Сельские школы: что за порогом?
Что рисует наше воображение, когда мы говорим о сельской школе? Заброшенное деревянное здание с болтающейся дверью?
А истории, когда житель деревни поступил в городской ВУЗ и сделал карьеру, до сих пор кажутся сказкой про Золушку?
Для городского жителя сельская школа – набор неких печальных штампов, а молодые родители делают все, лишь бы переехать в районный центр до начал учебы. Что на самом деле представляет собой сельская школа, Московскому международному салону образования-2019 рассказал Николай Махнев, директор проекта «Энциклопедия сельских школ России».
Школа есть, а слова нет
Сегодня в российском законодательстве нет такого термина – «сельская школа». На словах все всё, разумеется, понимают, но фактически такое определение отсутствует. Но если между городской и сельской школой нет никакой разницы, почему так сильно отличается результат?..
Сельские школы очень разные: где-то учится 50 человек, а где-то – 600. Но все их объединяет отсутствие конкурентного пространства. Городские школы так или иначе конкурируют между собой, и это способствует их развитию. В селе же люди оторваны не только от города, но и от своих соседей. Я общался с одной директрисой, которая не знала, что существует возможность удаленной работы. Бывает, что некоторые люди «старой закалки» негативно относятся к такой практике, но здесь даже речи не было об отношении, она просто не могла себе представить, что так можно жить и успешно работать. Разумеется, уровень знаний и подготовленности к жизни у ее учеников будет ниже, чем у городских школьников.
Кофе не будет
Принято говорить, что в деревнях недостает дополнительного образования. Да, верно, но ведь и школьное часто вовсе не на высоком уровне. Главная проблема – предметники. Молодые специалисты не хотят ехать в села не только из-за низкой учительской зарплаты, но и из-за отсутствия там инфраструктуры, достойного медицинского обслуживания, культурной жизни. Банально, но в некоторых селах невозможно даже просто зайти куда-то и выпить кофе. Такого места просто нет.
Сейчас существует несколько программ поддержки молодых учителей: «Учитель для России», президентские гранты, льготные условия. Тем не менее проблему нужно решать комплексно – создавать хорошие условия для жизни и работы в деревне.
Вырасту и уеду
Из этого вырастает вторая большая проблема. Сельская школа не готовит себе жителя. Всем очевидно, что, если будешь хорошо учиться, после школы сможешь уехать в город, а если очень хорошо – то сразу в Москву. Молодые специалисты скорее наоборот поспособствуют этой миграции, ведь дети будут видеть перед глазами живой пример «успешного» человека.
Учеников трудно обвинить в этом. Они видят, как живут их родители и хотят для себя другой жизни. Наша задача – показать им, что эта «другая жизнь» возможна и здесь, в селе. Мы обсуждаем сейчас множество проектов, главная цель которых – сделать возможным нормальную жизнь в деревне. Например, раньше в СССР почти при каждой школе был свой огород. Мне кажется, в нашем случае возвращение этой практики вновь смогло бы показать детям, что их труд ценен. Если ученики увидят, что их занятие приносит деньги, они начнут по-другому оценивать будущее.
Можно использовать пустующее зимой здание школы в туристических целях (закон это пока запрещает, но, возможно, в будущем мы могли бы это пересмотреть). Кроме того, мы обсуждали строительство школы как «умного дома». Все эти проекты могут показать нынешним школьникам, что жизнь в селе не заканчивается.
Но, безусловно, во время любых преобразований важна системность. Если мы всеми правдами и неправдами заманим учителей в села, проблемы не решатся. Нам необходим комплексный подход, который предполагает реорганизацию сельской жизни в целом.
Ознакомиться с проектом программы Московского международного салона образования – 2019, который пройдет с 10 по 13 апреля в 75-ом павильоне ВДНХ, выбрать интересующие темы и построить собственный индивидуальный маршрут посещения Салона можно на сайте www.mmco-expo.ru.