ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ РОССИИ КАК РЕСУРС МЕЖСЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Махнев Николай Аркадьевич, исполнительный директор национального проекта “Энциклопедия сельских школ России”, руководитель проектов Фонда «Институт воспитания строителей страны». Челябинская область, г. Миасс. Когда мы разрабатывали национальный проект «Энциклопедия сельских школ России», мы видели, что одна из серьезнейших проблем нашего образования — это большая разница в ресурсных возможностях. Действительно, сегодня школы, находящиеся в мегаполисе, крупном, малом городе и сельской местности, находятся в неравных условиях. Это неравенство обусловлено существующим законодательством и подпитывается экономическими реалиями, разностью финансового и материального положения регионов и муниципалитетов России. Вы посмотрите, любой непредвзятый критик, анализируя сегодняшнее российское образование, подчеркнет разницу в том, что если московские управленцы и учителя говорят об эффективности различных подходов в образовании, то их региональные коллеги всё больше о недостатке тех или иных ресурсов. И, конечно, в особо тяжелом положении, в этом плане, находится сельская школа. Сельская школа ощущает недостаток ресурсов во всех направлениях и особенно в кадрах. Как преодолеть эту увеличивающуюся пропасть? Конечно, нельзя сказать, что федеральный минобр этой проблемы не видит. Уже несколько лет существует программа поддержки школ с так называемыми низкими учебными результатами. Она запущена во многих субъектах РФ. Но эта программа касается очень малого количества образовательных организаций. А что делать остальным? Налаживать эффективное взаимодействие с целью преодоления этого неравенства. Да, сегодня это очень трудно сделать, т. к. действующая законодательная и нормативная база, разное учредительство и подчиненность школ не способствуют налаживанию контактов и дружбы. Но такие возможности всё-таки есть. Национальный проект «Энциклопедия сельских школ России» выполняет важную информационную роль и показывает варианты взаимодействия сельских и городских школ с возможностью привлечения финансовых, организационных и кадровых ресурсов через сотрудничество школ с некоммерческими организациями (НКО). Некоммерческие организации сегодня имеют возможность реализовывать различные проекты независимо от их территориальной, ведомственной и иной принадлежности, была бы добрая воля сторон и понимание, что и как делать. Сегодня объединить московскую городскую школу и сельскую школу Тульской области можно с помощью совместных проектов с участием некоммерческого сектора, и тогда сельские школы могут получить
определенные ресурсы для своего развития на законном основании. Московские школы в рамках реализации различных проектов могут приехать и жить на базе сельской школы, и здесь НКО в рамках реализации проекта оплатит и проживание, и питание, и какие-то совместные мероприятия школьников, приобретёт какое-либо оборудование, которое потом будет
передано на баланс сельской школе. Проекты могут быть разные:
экологического, образовательного, исторического и других направлений.
Кстати, Фонд президентских грантов сегодня — это мощный ресурсный
источник, которым могут воспользоваться образовательные организации для
реализации различных проектов. Но, к сожалению, городские и сельские
руководители мало знают об этих возможностях и практически ими не
пользуются.
Наш проект уже инициировал несколько вариантов сотрудничества
городских и сельских школ. В частности, на протяжении двух лет московская
школа No 1465 им. адмирала Кузнецова проводит Адмиральские игры с
приглашением сельских школ. В них приняли участие уже более 10 сельских
школ из Белгородской, Челябинской, Свердловской, Тверской, Брянской и
Калужской областей, республик Крым и Марий Эл. Оплату проживания и
питания участников из сельских школ берут на себя московские коллеги.
При поддержке национального проекта «Энциклопедия сельских школ
России» лицей No 31 г. Челябинска начал взаимодействие с рядом сельских
школ Челябинской области. Здесь уже прошло большое количество
образовательных совместных мероприятий, организована материальная
поддержка этих школ путем передачи некоторого оборудования на баланс
сельских школ. Учащиеся, педагоги и родители передали в библиотеку
Коелгинской средней школы более 1000 книг. В обоих примерах
сотрудничества городских и сельских школ велика роль руководителей этих
образовательных организаций — директора школы No 1465 г. Москвы, Артура
Васильевича Луцишина, и директора лицея No 31 г. Челябинска, Александра
Евгеньевича Попова, заслуженного учителя РФ.

Интересный проект запустила школа No 460 г. Москвы под руководством
Ольги Вадимовны Сиверченко «А зори здесь тихие: 21 век». На базе сельской
школы в деревне Рауталахти в Карелии на протяжении трёх лет, в мае,
проходит сбор московских и карельских школьников в местах съемок
знаменитого фильма «А зори здесь тихие». Здесь реализуются интересные
формы гражданско-патриотического воспитания и межрегионального
взаимодействия. Карельские школьники осенью приезжают в столицу, где
коллектив школы No 460 оказывает им максимум внимания и гостеприимства.
Да, пока руководителей городских школ, кто занимается такими
проектами, понимая важность поддержки сельских школ, не так много. К
сожалению, и директора сельских образовательных организаций, в
большинстве случаев, не очень охотно идут на контакт с городскими школами,
стесняются своей материальной базы, информированности и т. д. А подчас
побеждает логика: «на мой век хватит, а там, будь, как будет».
А потом мы в изумлении — куда деваются сельские школы? Конечно,
возлагать вину только на руководство и педколлективы сельских школ было бы
неверно. Но, с другой стороны, нужно учить сельскую школу видеть
перспективу. Да, сегодня изменились формы хозяйствования на селе, и вряд ли
возможно возвращение прежних совхозов и колхозов с их ресурсами. Однако
школа может и должна формировать у учащихся видение нового села России и
возможности работы и жизни в нем.
И здесь межсетевое взаимодействие сельских школ (между собой и с
городскими школами) поможет им найти эффективные и результативные
решения, способствующие развитию. Сегодня сельская школа не может
спрятаться и отгородиться от процессов, которые происходят в стране.
Национальный проект «Энциклопедия сельских школ России» призывает
сельскую школу научиться менять условия «под себя», чтобы сформулировать
для власти и общества модель сельской школы 21-го века, которая будет
способствовать не только развитию образования, но и села, и страны в целом.