МОУ Матвеевская СШ Старомайнский район

МОУ Матвеевская СШ

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

 

 

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение Матвеевская средняя школа муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области,

 

1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Ловчева Ольга Борисовна
1.3.        Почтовый адрес

 

Россия, 433465, Ульяновская обл., Старомайнский район, село Шмелёвка, переулок Школьный д. 5.

 

1.4.        Телефон

 

8(84230)47-2-28
1.5.        Сайт

 

http://matvschool73.lbihost.ru

 

1.6.        Электронный адрес

 

matv-shkola@yandex.ru

 

1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

    2015-2016 уч. год

1-4 кл – 35 ученика

5-9 кл- 51 ученик

10-11 кл- 15 учеников

 

1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

В нашем образовательном учреждении работает   – 27  педагогических работников

Из  них:

–  14 имеют высшее образование:

– 2 имеет высшую квалификационную категорию:

– 21 имеют первую квалификационную категорию:

1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

Образовательный процесс в МОУ МатвеевскаяСШ является гибким, быстро реагирующим на изменения в образовательной политике государства, региона, ориентирующимся на новые образовательные потребности, его можно представить как систему педагогических действий, соответствующих поставленным целям.

Школа осуществляет образовательный процесс по основным образовательным программам:

− I уровень – основная образовательная программа начального общего образования (нормативный срок освоения — 4 года);

− II уровень – основная образовательная программа основного общего образования (нормативный срок освоения – 5 лет);

− III уровень – основная образовательная программа среднего общего образования (нормативный срок освоения 2 года).

Уровень образовательных программ отвечает государственным требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям.

Для получения школьниками знаний, максимально соответствующих их способностям, возможностям, интересам, в школе организовано проведение внеурочной деятельности, элективных и учебных курсов, организована работа объединений дополнительного образования детей, спортивных секций.

 

 

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

Здание школы универсальное, отдельно стоящее, деревянное, на фундаменте, год ввода в эксплуатацию 1967. Проектная мощность 350 ученических мест, реальная наполняемость 101 человек.

Школа имеет автономное отопление, освещение,   холодное и горячее водоснабжение, канализацию,   спортзал,  спортивную площадку, столовую на 60 посадочных мест.

Санитарно-гигиеническое обеспечение: система отопления —  индивидуальная; система вентиляции – общеобменная; система водоснабжения – общий водопровод, водонагреватели. система очистки: локальная канализация; мусоросборники; теплые  туалеты. Система освещения: наличие электрозащиты (заземление); лампы накаливания и дневного света. Система пожаротушения: наличие противопожарных щитов; наличие средств пожаротушения; наличие планов эвакуации людей и имущества, наличие противопожарной сигнализации.

В целом санитарно-гигиенические и противопожарные нормы соблюдались. Общее состояние можно признать удовлетворительным.

В школе имеются 11 учебных кабинетов. Материально-техническое оснащение образовательного процесса:  компьютерные средства обучения:  12 компьютеров , 8 ноутбуков, 1 интерактивная доска, 6  принтеров,  5 сканеров, 1 музыкальный центр. Имеется Информационно-библиотечный центр, который  имеет в своём фонде   9 000книг, из них 2300 — учебная литература. Имеется школьный музей, в котором имеются разделы: История школы, Русская изба,

Комната боевой славы. Музей насчитывает более 500 единиц экспонатов. Школа подключена к информационной сети Интернет, имеет свою электронную почту. Спортивный инвентарь:  лыжи – 15 пар, мячи разные – 10 штук, скакалки,  спортивная  площадка рядом со школой.   Школа имеет самостоятельный земельный участок 0,5 га. На земельном участке выделяются зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная. отдыха, хозяйственная.

Учебно-опытная зона используется под пришкольный участок, на котором выращиваются овощи. Посадка овощей планируется таким образом, что их хватает для обеспечения школьной столовой, а излишки продаются и вырученные средства идут на нужды школы.  На территории школы посажен    яблоневый сад, имеется цветник.

 

 

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

1967
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

1869-1871 годы в селе Матвеевка было образовано земское училище грамоты, которое позже перевели в деревню Шмелёвка. Обучение проходило туго. Крестьяне неохотно отправляли своих детей учиться. 1884 год в селе на 123 хозяйства и 743 жителя открывается земская школа, помещённая в собственном доме, устроенном крестьянами. Школа имела 7 окон, но была сравнительно не большой, так единственная классная комната была квадратной, со сторонами 5,6 метра. Попечителем школы был помещик из Шмелёвки А.Бекетов, законно учителем-дьякон Степан Логинович Козлов, учителем, Григорий Порфирьевич Тренин. В школе училось 55 мальчиков и 8 девочек из них 25 мальчиков и 2 девочки из деревни Шмелёвка. Интересно, что учитель в Матвеевской школе получал 200 рублей в год, а законоучитель 42 рубля. Матвеевская школа называлась одноклассной, потому что комната, в которой занимались ученики, была одна, но учились здесь 3 группы, или в современном понимание 3 класса одновременно. При сравнительно упрощённой программе обучения такой метод себя оправдывал, ибо за счёт многократного повторения повышалось усваиваемость пройденного материала. До революции в Матвеевке была 3-х классная школа, которая находилась в сторожке при церкви и учил один учитель Выборнов Григорий Порфирьевич.

В 1924 году в Матвеевке была построена деревянная, крытая железом, четырехклассная школа, в которой 1926 училось 58 мальчиков и 36 девочек из Матвеевки и близлежащих деревень Шмелёвки и Пяти Озёрок. Учителями здесь были: Державин Александр Алексеевич, Кудрина Анна Андреевна, Борисов Александр Иванович, Борисова Федосья Ивановна, сёстры Выборновы Наталья Григорьевна и Вера Григорьевна и Неклюдова Любовь Константиновна.

В 1933 году в стране было объявлено всеобщее семилетнее образование. Школа стала называться «Матвеевская неполная средняя школа». Первым директором был Курочкин Николай Иванович (он закончил Тимирязевскую сельхоз академию и проработал в нашем селе до пенсии),а потом Аверьянов Владимир Фёдорович. В это время в школе работали замечательные учителя: Аверьянова Елизавета Владимировна, Лапкин Владимир Евгеньевич, заслуженный учитель РСФСР, Лапкина Наталья Петровна, Брындин Виктор Павлович- физик, Плотников Михаил Петрович-географ, Воронцов Михаил Сергеевич – историк, Лукьянова Елизавета Степановна- математик, они работали с душой, давали хорошие знания и несли культуру населению.

Наша школа размещалась в частных домах. (В коллективизацию состоятельные люди уехали в города, и каменные дома опустели, в этих домах размещалась школа). Ученики приходили учиться со всей округи из Грибовки, Бекетовки, Приютного, Русских, Мордовских, Подлесных Юрткулей, Кокряти, Айбаши, Жедяевки, Волостниковки. Приходили, конечно же лучшие кто желал учиться. Стало два 5,два 6, два 7 класса.

В 1939 году объявлено всеобщее среднее образование. В Матвеевке

открыли среднюю школу. Уже параллельными стали 8,9,10 классы, стали учиться в 2 смены.

1941 год. Молодые учителя ушли на фронт, в коллектив влились эвакуированные, со стажем и опытом учителя из Гомеля, Ленинграда: Скворцова Вера Георгиевна- химик, Яковлева Галина- географ, Станиславюк Вонифатий Трофимович, Станиславюк Анна Васильевна- из Белоруссии. Станиславюк В.Т. был директором школы. Учителями в основном были женщины, девушки. Он помогал им, заботился о них. В это время в школе работали Жданова Екатерина Михайловна (заслуженный учитель), Степанова Зоя Матвеевна (Отличник Народного просвещения). В это время в школе училось от 400 до 600 учащихся. В школе было 14-18 комплектов классов. Кончилась война директорами стали фронтовики сначала Евсеев Георгий Яковлевич, затем Подгорный Степан Васильевич.

1947 год. Приехали Кочетковы Виктор Иванович и Александра Ивановна работать в Матвеевскую школу. Виктор Иванович сначала был завучем, потом стал директором. В школе стало тесно в частных домах, освещение – керосиновая лампы, занятия 2-х сменные.

Надо строить новую школу! Виктор Иванович и председатель колхоза Максимов Константин Владимирович решили начать строительство школы. Обратились в высшие инстанции, но в план включить отказали. Тогда на свой риск и страх в первое лето заложили фундамент, на другое лето опять обратился во все инстанции, ко всем председателям в округе. Все поддержали, стройка стала народной. Большую помощь оказал депутат, почётный пионер дружины Матвеевской школы, зав. облфином Нечаев, а также заведующий облОНО Борисов Анатолий Александрович. Помогали учителя, ученики.

В 1967 году новая просторная светлая школа распахнула свои двери.

2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

1947 г.-19 – Кочетков Виктор Иванович

 

2005-по нынешнее время Ловчева Ольга Борисовна

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

 
2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

 
2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

Набиуллина (Белова) Наталья Павловна.

«Заслуженный учитель школы Республики Татарстан», «Заслуженный учитель Российской федерации», кандидат педагогических наук, с 1995 г. директор Казанского кооперативного техникума, в котором обучается полторы тысячи студентов.

Набиуллина Н.П:

С 1957 по 1967 год обучалась в Матвеевской средней школе.

-Моей первой учительницей была Казакова Александра Яковлевна, которая на всю жизнь дала мне уроки трудолюбия, доброты, ответственного отношения к делу. Директором школы все эти годы был Кочетков Виктор Иванович.

С первого класса со мной учились Козловская Люба, Жданов Миша, Морев Витя. Еланский Гена, Жданова Люся, Турова Шура, Кипенский Саша, Литвинова Рая и др.. М ы активно занимались спортом: лыжами, баскетболом, художественной самодеятельностью, в том числе пели в школьном хоре. Запевал, конечно, старшеклассник Саша Литвинов, а мы подпевали, наверное, слабо, но очень старательно. Мы пели песни «Наш паровоз вперёд лети» и «Мы кузнецы и дух наш молод». Это были годы беззаботного большого счастья.

 

Мальковский Пётр Александрович

1947 г. рождения 9 июня житель села Матвеевки Старомайнского района Ульяновской области окончил Матвеевскую среднюю школу в 1964 г..

Самыми любимыми учителями были: Кутузова Александра Николаевна- учитель по математике, Рубцов Николай Николаевич – учитель по физике, Степанова Зоя Матвеевна- учитель немецкого языка, Кочеткова Александра Ивановна- учитель русского языка и летературы, Кочетков Виктор Иванович директор школы-учитель по истории.

Занимался в школе успешно, на протяжении всего времени учёбы активный участник математических олимпиад по школе и району(занимал призовые места).

Любимым предметом являлась математика и в школе и в институте, по знаниям в этой области- оценивался только на отлично.

По окончанию школы с 1965 по 1970 гг. учёба в Казанском химико- технологическом институте по окончанию, которого по специальности инженер-технолог в 1970 г. был направлен в Новокуйбышевский нефтехимический комбинат от оператора до начальника цеха, проработав в цехах газоразделения, химических производств изучил и освоил процесс газоразделения, процесса получения дивинила, изопрена для получения бутадиеновых и и изопреновых каучуков. В 1988 г. по решению партийных органов направлен в район Крайнего Севера-г. Сургут Тюменской области для пуска завода «Стабилизации газового конденсатора» (входит в состав «ГАЗПРОМ») на должность главного инженера, в этом качестве проработал по 2000г. (12 лет). За этот период были освоены и запущены производства по получению бензинов, дизельного топлива, авиакеросина, а так же сжиженных газов для удовлетворения бытовых нужд и производств химии других отраслей. По процессам на этом заводе защитил в 1988 г. кандидатскую диссертацию.

В этот период «ГАЗПРОМ» создавал дочерние предприятия и в одно из них «СИБУР», для создания инженерной службы я был направлен по истечению года поставленная задача была выполнена, после чего переведен в Тольяттинский завод производства синтетических каучуков на должность генерального директора ,а в последствии на Новокуйбышевский комбинат для обеспечения пуска после продолжительного простоя производства изопрена.

Решением компании «СИБУР» и «ГАЗПРОМ» с 2002 по 2004 гг. переведён на Тобольский химкомбинат для обеспечения стабильной работы этого завода. На этом предприятии по процессам нефтехимии в 2003 г. защитил докторскую десертацию.

В 2004 г. по своей инициативе переведён в Самарскую область в компанию, которая является собственником актива ООО»Тольяттикаучук и ЗАО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания», которая в свою очередь входят в холдинг «СИБУР» на должность генерального директора, являлся также советником компании «СИБУР», где и проработал по январь 2007 г.. В 2008 г. работал в проектном институте ОАО «Самаранефтехимпроект»(Роснефть).

В настоящее время работаю по усовершенствованию нормативной базы по вопросам техники   безопасности нефтехимических производств в рамках полномочий исследовательского института (СНИИТБ НХП).

Имею более 70 наград и поощрений различного уровня. Из них Министерства Нефтехимической промышленности – 26; РАО «Газпром»- 37; Правительственных поощрений – 7.

Активный рационализатор, автор 11 книг и других периодических изданий.

 

 

 

 

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

 

 

3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

 
3.2.            Ценности школьной жизни

 

МОУ Матвеевская средняя школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом их индивидуальных способностей (возрастных, физиологических, интеллектуальных, психологических и др.), образовательных потребностей и возможностей, развитие и совершенствование образовательного процесса, осуществление дополнительных мер социальной поддержки детей; формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формированию здорового образа жизни.
3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

 
3.4.            Традиции и ритуалы

 

Все торжественные мероприятия школы открываем исполнением Гимна России, а заканчиваются мероприятия Гимном сельского поселения. Стало традицией проводить совместные мероприятия школы и учреждений социума: ученики активно участвуют как в культурно-массовых, так и образовательных проектах социально культурных учреждений, расположенных на территории села.
3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

 
3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

 
3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

 
3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

 
4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа Село Матвеевка

Село – центр сельской администрации, расположено в 40 километрах к северу от Старой Майны. В селе: Дом культуры, участковая больница, центральная усадьба колхоза имени Крупской.

Современная история села Матвеевки началась в 17 веке. Она не балует громкими именами, знатными людьми, грандиозными дворцами или интригующими легендами. У этого села простая, обычная история, и все же для самих матвеевцев прошлое их села заслуживает внимания, оно притягивает пониманием каждого, казалось, незначительного для чужих события. И за скупыми строками статистики и сохранившихся воспоминаний приоткрывается большой пласт напряженной жизни многих поколений с их надеждами, болью и радостью, увязанных в крепкий узел неразгаданной душевной привязанности…

Ныне за давностью лет трудно сказать, почему собранные с разных уездов поселенцы назвали образованную деревню Матвеевкой. Сегодня бытует версия, по которой деревня получила название от имени Матвей – Матвеева деревня, вероятно, одного из первых и авторитетных поселенцев.

Первые жители Матвеевки – мордовские инородцы, люди старательные, заботливые и на все способные. С большими надеждами они переселились сюда, но укорениться на здешних землях им не пришлось. В 1698-99 годах они были выселены по указу Петра и частью в деревню Ясашное Помряскино (новокрещенцы), а мордва-язычники – в деревню Богдашкино в верховья реки Урень (ныне деревня Чердаклинского района). Здесь же, на освободившихся мордовских землях были поселены 17 казанских иноземцев, состоявших из польских шляхтичей и казаков, взятых в плен при освобождении Смоленска. Новые поселенцы были все из рядовых (Погоский, Ермолинский, Карась и другие), получившие по 60 четвертей (30 десятин) в каждом из трех полей. С 1714 года эти поселенцы назывались однодворцами.

Следом за польскими поселенцами свободные матвеевские земли приобрели помещики, перевезя сюда с других мест русских крестьян, потому число жителей в Матвеевке быстро увеличилось. Со временем поляки полностью обрусели, сохранилась лишь часть польских фамилий – так здесь живут Цибульские, Козловские, Мальковские…

В 1792 году в Матвеевке построили деревянную однопрестольную церковь во имя Рождества Христова, это событие было значительным для селян, потому село стало часто называться по церковному престолу – Рождественское. Это название сохранялось за селом наравне с названием Матвеевка до середины 19 века, после чего стало встречаться реже, ныне об этом названии села никто не вспоминает.

В 1795 году в Матвеевке 97 дворов и 635 жителей, всего за селом было 4792 десятины земли. В селе, кроме однодворцев и казенных крестьян, было несколько мелкопоместных помещиков. Например, добротный одноэтажный деревянный дом имела помещица Матюнина Варвара Матвеевна, у которой было 12 крестьянских дворов и 41 крепостная душа; у поручика Федора Захаровича Полина – 17 дворов и 120 душ; здесь же было владение надворной советницы Агафьи Ивановны Дмитриевой и т. д. Однако с годами в селе сменилось поколение помещиков, и обновился его состав. Например, к 1816 году в Матвеевке (Рождественном или Христорождественном) имели владения титулярная советница Мария Ивановна Афанасьева, губернский секретарь Николай Иванович Бекетов, коллежский асессор Александр Васильевич Дмитриев, надворный советник Николай Федорович Матюнин, поручик Николай Федорович Иглин, который был предводителем уездного дворянства в 1818-1820 годах, и другие.

В последующие годы большая часть помещиков сменилась или выселилась на новые усадебные места, по этой причине резко колебалась численность села.

К 1859 году в Матвеевке (Рождественском) всего 66 дворов. К этому времени в селе сложились 4 крестьянские общины, потому село, вытянувшись вдоль Большой улицы, разделялось на 4 части. Наибольшей была община Государственных крестьян, по-уличному – Паны, так назывался восточный конец села, насчитывавший в то время 240 жителей, на которых приходилось 523 десятины надельной земли. Паны – самая старая часть села, именно здесь и жили изначально все поляки – паны, оттого и название конца. Если прикинуть для сравнения земельное обеспечение Панов в среднем на едока, как это делалось в советский период, то ориентировочно получалось на каждого по 2,2 десятины, это относительно неплохо. Незначительна была община госпожи Францевой – всего 4 двора и 15 душ.

Средняя часть села называлась Киселевкой, здесь была крестьянская община помещика Александра Григорьевича Киселева, который все свои 500 десятин отводил на крестьянские наделы, ибо его крестьяне были оброчные, потому вместо барщины платили оброк. Если взять в среднем на едока, то получалось, что на 92 человек здесь приходилось 500 десятин, или около 5,5 десятины на едока…

Западная часть села, примыкавшая к реке Ясачке, называлась Аристовский конец. В крестьянской общине помещицы Елизаветы Федоровны Аристовой на 145 душ приходилось 276 десятин земли, или в среднем по 1,9 десятины на едока, это тоже неплохо. Хотя нетрудно заметить, что аристовские крестьяне были обеспечены землей несколько хуже других, однако взамен они имели определенную компенсацию – здесь, с южной стороны на пустыре, был базар, и потому Аристовский конец назывался еще и Базарным.

Матвеевцы жили относительно крепко, что позволяло им строить каменные (кирпичные) дома. Предположительно, что первоначально кирпич привозили со стороны, но позже его делали и сами, привлекая мастеров лишь для его закалки. Матвеевцы в основном занимались землепашеством и животноводством, побочные ремесла и промыслы здесь были развиты слабо.

Большое значение для селян имел Симбирский коммерческий тракт, проходивший через село, потому Матвеевка являлась важным торговым пунктом, через который шли товары с Казани, Симбирска и Самары. От торговли село становилось зажиточнее и культурнее.

Матвеевский базар бывал по вторникам и славился большим разнообразием. Самые богатые базары здесь бывали перед праздником Рождества и вообще – осенью и зимой, затем шли весенние, и самыми скромными в ассортименте были летние базары. Ассортимент матвеевского базара для того времени был довольно широк: здесь можно было купить мед, масло, сало, рыбу, мясо, хлеб, сырые кожи; мелочные товары: соль, спички, свечи, деготь, лапти, мыло… Цены колебались в зависимости от спроса и времени года. Например, в 1859 году масло коровье стоило 4 – 5,5 рубля за пуд, мед – 8-10 рублей за пуд, сало – 4,30 рубля за пуд, мыло – около 3 рублей за пуд, масло ламповое 3-5 рублей за пуд, рыба весом до 2 кг за пуд 2 рубля серебром, мелкая – 1,25 за пуд, холст на мешки 3-4 копейки за аршин, полотна ткацкие по 15-17 копеек за аршин, полушубки – от 7 до 25 рублей серебром за штуку, в зависимости от выделки, кирпич – по 9-10 рублей за тысячу, лошади (заводские) – от 50 до 200 рублей…

Наличие базара позволяло многим матвеевцам иметь заезжие дворы, широко здесь было развито и маклерство. Матвеевский базар славился скотным рядом, сюда сводили скотину для продажи со всех соседних селений – в этом шумном скопище коров, телок, бычков, коз и лошадей заметной и авторитетной фигурой был маклер. Без маклера просто так не продашь и не купишь, маклеры умели управлять базаром, потому и шли к маклеру заранее договариваться о помощи. В базарный день такой маклер, при поддержке своих коллег, творил чудеса, умел продать за хорошую цену любую тощую скотину. Надуть, одурачить, разыграть и обвести, как говорят в народе, вокруг пальца, оставить в дураках какого-нибудь податливого простачка маклеры были большие мастера… Лошаденка, может, чуть на ногах держится, а маклер уверенно, насильно задирает ей голову, треплет ее вверх и вниз, имитируя ее резвость, искусно убеждая покупателя, что он чуть сдерживает ее пыл, а его коллега тем временем незаметно тычет лошадке под бока, так, что лошаденка невольно дергается, словно молодая, необъезженная… Обходя недостатки, маклер засыпал податливого покупателя потоком достоинств продаваемой скотины, уверяя, что за нее можно дать и больше. Маклер умел руководить вниманием покупателей, создавая благоприятную для себя обстановку, продавая порой клячу за приличные деньги. В то же время рядом крестьянин не мог продать хорошую скотину или продавал ее за более низкую цену, потому что маклеры старались мешать мужикам самостоятельно торговать, отвлекая покупателей и находя у вполне здоровой скотины какие-то несущественные изъяны и недостатки…

После реформы 1861 года в селе сохранилось общинное земледелие, но количество надельной земли у матвеевских крестьян уменьшилось до 919 десятин. Кроме того, крестьяне были недовольны переходным периодом, на который сохранялись прежние правила, и тем, что землю надо было выкупать на протяжении многих лет, что послужило поводом для участия матвеевских крестьян в Бездненском восстании, при подавлении которого один крестьянин из Матвеевки погиб…

Административно село Матвеевка относилось к Жедяевской волости Спасского уезда Казанской губернии.

Примечательно, что после отмены крепостного права повсеместно делаются первые попытки к обучению крестьянских детей грамоте. Так с 1869 по 1871 годы в селе Матвеевка было образовано земское училище грамоты, которое позже перевели в деревню Шмелевка. Обучение изначально проходило туго, крестьяне недопонимали необходимость грамоты, потому учиться своих детей отпускали с неохотой. Тем не менее, в 1884 году в селе на 123 хозяйства и 744 жителя открывается земская школа, помещенная в собственном доме, устроенном крестьянами. Школа имела 7 окон, но была сравнительно небольшой, так единственная классная комната была квадратной со сторонами в 5,6 метра, попечителем школы был помещик из Шмелевки Александр Владимирович Бекетов, законоучителем – дьякон Степан Логинович Козлов, учителем – Григорий Порфирьевич Тренин. В школе училось 55 мальчиков и 8 девочек, из них 25 мальчиков и 2 девочки из деревни Шмелевка. Интересно, что учитель в матвеевской школе получал 200 рублей в год, а законоучитель 42 рубля…

Матвеевская школа называлась одноклассной потому, что комната, в которой занимались ученики, была одна, но учились здесь три группы, или в современном понимании – три класса одновременно. При сравнительно упрощенной программе обучения такой метод вполне себя оправдал, ибо за счет многократного повторения повышалась усваиваиваемость пройденного материала.

К сожалению, не все дети доживали до школы. Очень напряженный сельский образ жизни при примитивном инвентаре требовал от женщин много времени и больших физических и психологических перегрузок, поэтому дети рождались ослабленными, к тому же часто родители были вынуждены оставлять младенцев под присмотром более старших детей или престарелых старух, которые сами нуждались в присмотре. Надо учесть и слабый уровень медицинского обеспечения, потому детская смертность была высокой. Например, в трудный 1901 год по здешнему приходу родилось 184, а умерло 217 человек. Такая высокая смертность заставила земство построить в том же 1901 году в селе больницу – лечебный деревянный корпус, крытый железом, что значительно снизило смертность. Так в 1904 году здесь родилось 203, а умерло 85 человек…

В 1905 году в Матвеевке было закончено строительство новой большой каменной церкви вместо обветшалой деревянной однопрестольной церкви, простоявшей 113 лет. Открытие новой церкви стало значительным событием для селян в наступившем 20 столетии. Всеобщее ликование захватило всех без исключения, ибо в село еще не был занесен революционный вирус противостояния и разобщенности, а селяне были объединены одной прекрасной духовной целью, одной радостью, одним желанием, и каждый селянин гордился своим величественным храмом. Красная пятикупольная церковь привлекала взгляд четкостью форм, чистотой отделки. Церковь теплая, трехпрестольная, в главном – во имя Рождества Христова, в правом приделе – во имя иконы Казанской Божьей Матери, в левом приделе – во имя Святого Николая Чудотворца. К приходу этой церкви относились деревни Шмелевка, Грибовка, Пяти Озерки. Священником в новой церкви был Андрей Семенович Разумовский. Церковь была построена на средства прихожан, в селе имелась книга – ведомость, где были отмечены люди, которые вносили средства на строительство храма с указанием вносимых сумм. Со слов Николая Жарухина, в книге были отмечены не только свои прихожане, но и со стороны. Так крупные суммы внесли купцы Блинов с Болымер и Щетинин из Казани.

Постепенно село численно увеличивалось. В 1908 году в Матвеевке было 176 дворов и 990 жителей. Здесь был ветфельдшерский пункт, земская сапожная мастерская, казенная винная лавка, две распивочных, Рейнский погребок, маслобойня, 3 ветряных мельницы…

Дореволюционный период характерен тем, что кроме сельскохозяйственной деятельности матвеевцы имели возможность в зависимости от способностей, знаний испытать себя в другой деятельности, так в умении торговать крепли хозяйства местных крестьян А. Г. Цибульского, Гаврилы Воронкова, Герасимовых. Кто-то завидовал им, кто-то пробовал сам себя в торговле, да не у всех это получалось. Другие матвеевцы шли подрабатывать в соседнее село Кокрять к самарским промышленникам братьям Наймушиным. В общем-то, большинство матвеевцев до революции жили неплохо.

Великий Октябрь открыл новую эпоху в жизни Отечества, эпоху масштабных экспериментов, необдуманных реформ и горьких разочарований…

Советскую власть в Матвеевке восприняли мирно. Весной 1918 года в селе был образован сельский Совет, а с 1920 года произошло укрупнение волостей: бывшые Жедяевская и Юрткульская волости были объединены в одну – Матвеевскую волость, которая стала относиться к Мелекесскому уезду Самарской губернии.

Краевед Толкачев вспоминал про первого борца за советскую власть в Матвеевке Алексея Федотова, который был председателем комбеда, а позже за перевыполнение сдачи хлеба государству был премирован Самарским губисполкомом. Надо отметить, что не один Федотов загорелся желанием отличиться в переустройстве Отечества на новый лад, искушение выйти в люди, быть на виду было велико, и цели вроде бы праведные, но вот методы и средства, ведущие к цели, не всегда верные. Поставляя хлеб государству, продотряды с помощью активистов лишали крестьян элементарной самостоятельности и традиционных запасов на “черный день”, практически обирая их. Это привело крестьянство к резкому обнищанию, гражданской розни, а в неурожайный 1921 год – к страшному голоду и эпидемиям во всем обобранном Поволжье… Если гражданская война здесь, в Матвеевке, больше напугала и как-то разъединила селян, то от голода и эпидемий, по мнению того же Толкачева, умерло более 70 человек.

От повального голодного мора селян спасла американская помощь: с весны, когда не оставалось никаких запасов, сельским детям до 14 лет было организовано питание, что позволило уберечь много жизней. Правда, официально эта помощь вспоминается редко и не всегда верно, вероятно, потому, что это была американская помощь, и идеологи искали в ней подвох, но в самом народе своевременная братская помощь оставила теплые незабываемые воспоминания; к тому же не могу привести примеров помощи от новой власти…

Последствия голода для селян были тяжелые, в селе резко сократилось поголовье рабочего скота, не хватало семян, к тому же матвеевцы были сильно истощены, потому часть площадей осталась незасеянной.

Безусловно, о голодном море постарались побыстрее забыть, тем более с введением продналога и свободной торговли крестьянству стало полегче, тревога и обеспокоенность сменились всплеском трудовой и предпринимательской активностью, но приблизиться к дореволюционному уровню селянам так и не удалось. Приведу для сравнения материальное положение хозяйств, считавшихся средними по достатку в Аристовском обществе. Так на начало 1914 года семья Григория Ягнова имела на 8 человек, не считая молодняка, три лошади, две коровы, три свиньи, пятнадцать овец, двадцать четыре десятины земли. Семья Кондрата Горячева состояла из 10 человек, имела 3 лошади, 2 коровы, 3 свиньи, 15 овец и 27 десятин земли (9 под паром, 9 под озимыми, 9 под яровыми); семья Александра Евграфова, состоявшая из 9 человек, имела 2 лошади, 2 коровы, 5 свиней, 15 овец, и 36 десятин земли. Те же семьи в 1926 году, то есть после 9 лет Советской власти, выглядели заметно скромнее. Так у Ягновых на 7 человек остались 1 лошадь, 1 корова, 1 свинья, 4 овцы и 9,8 десятины земли. Семья Горячевых на 10 человек имела 1 лошадь, 2 коровы, 3 свиньи, 9 овец и 14 десятин земли. Семья Евграфовых на 10 человек имела 1 лошадь, 1 корову, 4 свиньи, 8 овец и 14 десятин земли…

Список сравнений можно продолжить. Можно бесконечно спорить о великом значении Октября, но простые конкретные цифры и сравнения невольно заставляют задуматься о целесообразности революции для каждого конкретного села или семьи. Впрочем, люди жили надеждами, и что-то все-таки получалось. В 1920-ые годы, со слов старожилов, для матвеевской больницы был отведен новый участок на землях Киселевского общества, недалеко от въезда в село, куда был перенесен прежний больничный корпус в 260 квадратных метров, постепенно больница была значительно расширена. В 1924 году в Матвеевке была построена новая деревянная, крытая железом, четырехклассная школа, в которой в 1926 году училось 58 мальчиков и 36 девочек с Матвеевки и близ лежащих деревень: Шмелевки и Пяти Озерок. Учителями здесь были Державин Александр Алексеевич, Кудрина Анна Андреевна и Борисова Федосья Ивановна.

Матвеевка давно вышла из своих старых границ, обрастая новыми улочками и переулками. Большая улица, широкая и всегда опрятная, к западному концу чуть косила к северу, поэтому эта часть называлась Косаткино. От начала Косаткина, перпендикулярно к югу от Большой улицы Базарного конца шла улица под названием Пески, восточнее и параллельно ей шли Киселевская и Рябова улочка (по уличной кличке Цибульского), к северу от большой улицы – Фомичев переулок (по угловому дому Фомичевых) и т. д.

Село было огорожено с тем, чтобы скотина не выходила на поля, воду для своих нужд матвеевцы брали из колодцев, которые местами были до 9 саженей глубиной. В селе в какой-то степени сохранялись прежние обычаи, хотя здешние активисты часто собирались что-то обсуждать, ходили по селу с красным флагом и пели революционные песни, что было тоже интересно и необычно. Несмотря на сложности и неопределенности жизни, выматывающую крестьянскую работу и скромность сельского быта, жили как-то весело, с надеждой на лучшее, и почти в каждом доме была балалайка.

Частенько матвеевская молодежь в порыве молодецкой удали дралась со шмелевскими парнями – то из-за девок, то по неразумной ссоре. В селе, как и по всей округе, были распространены уличные прозвища…

В 1929 году в Матвеевке 1296 жителей. В этом году селу исполнилось 250 лет. Примечательно, что на 238 единоличных хозяйств здесь было 169 лошадей, 238 коров, 98 свиней, 762 овцы, 1472 десятины пашни. Нетрудно заметить, что средние показатели по хозяйствам были довольно скромными. Тем не менее, мужика стали заметно прижимать, хотя он с каким-то упрямством и верой в разумное и очевидное стремился к улучшению жизни. Так семья Кутузовых перебивалась на одной картошке, а маслобойку приобрела, имели маслобойку и Неклюдовы…

Крестьяне понимали, что надо облегчать свой труд. Например, считалось выгодно приобрести конную молотилку, которая быстро окупалась. Однако естественное желание рядовых тружеников не укладывалось в партийную идеологию, потому приобретать какую-то технику или более производительный инвентарь становилось рискованно, ибо такая семья автоматически попадала в кулаки и становилась врагами народа. Получалось, что крестьянину безопаснее было придерживаться примитивных методов в работе и жить в нищете…

К 1929 году по всей Матвеевской волости было в наличии 157 сох, 1698 однолемешных плугов, 718 двухлемешных, 86 конных молотилок, 150 веялок – по нынешней мерке инвентарь довольно примитивный, но тогда молодое правительство не интересовалось нуждами крестьян, оно развертывало новую волну борьбы за исключительную власть на все, производимое деревней. Потому идеологи советской власти разных уровней пропагандировали в селе новые отношения с непреклонным упором навсегда недовольного и завистливого бедняка.

2 апреля 1929 года в Матвеевке было образовано кооперативное товарищество «Дело бедняка», однако вскоре это товарищество ликвидировалось.

29 июля того же года был образован в селе ТООЗ «Пролетарский путь», однако и он вскоре ликвидировался. Бедняцкие хозяйства, как их ни объединяй, оставались бедняцкими, а те кредиты, что тратило на них государство, проедались и не приносили положительных результатов, потому, несмотря на мощную поддержку и пропаганду, такие бедняцкие объединения были несостоятельными и быстро разваливались…

2 февраля 1930 года в Матвеевке была создана сельхозартель «Память Ильича». Первым председателем колхоза, по воспоминаниям старожилов, был Суринский, его сменил двадцатипятитысячник Никифоров. Советская власть продолжительно восхваляла тех рабочих, кто отозвался на ее призыв и вошел в тот двадцатипятитысячный отряд пролетариев, пожелавших стать руководителями в создаваемых колхозах. Скороспешно окончив в лучшем случае месячные курсы, они ничего не понимали в сельском хозяйстве, это были в большинстве чужие, безжалостные, некомпетентные для села люди, для которых главной задачей ставилось обеспечение горожан хлебом. Естественно, что они содействовали тому, чтобы максимально выгрести хлеб из колхоза, потому они не принесли пользы отечественному сельскому хозяйству, тем не менее 25-тысячники стали положительными героями многих очерков, кинофильмов и художественных произведений…

В 1930 году село Матвеевка достигает наибольшей известной численности: в 286 хозяйствах было 1350 жителей. В этом году со здешней церкви снимали колокола. Сбежавшийся люд волновался и шумел, но большой 105-пудовый колокол все-таки сбросили. Колокол упал, раскололся на две части. Активисты из бедняков с бесовским усердием выбрасывали из церкви иконы, ломали их и жгли, словно забывали, что их же отцы и деды строили храм, строили на века, вкладывая тепло своей души в каждый уложенный кирпич, радуясь красоте, которая останется детям и внукам. Кто мог тогда предположить, что их труд будет напрасным. Те же иконы собирались годами на трудовые деньги нескольких поколений. Когда власть навязывает обществу идею разрушения и ненависти, то это сродни нашествию, и те единицы отступников, что охотно пошли против обычаев своих предков, схожи с иудушками, такими они и останутся в народной памяти …

Снятие колоколов, закрытие церкви и коллективизация – это грубое широкомасштабное наступление власти на крестьян, на их традиции, которые сопровождались в целях устрашения неоправданными репрессиями.

7 марта 1930 года тройкой ОГПУ были репрессированы священник Андрей Семенович Разумовский, крестьяне Гаврила Воронков, Алексей Романов, Павел Цибульский, маслобойщик Александр Неклюдов, все – с конфискацией имущества.

Несмотря на шантаж и террор, в колхоз матвеевцы вступали с неохотой, так к апрелю вступило лишь 37 хозяйств со 188 едоками. В колхозе числилось 27 рабочих лошадей, 20 коров, 40 овец, 28 свиней и по числу едоков 309 гектаров земли…

Селяне понимали, что вступая в колхоз, они превращались в тех же крепостных, только с более чудовищной эксплуатацией за символическую оплату труда – трудодни… Много лет колхозники были вынуждены существовать за счет мизерного приусадебного участка, и на тот у них не оставалось времени.

В 1930 году был отменен закон об аренде земли и применения наемного труда в единоличных крестьянских хозяйствах. В колхозах были введены соцсоревнования, встречные планы и другие изменения.

В 1935 году в колхозе состояло 166 хозяйств, а к колхозу относилось 2733 гектара земли. За все предвоенные годы ветераны колхоза отмечали лишь один год, когда на трудодень выдали по 8 килограммов зерна, обычно на трудодень приходилось не более 200 граммов. Чтобы колхозники не возмущались своим положением, продолжался жесткий террор против селян. В 1937 году были арестованы, а затем расстреляны Александр Ильин, Петр Кутузов, Василий Савин, Иван Ягнов…

Черной страницей в истории села, как и всего Отечества, стала война. В районную Книгу Памяти занесены имена 102 матвеевцев, которые не вернулись в село. Победа над врагом досталась несоизмеримо большой ценой. Время зарубцевало раны, сменилось поколение, и ныне нет той боли, того сопереживания, но забывать это нельзя. В старые времена на Руси в честь победы над завоевателями повсеместно строили храмы, в советский период все наоборот – после таких утрат и пережитых испытаний Матвеевскую церковь использовали под ремонтную мастерскую здешней МТС, а затем сломали.

Сегодня на месте разобранной церкви стоит монумент павшим в годы Великой Отечественной войны. Невольно напрашивается мысль: как бы замечательно сочетались сегодня храм и памятник павшим, как единый нравственный ансамбль памяти всем односельчанам… к сожалению, партийная идеология и неистовый атеизм оставили о себе в народной памяти горькие воспоминания и груды неоправданных развалин…

В 1958 году Матвеевский колхоз объединился с колхозами Шмелевки, Кокряти, Айбашей в колхоз имени Крупской. Однако попытка преодолеть застой в сельском хозяйстве путем простого объединения колхозов не удалась, ибо оставались пресловутый трудодень, серость быта, отвратительные дороги, унижение и разочарование. Даже верховной власти стало очевидно, что режим колхозного принуждения себя изжил, и надо было искать какие-то действенные стимулы. Начиная со второй половины 60-х годов, в колхозах была введена денежная оплата труда. Она, безусловно, была ниже зарплаты городского рабочего, потому селянам приходилось дополнительно работать на своем приусадебном участке, фактически вдвое удлинив рабочий день. Однако такая загруженность позволила им постепенно улучшить свое материальное положение.

В 1967 году в селе построена школа, а в 1969 году в Матвеевке построен Дом культуры, но это внимание несколько запоздало, то, что пережило старшее поколение, уже закостенело в сознании, и каждый селянин уже не удерживал

Матвеевская школасвоих детей в селе. Потому молодежь в массовом порядке уезжала в город, где им тоже было несладко, но перспектива лучшей жизни там была более обнадеживающей. И надо отметить, что сельская молодежь не затерялась и быстро обживалась в городе, и мало кто из них захотел вернуться в село, оставив в своей душе лишь массу теплых воспоминаний и неистребимую любовь к родным местам…

Для сравнения: если в 1959 году в Матвеевке был еще 871 житель, то в 1979 году, к 300-летию села, в Матвеевке осталось 465 жителей. Впрочем, за обыденной суетой о юбилее никто не вспоминал и никакого торжества по этому поводу в селе не было…Между тем, село постепенно возрождалось, с постройкой в селе молокозавода, пекарни, водопровода отток людей из села уменьшился.

В 1987 году колхоз имени Крупской разукрупнился, разделившись на два колхоза: «Искра» (Шмелевка) и имени Крупской (Матвеевка).

Интересно, что в 1990 году, в год 60-летия образования колхоза, здесь были 461 корова, 45 свиней, 1368 овец, здесь же был 41 трактор, 18 автомобилей, 21 комбайн… Казалось, что дела в колхозе идут нормально, но август 1990 года показал всю слабость колхозной системы, ее полную зависимость от умения и порядочности руководителя хозяйства, от разумной государственной политики, от паритета цен на производимую продукцию…

В последующие годы положение матвеевского колхоза вызывало беспокойство в районе, а в районной газете замелькали вызывающие тревогу заголовки: «Трагедия деревни» (1994 год), где говорилось, что осталось почти полторы тысячи гектаров весновспашки, нечем ремонтировать имеющийся машинно-тракторный парк, что стоят сиротливо недостроенные коробки 15 двухквартирных домов…

В другой, под заголовком «Нет хозяина» (1997 год) говорилось о состоянии колхозных коров: их впалые бока и жалкий, грязный вид говорил о том, что здесь нет настоящего хозяина. Механизмы все старые, часто выходят из строя, а заменить нечем. Затраты на получение литра молока составляли порядка 2000 рублей, а закупочная цена всего 900 рублей. За год колхоз потерял на низком качестве молока 40 миллионов рублей.

Еще статья – «Куда ни кинь – всюду клин» (1997), в ней говорилось, что на весну 1997 года в колхозе не засеяно ни одного гектара озимых, почва к посевной не готова, убытки колхоза – 125 миллионов рублей…

В 1999 году селу исполнилось 320 лет. Словно для славной даты в этот год колхоз достиг некоторых улучшений – видимо, новый председатель сумел настроить людей. В колхозе на этот год 5734 гектара земли, из них 2432 гектара пашни, здесь осталось 170 коров, полностью извели свиноводство и овцеводство…

В 1999 году в Матвеевке 184 хозяйства и 401 житель, уже практически нет маслозавода, пекарни…

На исходе 20 века, подводя итоги трудного пути подъемов и падений нашего сельского хозяйства, невольно задумываешься, что же надо было делать, по какому пути идти и мог ли простой крестьянин что-либо изменить в том затянувшемся кризисе идеологических иллюзий…

Что ожидает старое село в новом столетии, какую еще утопическую реформу задумывают очередные красноречивые теоретики и как из этих политических дебрей будут выходить рядовые селяне, покажет только время…

Деревня Шмелевка

К западу, минуя Матвеевку, дорога ведет к добротному мосту через небольшую речушку Ясачку. За мостом начинается деревня Шмелевка – деревня Матвеевской сельской администрации, расположена в 41 километре к северо-востоку от Старой Майны (по старому тракту 26 км). В деревне клуб, усадьба колхоза «Искра», в 1999 году 190 хозяйств и 475 жителей.

Шмелевка – простое и понятное название старой заволжской деревни. По единственной и бесспорной версии, в прошлом деревню окружал лес, где водились шмели, оттого и название Шмелевка… Ныне о старине мало что напоминает, обновился лес, площадь которого значительно сократилась, волжская вода с созданием Куйбышевского водохранилища подошла ближе, меньше стало дичи, и все же местный ландшафт продолжает привлекать внимание своей красотой и разнообразием. Краевед Михаил Толкачев оставил потомкам душевные строки о шмелевских красотах, иные из них нельзя пересказать лучше его. В память о Михаиле Андреевиче невольно обращаюсь к его описаниям местного ландшафта: «Шмелевка расположена на живописной небольшой возвышенности. На запад от Шмелевки тянется более чем на километр красивая березовая роща с высокими кудрявыми березами. Дальше примешивается дуб, липа, осина, орешник. Когда-то здесь был сосновый бор, но от него теперь остался только участок леса, который тянется вдоль берега залива Куйбышевского водохранилища. Во втором ярусе этого леса растет рябина, черемуха и дикая яблоня. Особенно густой третий ярус, где можно увидеть шиповник, дикую вишню, смородину, малину, а на полянах – землянику. К западу местность понижается, здесь господствуют ольха, черемуха, ива и другие породы деревьев. А далее, до села Жедяевка, тянутся луга. В лесу, особенно весной, много подснежников, ландышей, фиалок, медуницы, колокольчиков, ромашек. Лес богат грибами: весной – сморчки, летом и осенью – маслята, опята, рыжики, подберезовики, белые грибы. Местный лес разнообразен и своим животным миром. Здесь водятся ценные пушные звери: лисы, зайцы, белки и лоси.

Весной сюда из дальних краев прилетают кукушки, иволги, соловьи, коноплянки, куропатки, дятлы. Над полями распевают свои нежные песни жаворонки, перепела. В камышах залива Куйбышевского водохранилища и озерах селятся дикие утки, много и других водоплавающих. В реке Утке, озерах много рыбы: щук, сазанов, лещей, язей, сомов».

Но не только красотой здешней природы любовался краевед – Толкачев один из энтузиастов, бескорыстно поддерживающий неугасающий огонек истории родного края. Его очерки о людях, о прошедших событиях тщательно продуманы, последовательны, с тонким пониманием деревенского уклада. Его влюбленность в родной край не позволяла ему сказать что-то плохое, резкое о той, в общем-то, скромной деревенской жизни. Вот почему мне, человеку со стороны, потребовалось самостоятельно переосмыслить некоторые события и факты из истории старой деревни…

Шмелевка, как и село Матвеевка, образована инородцами, мордовскими поселенцами из Нижегородского и Саранского уездов. Интересно, что оба селения разделяли всего лишь овраг и небольшая, тихая речушка Ясачка, потому в истории обоих селений много общего и сходного, будто это одно селение…

Так же, как и из Матвеевки, в 1698 году инородцев из Шмелевки выселяли, а на их освободившиеся земли и усадьбы была водворена группа польских шляхтичей, состоявшая из 21 человека рядовых, получивших по 60 четвертей в каждом из трех полей. Примечательно, что часть польских фамилий сохранились до наших дней, так здесь живут Еланские, Кипенские, Козловские…

Кроме шляхтичей, здесь имели земли и помещики, имеющие своих крепостных. Например, к 1770 году здесь имели владения Павел Алашеев, Василий Дмитриев, Петр Заваришин, Андрей Ростовский и другие, а наибольшая крестьянская община была у Василия Жедринского… к 1795 году состав шмелевских помещиков значительно обновился: здесь 10 хозяйств принадлежали Дмитрию Блудову из соседней, Анненской слободы (напротив Танкеевки), здесь же владения помещиков Ростовского, Сайманова, Бекетова, а всего в сельце было 172 хозяйства и 1060 жителей, за Шмелевкой числилось 3904 десятины земли.

Если продолжать следить за изменениями среди помещиков в сельце, то к 1816 году в Шмелевке остались владения Николая Павловича Алашеева, у которого было здесь 76 душ, у штабс-капитана Александра Васильевича Дмитриева – 137 душ, у Платона Петровича Мягкова – 152 души, у коллежского асессора Ивана Андреевича Ростовского – 74 души и т. д. Кстати, позднее шмееевские помещики образовали на дальних землях выселки: Ростовку (Лебяжье), Алашеевку (Хлебодаровку), Бекетовку… В результате переселения население Шмелевки уменьшилось.

Примечательно, что в Шмелевке всегда было больше жителей, чем в соседней Матвеевке, но здесь не было церкви, потому Шмелевка была лишь сельцом, то есть деревней с господским двором, а Матвеевка селом…

К 1859 году в Шмелевке осталось две крестьянские общины. Наибольшая состояла из государственных крестьян (однодворцев). Здесь в 92 дворах числилось 433 души и из 1636 десятин земли, относившихся к казенной палате, 1398 выделялись на крестьянские наделы, что было нормально для жизни. В народе государственных крестьян часто называли панами, это говорило об их польском происхождении.

В другой крестьянской общине, состоявшей во владении Софьи Альбертовны Бекетовой, было 324 души и 2094 десятины барской земли, и лишь 243 отводились на крестьянские наделы. На 46 дворов здесь было 6 оброчных тягол с оброком 12 рублей в год и 65 издельных (барщинных) тягол. Нетрудно заметить, что эта часть сельца была скромнее…

После проводимых в 1860-е годы реформ у крестьян сельца стало 1559 десятин земли.

По церковному приходу сельцо относилось к Матвеевской церкви, а административно – к Жедяевской волости Спасского уезда Казанской губернии.

Перебирая прошлое сельца, нетрудно заметить, что в Шмелевке из всех помещиков дольше всех продержались Бекетовы. Они числились еще по пятой ревизской сказке в 1795 году. к 1816 году у губернского секретаря Николая Ивановича Бекетова здесь было 94 души, а у его жены Александры Матвеевны в Матвеевке, Шмелевке и Бекетовке – 44 души. к 1834 году в наследство вступил их сын Владимир Николаевич, который дослужился до действительного статского советника, что соответствовало званию генерал-майора. Но в сельце больше вспоминали о его жене, Софье Альбертовне, которая пережила своего супруга.

Ныне стали забывать о здешних помещиках, об их частной жизни, в которой можно найти подходящий сюжет для деревенского романа. Интересно сложилась судьба у представителя следующего поколения Бекетовых – Александра Владимировича, у которого была тайная любовь к своей крепостной. Однако сложившиеся в России традиции не позволили им быть вместе, против такого неравного брака были и родители. Но чувства их были глубоки, и они терпеливо ждали своего часа. Они обвенчались в 1891 году, когда потомственному дворянину и статскому советнику Александру Владимировичу было уже 49 лет, а его суженой девице Варваре, дочери крестьянина Трофима Антоновича Шеронова, 43 года… Видимо, для глубоких чувств нет преград, и в жизни иногда надежды все-таки сбываются…

В 1907 году в Шмелевке построена земская школа, деревянная с тесовой крышей. На этот период в сельце 256 дворов и 1215 жителей, здесь 3 ветряные мельницы, крупорушка, здесь же барская усадьба.

После революции в Шмелевке был образован сельский Совет. В 1925 году крестьяне из государственного общества образовали поселок «Любимовка» на запольном участке под названием «Луговой». В образованном поселке были Давид Белов, Михаил Козловский, Алексей Жданов, Алексей Кипенский и другие, всего 117 едоков, однако к началу коллективизации поселок распался.

В 1926 году в Шмелевской начальной школе учился 101 ученик, а учителями здесь были Борисова Наталья Степановна и Борисов Александр Иванович с окладом 56 рублей в месяц…

В 1928 году в Шмелевке образовалось машинное товарищество «Новый путь», в которое вошли 16 хозяйств со 117 едоками, у них было 22 головы рабочего скота и 156 гектаров пашни.

1929 год. На 342 хозяйства и 1749 жителей в деревне было 355 коров, 275 лошадей, 94 свиньи и 2754 га пашни…

Самое большое известное число жителей в Шмелевке было в 1930 году – в 363 хозяйствах было 1754 жителя, в этом году в деревне был упразднен сельский Совет, и в том же году 15 марта был образован колхоз «Борец за свободу». Такое звучное название было издевкой над правдой, ибо свободы как раз и не было, а коллективизация в деревне проходила с применением угроз, ибо крестьяне упорно не шли в колхоз.

Чтобы сломить сопротивление свободолюбивых крестьян, предварительно 7 марта тройкой ОГПУ была репрессирована группа крестьян, среди них Петр Городнев, Алексей Кипенский, отец 9 детей, Алексей Кочетков, отец 5 детей (с выселением семьи из края), Иван Кочетков, отец 2 детей, 68-летний Михаил Кочетков, Иван Федотов, все – с конфискацией имущества. После такой грубой репрессивной меры и был образован колхоз…

Интересно, что шмелевцы гордятся своим земляком Григорием Степановичем Гордеевым. Его судьба – наглядный пример осуществления мечты, когда простой деревенский паренек из крестьянской семьи, вступив в члены РСДРП(б), стал видным общественным деятелем.

Интересно, что в 1917 году Гордеев приезжал на родину, и собравшийся по этому случаю сход выдвинул требование – уничтожить все налоги, за исключением подоходно-прогрессивного, и передать всю частную и монастырскую землю трудовому населению бесплатно… Вот с такими популистскими призывами шли большевики к власти, а получив ее, стали загонять крестьян в чуждые им колхозы. Возможно, несколько разочаровавшись в проводимой новой властью политике, Гордеев переходит от партийной работы к научной деятельности: он был зав. кафедрой в Тимирязевской сельхозакадемии, написал десятки научных работ. Для шмелевцев это вполне престижная высота…

К 1935 году здешний колхоз объединял 261 хозяйство и имел 4404 гектара земли.

Тяжелой раной стала для шмелевцев Великая Отечественная война, в районную книгу памяти занесены имена 141 человека, не вернувшегося в родную деревню…

В 1959 году в Шмелевке 1037 жителей. В 1958 году колхоз «Борец за свободу» объединился с Матвеевским и Кокрятским колхозами в один и стал называться «Память Ленина», переименованный в 1963 году в колхоз имени Крупской.

Со стороны казалось, что до объединения Шмелевки и Матвеевки остался один шаг, ибо у обоих селений общая школа, общий колхоз, один сельский Совет, но тесного объединения не получилось, а вот отток людей из селений ускорился: в 1979 году в Шмелевке осталось 536 жителей.

В 1987 году колхоз имени Крупской разукрупнился, и в Шмелевке стал самостоятельный колхоз «Искра». В 1989 году в колхозе 1032 головы крупного рогатого скота, из них 224 коровы, здесь 1168 свиней.

Шмелевцы имеют репутацию старательных тружеников. В сложный реформенный период последнего десятилетия 20 века, когда сельское хозяйство всей страны переживало очередной шок и практически было брошено верховной властью на выживание, шмелевцы сумели сохранить коровье стадо. В 1999 году у них было 210 коров, а вот нерентабельное свиноводство ликвидировали… В колхозе 3450 гектаров земли, из них 2319 – пашни.

Сегодня трудно предсказать будущее деревни, ибо многое зависит от внимания власти и правильной, стимулирующей политики к деревенскому производителю.

Ныне Шмелевку официально называют селом, это нарушение старой Российской традиции. В историю нежелательно входить с черного входа, если шмелевцы действительно желают, чтобы их деревня стала селом, то им надо построить Божий храм, и совесть их будет чиста…

 

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества  
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня  
5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)  
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)  
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Абрамова Мария Яковлевна:

«Во время войны я училась в старших классах к нам приходили новые ученики- эвакуированные. Им жилось голодно. Помню мама сменяла у них на картошку красивое платье для меня. В деревне таких не было. Приходили похоронки на отцов. Мы много работали в колхозе. Как только кончился учебный год, мы всё лето работали: пололи, собирали колоски, работали на току. Даже зимой нас возили на санях в поле, мы колотили там семечки и наколачивали целый ящик. Но в школе учиться было интересно и весело. Было много кружков. Мне нравилось вышивать и заниматься в этом кружке. Ещё у нас была художественная самодеятельность. Мы пели, танцевали, читали стихи в сельском клубе. Зрителей собиралось очень много. Обедами не кормили, еду приносили с собой, мы во время перемены обедали.»

 

Бырина Екатерина Яковлевна:

«Когда началась война я училась в 7 классе. Нас было 42 ученика. Был ещё один 7 класс. Учеников   в школе было много, учились дети из соседних деревень, многих деревень сейчас уже нет. Я хорошо помню свою первую учительницу- Наталью Петровну Лапкину и многих учителей.

Нас учили Лапкин Евгений Петрович, Абрамова Ефросинья Алексеевна, Евсеев Леонид Петрович, Курочкин Николай Иванович, Аверьянов Василий Филиппович. Кабинетов по предметам тогда не было. У нас был свой класс и к нам приходили все учителя. В школе было тепло, топили уборщицы дровами. Занимались при керосиновой лампе. В декабре отца взяли на фронт. Я была старшей сестрой в семье, а нас было четверо, в декабре родился брат Гена. Поэтому мне пришлось бросить учиться в школе, чтобы помогать маме. Посылали копать окопы в Ундоры, много работали в колхозе.»

 

Варфоломеева Александра Никитична:

«А мне не довелось учиться в школе, хотя и очень хотелось. Мы жили бедно. Отца сразу взяли на фронт, потом на него пришла похоронка. Я три года каждую осень начинала учиться в 1 классе, но с наступлением холодов оставалась дома. Причина простая- не было тёплой одежды. Нас было в семье трое малолетних. Маме было трудно. Но, когда возили всех учеников в поле колотить семечки или собирать колоски, заезжали и за мной, давали старенькую одежонку; в поле было холодно, руки замерзали, но всё равно работали, наколачивали семечек полный ящик.»

 

Волохина Татьяна Григорьевна:

Я хорошо помню свою первую учительницу Лидию Семеновну Козлову. Очень любила географию, учителем был Плотников Михаил Петрович. Дисциплина в школе была, все слушались учителей, уважали. Всё время помогали колхозу.

 

Лукьянова Александра Яковлевна:

«В школу я пошла в самом конце войны. Но у нас были и книги, и тетради.

Писали мы карандашами и перьевыми ручками, чернилами. Были специальные чернильницы- непроливашки, носили их в мешочках. Самую первую учительницу я не помню, она была из эвакуированных и вскоре уехала. Меня учила Казакова Александра Яковлевна, Степанова Зоя Матвеевна. В классе учеников было много, больше тридцати, здание начальной школы находилось на том месте, где сейчас стоит дом Быриной В.Ф..»

 

 

 

 

Информация подготовлена и предоставлена (указать Ф.И.О. взрослых и детей, принявших участие в сборе и подготовке информации для страницы): Прохорова Галина Юрьевна, Ситдикова Лидия( 10 класс)