Рябиновская СШ Кумёнский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.      Полное название школы

 

Рябиновская сельская школа с 1 сентября 2020 года закрыта.
1.2.      Ф.И.О. директора школы

 

 
1.3.      Почтовый адрес

 

613407 Кировская область, Кумёнский район, село Рябиново, ул. Просёлочная, д.8
1.4.      Телефон

 

 
1.5.      Сайт

 

 
1.6.      Электронный адрес

 

 
1.7.          Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

 
1.8.          Количество педагогов, их образование и квалификация

 

 
1.9.          Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

 
1.10.       Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

 
2. История школы: основные вехи

 

2.1.          Дата основания школы

 

1 октября 1791 года была открыта частная школа в селе Рябиново Кумёнского района Кировской области
2.2.          Обстоятельства создания школы

 

Заведующим школы был священник Иоан Овчинников, а учителем — дьякон Андрей Костров.
2.3.          Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

С 1953 по 1960 годы и в период с 1962 по 1963 год директором школы была Клавдия Михайловна Дрягина.

В 60-70 –е годы до 1987 года школой руководила Нинель Константиновна Соснина. При ней в 1975 году было построено новое здание школы на 90 мест.

С 1987 года по 2014 год – Мартынова Ираида Леонидовна.

2.4.          Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

1 октября 1791 года была открыта частная школа в селе Рябиново Кумёнского района Кировской области.

Заведующим школы был священник Иоан Овчинников, а учителем — дьякон Андрей Костров. Училось в школе 12 детей, из них 4 окончили школу со свидетельством.

В середине 19-го века, в 1846 году, была построена деревянная школа напротив церкви.

1 сентября 1935 года школа из начальной была переведена в семилетнюю.

В 1963 году, в связи со школьной реформой Рябиновская школа стала восьмилетней.

01.01.2001 года Рябиновская неполная средняя школа переименована в муниципальную основную общеобразовательную школу с. Рябиново.

01.09.2010 переведена в начальную общеобразовательную школу с. Рябиново.

С 1 сентября 2020 года школа прекратила своё существование.

2.5.          Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Клепикова Августа Трифоновна проработала в школе с 1946 по 1980 годы учителем биологии и географии, заведовала пришкольным учебно-опытным участком. Под её чутким руководством пришкольный участок был лучшим не только в районе, но и в области.

Иванов Алексей Васильевич, участник Великой Отечественной войны, учитель физкультуры, преподавал историю, труды с 1959 по 1982 годы. В своё время этот человек внёс огромный вклад в дело развития физкультуры и спорта в селе, сумел увлечь ребят и взрослых, привить им любовь к физкультуре и спорту. Его воспитанники постоянно занимали призовые места на различных соревнованиях районного и областного уровня, славились своими достижениями. Из воспоминаний Иванова А.В. «Весной 1960 года к нам пришёл первый успех: из Суны мы привезли кубок. В следующем году мы не смогли его удержать, заняли лишь второе место. Но это, если можно так выразиться, еще больше взбудоражило ребят. Мы стали серьёзно готовиться к каждым соревнованиям. Больше внимания уделяли технике ходьбы на лыжах. Летом охотно занимались лёгкой атлетикой, футболом и волейболом. Большую помощь оказал нам Н.Д.Щеголев. Он вовлек в юридические члены спортобщества «Урожай» наш колхоз «Правда». Я добровольно взял на себя спортивную работу в колхозе. И у меня в школе оказались лыжи, алюминиевые палки, лыжные ботинки, а потом гири, штанга и даже велосипеды. Наши велосипедисты Николай Обухов, Олег Мячин, Нина Пряженникова и другие были включены в районную сборную и 6ездили на областные соревнования. Из всех восьмилетних школ были самыми богатыми. Только никогда не было у нас спортивного зала. Это было плохо. Мы с ребятами оборудовали спортивную площадку. У нас были мини-футбольное поле, две волейбольные площадки с сетками, баскетбольная площадка, две ямы для прыжков, всегда полные опилок, три перекладины для различных возрастов, два бревна, гимнастическая стенка, параллельные брусья, лестница, канат, шест для лазанья, беговая дорожка, щит для метения мяча в цель. Сами огораживали свой стадион, каждую весну и осень выравнивали лопатами. Сами рубили лес, на лошадях вывозили его, сами строили. Наш стадион не надо было косить, он всегда был вытоптан. Мы активно и с большой охотой принимали участие во всех соревнованиях… Мы всегда приезжали домой с призами».

 

2.6.          Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Надежда Иосифовна Басс родилась 8 апреля 1937 года в городе Новороссийске. Мать – русская, отец – черниговский хохол (потом выяснилось, что он из немцев). В мае 1941 года семья приехала в гости, а через месяц началась война. Отец ушёл на фронт и погиб в 1944 году.

В 1945 году Надежда Иосифовна пошла в первый класс в школу села Рябиново. Село в то время было маленькое, жилых домов не больше десятка. Однако в селе были магазин, двухэтажная школа, медпункт, контора, сельский совет, почта. Из детства Надежда Иосифовна хорошо помнила гулянья 2 августа в Ильин день. Со всех деревень съезжались гости. У церкви стояли торговые ряды: из деревни Попцы привозили на продажу глиняные горшки и корчаги. На площади перед церковью устанавливали карусели, выступали скоморохи. Хорошо помнила Надежда Иосифовна и свою первую учительницу Зинаиду Ильиничну. Учебников было мало, не говоря уже о наглядных материалах, но Зинаида Ильинична хорошо рисовала сама и увеличенные рисунки крепила на доску.

Детям в то время приходилось много работать: рвали лён на полях, копали картошку. Но жили весело. Труды учителей не пропали даром: Устюжанинов Алексей в 7 классе за отличную учёбу был направлен в Артек, Валентин Шибанов окончил лесотехническую академию. Да и другие одноклассники Надежды Иосифовны многого добились в жизни.

После окончания семи классов Надежда Иосифовна едет в Киров, где поступает в ремесленное училище №2, и получает специальность электрообмотчицы. Некоторое время работала на заводе им. Лепсе. Летом ежегодно ездила в пионерский лагерь, где вела с детьми фотокружок, драматический кружок и художественное чтение. Одновременно училась в вечерней школе на курсах учителей начальных классов. После окончания которых работала в школе № 45 при заводе. Очень любила фотографировать детей. Было четыре персональных фотовыставок.

Однажды директор Дома художеств пригласила Надежду Иосифовну поработать у мастерицы дымковской игрушки мастером. Там она увидела такое обилие прекрасных дымковских игрушек, что не влюбиться в это чудо было нельзя.

Вскоре был объявлен набор в ученики к дымковским мастерицам. Надежда Иосифовна сдала все экзамены: рисунок, живопись и лепку. Работала в мастерских недолго, но любовь к «дымке» пронесла через всю свою жизнь.

После выхода на пенсию начала работать с детьми в Доме детского творчества. Тогда и начались поездки по разным фестивалям, в разные города: Москва, Екатеринбург, Кострома, Орёл, Минск, Сыктывкар, Витебск, Великий Устюг, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Псков, Вологда, С. – Петербург.

В 20078 году награждена Дипломом I степени за участие в выставке Московского Международного Молодёжного конкурса-фестиваля «Солнце светит всем», посвящённого 860-летию г. Москвы.

Напряжённый график работы и многочисленные выставки не мешали Надежде Иосифовне посещать места, где прошло её детство, родную школу. Она неоднократно приезжала в родное село, была частым гостем в Куменском краеведческом музее. Публикации о Надежде Иосифовне и её творчестве были и в районной газете и областных изданиях.

 

2.7.          Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

 
3.       Культура школы

 

3.1.          Главные педагогические идеи школы

 

 
3.2.          Ценности школьной жизни

 

 
3.3.          Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

 
3.4.          Традиции и ритуалы

 

 
3.5.          Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

 
3.6.          Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

 
3.7.          Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

 
3.8.          Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

 
4.       Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа      С начала своего основания село по церковному учёту называлось Богоявленским, а по земскому учёту – Малая Кумёна, и только с 1739 года стало называться Рябиново. По преданию село получило своё название от росшего в большом количестве и на близком расстоянии друг от друга дерева рябины.

Село стоит на малом холме, окружённом более высокими холмами, между рекой Малой Кумёнкой с северной стороны и Богоявленским ключом с южной. Из-за небольшой горы и маленького перелеска для приезжающих с севера, со стороны г. Вятки, оно открывается только «под самым носом».

Местность прихода села Рябиново несколько наклонена к востоку, поэтому все протекающие реки текут на восток. С северной стороны до реки Талицы местность представляет собой почти ровную поверхность, а далее местность холмистая с множеством оврагов вплоть до реки Большой Кумёнки. До половины XII столетия по всей местности был густой непроходимый лес: от села Суны и до города Хлынова. С заселением территории лес вырубался.

В апреле 1700 года Березовского стана земской староста черносошенных крестьян Козёмка Мартынов просит разрешение построить деревянную часовню на Малой Кумене. В том же году протопоп Хлыновского Кафедрального собора Иоанн Семёнов сын Мокрецов благословил построить на Малой Кумене не часовню, а деревянную церковь и основать новое село.

 

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества  
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня  
5.       История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)  
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)  
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)  

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): Братухина Татьяна Юрьевна.