АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫХ ПРОИЗВОДСТВ

Вифлеемский А.Б., д.э.н.,

действительный член

Академии педагогических и социальных наук

 

Создание школьного минитехнопарка

 

Для эффективного развития технологической инфраструктуры государственного (муниципального) образовательного учреждения необходим создание соответствующих структур в рамках школы или при ней. Наиболее эффективно такие структуры можно создавать, если образовательное учреждение перешло в тип автономного учреждения.

 

На развитие технологической инфраструктуры школы возможно получение грантов, средств благотворителей, «шефов» – заинтересованных сельско-хозяйственных, производственных предприятий. При этом в случае, если образовательное учреждение является автономным учреждением, то возможно создание отдельного юридического лица – хозяйственного общества, инвесторами которого могут выступить и другие заинтересованные лица помимо самой школы.

Автономное учреждение вправе выступать в роли участника (учредителя) других юридических лиц, включая коммерческие организации. В соответствии с абз. 4 п. 4 ст. 66 ГК РФ учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в хозяйственных товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом. К хозяйственным обществам относятся акционерные общества, а также общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью (п. 3 ст. 66 ГК РФ).

Автономное учреждение вправе вносить в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника любое имущество, принадлежащее ему на праве оперативного управления, за исключением объектов культурного наследия народов РФ, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда. При этом, чтобы стать участником (учредителем) другого юридического лица, АУ должно получить согласие учредителя, если в качестве взноса (вклада) будет выступать недвижимое имущество, закрепленное за АУ или приобретенное им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, и особо ценное движимое имущество (п. 6 ст. 3 Закона об автономных учреждениях).

Если же АУ создает школьный минитехнопарк на заработанные от приносящей доход деятельности и не вносит в него недвижимое имущество, ценное движимое имущество, то согласия учредителя не требуется.

Бюджетные учреждения вправе передавать другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника имущество только в определенных случаях. При этом бюджетное учреждение не вправе передавать особо ценное движимое имущество, закрепленное за бюджетным учреждением собственником или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимое имущество.

Выступить в роли участника или учредителя некоммерческой организации бюджетное учреждение может только с согласия собственника (коим, как правило, выступает не орган управления образованием, а структурное подразделение администрации, осуществляющее управление имущество).

Пунктом 1 ст. 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом, в частности, п. п. 13 и 14 ст. 9.2 и п. 3 ст. 27 Закона N 7-ФЗ.

Согласно п. 4 ст. 24 Закона № 7-ФЗ в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, в уставный капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника.

Таким образом, согласно п. 4 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами бюджетное учреждение вправе учредить и хозяйственное общество. Именно так, например, вузы могут создавать хозяйственные общества, передавая им имеющуюся у них интеллектуальную собственность (в соответствии с Федеральным законом от 02 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности). Однако школьный минитехнопарк таким образом в виде хозяйственного общества создать нельзя, так как нет специального федерального закона, который бы позволил это сделать.

Создание некоммерческой организации, осуществляющей производственную деятельность, нам представляется нереальным, так как некоммерческие организации не могут иметь целью получение прибыли и её распределение между учредителями. Следовательно, бюджетное образовательное учреждение не сможет получать дохода от деятельности школьного минитехнопарка, созданного в форме некоммерческой организации. Теоретически можно попробовать прописать в качестве целей деятельности такой организации осуществление воспитательного процесса посредством ведения производственной деятельности, однако могут быть проблемы с государственной регистрацией такой некоммерческой организации.

Школа – казенное учреждение должна будет весь доход от деятельности минитехнопарка перечислять в полном объеме в бюджет, выделение же денежных средств из бюджета на деятельность этого структурного подразделения будет сопряжено в большими сложностями, устойчивое финансирование получить практически невозможно. Поэтому в школе – казенном учреждений организовать деятельность школьного минитехнопарка мы полагаем крайне проблематичным, даже в форме структурного подразделения.

Таким образом, на практике только автономные образовательные учреждения могут достаточно легко создать школьный минитехнопарк в качестве самостоятельного юридического лица.

Создание школой хозяйственного общества – школьного минитехнопарка   обосновано в случае выполнения следующих условий:

– наличие результатов деятельности учебно-производственного хозяйства, которые имеют достаточный коммерческий потенциал в рамках массового производства соответствующих товаров или услуг;

– наличие в пользовании объектов инфраструктуры, которые могли бы служить взносом в уставной капитал хозяйственного общества, либо объекты инфраструктуры, которые могут быть предоставлены третьими лицами, потенциальными соучредителями для организации производства и реализации товаров, услуг;

– наличие необходимых объемов финансирования начального этапа развития вновь создаваемого предприятия либо потенциальных соучредителей, которые могли бы осуществить свой вклад в уставной капитал общества, в соответствии с действующим законодательством.

 

Организация деятельности школьного минитехопарка при бюджетном образовательном учреждении на основе Положения о школьном минитехнопарке.

Школьный минитехопарк при бюджетном образовательном учреждении может быть создан в качестве структурного подразделения, и будет действовать на основе Положения о школьном минитехнопарке. В рамках такой деятельности все средства школьного технопарка юридически будут оставаться средствами образовательного учреждения, однако их можно учитывать на отдельных субсчетах в рамках действующей системы бухгалтерского учета в государственных и муниципальных учреждениях.

Положение о школьном минитехнопарке может иметь следующую структуру:

1. Общие положения

2. Цели деятельности и задачи школьного минитехнопарка.

3. Организация и содержание деятельности.

4. Структура школьного минитехнопарка.

5. Управление школьным минитехнопарком.

6. Права и обязанности сотрудников школьного минитехнопарка.

7. Экономические отношения.

8. Документация школьного минитехнопарка.

 

Школьный минитехнопарк – самостоятельное юридическое лицо
при автономном образовательном учреждении.

 

Перед началом регистрационных действий необходимо определить наименование, а также организационно-правовую форму хозяйственного общества. Российское законодательство предусматривает следующие виды обществ: общество с ограниченной ответственностью (ООО), закрытое акционерное общество (ЗАО) и открытое акционерное общество (ОАО). Однако для создания открытого акционерного общества необходимо для начала зарегистрировать ЗАО с тем, чтобы в последующем осуществить эмиссию акций. Таким образом, перед школой стоит следующий выбор: ООО или ЗАО.

По нашему мнению, целесообразно создание общества с ограниченной ответственностью, так как создание акционерного общества предполагает более сложную процедуру и лишние затраты, несение которых, на наш взгляд, нецелеообразно.

При этом в ООО, также как и в ЗАО продажа акций, принятие в общество новых участников, а также отчуждение участником своей доли в пользу третьих лиц в уставе ООО может быть ограничено.

Важным обстоятельством при привлечении инвесторов для создания школьного минитехнопарка является то, что при принятии решений участниками ООО требуется большая согласованность действий участников, что поддерживает консенсус и не допускает злоупотреблений.

В тоже время при постоянном конфликте участников либо в случае, когда кто-то из участников систематически не участвует в собраниях, решение вопросов, требующих единогласного решения всех участников, становится невозможным.

Денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении автономного учреждения могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации». Это означает, что в случае, если школа обладает достаточным количеством денежных средств, то она может осуществить создание хозяйственного общества самостоятельно без привлечения третьих физических или юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве соучредителей инвесторов.

Однако при создании хозяйственного общества необходимо учитывать объем затрат первого этапа развития предприятия по развитию производственной деятельности (если, конечно, речь не идет об уже ведущейся деятельности):

– заработная плата персонала,

– расходные материалы при производстве,

– реклама, продвижение производимой продукции,

– административные расходы, связанные с производством,

– непредвиденные расходы.

Учитывая, что в зависимости от вида производимого в школьном минитехнопарке продукта или услуги, выход на самоокупаемость и возврат инвестиций может занять от нескольких месяцев до нескольких лет, необходимо осуществить четкое финансовое планирование, в том числе с учетом конъюнктуры и емкостью рынка. С этой целью целесообразно составить бизнес-план деятельности школьного минитехнопарка, в котором должны учитываться все экономические показатели, включая оценку всех материальных и нематериальных активов, вносимых школой в уставный фонд хозяйственного общества.

Разработанный бизнес-план позволит определить общую сумму необходимого уставного капитала, исходя из которой можно будет принять обоснованное решение о самостоятельном создании хозяйственного общества либо о привлечении инвесторов соучредителей, переговоры с которыми будут осуществляться исходя из содержания бизнес-плана.

Кроме соучредительства, целесообразно рассмотреть следующие возможности по материальному обеспечению деятельности школьного минитехнопарка на этапах создания и становления, в соответствии с показателями бизнес-плана:

– самостоятельное финансирование автономного учреждения,

– получение кредита,

– рассмотрение возможности использования льготных финансовых инструментов для малых предприятий, а также для предприятий инновационного сектора, осуществляемых в соответствующем регионе,

– взаимодействие с благотворительными фондами,

– получение гранта или разовой субсидии;

– работа с предприятиями («шефами»);

– привлечение средств родителей обучающихся и других юридических и физических лиц в виде пожертвований.

В случае если оптимальным решением оказывается привлечение соучредителей, то необходимо обеспечить максимальную юридическую защиту интересов школы. Важно помнить, что при учреждении хозяйственных обществ все договоренности, закрепленные в Уставе, а также в Договоре об учреждении общества являются обязательными для исполнения и последующее изменение условий является трудной юридической и переговорной задачей. Очень часто зависимость от инвестиций и финансовых взносов может негативно сказаться на процессе ведения переговоров о размере доли участия и количестве акций. Также важно помнить, что доля участия определят не только размер дивидендов, но и степень влияния на оперативную деятельность хозяйственного общества.

Кроме того, со временем могут возникнуть новые объекты потенциального спора между учредителями:

– торговое наименование товара, услуги, предприятия, которое за время работы может стать ценным нематериальным активом,

– денежные средства, принадлежащие хозяйственному обществу – школьному минитехнопарку,

– имущество, приобретенные школьным минитехнопарком самостоятельно,

– другие активы и объекты, приобретенные за время хозяйственной деятельности школьного минитехнопарка.

Прежде чем приступать к процедуре создания школьного минитехнопарка в качестве общества с ограниченной ответственностью (формированию уставных документов и процедуре регистрации общества), необходимо удостовериться в полной и всеобъемлющей защите интересов школы как учредителя вновь создаваемого предприятия, в том числе с учетом требований Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Здесь прежде всего следует учитывать следующие положения ст. 13 названного закона:

– имущество, которое является государственной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество), которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и возникновение, обособление или приобретение которого предназначено для целей образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей, может использоваться только в данных целях;

– если государственное или муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей. Договор аренды не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий. Договор аренды может быть признан недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством;

– порядок изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество) и возникновение, обособление или приобретение которого связано с целями образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей, устанавливается органами местного самоуправления при условии предварительного создания (приобретения, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения указанных целей.

Созданное школой общество с ограниченной ответственностью «Школьный минитехнопарк» может функционировать как малое предприятие с учетом соблюдения требований, содержащихся в ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Критериями определения категории субъекта малого предпринимательства для хозяйственных обществ, служат следующие показатели:

– средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек;

– выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предприятия, соответствующие установленным в Законе критериям, вправе рассчитывать на участие в государственных программах поддержки малых предприятий, получение льгот, а также специализированных услуг. Поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется как федеральными, региональными, так и муниципальными органами исполнительной власти.

Помимо системы поддержки малых предприятий, созданные школами – автономными учреждениями хозяйственные общества могут воспользоваться существующими федеральными и региональными программами поддержки малого и среднего бизнеса.

Создание Общества с ограниченной ответственностью «Школьный минитехнопарк» осуществляется учредителями. Если школа – автономное учреждение – его создает самостоятельно, то именно её директору необходимо назначить ответственного и выдать доверенность на регистрацию нового юридического лица. Как правило, регистрация поручается директору создаваемого юридического лица.

Дата начала деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Школьный минитехнопарк» является датой внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Прежде чем приступить к процедуре регистрации, в процессе создания необходимо определить ряд параметров.

Назначение директора. Директор является единоличным исполнительным органом и его данные (имя, фамилия, отчество) должны быть указаны в протоколе общего собрания учредителей, который входит в комплект документов, подаваемых на регистрацию общества. Можно также указать и паспортные данные, адрес регистрации, ИНН. Помимо функций единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью, а также руководителя этого предприятия, на директора в протоколе следует возложить все действия по регистрации общества, в том числе подачу документов.

Местонахождение юридического лица (юридический адрес) является одним из основных реквизитов общества с ограниченной ответственностью, вносимых в ЕГРЮЛ. Этот адрес должен быть указан в тексте Устава общества, а для подтверждения наличия юридического адреса необходимо подготовить следующие документы:

– гарантийное письмо (от собственника, гарантирующее размещение по приобретаемому адресу после процедуры регистрации общества),

– нотариально заверенная копия свидетельства о праве собственности;

– акт приема-передачи помещения (от собственника арендатору, если помещение арендуется).

В случае если школа намерена передать помещения, находящиеся в оперативном управлении, в уставный фонд хозяйственного общества, и данное помещение планируется указать в качестве юридического адреса общества, то об этом указывается в гарантийном письме.

При подготовке документов для подачи в регистрирующий орган необходимо оформить в соответствии с Уставом школы, решение о создании общества с ограниченной ответственностью, которое также должно быть приложено к комплекту документов.

Решение о создании Общества с ограниченной ответственностью «Школьный минитехнопарк», утверждение устава, а также назначение директора оформляется протоколом общего собрания учредителей.

При подготовке устава общества следует определить и указать виды деятельности хозяйственного общества. Виды деятельности определяются в соответствии с кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). Основные виды деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Школьный минитехнопарк», должны быть связаны с производством, торговлей, оказанием услуг. Точные формулировки видов деятельности должны соответствовать формулировкам ОКВЭД.

Если общество с ограниченной ответственностью учреждается двумя или более лицами, то учредителям общества следует осуществить подготовку не только устава общества, но и Договора об учреждении общества, сторонами которого станут учредители (например, школа и инвестор). В этом договоре, в частности, должно быть прописано, какой вклад в общество делает каждый их учредителей. Если вклад делается имуществом, то производится его денежная оценка и определяется доля в создаваемом обществе.

Следует иметь в виду, что доля в создаваемом обществе означает не только право на соответствующую часть прибыли, полученной обществом, но и определенные полномочия по управлению обществом.

Таким образом, перед подачей документов в территориальный орган Федеральной налоговой службы Российской Федерации школе необходимо принять решение о создании хозяйственного общества или провести собрание учредителей, на котором будет принято решение о создании хозяйственного общества. Если общество учреждается одним юридическим лицом – школой, то собрание учредителей, естественно, не проводится. В этом случае учредитель общества подготавливает проект устава общества и проект решения об учреждении общества. Указанное решение принимается учредителем единолично.

В решении о создании Общества с ограниченной ответственностью «Школьный минитехнопарк» должны быть отражены следующие вопросы:

– создание общества определенной организационно-правовой формы и с определенным названием;

– определение местонахождения общества;

– определение размера уставного капитала Общества с ограниченной ответственностью «Школьный минитехнопарк» и размера доли каждого участника в уставном капитале хозяйственного общества;

– определение порядка оплаты долей участниками общества;

– утверждение устава Общества с ограниченной ответственностью «Школьный минитехнопарк»;

– назначение единоличного исполнительного органа – директора;

– формирование (при наличии в соответствии с уставом) коллегиального исполнительного органа и наблюдательного совета (совета директоров);

– осуществление государственной регистрации общества.

Таким образом, учредители должны собрать следующий пакет документов об учреждении общества для регистрации:

– Устав ООО;

– Договор об учреждении ООО;

– Протокол общего собрания участников о создании ООО, с указанием размера уставного фонда, способа внесения взносов, сведений о генеральном директоре;

– Заявление о регистрации ООО и внесении сведений в ЕГРЮЛ (требует нотариального заверения);

– Документы, подтверждающие сведения о месте нахождения (юридическом адресе);

– Квитанция об оплате госпошлины.

Кроме того, необходимо сформировать следующий пакет документов для каждого юридического лица – учредителя Общества с ограниченной ответственностью «Школьный минитехнопарк» (в том числе школы):

– свидетельство о государственной регистрации (ксерокопия);

– устав (ксерокопия);

– ксерокопии всех изменений, вносимых в учредительные документы (если они были);

– свидетельство о постановке на налоговый учет (ксерокопия);

– коды статистики (ксерокопия);

– выписка из ЕГРЮЛ (ксерокопия);

– протокол решения уполномоченного по Уставу коллегиального органа о создании хозяйственного общества с указанием лица, уполномоченного представлять интересы школы на собрании учредителей хозяйственного общества (как правило, директора).

Комплект документов школы должен быть предоставлен с целью подтверждения соответствия факта создания хозяйственного общества действующему законодательству, а также внутренним документам (уставу) школы.

В случае, если другие учредители также являются юридическими лицами, они также должны представить соответствующий пакет внутренних документов.

Учредители оплачивают уставный капитал общества в размере не менее 50% на момент государственной регистрации общества; оплачивают государственную пошлину и представляют устав общества и иные необходимые документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ИФНС России по адресу местонахождения общества).

Общие правила оплаты долей в уставном капитале общества установлены ст. 15, порядок оплаты таких долей при учреждении общества определяет ст. 16 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью). Оплата долей в уставном капитале общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами. В случае оплаты долей в уставном капитале общества в неденежной форме учредители общества обязаны оценить их в соответствующей денежной сумме.