К особенностям российской сельской школы относятся:
- включенность в сельскохозяйственную среду и близость к производству, зависимость от условий жизни в деревне;
- малая наполняемость классов, отсутствие большого педагогического и ученического коллектива;
- многопрофильность в учительской деятельности,
- удаленность от культурных центров,
- недостаточная, зачастую, материальная база школ.
Деятельность российской сельской школы характеризуют следующие отличительные педагогические черты:
- значительное влияние на сельскую жизнь оказывают родственные отношения;
- существует неформальный контроль поведения детей и подростков;
- круг общения школьников не широк, что затрудняет развитие личности;
- учителя сельской школы зачастую проводят с детьми больше времени, чем их родственники;
- ограничен культурный выбор;
- занятия физическим трудом начинаются с раннего детства, как правило, на открытом воздухе, на селе мало кто специально занимается физической культурой для поддержания здоровья.
Укорененность в истории
История российского образования знает немало примеров построения уникальных моделей сельских школ, отвечавших духу времени. Вспомним опыт сельской школы в селе Татево Тверской губернии С.А.Рачинского в конце ХIХ века, М.К.Тенишевой – известной меценатки, организовавшей сельскую ремесленную школу в Талашкине Смоленской губернии в начале ХХ века. Деятельность С.Т.Шацкого в первой четверти ХХ века по созданию сельской школы – центра социализации в Обнинске Калужской области. Значим опыт сельских школ советского периода 1950 – 80 -х гг. – Павлышской школы В.А.Сухомлинского, Дедуровской школы Оренбургской области Н.К.Калугина, Сахновской средней школы А.А. Захаренко.
В условиях глобальной по своим масштабам трансформации сельского социума он продолжает и. Сельские жители в большинстве своем сохраняют традиционные черты российской ментальности, остаются обладателями коллективного сознания, сторонниками соборных ценностей, наследниками исторической памяти предшествующих поколений, хранителями опыта, традиций народной педагогики, медицины, культуры, агрономии. Именно в области коллективной психологии крестьянства нужно искать объяснение способам сохранения и развития сельского социума. Как справедливо заметил один из директоров сельской школы, «есть черты в человеческом характере, которые воспитываются только полем, землей и природой».
Будем помнить и о том, что сельская школа — это уникальный социальный институт, способствующий динамичному развитию общества, к которому всегда обращены его надежды.
Сельская школа вновь бросает вызов времени, жизненная реальность требует создания такой системы педагогической деятельности, которая соответствовала бы современным реалиям.
Михаил Викторович Богуславский
Научный руководитель проекта «Энциклопедия сельских школ РФ», главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, почетный работник науки и высоких технологий РФ, почетный профессор Московского городского педагогического университета, председатель Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО.