Краткий анализ исторических справок сельских школ Челябинской области: социокультурный взгляд

Во-первых, отметим, что сам проект «Сельские школы РФ» был придуман и разработан именно в Челябинской области и назывался «Энциклопедия сельских школ России». В дальнейшем при своем развитии название «Энциклопедия сельских школ России» стало одной из рубрик более глобального образования в сфере просвещения, помощи и взаимодействия – проекта «Сельские школы РФ». Данный проект есть живая формация, которая развивается и признанна сельскими школами, как одна из необходимых и развивающихся систем, влияющих на сохранение исторической памяти. Проект позволяет современному образованию, современной сельской школе, руководителям системы образования представлять свои возможности и свой опыт, практики на едином ресурсе, обсуждать текущее положение и состояние дел (образования в сельской местности России). На мой взгляд, проект «Сельские школы РФ», является единственным и уникальным проектом в сфере популяризации образования в сельской местности, сельского образа жизни. Этот проект не только сохраняет память о «сельском»  образовании в мировом сообществе и служит благоприятному развитию многих факторов существования человечества и человека, но и развивает социокультурное пространство, позволяет человечеству понять себя и мир вокруг нас.

Во-вторых, необходимо понимать, ещё одну важную составляющую проекта – самопрезентация сельских школ, в том числе в виде исторической справки. Это позволяет заявить о себе, найти единомышленников, которые могут принять участие в деятельности школы и поддержать её.

В-третьих, – необходимо понимать, что в условиях глобализирующегося пространства сельская школа, не смотря на свою уникальность,  не может быть «обособленной». Необходимо взаимодействие. Данное направление деятельности с успехом реализуется проектом. Есть опыт взаимодействия сельских и городских школ, в том числе г.Москвы, которые готовы и принимали у себя коллег из сельских школ, делились своим опытом, методическими материалами.

Отметим – «сельский житель – звучит гордо» (Н.Махнев).

На мой взгляд, можно продолжать и расширять – и в-первых, и во-вторых, и в-третьих, четвертых, пятых и далее. Но остановимся чуть-чуть на некоторых моментах, например…

Рассмотрим в качестве примера несколько сельских школ Челябинской области, представивших в проект «Сельские школы РФ» исторические справки.

Необходимо отметить, что на наш взгляд, само представление исторической справки о школе является социально-значимым действием, так как мы считаем важным донести до различных слоев общества, всех граждан страны значимость сельской школы как исторического и культурного феномена, обеспечивающего стабильность, устойчивое развитие и духовную крепость российского государства и общества и хотим дать вам возможность увидеть на одном электронном ресурсе все сельские школы России, познакомиться с их прошлым, настоящим и будущим.

Подача исторической справки о школе реализует цель – рассказать о всех сельских школах России, организовать помощь и поддержку в реализации социально-образовательных проектов, помочь детям и взрослым села и деревни, помочь сельским школам найти друзей и партнеров. Это все развивает важные социокультурные составляющие нашего общества.

Электронная страничка каждой сельской школы выступает не только как хранилище официальных сведений (история школы, имена и фамилии руководителей, учителей, достижения, выдающиеся выпускники и т.д.), но и неофициальной, «живой» информации (человеческие судьбы педагогов и учащихся, истории успеха обычных людей, школьный фольклор, семейные истории, личные воспоминания, школьные проекты, дела и т.д.). Материалы представлены в текстовом виде и фото-видео фрагментами.

Так, муниципальное общеобразовательное учреждение «Желтинская средняя общеобразовательная школа» Агаповского района Челябинской области представило в проект историческую справку, однако не указало сайт школы! А что может быть проще… Историческая справка заполнена минимально возможно, и тем не менее молодцы – заявились и показали себя! Дальнейшая работа впереди. Это главное – заявить о себе и в дальнейшем работать, в том числе, используя консультации экспертов проекта. Молодцы. Рекомендую всем сельским школам поступать таким образом. Сайт школы: https://zheltinschool.edusite.ru/

Остановимся вкратце сами на рассмотрении информации, представленной на сайте.

Сайт школы читаемый – хорошо подобран шрифт и цвет.

Рубрика «Основные сведения» дает полное представление о местоположении организации, предоставляет возможность позвонить и написать (есть телефон и электронный адрес), узнать о режиме и графике работы организации, учредителях организации.

Рубрика «Структура и органы управления образовательной организацией» в некоторой степени дублирует рубрику «Основные сведения», но, на мой взгляд, это полностью оправданно.

Рубрика «Документы». Ссылка: https://zheltinschool.edusite.ru/sveden/document.html То, что она есть, уже очень хорошо. Имеются пункты – «Устав образовательной организации», «Свидетельство о государственной аккредитации», «Правила внутреннего распорядка обучающихся», «Правила внутреннего трудового распорядка», «Коллективный договор», «Отчет о результатах самообследования» «Предписания органов, осуществляющих контроль (надзор) в сфере образования и отчеты об исполнении таких предписаний», «Локальные нормативные акты», «Иные документы». Отмечу, что данная рубрика хорошо структурирована и удобна для  изучения. Добавлю – в настоящем исследовании не смотрел, то есть не открывал документацию.

Рубрика «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав». Представлены учителя школы, есть фотографии, указана квалификация и повышение квалификации.

В целом сайт школы производит благоприятное впечатление и удобен для работы по поиску необходимой информации.

Или  Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение “Каратабанская средняя общеобразовательная школа” — сайт: http://www.74444s004.edusite.ru/

Историческая справка школы заполнена полностью. Однако из п.1.7 можно сделать вывод, что составители некоторое время не обращались к ней, поскольку информация об уровнях образования, реализуемых в школе приведена по состоянию на конец 2016-2017 годов.

Заслуживает внимания дата основания школы – «Впервые в архивных документах о школе упоминается в 1878 году, но без приставки «средняя» и обстоятельства создания школы – «Здание первой школы в центре села сохранилось по сей день (лесничество в центре Каратабана) – две классных комнаты, в которых занималось всего 40 ребятишек. С 1890 года по 1905 год было введено раздельное обучение девочек и мальчиков, поэтому была открыта вторая женская школа. Наполняемость в классах была от 8 до 20 учеников, а в женской и того меньше.  Учащиеся этих школ встречались только в религиозные праздники, или на спевках. К 1930 году количество учащихся увеличилось в 2 раза. Школа перешла на семилетнее обучение. В 1937 году состоялся первый выпуск семиклассников. Первыми учителями в то время были местные жители из числа церковных служителей – дьякон и священник Шундеевы Николай Иванович и Пётр Васильевич. К 1954 г. здание школы уже не вмещало учащихся.  Из д. Медведевки привезли сруб. С этого момента школа была размещена в трёх зданиях (сегодня это церковь и примыкающие к ней строения). В 1955 г. семилетняя школа была преобразована в среднюю. Свой первый выпуск она сделала в 1958 году, но так и продолжала жить по трём разным адресам. Прописку на Солнечной, 28 школа получила лишь в ноябре 1967 года, когда было построено современное, светлое и просторное трёхэтажное здание, собравшее под своей крышей всех учеников из 7 населённых пунктов: с. Каратабан, д. Николаевка, д. Новоболандино, д. Сухоруково, п. Грознецкий, д. Соколово, д. Малый Сарыкуль. 16 классных комнат общей площадью 2500 кв. м.»

Как мы видим из исторической справки школы процесс укрупнения образовательных организаций (школ) был свойственен и в конце 60-х годов XX века. Интересен факт передачи зданий школы церкви.

На мой взгляд, данные моменты жизни школы, описанные в исторической справке, имеют большое значение для понимании развития системы образования России. Считаю необходимым обратиться с просьбой к сельским школам в заполнении данного пункта и не по формальному признаку.

Пункт 2.3. – «Руководители школы на протяжении ее истории (список с указанием года начала и окончания работы, что было сделано важного для школы и поселения)». К сожалению, как показывает опыт анализа исторических справок, мы не всегда помним директоров школ и что они сделали для школы, населенного пункта и жителей села и данная историческая справка не исключение, хотя надо отдать должное, что прописаны многие фамилии директоров школы. Опять таки достижения настоящего директора ограничиваются 2017 годом. А ведь наверняка Петрова Тамара Алексеевна по состоянию на конец 2021 года сделала еще очень много как для школы, так и для социокультурного пространства населенного пункта, да и не только для него.

Как показывает моя практика – это разовая работа, которая не носит системного характера и поэтому в малой степени способствует формированию образа школы, приобщения учащихся и учителей, жителей населенного пункта и жителей страны к формированию социокультурного пространства и сохранению истории. Хотя, конечно, и в током виде она очень важна! Надеюсь, что в будущем, работа школ по заполнению исторических справок будет более системной. Вполне реально – раз в год или даже раз в пять лет вносить дополнения в историческую справку.

В целом историческая справка  МКОУ “Каратабанская СОШ” заслуживает внимания и достойна представляет Еткульский район в «Энциклопедии сельских школ России».

Отмечу, что приведенные примеры, характерны для большинства исторических справок.

Замечу, на мой взгляд, что работа по исторической справке вполне может проводиться в рамках уроков истории. Изучение истории своей школы и населенного пункта носит большое значение в формировании патриотизма и любви к Родине. Знание о выдающихся людях – выпускниках родной школы – «позволяет оценить с разных сторон возможность человека прийти к успеху в самой разной деятельности», их биографии некое «руководство по достижению успеха». Это те кумиры, которые безусловно служат формированию правильной государственной позиции и мировоззрения учащегося и как следствие – развивают социокультурное пространство в положительном направлении.