Клуб экспертов “Цифровая школа”
Вчерашняя дискуссия под видеороликом одной Екатеринбургской школы про сельские школы (ждал пока подключится Николай Махнёв, но видимо стоит этот вопрос поднять отдельно) всколыхнула волну воспоминаний о нескольких проектах последних 6 лет, которые так и не были реализованы.
1) Проект электронный регион. Задача простая. Есть школы. Есть школьники. Учителей в школах много, качественных учителей мало. Удаленность школ такая, что только птицей долететь. Задача – реализация качественного образования.
Предполагаемая реализация – система онлайн-наставничества, когда учителя-предметники одних школ учатся на открытых онлайн-уроках у учителей других школ педмастерству, система повышения квалификации онлайн, завязанная на местные педфакультеты и пединститут, с приглашением экспертов из федеральных вузов как очно так и онлайн.
2) проект территориально распределенных малокомплектных школ. В школах с нехваткой учеников, но наличием хороших учителей – объединение учеников в виртуальные сетевые группы с закреплением за одним учителем. Изменение администрирования системы образования через формирования сообществ учителей предметников способных в онлайне вести школьников. При этом в родной школе обычно нет проблем с безопасностью и даже с оборудованием. Проект не был реализован ввиду неготовности регионального министерства к переходу на сетевой принцип администрирования системы жесткого механизма закрепления средств “региональные средства-школа-ученики-учителя” на механизм привязки “ученики-учителя – сетевая школа – средства”.
3) проект малокомплектных школ с нехваткой учителей. создание инструмента перераспределения нагрузки на педагогов-предметников через онлайн-инструменты. То есть формирования сообщества педагогов, способных к дистанционному обучению школьников, находящихся под присмотром классного руководителя или просто взрослого в школах за сотни километров от педагогов. Сообщества педагогов предполагалось создавать при пединституте из числа выпускных курсов вуза и свободных педагогов, желающих набирать на ставку профильные часы, а не замещать вакансии учителей других предметов в своих школах. При этом для студентов выпускных курсов этот проект выступал как биржа вакансий с возможностью трудоустройства, к тому же учеников они бы виртуально уже знали.
Проект не запустился ввиду сложной нормативно-правовой базы и неготовности администрирования такого принципа построения системы образования региона со стороны местного министерства.
Финмодели проектов не просчитывались, поскольку сами проекты останавливались на первом этапе предварительного согласования. Видимо страх чиновников перед “непонятными” цифровыми инструментами и изменениями привычных процессов очень велик.
Если есть регион, готовый к реализации одной из моделей – готов включиться в проектирование и реализацию решения!