МБОУ Касплянская СШ Смоленского района

МБОУ Касплянская СШ

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

 

 

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Касплянская средняя школа Смоленского района Смоленской области
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Кривцов Игорь Михайлович
1.3.        Почтовый адрес

 

Смоленская область Смоленский район с. Каспля ул.Заречная д.7
1.4.        Телефон

 

8(4812)36-61-61
1.5.        Сайт

 

 http://kasplya-school.edusite.ru
1.6.        Электронный адрес

 

kasplya2011@yandex.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

Начальное общее образование – 41

Основное общее образование – 53

Среднее общее образование – 20

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

Педагогический состав – 24 учителя

Высшее образование – 18 учителей

Среднее профессиональное образование – 6 учителей

Высшая квалификационная категория – 11 учителей

Первая квалификационная категория – 10 учителей

Соответствие занимаемой должности – 3 учителя

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Начальное общее образование — 5-дневная рабочая неделя

Основное общее образование, среднее образование — 6-дневная рабочая неделя

Начало занятий 09:00

Продолжительность урока: 2-11 классы – 45 минут

В первом классе устанавливается «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки:
– в сентябре, октябре – 3 урока по 35 минут каждый;
– со второй четверти – 4 урока по 35 минут каждый.

 

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

МБОУ Касплянская СШ расположена в типовом здании,  в котором проведён необходимый текущий ремонт.

В ОУ выполняются требования СанПиН 2.4.2.2821-10

Обеспечен свободный доступ в Интернет для педагогов и обучающихся.

Имеется:
– 14 оборудованных учебных классов-кабинетов,
– компьютерный класс (в классе имеется локальная сеть с выходом в Интернет),
– актовый зал совмещен со столовой,

– столовая на 100 посадочных мест,
– ОУ обеспечено необходимыми учебниками в соответствии с федеральными перечнями и учебно-методическими пособиями. Библиотека насчитывает фонд учебной литературы – 1939 книг,
– спортивный зал, стадион,
– автобус ПАЗ

 

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

1844 год.
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

Дворцовое село Каспля входило в состав Поречского уезда Смоленской губернии. В Государственном Архиве Смоленской области сохранились документы о дореволюционном периоде истории школы.

Это уведомление Господину Директору Смоленской Губернской Гимназии от Смоленской Палаты Государственных Имуществ об открытии в селе Каспля училища:«… Смоленского Округа Поречского Уезда Лоинской волости в минувшем мае месяце открыты вновь два приходские училища в селах Инькове из 30 и Каспле 29 вольноприходящих крестьянских мальчиков, образование которых вверено избранным для сего… приходским местным священникам»1, с жалованьем, определенным штатным положением для наставников сельских приходских училищ. Дата открытия училища- 3 сентября 1844 года. Эта  дата указана  в Ведомости о состоящих при  монастырях  и приходских церквах Смоленской епархии училищах для обучения детей монастырских служителей, поселян и прочего сословия за 1846 год.

Первым учителем в училище стал священник Григорий  Сильницкий3. Интересная информация содержится в Рапорте Исправляющему должность Директора училищ Смоленской Губернии от штатного смотрителя Поречьских  училищ Протопопова от 10 октября 1844 года. О Касплянском училище он пишет: «… имеет бедный приют свой в ветхой хижине, почти удаленной от лучей солнечного света». Т.к. учебное заведение открыто в недавнем времени, то все мальчики  учат Букварь. Беседуя с детьми, Протопопов «заметил в многих  стремительный порыв и детскую охоту к Просвещению». В 1844 году в Каспле обучалось 24 вольноприходящих мальчика, в 1845 – 20 детей. Мальчики овладевали общей грамотой, в некоторых училищах готовили «в писаря», но таких были единицы,к тому же далеко не в каждом уезде. В Касплянском училище писарей не готовили.

Учитель-священник Сильницкий получал 85 рублей жалованья в год, как и другие учителя приходских училищ. Занятия проходили в наемном доме, оплата которого составляла 17 рублей 14 копеек в год.

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

Перебякин Иван Иванович(1943-1946)

Терехова Анна Евсеевна(1946-1949)

 Рябченков Алексей Нестерович(1949-1951)

На первые послевоенные годы выпало труднейшее время восстановления, организация работы школы.

Вновь не было парт, тетрадей, учебников. Для отопления школы учителя и ученики заготовляли и носили от деревни Прудники торф.

Старовойтов Яков Артёмович(1951-1955)

Панкратов Александр Иосифович(1955-1957)

Ильющенкова Мария Антоновна (1957-1964)

При ней были обретены новые здания, переоборудованы под школу.

По её инициативе Касплянская средняя школа в 1959 году силами учащихся и учителей вырастила и сдала государству 5000 уток, а пришкольный участок приносил весомый доход школе: клубнику, капусту, картофель могли купить жители села.

На базе школы часто проходили семинары, открытые уроки, принимались иностранные делегации. Учителя принимали активное участие в жизни села.

Михненкова Александра Денисовна (1964-1978)

Кузьменкова Надежда Макаровна (1978 -1981)

Награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Отличник народного просвещения. В совершенстве владела методикой работы. Многих учителей привела к мастерству. Её стараниями в 1980 году начала работать очно-заочная школа, в которой все желающие могли получить полное среднее образование.

Грищенков Владимир Евдокимович (1981-1987)

Супругов Владимир Андреевич (1987-1990)

Внедрял демократический стиль общения в коллективе. Продолжал традиции краеведов, развивал пешеходный туризм. Осуществлял трудовое воспитание на личном примере. Поддерживал новые начинания: внедрял методику КТД, педагогику сотрудничества.

Струженкова Раиса Николаевна (1990 -2014)

 

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

1844 год-открытие школы

2012 год – базовая школа образовательного округа №3

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

Трушечкина Евдокия Киреевна – учитель истории, инициатор, организатор и более 25 лет руководитель школьного историко-краеведческого музея. Это благодаря ей мы имеем возможность ближе узнать историю своего края, прикоснуться к прошлому в прямом и переносном смысле. Почетный гражданин села Каспля.

Барсуков Иван Кондратьевич – учитель иностранного языка. В годы Великой Отечественной войны был стрелком-радистом самолетов сопровождения, обслуживал Тегеранскую конференцию. Многие фотографии музея сделаны его руками. Воспитал 4 детей. Человек с активной жизненной позицией. Почетный гражданин села Каспля.

Радченков Константин Павлович – военрук школы, многократно приводивший команды к победам в областных военно-спортивных играх «Зарница», «Орленок». Участник всероссийского финала игры «Орленок». Патриот малой родины.

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Куриленко Владимир Тимофеевич родился 25 декабря 1924 года. Партизан. Герой Советского Союза.

Грачёва Антонина Георгиевна  (род. 1.ХII.1928) доктор медицинских наук (1973 г.), профессор (1974 г.). В 1952 г. окончила Смоленский государственный медицинский институт. С 1980 г. по 1990 г. работала в должности заместителя министра здравоохранения России.

Зарянкин А.Е. – доктор технических наук

Зарянкин О.Е. – режиссёр Московского театра, Войтов Г.А. – доктор технических наук

Кондратов К.П. – инженер –изобретатель телевизионной техники

Барсуков А.В. – доктор медицинских наук

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

Школа № 435 г. Москва
Культура школы

 

Главные педагогические идеи школы

 

Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье
3.1.            Ценности школьной жизни

 

Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации
3.2.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

3.3.            Традиции и ритуалы

 

День Знаний;

День освобождения Смоленщины;

День Учителя;

День матери;

Новогодние праздники;

Вечер встречи выпускников;

День здоровья;

День Победы;

Прощай Азбука;

Прощание с начальной школой;

Праздник последнего звонка;

День защиты  детей,

Выпускной вечер.

 

3.4.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

 
3.5.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Программы:

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся при обучении начального общего образования

Программа воспитания и социализации

Программа «Школа-успеха»

Программа дополнительного образования

 

Проекты:

«70 добрых дел»,  «Экологический десант»

Акции:  «Бессмертный полк»,  «Благоустройство братских могил»

3.6.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

«Юные гагаринцы», волонтёрский отряд «Добро», Юнармия имени Героя Советского Союза В.Т. Куриленко
3.7.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

 
4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа История села Каспля уходит в глубь веков.

12 тысяч лет назад наши земли проутюжил огромный ледник. Это он вырыл котлован для Касплянского озера и соорудил песчаные холмы. И, таким образом, создал красивое место для проживания человека. (Матющенков И.)

При выходе из озера Каспля одноименной реки Каспля расположено село с тем же названием. Воплощение в одном названии трех крупных объектов – для Смоленщины уникальная редкость. Она вполне объяснима, если учесть, что здешние места заселены людьми очень давно – 4-6 тысяч лет назад. И река, и озеро сливались тогда в одном понятии «вода», а с нею был связан основной род занятий местных жителей – рыболовство. Поэтому можно предположить, что балтийский термин апе- «вода» первоначально вошел в состав собственного названия озера и реки, а уж потом от них возник вторичный топоним – селение Каспля. (Махотин)

Существует и еще одно предположение о происхождении названия села. До сих пор местные жители, осушая низменные места, добывая торф, находят громаднейшие стволы и могучие корни деревьев. Из поколения в поколение передают они рассказы о живописности этих мест и говорят, что варяжское слово «каспля» означает «красивое место», «место, где можно хорошо отдохнуть». Эта версия записана краеведами школы в середине XX века по рассказам коренных жителей Каспли.

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Школа проводит:

День матери

Митинги на Братской могиле

Акцию «Бессмертный полк»

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня Касплянская сельская администрация, Касплянская сельская библиотека, Касплянский Дом культуры
5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)  
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)  
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Ермолаева Ольга Сергеевна

Заместитель директора по воспитательной работе

Январь, 2015

Вопрос «Кем быть?» передо мной не стоял. Я с детства знала, что буду учителем. Росла в учительской семье, хорошо представляла труд учителя. Любила  играть в школу, себе всегда отводила роль учителя.

Эталоном учителя для меня была бабушка – Прасковья Тимофеевна Орлова. Я часто рассматривала её фотографию – красивая, подтянутая, интеллигентная. Никогда не видела её: за связь с партизанами она была расстреляна в 1941 году – но мечтала, как и она, учить детей французскому языку.

В школу пошла за компанию  с подругами, очень хотела.  Мне не было ещё и 6 лет, но отец (использовал положение) попросил посадить  меня в 1 класс, не зачисляя. Думал, что наиграюсь и успокоюсь. А я училась легко, с интересом и закончила 11 классов с золотой медалью.

Я родилась и выросла в Белоруссии, но поступать поехала в Смоленский педагогический институт. На факультет иностранных языков был большой конкурс, и отец, долго не раздумывая, решил, что надо поступать на физмат. Он работал учителем физики, старшая сестра  преподавала математику. Так что вопрос с выбором факультета решился сам собой. В институте вышла замуж за однокурсника Ермолаева Владимира Васильевича, он тоже из учительской семьи.

После окончания института нас распределили в Касплю. Первый свой приезд в Касплю запомнила на всю жизнь. Шёл 1969 год. До 1961 года Каспля была районным центром. Думала, что райцентр – это цивилизация. То, что я увидела, повергло меня в уныние: плетни, хаты, пыль…

По сравнению с Белоруссией полное запустение. Но муж уговаривал здесь остаться: речка, озеро, красивая природа. Говорил, что отработаем 3 года и уедем. Думала, потерплю 3 года, а задержалась на всю жизнь.

Ко всему привыкла, а школа стала родной.

Встретила нас директор школы Михненкова Александра Денисовна. К ней я испытывала чувство глубокой признательности, уважения. Светлая ей память…Как и другим дорогим моим наставникам –Будяковой Марии Ивановне, Трушечкиной Евдокии Киреевне, Архиповой Анне Гавриловне, Барсукову Ивану Кондратьевичу. Никогда не забываю и Лупикову Зинаиду Афанасьевну, которой в 2015 году исполняется 89 лет.

Школа размещалась в 3 зданиях, что создавало определённые неудобства, но по молодости это не замечалось. Нам сразу дали большую нагрузку, а мне ещё и классное руководство в 5 классе. До сих пор помню всех своих пятиклашек, хотя прошло уже 45 лет. Я их очень любила, думаю, они меня тоже. Мы встречаемся с ними на Вечерах встречи выпускников ежегодно и не можем наговориться: вспоминаем, как весело и интересно было в школе.

В то время в школе училось больше 600  учащихся, а на работу в тот год пришло 6 молодых, инициативных учителей. Педколлектив, в основном, состоял из молодёжи. Отношения были дружеские. Все праздники отмечали семьями, пели, плясали под баян. Было очень здорово.

По вечерам бежали в Дом культуры на репетиции, Касплянский хор был известен в области. Неизменными руководителями всей культурно-массовой работы на селе были Чистяковы Л.В. и Э.Н. В ДК мы проводили сборы дружины, комсомольские собрания, встречи со знаменитыми людьми, выпускные вечера.

На встречу с учащимися часто приглашали известных людей. Неоднократно в гостях у нас были З.Е.Куриленко, К.Т.Куриленко, В.А.Звездаева, поэты А. Мишин, В Смирнов, П. Кобраков, капитан теплохода «Владимир Куриленко» Голынский В.А., участники Великой Отечественной войны.

Особенно мне запомнилась встреча «От всей души», сценарий которой я написала и была ведущей вместе с пионервожатой Леднёвой Е.К. В зале было всё село, встреча была очень трогательной, нас благодарили, а я была счастлива, что эта встреча пробудила в людях гордость за своих односельчан.

В 1978 году меня назначили организатором внеклассной воспитательной работы. Мне очень нравилась моя работа, и я горжусь, что при встречах выпускники вспоминают мои внеклассные мероприятия.

Жизнь в школе кипела: работал клуб старшеклассников, проводились фестивали, конкурсы, концерты, комсомольские собрания, пионерские сборы, спортивные соревнования и, конечно, турпоходы.

Мне всё это было по душе.

Основным направлением работы школы было военно – патриотическое воспитание. Наши ученики занимали призовые (в основном, первые) места в районных смотрах, в туристических соревнованиях, в игре «Зарница», участвовали во Всесоюзной игре «Орлёнок».

Дух патриотизма царил в школе. Лозунг «Касплянское – значит отличное» был уже известен в районе.

В 1986 году сбылась моя мечта выучить французский язык. По линии ЮНЕСКО мы с мужем поехали в Москву на учёбу для последующей работы в развивающихся странах. Сначала выучили разговорный язык, потом учили физику на французском языке. Экзамены сдали на пятёрки. Горжусь, что могла преподавать физику на французском языке. Правда, работать в Африке нам не пришлось.

После возвращения из Москвы, я была назначена заместителем директора по воспитательной работе и отправлена на курсы в город Калинин. Там познакомилась с  Н.Е. Щурковой, слушала её лекции и поняла, что готова принять её методику воспитательной работы и работать по ней.

Провела несколько семинаров для учительского коллектива, не все поняли приняли эту методику. Чтобы показать, как работает методика КТД, решила провести Коммунарские сборы. За поддержку благодарна бывшему директору Супругову В.А., который сам принимал активное участие в творческих делах. На 3 дня в школе были отменены учебные занятия, каждый класс готовил КТД, затем дети рассказывали, как они готовились, и показывали, что из этого получилось (4С – сами придумали, сами подготовили, сами провели, сами проанализировали). Единомышленников появилось больше, работать стало интереснее. На базе школы проводились районные семинары по воспитательной работе, меня приглашали в другие школы. Опыт моей работы обобщался в районе.

За советами и методической помощью часто обращалась в институт усовершенствования учителей. Искренне благодарна методистам кабинета воспитательной работы Зазыкиной С.А., и Громовой Л.М. У них я получала консультации, советы, поддержку.

В 1988 году в школе состоялась очень памятная для меня встреча партизан соединения «Тринадцать», которым командовал С.В.Гришин – Герой Советского Союза. Когда он выступал, учителя и ученики замерли, а я вспоминала своего отца (он был радистом у С.В. Гришина), не дожившего до этой долгожданной и очень трогательной встречи.

В 1989 году мне присвоили Звание Отличника Народного образования. Наступали тяжёлые 90-е годы. Прекратил своё существование Советский Союз, не стало комсомольской организации, пионерская организация существовала формально. Движение скаутов у нас не прижилось. Постепенно стало меняться отношение к школе со стороны родителей и общественности в худшую сторону.

Трудно было смириться с тем, что школа должна воспитывать потребителей и оказывать образовательные услуги. Людей обуяла жажда наживы, деньги решали всё. Но школа боролась. Хотя речь уже не шла  о воспитании  всесторонне развитой образованной личности. Боролись с курением, алкоголизмом, наркоманией.

Каспля же потихоньку превращалась в руины без войны: сожгли Дом культуры, закрыли Торговый центр, больницу, Дом быта, прекратил существование совхоз «Касплянский». Поля заросли кустарниками, животноводческий комплекс разнесли по кирпичам. Молодёжь стала уезжать в Смоленск.

А школа продолжала бороться. Теперь – с безнравственностью. Основным направлением в воспитательной работе стало нравственное воспитание. Начали с Правил для учащихся, нравственных упражнений, создания педагогических ситуаций. Я стала практиковать  проведение уроков  доброты и великодушия, уроков осердечивания ума, материнских уроков.  Многие классные руководители помогали мне и поддерживали. Думаю, что мой труд не пропал даром.

В эти годы я разработала Программу воспитательной работы «Школа жизни»,  коллектив принял её, был дан толчок для возобновления воспитательной работы, до сих пор эта программа служит ориентиром моим коллегам.

В 2002 году мне было присвоено звание «Лучший по профессии», и в этом же году по моей инициативе школе было присвоено имя Героя Советского союза Владимира Куриленко, бывшего ученика Касплянской школы.

В разные годы школу закончили известные в настоящее время люди: Грачёва А.Г. – заместитель министра здравоохранения РФ, Зарянкин А.Е. – доктор технических наук, Зарянкин О.Е. – режиссёр Московского театра, Войтов Г.А. – доктор технических наук, Кондратов К.П. – инженер –изобретатель телевизионной техники, Барсуков А.В. – доктор медицинских наук, А.И. Мишнёв – председатель Областной Думы и другие.

В моей жизни школа занимала первое место. Я жила школьной жизнью, порой забывая, что у меня есть своя семья. В отпуске я с нетерпением ждала начала нового учебного года, в голове роились всевозможные сценарии проведения школьных праздников, которые  писала по ночам.

На работу шла с желанием придумать что-то новое, интересное. Горжусь, что работала в Касплянской школе, что у меня было много единомышленников и друзей. Никогда не пожалела о том, что стала учителем.

Прошло 40 лет… Пробежало…Пролетело…

В душе я учитель. Мне всё время хочется посоветовать, помочь, хотя уже мало кто нуждается в моих советах.

Иногда помогаю дочери в составлении сценариев, она продолжает нашу педагогическую династию. Внук не пошёл по нашим стопам, но подрастает внучка. Надежда есть!

Обращаясь к молодым учителям, хочу рассказать небольшую притчу.

Один учитель сказал своим ученикам:

«То, чему я хочу научить вас, точно яблоня, покрытая листвой.

То, что Я при этом знаю – всего лишь яблоко на ветке!

То, что в вас останется –  всего лишь плодовое зернышко!

Но из зёрнышка иногда вырастает яблоня!!!»

 

Дорогие молодые учителя! Сейте эти зёрнышки и верьте, что яблони вырастут.

 

 

 

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы):

Егорова Алевтина Владимировна

Богачёва Ольга Вениаминовна