“Учительская Газета” опубликовала отзывы на статью А. Цирульникова о программе “Земский учитель”

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской ФедерацииНиколай МАХНЕВ, исполнительный директор национального проекта «Энциклопедия сельских школ России»:

Понятие сельской школы у нас отсутствует

С 2015 г. у нас в стране активно развивается проект «Энциклопедия сельских школ России», задача которого – рассказ о каждой сельской школе РФ в формате исторической справки и создание различных вариантов поддержки сельской школы. Сегодня в проекте более 1200 школ из 70 регионов страны. Это тот уникальный социокультурный кейс, о котором говорит А.М.Цирульников. Действительно, сельская школа у нас есть, но по факту, юридически, понятия «сельская школа» не существует. И финансирование ее по стандартам городской школы не способствует развитию местных сообществ и территорий. Поддерживая все те предложения, которые озвучил Анатолий Маркович, хотел бы добавить следующее.
До сих пор перед сельской школой не стоит задача подготовки активного гражданина, желающего жить и работать в своей родной местности. Но для реализации такой задачи школа должна получить новые ресурсы и возможности. Целесо­образно организовать федеральный конкурс (наподобие конкурса президентских грантов) по социокультурной тематике. Это даст возможность сельским школам получить дополнительные ресурсы для развития проектов, наметить ориентиры и точки роста своих школ для развития территорий и местных сообществ.

Я внимательно посмотрел состав различных общественных советов и рабочих групп при Министерстве просвещения РФ. Там практически отсутствуют представители сельской школы. «Энциклопедия сельских школ России» считает важным создание при Министерстве просвещения общественного совета из представителей сельского образования, ученых, педагогов, сектора НКО, глав муниципалитетов и бизнес-сообщества для выработки рекомендаций о том, какая сельская школа нужна Российской Федерации.