1. Общие сведения о школе | |||
1.1.Полное название школы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ики-Бурульская средняя общеобразовательная школа им. А. Пюрбеева» | ||
Ф.И.О.директора школы | Лиджиева Лидия Горяевна | ||
1.3.Почтовый адрес | 359130 Республика Калмыкия Ики-Бурульский район поселок Ики-Бурул ул.Октябрьская,2а | ||
1.4 Телефон | 8 8473291178 | ||
1.5.Сайт | http://iki-burulschool.ru/ | ||
1.6. Электронный адрес | Iki-burul_shool@mail.ru | ||
1.7.Количество обучающихся по ступеням образования | Всего учащихся – 492
Из них : 1 – 4 классы – 222 5 – 9 классы – 222 10 – 11 классы – 48 |
||
1.8. Количество педагогов, их образование и квалификация | Всего работающих педагогов – 54
Из них: «Заслуженный учитель РК» – 4 «Отличник народного просвещения» – 3 «Почетный работник общего образования РФ» – 23 «Отличник физической культуры» – 1 Высшая квалификационная категория – 20 учителей 1 квалиф. категория – 23 учителя «Соответствует занимаемой должности» – 9 учителей 2 квалиф. категория – 3 учителя |
||
1.9.Организация образовательного процесса (краткая информация) | Программы, реализуемые
в 2016-2017 учебном году Начальная школа (1-4 классы) 1.Национальные классы 2.УМК « Перспективная начальная школа» 3.УМК «Гармония» 4.УМК «2100» 5.УМК системы Занкова 6.УМК «Перспектива» Основная школа (5-9 классы) 5-6 классы – реализация ФГОС ООО 7-9 классы – реализация БУП – 2004 Старшая школа профильная (10-11 классы) 10 класс – универсальный профиль ( социально-гуманитарный, химико-биологический) 11 класс – универсальный профиль (физико-математический, химико-биологический, социально-гуманитарный)
Индивидуальные учебные программы реализуются для учащихся 1,4,5,9 классов.
|
||
1.10. Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории | Типовое трехэтажное здание школы на 784 места построено в 1976 году.
В школе 26 кабинетов, спортзал, актовый зал, музей Боевой и трудовой славы, картинная галерея, столовая, медицинский кабинет, библиотека. Имеется спортплощадка, тир, гаражи. Площадь территории средней школы – 25 309 кв. м. Площадь начальной школы – 19 532 кв.м.
|
||
2. История школы: основные вехи | |||
2.1. Дата основания школы | В 1909 – 1911 годах по проекту архитекторов из Санкт-Петербурга была построена новая типовая двухэтажная школа
С 27 января 1965 г. начинается современная история района и школы. Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 12 января 1965 г. решением № 83 Исполкома Ики-Бурульского района, Совета депутатов трудящихся вместо планируемой 8-летней была открыта средняя 10-ти летняя школа. 1976 год – Построена новая типовая трехэтажная школа, которая функционирует по сегодняшний день. 1997 год – открыта начальная школа (в здании гостиницы) 2014 год – реконструировано здание бывшего ПУ-5 (осуществлен капитальный ремонт здания) для начальной школы. |
||
2.2.Обстоятельства создания школы | В 1909 – 1911 годах по проекту архитекторов из Санкт-Петербурга была построена новая типовая двухэтажная школа. Инициатором постройки выступил поверенный по ведению земельных дел общества калмыков Манычского улуса Азыдов Эрдни Кекеевич. Он и был 1-м попечителем Ики-Бурульской школы. Территория школа была огорожена глинобитным забором. Во дворе находились интернат с двумя общежитиями, баня, пекарня, столовая, погреб, 2 дома для учителей. Первым директором школы назначили Темяникова Дорджи Эрдниевича. Школа была семилетней неполной средней. В первый год училось 24 ученика. Первая учительница Корнаева (имя, отчество неизвестны). В 1912 г. работали учителя Надеждина Нина Васильевна, Архангельская Анна Васильевна.
В 1943 году, когда калмыки были высланы в Сибирь, школа была разобрана и вывезена в Ставропольский край. Ики-Бурул стал именоваться колхозом имени Сталина Приютненского улуса. В 1944 году Приютненский улус ликвидировали. Его территорию передали в административное подчинение Апанасенковского и Арзгирского районов Ставропольского края. |
||
2.3.Руководители школы на протяжении её истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения) | Первым директором школы назначили Темяникова Дорджи Эрдниевича. Школа была семилетней неполной средней. В первый год училось 24 ученика.
В 1930-м году директором школы был Бултуков Сарнг Данилович (в 1941. ушел на фронт и в 1943 г. погиб на Ленинградском направлении).
Мы очень счастливы, что являемся бойцами героической рабоче-крестьянской Красной Армии и участвуем в этой освободительной войне нашего народа против нацистских захватчиков. Примите, земляки, наш красноармейский привет. Заверяем, что до последней капли крови будем драться за освобождение наших городов и сел от немецких захватчиков и беспощадно будем уничтожать каждого немецкого оккупанта, пробравшегося на священные земли нашей Родины. Наше дело правое, враг будет разбит! С приветом красноармейцы: Я.Б.Энкядяев, Э.М.Баджаев, Б.Т. Михайлов, Б.Д. Авяшев, М.М. Мучаев.» Вот какие достойные люди работали и учились в нашей школе!» 1965-1967 гг. – директор школы – Полухин Анатолий Антонович. 1967-1988гг. – Директора школы Нусхаев Николай Лиджиевич, Манджиев Константин Борисович, Темержанова Валентина Борисовна, Эренценова Лидия Домбаевна. 1972 – 1975, 1980=1982, 1987-1999гг – Санджиева Баина Лиджиевна 1999-2004гг – Лиджиев Мерген Андреевич. С 2004 г.по 2015 – директор школы Коржуева Екатерина Мутуловна. С 2016 и поныне директор школы Лиджиева Лидия Горяевна |
||
2.4.Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам) | 1911 год Ики – Бурульская средняя школа вначале называлась I Аймачная школа и носила имя Семена Рафаиловича Залкинда, видного просветителя.
1925г. В школе учился Шовканов Эрдни Сумаевич 1915 года рождения, окончил 5 классов в 1930 году, в 1931 г окончил 4-х месячные курсы по подготовке учителей начальных классов при ОБЛОНО г.Элисты и с сентября 1931 по июль 1935 года работал учителем Ики-Бурульской школы. Погиб на фронте в Великой Отечественной войне. Ныне его имя носит одна из улиц Ики-Бурула. 1935г. По сведению Самхаева Лиджи Болдыревича, ветерана пос. Ики-Бурул, состоялась церемония присвоения школе звания образцовой им.А.Пюрбеева. Школа стала называться: Ики-Бурульская образцовая неполная средняя школа (НСШ) им.А.Пюрбеева. На церемонию был приглашен сам Анджур Пюрбеев. Заслуги Анджура Пюрбеева перед народом несомненны. Находясь в различное время на разных постах, он всегда содействовал развитию образования, культуры, литературы, искусства Калмыкии. Поэтому еще при жизни народ воздавал дань уважения и любви, не только как государственному деятелю, но и как деятелю культуры. В музее нашей школы собран материал о жизни и деятельности Анджура Пюрбеева, имя которого с гордостью носит школа, человеке испытавшем славу, а также гонения и холод еще при жизни. 1943 г. В связи с депортацией калмыцкого народа здание школы было разобрано на строительный материал. 27 января 1965 г. начинается современная история района и школы. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1965 года был образован Ики-Бурульский район. 1976 год – Построена новая типовая трехэтажная школа 1976г. Создан музей боевой и трудовой славы. 1989г. Постановлением Совета министров калмыцкой АССР «Об увековечении памяти А.Пюрбеева» №139 от 11 мая Ики-Бурульской средней школе было присвоено имя А.П.Пюрбеева. 1990г. Создан образцовый детский хореографический ансамбль «Аранзал», четырежды дипломант Всероссийских конкурсов. 1991 г. Создана картинная галерея на основе подлинных живописных полотен художников Калмыкии – даров выпускников школы. 1997г. Была открыта начальная школа. 1996г, 1997г – За педагогическое мастерство, творческий поиск, успешность обучения и воспитания коллектив средней школы был награжден дипломами: «Школа года 96» и «Школа года 97». 2000г. – В школе созданы профильные 10-е классы: Физико-математический, химико-биологический, гуманитарный. 2001г школа работает в режиме эксперимента: Начальная школа – «Гармония», «Школа – 2100», «Школа – 21 век». 2002 г.В школе открыт первый национальный класс. 2003-2017. Сначала это был эксперимент, теперь уже для всех нас привычное дело – итоговая аттестация в формате ЕГЭ. 2006 год – премия Главы РМО – 15тыс.руб 2007 год – премия Главы РК – 100 тыс.руб. 2008 год – премия Президента РФ – 1млн.руб. 2014 год – начальная школа «переехала» в новое реконструированное здание |
||
2.5.Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.) | 3 августа 1965 года в район инспектором Районного Отдела Народного Образования назначена Санджиева Баина Лиджиевна – молодой учитель русского языка и литературы. Она стояла у истоков создания и развития народного образования Ики-Бурульского района. В 1972 году назначена директором Ики-Бурульской средней школы. Заслуженный учитель школы Российской Федерации, отличник народного образования, способствовавшая становлению Ики-Бурульской средней школы, ее всестороннему развитию и расцвету.
Баина Лиджиевна окончила историко-филологический факультет Ставропольского педагогического института. Вся трудовая деятельность связана с Ики-Бурульским районом. Она прошла путь от учителя, директора школы до руководителя районного отдела образования. В основе успеха Баины Лиджиевны лежат многие слагаемые, но главные из них – личность педагога, высокий уровень образованности, требовательность к себе. Под ее руководством в Ики-Бурульской средней школе был создан и работает детский хореографический ансамбль «Аранзал», картинная галерея, где собрана большая коллекция полотен калмыцких художников, которые являются лучшими в республике, школа дважды удостаивалась звания лауреат конкурса «Школа года России» (1996, 1997гг.), Баина Лиджиевна – лауреат конкурса «Директор года» (1996, 1997гг.). За годы работы на посту заведующей РОНО под ее руководством были построены две школы, 2 пристройки для начальных классов, открыто 11 лагерей дневного отдыха. За свой труд отмечена следующими наградами: 1960 г. – грамота Министерства просвещения КАССР 1970 г. – медаль «За доблестный труд» 1977 г. – присвоено звание «Отличник народного просвещения» 1987 г. – присвоено звание «Заслуженный учитель школ РСФСР» 2002 г. – присвоено звание «Почетный житель Ики-Бурульского района» 2005 г. – Почетная грамота Правительства Республики Калмыкия. 2009 г – «Почетный гражданин республики Калмыкия» В период работы Санджиевой Б.Л. (1972 – 1975 гг.; 1980 – 1982 гг 1987 – 1998 гг) на посту директора качественно улучшилась учебно-воспитательная работа. Много лет в нашей школе проработал учителем математики Чудутов Адольф Шурганович, ветеран Великой Отечественной войны и труда, один их старейших учителей Калмыкии. Многим из его выпускников помогли недюжинные знания по математике, полученные на уроках Адольфа Шургановича. Светлая память об Адольфе Шургановиче, учителе с большой буквы, навсегда останется в сердцах его учеников и коллег. Конкурс «Лучший учитель» Лауреаты Премии Президента РФ 2006 год Сарунова З.С.,учитель начальных классов, Очирова Г.Д.,учитель истории 2007 год Манджиев Н.Д., учитель технологии 2008 год Аджиева А.А., учитель биологии и химии Убушаева Е.Б., учитель биологии и химии 2009 год Буваев С.Ц., учитель физики 2015 год Кураева С.В. учитель начальных классов Лауреаты Премии Главы Республики 2006 год Цохурова Н.У.,учитель начальных классов 2007 год Сагьяева Е.Б., учитель начальных классов 2008 год Манджиева К.Б.,учитель начальных классов 2009 год Эрдниева С.Ч., учитель математики 2016 год Местеева С.Л., учитель начальных классов Лауреаты Премии Главы РМО С 2006 года по 2016 год – 19 лауреатов |
||
2.6.Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях) | Медалисты:
Золотая медаль – 5 Серебряная – 47 Конкурс «Лучший ученик» Лауреаты Премии Главы Республики 2006 год – Насунов Айбек 2007год – Насунов Айбек 2008 год – Насунов Айбек, выпускник 2008 года 2011 год – Эрдниев Валера 2014 год – Цеденов Арслан Лауреаты Премии Главы РМО С 2008 года – 12 учащихся Истинными патриотами своей родины являются выпускники нашей школы писатели Манджиева Татьяна, Санджиев Арслан, член Союза журналистов России, Соломова Ольга, журналисты Трофимов Алтман, Айгурова Надежда, Танчик Татьяна, Горшкова Ирина, Элеева Байрта. Радуют зрителей своей игрой на сцене калмыцкого театра Заслуженная артистка РК Валентина Нимяева и молодая актриса Бухтарова Татьяна, ещё в школьные годы заворожённые красотой и богатством русской речи. Виктория Галдановиа Манджиева (в замужестве Кузьмина) — выпускница Ики-Бурульской школы 1981 года. Закончила Калмыцкий Государственный университет, немного работала в родной школе учителем истории. Затем поступила в аспирантуру в Ленинграде. Вышла замуж, живет в г.Грязовец Вологодской области, преподает гуманитарные дисциплины в колледже. Является кандидатом исторических наук. Артем Мучкаев, – В Ики-Бурульской средней школе учился с 1971 по1980 год (если не считать нулевой класс). Окончил физико-математическую школу N18 им. Ф.Н. Колмогорова при МГУ в 1981 году. Сейчас это Специализированный учебно-научный центр МГУ (СУНЦ) – школа им. А.Н. Колмогорова. Окончил факультет радиотехники и кибернетики Московского физико-технического института в 1987, получив квалификацию инженера-физика по специальности «Радиотехнические системы». Окончил аспирантуру Саратовского государственного технического университета и получил степень кандидата технических наук, защитив диссертацию по теме «Радиотехническая система регистрации и измерения параметров движения транспортных средств в условиях города» в 1998. В настоящее время – ведущий инженер-инструктор в области автоматических систем управления (АСУ) морских судов и кораблей в австралийском подразделении Rolls-Royce Marine Australia английской компании Роллс-Ройс, которая специализируется на производстве оборудования для авиации, морских судов и энергетического оборудования. Занимается внедрением судовых систем управления и автоматики, а также читает курсы по системам АСУ в специализированных учебных центрах Австралии и Сингапура. |
||
2.7.Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии и в жизни школы) | Совхоз «Красный Путиловец», директор Б.С.Кекеев, помощь в создании пришкольного фермерского хозяйства |
3. Культура школы | |
3.1.Главные педагогические идеи школы | Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения |
3.2.Ценности школьной жизни | Самая главная ценность школьной жизни – дети, их проблемы, заботы |
3.3.Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.) | Герб – половинка глобуса, вторая половинка – раскрытая книга, на книге надпись «МБОУ «Ики-Бурульская СОШ им.А.Пюрбеева», внизу – рисунок- пять тюльпанов-символ пяти родов (Тавн буурл), проживающих на территории Ики-Бурульского района,на половинке глобуса – портрет Анджура Пюрбеева.
Флаг детской организации «ВЕДА» синего цвета, по центру – тотем ДО «ВЕДА» – изображение солнца. По кругу надпись «Ики-Бурульская СОШ им.А.Пюрбеева»,рисунок раскрытой книги, на фоне которой изображен глобус с пишущим пером Текст гимна школы написан учительницей калмыцкого языка и литературы Босхомджиевой Н.Д. на калмыцком языке. Девиз ДО «ВЕДА» – «Мы – устремленные к солнцу побеги, Нам – до синих высот вырастать Мы – новое поколение Нам – время жить и мечтать» |
3.4.Традиции и ритуалы | Традиции – ежегодный вечер встречи выпускников;
Традиция – каждый выпуск дарит подарок школе – картину калмыцкого художника Каждую осень школа в полном составе выходит в степь, дети и взрослые дышат чистым неповторимым степным воздухом, напоенным ароматами разностравья, полыни, чабреца, мяты, устраиваются игры, бег по станциям, ориентирование на местности, весь коллектив школы и детей заряжается на целый учебный год энергией, силой. |
3.5.Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках: находках и изюминках учителей) | Национальный региональный компонент
Гиляндикова Любовь Петровна учительница калмыцкого языка и литературы. Изучила все новейшие методы изучения языков. Стала применять в работе метод изучения иностранных языков Г.А.Китайгородской. Ученики Л.П.Гиляндиковой становились призерами республиканской олимпиады, этнографических праздников. С особым удовлетворением применяла аудиовизуальную методику А.Ш.Кичикова. Уроки, разработанные Л.П.Гиляндиковой, печатались в районной газете «Рассвет». Любовь Петровна с супругом Петром Бадмаевичем оформили один из лучших кабинетов калмыцкого языка и литературы. Он являлся достопримечательностью школы. Гости отмечали его самобытность Активно участвовала в юмористических сценках. Неоднократно выступала на телевидении и радио о любви родному языку, о героическом эпосе «Джангар». Босхомджиева Надежда Дельмановна является автором учебника «Хальмг келн болн литератур дасхлһна методическ һардвр». Многие учителя республики с удовольствием пользуются на своих уроках всеми материалами, которые даны в этом учебнике. |
3.6.Проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе и школой | Социальные проекты «Я – гражданин России»
«Я- гражданин Калмыкии». Неоднократно занимали первые места в районе, республике. Было выполнено много общественно полезных дел: в рамках проекта «Приятного аппетита» в столовую школы были приобретены шторы, люстры, стулья, и в столовой стало уютнее, комфортнее. В 2006 году активисты ДО «ВЕДА» со своим проектом «Приятного аппетита» побывали во всероссийском Детском Центре «Орленок». Опубликованы и изданы две брошюры, посвященные жизни и творчеству учителей школы Баины Лиджиевны Санджиевой и Адольфа Шургановича Чудутова (проекты «Слово об Учителе» и «Учитель. Воин. Гражданин»), они находятся в музее школы и можно в любое время гостям и выпускникам школы зайти почитать воспоминания бывших коллег, выпускников, родных, может быть оставить свои воспоминания; также дети приняли участие в амбициозной акции «Сергей, дай порулить», в проекте «Будьте здоровы» ребята приобрели небулайзеры (ультразвуковые портативные ингаляторы) двум многодетным семьям, детскому отделению районной больницы и теплые коврики для занятий зарядкой детскому садику «Солнышко», в 2017 году ребята реализовали проект «Виртуальная картинная галерея». Теперь, зайдя на сайт школы, нашу экспозицию могут посмотреть все желающие. |
3.7.Объединения (детские, детско-взрослые), существующие в школе | Детская организация «ВЕДА» создана в 2001 году. Все социальные проекты, акции были реализованы при активном участии ДО «ВЕДА». |
3.8.Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе) | Ансамбль «Аранзал» образован в 1991 году
В 1994 ансамбль занял II место во всероссийском детском фестивале «Помпалче»в Йошкар-Оле. Ансамбль неоднократно выезжал за пределы республики, в частности выступал в городах Иваново, Краснодаре, Анапе, Санкт-Петербурге. В 1996 году ансамбль побывал в тур-поездке в Париже и Берлине. Уникальное явление в нашей школе – учителя-мужчины. Ни в одной из школ республики нет такого мужского хора. Мужчины принимают активное участие в художественной самодеятельности района. Гиляндиков П.Б.учитель географии, Галкин В.Н..учитель ОБЖ являются лауреатами всероссийского конкурса 2009 года «Салют, Победа!»
|
4. Школа на земле | |
4.1.Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа | 27 января 1965 года благодаря усилиям, стараниям и убеждениям Басана Бадминовича Городовикова был организован наш Ики – Бурульский район. Практически в голой степи выросли поселки, дома, улицы. По замыслу Б.Б. Городовикова новый район должен был стать крупным поставщиком животноводческой и растениеводческой продукции с хорошо развитой кормовой базой. С его помощью введено Чограйское водохранилище, голубое топливо пришло в дома сельских жителей, построена асфальтированная дорога. На территории района расположено 13 совхозов. |
4.2.Участие школы в жизни местного сообщества | Чествование ветеранов Великой Отечественной войны – 9 мая, акции «георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Российский Триколор». Акция «Безопасность дорожного движения», организация субботников, высадка деревьев, кустарников в парке поселка Ики-Бурул, организация субботников во дворах ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда и т.д. |
4.3.Друзья, партнеры благотворители школы сегодня | Образовательные организации района, Молодежный Центр «Алтн Гасн», ДЮСШ, «ФОК»,МБОУ «ЦДОД», Районный отдел Внутренних Дел, Центральная Районная Больница. Благотворительные коммерческие организации района |
5. История и культура школы в деталях | |
5.1Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках) | Заслуженный Учитель Российской Федерации, отличник народного просвещения Очирова Галина Дорджиевна. После окончания в 1972 году Ставропольского педагогического института пришла работать в Ики-Бурульскую школу учителем истории и обществознания. Ни одно крупное событие не проходило без её участия. Она всегда полна энергии, креативных идей, всех заражает своей активностью, живостью характера. Её труд отмечен многими наградами. Но самое главное, она пользуется большим уважением и любовью всех своих учеников.
Все ученики 80-х помнят и чтят учителя калмыцкого языка и литературы Бадминову Александру Санджиевну. Для учеников она была как добрая ээжа.(бабушка) Ее уроки запомнились неповторимым звучанием калмыцких сказок. Даже самые шумные дети замирали, когда начинали звучать первые слова «кезәнә бәәҗ…(когда-то очень давно…)».. Многие годы проработала в школе Шульгина Татьяна Николаевна. Окончила Ставропольский педагогический институт. Начинала работать в Первомайской школе, затем были Кевюдовская, Нартинская школы и, наконец, в 1983 году приехала в Ики-Бурул, учителем биологии. Выпустила 4 выпуска: 1984г, 1991г., 1997г., 2005 г. Её третий кабинет был самым уютным в школе: много цветов, аквариум, оформление и сама атмосфера кабинета располагали к творческому, плодотворному труду, учебе. Татьяна Николаевна трижды лауреат Гранта Сороса, отличник народного образования, ветеран труда (ее трудовой стаж составляет 42 года), в 1979 году получила медаль «Победитель социалистического соревнования» Много теплых слов заслуживает ветеран педагогического труда Бадминова Нина Саткаевна. Она пришла работать в Ики-Бурульскую школу после окончания Пятигорского института иностранных языков. Дважды побывала на стажировке по совершенствованию языка в Германии. Проработала в школе более 30 лет. Нину Саткаевну отличает интеллигентность, высокий профессионализм, отличное знание предмета, стремление дать своим ученикам прочные знания. Она старалась сделать уроки интересными, доступными всем, используя на уроках наглядный материал, технические средства. Результатом успешности ее работы можно считать то, что 8 выпускников разных лет выбрали профессию учителя иностранных языков, трое из которых трудятся в родной Ики-Бурульской школе. Нина Саткаевна всегда была примером для подражания, она любила своих учеников, учила их добру, терпимости, доброжелательности |
5.2.Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы) | Жила в поселке семья Манджиевых: мама – медсестра районной больницы, папа – главный ветеринарный врач района, дети – старшая дочь Байрта – окончила школу в 1988году с золотой медалью, затем – 2-й Московский медицинский институт; вторая дочь – Элла – обладатель серебряной медали(выпуск – 91), успешно окончила 1-й Московский медицинский институт; третья дочь – Евгения – также с серебряной медалью окончила школу в 1992 году, затем Калмыцкий Государственный Университет романо-германское отделение, все три сестры работают в Москве в крупной фармацевтической кампании.
Их тетя Виктория Гапдановна Манджиева (в замужестве Кузьмина) — выпускница Ики-Бурульской школы 1981 года. Окончила Калмыцкий Государственный университет, немного работала в родной школе учителем истории. Затем поступила в аспирантуру в Ленинграде. Вышла замуж, живет в г.Грязовец Вологодской области, преподает гуманитарные дисциплины в колледже. Является кандидатом исторических наук. В школе работало и работает очень много супружеских пар – супруги Шараевы Надежда Бавлыковна и Петр Лиджакаевич, учителя калмыцкого языка и литературы, супруги Манджиевы – Николай Дамбаевич, учитель технологии и Клавдия Батыревна – учитель начальных классов. Мирзахановы Карахан Хизриевич и Татьяна Бадмаевна – учителя математики, Коржуевы Олег Дмитриевич, учитель физической культуры, Екатерина Мутуловна, учитель математики, Лиджиевы Мерген Андреевич, учитель истории, и его супруга учитель математики Светлана Николаевна, Гиляндиковы Петр Бадмаевич, учитель географии и Любовь Петровна, учитель калмыцкого языка и литературы, Ванькаевы Санал Лиджиевич, учитель математики и Джиргал Цереновна, учитель музыки. В свое время работали супруги Нохаевы Василий Церенович, отличник народного образования, первый руководитель ансамбля «Аранзал» и Нюдля Кукаевна учитель ИКРК, верная помощница, певунья. Петр Лиджакаевич Шараев – автор книги «Седклин сувсн» – (жемчужина души). К изданию сборника собственных пословиц Петр Лиджакаевич шел многие десятилетия. Все это время он по крупицам, словно жемчужины, собирал народные мудрости предков, переосмысливал их и облекал в стихотворную форму. Не просто рифмовал собственные мысли, свой взгляд на события, поступки окружающих, но пытался дойти до сути, предназначения того или иного явления или вещи. И, естественно, рядом с ним неизменно находилась его верная супруга, первая помощница Надежда Бавлыковна. Безусловно, их труд не пропадет даром, книга «Седклин сувсн» поможет молодежи и младшим школьникам не только в освоении калмыцкого языка, но и изучении народных традиций и обычаев. |
5.3.Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей) | Отзыв: Бурнинова Лидия Алексеевна, родительница мать двоих детей – обучающихся школы: дочь Валерия – 6 класс; сын Вадим – 5класс: «Я хочу сказать школе слова благодарности. Для моих детей – это не только отличное образование, со всей душой переданное учителями. Наши учителя, в первую очередь, развивают в детях человеческие качества. А это – культура, духовная красота, трепетное отношение к труду. Я очень рада тому, что мои дети на протяжении каждого дня общаются и учатся именно у таких учителей».
Гиляндикова Любовь Петровна, учитель калмыцкого языка и литературы, «Отличник просвещения»: «80-90-е годы – годы моей энергичной плодотворной работы в Ики-Бурульской средней школе. «Выпустила» два класса. Дети были изумительные. Родители у них скромные сельские жители. Все мои ученики получили высшее образование, среди них есть врачи, юристы, предприниматели и тд. Хорошие семьи создали, некоторые остались в своем поселке, некоторые живут в Элисте, в Москве, Краснодаре и даже во Франции. Как хорошо мы праздновали национальные праздники «Цаган сар – праздник весны» «Зул – калмыцкий Новый год»! В то время никто не знал, как правильно организовывать эти праздники. Главными консультантами были старейшины поселка Очирова Дука Манджиевна, и моя свекровь Александра Джоджаевна. В школе была создана юмористическая группа «Зара». Как нас хорошо принимали зрители! Не раз нас снимали на телевидение и записывали на радио. Частыми гостями у нас были поэт Григорий Кукарека, писатели Вера Шуграева, Владимир Нуров, режиссер национального театра Борис Манджиев. Наша школа была базой для обучения молодых специалистов. Мы вели активную просветительскую работу среди населения, с лекциями ходили по организациям, на родительские собрания, участвовали в художественной самодеятельности по пропаганде родного языка, обычаев, традиций. Это было незабываемое время творческих поисков и открытий! Мушаева Заяна обучающаяся 8 класса: «Моя Ики-Бурульская школа очень красивая. У нас есть картинная галерея, музей и уютная библиотека. А также в нашей школе работают хорошие добрые учителя, которые помогут в трудную минуту.Школа – наш второй дом, а класс – это семья. В нашей школе проводятся очень классные мероприятия: акция «Бессмертный полк», осенний бал, |
Информацию подготовили и предоставили: Ванькаева Д. Ц. – заведующая музеем школы, Устинова Б. А. – заместитель директора по воспитательной работе, Лиджиева С. Н. – заместитель директора по учебно – воспитательной работе, Гиляндикова Л. П. – учитель калмыцкого языка и литературы, Мушаева Заяна – обучающаяся 9 – го класса.