Всероссийское педагогическое собрание об итогах Агрофорума – 2020

Всероссийское педагогическое собрание на расширенном Пленуме центрального совета одобрила итоги агрофорума в Татаново и направит документ в органы государственной власти.

РЕЗОЛЮЦИЯ

Всероссийского форума «Агробизнес-образование в России:

новые вызовы и новые возможности».

г. Тамбов. 20-21 августа 2020г.

20-21 августа 2020 года в г. Тамбове состоялся Всероссийский форум «Агробизнес-образование в России: новые вызовы и новые возможности» (далее – Форум).

В работе Форума приняли участие Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майоров, председатель Всероссийского педагогического собрания Иванова В.Н., председатель Комиссии Общественной Палаты РФ по развитию АПК и сельских территорий, председатель Российского союза сельской молодежи, координатор проекта ОНФ «Село-территория развития» Ю. В. Оглоблина, член Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации Н. П. Ерюхина, представители государственных органов управления образованием и руководители органов местного самоуправления, директора и учителя агрошкол, представители сельхозпроизводителей из 38 субъектов Российской Федерации.

Участники Форума отмечают, руководство нашего государства в современных непростых условиях эффективно отстаивает суверенитет и независимость России, в том числе и в сфере сельского хозяйства, содействует целенаправленному развитию сельских территорий.

В своей недавней поездке в Адыгею при встрече с работниками АПК Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что аграрное направление – одно из приоритетных для страны в целом и для регионов в частности. Роль агрошкол в территориальном развитии страны бесценна.

В ходе заинтересованного обсуждения участники Форума рассмотрели задачи, возможности и инновационные практики реализации агропрофессионального обучения. Большое внимание в дискуссиях было уделено вопросам становления агрошкол и путям преодоления возникающих при этом проблем. Многие выступающие отмечали необходимость развития нормативного правового регулирования особенностей правовых отношений в агрошколах. Значительное место в дискуссиях заняли вопросы подготовки педагогических кадров для агрошкол, а также вопросы грантовой поддержки и возможностей участия агрошкол в конкурсах. Особое внимание участники Форума уделили обсуждению вопросов взаимодействия агрошкол с сельхозпроизводителями и социальными партнерами, закреплению выпускников агрошкол, профильных СПО и вузов на селе, возникающим здесь трудностями, в том числе и правового характера.

Широкая дискуссия развернулась при обсуждении тем «Агрошколы- старт в будущее» (взаимодействие с СПО и профильными вузами), «Школа-центр социума», «Перспективы сельского туризма».

Многие выступающие отмечали положительную роль Ассоциации агрошкол России в укреплении российского села, которая на протяжении шести лет ведет практическую работу по признанию статуса агрошкол, обобщает лучший инновационный опыт по воспитанию патриотов малой родины, по повышению качества агрообразования. Особо важно, что Ассоциация агрошкол России осуществляет экспертный анализ проблемных вопросов в системе агрошкол и предлагает органам власти практические рекомендации в части повышения эффективности образовательной политики в сфере агробизнес-образования.

Участники Форума признают, что экономику и социокультурное развитие села невозможно осуществить, не обеспечив его профессиональными кадрами. Повышение престижа сельскохозяйственных профессий возможно только при активном взаимодействии заинтересованных структур, таких как органы государственной и муниципальной власти, общеобразовательные организации, профильные колледжи, техникумы, аграрные университеты и сельхозпроизводители.

Форум особо подчеркивает, что главной задачей Агрошкол является обеспечение психологической, социальной и профессиональной готовности выпускников школ к технологическому прорыву аграрного сектора, подъему экономики и социального развития села.

С учетом результатов работы участники Форума обращаются с просьбой рассмотреть следующие предложения:

– комитетам Совета Федерации по науке, образованию и культуре и по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, комитетам Государственной Думы по образованию и науке и по аграрным вопросам:

инициировать внесение изменений в Федеральный закон от 29.12.2012 N 273- ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, в части правового регулирования деятельности агрошкол по производственному воспитанию школьников. В том числе целесообразно включить в данный Федеральный закон следующие правовые нормы:

1. Под производственным воспитанием в сфере образования понимается деятельность по воспитанию у несовершеннолетних учащихся позитивного отношения к ценностям труда и созидания, а также привычек к продуктивной занятости с целью подготовки к эффективной трудовой деятельности.

2. Производственное воспитание осуществляется в общеобразовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы и (или) программы профессиональной подготовки, с привлечением учащихся к производственному труду.

3. Производственный труд учащихся осуществляется на принципах права выбора вида труда, добровольности труда, возмездности труда.

4. Общеобразовательные организации, осуществляющие производственное воспитание, могут иметь специальное наименование «школа-хозяйство», либо наименование, отражающее направление производственного воспитания.

5. К общеобразовательным организациям, осуществляющим производственное воспитание агротехнологической направленности (агрошколы), относятся общеобразовательные организации, расположенные в сельской местности и обеспечивающие производственное воспитание с подготовкой обучающихся по предметам агротехнологической направленности.

6. Общеобразовательные организации, осуществляющие производственное воспитание, имеют на праве оперативного управления материально-техническую базу для организации производственного труда учащихся (недвижимость, тепличные хозяйства, оборудование, сельскохозяйственную технику, поголовье сельскохозяйственных животных, транспортные средства и иное имущество).

– Министерству просвещения Российской Федерации:

создать при Министерстве Общественный совет по сельским школам России;

совершенствовать подготовку педагогических кадров для сельских школ с целью подготовки учителей для сельских школ, способных качественно преподавать несколько предметов в малокомплектных школах,

установить возможность расширения штатного расписания школ агротехнологического и производственного профиля;

обобщить передовой опыт работы образовательных организаций агротехнологической направленности с последующей разработкой организационно-методического обеспечения и его реализации в сельских школах России;

организовать проведения курсов повышения квалификации (в том числе посредством дистанционных образовательных технологий) педагогов агрошкол;

рекомендовать субъектам РФ расширить сеть агрошкол, включающих учебно-полевые бригады, производственные кооперативы и т.д.

-Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

содействовать развитию материально-технической базы сельских школ агротехнологической направленности;

оказать содействии в получении льгот на реализацию и сертификацию продукции, произведенной на учебно-опытном школьном участке;

стимулировать взаимодействие школа-вуз-предприятие в аграрном направлении; содействовать проведению профориентационной работы с обучающимися школ по престижу рабочих профессий, востребованных в сельской местности.

-Всероссийскому педагогическому собранию (ВПС) провести «Круглый стол» по вопросу совершенствования нормативно-правовой базы функционирования агрошкол, имеющих хозяйство, с привлечением представителей региональных органов управления образованием, сельского хозяйства, образовательных организаций агротехнологического профиля, представителей бизнес-структур.

Общественной Палате Российской Федерации, Общероссийскому Народному Фронту, ВПС, Российскому союзу сельской молодежи оказать содействие в решение вышеназванных вопросов.

Участники Форума выражают глубокую признательность представителям федеральных органов государственной власти, руководителям Тамбовской области и Тамбовского района за поддержку агрошкол и агробизнес-образования в России, а также за активное участие в работе Форума.

Резолюция одобрена на расширенном Пленуме

Центрального совета ВПС 15 октября 2020 года