1995;

Столовая на 100 посадочных мест. 100% охват горячим питанием.

Спортивный  зал: спортивный зал площадью 145,4 кв.м

Пришкольная территория 5,69 га

Спортивные сооружения и площадки

—          спортивная площадка площадью 7200 кв. м.;

В школе имеется:

—          учебно-опытный участок 0,8 га.;

—          теплица площадью 8 кв. м.;

—          пришкольный участок 3,49 га.

2. История школы: основные вехи

 

2.1.          Дата основания школы

 

1911, стала средней в 1976 году.
2.2.          Обстоятельства создания школы

 

Впервые на территории деревни Бобья-Уча школа построена в 1911 году на средства земства (ныне на месте дома Кузьмина Н.К.).

Документ составил в 1927 году 1 апреля

заведующий Бобья-Учинской школой А. Воронцов:

«Квартиры учителей и общежития учеников нет при школе, учителя живут в частных квартирах. Бобья-Учинская школа построена в 1911 г. силами братьев Галактионовых. Школьное помещение построено из лесного материала и крыто тесом. Помещение одноэтажное, надворных построек не имеется. Всего при школе две голландские печи, других не имеется. При школе земельного участка тоже нет.»

Первым учителем был Василий Васильевич, который проработал 1 год. Он был направлен из Елабуги после окончания учительской семинарии, по национальности – русский. В школе было два класса. Изучали арифметику, русский язык, чистописание. Один раз в неделю преподавал священник, которого привозили на лошади из с. Ильинское.

В 1911 году в школе обучались 18 человек.

На этом месте школа просуществовала до 1934 года. Была открыта двухкомплектная начальная школа. Обучали два учителя. Из-за нехватки учителей часто преподавали люди, знающие грамоту. Зародилась пионерская организация, куда принимали с третьего класса. В эти годы учителями были: Васильев Логин Васильевич, Ильин Михаил Андреевич, Васильев Пётр Васильевич, Варламова Милитина Иосифовна, Иванов Илья Иванович и другие.

С 1931 г. в стране введено всеобщее начальное образование. В 1934 г. школа была перенесена в центр деревни между Бобья-Учой и Цыгановом. Тогда же открыли 5-ый класс, т.е. школа стала семилетней.

До войны учителя начальных классов были направлены: Петрова Людмила Романовна, Фёдорова Афанасья Егоровна, Семёнова Елена Семёновна. В эти годы работали Помосов Николай Алексеевич, Рубановская Лия Вениаминовна, Уткина Екатерина Алексеевна. В 1945 г. было выпущено 16 чел., в 1946 г. семь классов закончили Самсонов Семён Александрович, Леонтьев Василий Леонтьевич. В 1946-47 уч. году учёбы завершили – 13 чел., в 1948-49 уч. году – 13 чел. В эти годы закончили и получили свидетельство Алексеев Прохор Алексеевич, Рыков Валентин Радионович. В 1954 г. в школе работали 15 учителей. Они не только учили ребят в школе, но ещё во внеурочное время должны были заниматься с неграмотными, за учителями закреплялись 2-3  человека  неграмотных или малограмотных.

Приказ №4 по Бобья-Учинской семилетней школе

от 26 февраля 1952 г.: «Для обучения малограмотных

По Бобья-Учинскому школьному району прикрепляю

следующих работников школы:

Назарова Юлия Назаровна – Михеева Анастасия.

Михайлов Николай Михайлович – Михайлова Екатерина.

Егорова Афанасья Егоровна – Наумова Евгения.

Семёнова Елена Семёновна – Леонтьева Екатерина, Семёнова Анастасия .

Сармакеева Аксинья Г.  – Яковлева Мария, Манфилова Мария.

Ярануев Валентин Кузьмич  —  Захаров Федор».

В эти годы работали учителя: Назарова Ю.Н., Михайлов Н.М., Егорова А.Е., Семёнова Е.С., Сармакеева А.Г., Яранцев В.К., Загребина М.С., Соколова Р.И., Яранцева О.К., Тепина А.К., Кузьмина П.К., Николаева Т.А., Семёнова В.С., Кузьмин С.К., Осипова К.Н., Батманова К.С., Германова В.И., Макарова Г.С.

В 1962 году школа преобразована в восьмилетку. В эти годы (с 1960 г. по 1987 г.) директором школы был назначен Лебедев Вениамин Захарович. В 1971 году построили новую школу – кирпичное 2-х этажное здание.

В 1972 году Бобья-Учинская восьмилетняя школа преобразована в среднюю школу, из здания старого деревянного перешли в новое, кирпичное здание. Школа строилась хоз. способом, т.е. на колхозные средства, силами колхозников, родителей, тех. персонала, завхоза, учеников и учителей. Директор школы – Лебедев В.З., председатель колхоза – Рыков А.Р., экспедитор – Антипин М.Н., секретарь парторганизации колхоза Тубыпов В.К. много сил, энергии, времени вложил в это строительство. В эти годы в школе работали учителя: Лебедева С.В., Михайлов Н.М., Михайлова А.В., Кузьмина П.К., Зубков Т.М., Кузьмин А.К., Соколова Р.Н., Пчельникова Е.И., Фёдорова А.Е., Иванова Т.С., Лукиных К.С., Филиппова Н.П., Карпов М.В., Алексеев П.А., Зайцева Ф.Д., Зайцев А.А., Осипов А.И., Осипова К.Н. В их ряды влились учителя – выпускники школы: Степанова С.А., Фёдорова М.Л., Иванов В.А., Фёдорова Л.И., Карпов С.К., Зубкова Т.Б., Панфилова В.И., Леонтьева М.М., Дедюхина Т.И.

2.3.          Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

С 1934 года первым директором семилетней школы стал Посадов Иван Кузьмич. После перевода Посадова И.К. в аппарат РОНО директором школы был назначен с 1939 г. Бушмакин Фёдор Андреевич, его сменил Жагин Илья Панфилович.  Помосова Надежда Васильевна работала до февраля 1943 года, а с 1943 г. на должности директора школы работала эвакуированная Понс Мария, которая после освобождения Украины уехала к себе на родину. Её сменила до 1945 года Жданова Клавдия Афанасьевна. С 23 ноября 1945 г. до 1955 года директором работал Кузьмин Анатолий Кузьмич.

В 1955-1960 г. директором школы был Ермолин Дмитрий Дмитриевич. При нём школа стала восьмилетней.

С 1960 г. по 1987 г. директором школы был Лебедев Вениамин Захарович.

В 1989-90 г. директором школы работал Иванов Вениамин Алексеевич, в 1990-91 г. – Пчельников Юрий Леонидович. С 1991 года по 2007 год учительский коллектив и школу возглавляла Иванова Светлана Михайловна.

С 2007 года по настоящее время директором является Сорокина Светлана Анатольевна.

2.4.          Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

В 1972 году школа переехала из деревянного здания в кирпичное двухэтажное. В новую школу пришли новые учителя: Кичигина Л.В., Морозова Н.Н., Морозов  Ю.Н., Шевкукова Г.А., Карякина В.В., Никифоров Л.Е., Никифорова А.М., Александрова М.И., Кузьмина З.А., Карманова М.И., позднее приехали Васильева А.М., Иванова С.М., Ермилова Н.Н., Иванова А.М., Николаев Н.И., Николаева Н.В., Прокопьева О.П., Константинова Т.С., Сорокин В.П.

Сложился работоспособный стабильный коллектив. В 1973-74 уч. году в школе обучалось около 700 учеников. Школа была всегда на виду, жила насыщенно, интересно. Пионерская дружина имени З.А. Космодемьянской, возглавляемая Ивановой С.М., была правофланговой, многие пионеры побывали во Всесоюзном пионерском лагере «Орлёнок», «Артек».  Славилась производственная бригада под руководством  Панфиловой В.И., занимали призовые места в конкурсе профессий.  Павлова Надя – девушка – трактористка стала призёром Российского слёта производственных бригад. Опыт школы по трудовому воспитанию был описан в журнале «Народное образование», №9, 1984 г. на высоте была худ. самостоятельность и учительская, и ученическая ( рук. Л.Н. Николаев).

Первым в районе и, наверное, в республике создался в нашей школе детский фольклорный коллектив «Жингрес куараос» под руководством Степановой С.А. Их звонкие голоса покоряли зрителей, и за большую работу по пропаганде фольклора были награждены всем классом путёвкой в «Артек».

Школа гордится своими учителями. Много лет возглавлял  технический, авиамодельный кружок Карпов М.В., участвовали в выставках моделей и приборов, занимали призовые места.

Много внимания уделялось и уделяется в школе военно-патриотическому воспитанию. У его истоков – Никифоров Л.Е. В арсенале школы традиционные дни юнармейцев, смотры песни и строя, игры «Зарница», «Орлёнок», спортивные и стрелковые кружки, «Клуб мальчишек», походы, сборы старшеклассников. Не случайно юноши, которые служат, отличаются хорошей военной подготовкой, служат на границе, связали свою судьбу с армией 7 выпускников: Корнилов Л.К., Алексеев Б.М., Матвеев В.Ф., Иванов С.А., Ясонов Ю.А., Ясонов В.А. Служили в Афганистане, прошли через боль и кровь и вернулись в родную деревню: Логинов Семён, Егоров Леонид, Гаврилов Николай, Платонов Николай.

Основополагающим моментом в воспитательном процессе школы является этнопедагогика – воспитание личности через познание своих истоков, своего рода, своей родословной. Разработан годовой цикл удмуртских обрядов д.Бобья-Уча. Сельский уклад жизни таков, что каким-либо образом жители деревни объединены в рода, т.е. в основе лежат близкие родсвенные связи. Познакомились с несколькими родами: «Митран», «Зигой», «Мугыз», «Эркемей», «Сильвер», «Кельман». Изучение своей родословной является одним из направлений в краеведческой работе. Кроме того, дети изучают топонимику деревни, знают названия родников, рек, логов, отдельных мест, ведут поисковую работу, изучают природу. Кружковцы кружка «Краеведение» под руководством Никифоровой А.М. изучили историю 36 родников и отдельных названных мест деревни, оформили альбом.

1996 год. В результате обращения Совета школы через депутата Тубылова В.К. к депутатам республики было принято решение о том, чтобы овощи, выращенные на пришкольном участке, передавались в школьную столовую для бесплатного питания детей.

2004.Управляющим советом было принято решение об участии в Республиканском конкурсе «Самообеспечение», совместно были подготовлены материалы. В результате победы в конкурсе школа получила трактор «МТЗ-82».

2006 год. Совет школы поддержал участие нашей школы в конкурсе «Лучшее образовательное учреждение». Школа получила оборудование для кабинетов химии и географии.

2007 г. Был совместно разработан проект школы «Успешный ребёнок – успешное будущее», с которым выступили на Республиканском Образовательном форуме в г.Можга

2009 г. Управляющий совет школы принял решение о ремонте пола в спортзале на средства от аренды школьного земельного участка сельхозпредприятиями.

2011г. Было принято решение о  выходе с ходатайством к Главе МО «Малопургинский район» о капитальном ремонте школы. Результат – частичная замена окон, дверей, частичная замена освещения (2012), полная замена всех окон (2016), полная замена освещения в школе и в детском саду (2017).

2016 г. Решение о реорганизации детских садов  д.Сырьезшур, д.Бобья-Уча.

2018 г. Принято решение об изыскании средств для обустройства тёплого туалета в помещении школы.

2019 г. По решению Управляющего совета изысканы средства на капитальный ремонт спортзала, обустройства раздевалок и душевых кабинок, замену кровли школы.

2.5.          Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

— Степанова С.А. – заслуженный работник народного образования УР

— Иванов В.А., Никифоров Л.Е. – отличники народного просвещения

— Галактионова И.М. – Почётный работник общего образования РФ 

2.6.          Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Школа гордится своими выпускниками.

— Семён Самсонов (его имя носит наша школа) — советский удмуртский писатель и публицист, член Союза писателей СССР, народный писатель Удмуртии

— Владимир Самсонов – удмуртский поэт, бард

— Андрей Самсонов – поэт, член Союза писателей РФ, Заслуженный работник культуры УР

— Никвлад Самсонов – прозаик, член Союза писателей СССР, Заслуженный работник культуры УР

— Семён Карпов – поэт, теледраматург и режиссёр, заслуженный работник культуры УАССР и РФ

— Владимир Возняков – поэт, бард, журналист

— Галина Самсонова – пишет музыку и стихи на удмуртском языке

— Леонид Андреев – журналист, корреспондент

— Михаил Егоров – фотокорреспондент

— известный на всю Россию дворник-художник Семён Бухарин

— молодой художник – шаржист Екатерина Мензарипова

— артисты академического ансамбля песни и танца «Италмас» Осипов И. и Яковлева И.

— победитель вокального конкурсов «Элькуновидение-2015» и «Песня года Удмуртии – 2015» Андрей Корнилов

— Михайлов М.Ф. – кандидат ветеринарных наук

— Ясонов В.К. – заслуженный агроном РСФСР, кавалер ордена Ленина

— Трофимов В.С. – работник аппарата Правительства Удмуртии

— Семенов В.С. – директор технического училища для детей с девиантным поведением

— Леонид Петров – уроженец нашей деревни — командир танковой роты – победителя международных игр по танковому биатлону- 2019,

 

Кирилл Возняков, ученик 4 класса нашей школы, в сентябре 2019 года стал победителем Кубка мира по шашкам в Италии.

Михайлова Полина — победитель всероссийского конкурса сочинений 2019 года.

В течение трёх последних лет  детский фольклорный коллектив «Шаерчиос» занимал  1 места в Республиканском  конкурсе «Игровые традиции моего народа»  и был награжден путёвками в Анапу в 2018 году, в лагерь г. Йошкар-Ола Марийской республики в 2017 году.

Детский танцевальный коллектив «Лултыл» — победитель международного онлайн-конкурса «Танцемания» 2019 года.

Михайлова Полина — финалист, а Королёв Илья – дипломант 3 степени на региональном этапе Всероссийского конкурса лидеров молодёжных и детских общественных объединений «Лидер 21 века» 2015-2016 г.г.

На территории нашего поселения с численностью в 1270 человек есть 12 творческих коллективов, представленных выпускниками. Руководителями этих коллективов также являются выпускники нашей школы.

Это широко известный народный ансамбль гармонисток «Арганчи» (руководитель Михайлова Т.В., лауреат премии Правительства РФ «Душа России», лауреат премии Правительства Удмуртской республики «Признание») — лауреаты 1 степени Межународного конкурса-фестиваля творческих коллективов в г. Москва в 2018 году, лауреаты 1 степени на международном конкурсе национальных культур, фольклора и современного искусства в г. Минск в 2019 г., дипломанты 1 степени Всероссийского фетиваля-конкурса любительских творческих коллективов в г.Саратов в 2019 году, лауреаты 1 степени 2 международного фестиваля-конкурса детского, юношеского и взрослого творчества «В лучах лета» в г. Сочи в 2019 году и многих других.

В этот коллектив  входят Чиркова Полина, Иванова Алина, Семёнов Дима, Никитин Роман, Волкова Анастасия, Михайлова Алина, Павлова Диана — учащиеся 6-11 классов.

Народным  театром «Тугоко», который работает уже в течение 50 лет,  руководит Яковлев Ф.А. в течение 15 лет. Это дипломанты 1 степени Республиканского Гранд фестиваля «Роза мира» в 2019, обладатели Гран-при  в 2016 году.

 

Нужно отметить, что это деревня, где есть два коллектива,  удостоенных звания «народный»!

Детский театр-спутник  (взрослого театрального коллектива) — «Чингыли» — лауреаты 3 степени Республиканских конкурсов детских театров «Артэ» в 2016 и 2018г.г., дипломанты 3 степени Республиканского конкурса театральных афиш и плакатов. В детском театре занимаются мальчики из 6-9 классов – Семёнов Вадим, Степанов Антон, Семёнов Дмитрий, Никитин Роман.

Молодёжная команда КВН «Тыпыр-тапыр» — дипломанты 3 степени в финале Фестиваля юмора работающей молодёжи Удмуртской республики в 2019 г., дипломанты 1 степени Республиканского фестиваля юмора «Маскара» им. Анатолия Ушакова в 2017 году, победители районных и республиканских фестивалей и конкурсов. В этой команде КВН достойно играет и обучающийся 9 класса Корнилов Иван.

Фольклорный ансамбль ветеранов  «Бубби гуръёс».

Ансамбль современной удмуртской песни «Вубуртчин».

Детско-юношеский танцевальный коллектив «Лултыл» для учащихся 1-11классов — лауреаты 1 степени Республиканского Гранд фестиваля «Роза мира» в 2018г., дипломанты 1 степени Всероссийского фестивального движения «Территория талантов «Танец без границ» в 2019 г., лауреаты 2 степени Международного хореографического конкурса  «Танцемания» в 2019 году.

Взрослый танцевальный коллектив «Веськрес кызьпуос».

Мужской ансамбль «Эдэй».

Детский ансамбль гармонистов «Покчи арганчи» , ансамбль гитаристов «Азвесь си» — победители и призёры районных конкурсов.

Клуб молодых семей – участники Международного фестиваля клубов молодых семей.

Руководителями и основным составом этих коллективов являются выпускники нашей школы.

11 золотых и 8 серебряных медалистов за историю существования школы.

2.7.          Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

 
3.       Культура школы

 

3.1.          Главные педагогические идеи школы

 

Мы называем нашу Бобья-Учинскую школу Школой Успеха, Школой Этносоциокультурного Развития, где идёт максимальное вкрапление этнокультурного компонента как в воспитательной, так и в образовательной системе.

С каждым представителем подрастающего поколения стараемся работать как с собственным ребёнком, лелея его, учитывая не только его возможности, но и его эмоциональное состояние.

 

Мы даём детям полилингвальное образование и развитие. Наравне с русским языком ведётся обучение на удмуртском языке, достаточно хорошо преподаются английский и французский языки. Любое традиционное мероприятие проводится с максимальным вкраплением этнокультурного материала.

Результат получается только тогда, когда все вместе, сообща выполняют одну работу.

Мы живём как одна большая семья. Созданы условия, содействующие успешной социализации детей коренного населения через воспитательные возможности этнопедагогики.

Мы считаем, что человек, глубоко знающий и уважающий историю своего родного края, знающий своих родственников, гордящийся своим родством, помнящий об их добрых делах, какой след они оставили на земле, не сможет осквернить памятники, могилы, не сможет поднять руку на беззащитного. Человек, ощущающий свои корни, будет чувствовать себя увереннее в беспощадном урагане жизни. Поэтому учителя нашей школы вместе с родителями пытаются сохранить  всё лучшее из народной педагогики и передают его детям через реализацию программы «Моя родословная», которая была начата в переломные 90-е. Реализация программы начинается с детьми дошкольного возраста и не заканчивается на выпускных классах. Молодые выпускники, приводя в школу своих детей, снова включаются в углубление и расширение знаний по этнопедагогике в результате создания смешанной восходящей родословной. Так объединяются дети и родители нашей школы в одну общую семью на основе общего интереса к обычаям и традициям семьи, её родословной, к историческому поиску и исследованию края, изучению символики. Не случайно наша школа  на протяжении  многих лет была стажёрской площадкой  по программе «Моя родословная» на уровне республики.

 

3.2.          Ценности школьной жизни

 

В нашей школе хороший психологический климат как во взрослых, так и в детских коллективах.  Мы уверены, что результат получается только тогда, когда люди все вместе, сообща выполняют любую работу. Ведь в деле воспитания огромное значение имеет атмосфера коллектива: какой пример увидят наши подопечные. Школа, родители, администрация муниципального образования, работники сельского дома культуры, библиотекари, медики, работники сельхозпредприятий, представители ветеранской организации  представляют такой ответственный единый коллектив, что они чувствуют  необходимость выполнять свои обязанности на «отлично». Они настолько ответственны, что с каждым представителем подрастающего поколения стараются работать как с собственным ребёнком, лелея его, учитывая не только его возможности, но и его эмоциональное состояние. Терпеливость, доброжелательность, понимание, заинтересованность успехами подрастающего поколения создают такую атмосферу, в которой не теряется ни один ребёнок. Чуткое индивидуальное отношение, человечность в общении поддерживают хороший эмоциональный настрой, хороший психологический климат как во взрослых, так и в детских коллективах. Любой родитель, взрослый может прийти в школу и получить бесплатную консультацию, поделиться своими мыслями, поучиться бесплатно, даже индивидуально, работе на компьютере, посидеть на уроках, на «Дне открытых дверей». При проведении «Школы для первоклассника» проводятся, например, не только собрания, но и психологические тренинги «Школа молодого родителя»

У нас  высокое качество образования. 50% обучающихся нашей школы– отличники и ударники, которые достойно подтверждают свои полученные знания и умения на выпускных и вступительных испытаниях. Средние баллы школы по ОГЭ и ЕГЭ 2018-2019 уч.года соответствуют средним показателям по Удмуртии. По географии, биологии и обществознанию показатели выше на 0,5 баллов, чем в среднем по республике.

11 золотых и 8 серебряных медалистов – выпускников стали достойными гражданами нашего общества.

У нас в течение последних 20 лет высокий процент поступления в ВУЗ-ы, нет отсева, нет состоящих на учете в ПДН и КДН.

Мы даём детям полилингвальное образование и развитие. Наравне с русским языком ведётся обучение на удмуртском языке, достаточно хорошо преподаются английский и французский языки. Любое традиционное мероприятие проводится с максимальным вкраплением этнокультурного материала.

Благодаря хорошей работе кружков и крепким связям с местными культурными учреждениями (ЦСДК, сельской и районной библиотекой, центром эстетического воспитания «Пурга кизилиос» и ЦДТ села Малая Пурга), наши удмуртские дети достаточно конкурентоспособны и креативны. Созданная этносреда способствует тому, что ежегодно дети активно участвуют на олимпиадах республиканского уровня, научно-исследовательских конференциях, межрегиональных и всероссийских конкурсах, выезжают в краеведческие экспедиции, принимают у себя гостей из Татарстана, Москвы, из других школ и районов нашей республики. Достойно представляют Удмуртию в Марий Эл, Башкортостане, в Свердловске на фестивалях финно-угорских народов.

У нас очень хорошие и успешные выпускники. Они отличаются воспитанностью, ответственностью, серьёзностью, умением находить свой путь в жизни. Большинство из них, получив образование, возвращаются в родные места, создают наше творческое окружение и они вместе со школой продолжают метапредметное и личностное развитие наших детей  Они вместе со школой взращивают таких же талантливых, как сами,  учеников.

Наша деревня и наша школа в районных и республиканских конкурсах на звание «Лучший населённый пункт», «Цвети, моя Удмуртия!»   неоднократно, на протяжении многих лет,  занимали 1 и 2 места. Ведь это – наш общий труд! Мы вместе, сообща проводим экологические акции, трудовые десанты, очищаем и облагораживаем родники, улицы, оформляем на улицах клумбы, ежегодно садим деревья, шефствуем над памятником  погибшим в войне.

В 2006 году школа участвовала в конкурсе инновационных образовательных проектов и получила оборудование в кабинеты химии и географии.

Вот такой единой дружной семьёй мы осуществляем системно-деятельностный, этнопедагогический подход  не только в обучении и воспитании детей.  Наши глубокоуважаемые педагоги-ветераны, Отличники народного просвещения (Иванов В.А., Иванова А.М., Никифоров Л.Е., Васильева А.М.), Почётные работники общего образования РФ (Матвеева Н.М., Галактионова И.М.), Заслуженные работники народного образования УР (Иванова С.М., Степанова С.А., Морозова Н.Н.), являются нашими наставниками. Часто приходя в школу, делясь своим опытом, они формируют у молодого поколения педагогов такой же патриотизм. И молодая смена, прибывающая в нашу школу, по словам тех самых учителей-ветеранов, перенимает то самое отношение, ту же позицию. Традиции сохраняются.

Школа за достигнутые успехи дважды занесена на республиканскую Доску Почёта.

В  рейтинге школ Малопургинского района по итогам 2018-2019 учебного года наша школа занимала лидирующую позицию.

Наша школа являлась не раз методической и экспериментальной площадкой по апробации контрольно-измерительных материалов по удмуртскому языку и литературе.

Мы, учителя, своим личным примером учим своих детей. Ежегодно  наши учителя в числе победителей творческих конкурсов и соревнований.

 

3.3.          Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

 
3.4.          Традиции и ритуалы

 

Исследовав наши родословные, мы выявили, что почти все жители являются близкими родственниками, одного Воршудного гнезда. И у удмуртов традиционно было развито веме (бесплатная добровольная помощь  родственникам и соседям), что поддерживается и по сей день. Именно этим мы отличаемся от других. Мы гостеприимны, дружелюбны, у нас царит взаимное доверие и согласие, взаимовыручка, острое чувство любви к своей деревне.
3.5.          Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

Для нас, бобья-учинских учителей и обучающихся, требования, которые предъявили  ФГОС,  не стали открытием. Ведь всегда так работали: на уроках сами дети ставили себе цель, планировали и активно выполняли намеченное, сами себя оценивали, анализировали и делали выводы. Проводились и проводятся нетрадиционные уроки, комбинированные уроки. На педсоветах и методических семинарах постоянно говорилось, что уроки должны быть интересными, чтобы каждый ученик был вовлечён в познавательный процесс, что в начале урока нужно перед детьми поставить проблемную ситуацию, чтобы они удивились и заинтересовались темой. А проблемное и развивающее обучение внедрялось уже давно, с 60-х  годов, как говорят сами учителя-ветераны. Наша школа делилась своим опытом работы не только с учителями Удмуртии, но и были семинары на базе нашей школы для учителей из Башкирии, Татарстана, Москвы. Они приезжали посмотреть, как учат русскому языку в удмуртской школе, как учат трудиться. Об опыте  нашей школы по трудовому воспитанию была выпущена статья   в журнале «Народное образование» №9 за 1984 год.

Нас, учителей, всегда учили отслеживать не только результаты детей, но и свою деятельность. И учителя, и дети оформляли свои альбомы по родословной, куда вкладывали и подтверждения своих успехов. Таким образом , наша школа задолго до требований ФГОС уже внедряла «портфолио» в свою практику! Наши выпускники уже в 2009 году поступали в Можгинский педагогический колледж с представлением портфолио!

Учителя, побывавшие на курсах, обязательно делились тем, что увидели и узнали нового. Эти законы у нас действуют и по сей день. Наши учителя владеют ИКТ-компетенциями, проектной технологией, технологией развития критического мышления, игровыми и кейс-технологиями, технологиями мастерских.

Наша школа считается национальной школой . В нашей школе все предметы, даже математика,  английский и французский, преподаются с переводом на удмуртский язык (неофициально, конечно). А удмуртский язык и литература изучаются 3 часа в неделю в начальных и средних классах. В старших – 2 часа в неделю. На уроках русского языка  и литературы тоже часто случается переход на удмуртский язык – перевод высокохудожественных произведений на удмуртский язык, проведение словарной работы.

Проводимый ежегодно традиционный День самоуправления показывает, что старшеклассники –«учителя» копируют своих учителей, их манеру проведения уроков. Ученики средних и младших классов говорят, что старшеклассники очень серьёзно и интересно проводят уроки.

У наших детей хорошо развиты организаторские навыки. С 5 класса они ведут шефскую работу с младшими школьниками, сами разрабатывая сценарии. На каждом школьном мероприятии дети становятся ведущими. Начинается эта работа уже с самых младших классов.

Основными внеурочными формами работы в начальных классах являются экскурсии по деревне с изучением топонимики, составление семейного древа, экскурсии в ближние деревни и музеи, встречи с бабушками, пополнение фонда школьного краеведческого музея экспонатами, встречи родов,  совместные праздники нескольких поколений, тесная связь с удмуртской газетой «ӟечбур!» и журналом «Кизили».

С 5 класса дети принимаются в детскую организацию «Родники»  по результатам выполнения плана-задания по изучению края, истории Пионерии, анализу собственного вклада в общую работу. На торжественном сборе им традиционно завязываются красные галстуки после торжественного обещания и клятвы беречь и любить свою родину. Их поздравляют старшие вожатые, родители, другие отряды, и дарят памятные сувениры.

В 6-8 классах дети расширяют свои знания по родословной, глубже начинают изучать фольклор, обычаи и традиции своего народа, активно начинают заниматься исследовательской и проектной работой и выходить на районный и республиканский уровень. С 9 класса они уже целенаправленно участвуют не только в республиканских, но и региональных научно-исследовательских конференциях, всероссийских конкурсах, выбирают элективные курсы, предоставляемые школой («Лекарство и человек», «Задачи по ИКТ», «Практикум абитуриента»,  «Мир задач», «Твой выбор», «Основы черчения», «Культура речи» «Основы государства и права» и т.д.)

Также наши 10-11-классники еженедельно ездят в Центр Образования с.Малая Пурга, где получают предпрофессиональное и профессиональное образование (водителей категории «B», трактористов, продавцов, секретарей-референтов, парикмахеров и т.д.)

Наша школа единственная в районе, где ведётся кружок «Робототехника» (правда, в наличии есть всего 1 комплект, а многие дети хотели бы заниматься пректированием роботов)

 

3.6.          Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Этносоциальная среда, созданная на базе школы и территории муниципального образования «Бобья-Учинское», является определяющим фактором в развитии личности каждого ребёнка и формирует конурентоспособного, грамотного, адаптированного, креативного, с хорошо развитым интеллектом успешного выпускника нашей школы.

 

 

3.7.          Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

 
3.8.          Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

 
4.       Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Кто из жителей Бобья-Учи не знает легенду возникновения своей деревни?!

Это было в те давние времена, когда на земле Удмуртской шумели дремучие леса, когда только отважные охотники заходили в эти края, где ныне стоит наша деревня.

Смелый охотник Эдэй из Большой Учи (ныне Можгинского района) оказался в этих местах. Вот тут-то и приглянулся ему родничок, который носит в наше время название «Дада ошмес». Решил он обосноваться у этого родничка. Когда же вернулся он со своей семьёй, то никак не мог найти заветного родничка. На пути ему попадались речки и родники, но не было того, который особенно понравился. Так он пришёл к невысокому яру, из-под которого начинался маленький ключ, протекая по небольшому болоту, ручеёк набирал силу и при впадении в речку становился уже большим ручьём. Позже этот родник получил название «Мырк ошмес». Здесь и построил Эдэй свой дом. Красивым и сильным был, говорят, Эдэй. Горячий хлеб в заплечном мешке не успевал остывать, пока он бежал на пыжах из Большой Учи до своего поселения (до Бобья-Учи).

Поселение Эдэя постепенно росло. Люди расчищали леса, строились, пахали землю. У деревни же удмуртское название так и осталось «Эдэйгурт». Неиссякаемый мырк ошмес и сегодня служит людям. Территория ныне огорожена, обсажена.

А как же с родником Дада?… Этот родник люди всё же нашли. Он дал название деревне Сырьезшур.

Эдэй поселился около родника Мырк ошмес. А почему же его назвали именно так? Ключ бьёт прямо в основании крутого склона небольшой горки, протекает около 10м и круто обрывается, т.к. впадает в другую небольшую речку. Круто — мырк, поэтому и такое название.

По словам старожилов, самый первый дом был построен на нынешней Советской улице, где живёт Фёдоров Михаил Фёдорович (Кучыран Миша агай).

По архивным материалам, в 1860-70 годы в деревне Эдэйгурт имелись две мельницы, число дворов – 75, насчитывалось 506 жителей, из них 240 – мужчин, 266 – женщин, расстояние от уездного города 102 версты.  Землёй наделялись только мужчины.

Через 30 лет население возросло до 756 человек, из них 366 – мужчин, 390 – женщин, дворов насчитывалось – 117, пашни – 1396, сенокосов – 196, удобной земли – 1827, неудобной – 49, лошадей: рабочих – 302, нерабочих – 35, коров 168 + 69, мелкого скота – 519, безземельных дворов – 2, малоземельных – 40, многоземельных – 77, безлошадных – 2, однолошадных – 17, многолошадных – 98.  В то время грамотных было – 11 человек мужчин.

Во всей деревне имелось 7 книг в 4 дворах.

Во время гражданской войны в 1919 году в деревне сгорело двадцать хозяйств. Причину пожара объясняют тем, что ребята играли на чердаке патронами, которые потом взрывались.

В 1926 году образовался колхоз «Удмурт Бубби». Первым председателем был Николаев Александр Николаевич. Записались в колхоз 30 семей. В основном работы выполнялись вручную, работали на трудодни. В конце за трудодни давали 100 гр. ячменя. В 1928 году в колхозе появилась первая машина, но в годы войны машину забрали на фронт.

Цыганово – это маленькая русская деревня. Название «Цыганово» получила потому, что в конце деревни у речки часто останавливались цыгане. Они могли доставать продукты на весь табор, накормить, напоить лошадей; переговариваться с русскими.

Но вначале поселились в этой местности удмурты из Старой Учи Малмыжского уезда(ныне Кукморского района Республики Татарстан). Русские поселились в разные годы, из разных волостей: Сарапульского, Нылгинского уезда.

В 1860 – 70 годы в Цыганово (Бобья Малая) при речке Чимошур насчитывалось дворов 29, жителей – 175, из них – 89 мужчин, 86 – женщин. Имелись две мельницы.

Расстояние от уездного города – 100 верст.

По статистическим материалам Вятской губернии Елабужского уезда Ильинской волости в 1887 году в Цыганово насчитывалось дворов – 37, из них русских – 9 , вот. – 28, мужчин – 100, женщин – 96, пашни – 524, сенокосов – 72, лошадей: рабочих – 76, нерабочих – 10, коров – 49, молодняка – 29, овец и свиней – 79, всего скота – 152. Грамотных было 7 человек, 16 книг имелось в 7 дворах.

В 1930 году образовался в Цыганово первый колхоз. Назван колхоз «Первый Май». Вначале записались 4 семьи, председателем перед войной был Бураков Павел. А в 1935 году в колхоз впервые записались все семьи. В 1934 году председателем стал Пантюхин Иван. В 1933 году впервые в деревне появилось радио. В 1935 году председателем был избран Афанасьев Семён. После войны колхозом руководила Рыкова Татьяна. Первым председателем колхоза был Герасимов Елистрат, после него Лукиных Григорий. В 1944 – 45 г. Председателем стал Вологжанин Арсентий.

Ӝожон – маленькая удмуртская деревня. Первые поселения появились в горной части, недалеко от деревни Цыганово, на Чепчербаме.

Однако не было воды, поэтому жители переселились вдоль речки Чимошур. Вода в речке была мутная, вероятно поэтому деревня получила название Ӝожоного («Толокно»).

По архивным данным 1887 года в д. Выс. Ӝожоны насчитывалось 14 дворов, рус.-нет. Вот.- 14, мужчин – 51, женщин – 46. Земля была общая с д. Цыганово. Лошадей всего – 34, неработающих – 4. Грамотных в деревне было 1 человек, книг насчитывалось 8 в одной семье.

В настоящее время особых границ между этими тремя деревнями не существует. Об этом говорят и помнят старожилы, люди старшего поколения.

 

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Обучение местного населения работе с компьютером, подключению к Госуслугам

 

Информирование через школьный сайт и социальные сети о жизни на территории муниципального образования и районных мероприятиях на базе школьного кабинета информатики.

 

Посадка рябиновой аллеи к 95-летнему Юбилею Пионерии Удмуртии и 100-летию Комсомола

Посадка Нового парка

Услуги с пришкольного участка

Регулярные акции «Чистая улица», «Наш чистый парк»

Субботники по санитарной очистке, скашиванию сорной растительности — с привлечением всех организаций поселения

Функционирование трудового отряда, озеленение улиц

Уход за памятником погибшим в годы Великой Отечественной войны

Тимуровское движение и оказание шефской помощи в уборке снега, помощи по дому и хозяйству; поздравления с праздниками

Помощь в изготовлении и пошиве концертных костюмов, флажков и спортивного оборудования для проведения спортивных мероприятий

Услуги психолога и логопеда для консультирования

Проведение массовых и спортивных мероприятий в школе и на спортивной площадке

Школа предоставляет услуги для местного сообщества:

— предоставляет автобус для подвоза на различные мероприятия населению окрестных деревень (ежегодные поездки пожилого населения на диспансеризацию, в театр Удмуртской республики, зоопарк г.Ижевска, в музеи);

— Предоставляет трактор, который школа выиграла в результате участия в республиканском конкурсе по благоустройству, частным лицам, а также сельхозпредприятиям в сезон уборки, для очистки улиц от снега

— реализует  сено и овощи, рассаду с пришкольного участка в 0,8 га и школьной теплицы.

— ежегодно предоставляет столовую для проведения Дня пожилых, на проведение юбилеев для работников школы, семейных торжеств, для проведения поминок,  бесплатно предоставляет и аппаратуру, мебель, а также концертную программу с ведущими.

— в течение года предоставляет школьную столовую, спортзал, спортивную площадку для проведения мероприятий, проводимых в муниципальном образовании «Бобья-Учинское», а также районных соревнований

— в столовой проводятся заседания клуба «Учитель»

 

— школа оказывает информационные услуги бесплатно: обучение работе на компьютере, работа с электронными дневниками, работе с интернет-конкурсами и олимпиадами, профориентационным и другим видам тестирования, онлайн-связи с колледжами и вузами.

Оказываем помощь в регистрации на Госуслуги, в онлайн-записи к врачу, на получение паспорта и т.п.

— бесплатно предоставляет молодёжи и студентам, жителям деревни спортзал и спортивную площадку для занятий спортом.

Школа организует различные кружки и секции, мастер-классы, тренинги не только для учащихся, но и для всех желающих.

 

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня 1.     ЦСДК – проведение совместных культурно-досуговых программ и мероприятий, аренда костюмов, аппаратуры, совместная работа над сценариями

2.     Сельская модельная библиотека д.Бобья-Уча – информационная поддержка, проведение классных часов и библиотечных уроков, тематических вечеров, встреч, организация конкурсов со школьниками и их родителями.

3.     Крестьянское фермерское хозяйство «Герд» — спонсорская и добровольная помощь

4.     ООО «Молния» — трудоустройство подростков в летнее время, профориентационная работа, экскурсии на фермы, гараж и ветлечебницу, спонсорская и добровольная помощь

5.     ЦДТ и ЦЭВД «Пурга кизилиос»- образовательные кружки, совместные мероприятия

6.     Структурное подразделение Детский сад — совместные спортивные праздники (традиционные «Мама, папа, я – спортивная семья», «Весёлые старты» между 1 классом и старшей группой детсада), взаимные поздравительные акции, совместные родительские собрания и лектории, взаимопосещение занятий и уроков по преемственности, сопровождение адаптационных периодов первоклашек

7.     Ветеранская организация – тимуровская помощь, поздравления с праздниками, совместные мероприятия, взаимопомощь в воспитании подрастающего поколения и взаимовыручка

8.     Специальный дом для пожилых и одиноких граждан в д.Бобья-Уча – концерты учащихся для престарелых, подарки, сделанные своими руками, взаимопомощь

9.     Администрация МО «Бобья-Учинское» — информационная и координирующая поддержка, предоставление услуг

10.  Районная централизованная библиотечная система – конкурсы, встречи, экскурсии на выставки, в краеведческий музей с Малая Пурга, взаимообучение

11.  Районная газета «Маяк» — информационная поддержка

12.  Врачебная амбулатория — лекции и уроки по ЗОЖ, плановые медосмотры, беседы для девочек и мальчиков, выступления на родительских собраниях, поздравительные концерты ко Дню медицинского работника

13.  ИП Феофанова – спонсорская помощь

14.  Музей писателей братьев Самсоновых д.Сырьезшур – совместные мероприятия, экскурсии, походы,  выступления перед населением других деревень.

15.  Глава крестьянского фермерского хозяйства ИП Сильвестров П.А.  — спонсорская и добровольная помощь

 

5.       История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) С 1960 по 1993 г.г. учителем истории и обществоведения работала Пчельникова Евгения Иосифовна.

Молодая учительница начала свою трудовую деятельность в 1956 г. в д. Сырьезшур, затем год проработала в М-Пурге, затем в д. Ср. Юри.

С 1960 г. Пчельникова Е.И. работала в Бобья-Учинской ср.школе. Евгения Иосифовна, стараясь разнообразить уроки, применяла нетрадиционные формы: это и урок-конференция, и урок-диспут, и урок-телемост. Новый материал объяснила доступно, пытаясь довести до каждого. Широко использовался дидактический материал. Всё новое, с чем она знакомилась, стараясь оперативно применять в практике.

Кроме уроков, Евгения Иосифовна вела большую внеклассную работу. Ею оформлено немало стенгазет, альбомов. Она традиционно интересно проводила занятия исторического кружка, где интересующиеся историей ученики, знакомились с неизвестными ранее героями тех или иных событий или узнавали что-то абсолютно новое из жизни уже известных исторических деятелей.

Кроме всего этого Евгения Иосифовна – это и «классный» классный руководитель. Она умеет сплотить коллектив, заинтересовать всех общими делами.

За творческий подход к обучению Пчельникова Е.И. удостоена звания «Отличник народного Просвещения», её фотография вывешивалась на Доске Почёта, награждена грамотами.

 

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)  
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)  

Информация подготовлена и предоставлена педагогом –организатором МОУ СОШ д.Бобья-Уча Бородиной Ларисой Кузьминичной  при содействии учителей-ветеранов школы Ивановой С.М., Матвеевой Н.М., Галактионовой А.Ф., экс-Главы МО «Бобья-Учинское» Сильвестровой Т.П., библиотекаря сельской библиотеки Корниловой А.Л. и участников клуба «Сельчанка», методистов ЦСДК Селивёстровой Н.Н., Михайловой Г.Н., Королёвой Е.М., Михайловой Т.В., Яковлева Ф.А., директора школы Сорокиной С.А., учителей школы ,  обучающихся кружка «Музееведение» и «Краеведение» Семёновой Ангелины, Дементьевой Ольги, Волковой Анастасии, Степановой Полины, Чирковой Полины, Ушковой Арины,  Степановой Алины, Бородиной Анны, Русских Анастасии.