Ершова Юлия Юрьевна

Учитель английского языка муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новозоринская средняя общеобразовательная школа»  Павловского района Алтайского края.

В семье Юлии Юрьевны профессия учителя как эстафетная палочка передается уже в трех поколениях. Общий педагогический стаж династии составляет 160 лет.

Большой интерес у педагога вызывает работа с одаренными школьниками, которые сохраняют историческую память в рамках научно-исследовательских работ по истории, краеведению. Юлия Юрьевна приобщает подрастающее поколение к гражданским и патриотическим ценностям, их духовному освоению через активизацию научно-исследовательской деятельности  школьников.

На основании опыта работы с проектной технологией,  реализует наставническую работу на уроках английского языка при использовании метода проектов. Данная технология направлена на развитие активного самостоятельного мышления учащихся, запоминания и воспроизведения знания, приобретаемые в школе, а также применение их на практике.

Реалзация метода проектов на уроках английского языка по формам наставнической работы является результативной. Об этом свидетельствуют активность участия ребят со своими проектами в различных конкурсах, заочных олимпиадах: ученики занимают призовые места в районной олимпиаде по английскому языку.

Результатом наставнической работы на уроках английского языка в условиях сельской школы при использовании метода проектов стали следующие достижения: выступление на I Межрегиональном форуме сельских учителей Большого Алтая «Наставничество: формула успеха» (19-21 сентября 2021 года), а также на площадке «Молодой педагог Алтая» (10 инициатив Губернатора Алтайского края). Статья «Формы реализации наставничества с использованием метода проектов на уроках английского языка в сельской школе» признана  лучшей в межрегиональном конкурсе методических статей и опубликована в сборнике «Учитель Алтая».

В 2020 году приняла участие в разработке грантового проекта «Лингафонный кабинет как средство обогащения лингвистической среды учащихся МБОУ «Новозоринская СОШ». Данный проект победил в конкурсе на предоставление грантов Губернатора Алтайского края в сфере общего образования в номинации «Школьный проект реализации программ профильного обучения и внеурочной деятельности через сетевые формы, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»».

В 2021 году награждена дипломом I степени краевого заочного конкурса методических разработок «Педагогический калейдоскоп», также приняла участие в региональном конкурсе на лучшую методическую разработку среди классных руководителей.

В 2021 году стала победителем районного конкурса «Педагогический дебют», а также победителем заочного тура регионального этапа номинации «Педагогический дебют» – 2022 краевого конкурса «Учитель Алтая – 2022».

В 2021 году педагогическая династия Юлии Юрьевны стала победителем в районной эстафете родительского подвига «Согрей теплом родительского сердца».

В 2022 году Юлия Юрьевна победила в краевом конкурсе «Лучших педагогических работников Алтайского края».

В этом же году награждена Благодарственным письмом за выступление в рамках большой учительской недели на VI Всероссийском съезде сельских учителей.

 

Эссе по теме:

«Моя педагогическая династия»

У каждого в жизни есть свой Учитель – человек, который ежедневно делится своими знаниями, мудростью, душевной щедростью, талантами, учит преодолевать трудности. Часто им или ей для нас становятся школьные учителя – люди, профессия которых, как никакая другая в мире, требует постоянной креативности, изучения новых технологий и методик, неустанной работы мысли, любви к детям, безграничной верности делу. Несмотря на такой внушительный список требований к профессионализму и особому «учительскому» образу жизни, количество семей, в которых из поколения в поколение передается осознанный выбор такой миссии, осмысленное желание жить, чтобы учить и воспитывать, растет на Алтае с каждым годом.

В нашей семье профессия учителя как эстафетная палочка передается уже в трех поколениях. Основателем династии сельских учителей Домановых-Трубниковых-Ершовых  был мой прадед – Доманов Иван Ильич (1918-1963 г.г.). Иван Ильич родился и вырос в с. Травное Мамонтовского района Алтайского края. В 1936 году, в возрасте неполных 18 лет, он начал свой педагогический путь в селе Зеленая Роща соседнего Ребрихинского района. В те годы была острая нехватка учителей в сельских школах, поэтому в педагогические коллективы с радостью принимали выпускников средних школ. Поскольку мой прадед учился с отличием, он был назначен сразу директором школы. Благодаря таким качествам как любовь к детям, общительность, влечение к учению  его уважали педагоги, дети, жители села. Не удивительно, что он произвел неизгладимое впечатление на ученицу этой школы, четырнадцатилетнюю Анастасию Лужнову. Только спустя три года мой прадед обратил внимание на семнадцатилетнюю выпускницу школы, но  был вынужден покинуть село и школу. В 1939 году его призвали на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Потом началась война, и Иван Ильич встал в ряды защитников Родины. С первого до последнего дня борьбы с фашистами гвардии младший лейтенант Иван Доманов служил штурманом в авиационном полку. В семейном архиве сохранилась медаль «За боевые заслуги» и письмо, которое он писал моей прабабушке в 1942 году: «Годы уходят безвозвратно. А я продолжаю грустить. Жди, дорогая, приеду обратно, буду ласкать и любить».

Адресат этого письма, Лужнова Анастасия (1922-1981 г.г.), та самая семнадцатилетняя выпускница школы, влюбленная в своего учителя с 14 лет, была родом из села Зеленая Роща Ребрихинского района Алтайского края. В годы войны она работала в Зелено-Рощинской школе учителем начальных классов. В этот период школа испытывала целый ряд трудностей и горестей: уход учителей и учащихся старших классов на фронт, отсутствие теплой одежды и обуви у детей. Поэтому учителя часто учили детей на дому. Молодая учительница была целеустремленным человеком, верила в свои силы, ответственно относилась к судьбе своих учеников, вместе с ним горевала и радовалась. А еще она ждала с фронта Ивана Ильича.

Фронтовик, гвардии лейтенант Иван Доманов, демобилизовался в  конце декабря 1945 года. Вернувшись в село, сменил штурвал военного самолета на мел и указку и занял новую «боевую позицию» – у доски. В 1947 году Анастасия Харитоновна и Иван Ильич поженились. Все годы совместной жизни их семья была образцом для подражания на селе. В этом же 1947 году мой прадедушка поступил в Учительский Институт по специальности учитель русского языка и литературы.

После окончания Иваном Ильичем института, семью Домановых перевели в Пановскую школу Ребрихинского района. Иван Ильич много сделал для этой школы, колоссальный труд потребовался, в первую очередь, для ремонта здания и сплочения коллектива. Он стремился, чтобы школа стала центром воспитательной работы на селе, чтобы в учительском коллективе были самые теплые дружеские отношения, оказывалась профессиональная поддержка начинающим учителям со стороны опытных ветеранов. В деревне школу не выбирают, она обычно одна, через нее проходят все его жители. Сначала в ней учатся родители, затем за парты садятся их сыновья и дочери, потом дети их внуков. Таким образом, через сердца и руки учителей Домановых  прошло несколько поколений села Паново. И учили они не только грамоте, но и жизни. Как фронтовик, мой прадедушка уделял особое внимание военно-патриотическому воспитанию школьников. На уроках, внеклассных мероприятиях, съездах Педагогических работников он постоянно рассказывал о подвигах народа на войне, героизме на фронте и в тылу. Мой прадед достойно и ответственно служил делу образования сельских детишек в течение 23 лет, до последнего дня своей жизни в 1963 году. Его любимая жена Анастасия Харитоновна отработала в Пановской школе 38 лет. Таким образом, педагогический стаж первого поколения династии Домановых составляет более полувека – 61 год.

В сельской школе работает и моя мама, Трубникова (Доманова) Ольга Викторовна. На протяжении 34 лет она преподает историю и обществознание. Её трудовая деятельность, как и у деда, началась сразу после окончания школы в Ясно-Полянской школе Ребрихинского района. В 1993 году она закончила Барнаульский Педагогический университет по специальности учитель истории. Общая жизненная позиция династии Домановых, основанная на любви к профессии, селу, чувстве ответственности за его будущее привела Ольгу Викторовну к осознанию важности сохранения исторической памяти через исследовательскую работу со школьниками по краеведению.

С детства, я помню маму-учительницу, которая до самой ночи проверяла тетрадки, а утром, собираясь на работу, аккуратно укладывала их в портфель. Меня переполняли эмоции, когда я переступала порог маминой школы, в которой она работала, ведь я считала себя дочерью самого замечательного учителя в мире.  Практически каждый день я проводила в классах, наблюдая, как мой «самый лучший учитель» с вдохновением вела уроки истории, как ученики с интересом и с  искорками в глазах слушали каждое слово, которое она произносила. Она часто мне рассказывала, что мой прадедушка и прабабушка всю жизнь отдали школе, о том, что Иван Ильич считал самыми главными качествами достойного человека патриотизм, мужество, верность традициям наших предков.

Ольга Викторовна приняла эстафету от моего прадедушки. На моих глазах моя мама воспитывала и продолжает воспитывать юных патриотов, руководствуясь краеведческой работой. В своей работе она применяет как разовые формы краеведческой деятельности (конкурсы, викторины, олимпиады), так и системные (выпуск газет, проектные работы, факультативные занятия, школьное научное объединение учащихся по краеведению, работа совета музея, экскурсионного объединения), организует перспективное содружество взрослых опытных краеведов и школьников.

В период с 2009 по 2012 гг., создав школьный музей «Русская изба», она привлекала учащихся к поиску новых артефактов, учила, как их надо классифицировать. По итогам реализации проекта «Русская изба» было разработано и опубликовано методическое пособие «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на основе материала школьного музея». Пособие получило высокую оценку О.Н. Труевцевой, доктора исторических наук, профессора, заведующей кафедрой историко-культурного наследия АлтГПУ, президента Комитета музеологии стран Азии и Тихоокеанского региона ИКОМ и кандидата исторических наук, доцента, заместителя заведующего по научно-исследовательской работе АлтГТУ им. И.И. Ползунова  В.В. Исаева. Конечно, все это время я была рядом с ней, втайне надеясь, что помогаю ей в работе.

Одной из главных особенностей исследовательской работы в рамках школьного научного общества по краеведению моей мамы было включение в реализацию всех проектов не только заинтересованных и одаренных школьников, но и других учителей школы и жителей села. Ее ученики всегда  получают высокие результаты на краевых, международных конкурсах. Для перечисления всех достижений ее учеников в поисково-исследовательской деятельности места в эссе не хватит.    

Несколько лет она проводила исследование проекта: «Козельский детский дом в годы Великой Отечественной Войны». Материал о детском доме был опубликован в районной газете «Знамя труда» от 14.05.2012 года под заголовком «И стало слово делом». Полная информация о детском доме опубликована в статье «Дети войны, вы детства не знали». Практическим результатом проекта было открытие 9 мая 2012 года мемориальной доски памяти на здании детского дома. Я присутствовала на этом торжественном  мероприятии, и меня переполняло чувство гордости за мою маму, за то, что она смогла восстановить по крупицам историю Козельского детского дома и продолжить дело моего прадедушки.

Практическими результатами следующего проекта «Политические репрессии в отношении учителей Ребрихинского района (на примере судеб А.С Вильчицкого и А.А Минераллова)»,  (2017-2019 гг.) стало открытие мемориальной доски с именами репрессированных учителей на школе 26 октября 2019 года, а также публикация в районной газете «Знамя труда» от 2 ноября 2019 года «Ломались судьбы, гибли люди».

В 2015 году моя мама была награждена Почетной грамотой Алтайского краевого Законодательного собрания.

В 2016 году стала победителем районного конкурса «Учитель года», в этом же году получила Благодарственное письмо Губернатора Алтайского края.

В 2019 году получила Почетную грамоту Администрации Ребрихинского района

Ведомственные награды Ольги Викторовны:

2014 год: Почетная грамота заместителя Губернатора Алтайского края, начальника Главного управления за многолетний плодотворный труд;

2015 год: Почетная грамота заместителя Министра Л.М. Огородовой за значительные заслуги в сфере образования;

 2017 год: диплом победителя Министерства образования и науки Российской Федерации за победу в национальном проекте «Образование» «Лучшие учителя России», она также победитель краевого конкурса лучших педагогических работников в номинации «Передовой педагог».

2020 год: диплом победителя Губернатора Алтайского края имени С.П. Титова за пропаганду педагогических знаний и передового педагогического опыта (распоряжение Губернатора Алтайского края от 06.05.2020 №50 – рг).

Фотография Ольги Викторовны размещена на Доске почета «Педагогическая слава Алтая».

Желание стать настоящим учителем, как моя мама, было моим самым заветным стремлением с детства. Продолжая семейную традицию, я решила поступить в Барнаульский государственный педагогический университет, в  котором проучилась с 2006 по 2011 год. После окончания Университета мне хотелось быстрее приступить к своей любимой работе, ведь мое желание почти сбылось. В 2011 году началась моя трудовая деятельность в Комсомольской школе №1 Павловского района Алтайского края в качестве учителя английского языка. Теперь уже я по утрам укладывала учебники и детские тетради  в сумку, спешила на уроки. Каждый день, проведенный в школе с детьми, наполнял меня энергией, новыми силами, давал уверенность в том, что я правильно выбрала профессию. Моими основными задачами, как и у моей мамы,  являются не только научить детей премудростям своего предмета, но и помочь им развивать в себе духовно-нравственные качества достойного человека, расширять круг интересов. Реализовать на уроках системно – деятельный подход мне помогал мой учитель-наставник Семендяева Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы. В  2013 году была награждена Благодарственным письмом Главы Администрации Павловского района.

Большой интерес у меня вызывала работа с одаренными школьниками, которые сохраняли историческую память в рамках научно-исследовательских работ по истории, краеведению.  В 2014 году я начала работать в краевом центре информационно-технической работы (ныне  Кванториум). Я отвечала за работу с одаренными детьми и педагогами образовательных учреждений Алтайского края в области научно-исследовательской деятельности краевой программы «Будущее Алтая» секции «История, краеведение, археология, этнография». Навыки, которые я получила от мамы в детстве, мне пригодились в работе. Я занималась с историческими документами, изучала семейные архивы, фотоальбомы, газетные статьи, удостоверения. В рамках программы я оказывала методическую помощь  многим авторам исследовательских работ из школ края. На краевых лекториях для педагогов Алтайского края «Актуальные проблемы современной науки и техники. «Организация работы с одарёнными учащимися» давала консультации по структуре написания научно-исследовательских работ. Высокий уровень моей методической работы при подготовке исследовательских проектов был отмечен на краевом, всероссийском и международном уровнях: Всероссийский форум научной молодежи «Шаг в будущее», всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся образовательных учреждений имени Д.И.Менделеева, всероссийский конкурс «Юность. Наука. Сибирь», международный конкурс научно-технических работ школьников «Старт в науку».

В 2015 году мною была опубликована статья «Культурное наследие литературных музеев Алтайского края» в материалах Международной научно-практической конференции «Привлечение учащихся к выявлению, сохранению и популяризации культурного наследия», в 2016 году – статья «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в процессе организации научно-исследовательской деятельности» в материалах II Всероссийского открытого образовательного форума  «Дополнительное образование – вне рамок, вне границ».

Я поняла, что стала звеном одной цепи – на основе практического опыта  организации исследовательской работы с детьми моей мамы, который она по наследству переняла от своего деда, Доманова Ивана Ильича, я учила методике  обработки исторических  документов и фактов, в которых отражаются судьбы людей, события. Приобщение подрастающего поколения к гражданским и патриотическим ценностям, их духовному освоению через активизацию научно-исследовательской деятельности  школьников – это основные направления нашей совместной работы с моим наставником-мамой.

Меняется время, меняются подходы к обучению и воспитанию детей, стали востребованы новые дополнительные  профессиональные компетентности личностного подхода к ученику. Для этого мне понадобились знания об индивидуальных психологических особенностях личности школьников. Поэтому я прошла профессиональную переподготовку на должность педагога-психолога.

В 2019 года я стала психологом в Новозоринской школе Павловского района. Свою работу я строю на доверии, не забывая о профессиональной этике и ответственности. Осуществляю работу по всем направлениям деятельности психологической службы, работая с разной категорией детей: дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами, одаренными детьми, детьми, испытывающими трудности в обучении и социальной адаптации, детьми из социально-неблагополучных семей, с учащимися девиантного поведения, детьми-сиротами, оставшиеся без попечения родителей. Моя адресная работа с различными категориями обучающихся способствует созданию благоприятных условий для обучения и воспитания, самоопределения, саморазвития, нормализации психофизического состояния ребенка.

Также продолжаю вести уроки английского языка, используя индивидуальный подход к каждому ученику. Определять индивидуальные особенности личности каждого ребенка мне помогает знание психологии.  На основании опыта работы с проектной технологией, я реализую наставническую работу на уроках английского языка при использовании метода проектов. Данная технология направлена на развитие активного самостоятельного мышления учащихся, запоминания и воспроизведения знания, приобретаемые в школе, а также применение их на практике.

Реализуя наставничество в процессе проектной деятельности в школе, мною решаются комплекс проблем: низкая мотивация к изучению языка и саморазвитию, невозможность запоминания иноязычной лексики в рамках школьной программы, недостаточное развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала, неспособность думать на английском языке.

Отличительной особенностью является то что, я, как учитель, не воспринимаю своих учеников объектами обучения учеников, так как главной задачей для меня является не передача конкретных знаний, а обучение способам работы для получения знания, меняя формы наставнической работы: учитель-класс, учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс.

Реализация метода проектов на уроках английского языка по предложенным формам наставнической работы является результативной. Об этом свидетельствуют активность участия ребят со своими проектами в различных конкурсах, заочных олимпиадах: в 2019 и 2021 году мои ученики заняли II место в районной олимпиаде по английскому языку.

Результатом моей наставнической работы на уроках английского языка в условиях сельской школы при использовании метода проектов стали следующие достижения: выступление на I Межрегиональном форуме сельских учителей Большого Алтая «Наставничество: формула успеха» (19-21 сентября 2021 года), а также на площадке «Молодой педагог Алтая» (10 инициатив Губернатора Алтайского края). Моя статья «Формы реализации наставничества с использованием метода проектов на уроках английского языка в сельской школе» признана  лучшей в межрегиональном конкурсе методических статей и опубликована в сборнике «Учитель Алтая».

Приняла участие в разработке и реализации грантового проекта «Лингафонный кабинет как средство обогащения лингвистической среды учащихся МБОУ «Новозоринская СОШ». Данный проект победил в конкурсе на предоставление грантов Губернатора Алтайского края в сфере общего образования в 2020 году в номинации «Школьный проект реализации программ профильного обучения и внеурочной деятельности через сетевые формы, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий».

В 2021 году была награждена дипломом I степени краевого заочного конкурса методических разработок «Педагогический калейдоскоп», также приняла участие в региональном конкурсе на лучшую методическую разработку среди классных руководителей.

В 2021 году я стала победителем районного конкурса «Педагогический дебют», а также победителем заочного тура регионального этапа номинации «Педагогический дебют» – 2022 краевого конкурса «Учитель Алтая – 2022».

Таким образом, мое педагогическое кредо четко определено двумя словами: «Учу и учусь», а осмысление роли моих близких в профессиональном становлении – тремя: «Дерево крепко корнями». От нашего крепкого дерева отходят ветви – наши близкие родственники, которые также, как и Иван Ильич, посвятили свою жизнь профессии учитель.

Сестра моего прадеда – Дубина Галина Ивановна, работала учителем начальных классов с 1966 по 2004 год в Успенской и Алтайской школах Табунского района, а также председателем комитета по образованию Табунского района.  Она  была удостоена звания «Заслуженный учитель Российской Федерации», награждена медалью «Ветеран труда» в 1989 году, получила значок «Отличник народного просвещения», 1987 год.

Фролов Константин Сергеевич – двоюродный брат моей мамы, работает учителем физики  в Ребрихинской школе с 2005 года.

В 2021 году наша педагогическая династия стала победителем в районной эстафете родительского подвига «Согрей теплом родительского сердца».

Благодаря моей семье, мне достался великий дар–профессия Учителя. Нашей педагогической династии 160 лет. У нас крепкие корни, именно они подпитывают  и вдохновляют  меня в моей профессии.