НКО как инструмент гражданского воспитания сельских школьников

Преобразования во всех сферах социальной жизни предъявили новые требования к выпускникам образовательных организаций разного уровня: социальная и профессиональная мобильность, гражданская идентичность, общекультурная и специальная компетентность, личная активность и социальная успешность. Современному обществу необходимы граждане с выраженной гражданской позицией, сознательно относящихся к общественным ценностям, а также оценивающих свои поступки и действия с позиции интересов общества, уважающих гражданскую позицию каждого члена общества. Особую актуальность данное направление приобретает в сельской школе. Так как российское село на протяжении длительного постперестроечного времени оказалось в сложной социально-экономической ситуации, в результате чего стали развиваться многочисленные деструктивные процессы, которые потребовали совершенствования работы сельской школы в новых социокультурных условиях.

Педагогический коллектив Верхнемазинской средней школы имени Д.В. Давыдова не мог оставаться в стороне от поиска возможных направлений педагогического обеспечения процесса гражданского воспитания, формирования гражданской компетентности учащихся, более того школой все больше используется потенциал воспитательного пространства, постепенно углубляя и расширяя его границы.

Наша школа – одно из старейших учебных заведений Радищевского района Ульяновской области. История школы удивительна и неповторима. В школе работает единственный в России музей Д.В.Давыдова. Год от года умножаются достижения, укрепляются традиции. Накоплен богатейший опыт проектно-деятельностных методик в учебно-воспитательном процессе. Но мы не стоим на месте и не ищем спасения в былых заслугах.

Много лет занимаясь поиском адаптивных форм работы в рамках данной проблемы, понимая значимость поставленных задач, в 2018 году группа педагогов и администрация школы выступила с инициативой создания некоммерческой организации, которая бы объединяла единомышленников и участвовала в управлении школой.

Очень хорошо, что на территории Ульяновской области реализуется программа поддержки некоммерческих организаций. Таким образом, в декабре 2018 года прошла регистрация Автономной некоммерческой организации гражданско-патриотический клуб «Патриот». Членами Клуба стали обучающиеся и педагоги школы, которым интересна история края: его прошлое, настоящее, будущее.

Целями АНО «Клуб «Патриот» являются:

– осуществление деятельности, направленной на патриотическое и гражданское воспитание школьников и молодежи;

– поддержка социально-культурных инициатив, способных стимулировать творческую и социальную активность разных категорий населения, в том числе молодежи и школьников, на территории муниципального образования «Радищевский район»;

– модернизация социокультурной среды на территории с. Верхняя Маза.

Привлечение НКО стало перспективным ресурсом развитиясистемы образования и воспитания школы.

За два года работыАНО «Клуб «Патриот» стал организатором муниципальных мероприятий:

– лыжные Гонки на кубок Д.В.Давыдова;

– межрегиональный семинар с участием представителей Самарской области и южных районов Ульяновской области. Итогом семинара стал межмуниципальный календарь знаменательных дат. Условием которого является обязательное участие в важных мероприятиях районов. Это мероприятие стало рождением инновационного Союза организаций гражданско-патриотической направленности, и границы этого Союза растут и становятся межрегиональными;

– летняя передвижная экспедиция «Патриот».

Создание НКО помогло нам в принятии решения по участию в грантовых конкурсах.

В 2019 году были реализованы два проекта:

  1. Региональный грант на реализацию проекта «Межмуниципальная игра «Дети юга Ульяновской области», в которой приняли участие дети южных районов Ульяновской области.
  2. Проект «Связь времен и поколений», стал победителем районного конкурса. В рамках проекта произведено благоустройство памятника Д.В.Давыдову, что позволило Верхнемазинской средней школе стать одной из площадок для проведения Межрегионального Давыдовского культурно-исторического фестиваля в июле 2019 года.

Выстраивая систему взаимодействия НКО и МОУ «Верхнемазинская СШ имени Д.В. Давыдова» с целью совершенствования гражданско-патриотического воспитания и поиска инновационных путей развития, особое внимание мы обращали на формирование гражданской компетентности как умений и опыта гражданского поведения, а также побуждение к восприятию своих гражданских умений, действий, возможностей как личной и групповой ценностей, то есть того, что для меня, для нас важно, значимо, что я, мы готовы защитить.

Создавая и реализуя проекты, организуя мероприятия, наши школьники получали опыт организации коллективной жизнедеятельности, опыт активного социального действия. Для нас было важно не просто разработать интересный проект, получить грант, а реализовать, осмыслить, почувствовать соединение своих личных интересов с интересами своего коллектива, отстоять это на защитах.Именно на этом этапе создаются условия для осознания школьником личностно значимых культурно-исторических ценностей, конкретизации базовых патриотических ценностей семьи и государства, выработки собственного отношения ребенка к декларируемым государством ценностям.

Расширяя свой социальный опыт через учебную, внеучебную деятельность, общение школьники обретали свой — взрослый — опыт поведения и отношения к миру, а вместе с ним собственные личностно-значимые правила жизни, знания, касающиеся общественно значимых событий, исторического опыта. Школьники обретали собственное видение культурно-исторических событий, определенное отношение к национальному и культурному наследию Родины.

Мы считаем, что развитие гражданской компетенции школьников начинается в ходе активного освоения ими различных форм социальной деятельности,также через расширение социального пространства взаимодействия с различными социальными учреждениями;

— через социальные пробы, в ходе которых подросток получает информацию о социальных объектах и явлениях.Воспитательная поддержка осмысленной гражданской активности школьников заключалась в:

– создании условий для участия детей в интересной для них общественно полезной деятельности (социальных проектах; грантах; социальной практике; социальных акциях на уровнях России, региона, района, школы и др.);

– поощрении инициатив школьников по проведению личностно значимых и социально одобряемых дел, по презентации результатов этих дел, распределению полномочий в рамках заявленной работы и др.;

– более широком привлечении школьников к проектированию и руководству социальными программами и акциями;

– определении школьным коллективом приоритетных направлений в гражданском и патриотическом воспитании учащихся и декларации соответствующих ценностей в школе через средства наглядности, средства коммуникации, общие школьные дела, школьную атрибутику и т.п.

Создание НКО расширило наши границы и увеличило возможности в гражданском воспитании наших ребят. Совместно мы сделали нашу школу центром гражданско-патриотического воспитания муниципального, межмуниципального и регионального уровней.

В наших планах продолжить участие в программах, в данное время мы подали заявку на реализацию проекта по гражданско-патриотическому воспитанию «День героя земли русской» в Правительство Ульяновской области на конкурс предоставления субсидий из бюджета Ульяновской области. Цель данного проекта – объединение школ, которым присвоены имена героев. Создание памятного постамента, где патриотические клубы школ покажут мастерство военной подготовки, проведение вторых игр «Дети Ульяновской области», создание виртуального музея «Герои земли Русской», куда будут внесены сведения о школах и о героях, чьи имена носят данные школы.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, Опыт создания НКО в школе является одним из способов включения школьников в активную общественную деятельность, получения ими опыта гражданского действия, позволяющего практически реализовывать свои возможности в обществе. Включение школьников в НКО будет способствовать не только их успешной социализации, развитию гражданской компетентности, но и формированию системы гражданского общества в России.