Тюттерина Елена Валерьевна

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Эксперт по среде, средовому подходу в образовании и дизайну. Член Российской Эстетической Ассоциации и Ассоциации школ средового подхода в образовании и исследователей среды. Координатор лаборатории ESDlab (разработки для образования в сфере дизайна, эстетики и среды).

личная страница в фейсбук: https://www.facebook.com/profile.php?id=100001209002898
страничка в фейсбук Ассоциации средовиков

    Не раз говорилось, что «главной задачей Агрошкол (это относится и к сельским школам) является обеспечение психологической, социальной и профессиональной готовности выпускников школ к технологическому прорыву аграрного сектора, подъему экономики и социального развития села». Возможно ли это без формирования определенного образа жизни (сельского) у учеников? Такого образа жизни, который бы позволял сельской молодежи сохранять традиции родного места и историческую память, сопротивляться негативным влияниям (например, трендам массовой культуры и урбанизма), сопереживать красоте родного края, а главное, созидать на родной земле.

      Образ жизни человека характеризует его как личность (согласно теории средового подхода в воспитании, автор доктор пед. наук., профессор Ю.С. Мануйлов), иными словами- какой образ жизни ведет ученик, такова его личность. Образ жизни формируется в среде при постоянном с ней взаимодействии. Что же такого должно содержаться в среде, чтобы молодой человек (девушка) захотели сохранять лучшее и созидать на селе, быть создающей личностью? Говоря о среде, мы имеем ввиду все, среди чего находится человек, и это все и оказывает влияние: все, что он слышит, видит, к чему прикасается, что впитывает духовно и эмоционально, с кем общается.

Огромными возможностями обладает здесь сельская и агрошколы, т.к. большую часть времени ученик проводит в них.

       Современная сельская и агрошкола должны стать той средой, в которой будет возникать интерес к истории места, ее людям, которая будет давать возможности осваивать передовые технологии сельского хозяйства уже за партами, а также предоставлять возможности генерировать свои идеи и воплощать их в социально-значимых проектах.

Среда должна помогать соединяться всем тем, кто неравнодушен к жизни села: учителям, администрации школы, детям, родителям, местным жителям, друзьям школы, выпускникам, социальным партнерам, сельхозпроизводителям (в случае агрошкол), бизнес-партнерам, представителям СПО и вузов.

В целом, среда школы должна быть наполнена энергией творчества, поиска новых путей, проектов, идей, быть живой и настоящей. Эта энергия жизни и настоящего дела, исходящая из школы, делает ее поистине «Центром притяжения» всего социума.

Успешная живая школа – успешный ученик, умеющий и желающий жить на селе.

   Задач, которые ставит перед собой «Национальный проект «Сельские школы России», на мой взгляд, несколько. Первая – информационная. Проект старается информировать прежде всего педагогическую общественность и иные организации и структуры о потенциале современных сельских школ, об их передовом опыте, значимых проектах, людях и проблемах, конечно. Вторая задача- организационная. Проект пытается объединить вокруг себя сельские школы России, социальных партнеров школ, быть площадкой общения, обмена опытом, обсуждения локальных и глобальных проблем сельских школ. Не в полном объеме это получается, но движение в данном направлении есть. Третья задача-проект оказывает поддержку сельским школам в грантовых конкурсах.

     На мой взгляд, развитием проекта могли бы стать яркие события, объединяющие всех заинтересованных лиц: прежде всего, сами школы, управления  образования на местах и федеральные площадки, бизнес и социальные партнеры, сельхозпроизводители, попечители, вузы и СПО, специалисты из разных сфер. Примером такого события мог быть стать ежегодный Форум Агрошкол России.

     Свою роль как эксперта проекта я вижу в продвижении темы дизайна среды школы. Чтобы сельская и агрошколы были поистине школами 21 века необходимо использовать потенциал дизайн-проектирования. Может ли сельская школа стать «Центром социума и притяжения», если стены ее обшарпаны, вид неприглядный, устройство неудобно и не отвечает задача образования 21 века. Знакомство с лучшими мировыми и отечественными образцами дизайна школ, помощь в оценке текущего состояния среды школы и осуществления дизайн-проектов, наконец, выработка стандартов проектирования именно с учетом специфики сельской и  агрошкол – вот основные задачи, которые я как эксперт ставлю перед собой.

    Дизайн школьной среды – это не только требования ФГОС, но и требования самой жизни. Дизайнерский подход, как подход проектировочный, может дать импульс развития всему школьному сообществу, т.к. осуществляется он только совместными усилиями всех заинтересованных лиц. А преображенная школа в итоге станет уникальной, современной и притягательной для всех, той самой моделью созидательной жизни на селе. А выпускники, прошедшие через подобное проектирования, получат уникальный опыт созидания в развитии своей малой Родины.

Елена Тюттерина,

Москва, first7snow@mail.ru

эксперт Национального проекта «Сельские школы России»,

специалист в сфере дизайна для образования

и средового подхода в воспитании.