МБОУ Центр образования «Каразей» Куйтунский район

Страница школы в «Энциклопедии сельских школ России»

1.    Общие сведения о школе

 

1.1.        Полное название школы

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования «Каразей»
1.2.        Ф.И.О. директора школы

 

Ираида Васильевна Куликова
1.3.        Почтовый адрес

 

665327 Иркутская область, Куйтунский район, с Каразей, ул Мира, 56
1.4.        Телефон

 

1.5.        Сайт

 

http://karazey.edukuitun.ru/
1.6.        Электронный адрес

 

Co_karasei@mail.ru
1.7.            Количество учащихся, классов по ступеням образования

 

На сегодняшний день в Центре образования – 80 воспитанников и 208 учащихся, 14 классов – комплектов.
1.8.            Количество педагогов, их образование и квалификация

 

Образовательный процесс осуществляют 34 педагога: 2 – с высшей квалификационной категорией, 23 – с первой квалификационной категорией, 97 % педагогов имеют высшее образование.
1.9.            Организация образовательного процесса (краткая информация)

 

5-дневная учебная неделя

В состав МБОУ ЦО “Каразей”  входят:

Детский сад  «Земляничка» ·

Средняя общеобразовательная школа

 

1.10.        Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

 

 

1. Материально-технические:

Территория МБОУ ЦО «Каразей» составляет 3 га., на которых расположены здание основной школы (построено в 1972 году), детский сад (1978 год), учебные мастерские, школьная столовая, школа искусств, школьный магазин и хозяйственные постройки, 2 гаража (тракторный, автомобильный).

В школе 16 учебных кабинетов, спортзал, медицинский кабинет.

МБОУ ЦО «Каразей» имеет небольшой пришкольный участок 0,5 га соток и 100 га пашни для выращивания зерновых культур. На территории школы выращиваем капусту, морковь, кабачки, помидоры, огурцы, горох, зелень, плодово – ягодные кустарники. Овощи поступают в школьную столовую. В течение учебного года дети получают комплексный обед из 3-х блюд. Выращенная продукция (морковь, свекла, капуста) реализуется через школьный магазин, идет на удешевление питания в школьной столовой, закупку семян и инвентаря, улучшение материально-технической базы школы.

2. Финансово-экономические:

С 1995 года МБОУ ЦО «Каразей» работает в условиях финансовой и юридической самостоятельности: имеет свою бухгалтерию и занимается деятельностью, приносящей доход: содержит свой магазин, пришкольный участок, выращивает домашних животных (свиней). Доходы от предпринимательской деятельности позволяют стабильно функционировать в условиях недостаточного финансирования школ из муниципального бюджета, учитывая тяжелое экономическое положение района.

Удобное расположение школы в центре села позволило наладить тесное социальное партнерство с СПК «Колхоз Труд», Каразейским сельским поселением, КФХ «Воздвиженская А.Е.», с ДК «Колос». На базе СПК «Колхоз Труд» в 2016 – 2017 учебном году были впервые апробированы профессиональные пробы. Ребята попробовали себя в должности механизатора, оператора машинного доения, ветеринара, оператора молочного цеха, пекаря хлебобулочных изделий.

3. Информационные:

Действует школьный сайт: http://karazey.edukuitun.ru/, который систематически обновляется и пополняется.

В здании библиотеки так же имеется выход в сеть Интернет.

Для учащихся 7-11 классов организована работа школьного пресс-центра. Все проводимые в школе мероприятия публикуются в школьной газете «Школьный калейдоскоп».

4. Кадровые:

На сегодняшний день в Центре образования – 80 воспитанников и 208 учащихся, 14 классов – комплектов. Образовательный процесс осуществляют 34 педагога: 2 – с высшей квалификационной категорией, 23 – с первой квалификационной категорией, 97 % педагогов имеют высшее образование.

5. Организационно-методические:

В МБОУ ЦО «Каразей» разработан перечень локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации.

Учебно-воспитательный процесс осуществляется через все уровни общего образования, включая дошкольный уровень, и дополнительное образование. Одним из ключевых направлений деятельности МБОУ ЦО «Каразей» является работа с родителями, основанная на сотрудничестве, совместном планировании и организации образовательного процесса с учетом требований ФГОС.

Создана программа профессионального самоопределения учащихся 1-11 кл. средствами системной профориентационной работы «Сто дорог – одна твоя!». Профориентационная работа  МБОУ ЦО «Каразей»  охватывает всех участников образовательных отношений: дошкольников, школьников, педагогов, родителей, социума.

В детском саду формируется позитивное отношение к труду. На уровне начального общего образования учащиеся знакомятся с профессиями родителей, вовлекаются во всевозможные виды деятельности.

В воспитательный план классных руководителей включены «Уроки самоопределения» – это система классных часов для учащихся 5-9 классов, направленных на изучение школьниками своих личностных особенностей в целях формирования реалистичной самооценки, знакомства с миром профессий, требованиями регионального рынка труда и образовательных слуг, правилами выбора профессии и планирования карьеры.

В плане социального партнерства и дальнейшего профессионального обучения учащихся заключены договоры с Тулунским аграрным техникумом, с филиалом ГБПОУ СПО «Братским педагогическим педколледжем», с ФГБОУ ВПО «БГУЭП». Благодаря работе данной программы, все выпускники после окончания школы определяются с выбором профессии.

Мы сохранили традицию летней трудовой практики, в результате чего нам не приходится искусственно прививать детям навыки работы на земле. Таким образом, с целью формирования общей культуры личности учащихся, их адаптация к жизни в обществе в нашей школе принято и согласовано с Управляющим советом Положение о летней трудовой практике учащихся.

За время прохождения практики дети проходят весь агротехнологический процесс выращивания овощных культур, от посадки до сбора урожая, ухаживают за животными.

Ежегодно на пришкольном участке мы выращиваем овощи, которые в дальнейшем поступают в школьную столовую (свекла – 1т., морковь -1 т., капуста – 1,5 т., картофель – 3т.). В течение учебного года дети получают комплексный обед из 3-х блюд. Для учащихся 1 кл. организовано 2-х разовое питание. С СПК «Колхоз Труд» заключен договор на поставку продуктов. Мы получаем свежее мясо, свежеиспеченный хлеб (выдается детям без ограничений), молочные продукты.

Выращенная продукция (морковь, свекла, капуста) идет на удешевление питания в школьной столовой, закупку семян и инвентаря, улучшение материально-технической базы школы.

Основной целевой аудиторией проекта являются воспитанники детского сада «Земляничка» учащиеся МБОУ ЦО «Каразей», педагогический коллектив, родители, социальные партнеры.

Имеются положительные результаты в реализации данной модели.  Подготовлена нормативная база, заключены договора о сотрудничестве, посажена рассада для высадки на пришкольный участок. Проведена ученическая научная конференция по результатам опытнической работы, планируется провести мониторинг по реализации модели.  В меню питания учащихся включаются овощи, выращенные в школе. Проводятся на базе СПК «Колхоз Труд» профпробы. Центр образования «Каразей» делился опытом работы на региональном агрофестивале 2017 годы, который был организован на территории с Каразей.

Получено благодарственное письмо от министра с/х  Иркутской области И.П. Сумарокова за активную работу по реализации мероприятий Концепции развития агробизнес-образования.

 

2. История школы: основные вехи

 

2.1.            Дата основания школы

 

1907 год-дата основания школы
2.2.            Обстоятельства создания школы

 

Село развивалось, стали заселяться люди, созрела необходимость обучать детей. Желающих получить образование становилось все больше.
2.3.            Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)

 

Директора школы! Великолепные организаторы, талантливые учителя, справедливые люди, под их руководством прекрасный педагог. Коллектив настоящих профессионалов создавал школу.

Это они отдавали все силы, ум, энергию любовь. Мы с волнением и гордостью произносим их имена:

ПОПОВ Дмитрий Михайлович

МЕЛЬНИКОВ Николай Антонович

ПЕРМИНОВ Николай Игнатьевич

АСАНОВА Мария Алексеевна

ФЕТИСОВ Иван Яковлевич

ТАРАСЕНКО Валентин Яковлевич

БАБУНОВА Нина Андреевна

МАЛОЛЫЧЕНКО Галина Сергеевна

ПУШКАРЁВ Анатолий Васильевич

ЗЕНИНА Наталья Михайловна

ПОТЁМКИНА Татьяна Ивановна

МАНУХ Галина Александровна

КУЛИКОВА Ираида Васильевна

 

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

 

   В 1907 году в селе Каразей была открыта церковно-приходская начальная   школа. Первым учителем был Лыткин Иван Иннокентьевич, сын политического ссыльного. В школе обучались дети разных возрастов. Позднее стали принимать детей с 9 лет. Преподавалось письмо, математика, естествознание. В тяжёлые годы Вов наша школа не прекращала свою работу. Не хватало учебников, тетрадей, чернил, писали на грифельных досках.  Было голодно, холодно. Но всё равно ученики каждый день спешили в школу, потому что там их ждали добрые, внимательные, ласковые учителя: Хасанова-Данильченко Мария Алексеевна, Литвиненко Мария Евдокимовна, Перминов Николай Игнатьевич. В 1951 году школа реорганизована в семилетнюю.

В 1952 году школа стала восьмилетней. Приехали молодые учителя:

Переломова Анастасия Степановна, Бабунова Нина Андреевна,   Ёжикова Ольга Николаевна, Щеколкова Нина Павловна.

В 1972 году было построено новое здание школы. В 1976 году школа преобразована в среднюю.

В 1991 году начала свое существование художественная школа. Первым преподавателем художественной школы была Ткаченко Надежда Александровна, благодаря ее стараниям, художественная школа развивалась. В 1993 году была открыта музыкальная школа. Первым преподавателем была Беленко Елена Ивановна, благодаря ее стараниям у нас появился вокально-инструментальный ансамбль бандуристов “Барвинок”.

В 1995 году  произошло объединение музыкальной школы, художественной школы, детского сада, спортивной школы в учебно-воспитательный комплекс «Каразей».

В 1993,1996, 1997, 2000, 2004 годах школа получила звание лауреата всероссийского конкурса «Школа года».

Каразей удалён от областного центра на много километров, и это послужило толчком к созданию в 2005 году в селе Центра по обучению и воспитанию детей и молодёжи, где создаются и осуществляются благоприятные условия для эффективного гражданского нравственного формирования личности.

 

 

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

 

1982 – Манух Г. А

отличник народного просвещения,

1997 г- звание «Заслуженный учитель РФ»,

1998 – «За заслуги перед Иркутской областью» 2003 году Каразейская школа получила звание «Школа образцового порядка»

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

 

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

 

В плане социального партнерства и дальнейшего профессионального обучения учащихся заключены договоры с Тулунским аграрным техникумом, с филиалом ГБПОУ СПО «Братским педагогическим педколледжем», с ФГБОУ ВПО «БГУЭП», СПК «Колхоз Труд», КФХ «Воздвиженская»
3.        Культура школы

 

3.1.            Главные педагогические идеи школы

 

На базе Центра образования «Каразей» создана  «Школа трудового опыта» –  модель агрошколы через реализацию программ дополнительного образования с ориентацией обучающихся получить первичные профессиональные навыки рабочих специальностей: агронома, печника, кулинара, швеи, животновода, садовода и т. д.

Реализуя данную модель, мы дадим возможность учащимся получить первичные профессиональные навыки специальностей, широко востребованных в сельской местности.  Молодежь сможет остаться на селе и открыть свое дело.

 

3.2.            Ценности школьной жизни

 

Особый социальный статус школы определён положительными факторами:

нравственным (школа – центр сохранения и развития сельских традиций);

культурным (школа – база местных культурных ресурсов);

социальным (школа – сообщество профессионалов);

экономическим (школа – источник будущих кадров для сельского хозяйства).

 

 

3.3.            Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

 

Герб:

 

Флаг представляет собой прямоугольное полотнище из четырех полос

Желтый цвет символизирует то, что в нашу школы приходят дети, маленькие, беззащитные-это наши дошкольники.

Зеленый- уровень начального образования, дети пустили ростки  и тянутся к знаниям, к совершенству

Голубой-уровень основного образования- учащиеся, стремятся к высоким нравственным ценностям.

Красный цвет- выпускники, ориентированные на высокие нравственные ценности, способные в последующем на участие в духовном и культурном развитии общества.

3.4.            Традиции и ритуалы

 

«День знаний», День пожилого человека», «Осенний бал», «Новогодний бал», «Фестиваль патриотической песни», «9 мая», «Последний звонок», «Агро фестиваль».
3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

1.На уровне дошкольного образованияреализация аграрной направленности осуществляется через организацию различных видов детской деятельности, которые обеспечат познание окружающего мира, формирование первичных представлений о сельскохозяйственном труде. Реализуется парциальная программа «Добро пожаловать в экологию», на которой происходит ознакомление с растениями, уход, наблюдение за ростом овощных и цветочных культур. Предусматривается выполнение проекта «Маленький фермер».

На базе Центра образования «Каразей» реализуется программа преемственности детского сада и школы.

2. Уровень начального общего образования.

На этапе начальных классов образовательный процесс осуществляется за счет введения тем агротехнологической и агробизнес- направленности в рабочие программы учебных предметов «Окружающий мир» и «Технология». Определяющей формой учебной деятельности является познавательно-­поисковая деятельность детей.

Организация внеурочной деятельности.

На данном этапе через программу кружка «Азбука содержания животных» формируются навыки ухода за домашними животными, готовность к труду, познавательный интерес к сельскому хозяйству, уважительное отношение к сельскому труду, работникам сферы АПК; формируется экономическое мышление, основы проектной деятельности через участие в научно – практических конференциях. Организуются экскурсии на предприятия (молочно-товарную ферму, маслозавод).

Основными методами и формами обучения являются ролевые игры, экскурсии, проектная деятельность. Формирование готовности к труду, исследовательская деятельность осу­ществляются в ходе практических занятий на пришкольном участке. Летняя трудовая практика. Трудовой десант

Результат:

1.      формирование познавательного интереса к экономике и сельскому хозяйству,

2.      ува­жительное отношение к сельскому труду, работникам сферы АПК.

3.      Формирование экономичного мышления

4.      Основы проектной деятельности

3.                      Уровень основного общего и среднего общего образования

На уровне основного общего и среднего общего образования происходит становление духовно-нравственных ценностей, мотивация к ведению сельского образа жизни ведется через дополнительное образование. Вводится курс «У очага», на котором учащиеся знакомятся с основами профессий печника, тракториста – машиниста, животновода, повара – кулинара, швеи. На данном этапе организуются профессиональные пробы на базе СПК «Колхоз Труд», углубленные экскурсии на предприятия колхоза, КФХ «Воздвиженская А.Е».

Организация опытнической и исследовательской деятельности на школьном учебно – опытном участке (выращивание зерна, овощей, уборка урожая, консервирование плодов и овощей для школьной столовой, заготовка зелени и т.д.).

Организация практик на базе СПК «Колхоз «Труд» с предоставлением техники. Отработка практических навыков по специальности «Повар» на базе школьной столовой. Изготовление швейной продукции и реализация через школьный магазин.

В плане социального партнерства и дальнейшего профессионального обучения учащихся будут заключены договоры с ОГОУ НПО ПУ – 4 г. Тулуна, договор о совместной профориентационной деятельности с ГБПОУ «Тулунский аграрный техникум», договор об организации профессиональных проб и социальных практик с СПК «Колхоз Труд».

Результат:

1.Готовность к выбору профессии, специальности;

2.Сформированный комплекс компетенций в сфере сельскохозяйственного производства, агробизнес – образования;

3.Воспитание трудовых навыков у учащихся при работе на учебно -опытном участке;

4. Знакомство с основами экономики и ведения бизнеса;

5.Реализация ученических проектов.

 

3.6.            Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой

 

Реализация агропроекта «От зернышка до хлебушка» 2017 Муниципальная площадка (на деньги, выигранные в конкурсе агропроектов был приобретен миксер-тестомес для отработки практических навыков на уроках технологии и внеурочной деятельности)
Реализация агропроекта «Выращивание кедра (кедровой сосны) способом прививки». 2017 Муниципальная площадка (целью является развитие умений и навыков исследовательской деятельности, озеленение пришкольного участка).
Реализация агропроекта «Жизнь в стиле ЭКО» 2017 Благоустройство школьной территории.
3.7.            Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе

 

Кружки, программы дополнительного образования
3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

 

Гимн «Дорогою добра», детский фольклорный коллектив «Забавушка»
4.        Школа на земле

 

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа В сорока километрах от Куйтуна по направлению к острогам Восточного Саяна, где весёлые берёзовые рощи сменяются угрюмой сибирской тайгой, разместилось наше село Каразей. Сжатое хвойными опушками, густо усеянное пнями вековых лиственниц и сосен, наше село красуется и зовёт к себе своих выросших в ней детей со всех уголков России.

В селе Каразей Куйтунского района проживает 1262 человека. Трудоспособное население – 739 человек, многодетных семей – 65. Основной вид деятельности населения – ведение личного подсобного хозяйства. Инфраструктура сферы быта развита, есть 8 магазинов, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, аптека и физиокабинет, культурно-развлекательный центр, тренажерный зал, сотовая связь и интернет. Население поселения проявляет высокую общественную активность. На территории села Каразей функционируют предприятия сельскохозяйственной направленности: СПК «Колхоз Труд», КФХ «Воздвиженская А.Е», которые обеспечивают 70 % населения рабочими местами.

 

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества Школа-социокультурный центр села. Активное сотрудничество с МКУК ДК «Колос» -совместная организация всех досуговых мероприятий.

СПК «Колхоз» Труд» -организация профессиональных проб, ФАП, Каразейская сельская администрация.

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня СПК «Колхоз Труд», КФХ «Воздвиженская А.Е», ИП «Кузнецов С.А»

 

5.        История и культура школы в деталях

 

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) Ахмеева В.В –учитель начальных классов. Ветеран труда «Детство было не простое – послевоенное время. Чтобы отправить меня в первый класс, мама сшила из папиной гимнастёрки сумку через плечо, платье  из окрашенной лиственничной корой ткани, сотканной на станке. В 1956 году пошла в школу. В классе было 44 ученика, а классный руководитель Богданов Владимир Николаевич, вернувшийся с фронта, в солдатской форме с наградами на груди, слушали его, открыв рты. С пятого класса нас приняла Нина Андреевна Бабунова. Учёба давалась легко, особенно любила математику и русский язык, помогала проверять учителю тетради. В летнее время работала на прополке овощей, сенокосе в колхозе, помогала родителям в заготовке дров для школы и дома (отопление в школе было печное). Как все дети летом бегала по лужам, купалась в пруду, ловила бабочек, а зимой каталась с горки на салазках, строила в снегу пещеры, лабиринты, ловила с девчонками и мальчишками сусликов, чтобы сдать шкурку по 2коп. за штуку. Сдав экзамены без троек, поступила после восьмого класса в Тулунское педучилище и вернулась в родную школу в 1968 году. Помогали опытные учителя, особенно благодарна Золотайко Екатерине Лаврентьевне, ставшей наставником.  1976 – 1981 годы учёбы в Иркутском пединституте. Кроме основной работы приходилось выполнять общественные поручения: была депутатом сельского совета, председателем комиссии по торговле, председателем комиссии по санитарному состоянию села, председателем профсоюзной школьной организации, постоянно участвовала в художественной самодеятельности, руководила октябрятским хором, работала по совместительству библиотекарем, выходили с детьми с концертами и докладами на ферму, в мастерские, помогали в уборке урожая в колхозе, постоянно участвовала в учительских районных турслётах, дважды в областных, в одном из них наша команда района стала  победителем  и привезла кубок, ценные подарки, грамоты.

За годы работы была награждена многочисленными грамотами РОНО, ОблОНО, Министерства образования, в 1990-м году Министерством народного образования РСФСР присвоено звание «Старший учитель», а позже «Ветеран труда», юбилейной медалью «85 лет Куйтунскому району».

Жизнь оказалась очень сложной: неудавшийся первый семейный брак, потеря в 26 лет трагически погибшего второго мужа, а позже дочери, родных и близких людей… В 2007 году вышла на пенсию, в свободное время занимаюсь вышивкой, участвую в художественной самодеятельности, помогаю дочери, внучке и внуку. 10 лет была председателем первичной ветеранской организации на селе.»

 

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) Династия семьи Белоусовой Н.В:  Мать: Ежикова О.Н- была учителем математики, Наталья Васильевна – дочь, учитель начальных классов.   Награждена Нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации».  В 2004 году участвовала в конкурсе общественно значимых проектов «Губернское собрание общественности Иркутской области», Дочь Евгения закончив ИГПУ, работала учителем математики и информатики в этой же школе
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) Надежда Шашкова: «Школьная пора — это пора ответственности и долга. Долга перед самим собой. Научиться читать и писать-это одно, а затем: теоремы, функции, история, география и литература-это все дает нам наши первые учителя. Зуева Лилия Кирилловна –научила меня читать и писать. Золотайко Екатерина Лаврентьевна привила любовь к музыке. Классный руководитель Ежикова О.Н-дала знания в математике и геометрии. Переломова А. С – физика, это самый интересны предмет, мне и сейчас приходится сталкиваться на каждом шагу и на работе и дома. Школьные воспоминания, самые теплые и дорогие для меня»

Раиса Петунина: Я очень хорошо помню нашего директора школы Тарасенко Валентина Яковлевича и его жену Анну Михайловну. Она дала мне очень хорошие знания немецкого языка, когда я приехала в Братскую школу №4, учась в 7 классе, я лучше всех знала немецкий и учительница сразу полюбила меня за это, а ученики все хотели сидеть со мной за одной партой особенно на немецком языке. Я благодарна этой учительнице так же, как и Ольге Николаевне Ежиковой и своей первой учительнице Горбуновой Лидии Ивановне.

 

Отзывы о школе учащихся: Григорьева А, 7 класс:

«Я очень люблю свою школу. В нашей школе –добрые и понимающие учителя, которые учат нас тому, что знают сами.

Шаров С, ученик 6 класса: «Я бригадир пришкольного участка очень люблю заниматься проведением опытов разные исследования на пришкольном участке. На участке мы отрабатываем практику и воспитываем в себе трудолюбие.»

 

Информация подготовлена и предоставлена: Белоусовой Н.В, руководитель кружка «Память» и администратор группы «Школьная республика «Каразей», семейные архивы Ахмеевой Н.В, Белоусовой Н.В, Шашковой Н.А   История школы на школьном сайте.

 Заместитель директора по УВР  Кузнецова О.Н        89245383488

 

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ АГРОБИЗНЕС МОДЕЛИ «ШКОЛА ТРУДОВОГО ОПЫТА»

Куликова Ираида Васильевна,

директор МБОУ ЦО «Каразей»

Куйтунского района Иркутской области

Сайт школы: http://karazey.edukuitun.ru/

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования «Каразей» Куйтунского района основано в 1995 году. В это время к школе с целью обеспечения преемственности в обучении и воспитании детей был присоединен детский сад «Земляничка».

Центр образования «Каразей» – типичная сельская школа, главная задача которой – подготовить грамотного, трудолюбивого и предприимчивого выпускника, с развитыми социальными компетенциями, имеющего глубокие и разносторонние знания и личный практический опыт.

Стабильные результаты деятельности нашего учреждения – это результат реализации до 2022 года Программы развития школы «Качество жизни через образование». Основной задачей по реализации программы развития «Качество жизни через образование» является повышение качества образования до 40 %.

На протяжении ряда лет успеваемость и качество по школе остаются стабильными.

Мы строим школу, в которой развитие детей обусловлено идеей: учащийся, живя на земле, должен знать и любить свою землю и быть готовым ее преобразовывать, почитать традиции семьи.

Модель нашей агрошколы служит основой трудового воспитания учащихся, помогает учащимся овладеть первичными профессиональными навыками рабочих специальностей и самореализоваться в условиях села. Полученные в школе первичные профессиональные навыки рабочих специальностей: агронома, печника, кулинара, швеи, животновода, садовода могут стать для многих источниками дохода.

Реализуя данную модель, мы даем возможность учащимся получить первичные профессиональные навыки специальностей, широко востребованных в сельской местности. Молодежь сможет остаться на селе и открыть свое дело.

Цель проекта: Формирование у учащихся МБОУ ЦО «Каразей» профессиональных компетенций и дальнейшая социализация в условиях села.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся профессиональные компетенции через реализацию учебного плана урочной и внеурочной деятельности.
  2. Наладить взаимодействие с сузами, вузами агротехнологической направленности, с предприятиями АПК.
  3. Повысить уровень профессионализма педагогов.
  4. Определить уровень эффективности реализации модели «Школа трудового

опыта» Для реализации проекта «Школа трудового опыта» имеются необходимые организационно – методические ресурсы:

  • Концепция развития непрерывного агробизнес-образования на территории МО Куйтунский район от 03.03.2015 г.
  • Программа развития школы «Качество жизни через образование» на период до 2022 г.
  • Локальные нормативные акты школы:
    • Положение о предпринимательской деятельности.
  • Положение о летней трудовой практике.
  • Положение о профессиональных пробах.
  • Программа по профориентационной работе «Сто дорог – одна твоя».
  • Инструкции по ТБ для обучающихся во время работы на учебно – опытном участке школы.

Заключены договоры о сотрудничестве:

  • ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени

А.А. Ежевского»;

  • ГБПОУ «Тулунский аграрный техникум» «О совместной профориентационной деятельности»;
  • КФХ «Воздвиженская А.Е.», СПК «Колхоз Труд» «О сотрудничестве (совместной деятельности)».

Разработаны:

  • Программа для дошкольников «Добро пожаловать в экологию»;
  • Рабочая программа педагога «Агробизнес – образование»;
  • Программа дополнительного образования «У очага»;
  • Программа дополнительного образования «Азбука содержания животных»;
  • Рабочие программы элективных курсов: «Секреты кухни», «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства», «Устройство двигателя внутреннего сгорания», «Выпечные изделия», «Секреты кухни»;

Материальная база школы достаточна для реализации модели:

  • Пришкольный участок 0,5 га соток.
  • Трактор МТЗ – 80;
  • Трактор ЛТЗ – 60;
  • Сельскохозяйственный инвентарь (плуг, сеялка, картофелекопалка и т.д.);
  • теплица, гаражи;
  • Хоздвор (32 головы: 1 кабан, 2 свиноматки, 14 подсвинков, 15 поросят);
  • Мастерские (швейные, кулинария, столярные, слесарные);
  • Компьютерный класс с интернетом, библиотека;
  • Столовая с необходимым технологическим оборудованием;
  • Спортзал.

Структура модели «Школа трудового опыта»

Модель «Школа трудового опыта» проходит через все уровни образования.

Основной целевой аудиторией модели являются воспитанники детского сада «Земляничка», учащиеся МБОУ ЦО «Каразей», педагогический коллектив, родители, социальные партнеры.

Уровень дошкольного образования – реализация аграрной направленности

осуществляется через организацию различных видов детской деятельности, которые

обеспечат познание окружающего мира, формирование первичных представлений о

сельскохозяйственном труде. Реализуется парциальная программа «Добро пожаловать в

экологию», на которой происходит ознакомление с растениями, уход, наблюдение за

ростом овощных и цветочных культур.

Результат:

  • Формирование первичных трудовых навыков у детей.
  • Воспитание уважительного отношения к труду.
  • Развитие социально – коммуникативных компетенций.

Уровень начального общего образования На этапе начальных классов образовательный процесс осуществляется за счет

введения тем агротехнологической и агробизнес – направленности в рабочие программы учебных предметов «Окружающий мир» и «Технология». Определяющей формой учебной деятельности является познавательно-поисковая деятельность детей.

Организация внеурочной деятельности.

На данном этапе через программу кружка «Азбука содержания животных» формируются навыки ухода за домашними животными, готовность к труду, познавательный интерес к сельскому хозяйству, уважительное отношение к сельскому труду, работникам сферы АПК. Формируется экономическое мышление, основы проектной деятельности через участие в научно – практических конференциях. Организуются экскурсии на предприятия (молочно-товарную ферму, маслозавод).

Основными методами и формами обучения являются ролевые игры, экскурсии, проектная деятельность. Формирование готовности к труду, исследовательская деятельность осуществляются в ходе практических занятий на пришкольном участке. Летняя трудовая практика. Трудовой десант.

Уровень основного общего и среднего общего образования

На уровне основного общего и среднего общего образования происходит становление духовно -нравственных ценностей, мотивация к ведению сельского образа жизни. В учебный план 9 –11 кл. за счет части, формируемой участниками образовательных отношений, введены предметы и курсы аграрной направленности:

«Агробизнес-образование», «Тракторист–машинист сельскохозяйственного производства», «Устройство двигателя внутреннего сгорания», «Выпечные изделия», «Секреты кухни». Общественно – полезный труд с 5-9 кл. включен в предмет «Технология».

Профориентационная работа МБОУ ЦО «Каразей» охватывает всех участников образовательных отношений: дошкольников, школьников, педагогов, родителей, социум каразейского сельского поселения.

  • воспитательный план классных руководителей включены «Уроки самоопределения» – это система классных часов для учащихся 5-9 классов, направленных на изучение школьниками своих личностных особенностей в целях формирования реалистичной самооценки, знакомства с миром профессий, требованиями регионального рынка труда и образовательных услуг, правилами выбора профессии и планирования карьеры.

Введен курс «У очага», на котором учащиеся знакомятся с основами профессий печника, тракториста – машиниста, животновода, повара – кулинара, швеи. На данном этапе организуются профессиональные пробы на базе СПК «Колхоз Труд», углубленные экскурсии на предприятия колхоза, КФХ «Воздвиженская А.Е».

Продолжается работа по организации опытнической и исследовательской деятельности на школьном учебно – опытном участке (выращивание зерна, овощей, уборка урожая, консервирование плодов и овощей для школьной столовой, заготовка зелени, уход за животными на хоз. дворе свинофермы (32 головы: 1 кабан, 2 свиноматки, 14 подсвинков, 15 поросят) и т.д.

Организация профессиональных проб на базе СПК «Колхоз «Труд» и Тулунского аграрного техникума с предоставлением техники. На базе СПК «Колхоз Труд» в 2016 – 2017 учебном году были впервые апробированы профессиональные пробы. Ребята попробовали себя в должности механизатора, оператора машинного доения, ветеринара, оператора молочного цеха, пекаря хлебобулочных изделий.

Отработка практических навыков по специальности «Повар» на базе школьной столовой. Изготовление швейной продукции (косынок и фартуков для поваров школы и детского сада, постельного белья для воспитанников детского сада).

За последние три года школа зарекомендовала себя как престижное учебное заведение:

  • 2015г. – лауреат регионального конкурса «Лучшая сельская муниципальная общеобразовательная организация»;
  • 2015 г. – лауреат – победитель всероссийской выставки – форума образовательных учреждений 2015 г. Москва;
  • 2017 г. – призеры творческого отчета по реализации проектов агробизнес – образования II Агрофестиваля Куйтунского района;
  • 2019 г. – диплом I степени в областном конкурсе «Начинающий фермер»;
  • В 2018 – 2019 учебном году в нашей школе нет детей, состоящих на учете в КДН 100 % выпускников поступают в учебные заведения области;
  • Занятость в дополнительном образовании – 95% ;
  • Увеличивается количество выпускников, поступающих в учебные заведения аграрной направленности.

Наши результаты в рамках реализации модели:

  • Создана система непрерывного агробизнес-образования в МБОУ ЦО «Каразей»
  • Растет доля выпускников, трудоустроившихся на предприятия агропромышленного комплекса: 2017 год – 4 чел., 2018 год – 7 чел., 2019 год – 7 чел.
  • Увеличение роста выпускников, поступающих в учебные заведения аграрной направленности.
  • Увеличение занятости учащихся – 95%.
  • Создана база для практических занятий по программам дополнительного образования.

Мы строим школу, в которой формируется ценностное отношение к труду как

фактору будущего материально-экономического благополучия: кто – то из ребят останется работать на селе и вести приусадебное хозяйство, кто – то покинет родные пенаты, но мы уверены, полученные в школе навыки могут стать для многих источниками дохода.