МОУ Хомутовская СОШ № 1 Иркутского района

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе
1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Хомутовская средняя общеобразовательная школа № 1»
1.2.        Ф.И.О. директора школы Романова Ольга Ильинична
1.3.        Почтовый адрес

 

664540, Иркутская область, Иркутский район, село Хомутово, улица Кирова,57
1.4.        Телефон 8 (3952) 696-033
1.5.        Сайт http://хомутовошкола1.рф
1.6.        Электронный адрес school-xcosh1@yandex.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования
Уровень образования Количество учащихся
Начальное общее 239
Основное общее 255
Среднее общее 31
1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%

Уровень образования педагогических кадров:

Критерий Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование Итого по школе
Количество 15 (37,5) 16 (40%) 9 (22,5%) 40
Образование
Высшее 10 (25%) 16 (40%) 9 (22,5%) 35 (87,5%)
Средне-специальное 5 (12,5%) 0 0 5 (12,5%)

Уровень квалификации педагогических кадров:

Критерий Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование Итого по школе
Количество 15 (37,5) 16 (40%) 9 (22,5%) 40
Категория
Высшая 7 (17,5%) 7 (17,5%) 6 (15%) 20 (50%)
Первая 6 (15%) 5 (20%) 3 (7,5%) 14 (35%)
Вторая 0 2 (5%) 0 2 (5%)
Нет 2 (5%) 2 (5%) 0 4 (10%)

Распределение педагогических кадров по стажу работы:

Критерий Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование Итого по школе
Количество 15 (37,5) 16 (40%) 9 (22,5%) 40
Средний стаж 24 19 25 22,7

Педагогический стаж:

До 5 лет От 5 до 10 От 10 до 15 Свыше 15 Свыше 25
2 6 7 6 19

Распределение педагогических кадров по возрасту:

Критерий Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование Итого по школе
Количество 15 16 9 40
Средний возраст 47 43,4 44,7 45
1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Школа работает по четвертям, обучение проводится в две смены.

Продолжительность урока для 1-го класса – 35 минут (пл. 2.9.4-2.9.5 СанПиН 22.4.2.2821-10), число уроков в день в сентябре – 3, в последующие месяцы – не более четырех, в среду – 5 уроков за счёт урока физической культуры. С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом классе в соответствии с п.2.9.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 обеспечивается организация адаптационного периода (письмо Минобразования РФ от 20 апреля 2001 г. №408/13-13). В соответствии с пп. 2.9.1, 2.9.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 и Федеральным базисным учебным планом продолжительность урока для 2-11-х классов – 40 минут.

Комплектование классов по типам:

Ступень обучения Тип класса Количество классов
1. Общеобразовательный 10
2. Общеобразовательный 11
3. Профильный (информационно – технологический) 2
1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Общая площадь 1250,8 м2, 15 кабинетов, 2 лаборатории, спортивный зал, библиотека, учебные мастерские, столовая на  40  мест, кухня.

Территория земельного участка площадью 42917 м2 закреплена за школой, здесь расположен учебно–опытный участок, спортивная площадка.

В общеобразовательном учреждении имеются  два школьных автобуса для ежедневного подвоза учащихся из 4 населённых пунктов: д. Талька, д. Куда, д. Поздняково, с. Хомутово. Школьные автобусы используется для поездок учащихся на экскурсии, соревнования в районе и г. Иркутск. В 2012 году получен мобильный компьютерный  класс.

2. История школы: основные вехи
2.1.            Дата основания школы У каждого человека в жизни есть  место, куда он приходит с особым трепетом, с особым  душевным настроем. Одно из таких мест—школа. Ведь школа – это всегда  добрые, светлые  воспоминания о детстве, юности, первой любви, учителях. Банальная истина «ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ В ШКОЛЕ» верна для  любого времени. Не случайно у  народа нашего ценилась наравне с хлебом. Честному труженику здравый смысл не изменял. Он знал: ученье—свет, способный вывести его детей в люди. И, встречая учителя, снимали шляпу.

Сибирское село Хомутово было основано поселенцами в 1685 году. Школа основана 1 октября 1897 года.

2.2.            Обстоятельства создания школы

 

В 1897 открылось 2-х классное училище. Всем наукам учил детей ссыльный поселенец. Главными предметами были арифметика, русский язык и чистописание. Закон Божий – самый основной предмет – вёл местный батюшка. Он же был и заведующим школой. Учеников было всего 30 человек, в основном – мальчики. Девочек в ту пору родители старались не учить.

Уже в 1912г. учеников стало столько, что пришлось думать о строительстве  нового здания. Состоялся сход крестьян, на котором решили построить 2-х этажную школу. Решили всем селом заготавливать лес. Писарь волостной управы Иноземцев добился финансирования стройки. Так школа стала размещаться в собственном здании, построенном в 1913г. Из надворных построек в школе было 3 амбара, 3 подвала, 2 стайки с сеновалами, 2 завозни, баня и ватер – клозет с тремя отделениями. При школе имеется усадебный и школьный участок.

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения) Директора школы:

·                     1920-1924 -Большаков Василий Александрович

·                     1925 -Бунтин Федор Григорьевич

·                     1926-Бронников Петр Николаевич

·                     1934-1940-Пынько Григорий Семенович, решением Правительства от 27 мая 1940г ему было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель»

·                     1940-1942-Ваганов И.И.

·                     1943-1945-Лякутин Василий Николаевич

·                     Мирошниченко Николай Никифорович

·                     Вологдин Иван Васильевич

·                     Игумнов Елизар Андреевич

·                     Кузнецов Василий Георгиевич

·                     Войлошникова Валентина Ивановна

·                     Савельева Людмила Николаевна

·                     Несмеянова Марина Юрьевна

·                     Межецкая Галина Алексанровна

·                     Молодых Елена Ивановна

·                     Зверева Галина Петровна 1999 -2008

·                     Романова Ольга Ильинична с 2008 г.

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

В 1913г. школа была «семилеткой». По всему Якутскому тракту только в Хомутово стояла двухэтажная школа. В ней учились издалека, даже из Захала, Тугутуя, Никольска. Ученики жили на квартирах. По понедельникам их привозили на рессорных пролетках. Они были хорошо одеты, видно, из богатых семей. В 1916 году состоялся первый выпуск тех, кто учился три года. Выпускники получали Свидетельства. В 1918г. состоялся первый выпуск «семилетки». В феврале 1918г. в здании школы расположился Штаб партизанского отряда Нестора Каландаришвили, позднее прошли партизанские отряды Даниила Зверева.  В 1918г. школа снова стала начальной и только в 1935г. школа вновь стала «семилетней».

1941год.  Нет страшнее даты. Вся страна поднялась на защиту своего Отечества.  Хомутовцы защищали Родину на западе от   фашистов  и держали  оборону на Востоке. 234 хомутовца погибли в этой  войне, их имена на Стелле обелиска в центре села. Многие проявили чудеса мужества и героизма, заслужили высокие государственные награды и признание народа.  Васильев Михаил Павлович—летчик-штурмовик, выпускник  школы 1938г  удостоен звания Героя Советского Союза.   А в это время в тылу и в войну учились  младшие братья и сестры  в  нашей школе, помогали  не только дома, но и  в колхозе.

В 1963 году семилетняя школа реорганизуется в восьмилетнюю с производственным об­учением. Каждая школа была закреплена за какой-либо фермой. Так и наша школа. Ученики после уроков ходи­ли на ферму, где выращивали телят. В 1963 году председа­тель колхоза Афанасий Ива­нович Ощерин ходатайствует о строительстве школы на 320 мест перед исполнительным комитетом Иркутского рай­онного Совета депутатов тру­дящихся. В апреле 1964 года по проекту, разработанно­му институтом «Гипропрос» Министерства просвещения РСФСР, начато строительство новой школы, стоимость ко­торой составила 253 360 рублей. 30 сентября 1965 года восьмилетняя школа была принята.

В 1984 году перед школой стоит новая задача: наряду с всеобщим средним образова­нием дать глубокую профес­сиональную подготовку всей молодёжи. Так, с этого момен­та начинается подготовка в школе молодых трактористов. Обучали не только мальчи­шек, но и девчонок. В 80-х годах любили наши учащие­ся ездить в лагерь «Берёзка». Летом работали на полях кол­хоза, пахали землю, пололи овощные культуры, помогали собирать урожай.

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Более 50-ти лет отдала школе Леонтьева Евдокия Яковлевна. Сколько учеников, родителей вспоминают ее с благодарностью! Как восхищались ее оптимизмом, неутомимой энергией, добросовестностью, трудолюбием коллеги! Долгие годы работала Евдокия Яковлевна учителем, завучем, руководила методобъединением учителей начальных классов.

Более 40 лет проработала учителем математики, из них 20 лет завучем, выпускница нашей школы Латышева Наталья Николаевна. Вся жизнь отдана детям и школе, полсела ее ученики.

Долгие годы вместе с Натальей Николаевной работала организатором, завучем, учителем физики, другая выпускница нашей школы – Латышева Валентина Александровна.

Головина Зинаида Васильевна –удивительный учитель физики, новатор и наставник.

Болтунова Надежда Сергеевна много лет проработала учителем иностранного языка, завучем школы. Творческое отношение к любому делу, неуемная энергия, трудолюбие отличают ее.

С чувством признательности вспоминают ученики и родители учителя математики, завуча Садохина Павла Федоровича. Профессионализм, любовь к предмету и умение работать с людьми отличали его.

Обладатель премии Сороса – Баянова Галина Иннокентьевна-  учитель химии. Строгая, требовательная, прекрасный специалист, давала глубокие знания по предмету. Ее выпускники легко сдавали вступительные экзамены в ВУЗы и заканчивали их с красными дипломами, с благодарностью вспоминая Галину Иннокентьевну.

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях) Школа дала путевку в жизнь тысячам своим выпускникам. Многие из них живут и работают в родном селе, районе, области: водители, механизаторы, фермеры, менеджеры, врачи, учителя.

Михаил Павлович Васильев (11 ноября 1922, д. Позднякова – 8 января 1976, г. Ленинград) — советский офицер, майор, Герой Советского Союза (1945).

Один из первых выпускников школы (1918г) Садовников Г.С  работал главным бухгалтером строительства Иркутской ГЭС.

Низамов Г.С (1969г) возглавлял Департамент Иркутской области по недрам.

Ощерин Анатолий – мастер международного класса по велоспорту.

Леонид Афанасьевич Ощерин – консультант губернатора Иркутской области по вопросам недвижимости, преподавал в ИРГТУ.

Буренков Александр – работал дипломатом в Польше.

Токарев Александр в 1990г совершил восхождение на Эверест.

Капитаном  первого ранга, командиром крейсера стал выпускник Валерий Хороших.

Сергей Подопригора – борт-инженер международных авиалиний.

Менг Андрей Александрович – ведущий специалист онкологической больницы.

Сорокин Виктор Александрович – стоматолог местной больницы.

Яковенко Марина Игнатьевна – возглавляет социологический центр «Мнение». Пишет замечательные стихи.

Куликов Максим Сергеевич – Чемпион Сурдолимпийских игр, заслуженный  мастер спорта России. Награжден почетными знаками  и дипломами «Спортивная слава Иркутска».

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы) Сотрудничество:

СИФИБР СО РАН; Иркутский Государственный  аграрный университет имени  А.А. Ежевского; НОУ «Томский открытый молодежный университет»; МОУ ДОД ИРМО «Центр развития  творчества детей и юношества»; МОУ ДОД ИРМО «Станция юных  натуралистов»; МОУ ИРМО ДОД «Детско-юношеская спортивная школа»; МУК «Культурно-спортивный  комплекс» Хомутовского  муниципального образования; МКУ культуры «Межпоселенческая районная библиотека» Иркутского  районного муниципального  образования; ГАУК ТЮЗ им. Вампилова; ГАУ ДО Иркутской области «Центр  развития дополнительного образования»; Профессиональное училище  No60 с.Оёк; ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»

3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

Приоритетными идеями, которые позволяют раскрыть сущность основных направлений развития школы, являются:

1. Идея обновления образовательного процесса; посредством модернизации основных компонентов образовательной практики (содержания, условий, технологий).

2. Идея построения школы как открытого информационного пространства.

3. Идея личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

4. Идея построения здоровьесберегающей среды в школе.

5. Идея медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

3.2.            Ценности школьной жизни

 

Направления  воспитательной деятельности:

Гражданско-патриотическое воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Духовно-нравственное воспитание нравственных чувств и этического сознания
Формирование здоровья формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Формирование экологии воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
Ученическое самоуправление воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, социальной ответственности и компетентности
Художественно-эстетическое воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
Работа с родителями семейное воспитание
3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

Флаг Эмблема
   
Глубина знаний отражена цветом и волнами от белого к темно-зеленому по пятибалльной системе.
Штурвал – целенаправленное движение в море знаний.
Книга на фоне глобуса – символ освоения знаний, накопленных человечеством.
Эмблема школы соответствует символике флага.
Белый, зеленый, синий цвета гармонируют с символикой Иркутской области.

Гимн школы

I. Не листайте школьный атлас,

Не найдете вы на нем,

Нашей школы- школы сельской,

О которой мы поем.

Каждый день приходим в школу

На рассвете мы с тобой,

Школа двери нам откроет

В мир чудесный и большой.

 

Припев:

Пусть в наше село не идут, не идут поезда,

Но школу свою прославляем на все времена.

В стране этой звонкой веселой

Встречают нас как новоселов,

Страна эта в сердце всегда!

 

II. Посреди села большого,

Всем известного в краю,

Сотню лет нас учат школе

Дружбе, знаниям, добру.

Каждый день приходим в школу

На рассвете мы с тобой .

Школа двери нам откроет

В мир чудесный и большой.

 

Припев:

И будет у нас много светлых

И радостных встреч,

Мы школу свою обещаем хранить и беречь.

В стране этой звонкой веселой

Встречают нас как новоселов,

Страна эта в сердце всегда!

3.4.            Традиции и ритуалы

 

«Посвящение в первоклассники», «В мире сказок», «Праздник от А до Я»,  «Золотая осень», «Осенний калейдоскоп», День самоуправления, День рождения школы, «Новогодний фейерверк», День открытых дверей, «Школьный звездопад»,             «Папа, мама, я -спортивная семья», «Зимние забавы», Синичкин День, Ярмарка «Осенняя лакомка», акция «Посади своё дерево»,

«Я, ты, он, она – вместе Родина моя», Конкурс инсценированной песни, «День Здоровья», акция «А у нас во дворе», Конкурс «Лучший класс года», «Лучший спортивный класс», Фестиваль «Моя семья», «Не смолкнет поэтическая лира», «А ну-ка, рыцари»,  «Мисс Весна», «Весенняя капель», акция «Твори добро», акция «Как живёшь, ветеран?», Акция «Георгиевская ленточка», Традиции «Живая нить», акция «Твори добро другим во благо», акция «Спасибо деду за Победу», «Ученик года», «Лидер школьного самоуправления», «Битва хоров», акция «Подари улыбку», Интеллектуальный марафон, Флэш-моб, Осенний СКИТ, «Зарница», акция «Бумажный бум».

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей) В школе функционирует научное общество учащихся и учителей

«Юные исследователи».

Цель – организация научно-исследовательской деятельности для совершенствования процессов обучения и профориентации.

Участие в конференциях:

•                Вторая международная НПК «Прикладные исследования в области физики»;

•               12 региональная  НПК «Исследователь природы Восточной Сибири»;

•               Десятая НПК  школьников Иркутской области по физики  ” Мир физики»;

•               Третья открытая конференция «Пожарная охрана Иркутска и Иркутской области. История и Современность;

•               Всероссийский Тимирязевский конкурс научно-исследовательских, опытно -конструкторских,      технологических и социальных      проектов молодежи в сфере

агропромышленного комплекса «АПК – Молодежь, Наука, Инновации;

•               Областная НПК «Изучая мир растений»;

•               Областная НПК «Молодежь: шаги в науку».

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Инновационная деятельность:

ФГОС ООО

ЦЕЛЬ: создание условий, позволяющих решать задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

АГРОБИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ

ЦЕЛЬ: Создание системы непрерывного агробизнес-образования для решения проблемы кадрового обеспечения квалифицированными специалистами с инновационным мышлением и бизнес-подходом.

НАЧАЛО ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ И РОБОТОТЕХНИКИ»

ЦЕЛЬ: реализация общероссийской программы выявления и продвижения перспективных кадров.

ОМУ – АНО ДПО «Открытый молодежный университет»

ЦЕЛЬ: углубленная подготовка школьников по информатике и информационно-коммуникационным технологиям

«НЕМЕЦКИЙ – ПЕРВЫЙ ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ»

ЦЕЛЬ: развитие личности школьника, способной и желающей участвовать  в межкультурной  коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладении им.

Учащиеся  школы  принимают участие в Международный краудсорсинговый интернет-проекте «Читающая страна». Цель проекта: популяризация чтения русской и зарубежной литературы, которую изучают в школьном курсе литературы.

Ежегодно участвуют во  Всероссийской  акции «Географический диктант» и всероссийском  проекте «Каждый день горжусь Россией!», во Всероссийском экологическом диктанте  среди 5-11 классов.

3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Воспитание и социализации обучающихся – это  совершенствование  школьной развивающей образовательной среды в условиях модернизации образования,  содействующей становлению каждого учащегося как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к постоянному совершенствованию себя; самоактуализации, саморазвитию, самореализации и самообразованию всех участников образовательного процесса.

Внеурочная  деятельность  представлена следующими направлениями: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное,  общекультурное, социальное.

Важным звеном в системе воспитательной работы школы является система дополнительного образования. В течение   2017 года в  школе  работали  следующие  детские объединения и кружки: «Быстрее, выше, сильнее», «Ловкие, сильные,  смелые», «В мире искусства», «Соловушка», «Мягкая игрушка».

3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

В 1975 году возник при школе и хоровой коллектив села Хомутово, руководила которым Людмила Борисовна Петрова (Осиновцева).
Хор Хомутовской школы учителей и учащихся, состав которого достигал 100 человек,  вошел во Всероссийское хоровое общество и был удостоен звания «Народного». Хор просуществовал вплоть до 1985 года. Сейчас в школе работает ДО «Соловушка».
4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Старейший населённый пункт в Иркутском районе Иркутской области. Точное происхождение названия села неизвестно. Вероятно происхождение от первопоселенца Хомутова. В старину также «хомутом» называли характерный изгиб реки, но речка Куда, на которой стоит поселок, очень извилиста, и можно поверить в справедливость второй версии. Есть ещё одна версия, согласно которой на эвенкийском хомоты означает «медведь», «медвежье место», откуда и пошло название села, так как в период освоения в окрестностях Хомутово, а также вблизи Иркутска, обитало много медведей. Символом села утверждён медведь, и на въезде в Хомутово установлена стела с его изображением.

История:

Первые налоговые ведомости Хомутово появились в 1685 году, но эта дата не соответствует истинному возрасту села. «Чертёжная книга Сибири» так же утверждает, что первое поселение на этих землях возникло в 1685 году, лишь немногим позже возникновения Иркутского острога.

На протяжении всего времени существования Хомутово является сельскохозяйственным центром и одним из основных поставщиков продовольствия для Иркутска, что существенно повлияло на развитие села.

14 октября 1901 года произошла одна из крупнейших катастроф на Байкале: в непогоду затонуло судно «Потапов», погибло около двухсот человек (жертвами стали в основном горожане и крестьяне из Хомутово и Оёка).

В последние годы Хомутово получило мощный демографический толчок, обусловленный большим притоком как переселенцев с севера, так и людей уставших от суеты большого города. Село находится в 19,5 км от Иркутска, и добраться отсюда до центра города иногда проще, чем доехать с другой окраины областного центра. Благодаря этому, Хомутово фактически становится спальным районом Иркутска. Новый коттеджный посёлок носит неофициально название Западный, предположительно, потому что расположен по другую (западную) сторону Качугского тракта, который был построен в обход Хомутово, а сейчас фактически снова проходит через центр села. Чёткая граница между поселениями Хомутово, Позднякова, Куда и Грановщина уже стёрта, а на полях, где раньше возделывались культуры, появляются новые улицы. (информация с сайта https://ru.wikipedia.org)

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Сельская школа всегда занимала особое место, была чем–то большим, чем просто образовательное учреждение. Учащиеся являются активными участниками всех сельских мероприятий, праздников, акций.
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Родители, выпускники.

Информация подготовлена и предоставлена администрацией МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №1»

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Карцева Тамара Анатольевна,

учитель информатики и ИКТ МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №1»,

Иркутского района Иркутской области

Сайт школы: http://xn--1-7sbf6afdnbbb3blx3c.xn--p1ai/

«Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми должны быть и ученые» П. Л. Капица, лауреат Нобелевской премии

Сегодня робототехника достаточно прочно вошла в нашу повседневную жизнь. Это одна из тех областей, которую ждёт активный рост. Образовательная робототехника предоставляет уникальную возможность освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов. Юные исследователи , войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций.

Внедрение технологий образовательной робототехники в учебный процесс способствует формированию коммуникативных, личностных, регулятивных, и познавательных универсальных учебных действий, являющихся важной составляющей ФГОС.

  • России прогнозируется спрос на продукцию предприятий робототехники в

строительстве, логистике, сфере обслуживания, промышленности,  а так же в сельском

хозяйстве. Поэтому цель преподавания её в школе – это развитие технического творчества и формирование научно-технической профессиональной ориентации 56

учащихся. А основная задача – выявление и продвижение детей, заинтересованных в проектировании и программировании роботов, через участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях, олимпиадах и НПК по робототехнике.

  • 2015 года – МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №1» является пилотной площадкой по робототехнике в Иркутском районе и заключено соглашение о сотрудничестве по реализации общероссийской программы выявления и продвижения перспективных кадров для высокотехнологичных отраслей российской экономики “Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России” г. Москва.

Третий год занятия ведутся в виде факультативных курсов и занятий внеурочной деятельности в 5-6-х класса по программе «Первый шаг в робототехнику» Д.Г. Копосова на базе конструкторов Lego. Заниматься робототехникой продолжают и учащиеся 7 класса.

Учащиеся активно принимают участие во всех мероприятиях по робототехнике. Школьники стали победителями городского фестиваля робототехники «Easy Robot» образовательного центра Easy School» с проектом «Роботы в космосе»; Байкальском робототехническом фестивале на базе МБОУ г. Иркутска СОШ с углубленным

изучением отдельных предметов №64 в номинации «Робофутбол»; в Главном Сибирском Фестивале по робототехники “РобоСиб-2016 (3 место в направлении Hello, Robot! Сортировщик); во Всероссийском робототехническом фестивале «БAЙКАЛРОБОТ-2017» в номинации «ЭКО-КВЕСТ»; во Всероссийском фестивале науки в конкурсе робототехники «РобоТех38» на базе ИрНИТУ (3 место в номинации «Сумо»). В 2017 году – участвовали во II Открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) по компетенции JS05 Mobile Robotics-23.Мобильная робототехника; становились призёрами в Открытом региональном фестивале-марафоне «Робо-Весна 2017» и в творческом фестивале-конкурсе “РОБО-СЕМЬЯ в рамках XIII форуме «Образование Прибайкалья».

Готовясь к соревнованиям по робототехнике, юные робототехники создавали множество проектов, конструировали и программировали роботов для разных целей. Роботов для биатлона, перетягивания каната, движения по траектории, сортировки груза, посадки семян, шагающих роботов и множество других.

Школа является и пилотной площадкой агробизнес-образования, поэтому интересной стала работа в создании и программировании роботов для сельского хозяйства. Первыми были проекты «Робот–комбайн», «Робот-Кормильщик-Поильщик», «Робот-охранник». Уже в 2016 году в рамках XII форума «Образование Прибайкалья – 2016» «Агробизнес-образование Иркутской области: от идеи до реализации» ребята представили проект “Роботы в сельском хозяйстве”, который осуществлял посадку семян пшеницы.

  • целью развития робототехники в школе наши преподаватели посетили Всероссийский летний образовательный лагерь для тренеров команд «Робошкола на Байкале» в направлении «FIRST FLL», где приобрели огромный робототехнический опыт
  • сами представили проект из Lego NXT «Рокост» (роботизированный компост), который планируется реализовать в школе. Следующий шаг переход от Lego (5-6) класс к Arduino (7-9 класс). Невысокая цена Arduino и большое количество датчиков подходит для применения ее в образовательном процессе. Учащиеся смогут наблюдать за физическими процессами в реальном времени, создавать автоматизированные системы. «Автоматический полив», «Умная теплица», «Умный курятник», «Умная кормушка» и другие проекты скоро воплотятся в реальной жизни сельского школьника – хозяина своей земли в ближайшем будущем.

Робототехника будущего в настоящее время представляется как гармоничное соединение интеллектуальных и программных роботов. Появится большое количество практически полностью роботизированных производств, роботы будут активно применяться в сельском хозяйстве. Уже сейчас существует немало перспективных разработок, которые в будущем могут быть воплощены в жизнь.

 

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ШКОЛЬНИКА

Романова Ольга Ильинишна, учитель географии МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №1» Иркутского района Иркутской области Сайт школы: http://xn--1-7sbf6afdnbbb3blx3c.xn--p1ai/

  • современных условиях развития общества при смене культурных, социальных, экономических ценностей, норм и отношений возникла необходимость поиска более эффективных путей подготовки школьников к выбору профессии. Сегодня деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение
  • жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры.

Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» создал условия для перехода к образованию по выбору, предоставил возможность ученику выбирать формы получения образования. В результате ученик школы стал осознавать, что стать успешным человеком в условиях рынка сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, обладает способностью приспосабливаться к новым условиям труда, быть конкурентоспособным, уметь общаться.

Одной из форм организации свободного времени учащихся и получения образования является внеурочная деятельность, которая является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

Задача МОУ ИРМО «Хомутовской школы№1»-помочь детям освоить различные формы общения, взаимодействия и жизненного уклада на селе, предоставить им равные возможности для разностороннего развития. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных

обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.. Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Цель внеурочной деятельности в нашей школе: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основные задачи:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • формирование потребности в получении профессионального образования и самосовершенствовании.

Внеурочная деятельность в МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №1» осуществляется на основе оптимизационной модели организации внеурочной деятельности и объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь, педагог дополнительного образования).

Координирующую роль выполняет на уровне класса классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

  • взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы;
  • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
  • организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Кроме плана внеурочной деятельности модель внеурочной деятельности так же предусматривает использование следующих документов:

– индивидуальная карта занятости обучающегося во внеурочной деятельности;

– общая карта занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности;

– журнал учета достижений обучающихся во внеурочной деятельности.

  • рамках реализации программы внеурочной деятельности особое внимание в нашей школе уделяется исследовательской и проектной деятельности школьников. Учащиеся к такой деятельности приобщаются с начальной школы. Какие типы проектов мы практикуем?
  • Исследовательские проекты. Примеры: эссе, исследовательские работы агротехнологического, экологического, социального направления.

Например, вертикальное озеленение, огород на подоконнике, насекомые нашего сада, влияние магнитных и электрических полей на семена овощных культур.

  • Творческие проекты. Это стенгазеты к праздникам и предметным неделям, сценарий праздников, видеофильм. Такие проекты, учащиеся школы составляют с классными руководителями. Примеры: стенгазета к агровыставке, видеофильм: «Мои любимые овощи», « Как я провёл лето», предметные выставки.
  • Игровые проекты. Примеры: кроссворды, сценарий праздника, фрагмент урока. Например, фестиваль «Традиция живая нить» (русские народные игры, православные праздники), квест- игра: «Мир профессий»
  • Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. Примеры: доклады, сообщения. Например, «Люди нашего села», «Профессия моих родителей».
  • Практико-ориентированные. Примеры: проект закона, справочный материал, наглядное пособие (решение задач по генетике), совместная экспедиция, программа действий. Например, создание бизнес плана «Фитоферма», агротуризм «Предприятия агропромышленного комплекса с.Хомутово».

Особенно привлекательны для учащихся проекты с краеведческим содержанием: «Люди нашего села», «Герои войны и тыла», «Их именами названы улицы». Учащиеся школы объединяются в поиске сведений о жизни и творчестве наших земляков, в сборе материалов о местных событиях, о способах защиты окружающей природы.

Для расширения контактов учащихся, их социального общения особая роль отводится организации взаимодействия детей и родителей. Любимый проект родителей и детей – это озеленение пришкольной территории. Зимой каждый класс разрабатывает проект, в котором главное учитывают: тему по оформлению территории и финансовые затраты. Защищают проект на родительском комитете. И лучший проект вся школа весной осуществляет. В рамках внеурочной деятельности учащиеся школы выращивают рассаду, наблюдая за ее ростом, делают опыты. Также традиционным мероприятием является ярмарка «Молодые финансисты», где учащиеся школы на практике реализуют все основы экономики, считают прибыль, рекламируют товар.

Выбор профессии — важный этап в жизни молодого человека, от которого зависит его дальнейшая судьба. Как сориентироваться в многообразии профессий? Как сопоставить свои желания и склонности с потребностями рынка труда? Эти вопросы очень важны, как важны вопросы о дальнейшем построении образовательной и карьерной траекторий развития. Как правильно выбрать учебное заведение или найти хорошую работу? Это, как ни странно, тоже волнует молодых людей. Данное направление внеурочной деятельности «Профессионального самоопределение школьника» поможет ответить на эти вопросы.

  • рамках внеурочной деятельности работа с учениками 5-7 классов направлена на формирование и сознание ими своих интересов, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей. Спланирована серия познавательных занятий и экскурсий, на которых проходит ознакомление с профессиями. Таким образом, на выходе профориентация школьников 5-7 классов представляет собой формирование в сознании ученика разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитание у детей уважительного отношения к труду, бережного отношения к результатам труда, понимания значимости труда для жизни общества, подготовку к профориентационной деятельности на следующей ступени школьного обучения через участие в акциях, играх, выставках, конкурсов рисунков, поделках.

Работа со школьниками 8 – 9 классов направлена на формирование представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Учащимся педагог-психолог предоставляет индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии. Проблема выбора профессии стоит перед учащимися всегда, а сейчас она становится актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, поэтому для учащихся организуются экскурсии на предприятия, посещение профессиональных учебных заведений среднего профессионального образования (колледжи, техникумы, училища (медицинские, педагогические, ветеринарные, юридические). Учащиеся активно принимают участие в профориентационных праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.

Целью профориентации становится развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной

практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

Установлено, что изменения, которые происходят в современном обществе, а, следовательно, и в современной школе создают для школьника новые возможности и условия для компетентного выбора каждой личностью своего жизненного пути. В связи с этим, образование следует рассматривать как процесс, направленный на социализацию школьника, на адекватный им выбор жизненного пути, выбор профессии.

Список литературы:

  1. Атутов, П. Р. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников Текст. / П. Р. Атутов, В. А. Поляков. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
  2. Гузеев, В. Профильная дифференциация и учебный план средней школы Текст. / В. Гузеев // Директор школы

3.Резапкина, Г. Акцентуация и выбор профессии / Г. Резапкина // Школьный психолог: Прил. к газ. “Первое сент.”, 2010, №20., с.25-32.