Валеева Наталья Степановна

  Валеева Наталья Степановна родилась 30 октября  1952 года в городе Златоусте Челябинской области в семье участника ВОВ, рабочего машиностроительного завода имени В.И. Ленина   Ковалева Степана Яковлевича и рабочей Ковалевой Галины Михайловны. Отец и мать оказали большое влияние на формирование  ее личности. Ковалев Степан Яковлевич привил дочери любовь к чтению, совершенствованию имеющихся  знаний, т.к. всю свою жизнь он учился, поднимался по служебной лестнице. Коммунист Ковалев С.Я. верно служил своей Родине. От отца Наталья унаследовала хорошие организаторские способности. Мать, Галина Михайловна, учила дочь честности и порядочности, трудолюбию и исполнительности.

     Во время обучения в средней школе №10 с углублённым   изучением немецкого языка города Златоуста девушка проявляла интерес к профессии учителя. В школе работали настоящие профессионалы, прекрасные воспитатели. У них было чему научиться, было с кого брать пример. Талантливые наставники заметили любовь девочки к родному городу и ее неплохие литературные способности. Она стала помощником учителей в организации поисковой краеведческой работы в качестве заместителя директора школьного краеведческого музея и его экскурсоводом. Экскурсии для гостей школы проводились на 2-х языках – русском и немецком. Также выпускала  литературный альманах о работе школы по разным направлениям. За активную общественную работу была направлена в 1970 году в составе делегации Челябинской области на всесоюзный слет пионеров в город Ульяновск, который был посвящен 100-летию со дня рождения В.И. Ленина.

   В 1970 году Наталья Степановна  стала студенткой факультета иностранных языков  Магнитогорского Государственного педагогического института, который она успешно заканчивает в 1975 году по специальности «учитель немецкого и английского языков». С этого момента начинается ее путь в профессию.

   Первый год молодой специалист постигает азы выбранной профессии в городе Златоусте в железнодорожной школе №77. Но уже через год, она по семейным обстоятельствам с семьей переезжает в город Джезказган Казахской ССР.  Хорошие организаторские способности и тягу к воспитательной работе учителя  иностранных языков оценило руководство школы, и в 1978 году Валеева Н.С. была переведена на должность организатора воспитательной работы школы №13 города Джезказгана. Организации воспитательной работы школы молодой педагог отдавала все свои силы и энергию, поэтому оценкой качества ее работы стало назначение на должность директора молодой школы № 2 областного центра.

  Очень скоро Наталья Степановна поняла, что решение хозяйственных проблем школы занимает очень много времени директора. На сам процесс воспитания, методическую работу его практически не осталось. Кроме этого в письмах   от родных все чаще звучали призывы вернуться, да и душа звала к любимым русским березам. В1986 году она принимает решение вернуться с семьей в родной город. Судьба выбрала для нее снова цифру 13, среднюю школу №13 станции Тундуш. Она – учитель немецкого языка. С 1987 по 1993 год Валеева Н.С-заместитель директора по учебно- воспитательной работе школы. Изюминкой ее работы с коллективом в качестве «учителя учителей» стало внедрение в практику обучения активных его форм, сейчас эти формы организации учебного процесса называют инновационными. Психологические семинары только еще  появились в  методической работе учебных заведений, а они уже вошли в систему работы со школьниками средней школы №13.Заместитель директора старалась держать руку на пульсе новых веяний в системе образования. Поиск эффективных средств организации учебно- воспитательной работы стал основным направлением деятельности заместителя директора.

   Возникшие в это время проблемы со здоровьем послужили причиной того, что Наталья Степановна оставляет административную деятельность и переходит на должность учителя данной школы. Работу с классом она всегда считала  основным в работе учителя.  Создать дружный классный коллектив и сделать его жизнь интересной и насыщенной – главная задача любого классного руководителя. Администрация школы посчитала, что учителю вполне по силам и решение более сложных задач. В 2007 году в школе под ее руководством появился клуб старшеклассников, который сами ребята назвали «ШКАП» – «Школьный корабль «Алые паруса». Он стал школой обучения старшеклассников навыкам самоуправления. Этот проект, как сейчас бы его назвали, оказался очень успешным. На городском конкурсе моделей ученического самоуправления он занимает первое место среди школ города. А главное, клуб завоевывает любовь старшеклассников и желание принимать активное участие в его деятельности. Дети получают возможность реализации своих  интересов и способностей. Руководитель клуба делится опытом  организации работы со старшеклассниками с педагогическим сообществом города. Во всероссийском  научно – методическом журнале «Классный руководитель» №6 за 2012 год появляется статья об опыте организации самоуправления в школе под названием «Клуб старшеклассников «Школьный корабль «Алые паруса». С опытом работы учителя в названном направлении познакомилась вся страна.

   В 2008 году Валеева Н.С. приняла участие в городском профессиональном конкурсе “Учитель года – 2008” в номинации “школьный учитель”. По итогам его 4-х этапов она вошла в шестерку финалистов конкурса.

  Ученики учителя иностранного языка Валеевой Н.С. – постоянные участники ВОШ муниципального этапа, по итогам олимпиад часто входили в десятку сильнейших и становились их  призерами, успешно конкурируя с уч-ся школ города. Ее воспитанники  занимали вторые и третьи места в региональных конкурсах по немецкому языку. Учитель неоднократно представляла свой опыт работы, как учителя иностранных языков, на заседаниях МО учителей немецкого языка города Златоуста. Ею был показан цикл открытых уроков, которые посещали учителя школы и члены городского МО.

  В 2012 году Валеева Н.С. приступила к разработке нового проекта воспитательной направленности. Она стала руководителем школьного краеведческого музея, который на тот момент состоял из одного отдела ВОВ. Учитель видит в создании системы  по любому из направлений воспитательной работы залог  ее успеха. Уже через три года в школе сложилась система работы по патриотическому воспитанию школьников, центром которой стал музей Боевой Славы. При музее работала группа учащихся-  активистов, творческое объединение “Наследие”, куда входили экскурсоводы, члены лекторской группы, поисковики, редколлегия. Девизом работы актива стали слова “Музей работает на школу, школа работает на музей.” Началась поисковая работа классных коллективов по пополнению школьного музея краеведческими материалами. На традиционных отчетных конференциях поисковики классов отчитывались в выполнении поисковых заданий. На базе собранных материалов при поддержке администрации школы был создан музейный комплекс, открыты отделы гражданской войны и локальных войн, истории школы, отдел краеведения и Стена Славы. Наталья Степановна подготовила группы экскурсоводов по всем отделам музея, которые проводили экскурсии, как для гостей музея, так и для учащихся всех классов школы. В работу по патриотическому воспитанию молодежи  были вовлечены такие организации, как ДК поселка, детский сад № 52, ДШИ № 3, сельская библиотека. Координатором плана сотрудничества стала руководитель школьного музейного  комплекса Валеева Н.С..  В соответствии с планом работы воспитательные организации поселка проводили совместные митинги, конкурсы, лыжные походы по местам боевой славы, конференции, встречи с ветеранами локальных войн и ВОВ и многое другое.

   С 2013 года учащиеся школы под руководством Валеевой Н.С. – участники, победители  и призеры разных городских и региональных конкурсов патриотической направленности. Сама Наталья Степановна – частый победитель и призер муниципальных конкурсов в номинации “Методическая разработка внеклассного занятия”, таких как   “Ветераны живут среди нас”,  краеведческого курса “Я-Златоустовец” и других.  Музей, действительно, стал центром    патриотического воспитания поселка Центральный.

   Валеева Н.С.-призер конкурса “Народный учитель – 2017″в номинации “Ветеран педагогического труда”, победитель конкурса лучших учителей ЗГО в номинации “Лучший педагогический работник образовательного учреждения -2013″(грант главы ЗГО). За 46 лет педагогической деятельности неоднократно была поощрена грамотами Управления образования города Златоуста, законодательного собрания и главы города Златоуста, Златоустовской городской организации “Союз ветеранов Афганистана”. В 2012 году она была удостоена грамоты Министерства образования и науки Челябинской области.

   Учитель охотно делилась опытом своей работы в средствах массовой информации. В научно – методическом журнале “Начальное образование” №3 за 2009 год опубликован сценарий урока немецкого языка с использованием новых технологий, а в журнале “Педсовет”№8 за 2010 год разработка сказочного игрового вечера “У осенней лесной избушки”. Наталья Степановна в своих статьях неоднократно знакомила читателей газеты “Златоустовский рабочий” с событиями школьной жизни и освещала деятельность  ГМО учителей немецкого языка города Златоуста.

   К любимым занятиям Натальи Степановны относится фотографирование. Ее фото становились победителями и дипломантами  в конкурсах городского и областного уровней, таких как конкурс художественных фотографий “Образование смотрит в объектив”, фотоконкурс газеты “Златоустовский рабочий” “Остановись, мгновенье!, газеты “Синегорье” и других.

   Валеева Наталья Степановна имеет 2-х сыновей. Старший, Марат Ильясович, успешно работает в системе дополнительного образования города Магнитогорска. Педагога высшей квалификационной категории часто привлекают в качестве судьи и эксперта на различных конкурсах регионального и муниципального уровня. Его воспитанники – призеры и победители соревнований в облати “Робототехника”.

   Младший, Денис Ильясович, трудится в банковской сфере российской экономики.

   Валеева Н.С. в 2021 году ушла на заслуженный отдых.