На Южном Урале предложили привлекать школы к профилактике лесных пожаров

Два года назад в нашем материале, исполнительный директор национального проекта «Сельские школы РФ», руководитель проектов фонда «Институт воспитания строителей страны»Николай Махнёв говорил о тех уроках, которые извлекли региональные власти из ситуации с лесными пожарами. Мы связались с Николаем Аркадьевичем и узнали у него, какие ещё меры профилактики лесных пожаров можно внедрить в Челябинской области сегодня.

По словам Николая Махнёва школы, особенно сельские и школьные лесничества можно интенсивнее привлекать к профилактике пожароопасных ситуаций. Работа со стороны образовательных учреждений уже ведётся и очень большая. Сначала эту деятельность необходимо обобщить, понять каких результатов она достигает, нужно организовать межведомственную площадку с участием региональных властей, на которой сообщество смогло бы обозначить проблемные точки и пути их нивелирования. 

Следующим моментом выступает просвещенческая функция школ. Необходимо интенсифицировать работу со школьниками: рассказать им о мерах поведения, недопущения пожаров, о мерах реакции на обнаружение источника воспламенения. «Это касается не только сельских, но и городских школ», – подчёркивает эксперт.

«Также сельские школы могли бы активнее заниматься выращиванием различных культур по заказам лесничеств. Не только на добровольной основе, а чтобы это стало всё-таки вариантом нормального хозяйствования, за который школа могла бы получить определённые выплаты. Эти выплаты могут пойти на зарплату детям, взрослым, в том числе взрослому населению, участвующему в этой деятельности, но не связанной со школой», – рассказывает Николай Махнёв.

В этой же конве следует и следующее рассуждение эксперта. Школьников, педагогов и неравнодушных людей необходимо привлекать к выполнению работ по уборке мусора. В отдалённых сельских поселениях, подчас, нет хозяйствующих субъектов, которые могли бы оперативно их убрать. А достаточное количество пожаров начинается именно с засоренных участков. «У нас в сёлах существует достаточное большое количество засоренных участков, различных территорий, которые муниципалитеты в силу ряда причин не могут вовремя выкосить, привести в порядок. Кто за это должен ответить? С точки зрения штрафов, законодательство, конечно же, в этой части нужно ужесточать. Но на мой взгляд, если бы школе дали соответствующие материальные и финансовые ресурсы, и школа могла на договорной основе привлекать население для скашивания – это была бы прекрасная практика», – говорит Николай Махнёв. Для привлекаемых школьников будет и воспитательный момент – в них начнут формироваться чувство ответственности за своё поселение, село, чувство сопричастности происходящему в месте, где они живут. Очень важно, чтобы подобные инициативы реализовывались не разнарядным путём, спуску обязанностей без соответствующего пополнения ресурсов, а именно через расширение финансирования, передачи дополнительных средств образовательным учреждениям для реализации целей и задач.

Для стимулирования работы Николай Аркадьевич предлагает создать специальный фонд или организовать НКО, средства из которых и передавались бы школам. «Появился бы ряд НКО, которые этой деятельностью могли бы заниматься. НКО могло бы субсидировать правительство региона, а сами некоммерческие организации заключали бы договора на закупку материальных ресурсов и оплачивали бы труд людей, занятых в этой деятельности», – резюмирует Николай Махнёв.