БИНЕВ: вот мы, я имею в виду радиостанцию «Говорит Москва», заручились поддержкой вашего проекта развития сельского образования. Речь идёт о том, что вы стали в большую очередь на получение соответствующего гранта. Есть успехи или очередь по-прежнему стоит на месте и топчется, и в окошке не видно щедрой чиновничьей руки? Доверяют ли они вам, вашему проекту, и не считают ли эти ваши претензии на грант уж избыточными?
МАХНЕВ: ну, грант даёт не чиновническая рука, грант даёт фонд культурных инициатив. Но там тоже чиновники. Ну, не совсем так. Там есть эксперты, которые проверяют заявки. Фонд нанимает экспертов, которые проверяют заявки, так сказать, заключают договор с фондом и проверяют заявки. То есть, это хорошая нормальная история. Конечно, уровень экспертов, понятно, тоже разный. То есть, это профессионалы, которые нанимаются фондом. Сам фонд, культурных инициатив работает очень добросовестно и много поддержано различных проектов. Есть надежда? Ну, конечно. Мы будем ждать декабря. Само, я думаю, название проекта «Говорит Москва о сельской школе страны» много к чему обязывает. То есть, Москва должна научиться говорить о сельской школе. Потому что это один из самых развитых городов Земли, с точки зрения инфраструктуры.
И эта инфраструктура модернизационная всё-таки частично обеспечена была и за счёт притока людей из сельских территорий нашей страны. И то, что они успешно работают, не все, конечно, но многие из них успешно работают в Москве, это тоже говорит о качестве сельского образования и качестве сельской школы страны. То есть, с людьми, наверное, из сельской школы мы сталкиваемся в самых различных отраслях, и в том числе, и в правительстве города Москвы.
БИНЕВ: Вы не сомневайтесь, что наша радиостанция ваш этот проект поддержит, и мы будем давать вам возможность здесь высказываться у нас в эфире именно так, как вы, видимо, написали в своей заявке. Я так предполагаю.
МАХНЕВ: предполагается отличная история, когда на 40 радиопередачах выступят директора, учителя сельских школ и расскажут об уникальных кейсах, которые есть в этих школах. Но что же здесь ещё очень важно, и спасибо радиостанции, что здесь при помощи Университета Вернадского мы сможем составить методическое пособие, которое вот эти кейсы помогут применить в других территориях нашей страны, чтобы вот передачи радиостанции «Говорит, Москва» не остались как бы только монологом для небольшой части людей, а действительно они остались как пособие для возможности их реализации в своих территориях. То есть, чтобы они не были монологом, а были диалогом. Вот, правильно очень, Андрей Петрович, вы заметили. Ну и второй момент. Мы надеемся, что это очень важно для части бывших сельских жителей, для родственников, потому что у многих матери, отцы, дедушки, бабушки жили в сёлах.
А сейчас внуки их и правнуки живут здесь в Москве. И это станет хорошим напоминанием и поводом, может быть, приехать на малую родину, помочь ей в реализации каких-то проектов материальных или организационных, или каким-то другим путём. Навестить эти места, посмотреть, где они учились. Это то, что действительно нас связывает. И вот когда мы поставили этот вопрос перед московским образованием, я всё-таки эту историю буду продолжать и верить, что этот уникальный проект при очень небольших деньгах, которые легко может собрать московская школа, может развиваться. Ну, что такое 15-20 тысяч в год, да? Но здесь создается уникальный ресурс -Энциклопедия сельских школ нашей страны. Я же не говорю, что эти деньги должны пойти из бюджета московского образования. Но, московская школа – это 150-200 человек коллектива на сегодняшний день. И собрать 15-20 тысяч рублей в год с такого количества людей – профессионалов, культурных людей, образованных людей, на мой взгляд несложно, здесь нужно просто понимание для чего, зачем и как.
БИНЕВ: а как вы можете собирать эти деньги?
МАХНЕВ: у нас есть организация НКО – Фонд содействия развитию образования, культуры и спорта «Институт воспитания строителей страны», и мы видим это разными вариантами, например что из московских директоров будет создан определённый попечительский или наблюдательный совет. И они будут отслеживать, как расходуются деньги. А второй момент. Здесь очень важно, чтобы московские школы смогли рассказать и о своих хороших, замечательных достижениях. Потому что у нас есть в образовании неправильная сюжетная линия, что всё решается только за счёт денег. Абсолютно не так.
Многое решается за счёт денег, но далеко не всё. А мы что, убрали профессионализм, мы убрали творчество, мы убрали массу других вещей, которые заставляют человека быть человеком
Ну, на мой взгляд, взгляд педагога, всё-таки школе надо держаться верных смыслов, как говорил мой покойный друг Дмитрий Васильевич Григорьев, один из основателей проекта «Энциклопедии». Держаться верных смыслов и находить их всё-таки надо в человеке, видеть человеческое и укреплять это человеческое.
старт проекта, Тула, апрель 2015 год. На фото, крайний слева – Д.В. Григорьев.