Интервью Нины Павловны Ерюхиной о своем знаменитом ученике — Дмитрии Медведеве

Газета «Педагогические вести»

 

В 2012 году Герценовскому университету исполняется 215 лет. Столько же существует в России и педагогика. Педагогическая наука всегда привлекала к себе людей неординарных. И не обязательно все они становились учителями – но непременно оставляли заметный след в истории России, а подчас и творили своими руками эту историю. К 215-летию Герценовского университета «Педагогические вести» готовят серию публикаций «Клуб выпускников», в которой стоит задача рассказать о выпускниках РГПУ им. А.И. Герцена разных лет, добившихся успеха в совершенно различных областях деятельности. Мы постараемся использовать все возможные журналистские приемы для того, чтобы раскрыть хотя бы некоторые секреты этого успеха. Мы намерены узнать мнение знаменитых выпускников относительно самых острых проблем современного образования. Уверены, что герои наших публикаций поделятся и своими воспоминаниями о годах, проведенных в аlma mater.

Н.П. Ерюхина, выпускница Герценовского университета 1974 года, – советник Государственного секретаря Союзного государства России и Белоруссии. Человек мира, опытный педагог, обаятельная женщина с прекрасным чувством юмора, замечательный собеседник, Нина Павловна в эксклюзивном интервью «Педагогическим вестям» не могла не рассказать о своем самом знаменитом ученике – Президенте России Дмитрии Анатольевиче Медведеве. Во время работы в ленинградской школе № 305 она преподавала будущему Президенту химию и была классным руководителем его выпускного класса.

 

— Нина Павловна, Вы родились в Белоруссии, долгое время жили и работали в Ленинграде — Петербурге, сейчас живете в Москве. Кем Вы себя ощущаете – ленинградкой, петербуженкой, москвичкой?

— Думаю, что чувствую себя гражданином Советского Союза, когда был и дух интернационализма, уважение к культурам всех народов и не было этих границ: я белорус, я россиянин. Не

понимаю, как славянские народы вообще могут быть разобщены. Беларусь – моя Родина. Там живет моя мама, ей 86 лет, у неё уже правнуки. Я горжусь моей Беларусью. Всегда говорю, что это та же самая Россия, но только со знаком качества. Не боюсь это утверждать. Знак качества во многом: в образовании, в сельском хозяйстве, которое является основой для того, чтобы жил человек нормально, во всём том, что позволяет человеку просто жить. А дальше на это нанизываются духовное и успех.

 

— Опираясь на свой педагогический опыт, можете ли Вы сказать, что отличает именно ленинградскую, петербургскую, школу от всех других?

 

_ Вообще, Петербург многим отличается … Я 21 год проработала в разных школах Ленинграда. Когда-то, в далеком 1969 ом, приехала сюда. Это была моя мечта. Еще в начальной школе мой замечательный первый учитель Константин Александрович Потоцкий сказал: «Нина, ты будешь учителем». Исходя из своего                                                                                                                                             педагогического опыта, скажу без всякого хвастовства, что для школы я была «подарком». Всегда была активной ученицей: умела танцевать, петь, читать стихи, работать, учиться, выступать. Возглавляла первичные школьные организации: председатель совета пионерской дружины, комсорг школьного комитета комсомола. Школа (учителя) заметила мои способности и дала возможность им развиваться. В своей работе учителем я также старалась разглядеть способности в своих учениках и поддержать их.

 

Моей мечтой было учиться в Ленинграде и стать учителем. Поступила в Ленинградский педагогический институт имени Герцена, сдала вступительные экзамены на все пятерки. Герценовский институт, его традиции, его профессора дали мне и моим однокурсникам, которые до сих пор продолжают трудиться в школе, серьёзную научную и методическую подготовки, что позволило реализоваться как учителю, педагогу.

 

Ленинградская школа, петербургская школа, на мой взгляд, занимает особое место в системе образования. Город, его традиции, его культура, люди – всё формирует личность. И этому Великому Городу я благодарна за всё…

 

— Нина Павловна, Ваш самый известный ученик – Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев – отмечал, что химия была и остается его самым любимым школьным предметом. Это правда?

 

— Да, это действительно так. Он всегда говорил, что химия была его любимым предметом. Пару лет назад Дмитрий Анатольевич был в нашем школьном кабинете  химии. Тогда он вспомнил, что после выпускного экзамена по химии я сказала, что его ответ был лучшим. Да, так и было. Тогда не было ЕГЭ и можно было слышать эмоциональный ответ ученика, оценить его знания по предмету и отношение к нему.

 

Думаю, что я сыграла определённую роль в его отношении к химии, но в своих интервью неоднократно отмечала, что нельзя недооценивать роль семьи Дмитрия Анатольевича в воспитании личности будущего Президента. И отец, и мать Дмитрия Анатольевича придавали большое значение воспитанию и образованию сына… Его отец был учёным -химиком – преподавал в Ленинградском технологическом институте имени Ленсовета, нашей знаменитой Техноложке.

 

— Если бы Дмитрий Анатольевич не стал тем, кто он есть сейчас, кем Вы его видите? И вообще, какие качества помогли ему добиться успеха?

 

— Кем бы он стал? Ну, на самом деле уже в школьные годы Дмитрий Анатольевич обладал такими качествами, как умение участвовать в дискуссии, отстаивать свое мнение. Он, если хотите, был человеком достаточно критично настроенным. Умел на классных часах высказать свое мнение, был лидером.

Организаторские способности проявлялись уже тогда. Это не пустые слова – и это я могу подтвердить. Для меня было важно, что он умел дорожить дружбой. Умел брать на себя ответственность. Понимаю, как непросто, брать на себя ответственность! Думаю, в любом деле Дмитрий Анатольевич будет лидером.

 

— Нина Павловна, как Вы считаете, что самое главное для учителя сегодня?

Считаю, и мы много говорили об этом на встрече с ректором университета, главное – если учитель сумеет найти что-то такое, что позволит ему стать другом для своего класса, когда ученики придут и расскажут, что их беспокоит. Какое испытаете счастье, когда вы почувствуете единение, гармонию в решении каких-то вопросов, во взаимоотношениях. Когда ваши ученики потом скажут: «Нина Павловна, спасибо Вам большое за то, что…» У меня есть такая записка от будущего Президента. И сохранилась она среди других искренних весточек, начиная с моего первого выпуска далёкого 1975 года.

 

А чего тогда не хватает современному российскому образованию?

 

_ Молодых учителей в школе. Это первое. Нет должного внимания со стороны государства к педагогу – это общеизвестно. Современное общество тотального потребления относится к учителю как к неудачнику. А последствия такого отношения к замечательной творческой профессии учителя не заставили себя ждать.

 

И ещё – нужно возродить систему воспитания, которая была в школе. Конечно, скорректировав цели воспитания и образования. Создавая новые методики, не забывать об успешном опыте предшествующих поколений. Такой опыт вы можете найти в работах ведущего специалиста в области воспитания Людмилы Ивановны Новиковой. Она защищала докторскую диссертацию в ЛГПИ им. А.И. Герцена, и её моно_ графия хранится в вашей великолепной библиотеке. Удачи вам, будущие педагоги! Ждём вас в школе!

Антон ДЕРКАЧ, корреспондент «ПВ»