Мотивация ребенка к трудовой (продуктивной) деятельности

Д.В. Григорьев

Среди основных мотивов участия ребенка в трудовой (продуктивной) деятельности можно выделить следующие:

  1. Мотив достижения первенства – ребенок участвует в трудовой (продуктивной) деятельности, потому что хочет опередить других, достичь большего, чем они;
  2. Мотив достижения признания – ребенок участвует в трудовой деятельности, потому что хочет получить признание других;
  3. Мотив заботы о других – ребенок участвует в трудовой (продуктивной) деятельности, потому что хочет принести пользу и радость другим своим продуктом;
  4. Мотив выгодоприобретения – ребенок участвует в продуктивной деятельности, потому что хочет получить выгоду от своего продукта, заработать денег;
  5. Мотив избегания неудачи – ребенок участвует в трудовой (продуктивной) деятельности, потому что не хочет оказаться непродуктивным, неумелым;
  6. Мотив преодоления трудностей – ребенок участвует в продуктивной деятельности, потому что это не просто, трудно, необходимо преодолевать сопротивление «материала» (вещественного или идеального: литературный, музыкальный и др. текст), с которым он работает;
  7. Мотив обретения уверенности в себе – ребенок участвует в трудовой (продуктивной) деятельности, потому что это дает ему чувство уверенности, укорененности в жизни;
  8. Мотив познания и миропонимания – ребенок участвует в трудовой (продуктивной) деятельности, потому что так можно проникнуть в суть вещей, глубже понять устройство мира;
  9. Мотив сотрудничества с другими – ребенок участвует в трудовой (продуктивной) деятельности, потому что стремится сотрудничать с другими, такими же практичными, продуктивными людьми;
  10. Мотив самовоплощения (самореализации) – ребенок участвует в трудовой (продуктивной) деятельности, потому что через продукт можно воплотить себя, оставить след в жизни.

Среди этих мотивов есть те, которые нуждаются в безусловной поддержке и развитии со стороны педагога: мотив заботы о других, мотив преодоления трудностей, мотив познания и миропонимания, мотив сотрудничества с другими. Другие мотивы поддерживаются педагогом при определенных условиях:

мотив достижения первенства – при условии, что первенство не достигается за счет ослабления других;

мотив достижения признания – при условии, что признание не приобретается нечестными способами;

мотив выгодоприобретения – при условии, что денежное вознаграждение за продукт не становится самоцелью;

мотив избегания неудачи – при условии, что это не приобретает характера бегства от реальности;

мотив обретения уверенности в себе – при условии не перерастания в излишнюю самоуверенность;

мотив самовоплощения (самореализации) – при условии не перерастания в навязчивое желание воплотить себя любой ценой и любым способом.

Для того, чтобы тот или иной мотив или мотивы появились у ребенка, в распоряжении педагог есть три типа образовательных встреч:

  • встреча ребенка с личностью – специалистом, профессионалом, достигшим успеха и реализовавшим себя в трудовой (продуктивной) деятельности. Эта встреча может состояться как, условно говоря, «на рабочем месте» такого человека, так и в образовательной среде;
  • встреча ребенка с текстом (произведением), в котором представлен опыт продуктивной деятельности и трудовой самореализации людей. Этот текст может быть документальным (фактографичным) или художественным; литературным, кинодраматургическим, театральным, текстом живописи, архитектуры и т.д.;
  • встреча ребенка с условной позицией (в игре, пробе, тренинге), в которой можно «проиграть», опробовать состояния и переживания, значимые для реальной трудовой (продуктивной) деятельности.

При соотнесении указанных мотивов ребенка к трудовой (продуктивной) деятельности и типов образовательных встреч проявляются 10 моделей мотивации (точнее – педагогического мотивирования) детей к трудовой (продуктивной) деятельности. Эти модели вариативные, так как у педагога есть возможность выбора, где строить мотивационную ситуацию для ребенка: 1) в непосредственном взаимодействии с человеком – носителем, автором продуктивно-трудовой деятельности; 2) в опосредованном текстом (произведением) взаимодействии; 3) в игровом, тренинговом взаимодействии, пробе.

Эти модели представлены в Таблице 1. Правильное смысловое прочтение их следующее (на примере модели №1): для того, чтобы пробудить у ребенка желание участвовать в трудовой (продуктивной) деятельности на основе мотивации достижения первенства, педагог может организовать:

– либо его общение с человеком, добившимся первенства в конкретном продуктивном деле или деятельности;

– либо знакомство и обсуждение текста, посвященного достижению первенства, победы в конкретном продуктивном деле или деятельности;

– либо проигрывание ситуации (в игре, пробе, тренинге), где ребенком переживается чувство достижения первенства.

Аналогично прочитываются все остальные модели.

 

Таблица 1. Вариативные модели мотивации детей к трудовой (продуктивной) деятельности.

Тип образовательной встречи

 

Вид мотивации

Встреча ребенка с личностью Встреча ребенка с текстом (произведением) Встреча ребенка с позицией
1. Мотивация достижения первенства (ребенок участвует в продуктивной деятельности, потому что хочет опередить других, достичь большего, чем они) Общение с человеком – победителем в  конкретном деле, соревновании и т.п., где оценивается произведенный продукт Знакомство и обсуждение текста (документального или художественного; литература, живопись, кино и т.д.), где затрагивается проблема первенства в создании продукта Проигрывание ситуации (в игре, тренинге, пробе), где ребенком переживается чувство первенства, победы над другими
2. Мотивация достижения признания (ребенок участвует в продуктивной деятельности, потому что хочет получить признание других) Общение с человеком (людьми), добившимся признания со стороны других за свою продуктивность Знакомство и обсуждение текста (док. или худож.; литература, живопись, кино и т.д.), где затрагивается вопрос признания-непризнания другими Проигрывание ситуации (в игре, тренинге, пробе), где ребенок переживает признание (непризнание) со стороны других
3. Мотивация заботы о других (ребенок участвует в продуктивной деятельности, потому что хочет принести пользу и радость другим своим продуктом) Общение с человеком (людьми), создавшими свой продукт на пользу и радость другим людям Знакомство и обсуждение текста (док. или худож.; литература, живопись, кино и т.д.), где затрагивается тема действенной заботы о других Проигрывание ситуации (в игре, тренинге, пробе), где ребенок может проявить заботу о других
4. Мотивация выгодоприобре-тения (ребенок участвует в продуктивной деятельности, потому что хочет получить выгоду от своего продукта, заработать денег) Общение с человеком (людьми), успешно реализовавшими и честно заработавшими на своем продукте Знакомство и обсуждение текста (док. или худож.; литература, живопись, кино и т.д.), где затрагивается проблема получения выгоды и реализации (продажи) продукта Проигрывание ситуации (в игре, тренинге, пробе), где ребенок участвует в отношениях купли-продажи
5. Мотивация избегания неудачи (ребенок участвует в продуктивной деятельности, потому что не хочет показаться непродуктивным, неумелым) Общение с человеком (людьми), прошедшим через ряд неудач к достижению результата Знакомство и обсуждение текста (док. или худож.; литература, живопись, кино и т.д.), где затрагивается проблема неудачного действия и решений Проигрывание ситуации (в игре, тренинге, пробе), где ребенок переживает чувство неудачи, недостижения результата
6. Мотивация преодоления трудностей (ребенок участвует в продуктивной деятельности, потому что это не просто, трудно, необходимо преодолевать сопротивление) Общение с человеком (людьми), который добился своего, преодолевая трудности и барьеры, поднимался после падений Знакомство и обсуждение текста (док. или худож.; литература, живопись, кино и т.д.), где затрагивается проблема преодоления трудностей и барьеров Проигрывание ситуации (в игре, тренинге, пробе), где ребенок оказывается перед необходимостью преодоления трудностей и барьеров
7. Мотивация обретения уверенности в себе (ребенок участвует в продуктивной деятельности, потому что это дает чувство уверенности, укорененности в жизни) Общение с человеком (людьми), который через создание продукта поверил в себя, свои силы

 

Знакомство и обсуждение текста (док. или худож.; литература, живопись, кино и т.д.), где затрагивается проблема веры в себя, свои силы Проигрывание ситуации (в игре, тренинге, пробе), где от ребенка требуется поверить в себя, свои возможности и силы
8. Мотивация познания и миропонимания (ребенок участвует в продуктивной деятельности, потому что так можно проникнуть в суть вещей, глубже понять устройство мира) Общение с человеком (людьми), который через создание продукта стремится проникнуть в глубину, познать и понять суть вещей

 

Знакомство и обсуждение текста (док. или худож.; литература, живопись, кино и т.д.), где затрагивается проблема мироустройства, глубинных процессов в мире и жизни Проигрывание ситуации (в игре, тренинге, пробе), где от ребенка требуется продвижение к более глубокому пониманию реальности
9. Мотивация сотрудничества с другими (ребенок участвует в продуктивной деятельности, потому что стремится сотрудничать с другими, такими же практичными людьми) Общение с человеком (людьми), который для создания продукта собрал команду (коллектив) людей

 

Знакомство и обсуждение текста (док. или худож.; литература, живопись, кино и т.д.), где затрагивается проблема сотрудничества, создания общности Проигрывание ситуации (в игре, тренинге, пробе), где ребенок включается в командное, коллективное взаимодействие
10. Мотивация самореализации (ребенок участвует в продуктивной деятельности, потому что через продукт можно воплотить себя, оставить свой след в жизни) Общение с человеком (людьми), который воспринимает свою продуктивно-трудовую деятельность как смысл жизни Знакомство и обсуждение текста (док. или худож.; литература, живопись, кино и т.д.), где затрагивается проблема ценностных смыслов жизни Проигрывание ситуации (в игре, тренинге, пробе), где от ребенка требуется стратегическое целе- и смыслополага-ние