О событиях в Кемере я тоже кратко напомню. В Telegram-канале Baza вышло сообщение, что около 90 детей угрожают выселить из лагеря в Турции, потому что российский туроператор не оплатил для них отель. Позже дети, вернувшиеся из Турции, поделились в СМИ своими впечатлениями, что они два дня болтались по городу «никому не нужными». Не буду пересказывать все их истории, отмечу только, что отдых был очень плохо организован. Но отдыхать детям нужно. И без родителей тоже, потому что взрослые не имеют отпуска длиной в три месяца. И дети зачастую в этот продолжительный период времени предоставлены самим себе. Так что предложение сенатора Александра Башкина, повторюсь, актуально.
А главное, вся инфраструктура для организации и проведения такого познавательного отдыха в стране уже есть. Знаете, что это? Это здания сельских школ в РФ, где есть столовая, спортивные залы и площадки, актовые залы, места для организации различных видов деятельности. Сельские школы, авторитетно заявляю вам, совсем не такие, какими они живут в ваших воспоминаниях. Они в большинстве своем современные, отремонтированные, комфортные. Но есть одна проблема. В законе, запрещающем в здании школы ночевать. Хотя, на мой взгляд, этот запрет избыточен. Я помню, как ребенком приехал с классом в Москву. На дворе 80-е. Нас поселили в здании школы. Незабываемые впечатления детства. Попробуй сейчас молодая сельская семья из глубинки организовать своему ребенку туристическую поездку в столицу! Дорого, не по карману.
Так неужели школьников нельзя располагать в школьных обустроенных классах на надувных матрасах на полу небольшими группами или на раскладных кроватях? В палатке же можно спать на ковриках и матрасах, а в здании, защищенном от ветра и непогоды, – нельзя.
Детский туристический отдых, организованный на турбазах совместно со взрослыми, сопряжен с разными негативными моментами: там и распитие взрослыми спиртных напитков, которые часто продаются в этих местах отдыха. В школах всего этого, естественно, нет. И они охраняемы. Так в чем проблема? Пусть два месяца из трех, но эти школьные здания могут принимать детей из других регионов.
Чем могут заниматься городские дети во время пребывания на селе или в маленьком городе? Это, естественно, различного вида экскурсии, совместные мероприятия спортивного, патриотического, оздоровительного, познавательного характера с местными сверстниками. Здесь огромное поле деятельности для различных волонтерских проектов (покрасить лавочки и заборы, помочь пожилым людям в решении каких-то проблем бытового характера, много еще разных и хороших дел). Волонтерская деятельность – это то, что увлекает молодежь во всем мире.
В организации такого направления туристической деятельности можно задействовать многоканальные источники финансирования. Например, со стороны Федерации – наподобие Пушкинской карты, где каждый школьник получает примерно 15 000–20 000 руб. в год (цифра условная) для поездок по стране. Здесь может быть организация льготных тарифов на эти поездки от РЖД и перевозчиков. Могут быть бюджеты от крупных городов-миллионников. Это и родительские деньги, так как здесь как раз и возможны варианты недорогого бюджетного туризма, который поможет вовлечь большое число наших школьников в поездки по всей стране.
Выиграет ли сельская школа и сельские муниципалитеты от школьного туризма? На мой взгляд, да. Я говорил об этом с руководителями школ и главами районов. Это, по сути, для них новый инвестиционный проект, который поможет привлечь средства для развития их территорий, заявить о себе, создать новые рабочие места не только в летнее время, но и в другие каникулярные периоды. А главное, у людей на селе появится новый стимул к жизни. Жить с интересом – это модно, полезно для здоровья, перспективно и впечатлительно.