« Почетный житель деревни Передки под №1»
Директор Передской школы Боровичского района Новгородская область
Детство .
Федоров Анатолий Алексеевич родился 10 ноября 1927 года в д Болонье Перелучского сельского совета. Отец его, Федоров Алексей Федорович, (Приложение 2) до войны работавший учителем Болоненской начальной школы, был зачислен в партизанский отряд, который формировался в лесах «Брюхачово» за деревней Болонье. Когда наступление фашистов под Тихвином сорвалось, отряд был расформирован и с1942 года Алексей Федорович воевал в дивизии генерала Симоняка. Награжден медалью «За боевые заслуги».
Учился Анатолий Алексеевич в Перелучской школе, жил в интернате. А раз в неделю приходилось идти пешком 50километров. Домой шел с пустой котомкой за плечами, а обратно нес в ней картошку – единственное лакомство того времени. Сам он часто вспоминал свое детство, а в нем – постоянное чувство голода , но мужественно приходилось переживать это чувство, наполняя голову знаниями. Школу закончил на отлично.
В 1941 г. Поступил в Боровичское педагогическое училище на школьное отделение, в группе было около 30 человек. Юношей было немного, всех призвали в армию, почти все погибли. Трое (в том числе и Анатолий Алексеевич) не подходили по возрасту, их в армию не призвали. Здесь, в училище, в 1943 году вступает в члены ВЛКСМ. Он как и прежде в гуще дел, активен. Длительный срок работает комсомольским вожаком .
1945 г –педучилище закончено ,предложили после окончания в любой район области зав.районо – отказался. Поехал в родную Перелучскую школу, стал работать учителем начальных классов в филиале школы в д. Васильево (2 км от д.Перелучи).
1947 г- переведен в Иванковскую начальную школу (7 км. от Перелучей)
1949 г –работа в Перелучах , в том числе учителем физкультуры (приложение 3)
Был военруком по всем школам в округе. ( приложение 4)
Неожиданно приказ по Опеченскому районо: «Перевести учителем в Ануфриевскую среднюю школу» ( приложение 5).В это время Анатолий Алексеевич поступает учиться на заочное отделение физико-математического факультета педагогического института им. Герцена в Ленинграде.
Затем работа учителем физики все в той же школе д Перелучи до 1961 года.
1959 г –завуч Перелучской школы. Из воспоминаний учителей этой школы: «Нам приятно сознавать , что многие годы мы работали вместе с Анатолием Алексеевичем .Он был у истоков создания средней школы в Перелучах и внес большой вклад в ее оборудование, в создание школьных традиций . Его неуемная энергия ,энтузиазм и инициатива в работе ,желание и умение выполнять дело наилучшим образом учили и нас этому. Он умел объединить вокруг себя учителей, к нему шли за советом и поддержкой и получали ее. Его пример активного участия в общественной работе и художественной самодеятельности остался в памяти перелучан».
12 августа 1959 г Анатолий Алексеевич награжден значком «Отличник народного просвещения»
Именно в этом году он познакомился со своей будущей супругой, учителем истории, Нинель Николаевной и прожил с ней счастливую долгую жизнь, воспитав троих детей.
Федорова Нинель Николаевна( приложение 6) родилась 21 апреля 1929г.в г.Боровичи в семье служащих. Отец, Николай Григорьевич , работал на Вельгийской бумажной фабрике .Мать, Александра Ивановна , тоже работала на фабрике .В семье было 6 человек , поэтому Александра Ивановна оставила фабрику и занялась домашним хозяйством .От пошатнувшегося здоровья рано умирает, и Нинель Николаевна берет на себя заботу по воспитанию младшего брата.
В 1948 году Нинель Николаевна поступила Боровичское педагогическое училище. В этом же году она стала учиться на историческом факультете в Новгородском государственном Учительском институте. В 1950 г. Была направлена работать учителем истории в Перелучскую семилетнюю школу Опеченского района Новгородской области. Здесь она повстречала своего будущего мужа Федорова Анатолия Алексеевича , работавшего в этой школе учителем физики .На работе Нинель Николаевна кипела , и все вокруг заряжались неутомимой ее энергией. Дома была уже семья, а это огород, сад , подготовка к урокам. Так незаметно пролетели 11 лет работы в Перелучской школе. В 1961 г.приказом Боровичского районо Нинель Николаевна была переведена на должность учителя истории в Передскую среднюю школу Боровичского района .С 1957 г. Она продолжила заочное обучение теперь уже в Ленинградском пединституте им.Герцена на историческом факультете ,который закончила в 1962г. Передская школа настолько влюбила в себя Нинель Николаевну , что здесь она проработала до самой пенсии . И только здоровье повлияло на ее судьбу. В 1979 г. она оставила школу , но связь с бывшими учениками не прекращалась . Нинель Николаевна очень любила свой предмет- историю , она оборудовала лучший кабинет в районе , например, настенные стенды отражали всю историческую эпоху . Нинель Николаевна в совершенстве владела фотоаппаратом, магнитофоном, эпидиоскопом , киноустановкой. Эти знания и умения помогали ей сделать интересными свои уроки, почему ученики так и любили ее уроки. Не только историю, Конституцию , государство и право преподавала Нинель Николаевна , он была избрана секретарем первичной партийной организации КПС ,она обучилась в университете марксизма –ленинизм, овладев знаниями Нинель Николаевна , стала руководителем лектором при школе.
Нинель Николаевна была хорошим классным руководителем. Она повседневно воспитывала в учениках трудолюбие , коллективизм . ответственность за порученное дело. Именно ей принадлежит идея создания сводных отрядов. Так был создан сводный отряд в д.Качалово , председателем была старшеклассница Михайлова Валя. Ребята не только помогали колхозу, но собирали макулатуру ,металлолом. Этот почин вскоре стал внедряться и другими учителями. Большую роль сыграла Нинель Николаевна при создании музея в Доме культуры . Она была первым директором музея ,работая на общественных началах , она объездила многие музеи , чтобы набраться опыта по созданию музея. В 1973 г. Нинель Николаевне было присвоено звание «Отличник народного просвещения, а в 1976 г- она награждена орденом «Знак Почета», также имела ряд городских ,областных и республиканских грамот.
Стартовый 1961 год.
Выдержка из письма зав.гороно Волкова : « Анатолий Алексеевич! Приезжайте поднимать Передскую школу, так требует обстановка. Вы школу примете, передадите дела завучу Зубову и можете еще побыть в отпуске. А вообще-то бы , лучше бы Вам сейчас приступить к исполнению обязанностей директора .Приезжайте. С приветом к вам Волков. 20.07 1961 г.» Не сразу … но согласился . Так , продолжая свой тернистый путь педагога , Анатолий Алексеевич приступил к работе в Передской школе.
Звания и награды.
неоднократно был занесен в Книгу Почета при отделе образования.
Является Почетным ветераном Р.Ф
Является Почетным жителем д Передки.
Активная жизненная позиция.
Анатолий Алексеевич всегда имел активную жизненную позицию..Вот только официальные рабочие обязанности:
– делегат всевозможных конференций (комсомольских, партийных. профсоюзных)(приложение 10);
– неоднократный участник областных , Всероссийских. Всесоюзных педагогических чтений , семинаров;
-1978 г участник Всероссийского съезда учителей;
– участник Всероссийской научно- практической конференции в гг.Москва-Свердловск , май 1985 г ;
-участник Всероссийского слета членов ученических производственных бригад ;
-сотрудник лаборатории по проблеме «Трудовое обучение и воспитание» при УСГПИ
-член обкома коммунистической партии ;
-общественный инспектор по охране природы;
-много раз избирался депутатом в местные органы власти ;
_член президиума городского Совета ветеранов , председатель комиссии по работе с ветеранами села ;
– инициатор и создатель Музея Учителя в МАОУСОШ д.Передки.
Директорская должность.
Стаж административной работы у Федорова Анатоля Алексеевича -32 года , в том числе директором Передской средней школы- 26 лет(1961-1987 г).
Для плодотворного выполнения функций школы считал необходимым быть на многих общественных должностях , чтобы на разных уровнях говорить о проблемах школы. Был:
-членом парткома колхоза «Россия» и заместителем секретаря по идеологической работе;
– депутатом и членом исполкома Передского сельского совета;
– Депутатом Боровичского районного Совета;
– председателем комиссии райсовета по народному образованию , медицине и культуре;
– членом партии обкома и Боровичского горкома КПСС;
-председателем комиссии по созданию музея колхоза «Россия» ( в дальнейшем- членом совета этого музея)
– председателем педобщества «Знание» и ректором Университета для родителей Передской школы( за работу которых были присуждены I место в области и ценные премии руководителю и коллективу;
– членом КПСС с 1951г .до конца жизни .Многие год был членом ЦК РКРП. – был участником всех проводившихся в трудные годы перестройки районных и областных педчтений в Таврическом Дворце г,Ленинграда и двух последующих всесоюзных педчтений ,доклады на них отмечены дипломами.
– 55 лет был лектором и пропагандистом в сети партийного просвещения при РК КПСС.
-по выходе на пенсию Анатолий Алексеевич избирался председателем Совета ветеранов Передского сельского совета , членом городского совета , членом президиума и руководителем секции по работе с ветеранами и пенсионерами Боровичского района .За ветеранскую работу неоднократно награждался.
Общий принцип работы директора Федорова А.А.:
Решения из жизни школы обсуждаются и принимаются при обязательном личном активном участии
*всех ответственных работников школы
*всех заместителей директоров
* секретаря партийной организации , председателя МК профсоюза , завхоза , бухгалтера
*председателя родительского комитета
*(в отдельных случаях) председателя колхоза , секретаря парткома , председателя сельского совета
По мнению Анатолия Алексеевича , директор школы –это:
– учитель –профессионал (сам о им был)-приложение 11;
-добросовестный общественник ;
– профессионал в работе с родителями
-последовательный проводник в жизнь своих идейных убеждений
– постоянный и активный участник районных, областных , всероссийских мероприятий;
– активный участник молодежного движения.
Анатолий Алексеевич Федоров был директором Передской школы 26 лет. Четверть века -это большой срок ,за это время в школе была создана хорошая учебно – материальная база
-построен стадион, спортзал, два учебных корпуса , интернат на 120 мест, мастерские, котельная , тир.( приложение 12)
– построена котельная и проведено центральное отопление
– все учителя обеспечены жильем
– одни из первых в области перешли на кабинетную систему , кабинеты были оборудованы всем необходимым (особенно кабинеты русского языка и литературы, математики, физики , химии, биологии , кабинет иностранного языка, кабинет истории, географии)
-на крыше нового здания действовала астрономическая обсерватория с башней и площадкой для наблюдения , установлены 2 телескопа
– школа первая перешла на обучение детей с шести лет. Для шестилеток введено 4-х разовое питание, сон после обеда. Созданы кабинеты труда для мальчиков и девочек, построен летний класс и детская площадка для игр в теплое время года
Главным в своей работе Анатолий Алексеевич считал профессионализм. Эту сторону педагогической деятельности он целенаправленно развивал в каждом учителе ,за период его работы директором учителя получили следующие звания:
-Заслуженного учителя РСФСР – 2 чел .
-Отличник народного просвещения- 8 чел
Отличник просвещения СССр-1чел
Орден знак Почета- 2 чел
Многие учителя были награждены грамотами обкома партии , облоно. Министерства Просвещения СССР .
Учителя школы активно выступали с докладами на Всесоюзных пед.чтениях и научно- практических конференциях .
Для обмена опытом учителя школы направлялись в Оренбург, Горький , Ленинград , Москву ,Новгород и многие другие города.
Анатолий Алексеевич много распространял опыт своей работы. Так в 1974 г была издана брошюра «Совместная работа Передской средней школы и колхоза «Россия» по трудовому воспитанию учащихся».(приложение 13). В этой статье собраны основные принципы системы работы школы . Они очень интересны и даже актуальны в нынешнее время. В них история школы. Вот некоторые из них :
«Еще недавно школа размещалась в двух неприспособленных зданиях. За последние три года с помощью колхоза сделана пристройка ( восемь классных комнат ). Построен интернат на 120 мест, оборудован стадион , заканчивается сооружение полигона для езды на тракторе и автомашине. Проведено немало воскресников родителей , учителей и всего населения Передского сельсовета.
Школа перешла на кабинетную систему. Создано 14 кабинетов. Материальную базу в кабинетах пополняем разными способами, Хорошим пополнением служат подарки, ежегодно получаемые на различных соревнованиях. Сейчас в кабинетах 5 киноаппаратов, кодаскоп, проекторы с дистанционным управлением, 5 эпидиаскопов, 7 магнитофонов, 3 телевизора, есть школьный радиоузел.
С помощью колхоза мы приобрели для проведения занятий и для выполнения работ в ученической бригаде новые тракторы ДТ-75, МТЗ- 52М, три учебные машины ГАЗ-51, Москвич -426.
Но одними беседами,встречами ,экскурсиями не разовьешь привычку трудиться ,надо , чтобы человек ощущал радость созидания творческого труда , видел его результаты, поэтому работают все : с 1 по 11 класс. Работают как в школьное время (на каждый месяц составляются план работы для каждого класса ), так и в летний период : это сводные отряды, лагеря труда и отдыха «Солнышко», «Юность», летняя практика старшеклассников в гараже и на ферме. Учащиеся школы выпускного класса вступали в колхоз .Пра »
Еще многое рассказывает Анатолий Алексеевич из опыта школы в своей статье, а в конце ставит определенные задачи (очень актуальные и в наше время) например : воспитывать у школьников чувство долга и личной ответственности за будущее родного села , чувство гордости за свой край ; больше внимания обращать на изучение индивидуальных особенностей учащихся с целью выявления их интересов, способностей, целесообразного формирования у них соответствующих склонностей к выбору определенной профессии .
Инициатор и основатель Музея Учителя.
В нашей школе создан музей Учителя. Официально музей Учителя открыт 18 мая 2001 года, а мысль о создании музея возникла намного раньше. И возникла она именно у Анатолия Алексеевича, т.к. история школы, ее учителя, выпускники – это то, что волнует каждого, кто когда-нибудь соприкоснулся с Передской школой. Анатолий Алексеевич был патриотом своей школы и хотел , чтобы и все остальные любили школу Одна из главных задач музея – передать для использования богатый опыт учителей и администрации школы в разные периоды ее функционирования
О школьном музее неоднократно писала пресса . Вот что газета «Красная искра» писала 1 декабря 2006 г :
«В Передках произошло событие далеко не местного масштаба : музею Учителя , который в мае отметил свой пятилетний юбилей , выдано официальное свидетельство Министерства образования о присвоении ему статуса школьного музея. По поводу этого события в музее состоялось большое торжество с многочисленными гостями. Директор Перёдской средней школы Александр Николаевич Соколов отдал должное и музею, и его создателям. Инициатором и организатором рождения этого уникального, единственного в России музея стал заслуженный учитель РФ, долгие годы возглавлявший школу, Анатолий Алексеевич Фёдоров.
Надо сказать, что в начале идея создания подобного музея не у всех в коллективе нашла понимание. Но прошло время, и в школе не осталось равнодушных: кто-то приносил фотографии, кто-то старые методические пособия или сохранившиеся ученические тетради. Ничто не отвергалось: напротив, в свете нового времени любой документ, любая фотография приобретали особый интерес.
А начинался музей… с уголка пионерской атрибутики. Позднее появилась картинная галерея с портретами учителей, которые всю свою жизнь отдали делу воспитания и обучения молодого поколения. Как, например, награждённая орденом Ленина Елена Михайловна Москвина, которая 35 лет своей жизни посвятила школе и детям, воспитала не одно поколение достойных молодых людей из Перёдок. Потом были созданы другие интереснейшие экспозиции, рассказывающие об истории школы, о тех, кто в ней работал.
Особое слово признания и благодарности было сказано в адрес Анатолия Алексеевича Фёдорова. Благодаря его удивительной энергии, настойчивости, его всепоглощающего желания сделать достойный музей Учителя, он таковым и стал. Это особо подчеркнула заместитель заведующей отделом образования Наталья Анатольевна Полтавцева и вручила его руководителям паспорт музея.
И нынешний директор музея Жанна Леонидовна Груничева, и Анатолий Алексеевич Фёдоров, исполняющий почётные обязанности председателя совета музея, и весь коллектив его создателей принимали также поздравления от главы администрации Перёдского сельского поселения Ольги Викторовны Феофановой,( приложение 15) директора Дома культуры Татьяны Ивановны Муст, коллег и давних друзей из Опеченской школы…
Раиса Алексеева.»
За время существования музея его посетили больше 20000 тысяч человек –это и школьники , и учителя , и ветераны педагогического труда , и ветераны Великой Отечественной войны , это и выпускники школы ,и жители нашей территории , делегации из Хвойнинского района, из Новгорода , из Санкт-Петербурга и т.д. Посещали по одному и группами, а каждый из посещающих отзывался о музее не просто положительно , а с надеждой на то , что музей играет огромную воспитательную роль , что он нужен школе для различных направлений в работе . Почитаем некоторые из выдержек, в которых слова благодарности прежде всего Федорову А.А.:
Музей Учителя – звучит необычно. Идя сюда, как военный педагог, я думал: «Что можно отразить о нашем учительском деле, да еще в музее?» И теперь понял. Да, можно. Преклоняюсь перед замечательным энтузиастом своего дела – Федоровым Анатолием Алексеевичем. Он сумел отразить и сохранить историю своей школы и традиции Земли Передской. Проделана огромная кропотливая и интересная работа. От имени командования, профессорско-преподавательского состава выражаем Анатолию Алексеевичу искреннюю благодарность и верим, что дело вами будет продолжено и преумножено. Спасибо огромное. Восхищен, изумлен и благодарен». – Доцент кафедры фотограмметрии Санкт – Петербургского топографического института полковник Ю.П.Нечипас.
«С огромным удовольствием и интересом познакомилась с музеем . Уникальный материал для воспитания .Все , что вы создали , вызывает восхищение и чувство благодарности . Спасибо за память, за неравнодушное отношение к жизни» ,- Ренина В.В. заведующая отделом образования . (26.12 2006 г.)
«Музей учителя! Это память для многих поколений. Это пример неиссякаемой энергии и энтузиазма педагогов 20 века . Я думаю, что традиции , которые сохраняются в Передской школе и авторитет школы связаны с поиском уникальных материалов о творчестве передских педагогов в разное время»,- Иванова Л.А., заведующая гороно (09.08.2004г)
«Уникальный музей , в котором собрана история учительства .Низкий поклон людям , хранящим память и труд подвижников учительства. Думаю, что любая власть должна оказывать помощь таким уникальным учреждениям». – Васильев Ю.П.,глава муниципального района
«Замечательный музей, он создан с великой любовью к своей школе .Через каждый экспонат видна любовь к прошлому и настоящему школы , к каждому учителю , работавшему и работающему здесь. Я верю, что эта любовь будет передана нынешнему поколению А воспитанное на любви к своей школе ,родному краю , к Родине, такое поколение будет не способно совершить зло», – Лев ,архиепископ Новгородский и Старорусский.(15.09 2009 г)
Воспоминания об Анатолии Алексеевиче.
В ходе нашей работы, мы опросили ряд людей, которые хорошо знали Анатолия Алексеевича.Вот только некоторые из этих воспоминаний.
Из воспоминаний Иванова В.А.- учителя Перелучской школы
В 1950 году, в сентябре, к нам, шестиклассникам Перелучской школы
семилетней школы, пришли в класс новые учителя: недавно окончившая
институт историк, Петрова Нинель Николаевна и уже работавший в школе
физик, Федоров Анатолий Алексеевич. Нинель Николаевна сразу и навсегда
запечатлелась в памяти 12-13-летних мальчишек и девчонок. Красивая,
строгая, ироничная ,она казалась нам каким-то высшим существом, и мы,
озорная послевоенная безотцовщина даже и не пытались проверять ее на
учительскую “прочность” – если на уроках других учителей наиболее
бесшабашные отроки могли себе позволить небезобидные шутки, и даже
сорвать урок, то на истории это исключалось. Анатолий Алексеевич
привлекал к себе тем, что сам кипел работой и заставлял нас крутиться
около него. Помню – всё физическое оборудование тогда помещалось в
одном шкафу, но уроки физики стоят перед глазами до сих пор. Как ему
удавалось нас “завести”, один Бог знает, но учителем физики я стал не
без влияния Анатолия Алексеевича. Чего стоила экскурсия по физике,
которую Анатолий Алексеевич провел с нами в течение целого выходного дня! Это был поход за 7 км от дома: на гидроэлектростанцию Уверского Бейшлота,на дизельную электростанцию д.Каменец, производственные цеха колхозов “Путь большевика” и “Имени Ленина”. Физика и практическое значение ее в жизни человека позволили нам в условиях бедной материальной базы школы оценить эту науку, понимать ее и знать. Забегая вперед, отмечу, что одним из дидактических принципов Анатолия Алексеевича всегда было тесное взаимодействие изучаемого предмета с жизнью, обеспечивающее интерес к предмету, доступность изучаемого и высокая результативность.
Учителя в те времена были самыми заметными, самыми эрудированными и
культурными людьми в деревне, много сил и времени отдававшими общественной работе среди населения, и я помню спектакли в нашем клубе, артистами, среди которых были наши учителя, а уж Анатолий Алексеевич – один из самых активных. И ставили ведь не оценки, а настоящие спектакли, на которые нас, ребятишек, не пускали, но мы умудрялись в клуб проскальзывать, чтобы увидеть и “Каменного гостя” и “Русалку” …, а в спектакле “Луч грядущего”и я исполнял роль мальчишки. И показывали этот спектакль не только в Перелучах, но и других деревенских клубах и даже ездили с ним на районный смотр самодеятельности в Опеченский Посад – на попутке, нагруженной до небес сеном. Как тут не сказать, что те учителя были подвижниками!
На наших глазах развивался и роман в отношениях Анатолия Алексеевича и
Нинель Николаевны. Это был рыцарский роман. Позже они поженились и Нинель Николаевны стала Федоровой.
В 1952 году я окончил школу-семилетку. Выбирать было не из чего: техникум в Боровичах и на 4 года учебы ,а за 2 года армии я оторвался от школы, от деревни и когда в 1958 году демобилизовался , то приехал домой, то в Перелучах школа уже стала средней, дала первые выпуски, старое здание расширилось более чем вдвое за счет пристройки. Анатолий Алексеевич преподавал физику, астрономию, математику и был душой и инициативой всех новаторских изменений в школе. Меня после демобилизации с благословения Анатолия Алексеевича взяли в школу лаборантом и предложили черчение и электротехнику, в то же лето я поступил в Герценовский пединститут. И до чего же легко и плодотворно работалось под началом Анатолия Алексеевича!
Он начал создание и оборудование кабинета физики, маленькой школьной
электростанции, он вместе с учениками благоустраивал школьную территорию, превращая песчаный пустырь в парк, маршировал с учениками при подготовке праздников. По его инициативе, под его руководством своими силами строился школьный стадион. Далеко не все верили в реальность этого начинания. Горы грунта лопатами и носилками были перемещены для того, чтобы на месте заросшего кустами, с ямами и буграми лужка возникли беговая дорожка, волейбольное, баскетбольное, футбольное поля. По периферии были посажены березки, которые уже стали большими березами. На нашем стадионе стали проводиться не только уроки и школьные соревнования, но он полюбился и сельской молодежи, принимал районные соревнования.
Активно развивалось клубная самодеятельность, равноправным участником
которой стал и я. А сколько мы работали с населением! Предвыборная
агитация, лекции на темы науки, искусства, техники; политучеба; чего стоят
одни политинформации для населения, которое мы, разбившись на группы по два учителя, проводили в деревнях микрорайона школы раз в месяц, вечером ,в любую погоду пешком шли за 2-4 км к колхозникам. В школе в те годы было много молодых учителей и Анатолий Алексеевич казался нам солидным, умудренным жизнью человеком, а ведь был-то он немногим старше нас, но его энергия, умение ставить цели и доводить дело до конца, природная интуиция психолога в отношениях с людьми – ставили его на голову выше не только нас, еще “зеленых” , но и опытных учителей.
Хорошо проявились и организаторские способности Анатолия Алексеевича,
когда его назначили завучем школы. Сейчас я иногда задумываюсь: когда он
успевал все делать? Успевал всюду, все видел, помогал всем, кто к нему
шел, а шли с предложениями, просьбами, и обидами. Мы даже не задумывались ,что он только завуч и его возможности ограничены, что в школе есть директор.
Любил и знал Анатолий Алексеевич природу нашего края. Заядлый охотник и рыболов, вместе с такими же любителями он исходил все леса округи, знал
каждую тропку, озера и реки. Легкий на подъем, он в 1960 году втянул меня
и группу учеников в поход вверх по Мсте. За три дня мы с рюкзаками на
плечах прошли около полусотки километров вдоль реки, пересекли границу
Новгородской и Калининской областей, проехали из Бологое с пересадками
по железной дороге до Боровичей, провели экскурсии на некоторые
предприятия.
Забот у Анатолия Алексеевича хватало, но всегда рядом с ним была его
верная половина – Нинель Николаевна. Ее, выросшей и воспитанной в
городской семье, не знакомы были особенности деревенской жизни – заботы,
связанные с ведением хозяйства, ведь и тогда учителя получали небольшие
зарплаты и вынуждены держать на дворе живность, выращивать овощи и
картофель, а в доме не было газа, водопровода, центрального отопления и
Нинель Николаевне пришлось осваивать премудрости ведения деревенского дома.
Конечно, это стоило ей больших усилий физических и психологических, но
молодая семья Федоровых справлялась с домашними проблемами, успевала днем и вечером работать в школе, обихаживать свой двор и огород, занимать
общественной работой, много читать и растить сына и дочь.
Такие специалисты как Анатолий Алексеевич – очень заметные фигуры и
всегда востребованы обществом, так и нашему завучу предложили пойти на
повышение – принять директорство в Передской школе.
Наша школа много теряла, отпуская Анатолия Алексеевича, хотя к тому
времени в ней уже сформировался очень работоспособный творческий коллектив, выработаны традиции. Да и Анатолию Алексеевичу с его талантом руководителя надо было расти, ставить новые цели, решать новые задачи.
Мои контакты с Анатолием Алексеевичем после его переезда в Передки стали нечастыми, но мы не забываем друг друга и каждой встрече с ним я очень рад – он словно дает энергетическую подпитку, потому что сам он – вечный оптимист и заражает оптимизмом других.
В последние годы, когда в стране происходит развал и крушение созданного
за многие десятилетия под названием перестройка, когда еще совсем недавно
бывшие “убежденными” коммунистами чиновники всех рангов вдруг идея, но”перекрасились”, став либералами и демократами в зависимости от того, что им выгоднее, Анатолий Алексеевич остался тем, кем был до сих пор – коммунистом. Можно спорить, насколько идеалы коммунистической партии жизненны и соответствуют природе человеческого общества, но не уважать и не восхищаться последовательностью тех, кто остался им верен, невозможно. По-моему это лучшая проверка человека на порядочность»
Из воспоминаний главы сельского поселения д.Передки Феофановой Ольги Викторовны.
«Анатолия Алексеевича я знаю с 1969 г., когда пришла учиться в Передскую школу. Сейчас я человек взрослый и часто вспоминаю тех людей , которые помогли мне в жизни. Одним из таких людей и был Анатолий Алексеевич. Он мне сказал «Олечка, ты должна работать в Передской школе».Так и получилось. После 11 класса , я решила сразу не поступать учиться , а остаться в школе работать лаборантом в кабинетах физики и химии(Анатолий Алексеевич преподавал физику), это был совет Анатолия Алексеевича. Я в 10 классе была комсоргом и при этом очень активным , вот поэтому Анатолий Алексеевич и хотел , чтобы я никуда не уезжала. Мне очень нравилась моя работа , тем более за год я сумела подготовиться к поступлению и стала студенткой филологического факультета , где обучали иностранному языку(из-за него я поступала), литературе и русскому языку.
Сейчас , работая в администрации , я понимаю , что Анатолий Алексеевич был правильным руководителем : всех уважал , понимал ,был совершенно бескорыстен , уникален в своей работе- он ею жил.
Самый запомнившийся эпизод –это когда меня наградили значком «За активную работу с пионерами».Я в то время работала пионервожатой и вдруг такая неожиданная награда , тем более его вручали его на областном семинаре.
Какими же качествами обладал Анатолий Алексеевич? Многими , одно из главных -это любовь к детям , во- вторых, у него человек всегда был на первом месте. Кроме того, честность , скромность, всегда творчески относился к любому делу. Он правильно учил , особенно воспитывал любовь к родной земле. Было у него еще хорошее качество: он сначала подумает , а потом только ответит или примет решение , т.е никогда не совершал необдуманных поступков. Прост он был к людям и бескорыстен.»
Из воспоминаний Федорова Евгения , внука :
«Дедушка для меня является идеалом в жизни , потому что он многому меня научил. Прежде всего – самостоятельности и мудрости. Когда мне было лет пять , он приехал к нам (а жила наша семья в п . Кирова) , родители куда-то уезжали ,а он должен был за нами присмотреть и заодно собрать стол , который нам только что купили родители. Я все время мешал дедушке , и тогда он поручил и мне собирать одну часть –верх стола, но я тут же сломал крепежную скрепку, а дед мне не стал помогать , а предложил искать выход , и вскоре я стол собрал, используя маленький болтик ,за что дед меня очень похвалил. В детстве он мне подарил книгу , в которой были собраны необычные загадки , как я теперь понимаю, на развитие логики . И потом , когда я приезжал к нему , он всегда мне их задавал. У деда был культ книг и ума. Он очень любил умных людей и мне всегда повторял призыв: «Учиться , учиться и учиться». В старших классах я стал учиться в Передской школе , потому что дед этого хотел , он был патриот своей школы и считал , что только здесь работают самые лучшие учителя , которые могут вывести в люди даже такого троечника как я . Наверное , так и вышло – я закончил , правда, заочно , политехнический институт .Много воспоминаний про деда из детства . Мы собирались у него пятеро внуков – я , двое моих братьев и двое двоюродных (они дети т. Иры )из Санкт- Петербурга – было очень весело . Наши любимые занятия : рисовать ,играть в домике на огороде , но дед и эти занятия умел привести в какую-то систему, например , нам давался большой лист для рисования и одно из самых трудных заданий деда-это перерисовать его портрет, нарисованный профессиональными художниками. Никто этого , конечно сделать не мог , хотя рисовали мы все неплохо. Потом мы очень любили, сколотив из досок кораблик , пускать его по реке – это было здорово, а потом мы наперебой рассказывали деду , где он застрял , как мы его вытаскивали и т.д.Было очень весело. Дед с бабушкой жили очень дружно, он ,конечно , ее сильно уважал и во всем слушался , что касается домашних дел , а в работу просил не вмешиваться , хотя ведь бабушка тоже работала учителем . У нас в семье часто вспоминали ,что дедушку хотели взять на повышение то ли в область , то ли в Москву , но бабушка считала , что без него школа погибнет , и поэтому никуда его не отпустила.
Дед был рыбаком и охотником , правда , охотничьих трофеев он так и не принес ни разу , а вот рыбу ловил хорошо. Рассказывал про необычной величины сома , которого они поймали с бабушкиным братом Борей.
Я очень люблю деда. Он до сих пор он является примером , даже скорее идеалом моей жизни и когда надо принимать какое-то решение , я всегда думаю о том, а как бы поступил дед.»
Из воспоминания выпускницы Передской школы Беловой Светланы Михайловны.
«С Анатолием Алексеевичем меня связывают многие годы моей жизни. Когда я пришла в 1 класс Передской школы , он был ее директором .А в старших классах он был моим классным руководителем, учителем физики и астрономии. Анатолий Алексеевич был хорошим директором, на долю которого выпало много трудных лет строительства и развития школы, отличным учителем , человеком преданным своей работе , своему делу. Но наиболее тесное общение с Анатолием Алексеевичем было позже , когда он остался один и не мог делать многое по дому , в том числе готовить , я ему помогала :убирала , готовила и много говорили. Он всегда делился своими успехами , планами, очень много рассказывал интересных историй из своей жизни. Ведь за его плечами была очень трудная, но интересная жизнь. Анатолий Алексеевич никогда не стремился к материальными благам, а жил очень скромно , без лишних излишеств .
Общение с людьми ,окружающими его, было важной частью в его жизни , он очень любил гостей , и сам был главным гостем на всех школьных мероприятиях .Всегда был рад помочь и словом , и делом всем , кто к нему обращался.
Анатолий Алексеевич запомнился мне человеком неунывающим. Даже потеря любимой жены , тяжелая болезнь не смогли сломить его жизнелюбия, он до последней минуты оставался верен своему делу. Своей энергией он заводил весь учительский коллектив, был требователен и целеустремлен , никому не давал сидеть без дела . Все свободное время он собирал материал для будущего музея.»
Вывод
После изучения и обобщения опыта Анатолия Алексеевича Федорова следует отметить, что это патриот своей школы , своей территории , своей профессии. Его мысли о школе , ее обустройстве , о воспитании остаются актуальными по сей день. Его жизнь-это эпоха становления нашей Передской школы. Жизнь Анатолия Алексеевича может быть образцом для подражания, поэтому , наверное ,неслучайно он стал Почетным жителем деревни Передки под №1.
Приложения