Уважаемые студенты и аспиранты!
Вместе с группой друзей и единомышленников я делаю проект «Энциклопедия
сельских школ России» (сайт: http://сельскиешколыроссии.рф; прямая ссылка: http://xn--
e1aaibaicee3abxecia6ipck.xn--p1ai ).
Уверен, что его реализация крайне важна для нашей страны. Без живой, благополучной деревни не будет сильной и крепкой России. А деревня по-настоящему жива, когда в
ней есть дети, идущие в школу. Наша основная цель – помочь детям и взрослым сельской
школы увидеть, осознать и реализовать свои возможности, найти свою дорогу в будущее и
сделать по ней уверенные шаги.
Для этого мы, в первую очередь, хотим укрепить в сельской школе чувство собственного достоинства. У каждой школьной общности есть своя история и культура, свои успехи
и достижения, свой вклад в общественную жизнь. Об этом должна помнить она сама, должны знать местные жители, выпускники школы и вся страна. Вот почему мы создали и заполняем электронную энциклопедию, где у каждой сельской школы есть своя историческая
страница с «человеческим лицом».
Другая важная задача – помочь сельским школам правильно действовать в существующих условиях и менять эти условия «под себя». Для этого мы вместе со школьными
коллективами разрабатываем проекты, затрагивающие самые разные стороны их жизни (аграрные, ремесленные, социальные, краеведческие, экологические, учебно-исследовательские и др.). Собранные в одном месте на посещаемом интернет-ресурсе, эти проекты позволят школам получить поддержку со стороны выпускников прежних лет, жителей регионов,
предпринимателей и всех неравнодушных людей, которые хотят улучшить жизнь наших сёл
и деревень.
На наш взгляд, сельская школа является той «точкой роста», которая может изменить
деревню, а главное, настроение детей и молодёжи, которые стоят перед выбором – где жить,
где работать, чем заниматься. Наш проект расскажет об успешных практиках сельского развития, откроет их для детей и молодёжи. Мы готовы помочь юным сельчанам реализовать
свои мечты и идеи по преобразованию жизни их поселений, увидеть себя на своей земле в
будущем.
Третья ключевая задача нашего проекта – сближение юных горожан и селян, практическое взаимодействие детско-взрослых коллективов городских и сельских школ. Мы поддерживаем совместные образовательные, историко-культурные, экологические, спортивные,
трудовые и другие дела, которые объединяют детей и взрослых из городов и деревень, помогают почувствовать себя гражданами единой страны. Учителя и школьники ряда городов
уже проявили интерес к нашему проекту. Это не случайно – здесь поле для серьёзных поисков и экспериментов, подлинного «открытия страны» юным поколением.
Наш проект работает уже год. За это время мы:
• создали и поддерживаем сайт;
• обрели своё юридическое лицо – Фонд содействия развитию образования, культуры и
спорта «Институт воспитания строителей страны» (без организационного оформления нам было бы трудно взаимодействовать со школами, другими организациями и
органами власти);
• провели целый ряд поездок и экспедиций по стране, проехав по сельским дорогам на
автомобиле с логотипом проекта около 15 000 км (многие сельские школы уже настолько не верят ни в себя, ни во что-то хорошее от других, что только личная встреча пробуждает у них доверие и желание действовать);
• организовали и провели десятки мастер-классов и семинаров;
• установили информационный контакт со множеством сельских школ по всей России.
Мы ещё больше убедились, насколько важен наш проект для людей и страны.
Вся работа первого этапа осуществлена оргкомитетом проекта своими силами. Начинается второй этап, на котором мы взаимодействуем со всё более расширяющимся кругом
сельских школ – участников проекта. Мы уже почувствовали, как стремительно растёт количество содержательных, организационных и технических задач (направление информации
в сельские школы и муниципалитеты, переговоры с ними, анализ и обработка анкет, поступающих от школ для энциклопедии, экспедиционные поездки членов команды по адресам
проекта, проведение обучающих семинаров и мастер-классов для сельских школ, разработка
и сопровождение школьных проектов, переговоры с руководством городских школ и возможными партнёрами, информационное продвижение проекта и т.д.). Нам нужно ваше содействие!
Уважаемые студенты и аспиранты! У вас есть возможность стать добровольцами исследовательской команды нашего проекта. Для этого нужно:
• зайти на сайт нашего проекта и выбрать по карте регион (или муниципальный район),
с чьими сельскими школами вы хотели бы работать;
• написать письмо на адрес исполнительного директора проекта Николая Махнёва
nam-miass@mail.ru о готовности принять участие в проекте с указанием выбранного
вами региона (или района);
• получить подтверждение от Николая Махнёва, что сельские школы выбранного региона (района) закреплены за вами;
• вступить в переписку с сельскими школами региона (района), предложив им заполнить анкету для Энциклопедии (см. файл);
• помочь школам в работе над анкетой, содействовать им в подготовке и редактировании материалов, помочь определиться с теми проектами, которые они хотели бы реализовать при нашей поддержке, найти партнёров и т.д.
Если вы можете ещё каким-то способом содействовать нашему проекту, мы будем
рады рассмотреть ваши предложения.
Все участники исследовательской команды проекта (разумеется, с их согласия) будут
названы на сайте «Энциклопедии сельских школ России». Мы будем поддерживать и отмечать самых деятельных и глубоких участников команды.
Друзья! Вы можете стать исследователями и знатоками современной России, первооткрывателями глубинных пластов её жизни, соратниками замечательных сельских и городских школьных коллективов, проводниками их в достойное будущее. Это дорогого стоит.
С благодарностью и уважением, научный руководитель проекта «Энциклопедия
сельских школ России», кандидат педагогических наук, доцент, заведующий отделом методологии и технологии воспитания личности Федерального института развития образования.
Дмитрий Васильевич Григорьев